УРОК-АЛЬМАНАХ «МИР ПОЭЗИИ АННЫ АХМАТОВОЙ»

Урок русской литературы в 11 классе, цель которого"Знакомство с личностью и творчеством Анны Андреевны Ахматовой, определение особенностей её поэтического стиля и индивидуальных черт лирики".Согласно личностно-ориентированному подходу были выбраны коллективные, групповые и индивидуальные формы работы с дифференцированным подходом при распределении заданий и опроса, в том числе и  домашнее задание. Одна из задач урока:развивать чувство прекрасного, умение читать стихи и эмоционально на них отклик...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК-АЛЬМАНАХ «МИР ПОЭЗИИ АННЫ АХМАТОВОЙ» в 11 классе

Автор: учитель русского языка и литературы Чистопольской средней школы района имени Габита Мусрепова Северо-Казахстанской области СЕРЕДА Лариса Николаевна

Цель урока: Знакомство с личностью и творчеством Анны Андреевны Ахматовой, определение особенностей её поэтического стиля и индивидуальных черт лирики.

Задачи:

  • образовательная - обеспечить усвоение биографического и литературоведческого материала о жизни и поэзии А. А. Ахматовой.

  • развивающая - развивать чувство прекрасного, умение читать стихи и эмоционально на них откликаться, совершенствовать навыки анализа поэтического текста, соотнесения его содержания с критической и мемуарной литературой, фактами биографии, имеющими непосредственную связь с данным произведением;

  • воспитательная - воспитывать интерес к поэзии, уважение к чувствам другого человека, способность сопереживать, понимать душу поэта.

  • Средства обучения - учебники, хрестоматии, тексты стихов А.Ахматовой, опорные конспекты, презентация по теме.

Вид урока: Урок-альманах.

Эпиграф к уроку:

Ржавеет золото и истлевает сталь,

Крошится мрамор. К смерти все готово.

Всего прочнее на земле - печаль,

И долговечней - царственное слово. ( А. Ахматова.)

Ход урока:

Вступительное слово учителя:

«Пусть когда-нибудь имя моё прочитают в учебнике дети…»-написала в одном из стихотворений русская поэтесса Серебряного века Анна Андреевна Ахматова. Творчество А. Ахматовой - совершенно уникальное явление в русской поэзии. До Ахматовой история знала немало женщин-поэтесс, однако лишь ей суждено было стать женским голосом своего времени и перешагнуть затем через все временные рубежи. Уникальность лирики великой русской поэтессы Анны Андреевны Ахматовой заключается в том, что, по словам Осипа Мандельштама, она вобрала в себя «всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа девятнадцатого века». Но не меньший интерес представляют произведения Ахматовой для человека, который стремится понять и почувствовать эпоху, когда русский народ прошел через испытания «настоящего Двадцатого века», ибо внутренний мир ахматовской героини удивительно точно соответствовал миру, ее окружавшему. (Обращение к эпиграфу) «Я - голос ваш, жар вашего дыханья, я - отраженье вашего лица», - сказала А. Ахматова, и она имела полное право это сказать. Сейчас трудно однозначно сказать, кто кого выбрал - она судьбу или судьба - ее, но отпущенное ей свыше время Анна Андреевна прожила достойно, вылив свои переживания, страдания и потери в великие стихи.

Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и творчеством Ахматовой, поговорим о тематике, особенностях её лирики, проследим за эволюцией её творчества.

Организационный момент. Записываем число, тему урока. В дальнейшем вы будете вести запись конспекта по теме урока.

Биографические данные будут представлять юноши, а девушки расскажут и прочитают лучшие, по их мнению, стихи Анны Ахматовой. Слайдовая презентация предоставит дополнительный материал о поэтессе. (слайд 1) Наши художницы будут рисовать свои портреты Анны Ахматовой.

