Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка

Основная цель современного школьного образования - целостное и многоаспектное развитие личности школьника, его социальная адаптация, эффективная реализация в сфере будущей профессиональной деятельности. Необходимым условием успешной социализации, интеллектуального и эмоционального развития личности является повышение общей и коммуникативной культуры. Во ФГОСах уделяется особое внимание развитию коммуникативной компетенции школьников. Поэтому особую важность приобретает формирование на уроках рус...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ


ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДЖАНКОЙ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ





Всероссийский конкурс «Учитель года России»


Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка как предпосылка для гармоничного развития личности обучающегося в условиях внедрения ФГОС



Педагогический опыт работы

участницы конкурса

«Учитель года Крыма - 2015», учителя русского языка и литературы

МОУ города Джанкоя Республики Крым

«Средняя школа №3»

Баранской Светланы Анатольевны



Джанкой 2015

Все великие события начинаются с общения.

Скилеф (Феликс Кирсанов)


Развитие речи ведет к развитию мышления.

Скилеф (Феликс Кирсанов)


Люди, которые плохо владеют речью, имеют право упрекнуть свое учебное заведение за то, что оно не научило их пользоваться тем оружием, которое оказывается более всего нужным.

В.И. Чернышев


Основная цель современного школьного образования - целостное и многоаспектное развитие личности школьника, его социальная адаптация, эффективная реализация в сфере будущей профессиональной деятельности. Необходимым условием успешной социализации, интеллектуального и эмоционального развития личности является повышение общей и коммуникативной культуры. Во ФГОСах уделяется особое внимание развитию коммуникативной компетенции школьников. Поэтому особую важность приобретает формирование на уроках русского языка коммуникативной компетенции.

Коммуникативная компетенция - это способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности с соблюдением социальных норм речевого поведения.

Анализ результатов ГИА по русскому языку выявляет невысокий уровень сформированности коммуникативной компетенции, связанный с

неготовностью ученика к самостоятельному решению задач на основе знаний, умений, качеств личности, неумением выражать свои чувства и представления о мире различными способами, свободно фантазировать и направлять творческие возможности на решение различных задач.

Цель моей работы - определить и апробировать технологии, методы и приемы, позволяющие наиболее эффективно формировать коммуникативную компетенцию в условиях образовательного пространства средней общеобразовательной школы.

Работая над данной проблемой, я ставлю перед собой конкретные задачи:

-определить наиболее эффективные приемы, методы и технологии развития у обучающихся коммуникативной компетенции;

- развивать мотивацию учебной деятельности;

-включить обучающихся в исследовательскую и проектную работу, создание презентаций;

-активизировать творческую деятельность - желание участвовать в различных творческих конкурсах;

- повысить результативность обучения.

Новизна опыта состоит в творческом переосмыслении традиционных методов обучения с учетом педагогической дидактики, возрастных особенностей и психологии, индивидуально-творческих возможностей и мотивов учащихся, а также в комбинации элементов инновационных методик при работе с текстом, в разработке упражнений, обеспечивающих формирование коммуникативных универсальных учебных действий по русскому языку у обучающихся, формирование их творческих возможностей в урочной деятельности.

Для достижения поставленной цели и решения вышеназванных задач на уроках применяю современные образовательные технологии: индивидуально-коммуникативного, проблемного обучения, личностно ориентированное, проектное обучение, игровые технологии. Использую ИКТ, применяя различные программы, создаю к урокам слайд - фильмы, изучаю опыт создания мультимедийных презентаций; контролирующие задания совмещаю с методом проектной деятельности, игровыми технологиями.

Как известно, существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения. Наиболее продуктивными методами перечисленных выше педагогических технологий считаю метод проблемного изложения знаний, частично-поисковый (эвристический), исследовательский метод. Их использование целесообразно в процессе работы по формированию и развитию коммуникативной компетенции обучающихся.

Работа по формированию коммуникативной компетенции учащихся ведется мною на протяжении многих лет. Начиная с 5 класса, ученики читают, пересказывают лингвистические тексты, составляют таблицы, пишут сжатые и подробные изложения, сочинения.

