Конспект Неделя письма и чтения в коррекционной школе 8 вида

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Конспект Неделя письма и чтения в коррекционной школе 8 видаКонспект Неделя письма и чтения в коррекционной школе 8 вида





Конспект Неделя письма и чтения в коррекционной школе 8 вида

Конспект Неделя письма и чтения в коррекционной школе 8 вида


Цель: развитие познавательного интереса, индивидуальных, творческих способностей обучающихся.

Задачи:

· формирование интереса к урокам письма и чтения;

· активизация познавательной деятельности обучающихся;

. обогащение словарного запаса учащихся;

· развитие коммуникативных навыков обучающихся.










День первый. Открытие недели письма и чтения в школе.

Ведущий. Внимание, внимание! Сегодня уч - ся нашей школы начинают путешествие в великую страну Русского языка. Много интересных, веселых приключений произойдет с вами. Немало препятствий ждет вас, но смекалка, находчивость, любовь к русскому языку помогут вам.

Готовы к путешествию все классы. Узнав об этом, в нашу школу прибыл Его Величество Русский Язык.

Глубокоуважаемый Русский Язык! Разрешите приветствовать Вас от имени всех Ваших истинных ценителей, а у нас их немало. Прошу Вас открыть Дни русского языка в нашей школе.

Русский Язык. Юные друзья! Впервые в истории так много любителей русского языка одновременно собираются прибыть в мою страну. От всей души я приветствую вас, пытливых, находчивых, знающих, остроумных, желающих проникнуть в необычайно интересные, близкие и далекие уголки страны Русского языка. Я не только разрешаю посетить мою великую страну, но и с нетерпением ожидаю вас у себя. Жители моей страны приготовили для вас много сюрпризов. Вас ждут на просторах Лексики и Фразеологии, в долине Частей речи, побываем и у моего друга - Чтения, побываем в гостях у сказки, посоревнуемся в различных состязаниях.

Добро пожаловать в страну Русского языка!

Ведущий. Русский язык очень богат, выразителен. Это отмечали многие выдающиеся люди.

- Чтение высказываний о русском языке.

- Конкурс чтецов стихотворений о русском языке.

Ведущий. Теперь я хочу познакомить вас с мероприятиями, которые ожидают вас на этой неделе:

Конспект Неделя письма и чтения в коррекционной школе 8 вида

Конспект Неделя письма и чтения в коррекционной школе 8 вида


День второй. На просторах Лексики и Фразеологии.


Ведущий. Огромна страна Русского языка, а в ней широки просторы Лексики и Фразеологии. Слова мир, дружба, Родина, Россия звонкие и громкие, богатые и гордые, светлые и радостные. Они поражают людей простотой и величием. Слова эти необыкновенно дружны между собой. Покоряют своей прелестью, нежностью и легкостью слова береза, солнце, счастье, весна, радость, молодость. Удивительной лаской, теплом и светом лучится слово мама.

Хорошие, добрые, нужные слова! Лексике так хочется, чтобы все ее жители были именно такими. Вечно юная и оптимистическая Жизнь твердо верит, что во всем мире со временем останутся существовать только слова героические, справедливые, весенние, приносящие людям не только потребность общаться, но и необходимость спокойно жить, трудиться и радоваться. На просторах Лексики мы познакомимся с синонимами, антонимами, омонимами.

Добро пожаловать в Лексику, в одну из областей огромной страны Русского языка!

Чтение стихотворения В.Остена «Дорога».

Подумайте только, как много

Значений у слова «дорога».

Дорогой зовут автостраду,

И тропку, бегущую рядом,

И шлях, что лежит на равнине,

И путь каравана в пустыне,

И шаг альпиниста по круче

К вершине, упрятанной в тучах,

И след корабля над волнами,

И синие выси над нами…

А вот уж пополнилось новым

Значеньем привычное слово.

Представьте: готова ракета

К прыжку на другую планету.

