Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА по русскому языку в 4 классе.

Тема: Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное».

Цель урока: Создание условий для систематизации изученных признаков имени прилагательного как части речи.

Задачи урока:

1) образовательные:

- совершенствование знаний об имени прилагательном, умения отличать её от других частей речи;

- совершенствовать умение определять род, число, падеж имени прилагательного;

- совершенствовать умение писать безударные падежные окончания.

2) развивающие:

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие критического мышления посредством интерактивного включения в образовательный процесс;

- активизировать познавательную деятельность через групповую форму работы.

3) воспитательные:

- воспитывать культуру взаимоотношений;

- воспитывать любовь к родному языку;

4) здоровьесберегающие:

- воспитывать внимательное отношение друг к другу;

- не допускать перегрузок уч-ся, используя смену видов деятельности.

Тип урока: урок-обобщение

Форма: традиционная, парная, групповая

Методы: монологический, диалогический, исследовательский.

Оборудование: интерактивная доска, карточки для групповой работы.

Ход урока

I. Мотивационно-целевой этап

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям!
- Возьмитесь за руки и мысленно подарите добрые слова друг другу, улыбнитесь и пожелайте доброго дня.

К уроку готовы? Тогда - за работу!
Удачи желаю всем вам! ( записываю число и заголовок в тетради)

2). Сообщение темы и цели урока.

Что нам делать предстоит?

Вот вопрос какой стоит.

Узнайте для начала

О чем я прочитала?

Я имя ищу необычное, звучное,

Особое, сильное, самое лучшее,

Короткое, длинное, красное, синее,

Неброское, яркое, очень красивое,

Оно уменьшительное или ласкательное,

Его называют ещё... (Прилагательное)

Да, это замечательное-

Имя прилагательное.

Имя прилагательное - огромная страна,

И нами лишь частично изучена она.

На протяжении нескольких дней мы открывали новые знания, путешествуя по теме «Имя прилагательное». Наше путешествие подошло к концу.

- Какую же цель урока мы поставим сегодня перед собой?

Цель урока нам ясна,

Значит, нам скучать нельзя!

3). Каллиграфическая минутка.

доска Записаны буквосочетания: ый_ий_ой_ая_яя_ое_ее_ые_ие

- Что можно сказать об этих буквосочетаниях? (Это окончания имён прилагательных).

- Докажите.( Окончания имён прилагательных муж.рода, жен. рода, сред.рода, множ. числа)

Запись буквосочетания, обращая на соединения.

4).Закрепляем то, что знаем.

Дальше мы идём, друзья,

Здесь решается судьба.

Чтоб заданья выполнять

Надо правила все знать.

РАБОТА В ГРУППАХ ( правила работы в группах)

( листочки) По опорным словам составить рассказ об имени прилагательном.

ПРОВЕРКА Группа представляет свой рассказ ( по цепочке), остальные проверяют.

Флипчарт Прочитайте слова и объясните орфограммы.

Соберите в книгу слова, которые изменяются по родам, числам и падежам.

Ручей звёздного птичьим каркает грустную холодная

луч изредка струится

- Как можно назвать эти слова?

- С какой частью речи они связаны?

Записать слова в столбик, дописав к ним подходящие имена существительные.

- Что ещё предлагаете сделать? ( Определить род, число, падеж).

А теперь повторим написание

Безударного окончания.

Что при этом надо знать,

Чтобы грамотно писать?

РАБОТА В ПАРАХ. ( правила работы в парах)

Обсудить алгоритм проверки безударных окончаний имён прилагательных.

Карточки на столах( жёлтые), комментируем по очереди в своей паре.

Под высок (им) стулом, в передн.. (ем) ряду,

нет жёлт…(ого) карандаша, с лучш… (ими) учениками,

в дальн.. (ем ) походе, в глух…(ую) ночь,

голуб…(ая) лента, о лохмат..(ом) щенке.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- Все встали! Я буду называть словосочетания «сущ. + прил.». Если прилагательное мужского рода, вы присядете; дружный класс, горластый петух, далёкий край,

яркий луч.

женского рода, вы похлопаете в ладоши; весёлая подружка, озорная кошка,

заботливая сестра, русская печь.

среднего рода, вы поднимите руки: нежное солнце, золотое сердце, великое дело,

прекрасные дети.

II. Операционно - познавательный этап.

Игра « Веришь - не веришь»( красные листочки)

Каждой группе задаётся вопрос, на который готовится ответ, приводится пример.

1гр. Верите ли вы, что род, число, падеж имён прилагательных зависит от имени существительного? ( Да)

2гр. Верите ли вы, что у имён прилагательных женского рода окончания

- ый, - ий, -ой. (нет)

3гр. Верите ли вы, что имя прилагательное в словосочетании зависимое слово? (да)

4гр. Верите ли вы, что у прилагательных в Т.п. окончания - ими, -ыми? (да мн.ч.)

5гр. Верите ли вы, что в предложении имя прилагательное это второстепенный член?(да)

6гр. Верите ли вы, что можно прожить без прилагательных?(нет)

Флипчарт. Прочитайте. Перед вами отдельные предложения или текст? Почему ?

Какой это тип текста.( рассуждение, описание, повествование)

Королёк.

Королёк - самая маленькая птичка в нашей стране. Она живёт на вершине высокой ели. Гнездо королёк строит на кончике еловое ветки. Свою скромную и тихую песенку птичка поёт круглый год.

- Сформулируйте задание. ( Дописать подходящие имена прилагательные), а дальше

( Списать текст, дописав и выделив, как орфограмму окончания прилагательных)

Взаимопроверка в парах.

- В чём важность имён прилагательных в нашей речи?

( Используя имена прилагательные, наша речь точная, выразительная, яркая, образная)

Ещё имена прилагательные называют изобразительной частью речи.

5) Самостоятельная работа.

У.с. 59, упр.3

Расскажите, в какой последовательности будете выполнять работу.

(Взаимопроверка в паре, затем в группе)

6). Рефлексия

- Над какой темой мы сегодня с вами работали?

Чему мы научились на уроке( продолжите предложение)

Я научился...

Я понял, что...

Было трудно...

Было интересно...

Хочу похвалить...

7) Итог урока

- Пусть в конце урока прозвучит стихотворение , а вы найдите имена прилагательные.

Очень занимательное -

Имя прилагательное.

Трудно будет без него,

Если пропадет оно.

Ну, представь-ка себе это:

Как без признаков предмета

Будем спорить, говорить,

Веселиться и шутить?

Что тогда получиться?

Не скажем мы - прекрасное,

Не скажем - безобразное,

Не скажем маме милая,

Красивая, любимая,

Отцу, и брату, и сестре

Не сможем говорить нигде

Эти замечательные прилагательные.

Чтобы всё отличным стало,

Разных признаков немало

Будем всюду замечать

И к месту в речи их вставлять.

Опубликовать Вконтакте!



© 2010-2022