В своей работе с учащимися на уроках русского языка я часто использую форму учебного диалога (информационного и интерпретационного). Его цель - развитие диалогической учебно-научной речи, осмысление научной информации, оперирование ею с использованием терминов (подготовительный диалог), увеличение скорости интеллектуально - речевых реакций в непредсказуемых изменениях последовательности беседы (спонтанный диалог).

Информационный диалог обычно организуется в процессе овладения новыми знаниями.

Интерпретационный диалог я включаю в любой структурный элемент урока.

Считаю наиболее рациональными организацию диалогов по материалам изученной темы; диалоги по материалам, собранным в процессе рассредоточенной подготовки к сочинению.

Наряду с учебным диалогом мною используются следующие формы работы с текстом: лингвистические «Угадай-ки», лингвистические «Почемучки», комплексный анализ текста.

Лингвистическая «Угадай-ка» (5-7 классы)

Работа над нестандартными заданиями этого типа связана с деятельностью учащихся по опознанию языковых явлений:

1) расшифровка пословиц, поговорок, фразеологических оборотов по отдельным признакам;

2) «угадывание» слова по его описанию;

3) разгадывание кроссвордов;

4) разгадывание загадок (в том числе и лингвистических).

Полезность такой работы очевидна: обогащается словарный запас учащихся, совершенствуется грамматический строй речи, развивается и совершенствуется чувство языка, умение понимать изобразительно-выразительные возможности языковых единиц (игру слов как средство создания образа и комического эффекта). Все это, в свою очередь, способствует развитию творческих возможностей самих учащихся, часто вызывая желание создавать по аналогии свои произведения (сказки, загадки, кроссворды).

Лингвистическая «Почемучка» (5-7 классы)

Задания этого типа используются для активизация мыслительной деятельности учащихся. К ним относятся вопросы познавательного, проблемного характера. При выполнении этих заданий главным является не опознание языковых фактов, а их объяснение, происходит формирование умений и навыков построения связного высказывания в научном стиле.

Комплексный анализ текста(5-11 классы)

Комплексный языковой анализ создает представление о языке как о целостной функциональной единице. Учащиеся, работая над анализом текста, выполняют не репродуктивную, а исследовательскую работу, которая требует от них не только теоретических знаний, но и хорошо развитого языкового чутья. Комплексный анализ текста может проводиться как в устной, так и в письменной форме, но следует учитывать, что три содержательные линии заданий к тексту должны оставаться: это знание системы языка, правописания и речевой деятельности.

В работе над комплексным анализом текста я в первую очередь руководствуюсь возрастными особенностями детей. Соответственно возрасту составляется текст и подбираются задания к нему. По мере прохождения того или иного материала мною составляются тексты различного уровня сложности.

Выполняя комплексный анализ текста с учащимися 5-7 классов, обращаю внимание на изобразительно-выразительные средства, с помощью которых автор текста воздействует на читателя. Анализируя текст с восьми- и девятиклассниками, акцентирую их внимание на стилевой, жанровой принадлежности и особенностях предложенного текста, его типе.

В 10-11классах при работе над комплексным анализом наряду с повторением правил орфографии и пунктуации обращаю внимание на проблемный характер текста, учу определять позицию автора, что, безусловно, готовит учащихся для успешной сдачи экзамена по русскому языку в формате и по материалам ЕГЭ.

Анализ текста, проводимый регулярно, имеет большое значение для развития коммуникативных компетенций учащихся.

Таким образом, внедрение в практику описанных выше форм работы оказывает позитивное влияние на формирование ключевых компетентностей школьников. Один из критериев оценки сформированности коммуникативных компетенций - качество знаний и уровень успеваемости учащихся. Уровень успеваемости за 2012-2014 гг. стабилен и составляет 100%. Сравнительный анализ успеваемости и качества знаний учащихся по русскому языку за последние 3 года показал, что достигнуты устойчивые положительные результаты (приложение 1).

