Урок рус яз по теме Имя числительное 6 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок русского языка в 6 классе на тему

«Порядковые числительные».

(Посвященный празднику 23 февраля)

Цели:

- знакомство с изменением порядковых числительных, согласованием их с существительными, синтаксической ролью в предложении;

- формирование умения находить порядковые числительные по свойственным им признакам, образовывать и употреблять их в речи;

- развитие нравственно-патриотического воспитание школьников;

- воспитание любви и уважения к своему народу, истории страны, бережного отношения к ветеранам и защитникам Отечества;

- привитие священного чувства любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите.

Задачи урока:

- организовать деятельность учащихся по изучению порядковых числительных;

- развить умение формулировать определение понятий.

- продолжить воспитание интереса и уважения к Родине, к защитникам Отечества

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: комбинированный

Метод: частично-поисковый, проблемный.

Оборудование: плакаты, открытки, посвященные Дню защитников Отечества, фотографии богатырей, полководцев, ветеранов Великой Отечественной войны.

Структура урока:

  1. Организационный этап.

  2. Актуализация знаний.

  3. Постановка проблемного вопроса.

  4. Усвоение новых знаний.

  5. Первичное закрепление.

  6. Физкультминутка.

  7. Закрепление изученного материала.

  8. Итог урока.

  9. Информация о домашнем задании, выставление оценок за урок

  10. Рефлексия деятельности.

Кто Родине служит верно,

тот долг исполняет примерно.

Пословица.

Ход урока.


  1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас, ваши добрые глаза, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

2 . Актуализация знаний.

Запишите число, классная работа. Наш урок я хочу начать с небольшого стихотворения.

Каждый мальчик может стать солдатом,

По небу лететь, по морю плыть,

Охранять границу с автоматом,

Чтоб свою отчизну защитить.

Но сначала на футбольном поле

Защитит ворота он собой.

И за друга во дворе и школе

Примет он неравный, трудный бой.

Не пустить чужих собак к котёнку -

Потруднее, чем играть в войну.

Если ты не защитил сестрёнку,

Как ты защитишь свою страну?

- А теперь давайте обратимся к эпиграфу урока. Какая тема объединяет стихотворение и пословицу? (ответы детей)

Сегодня, накануне Дня Защитника Отечества, я предлагаю поговорить о русской воинской доблести. В самом названии этого дня - День Защитника Отечества - заложено благородное призвание и обязанность - защищать Родину и свой народ. Солдат Отечества, воин России. 23 февраля, День Защитника Отечества, ставший поистине народным мужским днем не только в России, но и на обломках когда-то могущественного СССР. Его празднуют еще и в Украине, Белоруссии, Приднестровье и Казахстане.

- Ребята, а вы знаете, когда и почему возник этот праздник? (Ответы детей)

- Значит, какая будет наша задача №1 на уроке?

3. Постановка проблемного вопроса. (Формулируют учащиеся)

-Узнать, когда возник праздник День Защитников Отечества.

- Страницы истории обязательно включают в себя даты событий. А какая часть речи называет даты, числа? (Имя числительное).

- С каким разрядом числительных мы познакомились на прошлом уроке? (ответы ребят).

- А с какими числительными нам предстоит познакомиться сегодня? Сформулируйте тему нашего урока. (запись на доске)

Итак, задача №2 урока - познакомиться с порядковыми числительными, особенностями их склонения, а также научиться различать порядковые и количественные числительные.


  1. Усвоение новых знаний.

- История появления этого праздника своими корнями уходит в далёкое прошлое. День защитника Отечества в нашей стране отмечается с тысяча девятьсот двадцать второго года. Запишем это предложение на доске.

День защитника Отечества в нашей стране отмечается с тысяча девятьсот двадцать второго года.

Вопросы:

- Назовите числительное, которое встретилось нам в этом предложении?

- От какого слова оно зависит?

- На какой вопрос оно отвечает?

- Определите разряд числительного.

- Что обозначает порядковое числительное?

- Каким членом предложения является числительное?

- Какая часть речи отвечает на такой же вопрос?

- Можем ли мы определить падеж числительного? Как это сделать?

- Продолжим. Тогда этот праздник назывался «День Красной Армии и Флота». После Великой октябрьской революции 1917 года, в 1918 году были созданы Красная Армия и Красный Флот. В феврале 1918 года немецкая армия наступала на Петроград (современный Санкт-Петербург), В.И. Ленин обратился с воззванием к народу вступать в ряды Красной армии и Красного флота, чтобы защитить столицу молодой советской республики.

