Рабочая программа элективного учебного курса для 8 класса «Вокруг тебя – Мир»

Настоящая рабочая программа элективного учебного курса «Вокруг тебя – Мир» для 8 класса создана на основе учебно-методического комплекса «Вокруг тебя – Мир...», состоящего из четырех учебно-методических комплектов (для 5-8 классов). Учебно-методический комплекс разработан в рамках образовательной программы по распространению знаний о международном гуманитарном праве, в которой участвуют три стороны: Министерство образования и науки Российской Федерации, Международный Комитет Красного Креста и Ро...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

.Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Киришская средняя общеобразовательная школа №6»

СОГЛАСОВАНО

Руководитель ШМО

учителей русского языка и

литературы

____________/В.А. Кенденкова/

Протокол № ______

от « ___» мая 2013 г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

МОУ «КСОШ №6»

_________ / С.Ю. Иванова./

«____» июня 2013г.

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора

МОУ «КСОШ №6»

от «____» августа 2013 г.

№________



Рабочая программа

элективного учебного курса для 8 класса

«Вокруг тебя - Мир»


учителя русского языка и литературы

Шлыковой Анжелы Юрьевны













Рассмотрена и рекомендована к утверждению Педагогическим советом МОУ «КСОШ №6»

Протокол № ______

от «____» ____________ 2013 г.




2013 год

г. Кириши


Раздел I. Пояснительная записка.

Статус документа

Настоящая рабочая программа элективного учебного курса «Вокруг тебя - Мир» для 8 класса создана на основе учебно-методического комплекса «Вокруг тебя - Мир...», состоящего из четырех учебно-методических комплектов (для 5-8 классов). Учебно-методический комплекс разработан в рамках образовательной программы по распространению знаний о международном гуманитарном праве, в которой участвуют три стороны: Министерство образования и науки Российской Федерации, Международный Комитет Красного Креста и Российское общество Красного Креста.

Данный курс по выбору предназначен для использования в системе предпрофильной подготовки обучающихся.

Место элективного учебного курса «Вокруг тебя - мир» в учебном плане МОУ «КСОШ №6».

В учебном плане МОУ «КСОШ №6» в 8 классе для обязательного изучения элективного учебного курса по выбору отведено 17 часов в год из расчёта 0,5 часа в неделю. Реализация данной рабочей программы при 0,5 часах в неделю рассчитана на 17 часов в год.

Структура документа.

Рабочая программа элективного учебного курса представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание курса, требования к уровню подготовки обучающихся, учебно-методическое обеспечение. Календарно-тематическое планирование является приложением к рабочей программе. Список приложений к рабочей программе:

Приложение 1. Календарно-тематическое планирование.

Приложение 2. Формы контроля и критерии оценки результатов обучения литературе.

Общая характеристика элективного учебного курса.

Данный курс по выбору предназначен для использования в системе предпрофильной подготовки обучающихся, так как демонстрирует особенности таких профессий, как филолог, юрист, социальный работник. Курс по выбору призван пробудить интерес к предметам гуманитарного цикла; расширить правовые знания, уточнить желание и способности к углубленному изучению гуманитарных предметов.

«Вокруг тебя - Мир...» - интегрированный курс, он призван решать задачи литературного образования, нравственного воспитания и правового развития с целью эмоционально подготовить учащихся к осознанному восприятию норм международного гуманитарного права, которые изучаются в старших классах системно (на уроках обществознания в 9 классе и основ безопасности жизнедеятельности в 11 классе).

Курс по выбору включает в себя литературоведческий, этический и правовой компоненты; в нем сохранен принцип интеграции правового компонента в урок литературы: авторская позиция в изучаемых произведениях базируется на тех же этических началах, которые лежат в основе норм международного гуманитарного права.

