Статья Использование новых технологии на уроках русского языка

Проект «Использование новых технологий на уроках русского языка»Введение АктуальностьВажнейшим направлением развития системы образования на современном этапе, обозначенным в Концепции развития образования Республики Казахстан до 2015 года, в государственных стандартах образования, является достижение нового качестваобразования путем перехода от знаниевого подхода в обучении к деятельностному, компетентностному подходу.ПроблемаВызвать определенную познавательную потребность у учащихся, дать необх...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование новых технологий на уроках русского языка

Зеитова Каракат Женисовна

Преподаватель русского языка

медицинского колледжа

города Караганды




АННОТАЦИЯ

Актуальность

Важнейшим направлением развития системы образования на современном этапе, обозначенным в Концепции развития образования Республики Казахстан до 2015 года, в государственных стандартах образования, является достижение нового качества образования путем перехода от знаниевого подхода в обучении к деятельностному, компетентностному подходу.

Проблема

Вызвать определенную познавательную потребность у учащихся, дать необходимую направленность их мысли и тем самым создать внутренние условия для усвоения нового материала.

Ожидаемые результаты:

  • Разработанные занятия развивают познавательный интерес и активизирует деятельность учащихся.

  • Способствует к реализации творческих способностей.

Ключевым становится процесс познания, а не процесс преподавания, как это было до сих пор.

Это говорит о том, что принцип активности учащихся в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.

Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность обучающихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Именно их нужно использовать на уроках русского языка.

Девиз нашей педагогической деятельности: « Учение без принуждения». Задача - сделать процесс обучения занимательным, создать у обучающихся бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Нестандартный урок - понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих разграничить уроки такого типа с другими, стандартными. Одним из главных отличительных признаков таких уроков является их связь с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной, творческой. Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий: уроки-погружения, уроки-деловая игра, уроки-консультации, уроки-творчества, уроки-аукционы, уроки-диалоги, уроки-конференции. Есть и другие признаки:

  • Самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи(выбор одного их предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

  • Необычные условия работы;

  • Активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.

Нестандартные уроки могут быть представлены в виде проблемных ситуаций(затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований(по принципу «Кто быстрее? Больше? Лучше?») и других заданий с элементами занимательности(житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, расследования).

Урок - ведущая форма жизни детей (а не только процесс обучения), вбирающая всю и спонтанную, и организованную жизнь детей (урок - творчество, урок - игра).

Использование игровых технологии способствуют развитию познавательной активности на уроках. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого обучающегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания ( учащиеся это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку).

Игровые технологии

Попытки разгадать "тайну" происхождения игры предпринимались учеными разных научных направлений на протяжении не одной сотни лет. Диапазон предложенных ответов об истоках появления игры очень широк.

Проблема игры, по одной из концепций, возникла как слагаемое проблемы свободного времени и досуга людей в силу многих тенденций религиозного социально-экономического и культурного развития общества. С одной стороны, технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой - это наука о способах воздействия преподавателя на обучающихся в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство преподавателя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.

Технология обучения - системная категория, структурными составляющими которой являются:

  • цели обучения;

  • содержание обучения;

  • средства педагогического взаимодействия;

  • организация учебного процесса;

  • ученик, учитель;

  • результат деятельности.

В целях активизации и интенсификации учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

как технологии внеклассной работы.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно - познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Основным результатом деятельности образовательных учреждений должна стать не сумма знаний, умений и навыков сама по себе, а обладание, владение набором заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникативной, информационной, ценностно-смысловой и прочих сферах соответствующей компетенции. Достижение именно этого результата и обеспечивает компетентностный подход в образовании.

Проблема, над которой я работаю - «Использование технологии уровневой дифференциации на уроках русского языка».

Одной из актуальных задач в работе учащимися является индивидуальный подход и помощь обучающемуся, развития их индивидуальных способностей.

Объектом исследования является процесс индивидуальной работы с обучающимися.

Чем хороша эта технология?

Во-первых, новая технология характеризуется новой позицией по отношению к личности ученика и новой системой взаимодействия,где главным положением является признание самооценности личности, ее права на развитие, создание условий для творческой самореализации в процессе обучения, то есть осуществляется творческое развитие личности. Конечно для этого учителю необходимо основательная подготовка.