- Ребята, какие еще числительные вы услышали? (ответы детей)

Запись предложения на доске и анализ числительного по предыдущему образцу.

В тысяча девятьсот восемнадцатом году были созданы Красная Армия и Красный Флот.

- Многие люди откликнулись на призыв вождя, и город Петроград был спасен. В честь этого события - первой победы Красной Армии - 23 февраля и был учрежден праздник «День Красной Армии и Флота».

Запись предложения. Анализ порядковых числительных.

Двадцать третьего февраля был учрежден праздник в честь первой победы Красной Армии.

4. Первичное закрепление знаний.

- А теперь я предлагаю выполнить следующее задание. Из предыдущего предложения выпишем словосочетание «первая победа» и просклоняем его.

И.п. первая победа

Р.п первой победы

Д.п. первой победе

В.п. первую победу

Т.п. первой победой

П.п. о первой победе.

- Выделите окончания числительных. Ребята, а в какой части речи мы встречали такие же окончания? (в прилагательном). Что общего вы заметили при склонении порядкового числительного и прилагательного?

Формулировка правила: порядковые числительные склоняются так же, как и прилагательные. Имеют одинаковые окончания. Отвечают на одинаковые вопросы (какой? какого? о каком? и др.)

- А можно ли определить род и число у порядкового числительного в нашем словосочетании? Как вы рассуждали? (женский род, единственное число - можно определить по главному слову - существительному)

- Какой можно сделать вывод? (У порядковых числительных можно определить род и число).


  1. Физкультминутка.

Оловянный солдатик стойкий,

На одной ноге постой-ка. (стоим на правой ноге)

На одной ноге постой-ка,

Если ты солдатик стойкий.

Ногу левую к груди,

Да смотри - не упади (шагаем на месте)

А теперь постой на левой, (стоим на левой ноге)

Если ты солдатик смелый! (шагаем на месте)


  1. Закрепление изученного.

- С 1949 по 1993 г.г. праздник официально назывался «День Советской Армии и Военно-Морского флота». Позднее (в связи с прекращением существования СССР) праздник снова переименовали и сейчас 23 февраля мы отмечаем «День защитника Отечества». Именно поэтому современный праздник 23 февраля связан не только с военными.

- Ребята, кого мы чествуем в этот день?

В этот день мы чествуем всех мужчин - дедушек, пап, братьев и мужей, потому что все они - защитники Отечества.

- Назовите известные вам имена Героев, защищавших нашу Родину в тяжелые для нее годы? (вспомнить имена былинных героев, князей, полководцев и исторические события, связанные с их именами)

- А какой еще праздник связан с защитниками нашей Родины? (День Победы)

- Сколько лет прошло с момента окончания Великой Отечественной войны? (70 лет)

Самостоятельная работа с предложением с последующей проверкой. Задание. Определить грамматические признаки порядковых числительных, синтаксическую роль в предложении.

В две тысячи пятнадцатом году мы будем праздновать семидесятую годовщину Великой Победы.


  1. Итог урока.

- Ребята, давайте вспомним задачу №1 нашего урока (познакомиться с историй праздника 23 февраля). Что вы узнали об этом празднике?

-Какая была задача №2 (познакомиться с порядковыми числительными). Что вы узнали о порядковых числительных?

И завершить наш урок я хочу тоже стихотворением - пожеланием нашим дорогим мальчикам.

Сегодняшний день
Постарайся запомнить
И в сердце его сохрани.
Ты сильный, ты смелый,
И враг вероломный
Боится к тебе подойти.
И есть еще в жизни
Большие дела,
Куда тебя честь
За собой не звала,
Ты смело ступай,
Наготове копье!
Борись за любимых,
За счастье свое!


  1. Домашнее задание.

Составить и записать 5 предложений с порядковыми числительными на тему «Памятные даты в истории Отечества». Определить грамматические признаки порядковых числительных и синтаксическую роль в предложении.

Выставление оценок.


  1. Рефлексия.

- Перед вами лежат карточки «Незаконченные предложения». Давайте оценим свою работу на уроке, поделимся своим настроением.

Ребята сначала самостоятельно записывают свои ответы в карточки, затем несколько человек озвучивают ответы.

сегодня я узнал…

было интересно…

я понял, что…

я научился…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…


© 2010-2022