Литературной составляющей курса отводится инициирующая роль: анализ взаимоотношений в мире, созданном художественными средствами, дает толчок к коммуникативной деятельности учащихся, позволяя им выйти «в мир», на уровень социальных, нравственных, правовых взаимоотношений в обществе. В связи с этим большая роль отводится самостоятельному чтению учащихся. Литературоведческий анализ текста сводится к работе над многоаспектной проблемой авторской позиции и способов ее выражения в текстах разных стилей и жанров. Выбор универсальной литературоведческой категории авторской позиции позволяет обращаться к различным уровням его содержательно-смысловой и формальной организации, что способствует развитию навыков самостоятельного анализа и интерпретации текста, то есть формированию квалифицированного читателя.

Кроме того, принципы, определяющие авторскую позицию, проявляются в разных аспектах жизни человеческого общества - духовной, нравственной, общественной, правовой, то есть авторская картина мира оказывает влияние на становление картины мира личности в разнообразных взаимосвязях ее с действительностью.

Для изучения отобраны произведения, представляющие собой этико-правовое ядро учебно-методического комплекса «Вокруг тебя - Мир...», расширяющие кругозор учащихся, способствующие их социализации. Выбор осуществлен в соответствии с возрастными особенностями слушателей курса по выбору и с учетом художественной ценности произведений, в соответствии с принципами реалистичности и полноты содержательного аспекта программы.

Гуманистическое содержание программы осваивается поэтапно, что связано с воспитательными задачами курса: стремлением к формированию у учащихся внутренней убежденности в необходимости соблюдения этических и правовых норм. Идейное содержание гуманистического компонента: неизбежность соперничества в мире - потребность в правилах, регулирующих поведение соперничающих сторон, - наиболее опасная форма соперничества - война - ведет к необходимости ограничения способов и средств ведения вооруженного конфликта и защиты тех, кто не участвует в нем. Этические представления о гуманности, деятельном сострадании, ответственности, достоинстве, уважении к личности соотносятся с дополнительной информацией исторического и правового характера (о создании Международного Комитета Красного Креста и Российского общества Красного Креста, об источниках международного гуманитарного права и основных его нормах).

Цели элективного учебного курса:

  • расширение представлений о предметах гуманитарного цикла и сфере их применения;

  • содействие формированию квалифицированного читателя;

  • создание условий для уточнения желаний и способностей учащихся к углубленному изучению предметов гуманитарного цикла;

  • содействие развитию личности, направленному на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности.

Задачи элективного учебного курса:

  • способствовать совершенствованию читательской культуры учащихся, формированию читательского вкуса, умению анализировать и оценивать художественное произведение, выявлять авторскую позицию в нем;

  • развивать речь и креативные способности учащихся;

  • создавать условия для формирования ценностных ориентаций личности, воспитания личной ответственности за поступки, чувства собственного достоинства, уважения к правам других; внутренней убежденности в необходимости соблюдения этических и правовых норм;

  • способствовать приобретению и углублению учащимися знаний об основных принципах и нормах международного гуманитарного права, создавать условия, чтобы учащиеся осознанно воспринимали нормы международного гуманитарного права, видели в них инструмент регулирования сложной сферы социальных отношений, созданный человеческой цивилизацией и наполненный идеей гуманности, стремились к их соблюдению, конструктивно подходили к разрешению ситуаций, регулируемых ими.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Приоритетами для элективного учебного курса являются:

  • выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение и сопоставление;

  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезиса, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Формы организации образовательного процесса.

В основе данного курса лежат классические дидактические принципы системности, последовательности, научности, доступности, связи теории и практики, самостоятельности и активности, а также принцип гуманистической направленности педагогического процесса, ориентированности на единство знаний, умений, сознания и поведения.

Элективный курс, созданный на основе учебно-методического комплекса нового типа, ориентирован на современные дидактические принципы: личностно ориентированного обучения, коммуникативно-деятельностной организации учебного процесса, проблемного обучения, сотрудничества учителя и ученика, опоры на жизненный опыт учащихся, сотрудничества с родителями.

