Портфолио учителя русского языка и литературы

Данное портфолио разработано и составлено учителем русского языка и литературы первой квалификационной категории, Лагутиной Еленой Николаевной. Портфолио содержит информацию по учебно-воспитательной деятельности учителя, в том чистле как классного руководителя, план самообразования педагога сроком на 5 лет, сведения по квалификационным курсам, а также портфолио достижений. Данная работа может служить как образец составления профессионального портфолио педагога, однако не является нормативным док...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛИЦЕЙ №121»














ПОРТФОЛИО


Лагутиной Елены Николаевны

учителя русского языка и литературы

МБОУ «Лицей №121» Индустриального района

г. Барнаула Алтайского края









СОДЕРЖАНИЕ

Самопредставление. Общие сведения об учителе.

I. Учебно-воспитательная работа

1. Результативность учебных достижений учащихся.

2. Участие учащихся в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, марафонах.

3. Творческие работы учащихся (проекты, учебные исследования).

4. Научно-методическая деятельность учителя.

II. Классное руководство

1. Цели и задачи воспитательного процесса.

2. Участие в школьных мероприятиях

и организация детского досуга.

III. Самообразование

1. Цели и задачи самообразования.

2. Программа самообразования.

IV. Повышение квалификации

1. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка.

2. Признание профессионального мастерства.

V. Приложения («Портфолио достижений»)






САМОПРЕДСТАВЛЕНИЕ


Портфолио учителя русского языка и литературы

Я, Лагутина Елена Николаевна, родилась в 1984 году в городе Барнауле. Окончив Барнаульский государственный педагогический университет в 2006 году, получила квалификацию учителя русского языка и литературы по специальности «Русский язык и литература». С 2008 года и по настоящее время работаю в МБОУ «Лицей №121», имею II квалификационную категорию по должности «Учитель русского языка и литературы».

Однажды на школьном вечере меня спросили, кем я себя вижу через десять лет. Тогда, надолго задумавшись, я так и не смогла ответить на этот вопрос. Сегодня я с уверенностью могу сказать: « Я - педагог». Я открываю маленькие тайны и понимаю, что дарить людям знания, учить их понимать мир, быть ответственным за него - это целая наука.

Смотря в зеркало, я вижу уверенную в себе, в меру эмансипированную и любознательную натуру. Как и все женщины, иногда я бываю слегка разочарованной, несколько обескураженной, но в целом считаю себя умной и доброжелательной особой. Мысли мои порой несут меня высоко в небо, к метафизическим понятиям и образом. Однако ноги мои твердо стоят на Земле. Нередко я мечтаю о простом женском счастье и о возможности самореализации в своей профессиональной деятельности.

Педагогика, пронизывая все стороны моей жизни, стала для меня смыслом существования. Миллионы лет люди копили свой жизненный опыт, передавая его своим детям, выстраивая систему цивилизованного общества. Педагоги - это люди, которым оказана большая честь стать помощником в формировании и становлении гармонично-развитой личности. Именно такая личность и является необходимым кирпичиком в образовании нашего государства.

Душа ребенка - чистый лист, и от нас, педагогов, зависит, что будет изображено на этом листе: безумный хаос или четкая и сформированная картина взглядов и гуманистических убеждений, способная помочь в выборе правильного жизненного направления. И именно в этом я вижу цель своей педагогической деятельности.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УЧИТЕЛЕ


1. Фамилия, имя, отчество; год рождения

Лагутина Елена Николаевна, 1984 г.р.

2. Образование

Высшее. Барнаульский государственный педагогический университет окончила в 2006 году. Диплом ВСВ №0641454. Квалификация УЧИТЕЛЬ русского языка и литературы по специальности «Русский язык и литература». (см. приложение )

3. Трудовой и педагогический стаж

2008 г. январь -июнь МДОУ №250 воспитатель (стаж 6 мес.). С сентября 2008 г. МБОУ «Лицей №121» учитель русского языка и литературы.

4. Повышение квалификации

2008 г. «Здоровьесберегающие технологии в проведении уроков ИКТ. Использование метода функционального биоуправления в условиях образовательного учреждения» 72 ч.

2011 г. «Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе по русскому языку и литературе» 108 ч.

(см. приложение)

5. Награды, грамоты

2011 г. Грамота МБОУ «Лицей №121» за добросовестный и творческий труд в деле воспитания учащихся. (см. приложение)











I. УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1. Результативность учебных достижений учащихся

Успешное формирование гармонично развитой личности, с достаточно высоким уровнем образованности во многом определяется способностью учителя создать для каждого ученика ситуацию успеха, повысив при этом мотивацию детей к обучению. Поэтому на уроках русского языка и литературы я руководствуюсь следующими принципами:

- сознательности, активности, самостоятельности при руководящей роли учителя;

- систематичности и последовательности;

- доступности;

- учета возрастных особенностей обучаемых.

