Интегрированный урок литературы и истории «Проявление русского национального характера в Великой Отечественной войне»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок литературы и истории

«Проявление русского национального характера

в Великой Отечественной войне»

Цели:

  1. воспитание чувства патриотизма, любви к Родине, уважения трагических и героических страниц ее истории;

  2. углубление представлений о Великой Отечественной войне как о наиболее значимом событии новейшей отечественной истории;

  3. развитие социальных связей между поколениями, чувства сопричастности нынешних школьников судьбе военных поколений;

  4. расширение общекультурного и художественного кругозора подростков, ознакомление их с творчеством величайших мастеров российской культуры 20в.;

  5. эстетическое развитие учащихся, формирование у них представлений о взаимосвязи между содержанием и формой художественного произведения, выразительных средствах искусства.

Оборудование:

  • книги и учебники по литературе и истории,

  • мультимедийная установка,

  • видео и аудио аппаратура,

  • карта по истории России,

  • фото и видео фрагменты.

Ход урока:

1. ОРГМОМЕНТ

Эпиграф: «Да, вот они, русские характеры!

Кажется, прост человек, а придет суровая беда...

И поднимется в нем великая сила- человеческая красота» А. Толстой «Русский характер»

Сообщение целей и задач урока

Объяснение работы с рейтинговой таблицей

Минута молчания

2.ОСН0ВНАЯ ЧАСТЬ

-Уч. истории: война стала тяжелейшим испытанием для всех народов Советского Союза.

На нашу страну обрушилась хорошо отлаженная военно-экономическая машина гитлеровской Германии. Идеология гитлеризма представляла смертельную угрозу для всех народов нашей страны, для всего человечества. Народы СССР внесли решающий вклад в разгром фашизма и тем самым спасли мир от угрозы тотального порабощения.

В июне 1941 года народом был сделан важный выбор, и не в защиту сталинского режима, а в защиту независимости Родины.

Самоотверженным трудом, героизмом, самопожертвованием всего народа была создана экономика, ковавшая оружие победы, кормившая страну. Именно народ выдвинул плеяду прославленных маршалов, командиров, за которыми шел в бой и побеждал на полях сражений.

Уч. литер: в духовном противостоянии с фашистскими агрессорами наша культура сыграла особую роль. Все лучшее, что было заложено в культурных традициях народов нашей страны, стремилось проявиться таким образом, чтобы помочь миллионам людей осознать свое место в общем строю.

А о русском национальном характере спорят и говорят до сих пор. На Западе русский национальный характер представляет загадку.

Так какими же качествами характера нужно обладать, чтобы выстоять и победить, чтобы так любить свою Родину и свой народ?

Об этом поговорим сегодня на уроке.

«Вставай, страна огромная»

Этот призыв услышал народ в самом начале войны, тогда, когда общественное настроение должно было сыграть важную роль.

Уч. истор. -Какие изменения общественного настроения происходят в первые дни войны?

Ответ: Страну охватил патриотический подъем. Героическое сопротивление наступающему противнику приобрело массовый характер. В анналах истории сохранились сотни имен советских воинов, которые в тяжелейших условиях первых месяцев войны проявили невиданную стойкость и мужество.26 июня 1941 года экипаж капитана Н.Ф.Гастелло направил свой объятый пламенем бомбардировщик на колонну вражеских машин, уничтожив ее. Упорно оборонялся гарнизон Лиепаи. Почти 4 месяца отражала натиск врага осажденная Одесса.4 месяца отбивали атаки врага моряки- балтийцы, защищая Моонзундский архипелаг. До начала декабря 1941г. держала оборону советская военно-морская база в Финляндии на мысе Ханко. Более месяца сопротивлялись основным силам вермахта защитники Брестской крепости. Сохранившиеся на стене Брестской крепости слова советских воинов «Погибаю, но не сдаюсь! Прощай Родина!» мы воспринимаем теперь как символ сопротивления нашего народа немецко-фашистским захватчикам.