В процессе преподавания элективного курса используются следующие методы и приёмы: метод творческого чтения, эвристический метод, исследовательский метод, метод проблемного изложения, дидактические игры, диалоговые методики, создание ситуаций эмоционально-нравственных переживаний, создание ситуаций апперцепции (опоры на жизненный опыт).

Виды заданий и упражнений, используемых в процессе обучения курсу: эвристическая беседа, исследовательская работа, задания проблемного характера на сопоставление различных видов источников (художественных, исторических, правовых); задания типа «Выбери»; дискуссия; создание плаката, схемы, домашние задания коммуникативного характера, нацеленные на общение учеников с родителями и друзьями; сопоставление героев, сравнение произведений различных видов искусства, рецензирование книг; решение задач.

Результаты обучения.

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки обучающихся по итогам изучения курса.

Контроль результатов обучения.

Система обучения данному курсу безоценочная. По желанию учащихся отметки за лучшие ответы и творческие работы оценки могут быть выставлены в предмет «Литература». В таком случае ответы и работы учащихся оцениваются в соответствии с нормами и критериями оценки по литературе, которые прилагаются в данной программе.

При планировании предусмотрены разнообразные виды (текущий или промежуточный, тематический, итоговый) контроля.

Текущий контроль представляет собой анализ результатов выполнения заданий, предложенных в Книге для ученика для 8 классов. Промежуточный контроль осуществляется в форме ответа на проблемные вопросы этического и правового характера. Проведение промежуточного контроля уместно после изучения разделов. Проведение итогового контроля осуществляется по трем направлениям интегрированного курса, причем основными считаются результаты литературной и правовой составляющей, так как формирование ценностных ориентаций в рамках воспитательного аспекта курса - это процесс длительный, результат его скрыт в сознании: учитель не всегда может наблюдать реальные изменения в поступках учеников под воздействием «присвоенной» информации. Результат, если он будет, является «отсроченным», «отложенным». Тем не менее, мониторинг по этому направлению проводится с использованием методов социологического исследования: интервьюирование, самооценка, наблюдение за поведением. Возможна и организация тестирования (определения уровня воспитанности) совместно со школьным психологом.

Результаты литературного образования будут выражены в форме письменной работы по самостоятельному анализу художественного произведения небольшого объема. Задание для анализа: «Определите круг проблем, затронутых в произведении. Какова авторская позиция? Какими средствами она выражается?»

Мониторинг по правовому аспекту курса проводится в форме тестирования на знание основных понятий международного гуманитарного права. Можно предложить также решение ситуативных задач, что позволит проверить уровень понимания содержания норм международного гуманитарного права.

Раздел II. Учебно-тематический план.

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Развитие речи

Уроков

сочинений

1.

Введение

1



2.

В пределах допустимого

4

1

1

3.

Какой ценой?

10


3

4.

Каждый выбирает

2

1


Итого:

17

2

4


Раздел III. Содержание программы элективного учебного курса.

Раздел 1. Введение (1 час).

Проблематика курса Ответственность тех, кто уча­ствует в конфликте (в том числе и вооруженном), за выбор средств и методов достижения цели.

Вводимые понятия: ограничение, ответственность, цели, средства, методы, культура, культурные ценности, граж­данские объекты,

Раздел 2. В пределах допустимого (4 часа)

Гуманистический компонент. Стремление к цели связа­но с выбором средств, используемых для ее достижения. Для того чтобы определить, какие средства допустимы, а какие нет, важно осознать ответственность за возможные последствия подобного выбора.

В экстремальной ситуации принятие такого решения представляет особую сложность.

Литературоведческий компонент. Совершенствова­ние навыков исследовательской работы; знакомство уча­щихся с художественными особенностями жанра новеллы.

Развивающий компонент. Совершенствование навыков исследовательской работы; обогащение словарного за­паса; развитие навыков аргументации, умения группиро­вать и классифицировать.

О. Генри «Обращение Джимми Валентайна» (новелла) (2 часа) Цели: общая - привлечь внимание учащихся к проблеме вы­бора определенных средств на пути достижения цели; частная - познакомить учащихся с художественными особенностями жанра новеллы.