В процессе обучения я стараюсь вызвать детей на диалог, что способствует развитию критического и образного мышления.

На уроках русского языка и литературы мои ученики не только получают знания, но и формируют собственную точку зрения на поставленные проблемы, учатся аргументировано доказывать ее, вступая в диалог не только с учителем, но и с писателем, ученым, критиком. Именно такой подход в обучении позволяет говорить мне о стопроцентной успеваемости учащихся, а также повышать качественную успеваемость из года в год.

Для иллюстрации взяты классы среднего звена (5-9) при изучении русского языка и литературы, а также классы старшего звена (10-11) при изучении литературы.











Динамика общей и качественной успеваемости обучающихся

в 20010-2013 годах.


Учебный год

Общая успеваемость

Качество обучения

5-8 классы

10-11 классы

Лит. %

5-8 классы

10-11 классы

Лит. %

Рус.яз %

Лит. %

Рус.яз %

Лит. %

2010/2011

100

100

100,00%

59,00%

75,00%

72,00%

2011/2012

100

100

100,00%

73,00%

77

75,50%

2012/2013

100

100

100,00%

56

86

95

Качество обучения - число обучающихся, аттестованных по итогам года на «хорошо» или «отлично», % от общего числа обучаемых.

(см. приложение1)






Динамика сдачи ЕГЭ по литературе

в период за 2010- 2013 учебных годах.


2009-2010

2011-2012 уч. год

2012-2013 уч. год

Средний балл в городе/районе

Средний балл в школе

Средний балл в городе/районе

Средний балл в школе

Средний балл в городе/районе

Средний балл в школе







В период за 2010-2011 учебный год ЕГЭ по литературе не сдавался.

(см. приложение1)




2. Участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, марафонах.

Творческая активность учащихся способствует повышению интереса к обучению, а также самореализации детей. Предметные олимпиады по русскому языку и литературе, интеллектуальные марафоны, предметный конкурс «Медвежонок», Декада русского языка и литературы - все эти мероприятия мои ученики не оставляют без внимания. Они увлеченно участвуют в них и добиваются определенных результатов, которые отражены в таблице:


Участие обучающихся в творческих

и интеллектуальных мероприятиях за период 2009-2012 уч. г.


Направление

Уровень

Год участия

Количество участников

Результативность

Интеллектуальный марафон среди учащихся 5-х классов

Школьный

2009/10

10

Грамота -1, 2, 3 место

Декада русского языка и литературы

Школьный

2009/10

10

Грамота - 1 место за участие в КВНе по русскому языку

Интеллектуальный марафон среди учащихся 5-х классов

Районный

2009/10

1

Грамота - 3 место

Конкурс «Медвежонок»

Всероссийский

2009/10

27

Участие

Интеллектуальный марафон среди учащихся 6-х классов

Школьный

2010/11

10

Грамота - 1, 2, 3 место

Декада русского языка и литературы

Школьный

2010/11

15

Благодарственные письма

Предметная олимпиада по литературе

Районный

2010/11

3

Участие

Конкурс «Медвежонок»

Всероссийский

2010/11

28

Участие

Предметная олимпиада по русскому языку и литературе

Школьный

2011/12

35

Грамота - 1, 2, 3 места среди 7-х классов.

Грамота - 1, 2, 3 место среди старших классов

Декада русского языка и литературы

Школьный

2011/12

27

Участие

Предметная олимпиада по русскому языку и литературе

Районный

2011/12

6

Участие (4 место по литературе среди старших классов)

Конкурс «Медвежонок»

Всероссийский

2011/12

14

1, 2 место в школе среди 7 классов

(см. приложение 2)






Участие обучающихся в творческих

и интеллектуальных мероприятиях за период 2012-2013 уч. г.



Направление

Уровень

Количество участников

Результативность

Интеллектуальный марафон среди учащихся 7-8 классов

Школьный

15

Грамота -1, 2, 3 место среди 7 классов; 3 место среди 8 классов

Декада русского языка и литературы

Школьный

10

Участие

Интеллектуальный марафон среди учащихся 7-х классов

Районный

2

Грамота - 3 место по русскому языку; 2 место - по литературе.

Школьный тур предметных олимпиад

Школьный

38

3 место среди 8 классов; 1,2,3 место среди 7 классов; 1,2,место среди 11 классов.

