Конспект урока Двойная роль букв е, е, ю, я. 5 класс

Данная тема по тематическому плану рассчитана на 1 час и входит в общий раздел «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи». Целесообразность урока объясняется программными требованиями: учащиеся должны показать знания  о двойной роли букв «е», «ё», «ю», «я»: в каких случаях они могут обозначать 1 и в каких – 2 звука, умение называть звуки, обозначаемые буквами «е», «ё», «ю», «я» и обозначать их на письме транскрипцией. Цель  урока соответствует программным требованиям, содержанию ... Для создания мотивационной среды приобретения знаний применялись такие методы, как эмоциональное поощрение, создание ситуации успеха, стимулирующее оценивание, создание проблемной ситуации, выполнение творческих заданий, сотрудничество в деятельности. Стремление к успеху способствует активности учащихся на уроке, позволяет создать ситуацию, когда ребёнок может правильно ответить. Вместе взятые дидактический и психологический принцип обучения способствуют прочному усвоению знаний и достижению цел... Стремление к успеху способствует активности учащихся на уроке, позволяет создать ситуацию, когда ребёнок может правильно ответить. Вместе взятые дидактический и психологический принцип обучения способствуют прочному усвоению знаний и достижению целей  урока  Критерии успеха:   - я могу действовать самостоятельно в изучении  двойня роль букв е,е,ю,я; - я могу  оценить свою деятельность и своего товарища;  - я могу обмениваться информацией о двойной роли букв е,е,ю,я;
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Работа с информацией. Самостоятельные действия в изучении двойной роли букв е,е,ю,я .

Цель: развивать умение самостоятельных действий в изучении двойная роль букв е,е,ю,я и характеризовать их.

Результат: 1. Самостоятельные действия в изучении двойная роль букв е,е,ю,я и характеризовать их через групповую работу.

Критерии успеха:

- я могу действовать самостоятельно в изучении двойня роль букв е,е,ю,я;

- я могу оценить свою деятельность и своего товарища;

- я могу обмениваться информацией о двойной роли букв е,е,ю,я;

Время

этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Ресурсы

Этап А

1.Мотивационный этап.

Настрой.

Девиз урока: Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работайте старательно,
Слушайте внимательно.

Эмоциональный настрой.

1.Встают в общий круг.Выполняют упражнения-приветствия

. Приготовимся к небольшой гимнастике. Поприветствуем друг друга как это делают аборигены Новой Зеландии, Маори. При встрече маори сначала … прошу выполнить следующее:

  • выкрикиваем слово «каникулы» в свирепой и отрывистой манере,

  • хлопнем себя ладонями по бедрам,

  • замечательно, а теперь со всей силы топайте ногами, и при этом сгибайте колени,

  • и, наконец, раздуйте грудную клетку, выпучите глаза, и время от времени высовывайте язык.

- Повторим это упражнение еще раз… О Вы похожи на молодых петушков, которые готовы к новому обучению. Прошу всех занять свои места…

Приветствуют



Объясняют, чем понравилась именно эта елочка - время выступления каждого участника - 1 минута.

После выступления всех участников группы, оценивают свою защиту и выставляют себе оценки.


Распределение по группам. Предлагает участникам выбрать понравившуюся елочку для Новогоднего стола.

Вид елочки определяет номер стола, за котором собирается вся группа с таким номером.

Можно заранее дать каждому столику название или это будет первым совместным заданием группы.

Выбирают елочку.

Получают номер стола, занимают свое рабочее место.


Молодцы! А теперь берем свои волшебные ручки, записываем в тетрадях число, классная работа На доске и на слайде записано предложение с пропущенными буквами.

- … прочитай нам, пожалуйста, предложение… Это первая строчка из стихотворения известного русского поэта 19 века. Кто назовёт этого поэта?.. Название стихотворения… Теперь задания к данному предложению.


«Зимняя дорога» А.С. Пушкин

Слайд 1

А) Подчеркнуть грамматическую основу предложения и надписать над словами части речи, которыми они являются.

Буря мглою н..бо кро..т, вихр.. сне..ные крутядеепр… (Деепричастный оборот заранее отмечен, деепричастие обозначено и указано об изучении этой части речи в 7 классе).

Б) 2 ученика. Выписать словосочетания

… (сущ. + глаг.) - глагольное словосочетание. Ответ: Небо кроет (сущ. + глаг.) - глагольное с/с.

… (сущ. + прилаг.) - именное словосочетание. Вихри снежные (сущ. + прилаг.) - именное с/с.

В) Выполнить разбор слова по составу (разбор № 2)

Снежные

- Какой раздел науки мы повторили

А) 1 ученик. Подчеркнуть грамматическую основу предложения и надписать над словами части речи, которыми они являются.



Ответ: Небо кроет (сущ. + глаг.) - глагольное с/с.

Вихри снежные (сущ. + прилаг.) - именное с/с.

Взаимооценивание.