Во-вторых, исключается размытость поставленной цели, учебный материал планируется четко и планируется четкая самостоятельная деятельность учащихся.

В-третьих, учащиеся получают знание не ниже уровня установленного госстандартом образования.

В-четвертых, такие уроки нравятся детям, потому что они чувствуют, что урок модернизирован и направлен на развитие самостоятельной деятельности ученика. А это гарантирует достижения поставленной цели обучения.

Дидактическая игра от игры вообще отличается наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующими ей педагогическими результатами.

Дидактическая игра состоит из следующих основных компонентов: игровой замысел, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результаты игры.

Игровой замысел заключается в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить на уроке, и придаёт игре познавательный характер, предъявляет к её участникам определённые требования в отношении знаний.

Правилами определяется порядок действий и поведение учащихся в процессе игр. Они разрабатываются с учётом цели урока и возможностей учащихся. Правилами создаются условия для формирования умений учащихся управлять своим поведением.

Регламентированные правилами игры действия способствуют познавательной активности учащихся.

Основой дидактической игры является инновационное содержание. Оно заключатся в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы.

Оборудование игры включает в себя оборудование урока: наглядность, ТСО, дидактический раздаточный материал и др.

Дидактическая игра имеет определённый результат, который выступает в форме решения поставленного задания и оценивания действий учащихся. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр уступают более традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков и умений. В этой связи различают обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры.

Статья Использование новых технологии на уроках русского языка Статья Использование новых технологии на уроках русского языка

Статья Использование новых технологии на уроках русского языка Статья Использование новых технологии на уроках русского языка

Статья Использование новых технологии на уроках русского языка Статья Использование новых технологии на уроках русского языка



Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение игры в его конструкцию в качестве одного из структурных элементов урока. Существуют определенные требования к организации дидактических игр.

1. Игра - форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества.
2. Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры.
3. Обязателен элемент соревнования между участниками игры.

Требования к подбору игр следующие:


  1. Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.

  2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.

  3. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.

Помимо всего вышеперечисленного игры на уроке можно применять с целью преодоления познавательного эгоцентризма и расширения познавательных и коммуникативных способностей учащихся. В этом случае игры должны быть групповыми. Рассмотрим некоторые из игр, наиболее подходящих для групповой работы обучающихся.


1." Разброс мнений".

" Разброс мнений" представляет собой организованное поочередное высказывание участниками групповой деятельности суждений по определенной проблеме или теме.
Методической особенностью такого группового дела служит многочисленный набор карточек с недописанными фразами по материалу урока. Их прочтение и произнесение вслух побуждает на ответное высказывание. Начатое должно быть закончено, поэтому тот, кто получил карточку, имеет уже готовое начало своего короткого выступления по предложенной теме. Начальная фраза дает направление мысли, помогает выступающему в первый момент разговора.
Трудность подготовительной работы для педагога заключается в том, чтобы сформулировать начальные предложения проблемно, узнаваемо и лаконично. Число карточек равняется числу участников дискуссии. На карточке написаны первые слова, с которых начинается высказывание. Для успешной работы требуется создание атмосферы заинтересованности и взаимной поддержки. Мнения принимаются обоснованные. Данный вид работы оптимально проводить при освоении новой темы, чтобы актуализировать опыт житейский и предметный самих учащихся. Ответы строятся по принципу высказывания гипотезы и ее аргумента. Желательно подбирать темы, предусматривающие сосуществование различных подходов. В итоге можно суммировать полученные ответы и подвести к учебным понятиям.

2. "Вытащи вопрос".

Данная формы работы обращена к проблеме постановки вопросов. Преподавателю необходимо объяснить учащимся, что в современном мире информация меняется с высокой скоростью, находиться в курсе дел можно только в том случае, если умеешь формулировать проблемы и задавать нужные вопросы. Данный вид работы может быть элементом урока, например, при освоении и закреплении материала.
Начать занятие можно с вопроса: " Знаете ли вы кого - нибудь, кто задает интересные вопросы? Можете ли привести пример интересного вопроса по нашему предмету? А теперь задайте скучный вопрос.