Районный тур предметных олимпиад

Районный

9

Участие

Конкурс по литературе «Пегас-2013»

Всероссийский

6

1 место в школе среди 8 классов; 1 место в школе среди 11 классов.

Историко-литературный конкурс «Золотое Руно»

Всероссийский

27

1, 3 место среди 8 классов

(см. приложение 2)

3. Творческие работы учащихся (проекты, учебные исследования).

С 2011 года учащимися предприняты попытки научно-исследовательской деятельности под моим руководством. Однако пока эта деятельность была представлена на школьном уровне и требовала дальнейшей доработки. В перспективе планировалась интенсивная работа в направлении научно-практических конференций с учащимися 7-8 классов.

Данный опыт, несомненно, положителен, к тому же перспективен. Планируется расширение содержания работ, совершенствование ораторских навыков, что, в свою очередь, позволит выйти с этими работами на более высокий уровень научно-практических исследований, участвуя в различных конкурсах и конференциях.

Результаты работы представлены в таблице:



Научно-практическая деятельность учащихся

в период за 2011-2012 уч. г.


Имя ученика, класс

Название работы

Уровень

Результаты

Роман Куц 7А

«В мире слов. Семантика слова «Дурак»».

Школьный

3 призовое место

Екатерина Труненкова 7А

«Семантика слова Блин»

Школьный

3 призовое место

Мария Пяткова 7Б

«Значение имени Прасковья».

Школьный

Участие











Научно-практическая деятельность учащихся

в период за 2012-2013 уч. г.


Имя ученика, класс

Название работы

Уровень

Результаты

Дьякова Елизавета 7А

«Идейно-смысловая концепция рассказа А. Никольской -Экли «Ангел-Хранитель».

Районный 1(НПК «Литературный и художественный Алтай»), районный 2(НПК Южного округа Индустриального района), городской (НПК центр «Потенциал»), краевой (НПК «Будущее Алтая»)

Районный 1 - 2 призовое место; Районный 2 - 1 призовое место; городской - участие; краевой - участие.


Екатерина Труненкова 8Б

«Мотив Безумия в романе С. Кинга «Девочка, которая любила Тома Гордона»

районный (НПК Южного округа Индустриального района), городской (НПК центр «Потенциал»), краевой (НПК «Будущее Алтая»)

Районный - участие; городской - 3 призовое место; краевой - участие.

Пигарева Татьяна 8Б

«Мотив народности в творчестве Л. Мерзликина».

Районный (НПК «Литературный и художественный Алтай»), городской (НПК центр «Потенциал»),

Участие

(см. приложение 3)



4. Научно-методическая деятельность учителя

Большую роль в становлении и развитии педагогического мастерства и профессионализма играет научно-методическая деятельность педагога. Включение учителя в эту работу позволяет набрать опыт, делиться своими наблюдениями и идеями, осуществлять консультации и т.д.

Результатом такой деятельности являются собственные контрольные и ИКТ -разработки для учебного процесса, модифицирование рабочих программ по предмету, а также создание авторских программ, развитие организаторских способностей и повышение профессионального мастерства.

В связи с этим мной была проделана следующая работа, отраженная в таблице:

Участие педагога в научно-методической деятельности

за период 2012-2013 уч. г.

Период (полугодие)

деятельность

2 полугодие

Проверка экзаменационных работ в аттестационной комиссии по проверке ГИА-9 по русскому языку.

2 полугодие

Работа в качестве члена жюри школьного тура интеллектуального марафона.

1 полугодие

Работа в качестве члена жюри школьного тура предметных олимпиад.

2 полугодие

Организация конкурса «Пегас -2013»

2 полугодие

Организация конкурса «Золотое Руно»

2 полугодие

Работа в качестве члена жюри районной НПК «Литературный и художественный Алтай»

1 полугодие

Участие в семинаре «Первые шаги в науку»

2 полугодие

Участие в районном семинаре «Работа с одаренными детьми» (на базе МБОУ СОШ №127)

1 полугодие

Участие в районном семинаре «Работа с одаренными детьми» (на базе МБОУ СОШ №128)

2 полугодие

Участие в семинаре «Подготовка учеников к ГИА-9 по русскому языку»

2 полугодие

Организация районного тура интеллектуального марафона (в качестве сопровождения)

2 полугодие

Работа в качестве члена жюри в НПК Южного округа Индустриального района.

2 полугодие

Проведение Открытого урока в рамках Единого методического дня в МБОУ «Лицей №121»

2 полугодие

Участие в научно-педагогическом семинаре «Проблемы научно-исследовательской работы учащихся и педагогов образовательных учреждений Алтайского края» (на базе АлтТГУ в рамках конкурса «Будущее Алтая»)

(см. приложение 5)



























II. КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

1. Цели и задачи воспитательного процесса.