Люди спешили в военкоматы, добровольцами уходя на фронт. 4июля 1941г. ГКО принял постановление о формировании народного ополчения, в которое за короткое время записалось около 1 миллиона человек, по возрасту или состоянию здоровья, не подлежащие призыву в армию. Около 40 дивизий народного ополчения приняли участие в боевых действиях. Учит, истор. -Какая основная идея лежит в основе настроения народа? Не меньшую роль, чем экономический фактор, в победе сыграло морально-политическое единство советского народа.

Не оправдались расчеты правителей фашистской Германии на непрочность государственного строя СССР, изоляцию коммунистов, конфликты между рабочим классом и колхозным крестьянством, «духовный бунт» интеллигенции, на распад многонационального государства.

Конечно, одной из причин монолитности СССР в ту грозную пору была его тоталитарная природа, жесткое государственное регулирование жизни, как отдельной личности, так и целых народов, беспощадный террор против реальных и мнимых противников режима. И все же не эта причина являлась тогда определяющей.

Единство фронта и тыла многонациональной сражающийся страны опиралось главным образом на чувства патриотизма, любовь к Родине, стремлении защитить родных и близких, ясном осознании смертельной опасности, нависшей над Отечеством, (любовь к родине, защита родных и близких, родной земли, патриотизм)

Учит, истор. - Сумела ли власть почувствовать эти изменения настроения, использовать их?

Сталинское руководство, в свою очередь, делало все, чтобы опереться на пробудившийся в народных массах искренний патриотизм. В частности, в армии вводятся погоны, учреждаются гвардия и ордена с именами славных предков, включая святого князя Александра Невского. Затихают многолетние гонения на Русскую православную церковь. Сталин позволил провести выборы Патриарха Московского и всея Руси и образовать Святейший синод.

Одновременно в целях упрочения собственных устоев власть, используя средства массовой информации, армейских политработников и творческую интеллигенцию, стремилась идеологизировать идущие из глубин народной души чувства и настроения, связать их непосредственно с социалистическими ценностями, с именем И.В,Сталина. Анализ документа:

Из выступления Сталина по радио 3 июля 1941 года мы можем видеть, как меняется политика страны по отношению к собственному народу.

Глава государства обращается к людям: «Братья и сестры!...Друзья мои!» подчеркивая тем самым единство власти и народа. Сталин определяет характер войны как народный, освободительный, выделяя главную роль народа в этой войне. «Все силы народа - на разгром врага!» Обращаясь к людям он говори: «Мы». «Мы должны организовать помощь Красной Армии», «Мы должны организовать беспощадную борьбу со всякими дезорганизаторами тыла, дезертирами, паникерами..., создавать партизанские отряды, ...при вынужденном отходе уничтожать все ценное имущество...» Главная задача выступления сплотить народ на борьбу, мобилизовать людские ресурсы.

Уч. литер. Война сплотила всех от мала до велика. Фронт, тыл, партизанское и подпольное движение выполняют одну единую миссию- победа врага и изгнание его с территории страны.Тут-то и проявился настоящий русский х-р, о котором А. Толстой скажет:(эпиграф)

ФРОНТ

Уч. истор. Фронт- это главное, что дало нам великую победу.

-Что же происходило на фронтах В.О. войны?

Сообщение историка

Уч. литер. - Как же проявился русский характер на фронтах В.О. войны, на передовой? Об этом расскажут литераторы

Литератор:

«В списках не значился» - Как нельзя полно русский характер проявился ужу в первые дни войны, на защите рубежей Брестской крепости. Этим героям и посвящен роман Б. Васильева «В списках не значился». Главный герой- молодой лейтенант Н. Плужников, боец- одиночка, олицетворяющий собой символ отваги и стойкости, символ русского духа человека

В начале произведения он еще неопытный выпускник военного училища. Юноша едет в Брестскую крепость и не верит слухам о войне, (цитата)

Но война настигает его в момент приезда в крепость. Это первый рубеж на пути фашистов. Писатель показывает героизм и внутреннюю красоту воинов. После первых трех дней боев « дни и ночи обороны крепости слились в одну единую цепь вылазок и бомбежек, атак, обстрелов, блужданий по подземельям, коротких схваток с врагами и коротких, похожих на обмороки минут забытья и постоянного, изнуряющего, не проходящего даже во сне желания пить»