Прощаясь с ее экипажем,

Стоящим у звезд на пороге,

Мы просто и буднично скажем:

«До встречи! Счастливой дороги

Подумайте только, как много

Значений у слова «дорога».

Что же это за слова - синонимы?(Слова, близкие по значению)

Отгадайте загадку, и вы назовете синонимы.

Простое слово промежуток:

В театре несколько минуток,

Пока начнется новый акт,

Мы называем все … (антракт);

На время что-то прекратив,

Мы объявляем … (перерыв);

В борьбе, труде устали слишком -

Дают уставшим … (передышку);

После урока непременно

Нужна ребятам … (перемена).

Ведущий: Есть в русском языке и слова, противоположные по значению. Их называют антонимы.

Я антоним к слову зной,

Я в реке, в тени густой

И в бутылке лимонада,

А зовут меня… (прохлада).

Я антоним к слову лето,

В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я … (зима).

Я антоним к слову смех.

Не от радости, утех, -

Я бываю поневоле

От несчастья и от боли,

От обиды, неудач.

Догадались? Это … (плач).

Не бываю без начала,

Близкий родственник причала,

Делу всякому венец,

Называюсь я … (конец).

Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

Да и в школе я нужна,

Называюсь … (тишина).

Ведущий: В русском языке есть слова - близнецы: они одинаково пишутся, одинаково произносятся, но имеют разные значения. Это омонимы. Попробуйте отгадать загадки. Отгадками будут омонимы.

Я от солнца, от огня,

Яркий луч несет меня,

Но бывает смысл иной:

Весь огромный шар земной. (свет)

Я - все то, что есть на свете,

Все народы на планете,

Мой омоним - враг войны,

Друг труда и тишины. (мир)

В тетради я бываю

Косая и прямая;

В другом своем значении

Я - планка для черчения,

И, наконец, порою

В шеренгу вас построю. (линейка)

Я в дверях, я в замке,

Я и в нотной строке,

Я и гайку отвинчу,

Я могу, если хочу,

Телеграмму передать

И загадку разгадать. (ключ)

Ведущий: Сегодня мы побываем в гостях не только у Лексики, но и у Фразеологии. Фразеология изучает устойчивые сочетания слов. Послушайте текст и попробуйте сосчитать, сколько фразеологизмов в нем.

С ног до головы.

- Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унес!.. зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет!

- Да, ведет он себя из рук вон плохо. Надо бы взять его в руки. И дать ему по рукам. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда - руки даю на отсечение - он сразу перестанет распускать руки!

- Спору нет - горячая голова! Но уж если мы с ним сошлись, на свою голову, то теперь отвечаем за его поведение головой. Я еще не знаю, что мы должны сделать в первую голову (у меня голова идет кругом), но думаю, что голову вешать не стоит. Ручаюсь головой, что все вместе мы всегда сумеем намылить ему голову. (А.Шибаев) (20 фразеологизмов)

Ведущий: А теперь попробуйте вспомнить фразеологизмы со словом нос. (задирать нос, вешать нос, водить за нос, зарубить на носу, встретиться носом к носу, клевать носом, не видеть дальше своего носа, бояться нос показать, не показывать носа, остаться с носом, держать нос по ветру)


День третий. В долине Частей речи.


Ученик читает стихотворение О.Высотской «Веселая грамматика»:

Существительное школа,

Просыпается - глагол.

С прилагательным веселый

Новый школьный день пришел.

Встали мы - местоименье,

Бьет числительное семь.

За ученье, без сомненья,

Приниматься надо всем.

Мы наречием отлично

На уроках дорожим.

Соблюдаем мы привычно

Дисциплину и режим.

Не и ни у нас частицы,

Нам их надо повторять

И при этом не лениться

И ни часу не терять!

После школы, как известно,

Мы катаемся в санях.

Здесь особенно уместны

Междометья ох и ах.

А потом у теплой печки

Повторяем части речи!

Ведущий: Сегодня мы посетим долину Частей речи и узнаем удивительные истории. Вот одна из них.