- Синтаксис


На прошлых уроках вы рассматривали раздел русского языка, который изучает буквы и звуки. Давайте вспомним, как он называется?
«Толстые и тонкие вопросы»

1.Фонетика - раздел русского языка, который изучает буквы и звуки.
2. Из чего состоят слова, которые мы слышим?
3. Звуки делятся на …
4. Гласные бывают …
5. На какие звуки делятся согласные?
6. Из чего состоят слова, которые мы пишем?
7. Сколько букв в русском алфавите?
8. Сколько гласных звуков в русском языке?
19. А почему гласных букв 10, а гласных звуков 6?
- Вот о буквах Е, Ё, Ю, Я, мы и поговорим на нашем уроке.




Фонетика - раздел русского языка, который изучает буквы и звуки.

Слайд 4-5


- Ребята, мудрая сова вам подготовила загадки. Если вы догадаетесь, о каких буквах идет в них речь, вы приоткроете завесу тайны темы сегодняшнего урока.

На дворе - такая жалость! -
Наша лесенка сломалась.
Наша лесенка сломалась,
Буква ... зато осталась... (Е)

Буква Е передохнула,
Как тотчас же на неё
Пара птенчиков вспорхнула -
Получилась буква… (Ё)

Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотрите-ка,
Что случилось:
Получилась буква… (Ю)

Поглядите-ка, друзья,
Смастерил скворечник я.
А в скворечник залетела
Вместо птички - буква... (Я)

- Вы правильно отгадали буквы, но какую тайну они скрывают?
- Давайте попробуем произнести эти буквы. Какие звуки слышатся?

Вывод. - Итак, буквы е, ё, ю, я обозначают два звука.

е - [й'э],
ё - [й'о],
ю - [й'у],
я - [й'а]

Самостоятельно изучение Пар.46, стр.132-133




























Вывод. - Итак, буквы е, ё, ю, я обозначают два звука.

е - [й'э],
ё - [й'о],
ю - [й'у],
я - [й'а]























Слайд 7-8














Слайд 7-8


Задание: за три минуты учащиеся записывают женские имена, в которых есть Е, Ё, Ю, Я, обозначающиеся два звука. Кто записал больше всех имен?

Конспект урока Двойная роль букв е,е, ю,я. 5 класс

Буквы Е, Ё, Ю, Я: хорошо, ребята, трудный выбор предстоит нам сделать, но не беда: было бы из чего выбирать!

Елена.Ева,Евгения,Евдония,
Екатерина,Елизавет Алена.
Юля.Юлианна, Ювента( древнеримская
богиня молодости.
Яна. Янина. Ява.
Яина.ясмина

Слайд 22


Физкультминутка





Слайд 23-24

Игра: «Кто прав»

Определить сколько звуков обозначают гласные Е.Е,Ю,Я

белый -

съёмка -

печать -

подъезд -

тюль

ем -

ёрш -

заехать -

мёд -

юмор -


Выпишите слова, распределяя их на группы по способу обозначения мягкости согласных: 1) обозначает мягкость согласной, 2) обозначают 2 звука е, ё, ю, я

День, аукает, январь, жюри, рев, подъезд, поет, нёс, маяк, , белка, басня, крылья.

1.День, Рев, Нёс, белка, басня

2. Аукает, январь, подъезд , поет, маяк, , крылья.

Тест.

I вариант

Указать слово, в котором буква Ё дает два звука.

а) мёл; б) ёжик; в) щётка

Укажите, в каком слове звуков больше, чем букв.

а) ель; б) если; в) въезд

В каком слове звуков меньше, чем букв?

а) город; б) скользкий; в) трое

Сколько звуков в слове разъяснить?

а) 8 б) 9 в) 10

В каком слове стоят рядом 2 гласных звука?

а) проехать; б) фиолетовый; в) лает

В каком слове есть звук [й]?

а) позёмка; б) каёмка; в) осина

II вариант

Указать слово, в котором буква Я дает 1 звук.

а) якорь; б) светлая; в) мята

Укажите, в каком слове звуков больше, чем букв.

а) съёмка; б) тёрка; в) приём

В каком слове звуков меньше, чем букв?

а) пень; б) кружка; в) вьют

Сколько звуков в слове объявить?

а) 7 б) 8 в) 9

В каком слове стоят рядом 2 гласных звука?

а) кроить; б) моет; в) веять

В каком слове есть звук [й]?

а) рябина; б) вперёд; в) армия


Правильные ответы

I вариант

II вариант

1. б) ёжик

1. в) мята

2. б) если

2. в) приём

3. б) скользкий

3. а) пень

4. б) 9

4. а) 7

5. б) фиолетовый

5. а) кроить

6. б) каёмка

6. в) армия

"5" - 6 баллов.

"4" - 4 - 5 баллов.

"3" - 3 балла.







Рефлексия. На этом уроке все хорошо работали и получили хорошие оценки. У вас на парте лежат стрекозы и муравьи. Муравей работал хорошо, а стрекоза «Лето красное пропела, оглянуться не успела».Кем вы себя считаете?
Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать. (Коко Шанель).

Я желаю Вам плодотворной работы в учебном году, и чтобы Ваша оценка была не только формативной, но и суммативной. Ведь мы с вами точно знаем сумму формативной оценки - это касается и собственной и вас детей.

Формативное оценивание.

Д/З: Пар.46, Упр.469 Выпишите в два столбика буквы е,е,ю,я обозначает мягкость, и два звука



© 2010-2022