Ученик: Анна Андреевна Ахматова родилась на юге России, в Одессе 23 июня 1889 года в семье инженер-капитана 2-го ранга Андрея Антоновича Горенко и Инны Эразмовны (в девичестве Строговой). Спустя два года супруги Горенко переехали в Царское Село, где Аня училась в Мариинской гимназии. Она прекрасно владела французским, читала в подлиннике Данте. Из русских поэтов первыми открыты были ею Державин и Некрасов, затем открылся Пушкин, любовь к которому осталась на всю жизнь.(слайд 2)

В 1905 году Инна Эразмовна развелась с мужем и переехала с дочерью сначала в Евпаторию, а затем в Киев. Здесь Анна закончила Фундуклеевскую гимназию и поступила на юридический факультет Высших женских курсов, отдавая все же предпочтение истории и литературе.

(слайд 3) Анна была непростым ребенком: она умела угадывать события, видела вещие сны, любила спать в комнате, залитой лунным светом, а с 10 до 14 лет страдала лунатизмом. Загадочная болезнь прошла, и пришли стихи. Первые робкие "о любви", такие, какие пишут многие девочки, потерялись забылись, сменились теми, что сделали Анну Ахматову королевой среди поэтов.

Ученик: (слайд 4) Со своим будущим мужем поэтом Николаем Гумилевым Аня Горенко познакомилась еще четырнадцатилетней девочкой. Позже между ними возникла переписка, а в 1909 году Анна приняла официальное предложение Гумилева стать его женой. 25 апреля 1910 года они обвенчались в Николаевской церкви села Никольская слобода под Киевом. После венчания молодые отправились в свадебное путешествие, пробыв в Париже всю весну. Осенью 1911 года Гумилев с товарищами решили организовать объединение молодых поэтов, назвав его "Цех поэтов". Вскоре Гумилев на основе Цеха основал движение акмеизма, противопоставляемого символизму. Последователей акмеизма было шестеро: Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Сергей Городецкий, Анна Ахматова, Михаил Зенкевич и Владимир Нарбут. Термин "акмеизм" происходит от греческого "акмэ" - вершина, высшая степень совершенства. (слайд 5)

Весной 1912 года выходит первый сборник Ахматовой "Вечер", тиражом всего 300 экземпляров. Критика встретила его очень благожелательно. Так с 1910-х годов началась активная литературная деятельность Ахматовой. В это время начинающая поэтесса познакомилась с Блоком, Бальмонтом, Маяковским. Свое первое стихотворение под псевдонимом Анна Ахматова она опубликовала в двадцатилетнем возрасте, когда молодая поэтесса поняла свое предназначение. Но не кто иной, как отец Андрей Антонович запретил ей подписывать свои стихотворения фамилией Горенко. Тогда Анна и взяла фамилию своей прабабушки - татарской княгини Ахматовой. Сразу же после издания сборника "Вечер" Ахматова и Гумилев совершили новое путешествие, на сей раз по Италии, а осенью того же 1912 года у них родился сын, которому дали имя Лев.(слайд 6)

Ученик: Анна Ахматова очень рано поняла, что писать надо только те стихи, которые "если не напишешь, то умрешь". Иначе, как она считала, нет, и не может быть поэзии. А еще, чтобы поэт мог сочувствовать людям, ему надо пройти через отчаяние, горе и научиться преодолевать их в одиночку.

В марте 1914 года вышла вторая книга стихов "Четки", которая принесла Ахматовой уже всероссийскую известность.

Следующий сборник "Белая стая" увидел свет в сентябре 1917 года и был встречен довольно сдержанно. Война, голод и разруха отодвинули поэзию на второй план. Но те, кто знали Ахматову близко, хорошо понимали значимость ее творчества.

Учитель: Лирика Ахматовой периода ее первых книг ("Вечер", "Четки", "Белая стая")- почти исключительно лирика любви. Ее новаторство как художника проявилось первоначально именно в теме. Уже в первых стихах Ахматовой проявились характерные «ахматовские» черты. Это лаконичность формы, строгость и чёткость рисунка, внутренняя почти драматическая напряжённость чувства. Критики отмечают также такую черту, как «романность»: «Поэзия Ахматовой-сложный лирический роман…»

Ученица: «Молюсь оконному лучу…»