Урок развития речи (2 часа) Цели: общая - подготовить учеников к обсуждению проблем следующего раздела; частные - продолжить формирование навыков владе­ния активной лексикой, характеризующей нравственно-психологические особенности личности; развивать навыки аргументации, ведения дискуссии; умение группировать и классифицировать.

Раздел 3. Какой ценой? (10 часов)

Гуманистический компонент. Тот, кто участвует в кон­фликте, несет ответственность за выбор средств и спосо­бов достижения цели.

Правовой компонент. В случае любого вооруженного конфликта право воюющих сторон выбирать методы или средства ведения войны не является неограниченным.

Литературоведческий компонент. Художественные осо­бенности научно-фантастического рассказа; анализ систе­мы образов; анализ композиции лирического текста.

Развивающий компонент. Развитие умения понимать и анализировать правовую информацию; совершенствова­ние навыков аргументации; обогащение словарного запа­са, развитие навыков самостоятельной работы; развитие навыка устного рассказывания.

Вводимые понятия: военный объект, гражданские объе­кты, культура, культурные ценности, ограничение, средст­во, цель.

Р. Шекли «Абсолютное оружие» (рассказ) ( 1 час + 1 час рр) Цели: общие - продолжить разговор с учащимися о важно­сти выбора средств на пути достижения цели, о необходи­мости сознавать ответственность за возможные последст­вия сделанного выбора; частные - дать общее представление о фантастике и научной фантастике, познакомить с художественными осо бенностями научно-фантастического рассказа.

Урок развития речи (1 час) (На материале фрагментов из мемуаров Д. Покровского «Очерки Москвы» и отрывка из повести Л. Буссенара «Капитан Сорви-голова») Цели: общие - продолжить разговор об ответственности за выбор средств и методов для достижения поставленной цели применительно к ситуации вооруженного конфликта; познакомить учащихся с основными нормами по ограниче­нию средств и методов ведения военных действий; частные - развитие умения работать с информативным текстом; развитие умения аргументировать; обогащение словарного запаса.

Р. Брэдбери «Улыбка» (рассказ) (3 часа) Цели: общая - обсудить с учениками всеобщую значимость культурных ценностей, необходимость их сохранения; частая продолжить работу по формированию уме­ния анализировать систему образов.

Урок развития речи (1 час) (На материале газетной статьи) Цели: общие - продолжить разговор о необходимости защи­щать культурные ценности в ситуации вооруженного кон­фликта; продолжить разговор о нормах по ограничению средств и методов ведения войны, в соответствии с которы­ми в ситуации вооруженного конфликта культурные ценно­сти не должны подвергаться нападению; частные - развивать умение работать с информативным текстом; развитие творческих способностей на основе ре­чевой ситуации; развитие умения аргументировать.

И. Бунин «Люблю цветные стекла окон...», «У птицы есть гнездо...» (стихотворения) (1 час + 1 час рр) Цели: общая - создать условия для разговора об отношении человека к дому, о чувствах, которые может испытывать че­ловек, лишившийся дома; частые - углубить знания школьников о композиции ли­рического стихотворения, закрепить навыки лексико-стилистического анализа поэтического текста; развитие уме­ния сопоставлять тексты, близкие тематически.

Урок развития речи (1 час) (На материале фрагмента из рассказа М. Шолохова «Судьба человека» и отрывков из воспоминаний Л. Ивановой) Цели: общие - привлечь внимание учащихся к переживаниям людей, лишившихся дома в ситуации вооруженного кон­фликта; продолжить разговор об ограничении средств достижения цели в ситуации вооруженного конфликта, в соот­ветствии с которыми объекты, не служащие непосредст­венно военным целям, не должны подвергаться нападению; частная - продолжить развитие умения работать с ин­формативным текстом; развивать умение аргументировать.

