Методическое письмо для учителей русского языка и литературы

Методическое письмо «Создание организационно – педагогических условий для подготовки учителей русского языка и литературы  к введению ФГОС«Стандарт ориентируется на достижение качественно иных результатов образования и переход от ассоциативно – репродуктивной модели обучения к модели, построенной на деятельностных принципах. Как и в любом другом деле центральной фигурой всех изменений был и остаётся человек, педагог, учитель, инициатива и квалификация которого в значительной мере определяют успех модернизации в целом. Действительно, кадры школы должны иметь не про...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 66 городского округа Самара











Методическое письмо

«Создание организационно - педагогических условий

для подготовки учителей русского языка и литературы к введению ФГОС»

Подготовила

заместитель директора

по учебно-воспитательной

работе,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 66 г.о. Самара

Мудрик О.Ю.

















2012

О стандарте. Развитие нашей страны обусловило необходимость модернизации системы образования. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом № 373 от 06.10.2009 года Министерства образования и науки Российской Федерации, представляет собой совокупность требований, обязательных для реализации основной образовательной программы образовательным учреждением. Эти требования предъявляются к результатам освоения основной образовательной программы, к структуре основной образовательной программы, к условиям реализации основной образовательной программы.

Стандарт ориентируется на достижение качественно иных результатов образования и переход от ассоциативно - репродуктивной модели обучения к модели, построенной на деятельностных принципах. Как и в любом другом деле центральной фигурой всех изменений был и остаётся человек, педагог, учитель, инициатива и квалификация которого в значительной мере определяют успех модернизации в целом. Действительно, кадры школы должны иметь не просто базовое профессиональное образование и необходимую квалификацию, они должны быть способны к инновационной профессиональной деятельности. В этом суть кадровой политики в условиях современного общества.

Министерством здравоохранения и социального развития 14 08. 2009 года в Приказе № 593 утверждены квалификационные характеристики должностей работников образования, в которых определены компетенции педагогических работников: профессиональная, информационная, коммуникативная, правовая.

Другими словами, обладая всем перечисленным выше, наши учителя должны легко понять, принять и работать в рамках ФГОС. Однако на самом деле зачастую ситуация в школах складывается иная.

О школе. МБОУ СОШ № 66 городского округа Самара ведёт своё летоисчисление с 1964 года, именно тогда 1100 мальчишек и девчонок впервые переступили её порог, на сегодняшний день у нас представлены все параллели и обучается 550 учащихся. За 48 лет школу закончили более 5,5 тысяч учеников, выпускники ежегодно награждаются медалями «За отличные успехи в учении» (за истекший период этот показатель составил - 18 золотых и 125 серебряных медалей).

Школа оснащена всем необходимым: 25 учебных кабинетов соответствие с требованиями СанПиНов, методический кабинет, музей, 2 спортивных зала, 2 компьютерных класса; танцевальный класс; библиотека (книжный фонд - более 14 тыс.экз.); кабинет психологической разгрузки; медицинский и процедурный кабинеты; столовая. ОУ получило статус «Инновационно - активная школа» в области здоровьесбережения, создана программа «Планета Здоровья», рамками которой охвачены вопросы здоровья учеников с 1 по 11 класс, родителей и учителей. Особое внимание уделено спортивному направлению: функционирует ряд секций и военно-патриотический клуб. Также приоритетным является краеведческое направления, позволяющее ученикам разных классов изучать свой край и на уроках, и во внеурочной работе.

Кадровый состав представлен следующим образом: из 32 педагогов -28 (87,5%) имеют высшее профессиональное образование, 27 (84%) - высшую и первую категории, стаж работы более 26 лет - у 23 (72%). Другими словами, школа 66 - эта обычная школа, коих большинство в нашем городе и которой так же, как другим, необходимо было со своим имеющимся (в какой-то степени среднестатистическим) потенциалом начинать работать в рамках ФГОС.

Характеристика начальной школы. В целях обеспечения эффективного перехода нашей школы на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования был проанализирован имеющийся кадровый потенциал, а именно:

  • укомплектованность начальной школы педагогическими работниками;

  • уровень их квалификации;

  • профессиональное развитие педагогических работников, в том числе и саморазвитие;

  • взаимодействие учителей с педагогическим сообществом.