Учитель: В этом стихотворении проявляются типичные черты поэзии Ахматовой: предметность, простота обстановки и при этом эмоциональный драматизм. Главное здесь-боль, растерянность и желание успокоиться. Кроме этого, тут звучит характерный для ахматовской лирики мотив благодарения жизни. Некоторые поэтические миниатюры Ахматовой называют гейзерами. В этом роде искусства, в лирическом романе - миниатюре, в поэзии "гейзеров" Анна Ахматова достигла большого мастерства. Вот ещё один из таких романов:
" Как велит простая учтивость, Подошел ко мне, улыбнулся. Полуласково, полулениво Поцелуем руки коснулся. И загадочных древних ликов На меня посмотрели очи. Десять лет замираний и криков. Все мои бессонные ночи Я вложила в тихое слово И сказала его напрасно. Отошел ты. И стало снова На душе и пусто и ясно".
Стихотворение называется «Смятение» и повествует об окончании романа. Трагедия десяти лет рассказана в одном кратком событии

Ученица читает стихотворение «Дверь полуоткрыта…»

Учитель: А что рассказывает этот маленький стихотворный роман?

Ученица: Нередко миниатюры Ахматовой были, в соответствии с ее излюбленной манерой, принципиально не завершены и походили не столько на маленький роман в его, так сказать, традиционной форме, сколько на случайно вырванную страничку из романа или даже часть страницы, не имеющей ни начала, ни конца и заставляющей читателя додумывать то, что происходило между героями прежде.
" Хочешь знать, как все это было?- Три в столовой пробило, И прощаясь, держась за перила, Она словно с трудом говорила: "Это все. . . Ах, нет, я забыла, Я люблю вас, я вас любила Еще тогда!" "Да". "
«Хочешь знать, как все это было?»
Учитель: Какие ещё из ранних стихов Ахматовой вы выделили для себя?

(Чтение и анализ других стихов).

Учитель: Стихи Ахматовой очень музыкальные, есть много вариантов романсов и песен на тексты её стихов. Послушайте ещё одну печальную историю любви.

(Звучит «Песня последней встречи…)

Ученик: Казалось бы, в жизни А.Ахматовой в этот период все складывалось великолепно: брак с любимым человеком, признание, рождение сына. Но трагическая эпоха коснулась жизни каждого человека.(слайд 7)

В 1914-м году началась Первая Мировая война. Н.Гумилев ушёл в армию. Ахматова с волнением ждала письма с фронта.

(Ученица читает стихотворение "Ты письмо мое, милый, не комкай…")

В марте 1917 года Анна Андреевна проводила Николая Гумилева за границу, где тот служил в Русском экспедиционном корпусе. А уже в следующем 1918 году, когда он вернулся из Лондона, между супругами произошел разрыв. Осенью того же года Анна Ахматова вышла замуж за В. К. Шилейко, ученого-ассиролога и переводчика клинописных текстов.

Сергей: Кровная связь с Россией ощущалась особенно резко в самые трудные времена, начиная с первой мировой войны. Марина Цветаева называла А.Ахматову "музой плача".

Потом была революция и Гражданская война. Ахматова отказалась покинуть Россию. Поэтесса писала:

Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам…

Совсем не просты были отношения Ахматовой с Родиной. Здесь она испытала страдания и муки, разделила боль с народом, голосом которого по праву стала. Но для Ахматовой слова "Родина" и "власть" никогда не были синонимами. Для нее не было выбора - уехать из России или остаться. Она считала бегство предательством:

Ученица читает стихотворение «Мне голос был…»

Учитель: Стихотворение выдержано в высоком стиле: старославянизм "не внемлю", "песен не дам" в значении "не буду посвящать стихов", слова "растерзание".

Какая тема звучит в этом произведении?

Трагическая судьба России пережита Ахматовой вместе с ней, она разделила участь своей родины.

Уже в первые послереволюционные годы имя Ахматовой часто противопоставлялось именам поэтов революционной России.

Ученик: Начало 1920-х годов отмечено новым поэтическим взлетом Ахматовой - выходом поэтических сборников "Anno Domini" и "Подорожник", закрепивших за ней славу выдающейся русской поэтессы. В эти же годы она серьезно занималась изучением жизни и творчества Пушкина. Результатом этих исследований стали работы: "О золотом петушке", "Каменный гость", "Александрина", "Пушкин и Невское взморье", "Пушкин в 1828 году".