Опыта классного руководства у меня немного. Однако на этом поприще я достигла определенных результатов. Работая совместно с социальным педагогом и школьным психологом, я ищу пути решения возникающих проблем. Нередко привлекаю к этому и родителей учеников, укрепляя коллектив и создавая благоприятный психологический климат в классе. Приоритетными в работе классного руководителя для меня стали следующие цели:

- продолжить воспитательную работу по сплочению и развитию коллектива: воспитанию чувства товарищества, доброжелательного отношения друг к другу, воспитанию культуры человеческого общения;
- воспитывать способность ребят корректировать собственную жизнедеятельность в процессе изменения социальных условий;
- воспитывать правильное понимание истинных человеческих ценностей, умение видеть красоту и создавать красоту в школе, в классе, в семье;
- продолжить работу по воспитанию ответственного отношения к учебе
Для достижения целей мной реализуются следующие задачи:
- создать условия для социального творчества каждого и уверенности в том, что его творчество будет оценено;
- помочь учащимся построить комфортные отношения в коллективе;

- формировать у них стремление к постоянному совершенствованию форм общения;
- учить учащихся организовывать собственную творческую деятельность, учить радоваться успехам и достижениям товарищей;
- развивать стремление к постоянному самообразованию и саморазвитию.

Достижение поставленных целей позволяет создать доброжелательную атмосферу, способствует созданию положительной мотивации к учебной деятельности учащихся, дает возможность каждому ученику проявить свои интеллектуальные и творческие способности, принимая активное участие во внеклассной работе.

2. Участие в школьных мероприятиях и организация детского досуга.


Жизнь классного коллектива неотделима от жизни нашего образовательного учреждения. Ребята нашего класса активно принимают участие во всевозможных школьных мероприятиях. Вместе мы готовимся и успешно проводим тематические классные часы как внутри нашего коллектива, так и для параллели классов. Например, в декабре 2011 г. был организован классный час «Закон, порядок, право», на котором учащиеся 7-х классов не только познакомились с правовыми нормами нашего государства, но и приняли участие в викторине, подготовленной нашим классом.

Ребята не только участвуют в различных школьных мероприятиях, но и занимают призовые места в школьных конкурсах и соревнованиях (см. приложение 4).

Нашим классом вот уже несколько лет осуществляется шефство над ветераном Великой Отечественной войны - Галины Аверьяновой. Ребята с удовольствием посещают старушку, поздравляют ее с памятными датами, развивают свои патриотические чувства.

Расширение кругозора учеников не обходится без посещения музеев, театров и экскурсий. Только положительные эмоции испытывают дети, посещая Алтайский государственный краеведческий музей, Молодежный театр Алтая, Театр Музыкальной комедии. С удовольствием слушают выступление оркестра «Сибирь». Это способствует развитию эстетического вкуса детей, воспитывать нравственно-высокие идеалы.

С помощью родителей организуются выезды на природу, в дендрарий. Осуществляются длительные поездки с классом. Все вместе мы успешно посещаем Новосибирский зоопарк, Музей имени В.М. Шукшина в Сростках. Родители учащихся неоднократно выражали мне свою благодарность за участие в воспитании их детей, от них я получаю только положительные отзывы.

Такие поездки помогают мне, как классному руководителю, приучать детей к культуре поведения в общественных местах, создавать благоприятный психологический климат в коллективе. Формирование же сплоченного коллектива играет важную роль в создании гармонично развитой личности.

Работа классного руководителя мне нравится. Я быстро установила доброжелательные отношения с ребятами, заручилась их пониманием и поддержкой. В каждом из них я вижу личность, у которой есть право на ошибку и право эту ошибку исправить. И они отвечают мне взаимностью

(см. приложение 4)



































III. Самообразование

1. Цели и задачи самообразования.


Мной разработан план самообразования по теме «Технология развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы». Основной целью своей работы в этом направлении считаю выявление особенностей и эффективность применения технологии развития критического мышления на уроках литературы.

В процессе самообразования мной решаются следующие задачи:

- изучение методов и приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо;

- формирование навыков владения технологией;

- использование данной технологии на уроках литературы;

- выявление результатов применения данной технологии.