20 - два десятка, 30 - три десятка, 50 - пять десятков. А почему же 40 не называется четыредесять, как это, например, звучит в польском языке?

Когда-то числительное 40 было именем существительным со значением «рубаха»(совр. «сорочка»), « мешок». В сорок, т.е. в мешок вкладывалось сорок шкурок соболей или белок, что составляло набор на полную шубу.

Зашитый и запечатанный мешок с четырьмя десятками шкурок служил в древней Руси в условиях меновой торговли крупной денежной единицей. Позже слово сорок стало обозначать просто количество соболей или белок в мешке, а затем перешло в разряд числительных.

А вот еще история. В басне И.А.Крылова «Осел и Соловей» мы читаем такие строки:

Услыша суд такой, мой бедный Соловей

Вспорхнул и улетел за тридевять полей.

За тридевять полей - это переделанное Крыловым выражение «за тридевять земель», заимствование из народных сказок. А что это за числительное тридевять? Много это или мало?

В древности у некоторых народов счет велся не десятками, а девятками. Тридевять значит три девятки, т.е. 27. В сказках это своеобразное число употреблялось обычно для обозначения очень далекой страны.

Ведущий: Сейчас мы отправимся в гости к существительным и поиграем с ними в «Цепочку слов». Я буду читать существительные тройками, т.е. по три слова, а вы постарайтесь их запомнить - они связаны по смыслу. Затем я буду читать первые слова, а вы должны вспомнить два других. Удачи вам!

Стена - окно - крыша

Рельсы - шпалы - поезд

Дети - школа - книга

Мальчик - взрослый - старик

Мука - тесто - булка

Река - вода - лодка

Пряжа - нитка - ситец

Игла - портной - пальто

Луна - полет - спутник

Футбол - мяч - ворота

Следующее задание - Загадочные круги. По кругу написано шесть букв. Сколько различных слов - имен существительных - вы сумеете прочитать?

Читать разрешается в разных направлениях, но буквы читать обязательно подряд.

К О

О О К С

С Л О А

Е Д

(Колесо, оселок, кол, лес, осел, (Осадок, оса, док, коса, садок,

село, око, сокол, лесок, сок) сад, сок, ода, ад, код, око)

Следующее задание называется Спрятанные слова. Нужно вписать в клетки глаголы в неопределенной форме, соответствующие следующим глаголам 1-го лица единственного числа.


  1. 1


    2


    3


    4


    5


    6


    7


    8


    9



    Прошу.

  2. Терплю

  3. Соберу

  4. Пойму

  5. Бегу

  6. Тру

  7. Подниму

  8. Ловлю

  9. Берегу

Если вы правильно выполните задание, то в четвертом вертикальном столбце прочтете название изменения глаголов.









День четвертый. Литературная викторина.

(В гостях у сказки)


№1 Там ступа с Бабою ягой

Идет, бредет сама собой.

1


2


3


4


5



6


По горизонтали:

  1. «В свете есть такие ль дива?

Вот идет молва правдива:

За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает, месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама - то величава,

Выступает, будто …» .


  1. Царь Салтан гостей сажает

За свой стол и вопрошает:

«Ой вы, гости - господа,

Долго ль ездили? Куда?

Ладно ль за морем иль худо?

И какое в свете …?»


  1. «Здравствуй, Балда - мужичок;

Какой тебе надобен оброк?

Об оброке век мы не слыхали,

Не было чертям такой печали.

Ну, так и быть - возьми, да с уговору,

С общего нашего приговору -

Чтобы впредь не было никому горя:

Кто скорее из нас обежит около моря,

Тот и бери себе полный оброк,

Между тем приготовят …» .


  1. «В море остров был крутой,

Не привальный, не жилой;

Он лежал пустой равниной;

Рос дубок на нем единый;

А теперь стоит на нем

Новый город со дворцом,

С златоглавыми церквами,

С теремами и садами,

А сидит в нем князь Гвидон;

Он прислал тебе … .»


  1. Старший молвил: «Что за диво!

Все так чисто и красиво.