По состоянию на 2010/2011 учебный год учительский состав начальных классов был следующим: 88% учителей имели высшее профессиональное образование, 50% - категории, только 38% учителей за последние пять лет прошли обучение на курсах повышения квалификации объёмом 144 часа, а остальные посещали курсы объёмом часов на порядок ниже. Тематические семинары посетили за учебный год все, но участниками - выступить с докладом, поделиться опытом работы, провести мастер-класс и прочее - не согласился никто. К этому надо добавить, что средний возраст учителя начальной школы - 47 лет, а большой стаж работы (у 87% он более 15 лет) свидетельствует о том, что это люди со сложившимся «учительским поведением» и своим представлением о процессе обучения и воспитания. Как правило они противятся введению всего нового, потому что пользуются знакомой, хорошо понятной им, методикой проведения урока, упрощённо понимают сущность и технологию реализации системно - деятельностного подхода, не чувствуют принципиальную новизну вопроса. Сложившаяся непростая ситуация осложнялась ещё и тем, что в школе не всегда воспитателями ГПД были учителя начальных классов, эту работу выполняли преподаватели среднего звена, не было социального педагога, психолог не владел методикой работы в рамках ФГОС. А руководители кружков делали основной упор в своей работе не на учеников первых классов, отдавая предпочтение ученикам 2-4 параллелей. Необходимо добавить, что ни у одного учителя начальных классов не было опубликованных авторских работ: программ, курсом, методических разработок, педагогических эссе и пр., а принимать активное участие в мероприятиях вне ОУ с выступлением, мастер - классом или консультированием учителя соглашались с большой неохотой.

В результате проведённого анализа обозначились следующие проблемы:

  • стереотип мышления;

  • трудности с отказом от репродуктивного обучения;

  • субъективное отношение к новшествам;

  • увеличение объёма работы за счёт появления незнакомой дополнительной деятельности;

  • нежелание переучиваться и приспосабливаться к новым обстоятельствам.

90% учителей начальных классов противились началу работы по введению новых стандартов. Чтобы это сопротивление преодолеть, необходимо было продумать систему действий, план шагов, этапов работы с педагогическими кадрами, нужно было начать оказывать действенную помощь.

Ход действий. Первостепенной задачей для методической службы стало изменение мировоззрения педагогического работника начальной школы и принятие идеологии стандарта. На этом этапе стало понятно, что надо изменить в существующей образовательной среде ОУ, чтобы привести её в соответствие с моделью, определяемой ФГОС. Этот первый этап работы мы назвали проблемно - ориентированным анализом (сам анализ приводится выше).

Следующим этапом было проектирование желаемого результата. Другими словами, нужно было попытаться найти ответ на вопрос: какой должна стать конкретная образовательная модель начальной школы, нашей школы, чтобы соответствовать нормативной. Для согласованной и скоординированной работы были согласованы действия всех участников педагогического процесса, составлены планы действий: план Совета по введению и реализации ФГОС, план рабочей группы, план микрогруппы, план педагога. Появившиеся новые организационные структуры функционировали в рамках своих полномочий, при этом становилось понятно, кто за что отвечает и кто с кем взаимодействует. Совет по введению и реализации ФГОС призван обеспечить координацию действий всех членов коллектива, в его состав вошли члены администрации, методисты, психолог. Рабочая группа, в которую вошли все учителя начальных классов, занялась разработкой и реализацией программы введения стандартов. Микрогруппы (2 - 3 человека), занимались разработкой программ частных инновационных проектов, Планы работы этих структур были простые, в них зачастую прописывались лишь вопрос - проблема, над которыми они работали, сроки начала - окончания этой работы и ответственные. Что же касается плана работы учителя, то именно он, написанный в полном соответствии с методическими рекомендациями Натальи Васильевны Немовой (к.п.н., профессора Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Москва), впоследствии и стал основополагающим в процессе изучения, принятия и реализации учителями начальных классов новых стандартов. Этот документ призван был помочь педагогу освоить новые стандарты, научиться решать новые задачи, поставленные ими. Свои планы учителя сдавались председателю ШМО, они претерпевали правки и корректировки, потом заслушивались на заседания методических объединений, согласовывались с завучем и утверждались директором.