Данную тему считаю актуальной, так как характерной чертой современного этапа развития общества является всё расширяющееся информационное пространство. Для осмысления этого пространства необходимо выработать такой тип мышления, который мог бы не только воспринимать информацию, но и критически ее осмыслять, применять на практике. Типом такого мышления является критическое мышление. Я учу детей думать критически, то есть:

  • Проявлять любознательность

  • Использовать исследовательские методы

  • Ставить перед собой вопросы

  • Осуществлять планомерный поиск ответов

  • Вскрывать причины и последствия фактов

  • Сомневаться в общепринятых истинах

  • Вырабатывать точки зрения и способность отстоять ее логическими доводами

  • Быть внимательным к аргументам оппонента и логически их осмыслять.

Становление творческого мышления учащихся, таким образом, становится возможным с помощью технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Работа в этом направлении позволяет мне:


  • Доступно и в интересной форме выстроить материалы урока;

  • Актуализировать социальный опыт учащихся, то есть перенести изучаемую информацию в сферу личного интереса;

  • Корректировать уровень речевой культуры учащихся;

  • Координировать деятельность учащихся с опорой на текст изучаемого произведения;

  • Вступить в диалог культур, а значит, осмыслить причинно-следственные связи между этапами развития литературного процесса.

Самообразование строю на изучении психолого-педагогической и методической литературы, разработке программно-методического обеспечения, обобщении опыта на открытых уроках, участии в методических школьных объединениях, а также обучении на курсах.

Работа по плану самообразования «Технология развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы» обеспечивает успешность в обучении учащихся на уроке литературы.















2. Программа самообразования на период 2009-2014 гг.


Программа самообразования рассчитана на 5 лет. По мере изучения темы возникают новые возможности реализации полученных знаний, поэтому данная программа корректируется в рабочем порядке.

№ п/п

План мероприятий

Сроки реализации

Отметка о выполнении

1

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка

2009-2014

См. раздел IV

2

Теоретическое изучение литературы по теме самообразования

Систематически

Постоянное совершенствование знаний и создание собственного интерактивного материала для использования на уроках литературы

3

Подтверждение 2 квалификационной категории

2009

Присвоена 2 квалификационная категория

4

Изучение инновационных методов работы учителей в области обучения

2009-2014

Посещение Открытых уроков, семинаров

5

Участие в экспертных комиссиях в олимпиаде по литературе

Систематически

Систематически (на школьном уровне)

6

Изучение статей, брошюр, периодических изданий по теме самообразования

Систематически

Систематически

7

Участие в конкурсах пед. мастерства

2009-2014


8

Использование на уроках литературы различных материалов, накопленных в процессе реализации программы самообразования

Систематически

Систематически

9

Подготовка учащихся для участия в научно-практических конференциях

2009-2014

Презентация работ учеников (на школьном уровне)

10

Участие в Педагогических чтениях учителей лицея

2013


11

Размещение интерактивного материала в Российской Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, на других интернет ресурсах

2011-2014

Размещены по адресу

school-collection.edu.ru



proshkolu.ru/

12

Выступление на педагогическом совете по теме самообразования

2013


13

Проведение открытых уроков с применением Технологии критического мышления

Систематически

Систематически

14

Выступление на методическом совете учителей кафедры гуманитарных наук

2013


15

Составление программы по элективному курсу «Углубленное изучение литературы в старших классах»

2011

Применение при изучении литературы в старших классах

16

Участие в экспертной комиссии по проверке экзаменационных работ в форме ГИА-9 (части С)

2010, 2011

Ежегодно

17

Получение 1 квалификационной категории

2014






IV. Повышение квалификации

1. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка.


Являясь учителем русского языка, я повышаю свой профессиональный уровень, стремлюсь к новым знаниям и достижениям, поэтому посещаю курсы повышения квалификации (см. приложение 7).

Наименование образовательной программы повышения квалификации (тема) и ее объем (кол-во часов)

Образовательное учреждение, реализующее данную программу

Форма освоения образовательной программы

Дата и номер документа, подтверждающий повышение квалификации

«Здоровьесберегающие технологии в проведении уроков ИКТ. Использование метода функционального биоуправления в условиях образовательного учреждения»

72 ч.

Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования.

г. Барнаул

очная

01.12. -17.12

2008 г.


Удостоверение №106341

«Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе по русскому языку и литературе»

108 ч.

Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт информационных технологий «АйТи».

г. Москва

дистанционная

10.10-14.11

2011 г.


Удостоверение №0010279











2. Признание профессионального мастерства.

Стаж моей профессиональной деятельности составляет 5 лет. За это время я неоднократно получала положительные отклики в устной форме от своих коллег и администрации лицея.

В 2011 году я была награждена Грамотой Администрации Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Лицей №121» за добросовестный и творческий труд в деле воспитания учащихся.

Это начало моего педагогического пути. Впереди меня ждут новые победы, новые знания, новые ученики!

































© 2010-2022