- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Основные темы творчества М. И. Цветаевой
Основные темы творчества М. И. Цветаевой
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Корсакова Ю.П. |
Дата | 11.08.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок литературы в 11 (о) классе
Тема: Основные темы творчества М.И.Цветаевой.
Цели: познакомить учащихся с основными темами творчества М.И.Цветаевой;
формировать умение работать с книгой, грамотно формулировать вопросы изученному материалу;
совершенствовать навыки выразительного чтения поэтического текста и устную монологическую речь учащихся, умение вести аналитическую беседу;
воспитывать чувство патриотизма, бережного отношения к природе, интерес к поэзии «серебренного века».
Эпиграф: Разбросанным в пыли по магазинам,
Где их никто не брал и не берет,
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
Оборудование: портрет М.И.Цветаевой, символическая ветка рябины, рефераты учащихся, учебники, сборники стихов поэтессы.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Ход урока:
№ п/п
Название этапа
Деятельность учителя
Деятельность учеников
При
мечание
1
Организационный момент.
Приветствие ребят в классе.
На протяжении нескольких уроков мы говорили о биографии и нелегкой судьбе М.Цветаевой, знакомились с ее творчеством.
Учащиеся приветствуют учителя и садятся за парты.
2
Актуализация знаний учащихся. Частичная реализация домашнего задания.
Разгадывание кроссворда.
Давайте вспомним некоторые моменты, связанные с биографией и творчеством поэтессы и решим кроссворд.
- Назовите город, где родилась М.Цветаева.
- Вспомните название первого сборника, вышедшего в 1910 году, изданного в количестве 500 экземпляров.
- Природный символ лирической героини и самой горькой судьбы поэтессы.
- Назовите фамилию мужа М.Цветаевой.
- Название поэмы М.Цветаевой, основанной на русском фольклоре.
Учащиеся дают ответы на вопросы учителя и записывают верные ответы в кроссворд, располагающийся на доске.
Ответы учащихся:
- Москва.
- «Вечерний альбом».
- Рябина.
- С.Эфрон.
- «Переулочки».
Чтение учащимися наизусть стихотворений «Красною кистью…» и «моим стихам…».
3
Сообщение темы и целей урока. Постановка проблемных вопросов.
Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством поэтессы. На уроке мы должны познакомиться с основными темами творчества М.И.Цветаевой и последить, как ее творчество было оценено поэтами - современниками поэтессы. Эпиграфом к уроку я взяла строки самой поэтессы (зачитать слова эпиграфа на доске).
В конце урока мы должны ответить на следующие вопросы:
- Каковы вечные темы М.Цветаевой?
- Как оценивали творчество М.Цветаевой ее собратья - поэты?
4
Изучение нового материала.
1.Вводное слово учителя:
М.Цветаева вступила в литературу на рубеже веков, тревожное и смутное время. Как и многим поэтам, ей присуще ощущение трагизма мира. Конфликт со временем оказался неизбежным для неё. Но поэзия Цветаевой противостоит не времени, не миру, а живущей в нем пошлости, серости, мелочности.
Учитель задает вопросы для анализа стихотворения:
-
О чем это стихотворение?
-
Зачитайте, какими словами Цветаева характеризует Москву?
-
Обратите внимание на местоимения. Сколько героев в стихотворении?
-
Каким чувством проникнуто все стихотворение?
Обобщающее слово учителя:
Поэтический дар, считала Цветаева, наделяет человека божественной властью над умами и душами, возносит его над житейской суетой. И в то же время этот поэтический дар лишает человека обычных, земных радостей.
Ибо раз голос тебе, поэт,
Дан, остальное - взято.
Поэтический дар обрекает поэта на непрекращающийся, ежедневный подвижнический труд.
2. Индивидуальные сообщения учащихся с аналитическим чтением стихотворений, раскрывающих тематику творчества Цветаевой.
Задание классу: слушая одноклассников, перечислить в тетрадях основные темы творчества М.Цветаевой
.
А) Выступление ученика по теме: «Тема России в поэзии Цветаевой»
Б) Выразительное чтение и анализ стихотворения «Москва! Какой огромный…»
Примерные ответы обучающихся:
-
Это стихотворение о Родине, о Москве.
-
«Благословенная земля», «Москва - место, где исцеляются все раны», «сердце России».
-
В стихотворении несколько героев: ты - Москва, мы.
-
Все стихотворение проникнуто чувством любви к городу.
В) Сообщение «Назначение поэта и поэзии в творчестве Цветаевой».
Чтение наизусть стихотворения «Моим стихам, написанным так рано…»
Известен отзыв Гумилева, который отмечал своеобразие поэзии Цветаевой, новизну видел в смелой интонации, в темах, поднятых ею. Сама она уже в 1913 году знала :»В своих стихах я уверена непоколебимо». Позднее критики отметят ее поэзию как «монументальную», «мужественную», трагическую.
Г) Сообщение «Тема любви в творчестве М.Цветаевой»
Самостоятельная работа обучающихся с учебником в группах ( с.85-86 «Цветаева и Пушкин»)
Задание первой группе: прочитать и ответить на вопросы:
-
Какое значение поэтесса предавала творчеству А.С.Пушкина?
-
назовите произведения Цветаевой, посвященные А.С.Пушкину.
-
как вы понимаете мысль Цветаевой: каждый поэт обязательно должен «выйти» из Пушкина, именно «выйти из», а не остаться в нем?
Задание второй группе: прочитайте текст и самостоятельно сформулируйте вопросы по его содержанию.
После самостоятельной работы ребята отвечают на поставленные вопросы и задают вопросы, сформулированные самостоятельно.
При
ложение №1
При
ложение
№2
При
ложение №3
Воп
росы оформле
ны на доске
Итог урока