А с середины 20-х годов новые стихи почти перестали печатать, а старые - перепечатывать. Волна сталинских репрессий накрыла и Ахматову. Был арестован и расстрелян муж, Николай Гумилёв. Потом арестован ее единственный сын Лев Гумилев. Декабрь 1922 года ознаменовался новым поворотом в личной жизни Ахматовой. Она переехала к искусствоведу Николаю Пунину, позже ставшему ее третьим мужем.

Ученик: Именно в эти годы Ахматова начинает писать поэму "Реквием". (слайд 8) Стихи жили в памяти друзей и близких, так как на бумаге оставлять их было опасно. Основные мотивы поэмы - память, горечь забвения, немыслимость, невозможность смерти, мотив распятия, евангельской жертвы.

Массовые репрессии в стране, трагедийные события личной жизни (неоднократные аресты и ссылки сына и мужа Николая Пунина) вызвали к жизни "Реквием" (1935-1940). Пять лет с перерывами работала Ахматова над этим произведением. Создавалась поэма в нечеловеческих условиях.

Поэма сложилась из отдельных стихотворений, созданных в основном в предвоенный период. Окончательно эти стихи были скомпонованы в единое произведение лишь осенью 1962 года, когда оно было впервые написано на бумаге. Л. Чуковская в "Записках об Анне Ахматовой" вспоминает, что в этот день Ахматова торжественно сообщила: "Реквием" наизусть знали 11 человек, и никто меня не предал". К этому творению Ахматова обращалась на протяжении тридцати последних лет жизни..

Уже в 1961 году поэме был предпослан эпиграф, строго, но точно отразивший гражданскую и творческую позицию автора: "Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл, Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был." Здесь дважды повторяется слово "чуждый", дважды - слово "народ". Выражена идея сплочения судеб народа и его поэта.

Название - "Реквием" - настраивает на торжественно-траурный лад, оно связано со смертью, скорбным молчанием, которое пропорционально непомерности страдания.

Ученица читает отрывок "Семнадцать месяцев кричу…"

17 месяцев кричу,
Зову тебя домой,
Кидалась в ноги палачу
Ты сын и ужас мой.
Все перепуталось навек
И мне не разобрать
Теперь, кто зверь, кто человек,
И долго ль казни ждать.
И только пышные цветы,
И звон кадильный, и следы
Куда-то никуда.
И прямо мне в глаза глядит
И скромной гибелью грозит
Огромная звезда.

Ученик: Для спасения сына Ахматова написала стихи ко дню рождения И.Сталина, обратилась к нему с просьбой. Вскоре освобожденный, сын вновь был арестован, во время войны воевал на фронте до победного конца, а в 1949 году его посадили в третий раз, и лишь в мае 1956 года он оказался на свободе.

Ученик: 1941год. Великая Отечественная война. Блокада Ленинграда. (слайд 9)

В начале войны Ахматова оставалась в блокадном Ленинграде, читала свои стихи для защитников родного города вместе с другими литераторами, затем ее эвакуировали в Ташкент, и уже в 1944 году Ахматова вернулась в освобожденный Ленинград.

В годы Великой Отечественной войны Ахматова видит свое назначение в том, чтобы стать голосом мужества и скорби, разделить горе своей страны.

Родина в стихотворениях этого периода, отождествляется с русской речью с родным словом, с самым дорогим, за что стоит бороться, что надо жертвенно отстаивать. И если Ахматова говорит "мы" - это голос всего народа, объединенного Словом.

Ученица читает стихотворение «Мужество».

Точкой опоры для Ахматовой всегда оставалась родная земля и всею жизнью она была связана с Петербургом. Каждая черточка его облика - важная деталь, подробность ее судьбы.

Учитель: Очень важно сказать об эволюции творчества Анны Ахматовой: сохраняя достоинства и индивидуальные черты поэзии, лирика её становилась «устойчивее, решительнее, мужественнее». Виталий: Писательница и критик М. Шагинян писала: « Ахматова (с годами всё больше) умеет быть потрясающе народной…, без всякой фальши, с суровой простотой и с бесценной скупостью речи…Изысканнейшая петербурженка, питомица когда-то модного акмеизма, такая модная и сама,--она таит под этой личиною чудеснейшую, простейшую, простонародную лирику, воистину простонародную и вечную именно в этом, неувядаемом, подпочвенном её естестве.»