Вот как выглядит «План профессионального развития учителя»

Структура плана.

Цели профессионального развития______________________________________________

Разделы плана.

1. Изучение литературы, связанной с проблемами реализации ФГОС. В этом разделе указываются вопросы, над которыми планировал работать каждый конкретный педагог, какую литературу (авторов) и документацию изучать. Формой представления отчёта могут быть доклад (педагогические чтения), статья, аннотация к книге и прочее.

вопросы

введения

ФГОС

литература

задачи

использован.

литературных

источников

сроки

форма

отчётности

где, кем, когда заслуш.

отчёт




начало

окончан.



2. Разработка методических материалов, обеспечивающих введение ФГОС и реализацию обновленного УВП. В этом блоке каждый учитель прописывал, что именно он будет разрабатывать: раздел ООП, авторскую программу внеурочного курса, календарно - тематическое и поурочное планирование, конспекты уроков, подборки заданий, упражнений, планы работы кружков, секций, сценарии мероприятий.

содержание работы

сроки

форма отчётности

где, кем, когда заслушивается

отчёт


начало

окончание



3.Обобщение собственного опыта педагогической деятельности. Учителя должны были прописать в этом пункте то, как они будут систематизировать накопленный опыт, как транслировать его в педагогическое сообщество.

содержание работы

сроки

форма отчётности

где, кем, когда заслушивается

отчёт


начало

окончание



4.Участие в школьной методической работе.В данном разделе указываются мероприятия, осуществляемые в рамках введения ФГОС, в которых учитель планирует своё участие.

мероприятие

сроки

виды деятельности

форма представления результатов работы


начало

окончание



5. Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне школы. Здесь планируются темы курсов, которые полезны и интересны самому учителю. Отчётом являются курсовые работы, зачётные уроки, рефераты и прочее.

темы курсов

место прохождения

форма

сроки

форма отчёта о результатах подготовки




начало

окончание


6. Руководство повышением квалификации других учителей. В этот раздел была включена деятельность по подготовке других учителей: мастер-классы, консультации, помощь в освоении методической литературы.

формы работы с учителями

тематика мероприятий

сроки

количество учителей



начало

окончание


7. Работа в составе органов управления школой и рабочей группы проекта по введению ФГОС. Учитель указывает, в состав какой группы он входит, какую работу выполняет.

орган

виды работы

сроки

исполнения работы

результаты



начало

окончание


Оценка результатов подготовленности учителя к реализации ФГОС________________________

Таким образом, «План профессионального развития учителя» - прогнозирование его профессионального роста, он помогает педагогу определиться в своих учительских перспективах

Четвёртым этапом нашей работы стала стадия реализации всех планов, она потребовала разработку и введение единичных проектов, анализ состояния работы по каждому проекту, корректировки планов.

Результаты работы с кадрами. В школе сложилась определённая система работы с учителями, основной акцент которой сделан на их обучение и самообучение. Совет по введению и реализации ФГОС определяет тему и основные направления работы по ней. Постоянно действующий семинар (педагогические чтения) позволяет изучать теоретические вопросы. Методический день, в рамках которого происходит знакомство с технологиями, приёмами, обеспечивающими нововведения на практике. Педагогический совет подводит итоги деятельности коллектива по конкретной проблеме. Благодаря этому изучены теоретические и нормативно-правовые документы по введению ФГОС начального общего образования; разработана нормативно-правовая база ОУ в рамках ФГОС; создан банк данных по профессиональному росту педагогических кадров, где отслеживается периодичность прохождения курсовой подготовки, аттестации, посещение семинаров; наблюдается рост профессионального уровня учителей (89% имеют высшую квалификационную категорию, 50% из них получили её по новым условиям прохождения аттестации).Кадровые характеристики претерпели изменения. 89 % учителей начальных классов за два учебных года (2009/2010, 2010/2011) прошли обучение по теме «Технологии обучения в рамках реализации ФГОС второго поколения начального общего образования», получили удостоверение государственного образца, дающее им право преподавательской деятельности в рамках ФГОС. 55 % учителей начальной школы за 2011/2012 учебный год повысили свою квалификацию на курсах объёмом более 144 часа (45% учителей сделали это в предыдущем учебном году).

