Кладовая солнца библиотечное занятие по произведениям Астафьева

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кладовая солнца

( библиотечное занятие по произведениям В.П.Астафьева)

З.Батыршина, библитоекарь школы.

Цели:

  • Проанализировать рассказы В.П.Астафьева «Белогрудка», «Капалуха», «Васюткино озеро»;

  • Воспитывать в детях доброе отношение к природе, животным, любовь к родному краю, чувство ответственности за все, что наносит вред окружающей среде.

Оборудование: Красная книга, выставка книг о животных и природе.

Эпиграфы: … Звери, птицы, растения проживут и без нас, а мы без них обязательно погибнем ( В.П. Астафьев).

Человек должен жить в согласии с природой, человек не рождается с этим чувством, его надо в себе воспитывать ( В. Бианки).

Ход занятия:

Звучит песня « Не дразните собак».

Библиотекарь. - Печальную картину представляет собой заброшенный дом: стены в грязных подтеках, выбитые стекла, сломанные двери. Но во много раз еще страшнее бесхозяйственность и запустение в жилище, где нет стен и окон, а есть задымленное тысячами заводских труб небо, варварски вырубленные леса, мутные, отравленные ядовитыми стоками воды рек и озер. А жить в нем не только нам, сегодняшним, но и тем, кто будет после нас. Как же предотвратить беду, имя которому - планета Земля?

Земля в беде! В беде реки и озера, моря и океаны - вся земля! Но беды природы -это прежде всего наши беды. Мы, люди, -дети природы.

Ученые с тревогой говорят о сложных проблемах охраны природы от хозяйственной деятельности человека. Такие проблемы называют экологическими. Экология - наука о взаимоотношениях живого и неживого на нашей планете.

Ученые предупреждают об опасности гибели всего живого на планете Земля и призывают к активной борьбе человека против бездумного отношения к природе…

Михаил Пришвин писал:

« Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе -вода, птице -воздух, зверю- лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину».

« Волшебный клубок» Пришвина - его живое слово - катится и катится по родной земле … И мы идем вместе с ним … Учимся любить родную землю и помнить ее красоту.

Эпиграфом к занятию взяты слова В. Бианки: « Человек должен жить в согласии с природой, человек не рождается с этим чувством, его надо в себе воспитывать». Именно об этом пишет в своих произведениях В.П.Астафьев.

Библиотекарь. Кратко рассказывает о жизни В.П. Астафьева.

Мы с вами прочитали рассказ В.П. Астафьева «Белогрудка». Давайте вспомним содержание рассказа и обсудим поведение мальчишек.

Выступление учеников.

Суд.

Рапорт дежурного: Встать! Суд идет! Уважаемый судья! Группа к слушанию дела о вереинских мальчишках готова: прокурор, адвокат и публика заняли свои места.

Судья. Прошу всех садиться. Слушаем дело вереинских мальчишек, которые обвиняются в том, что, выследив в чащобе косогора около деревни белогрудую куницу, у которой родилось трое кунят, похитили детенышей, унесли в деревню, а затем погубили их.

Прокурор готов? Защита готова?

Чтобы лучше понять обвинение и защиту, следует знать историю жизни куницы и кунят. Мальчик( по имени ученика), тебе предоставляется слово.

Рассказ ученика ( мальчика)

Судья. Почему вы решили похитить кунят?

Ответ ученика( мальчика) . Судья. вопрос к прокурору и адвокату: хорошо ли поступили вереинские мальчишки, похитив из гнезда куницы ее еще совсем маленьких детенышей?

Идет обсуждение. Выступают прокурор, адвокат, судья, мальчик, охотник, представители публики.

Судья. Суд внимательно выслушал мнение всех присутствующих и постановил признать мальчика виновным и заклеймить его позором. Благодарю адвоката, прокурора и публику. Судебное заседание считаю закрытым.

Библиотекарь. К сожалению , явления губительного отношения человека к природе очень часто встречаются в реальной жизни… Но в литературе есть и произведения, рассказывающие о добром отношении человека к беззащитным «братьям нашим меньшим» и об ответственности человека за природу.

Пересказ учащимся содержания произведений «Капалуха», «Васюткино озеро» и их анализ.

Библиотекарь. Если человек по-доброму относится к природе, то природа отвечает человеку двойной благодарностью. «Звери, птицы, растения проживут и без нас, а мы без них обязательно погибнем».

Нужно воспитывать в себе чувство бережного отношения ко всем живым существам, с которыми мы встречаемся, будь то красивый зверь или мрачное насекомое. Охрана природы подразумевает охрану жизни на Земле. В нашей стране принят ряд важнейших документов об охране природы. Одним их таких документов является « Красная книга».

Показывает и рассказывает о «Красной книге».

- Красный цвет - это цвет предупреждающий. Красная книга предупреждает об опасности исчезновения отдельных животных и растений с лица Земли …

Дальше читают стихи о природе, о животных ( Е.Антошкин «Добро», С.Есенин « Песнь о собаке», А.Яшин «Люблю все живое» и другие по желанию детей.



© 2010-2022