Традиционно мои ученики принимают активное участие и занимают призовые места в республиканских конкурсах творческих работ «Человек и лес», «Мой голос», «Я - европеец», «Великое русское слово», в олимпиадах по русскому языку школьного и муниципального уровней, в городских конкурсах творческих работ учащихся («Город детства моего», конкурсах, посвящённых писателям и поэтам - юбилярам), в заочной международной олимпиаде «Русский медвежонок», интернет-олимпиадах по русскому языку. Результативность участия обучающихся в олимпиадах и конкурсах растет (приложение 1).

Таким образом, формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка способствует развитию языковой личности ученика, его реализации в новых динамичных социально-экономических условиях, адаптации к различным жизненным обстоятельствам.


Библиография

1. Антонова Е.С. «Тайна текста» и секреты методики. // РЯШ. - 2002. - №2

2. Балаклай А.Г. Осмысление слова. // Русская словесность. -2002. - №2

3. Богданова Г. А. Опрос на уроках русского языка.- М.: Просвещение,1996.

4. Бодалев А. А. Личность и общение.- М., 1995.

5. Виноградов В. В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. -М., 1972.

6. Волина В. В. Учимся играя.- Екатеринбург: Арго, 1996.

7. Горшков А.И. Русская словесность. Учебное пособие для учащихся -

М., 1995

8. Казарцева O. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения.- М.: Наука, 2001.

9. Капинос В. И. Развитие речи: теория и практика обучения.- М.: Наука, 2001.

10. Ладыженская Г. Л. Методика развития речи на уроках русского языка.- М.: Просвещение, 1980.

11. Львова С.И. Развитие видов речевой деятельности на уроках русского языка. //Русская словесность. - 2003. - №4

12. Печенёва Т.А. Совершенствование речевой культуры школьников.// Русская словесность. - 2004. - №7

13. Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие.- М.:АРКТИ, 2007.

14. Стативка В.И. Обучение диалогической речи на уроках русского языка. - РЯШ №6, 2002.

15. Гаврикова М.Ю., Гаврикова Н.Ю. Говорите красиво! Развитие речи учащихся 4-11 классов.- Волгоград: "Панорама", 2006.


Приложение 1

Сравнительный анализ уровня учебных достижений по русскому языку учащихся

Муниципального общеобразовательного учреждения города Джанкоя Республики Крым

«Средняя школа № 3»

2012-2014 годы

учитель Баранская Светлана Анатольевна Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка

Учебный год

2012/2013 уч.год

2013/2014 уч.год

2014/2015


Результативность

Нач. ур.

Сред. ур.

Дост. ур.

Выс. ур.

Сред. показ.

Качество

ЗУН

«2»

«3»

«4»

«5»

Сред. показ.

Качество

ЗУН

«2»

«3»

«4»

«5»

Сред. показ.

Качество

ЗУН

0

35

42

21

7,6 б

(3,2)

64%

0

30

49

22

3,9

70%

0

27

51

23

4,0

73%

Работа с одаренными детьми

Республиканский конкурс сочинений «Человек и лес» диплом I степени. Участники городского этапа олимпиад по русскому языку и литературе - 2 уч.

Участники городских литературно-языковых конкурсов - 10, призёров - 3.

Международный конкурс «Русский медвежонок» - 17 уч.

Участники городского этапа олимпиад по русскому языку и литературе - 3 уч.

Участник республиканского конкурса «Мой голос» - 1 уч.

Всеукр. конкурс «Я - европеец» - 1 уч.

Участники городских литературно-языковых конкурсов - 13, призёров - 4

Международный конкурс «Русский медвежонок» - 19 уч.

Участники городского этапа олимпиад по русскому языку- 2 уч.

по литературе - 2 уч.

Участники Всероссийского конкурса «Великое русское слово» - 3уч.

Участники городских литературно-языковых конкурсов - 11, призёров - 3

Участники интернет-олимпиад по русскому языку - 12 уч.




© 2010-2022