Внеклассное мероприятие, посвященное А. П. Чехову

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие, посвященное А. П. Чехову.

Цель: 1. Дать краткие биографические сведения.

2. Привить любовь и интерес к литературе в целом, к творчеству и произведениям А. П. Чехова в частности.

3. Умение анализировать эпические произведения малой формы.

Задачи: 1. Развивать мыслительную деятельность и творческие способности учащихся.

2. Развивать навыки культуры речи.

3. Способствовать развитию умений исследовать, сопоставлять, анализировать, обощать.

4. Способствовать развитию интереса к творчеству писателя.

Оборудование: портреты А. П. Чехова, мультимедийный проектор, подготовленные выступления, вопросы.

Умею кратко говорить о длинных вещах.

А. П. Чехов.

Актуальность: одной из важных проблем современнсти - это нежелание детей читать художественную литературу. Интернет и телевизионные программы отодвигают чтение на второй план, и дети в современном мире не заинтересованы в чтении. Поэтому уроки литературы вызывают, где изучаются художественные произведения, вызываю много сложностей и у школьников, и у педагогов.

Ход занятия.

С произведениями А. П. Чехова мы знакомы с раннего детства. «Каштанка», наверное, для каждого - это первое знакомтсво с творчеством великого писателя А. П. Чехова. Но мир не стоит на месте, все меняется, меняемся и мы, так давайте попытаемся сегодня на занятии почувствовать вкус эпохи А. П. Чехова, по-другому посмотреть на всем известные его произведения.

Как известно, идеологичесеи потребности русского общества и прежде всего дворянства, уже в 18 веке вызвали к жизни значительное количество салонов и кружков: литератуных, театральных, музыкальных. В них выступали писатели, поэты знаменитые и только начинающие свой творческий путь. Эти салоны помогали всем увидеть красоту, почувствовать радость жизни, ведь нужно обладать талантом, чтобы увидеть что-то чудесное в обычном пейзаже или увидеть прекрасное в человеке.

Кому не известны цитаты: «Человек - это то , во что он верит», «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Но далеко не все помнять, что их автором был антон Павлович Чехов, великий русский писатель, чья слава распространилась далеко за пределы нашей страны и не померкла до сегодняшнего дня.

Звучит отрывок из П. И. Чайковского «Времена года»

1 ведущий: Писать А. П. Чехов начал еще в Таганроге. А в 1880 году в журнале «Стрекоза» появляются первые публикации его юмористических рассказов. Чехов публикуется под самыми разными смешными псевдонимами: Балдастов, Человек без селезенки, Акакий Крапива, Антоша Чехонте, Врач без пациентов и т. п.

2 ведущий: В ранних рассказах Чехова смех весел и заразителен, не «смех сквозь слезы», что было характерно для русской литературы, а смех для слез.

Инсценировка рассказа «Радость»

Одной из излюбленных форм в творчестве а. П. Чехова была форма рассказа. В небольших по объему произведениях писатель мог заключить глубокий смысл, философские размышления о жизни и быте русских людей, различия между сословиями. Сейчас мы будем говорить о мастерстве писателя рассказчика. Еще раз попытаемся проанализировать прочитанные рассказы. Для этого вы разделены на 4 творческие группы. Каждая из групп разбирает заранее заданный текст, попробует ответить на вопрос: с помощью каких художественных приемов автор достигает такого небывалого доселе мастерства в жанре рассказа?Раздаются карточки.

Работа по группам.

1 группа. Рассказ «Ионыч»:

  • Определите тему, идею рассказа.

  • Какова композиция у этого произведения?

  • В чем вы видите причину нравственного падения Старцева?

  • Как, по-вашему, автор относится к героям.

  • Чем занимается Ионыч по вечерам?

  • Синквейн на Ионыча.

2 группа. Рассказ «Человек в футляре»

  • О чем рассказ? Назовите центральную тему, идею произведения.

  • Какова композиция рассказа?

  • Главный герой рассказа.

  • Какое понятие вкалдывает рассказчик в свое повествование?

  • В современном мире есть такие люди. Акутальность.

  • Синквейн на А. А. Башмачкина

3 группа. Рассказ «Крыжовник»

  • Какого героя показывает здесь Чехов?

  • Ропределите тему, идею, композицию произведения.

  • Жизненные идеалы героев рассказа.

  • Как вы понимаете слова автора «… не успокаивайтесь, не дайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!»

  • Какой литературный прием использует автор и для чего?

  • Синквей на героя Николая Ивановича.

4 группа. Рассказ «О любви»

  • Кто является рассказчиком на этот раз? О чем рассказывает?

  • Назовите центральную тему, особенности композиции произведения.

  • Что можно сказать о главном герое? Охарактеризуйте его.

  • В каих словах выражена основная мысль произведения, к чему призывает нас автор?

  • Определите роль портертных зарисовок в рассказе.

  • Синквейн на Алехина.

Рассказ «Человек в футляре» открывает цикл, в который также входят и рассказы «Крыжовник, «О любви». Что, по - вашему, объеденяет эти произведения в трилогию?

Рассказы А. п. Чехова заставляют думать, размышлять, спорить, они не могут вызвать в душе читателя равнодушие. В них говорится о самом главном - о жизни и счастьи, любви и красоте, добре и гармонии, и обо всем, что препятствует этому. Писатель умел из мельчайших деталей воссоздать полную картину жизни. Именно это изображение самой простой, самой обыденной жизни стало у Чехова основной темой творчества. Автор говорит, что обывальщина, пошлость, власть «среды» способны разрушить личность, подчинить ее себе. «Так жить нельзя», - утверждает А. П. Чехов в своих рассказах. Согласны ли вы с этим?

© 2010-2022