Кто - то терем прибирал

Да хозяев поджидал.

Кто же? Выдь и покажися,

С нами честно подружися.

Коль ты старый человек,

Дядей будешь нам навек.

Коли парень ты румяный,

Братец будешь нам названый.

Коль старушка, будь нам мать,

Так и станем величать.

Коли красная девица,

Будь нам милая … .»


  1. Воеводы не дремали,

Но никак не успевали:

Ждут, бывало, с юга, глядь -

Ан с востока лезет рать.

Справят здесь, - лихие гости

Идут от моря. Со злости

Инда плакал царь Дадон,

Инда забывал и … .












№ 2 Мимо острова Буяна,

В царство славного Салтана

1



2



3



4



5



6





7



8



9


10




По горизонтали:

  1. Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица, -

Говорит одна девица, -

То на весь крещеный мир

Приготовила б я … .»


  1. В гневе начал он чудесить

И гонца хотел повесить;

Но, смягчившись на сей раз,

Дал гонцу такой … .


  1. «Уж диковинка, ну право, -

Подмигнув другим лукаво,

Повариха говорит, -

Город у моря стоит!

Знайте, вот что не безделка:

Ель в лесу, под елью … .»


  1. Чуду царь Салтан дивится,

А комар - то злится, злится -

И впился комар как раз

Тетке прямо в правый … .


  1. В сени вышел царь - отец.

Все пустились во … .


  1. Лебедь белая молчит

И, подумав, говорит:

«Да! Такая есть девица.

Но жена не … .»


  1. К морю лишь подходит он,

Вот и слышит будто … .


  1. С ободренною душой

Князь пошел к себе домой;

Лишь ступил на двор широкий -

Что ж? под елкою высокой,

Видит, белочка при всех

Золотой грызет … .


  1. Мать и сын теперь на воле;

Видят холм в широком поле;

Море синее кругом,

Дуб зеленый над холмом.

Сын подумал: добрый ужин

Был бы нам, однако, нужен.

Ломит он у дуба сук

И в тугой сгибает … .


  1. «…Белка там живет ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поет

Да орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра - чистый изумруд;

Слуги белку стерегут,

Служат ей прислугой разной -

И приставлен дьяк приказный

Строгий счет орехам весть;

Отдает ей войско …».

В одном из столбцов написано слово:

Лебедь около плывет,

Злого коршуна клюет,

Гибель близкую торопит,

Бьет крылом и в море топит -

И царевичу потом

Молвит русским языком:

«Ты, царевич, мой спаситель,

Мой могучий … .»




№ 3 Входят семь богатырей,

Семь румяных усачей

1


2


3


4


5


6


7


По горизонтали:

  1. Ждет - пождет с утра до ночи,

Смотрит в поле, инда очи

Разболелись, глядючи

С белой зори до ночи;

Не видать милого друга!

Только видит: вьется вьюга,

Снег валится на поля,

Вся белешенька … .


  1. Темной ночки Елисей

Дождался в тоске своей.

Только месяц показался,

Он за ним с мольбой погнался.

«Месяц, месяц, мой дружок, … !»


  1. Пес бежит за ней, ласкаясь,

А царевна, подбираясь,

Поднялася на крыльцо

И взялася за … .


  1. «…Аль откажешь мне в ответе?

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?

Я жених ее». - «Постой, -

Отвечает ветер буйный, -

Там за речкой тихоструйной

Есть высокая гора,

В ней глубокая …» .


  1. И к царевне наливное,

Молодое, золотое

Прямо яблочко летит…

Пес как прыгнет, завизжит…

Но царевна в обе руки

Хвать - поймала. «Ради скуки,

Кушай яблочко, мой свет.

Благодарствуй за …» .


  1. Между тем царица злая,

Про царевну вспоминая,

Не могла простить ее,

А на зеркальце свое

Долго дулась и сердилась;

Наконец об нем хватилась

И пошла за ним, и, сев

Перед ним, забыла … .