Раздел 4. Каждый выбирает... (2 часа)

Гуманистический компонент. Необходимо, чтобы изби­раемые средства были соразмерны достигаемой цели. Со­размерность цели и средств, избираемых для ее достиже­ния, особенно важна в экстремальных, конфликтных ситуа­циях (в том числе и в ситуациях вооруженного конфликта).

Правовой компонент. Наряду с принципом гуманности и ограничением средств и методов ведения военных дей­ствий необходимость соразмерять цели и средства являет­ся одним из важнейших правил, которое должны соблю­дать участники вооруженного конфликта.

Литературоведческий компонент. Совершенствова­ние навыков исследовательской работы по сопоставле­нию персонажей литературного произведения,

Развивающий компонент. Совершенствование умения аргументации, развитие творческих способностей; разви­тие умения обобщать, сопоставлять и систематизировать, совершенствование навыков самостоятельной исследова­тельской работы, обогащение словарного запаса. Вводимые понятия: метод, соразмерить.

Ф. Искандер «Возмездие» (рассказ) (1 час) Цели; общая - привлечь внимание учащихся к проблеме со­размерности цели и средств, избираемых для ее дости­жения; частная - продолжить совершенствование навыков со­поставительной характеристики персонажей.

Урок развития речи. Подведение итогов работы изучения курса в 8 классе (1 час) (с привлечением стихотворения Ю. Левитанского «Каждый выбирает для себя...») Цели: общие - подвести итог работы за 8-й класс; убедиться в понимании учениками основной идеи и сквозных смысловых и понятийных УМК «Вокруг тебя - Мир...»; частные - развивать навыки самостоятельной исследо­вательской работы; развивать навык аргументации, уме­ние обобщать и систематизировать.


Раздел IV. Требования к уровню подготовки

обучающихся по итогам изучения курса


В конце изучения курса обучающиеся должны:

иметь представление о:

  • способах выражения в художественном и публицистическом тексте авторской позиции по актуальным нравственным и правовым проблемам современности;

  • об этических нормах и гуманистических ценностях (ценность человеческой жизни, деятельное сострадание, уважение человеческого достоинства, ответственность за последствия совершенного, выбор средств для достижения цели);

  • об основных понятиях и нормах международного гуманитарного права, об источниках МГП, об истории создания Международного Комитета Красного Креста и Российского общества Красного Креста;

знать:

  • основные методы и приемы анализа произведений публицистического, художественного и научно-делового характера;

  • основные направления деятельности МККК: защита и оказание помощи жертвам вооруженных конфликтов (раненым, больным, потерпевшим кораблекрушение из состава вооруженных сил на море, военнопленным, гражданскому населению);

уметь:

  • выявлять в художественном произведении авторскую позицию по нравственным, этическим, социальным проблемам;

  • уметь правильно употреблять основные понятия МГП;

  • анализировать проблемные ситуации и давать им оценку с позиций правовых и этических норм.

Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.


  1. Художественная литература в соответствии с заявленными произведениями в программе элективного курса;

  2. Вокруг тебя - Мир…: Методические рекомендации. 8 класс / К.Сухарев-Дериваз, В. Ю. Выборонова, Ю.Ф.Гуголев, Н.Н.Кубышина, Т.Н.Пискунова- М.: ООО «Гендальф», 2002;

  3. Большой толковый словарь русского языка- СПб., 2000;

  4. Зарубежные писатели. Библиографический словарь. В 2-х частях. Под редакцией Н. Михельской -М., 1996;

  5. Литературный энциклопедический словарь.- М.,2001;

  6. Русские писатели. Х1Х век. Библиографический словарь. В 2-х частях. Под редакцией Н.Николаева.- М., 1996;

  7. Русские писатели. ХХ век. Библиографический словарь. В 2-х частях. Под редакцией Н.Николаева.- М., 1996

Приложение 1

к рабочей программе

по элективному учебному курсу

«Вокруг тебя - Мир» для 8 класса

по УМК «Вокруг тебя - Мир»



Календарно-тематическое поурочное планирование

Элективный учебный курс «Вокруг тебя - Мир». 8 класс.