Кем бы вы хотели стать: человеком, который умеет задавать хорошие вопросы, или же человеком, который умеет выдавать хорошие ответы?
Предлагаю вам игру, в которой вы сможете придумать интересные вопросы по нашему предмету. Мы запишем эти вопросы на корточках, сложим их и перемешаем. Потом вы по - очереди будете вытаскивать вопрос и постараетесь ответить на него. После ответа выскажите свое мнение о том, интересен ли был вопрос и чем именно".
После занятия стоит проанализировать его с помощью вопросов:
- какие вопросы учащимся понравились,

- какой ответ показался более удачным,
- какие вопросы были трудными,
- доставило ли учащимся удовольствие придумывать вопросы.


3."Незавершенность".

Недостатком любого курса обучения является то, что часть материала может быть плохо усвоенной. Как этот недостаток обернуть в позитивное качество? Попробуем провести эксперимент. У каждого учащегося открыт учебник. За ограниченное время, полистав его, нужно освоить заданную информацию. А потом посмотреть, что осталось за пределами освоения.
Итак, Вы как преподаватель определяете, какой раздел учебника сейчас необходимо изучить (время- 10 минут). Обозначьте начало работы (по команде). Когда время пройдет, всем закрыть учебник. Учащимся требуется сформулировать несколько вопросов: что оказалось непонятным в тексте и записать их. Выбирается ведущий, который собирает все записки с вопросами и анализирует, какой из них показался наиболее интересным и полным. Пока ведущий выбирает интересный вопрос, предлагаете каждому полистать учебник и постараться найти ответ. Ведущий зачитывает вопросы, которые выбрал и просит ответить на них.

При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:
1) соответствие игры учебно - воспитательным целям урока;
2) доступность для учащихся данного возраста;
3) умеренность в использовании игр на уроках.
Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:
1) ролевые игры на уроке;
2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);
3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);
4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);
5) различные виды внеклассной работы по русскому языку (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между студентами разных групп одной параллели.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующий вывод: игра является одним из современных средств обучения и воспитания, обладающим образовательной, воспитательной и развивающей функциями, которые действуют в органическом единстве.

Образовательная функция

Игра облегчает овладение знаниями, навыками, умениями. Она создаёт условия для активной мыслительной деятельности, учит прогнозировать, исследовать и проверять правильность принятых решений или гипотез. Она является своего рода индикатором успеха учащихся в овладении учебным материалом, представляя собой одну из форм отчёта, контроля и самоконтроля учащихся.

Психологическое влияние игры проявляется в интеллектуальном росте учащихся, в развитии мыслительной деятельности и инициативы. Благодаря игре возрастает потребность в творческой деятельности. Игра развивает память и воображение, учит управлять эмоциями, организовывать свою деятельность. Игра способна изменить отношение обучаемых к тому или иному явлению, факту, проблеме. По разнообразию игровые задания нельзя сравнить ни с какими другими приёмами обучения.

Воспитательная функция

Благодаря игре у учащихся формируется ответственное отношение к учёбе, повышается требовательность к себе, игра воспитывает культуру общения и развивает коммуникативность. Желание не подвести товарищей позволяет включиться в игру даже самым пассивным. Складывается новый демократический тип отношений как между учащимися, так и между педагогом и учащимися.

Развивающая функция

В процессе игры учащиеся продолжают учиться соотносить исторические события и процессы с определённым периодом истории, анализировать и обобщать исторические факты и явления, составлять сравнительные характеристики исторических деятелей, памятников и достижений культуры. Развиваются навыки самостоятельной работы с учебником, документами, монографиями, справочной литературой.

Современный период развития системы среднего образования характеризует формированием, направленным главным образом на демократизацию и гуманизацию всех аспектов данной системы. Основной демократизации образование является представление широкого выбора образовательных услуг населению, формирование навыков самоорганизации, саморазвития творческой деятельности как обучающегося и преподавателя, так и учереждения образования.

Таким образом, вышеназванные технологии позволяют добиться решения основной задачи: формирования у учащихся умения самопланирования, самостоятельной работы, самоконтроля и самокоррекции, новая технология обучения позволяет им самореализоваться, перейти от роли объекта управления к субъекту самоуправляемого процесса. Выполняя эти работы обучающиеся поняв принцип данной работы со временем сами составляют аналогичные задания. В ходе составления этих работ развивается речь, познавательный интерес к предмету, повышается творческая деятельность.



© 2010-2022