Ученик: В 1946 году снова была открыта кампания против Ахматовой, организована травля: в выступлении А. Жданова и последовавшем за этим Постановлении ЦК ВКП(б) "О журналах "Звезда" и "Ленинград" поэзия Ахматовой объявлялась чуждой народу, враждебной ему.

(Слайд 10)

Вместе с Ахматовой под пресс власти попал и Михаил Зощенко. Оба были исключены из Союза писателей, лишены средств к существованию, оказались изгоями в собственной стране. Тираж уже напечатанного в 1946 году сборника стихов А.Ахматовой был уничтожен. Ей пришлось жить буквально в сторожке, будке, в пригороде Комарово. Но и здесь у нее были друзья, ученики. Один из них - И.Бродский - стал лауреатом Нобелевской премии. В 1956 году был наконец освобожден сын.

Ученик: В 1951 году Ахматову восстановили в Союзе советских писателей и она постепенно возвращается к активному творческому труду. В 1964 году ей была присуждена престижная итальянская литературная премия «Этна-Таормина» и ей позволяют получить ее, поскольку времена тотальных репрессий прошли, и Ахматова перестала считаться антикоммунистической поэтессой. В 1958 году выходит сборник «Стихотворения», в 1965 - «Бег времени». Тогда же, в 1965 году, за год до своей смерти, Ахматова за научные труды в области пушкиноведения получает докторскую степень Оксфордского университета.(слайд 12)

5 марта (в день рождения Сталина!) 1966 года Анны Ахматовой не стало (слайд 15)

Ученик: В "Эпилоге"поэмы «Реквием» как бы смыкаются функции поэта и поэзии с идеей великого заступничества за людей. А это и есть великое наследие русской литературы, которое делает Ахматову национальным, народным поэтом. На могиле Ахматовой нет грандиозного памятника, только самодельный крест. Она не нуждается в монументах. Вечным и самым прочным памятником стала ее жизнь и ее стихи. (слайд 16)

Учитель: В ходе повествования об Анне Ахматовой и анализа её некоторых произведений мы выделили главные темы её творчества, назовём их: тема Родины, тема любви, тема жертвенности, Петербургская тема, тема самоистязающей совести, антивоенная тема, тема предназначения поэта и поэзии, гражданская, философского осмысления жизни, моральной ответственности художника перед современниками.

Давайте определим особенности лирики поэтессы: предметность, сочетание женственности, хрупкой нежности с решительным волевым жестом, эмоциональная глубина, искренность, романность, психологичность, сдержанность и немногословность, благородство и чуткость, отзывчивость на перемены в жизни, исключительная сила воли, трагичность интонации, народность и патриотичность, достоинство и целеустремлённая сосредоточенность на душевной работе, историзм мышления.

Учитель: Анна Ахматова стала голосом своего времени, она разделила судьбу своего народа.

«Я не переставала писать стихи. Для меня в них - связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны».

И еще одна заслуга есть у Анны Ахматовой. "Я научила женщин говорить… Но, Боже, как их замолчать заставить!" Действительно, с приходом в литературу Анны Ахматовой смело заявили о себе поэтессы: Марина Цветаева, Римма Казакова, Бэла Ахмадуллина, Лариса Васильева и многие, многие другие.

Ученица: Забудут? - вот чем удивили!
Меня забывали сто раз,
Сто раз я лежала в могиле,
Где, может быть, я и сейчас.
А Муза и глохла, и слепла,
В земле истлевала зерном,
Чтоб после, как Феникс из пепла,
В эфире восстать голубом.

Анна Ахматова

Анна Ахматова стала женским голосом своего времени, женщиной-поэтом вечного, общечеловеческого значения. Именно она впервые в русской литературе явила в своем творчестве универсальный лирический характер женщины.

Итог урока. Выставление оценок.

Домашнее задание: Написать сочинение-миниатюру «Грани таланта Анны Ахматовой» (1 гр.)

Анализ любого стихотворения А. Ахматовой (2 гр.) Всем-выучить наизусть стихотворение (по выбору учащихся).



© 2010-2022