  1. Рано утром гость желанный,

День и ночь так долго жданный,

Издалече наконец

Воротился царь - … .

В одном из столбцов тоже можно прочитать еще одно слово.

День пятый. КВН.


  1. Приветствие команд.

  2. Разминка (ответы на шуточные вопросы).

Вопросы для 1-ой команды:


  1. Чем кончаются день и ночь?

  2. Какой алфавит состоит всего из 6 букв?

  3. Из какой буквы нужно выбросить а, чтобы получилось жилище?

  4. Что можно видеть с закрытыми глазами?

  5. Какой месяц короче всех?

  6. Какая птица больше всех похожа на утку?

  7. Без чего не испечешь хлеба?

Вопросы для 2-ой команды:


  1. Что стоит посредине земли?

  2. Как из сорной травы сделать лебедя?

  3. Половина какой буквы дает название войсковой части?

  4. Кто говорит на всех языках?

  5. Сидит кошка на окошке, голова и хвост, как у кошки, но это не кошка. Что это за зверь?

  6. В каком месяце люди меньше всего разговаривают?

  7. До каких пор волк в лес бежит?


  1. Найти половину пословицы.

1) Своя земля которой свое гнездо не мило.

2) Глупа та птица, а человека в делах.

3) Родина - мать, тому не пропасть.

4) Смотри дерево в плодах, и в горсти мила.

5) Пашню пашут, целый год кормит.

6) Кто грамоте горазд, руками не машут.

7) Вешний день умей за нее постоять.


  1. Игра с болельщиками. Ответить на шуточные вопросы:


  1. На каком расстоянии будет ночью виден маяк, если он то потухнет, то погаснет?

  2. В каком глаголе содержится сто отрицаний?

  3. Может ли аист назвать себя птицей?

  4. Сорока летит, а собака на хвосте сидит. Бывает ли такое?

  5. У каких глаголов в конце животное с ветвистыми рогами?

  6. Что делает сторож, когда у него на шапке воробей?


  1. Из одного слова составить как можно больше слов: ГОСУДАРСТВО


  1. Игра с болельщиками.

Метаграммы - это загадки, в которых из загаданного слова, путем замены одной буквы другой, получается новое слово. Например, меняя первую букву в слове порт, получим: борт, сорт, торт…


  1. С л я слезы проливаю,

С ж по воздуху летаю.


  1. Я с в - ночная птица,

Но замени в на д -

И растворяюсь я в воде.


  1. С б ужасна я бываю,

С м меха я пожираю,

С р актеру я нужна,

С с для повара важна.


  1. С буквой н я по ночам

В небесах гуляю.

С буквой п частенько вам

Видеть помогаю.


  1. Конкурс капитанов.

Ж

Д

К

Б

О

У

Т

Я

Р

Х

Г

Ч

Ё

М

А

З

Е

Ь

Ъ

П

Э

Ф

С

Й

В

Ы

И

Л

Щ

Н

Ю

Ш

Ц

Задание: после рассмотрения таб -

лицы в течение одной минуты рас -

сказать алфавит, показывая каж -

дую букву.



8 Анаграмма. Из разбросанных букв составить слово: СОКСДОРВР

9.Собери слово. К частям слов из левого столбика подобрать продолже- ние из частей правого столбика.

1) буй кот

2) лов док

3) оса вол
4) бой тур

5) сено кость

6) сад вал

7) штука овод

10. Игра с болельщиками. Отгадать народные загадки с числительными.


  1. У семерых братьев по одной сестрице. Много ли сестер?

  2. Шли столбцом: сын с отцом да дед с внуком. Сколько их?

  3. Шли две матери с дочерью да бабушка с внучкой; нашли полтора пирога. Помногу ли досталось?

  4. Что с козлом после шести лет бывает?

  5. Четыре братца под одним шатром стоят.

  6. Шесть ног, две головы, один хвост - что это такое?

11.Подведение итогов КВН.



День шестой.

Подведение итогов Недели письма и чтения

и награждение победителей.






© 2010-2022