Программа дополнительных занятий по русскому языку «Занимательная грамматика» (5 класс)

Не секрет, что для многих учеников русский язык не является любимым предметом. Интерес к изучению родного языка пропадает у большинства детей. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Именно поэтому считаю главной задачей внеклассной работы привитие школьникам интереса к родному языку и воспитание потребности изучать его. Познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения. Уровень познавательного интереса выражается преж...         Необходимость дополнительных занятий заключается не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке. Главной целью его является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить знания школьников по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Программа дополнительных занятий по русскому языку

"Занимательная грамматика"

(5класс)

на 2013-2014 учебный год








Составила:

учитель русского языка

и литературы,

Шамсутдинова Р. И.









Москва, 2014 г

.


Пояснительная записка

Внеклассная работа по русскому языку является важнейшей составной частью работы по привитию интереса к предмету. Не секрет, что для многих учеников русский язык не является любимым предметом. Интерес к изучению родного языка пропадает у большинства детей. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Именно поэтому считаю главной задачей внеклассной работы привитие школьникам интереса к родному языку и воспитание потребности изучать его. Познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения. Уровень познавательного интереса выражается прежде всего в характере познавательной деятельности, с которой справляется и к которой стремится ученик: репродуктивно-фактологический, описательно-поисковый или творческий.

Необходимость дополнительных занятий заключается не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке. Главной целью его является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить знания школьников по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Проходя по ступеням от одного вида деятельности к другому, у ученика развивается познавательный интерес.

Цель внеклассной работы: развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний, развитие творческих способностей учащихся.

Задачи:

  • способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету;

  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

  • совершенствование общего языкового развития учащихся;

  • способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;

  • способствовать развитию смекалки и сообразительности.

  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.

  • выявление и поддержка лингвистически одаренных учащихся;

  • поддержка и воспитание веры в свои силы у учеников, слабоуспевающих по русскому языку;

Принципы.

Внеклассная работа основывается на общедидактических принципах, важнейшими из которых являются: принцип научности, последовательности и системности изложения материала, преемственности и перспективности, связи теории с практикой, доступности, наглядности. Являясь важной составной частью методики обучения русскому языку, внеклассная работа не может не основываться на методических принципах: внимание к материи языка, понимания языковых значений, оценки выразительности речи.

Общеизвестно, что существуют некоторые принципы, которые лежат в основе именно внеклассной работы по предмету. Этот принцип добровольного участия во внеклассных занятиях, принцип самодеятельности, предполагающий самостоятельность учащихся в подготовке и проведении мероприятий, принцип равноправного участия школьников и принцип занимательности. Один из важных принципов - это принцип системности.

Методы.

Методы, которые используются во внеклассной работе по предмету, отличаются от основных методов обучения не столько содержанием, сколько формой. В своей работе использую такие методы, как слово учителя, беседа, самостоятельная работа учащихся, метод проектов, в том числе, творческих и др.. Однако эти методы используются в непринужденной обстановке, что создает атмосферу большой заинтересованности в работе.

Формы организации.

Формы организации разнообразны: беседа, конкурсы, викторины, познавательно-развлекательные игры, тематические устные журналы, конференции, олимпиады, интернет-олимпиады, неделя русского языка и литературы, дидактический и раздаточный материал.

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

Курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;

  • теоретическая;

  • практическая.

Программа рассчитана на полгода. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Курс "Занимательной грамматики" рассчитан для учащихся 5-х классов.

Этапы реализации программы курса:

  • подготовительный;

  • непосредственно реализация (план прилагается);

  • оценка эффективности;

  • коррекция в соответствии с анализом эффективности;

  • дальнейшее использование в школе.

Анализ эффективности программы курса:

  • диагностический метод (анкетирование детей в начале и в конце);

  • анализ занятий проведенных по плану;

  • разработка рекомендаций.

№ п/п

Тема

Дата

1-2

Введение. Что мы знаем о языке. Общаются ли между собой животные. Как появился человеческий язык. Есть ли родственники у русского языка.

3-4

Умеем ли мы слышать и анализировать звучащее слово. Что мы знаем о смыслоразличительной роли словесного ударения. В чем секрет поэтической звукописи.

Творческий проект «Проба пера».

5-6

О чем рассказывает морфема. Как образуются слова. О чем рассказывает словообразовательная модель.

7

Участие в Интернет-олимпиаде по русскому языку.

8

Что такое этимология.

9-10

В чем секрет русской орфографии.

Нужны ли пунктуационные правила.

11-12

Что мы знаем о лексическом значении слова.

В чем секрет поэтических тропов.

13

Творческая мастерская «Созвездие синквейнов».

14-15

Где прячутся диалектизмы. Стареют ли слова.

16-17

Зачем приходят иноязычные слова.

Что такое фразеологизмы.

18

Весёлая грамматика. Кроссворды, ребусы, письмо слов.

19-20

То мы знаем о частях речи в русском языке.

Как образуются формы изменяемых слов.

21-22

Итоговый проект. Альманах «Времена года».





Список литературы


  1. Волина В. В. Веселая грамматика. - М.: Знание, 1995 г.

  2. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. - М.: АСТ, 1996 г.

  3. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. - Екатеринбург: АРГО, 1996г.

  4. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! - М.: Самовар, 1994 г.

  5. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! - М.: Самовар, 1995 г.

  6. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! - М.: Самовар, 1994 г.

  7. Рик Т.Г. Русский язык: Как живёшь, наречие? - М.: Астрель, АСТ, 2000 г.

  8. Соболева О.Л., Агафонов В.В. Русский язык: Весёлые правила. - М.: АСТ-Пресс, 1995 г.

  9. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра: русский язык. - Ярославль: Академия развития, 1997 г.

  10. Шибаев А.А. Весёлая грамматика. - Смоленск: Русич, 2001 г.

  11. Шибаев А.А. Весёлый алфавит. - М.: АСТ-Пресс, 1999 г.

  12. Шмаков С. А. Игры - шутки, игры - минутки. - М.: Новая школа, 1993 г.

  13. Юрьева Н.А. 350 развивающих упражнений по русскому языку. - Минск: Юнипресс, 2004 г.





© 2010-2022