0,5 часа в неделю/ 17 часов в год


п/п


Тема занятия

Кол-во часов

Контроль

Дата

План

Факт

Введение (1 час)

1

В пределах допустимого: введение в изучение элективного курса.

1

Контрольные вопросы

В пределах допустимого (2 часа + 2 часа рр)

2

О.Генри «Обращение Джимми Валентайна». Жанр новеллы. Идея произведения.

1

Пересказ, вопросы по тексту

3

Художественное своеобразие новеллы О. Генри. Анализ эпизода. Рассуждение «Может ли цель оправдывать средства? »

1

Анализ эпизода, рассуждение по проблеме

4

РР Правила ведения дискуссии, защиты и представления проектов, презентаций, рефератов.

1

Конспект

5

РР Урок-дискуссия. «В каком случае труднее принимать решение, определяя пределы допустимых средств?»

1

Рассуждение на поставленный вопрос

Какой ценой? (8 часов + 3 часа рр)

6

Р. Шекли «Абсолютное оружие». Проблематика. Основные образы. Абсолютное оружие в жизни людей.

1

Характеристика литературного героя

7

РР Сочинение-рассуждение. Фантастика в решении проблемы выбора средств на войне.

1

Сочинение-рассуждение на поставленный вопрос

8

Д.Покровский «Очерки Москвы». Кулачные бои как способ решения конфликта.

1

Ответы на вопросы

9

Л. Буссенар «Капитан Сорви-голова». Значение ограничений в выборе средств во время войны.

1

Пересказ, вопросы по тексту

10

Р. Брэдбери «Улыбка». Тема. Идея. Художественное своеобразие.

1

Анализ текста, сопоставление близких по темам произведений

11

Цивилизация в рассказе писателя. Образ главного героя рассказа.

1

Характеристика героя

12

РР Сочинение-рассуждение Культурные ценности, их роль в жизни человека и героя рассказа.

1

Сочинение-рассуждение,

13

И.Бунин «Люблю цветные стёкла окон…»

Композиция лирического стихотворения; языковые средства выразительности. Родной дом в стихотворении поэта.

1

Анализ стихотворения

14

РР Эссе. Что значит родной дом для меня?

1

Эссе

15

М.Шолохов «Судьба человека» и отрывки из воспоминаний Л.Ивановой.

образ Андрея Соколова. Нравственные ценности. Величие подвига русского солдата.

1

Анализ фрагментов рассказа

Каждый выбирает (2 часа)

16

Ф.Искандер «Возмездие». Тема, идея. Авторская позиция. Ответственность за поступки в рассказе.

1

Тест

17

Итоговое занятие по курсу «Вокруг тебя - Мир…». Защита творческих проектов.

1

Защита творческих проектов









Приложение 2

к рабочей программе

по элективному учебному курсу

«Вокруг тебя - Мир» для 8 класса

по УМК «Вокруг тебя - Мир»


Формы контроля и критерии оценки результатов обучения литературе


п\п

Форма контроля

Критерии оценки результатов обучения

1.

Сочинение

(объём сочинения 2-2,5 страницы).

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса: правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними; точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Примечание: 1. При оценке сочинения необходимо учи­тывать самостоятельность, оригинальность замысла ученичес­кого сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочине­ние на один балл.

Если объем сочинения в полтора-два раза больше ука­занного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки "4" на одну, а для отметки "3" на две единицы. Например, при оценке грамотности "4" ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при со­отношениях: 2-3-2. 2-2-3; "3" ставится при соот­ношениях: 6-4-4. 4-6-4, 4-4-6. При выставле­нии отметки "5" превышение объема сочинения не прини­мается во внимание.

Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям сочинение написано удовлетво­рительно.

На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных уче­ником исправлениях (Нормы оценки знаний, умений и на­выков учащихся по русскому языку).