Всем учителям удалось быть слушателями и стажёрами на курсах меньшего объёма часов в этом учебном году, вот тематика некоторых из них:

  • «Развитие профессиональной компетенции работников образования» (4 чел., 44%);

  • «Модернизация региональной системы образования» (4 чел., 44%);

  • «Индивидуализация учебного процесса в начальной школе» (4 чел., 44%);

  • «Затруднение младших школьников при решении задач и пути их устранения» (4 чел., 44%);

  • «Формирование личностных УУД в урочной и внеурочной деятельности» (3 чел., 33%)

Обучение на курсах по ФГОС объёмом 144 часа прошли психолог школы и 50% членов администрации, другие члены администрации и методисты школы обучались на курсах по новым стандартам объёмом часов ниже, однако им удалось на них более детально изучить отдельные вопросы введения и реализации ФГОС.

За этот учебный год все учителя посетили тематические семинары, став в том числе, их активными участниками.

  • «Создание условий в учебном процессе для формирования и развития УУД» (2 чел., 22%);

  • «Сенсорно-эмоциональное развитие младших школьников как фактор их успешности» (1 чел., 11%);

  • «Слагаемые педагогического мастерства» (2 чел., 22%);

  • «Уроки музыки в соответствии с новыми стандартами» (1 чел., 11%);

  • «Применение образовательных технологий при реализации ФГОС» (1 чел., 11%);

  • «Коррекция ООП» (1 чел., 11%).

Учителя, уделив пристальное внимание самообразованию, детально изучили ряд тем и стали авторами следующих статей:

  • «Влияние педагогической оценки на положительную мотивацию младших школьников» (Сороколет Т.Б., Селивёрстова В.В.);

  • «Портфолио как инструмент оценивания образовательных достижений учащихся начальной школы» (Кошарская Т.В., Шелудько Т.А.).

Кроме того, подбирая варианты программ для внеурочной деятельности, адаптируя и модифицируя их под нашу школу, ряду педагогических работников удалось разработать собственные:

  • «Юные исследователи» (Сороколет Т.Б.);

  • «Я - гражданин своей страны» (Кошарская Т.В.);

  • «Детская риторика» (Селивёрстова В.В.).

Публичные выступления учителей начальной школы стали традиционными и в рамках школьных мероприятий (педагогические чтения), и за пределами ОУ:

  • «Здоровье младших школьников в рамках введения ФГОС

(Шелудько Т.А.);

  • «Роль УМК в развитии личностных качеств обучающихся»

(Ямщикова Н.М.);

  • «Модернизация начального общего образования Российских школ» (Сороколет Т.Б., Селивёрстова В.В.);

  • «Использование информационно - коммуникационных технологий в начальной школе» (Кошарская Т.В.);

  • «Методика использования дидактических игр на уроках математики в начальной школе» (Кошарская Т.В.).

Наша начальная школа сегодня - это активный участник всех мероприятий различных уровней и направлений. По сравнению с прошлым учебным годом увеличилось количество призёров и победителей среди учащихся 2-4 классов в конкурсах:

  • «Первые шаги в науку» (городская межшкольная конференция, увеличение количества победителей на 60%);

  • «Эрудит» (открытая предметная олимпиада по математике, увеличение на 43%);

  • «Математика в гостях у сказки» (всероссийский дистанционный конкурс, 3 победителя, впервые принимали участие);

  • «Золотой ключик» (межрайонный конкурс для начинающих гуманитариев, 1 победитель, впервые принимали участие)»

  • «Физическая культура, здоровье и спорт» (областная ученическая конференция, увеличение на 30%);

  • «Наше здоровье» (интеллектуальная ролевая игра, 4 победителя, впервые принимали участие);

  • «Открытый городской слёт юных читателей» (1 победитель);

  • «Юный краевед» (городской интеллектуально - творческий конкурс, увеличение на 30%);

  • «Папа, мама, я - музыкальная семья» - (городской открытый фестиваль, 1 победитель, впервые принимали участие);

  • «Читаем детям о войне» (84% учеников начальной школы впервые принимали участие).