Но немцы ворвались в крепость и стали превращать ее в развалины. Но несмотря ни на что, развалины оживали вновь. « Израненные, опаленные, измотанные жаждой и боями скелеты в лохмотьях поднимались из кирпичей, выползали из подвалов и в штыковых атаках уничтожали тех, кто рисковал остаться на ночь. И немцы боялись ночей»

Но крепость все-таки пала. А Н. Плужников, ее последний защитник, смело встречает свою смерть, (цитата)

тыл

Уч. истор. - Нападение Германии коренным образом изменило жизнь советских людей. Историк о деятельности в тылу(возможен показ слайдов)

Уч. литер. - очень часто в деревне можно было увидеть такую картину, описанную А. Платоновым (книга «Поле славы»)

Литератор: - В большей мере, конечно, русский национальный характер в тылу проявился у женщин и подростков

- А Сергей Вакулов в стихотворении «баллада о хлебе» пишет: (чтение стихотворения)

ПАРТИЗАНСКОЕ И ПОДПОЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ

Уч. истор. -Не менее значимым является развертывание партизанского и подпольного движения в годы В.О. войны. Это одна из ярких ее страниц.

Историк (рассказ о партизанском движении)

Уч. истор. - Какая идея заставляла людей, не призванных на фронт, вступать в партизанские отряды?

Уч. литер. - Герои партизанского и подпольного движения не оставили равнодушными писателей. Подвиги этих людей также отражены в произведениях литературы. Например, партизан Сотников из одноименного произведения В. Быкова.

Литератор. (рассказ о героях книги)

ПЛЕН

Уч. истории: - Несмотря на самоотверженность, мужество и стойкость солдат, уже в первые месяцы войны многие из них попадают в плен. Судьба советских военнопленных свидетельствовало еще об одной трагедии войны. В концентрационных лагерях их оказалось почти 5,7 млн. человек, из которых 3,3 млн. погибли. Почему советские солдаты боялись попасть в плен?

Ответы учеников: в августе 1941 года был принят приказ Ставки Верховного Главнокомандования СССР №270, согласно которому все лица, оказавшиеся в плену, считались изменниками Родины, подлежащими уничтожению, а члены их семей - лишению гражданских прав.

Несмотря на это, как ведет себя советский солдат в плену?

Уч. литературы: -Долгое время в советской литературе проблема плена умалчивалась. Человек, попавший в плен, считался предателем. Но давайте посмотрим фрагмент фильма «Судьба человека», так ли это?

ФРАГМЕНТ « Соколов в плену»

- Советскому человеку приходится выносить и голод, и холод, и унижения. Но в любой ситуации он остается человеком. Об этом пишет К. Воробьев в повести « Это мы, Господи!»

Литератор (рассказ об этом рассказе)

Уч. литер. - Так в чем же заключается самобытность русского национального характера? (ответы учеников) - А самое главное - это стремление к подвигу. А подвиг - это величие нравственности, т. к. безнравственный человек на подвиг не способен.

Уч. истор. -данные статистики:

На территории СССР было разрушено и уничтожено:

1700 городов 70000 селений 31 135 фабрик и заводов

1975 церквей и часовен 1135 шахт и угольных копей

99876 совхозов и колхозов

44000 библиотек и театров

84000 школ и лечебниц 186000 тракторов

• 64000 км железнодорожного полотна

• 144000 км телефонной линии

48% электроэнергии

74% железа

55% стали

7000 000 лошадей

• 57 000 000 голов крупного скота

• 25 000 000 людей остались без крова.

Потери населения СССР за время второй мировой войны:

7 миллионов -заявил И.В.Сталин.

20 миллионов - Н.С.Хрущев.

27 миллионов - М.С. Горбачев.

44 миллиона - современная статистика.

Уч. истор. - Но весь советский народ доказал, что его нельзя испугать, сломить, сделать рабом. Он остается человеком в любых условиях. Потому что всему народу нужна была одна победа, и за ценой он не постоял.

Показ слайдов о войне

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Итоги урока

Сбор рейтинговых таблиц

Д. 3. : К следующему уроку вн. чтения прочитать « Молодую гвардию» А. Фадеева


© 2010-2022