Отметка «5»

Содержание

  • глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

  • стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

  • написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается 1 недочет в содержании и 1 речевой недочет.

Грамотность:

1 орфографическая

или 1 пунктуационная

или 1 грамматическая

При наличии 3 и более исправлений «5» не выставляется.

Отметка «4»

Содержание

  • достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

  • логичное и последовательное изложение содержания;

  • написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых

Грамотность:

2 орфографических и 2 пунктуационных

или

1 орфографическая и 3 пунктуационных

Отметка «3»

Содержание

  • в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

  • материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

  • обнаруживается владение основами письменной речи;

Допускается не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов

Грамотность:

4 орфографических и 4 пунктуационных

или

3 орфографических и 5 пунктуационных

или

0 орфографических и 7 пунктуационных

При наличии в работе более 5 поправок оценка снижается на 1 балл.

При наличии 3 и более исправлений «5» не выставляется.

Отметка «2»

Содержание

  • не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

  • характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

  • отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Грамотность:

Более 5 орфографических ошибок

или 0 орфографических и более 7 пунктуационных

2.

Диктант (основные литературные понятия и термины)

В словарных (терминологических) диктантах:

Отметка «5» - правильность 100-90%

Отметка «4» - правильность 90-80%

Отметка «3» - правильность 80-50%

Отметка «2» - правильность менее 50%

Отметка «1» - ошибочное написание 100% работы

3.

Тест

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

Отметка «5» - 90 - 100 %;

Отметка «4» - 70 - 89 %;

Отметка «3» - 50 - 69 %;

Отметка «2» - менее 50 %.

или (боде сильный класс)

«5» - 90 - 100 %;
«4» - 78 - 89 %;
«3» - 60 - 77 %;
«2»- менее 59 %.

4.

Реферат

Оценка складывается из ряда моментов: учитываются формальные требования к реферату, грамотность раскрытия темы, защита работы, ответы на вопросы, заданные после защиты реферата. В оформлении должен быть титульный лист, оглавление, сноски, источники.

Введение должно включать краткое обоснование актуальности темы, цель работы, задачи, краткий обзор изученной литературы.

Основная часть содержит материал, который отобран учеником для рассмотрения темы, мнение учащегося по проблеме, должно быть разделение на параграфы с названием, логика изложения, правильно оформленные сноски.

Заключение - выводы о том, насколько удалось выполнить обозначенные во введении задачи и цели. Защита проходит в течение 5-15 минут, во время которой рассказывается об актуальности темы, поставленных целях и задачах, изученной литературе, о структуре основной части, выводах.

5.

Самостоятельная работа

Оценивается

Степень самостоятельности:

- без помощи учителя (3 балла)

- незначительная помощь учителя (2 балла)

- существенная помощь учителя (1 балл)

- не справился (0 баллов)

Правильность выполнения:

- работа выполнена верно или с незначительной ошибкой (3 балла)

- работа выполнена с ошибками, но количество ошибок не превышает 50

% от работы (2 балла)

- ошибки составляют 50-70 % работы (1 балл)

- ошибок в работе более 2/3 всего объема (0 баллов)

Оценка выставляется по количеству набранных баллов:

Отметка «5» - 6-5 баллов

Отметка «4» - 4-3 балла

Отметка «3» - 2-1 балл

Отметка «2» - 0 баллов

6.

Устные ответы

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  • знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

  • умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

  • понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

  • знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

  • умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

умение владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст с учетом темпа чтения по классам:
V класс- 100-11О слов в минуту,
VI класс-110-120 слов в минуту,
VII класс- 120-130 слов в минуту, считая это средней скоростью в последующих классах.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными Критериями в пределах программы данно­го класса:

  • знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

  • умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

  • понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

  • знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе

  • произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

  • умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи и общественной борь­бой.

7.