Наша начальная школа сегодня увереннее чувствует себя в рамках реализации ФГОС, потому что учителя

  • прошли переподготовку на курсах повышения квалификации;

  • посетили ряд тематических семинаров;

  • провели два семинара для коллег района;

  • активно продолжают процесс самообразования;

  • организовали процесс передачи накопленного опыта через статьи, публичные выступления, консультации и прочее;

  • создали банк дидактических разработок, заданий, упражнений, конспектов уроков и прочее в помощь «начинающему» учителю (впервые начинающему работать по ФГОС);

  • разрабатывают авторские программы по внеурочной деятельности;

  • предлагают ученикам разные хорошо организованные формы внеучебной деятельности: социальные практики, проектную деятельность, экскурсионную деятельность, развивающие курсы, кружки);

  • регулярно проводят открытые уроки, мастер - классы, тематические (по ФГОС) родительские собрания и прочее;

  • самостоятельно ведут ряд учебных предметов: физическая культура, информатика, музыка, а также являются воспитателями ГПД;

  • сопровождают учащегося в его личных достижениях (активно действует система портфолио учащегося).

Планы. Действительно, хочется обеспечить школу талантливыми, любящими своих учеников и знающих своё дело учителями. А такие педагоги нужны не только для модернизации образования, они, прежде всего, нужны нашим детям, поэтому останавливаться на достигнутом было бы ошибочно. Начатый по работе с кадрами процесс продолжается. Из целей, поставленных на ближайшее время, обозначены следующие:

  • создание блога учителей начальных классов для более плодотворного сотрудничества с родителями учеников и педагогическим сообществом;

  • подготовка к выпуску сборника статей учителей начальных классов;

  • подготовка к выпуску сборника КИМов для учеников начальных классов;

  • изучение Положений новых конкурсов, акций и др. мероприятий, в том числе дистанционных, с целью участия в них учеников, родителей, учителей.

О стандарте. В последние десятилетия развитие нашего общества привело к осознанию того, что истинное совершенствование жизни связано не столько с внешней образованностью человека, сколько с развитием его ума и способностей, системы ценностей и мотивационных установок. Сегодня это не просто вопрос успешности каждого из нас, но это еще и вопрос безопасности, конкурентоспособности страны, условие ее расцвета и мирного развития. Стандартов нового поколения они перестают быть «обязательным минимумом», становятся «обязательной базой», позволяющей обеспечить максимально возможное многообразие жизненного выбора. Ключевое значение в этой связи приобретает и готовность (стремление) педагогов к постоянному профессиональному росту, поскольку они тоже становятся предметом стандартизации. А в этом уже состоит суть кадровой политики каждого конкретного образовательного учреждения.

Приложение 1

План профессионального развития учителя

__________________________________________________ (ФИО)

Цели профессионального развития

1._________________________________________________________________

2._________________________________________________________________

Разделы плана

1. Изучение литературы, связанной с проблемами реализации ФГОС.

вопросы

введения

ФГОС

литература

задачи

использован.

лит.ист.

сроки

форма

отчётности

где, кем, когда заслуш.

отчёт




начало

оконч.










2. Разработка методических материалов, обеспечивающих введение ФГОС и реализацию обновленного УВП.

содержание работы

сроки

форма отчётности

где, кем, когда заслушивается

отчёт


начало

окончание








3.Обобщение собственного опыта педагогической деятельности.

содержание работы

сроки

форма отчётности

где, кем, когда заслушивается

отчёт


начало

окончание








4.Участие в школьной методической работе.

мероприятие

сроки

виды деятельности

форма представления результатов работы


начало

окончание








5. Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне школы.

темы курсов

место прохождения

форма

сроки

форма отчёта о результатах подготовки




начало

оконч.








6. Руководство повышением квалификации других учителей.

формы работы с учителями

тематика мероприятий

сроки

количество учителей



начало

окончание


7. Работа в составе органов управления школой и рабочей группы проекта по введению ФГОС.

орган

виды работы

Сроки

исполнения работы

результаты



начало

окончание







Оценка результатов подготовленности учителя к реализации ФГОС

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________







© 2010-2022