Основные темы творчества М. И. Цветаевой

Данная методическая разработка предназначена для учителей - предметников (может быть использована в качестве дополнительного материала к внеклассным мероприятиям) и имеет своей целью знакомство учащихся с основными темами творчества М.И.Цветаевой; формирование умения работать с книгой, грамотно формулировать вопросы    изученному материалу;  совершенствование навыков выразительного чтения поэтического текста и устной монологической речи учащихся, умения вести аналитическую беседу; воспитание чувства патриотизма, бережного отношения к природе, интереса к поэзии «серебренного века».
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 11 (о) классе

Тема: Основные темы творчества М.И.Цветаевой.

Цели: познакомить учащихся с основными темами творчества М.И.Цветаевой;

формировать умение работать с книгой, грамотно формулировать вопросы изученному материалу;

совершенствовать навыки выразительного чтения поэтического текста и устную монологическую речь учащихся, умение вести аналитическую беседу;

воспитывать чувство патриотизма, бережного отношения к природе, интерес к поэзии «серебренного века».

Эпиграф: Разбросанным в пыли по магазинам,

Где их никто не брал и не берет,

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

Оборудование: портрет М.И.Цветаевой, символическая ветка рябины, рефераты учащихся, учебники, сборники стихов поэтессы.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.


Ход урока:


№ п/п

Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

При

мечание

1

Организационный момент.

Приветствие ребят в классе.

На протяжении нескольких уроков мы говорили о биографии и нелегкой судьбе М.Цветаевой, знакомились с ее творчеством.

Учащиеся приветствуют учителя и садятся за парты.


2

Актуализация знаний учащихся. Частичная реализация домашнего задания.

Разгадывание кроссворда.

Давайте вспомним некоторые моменты, связанные с биографией и творчеством поэтессы и решим кроссворд.

- Назовите город, где родилась М.Цветаева.

- Вспомните название первого сборника, вышедшего в 1910 году, изданного в количестве 500 экземпляров.

- Природный символ лирической героини и самой горькой судьбы поэтессы.

- Назовите фамилию мужа М.Цветаевой.

- Название поэмы М.Цветаевой, основанной на русском фольклоре.

Учащиеся дают ответы на вопросы учителя и записывают верные ответы в кроссворд, располагающийся на доске.

Ответы учащихся:

- Москва.

- «Вечерний альбом».


- Рябина.


- С.Эфрон.

- «Переулочки».

Чтение учащимися наизусть стихотворений «Красною кистью…» и «моим стихам…».


3

Сообщение темы и целей урока. Постановка проблемных вопросов.

Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством поэтессы. На уроке мы должны познакомиться с основными темами творчества М.И.Цветаевой и последить, как ее творчество было оценено поэтами - современниками поэтессы. Эпиграфом к уроку я взяла строки самой поэтессы (зачитать слова эпиграфа на доске).

В конце урока мы должны ответить на следующие вопросы:

- Каковы вечные темы М.Цветаевой?

- Как оценивали творчество М.Цветаевой ее собратья - поэты?



4

Изучение нового материала.

1.Вводное слово учителя:

М.Цветаева вступила в литературу на рубеже веков, тревожное и смутное время. Как и многим поэтам, ей присуще ощущение трагизма мира. Конфликт со временем оказался неизбежным для неё. Но поэзия Цветаевой противостоит не времени, не миру, а живущей в нем пошлости, серости, мелочности.





Учитель задает вопросы для анализа стихотворения:

  1. О чем это стихотворение?


  1. Зачитайте, какими словами Цветаева характеризует Москву?

  2. Обратите внимание на местоимения. Сколько героев в стихотворении?

  3. Каким чувством проникнуто все стихотворение?

Обобщающее слово учителя:

Поэтический дар, считала Цветаева, наделяет человека божественной властью над умами и душами, возносит его над житейской суетой. И в то же время этот поэтический дар лишает человека обычных, земных радостей.

Ибо раз голос тебе, поэт,

Дан, остальное - взято.

Поэтический дар обрекает поэта на непрекращающийся, ежедневный подвижнический труд.

















2. Индивидуальные сообщения учащихся с аналитическим чтением стихотворений, раскрывающих тематику творчества Цветаевой.

Задание классу: слушая одноклассников, перечислить в тетрадях основные темы творчества М.Цветаевой

.

А) Выступление ученика по теме: «Тема России в поэзии Цветаевой»

Б) Выразительное чтение и анализ стихотворения «Москва! Какой огромный…»

Примерные ответы обучающихся:


  1. Это стихотворение о Родине, о Москве.


  1. «Благословенная земля», «Москва - место, где исцеляются все раны», «сердце России».


  1. В стихотворении несколько героев: ты - Москва, мы.


  1. Все стихотворение проникнуто чувством любви к городу.

В) Сообщение «Назначение поэта и поэзии в творчестве Цветаевой».






Чтение наизусть стихотворения «Моим стихам, написанным так рано…»

Известен отзыв Гумилева, который отмечал своеобразие поэзии Цветаевой, новизну видел в смелой интонации, в темах, поднятых ею. Сама она уже в 1913 году знала :»В своих стихах я уверена непоколебимо». Позднее критики отметят ее поэзию как «монументальную», «мужественную», трагическую.

Г) Сообщение «Тема любви в творчестве М.Цветаевой»

Самостоятельная работа обучающихся с учебником в группах ( с.85-86 «Цветаева и Пушкин»)

Задание первой группе: прочитать и ответить на вопросы:

  1. Какое значение поэтесса предавала творчеству А.С.Пушкина?

  2. назовите произведения Цветаевой, посвященные А.С.Пушкину.

  3. как вы понимаете мысль Цветаевой: каждый поэт обязательно должен «выйти» из Пушкина, именно «выйти из», а не остаться в нем?

Задание второй группе: прочитайте текст и самостоятельно сформулируйте вопросы по его содержанию.

После самостоятельной работы ребята отвечают на поставленные вопросы и задают вопросы, сформулированные самостоятельно.




























При

ложение №1




























При

ложение

№2










При

ложение №3


Воп

росы оформле

ны на доске


Итог урока








© 2010-2022