Творческие работы

Творческими видами учебной работы считается составление вопросников, сценариев, оформление газет, буклетов, подготовка сообщений, докладов, презентаций, инсценировок, написание рефератов, сочинений, эссе и т.п. Все перечисленные виды работы являются проектными.

Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня.

С помощью творческой работы проверяется:

  • умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы);

  • соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала;

  • широта охвата источников и дополнительной литературы.

Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;

  • полнота раскрытия тема;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления учитываются:

  • разнообразие словарного и грамматического строя речи;

  • стилевое единство и выразительность речи;

  • число языковых ошибок и стилистических недочетов.

При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается

  • правильное оформление сносок; соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них;

  • реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников;

  • широта временного и фактического охвата дополнительной литературы; целесообразность использования тех или иных источников.

Отметка "5" ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.

Отметка "4" ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.

Отметка "3" ставится, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.

Отметка "2" ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.

При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.

8.

Презентация

Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в программе PowerPoint. При составлении критериев оценки использовалось учебное пособие «Intel. Обучение для будущего». - Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2008

Дизайн презентации:

  • общий дизайн - оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики и не противоречит содержанию презентации;

  • диаграмма и рисунки - изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию;

  • текст, цвет, фон - текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;

  • списки и таблицы - списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно;

  • ссылки - все ссылки работают

Средняя оценка по дизайну

Содержание:

  • раскрыты все аспекты темы;

  • материал изложен в доступной форме;

  • систематизированный набор оригинальных рисунков;

  • слайды расположены в логической последовательности;

  • заключительный слайд с выводами;

  • библиография с перечислением всех использованных ресурсов.

Средняя оценка по содержанию

Защита проекта:

  • речь учащегося чёткая и логичная;

  • ученик владеет материалом своей темы

Средняя оценка по защите проекта

Итоговая оценка

Отметка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.

Отметка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.

Отметка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление презентации.

Отметка «2» ставится во всех остальных возможных случаях.

9.

Публикация (буклет)

При оценке публикации (буклета) оцениваются два критерия: содержание и дизайн работы.

Отметка «5». Содержание: наличие фактической информации, идеи раскрыты, материал доступен и научен, литературный язык, цитаты. Дизайн: эффективно использовано пространство, ярко представлен иллюстративный материал, публикация легко читается.

Отметка «4». Содержание: наличие дидактической информации, материал доступен, но идеи не совсем раскрыты. Дизайн: публикация легко читается, но пространство использовано не совсем эффективно.

Отметка «3». Содержание: информация не достоверна, идеи раскрыты плохо. Дизайн: неэффективно использовано пространство, бедный иллюстративный материал. Требуется доработка материала.

10.

Коллективная работа над проектом

Отметка «5» - работал активно, самостоятельно добывал информацию, умело доказывал своё мнение, приготовил материал для большого количества слайдов.

Отметка «4» - работал активно, материал добывал с чьей-то помощью.

Отметка «3» - работал без интереса, только тогда, когда просили товарищи, но кое-что сделал для проекта.

Отметка «2» - несерьезно отнесся к общему делу, не выполнил поручения.

Накопление в тетради учителя четырёх-пяти оценок в каждой графе даёт право выставить отметку в журнале. Наличие отказов, если их более трёх, ведёт к снижению средней оценки на балл. Такой учёт деятельности ученика помогает учителю видеть индивидуальные способности каждого читателя и общее продвижение класса в той или иной сфере литературного развития.

Порядок проверки письменных работ учителями
Тетради учащихся, в которых выполняются обучающие класс­ные и домашние работы, проверяются по литературе:
в 5-8 классах - не реже 2 раз в месяц
в 9-11 классах - не реже одного раза в месяц

Нормированность количества сочинений по классам:

в V-VI классах учащиеся должны за учебный год написать не менее 4 сочинений (из них 3 аудиторных сочинения),

в VII-VIII классе - не менее 5 сочинений (из них 4 аудиторных сочинения),

в IX классе - не менее 6 сочинений (из них 5 аудиторных сочинений).

9

© 2010-2022