Конспект по русскому языку «Методическое обеспечение урока»

"Описание материала: Цель урока: Формирование норм речевого этикета. Планируемые результаты: предметные: сформировать умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений; метапредметные: создать условия для развития речи, внимания, памяти, умения обобщать, делать выводы; речемыслительных и творческих способностей учащихся через систему упражнений; личностные: создать условия для формирования личной негативной позиции обучающихся к сквернословию через воздействие на их информационное пространство. Оборудование: Презентация к уроку, раздаточный материал, таблица для проведения рефлексии, оценочные листы.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель русского языка и литературы: Максименко Т.А.

Тема: «И честь родного языка неси достойно…» (Л. Вознесенская)


ДОСКА: «С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя;

словесная речь человека-это видимая,

осязаемая связь,

союзное звено между телом и духом»

Владимир Даль

(СЛАЙД)

Цель урока:

Формирование норм речевого этикета.

Планируемые результаты:

предметные: сформировать умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;

метапредметные: создать условия для развития речи, внимания, памяти, умения обобщать, делать выводы; речемыслительных и творческих способностей учащихся через систему упражнений;

личностные: создать условия для формирования личной негативной позиции обучающихся к сквернословию через воздействие на их информационное пространство.

Оборудование:

Презентация к уроку, раздаточный материал, таблица для проведения рефлексии, оценочные листы.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Учитель: Представьте на минуту, что к вам на улице подошел журналист и хочет взять у вас интервью

В начале попытайтесь ответить на вопрос, что такое интервью.
(Интервью (англ. interview), жанр публицистики, представляющий собой беседу журналиста с одним или несколькими лицами по вопросам, имеющим актуальное общественное значение).

Учитель: значение того, о чем пойдет сегодня речь трудно переоценить

(МИКРРОФОН)

Итак:

1.Какие современные способы общения со своими сверстниками вы предпочитаете (беседа в компании, общение дома, на улице, с помощью чатов, SMS-сообщений, по электронной почте)?

2.Соблюдайте ли вы при написании СМС-сообщений нормы русской орфографии, пунктуации, культуры речи?

3. Употребляете вы в своей речи ненормативную лексику?

4. Нравиться ли вам , когда в диалоге с вами собеседник употребляет не нормативную лексику ?

5.Часто ли употребляете заимствованные слова?

5. Как вы относитесь к тому , чтобы бороться за чистоту Русского языка?

6. Являетесь вы гражданином РФ?

Вывод: В наше время наблюдается резкое падение общей речевой культуры, что вызывает беспокойство у всех, кто любит свою родину, а значит - и свой язык.

Несомненно, духовное богатство России будет жить до тех пор, пока жив могучий русский язык. Не любить и не беречь его - значит, не любить нашу Родину.

  1. Беседа:

-Как вы понимаете смысл эпиграфа?

-О чем, по-вашему, пойдет речь на уроке?

(Запись темы и эпиграфа в тетрадь)


  1. Вступительное слово педагога
    Любое движение души, порыв чувств можно передать при помощи слова. Но наряду с прекрасными, добрыми словами русского языка, несущими свет, тепло, слышим и другие, пагубно влияющие на человека.

Очень хорошо это выразил М. Матусовский в своих стихах:

Есть слова пострашнее, чем порох,

Чем снаряд над окопными рвами

Я советую людям при ссорах

Осторожнее быть со словами.

Мир устроен на этой основе,

И достаточно, в общем, серьёзно:

О любом опрометчивом слове
_______________________
Пожалеете рано иль поздно

Вы к словам проявляйте терпение,

Не берите в расчёт кривотолков.

Ведь от них остаются раненья,

Как от мелких, но острых осколков.

3.Учитель: попробуйте сформулировать цель урока.

-Ответы учащихся:

*определить проблемы русского языка и пути их решения,

*получить знания о культуре речи,

*учиться правильно говорить и т. д. НА ДОСКЕ

Учитель: а что для этого нужно?

-Постановка цели учителем :словом, цель сегодня - формирование норм речевого этикета.

II.Изучение нового материала.

1. Работа «малых групп»

Задание для первой группы:

-определите, что разрушает культуру русской речи

(Идет обсуждение в группу и выступление представителей)

В результате дискуссии появляются следующие записи:

- засилие жаргона,

- скудность, однообразность лексики,

- в разговорной речи приветствуется сквернословие, матерщина,

- очень часто речь журналистов, дикторов, то есть тех, кого раньше принимали за образец, оставляет желать лучшего,

- иногда неоправданное употребление иностранных слов.

Вывод: Речь засоряется и огрубляется.

Задание для второй группы:

- на ваш взгляд, каковы причины этого? (обсуждение в группе)

- отсутствие запретов или хотя бы критики со стороны многих взрослых при употреблении ненормативной лексики вызывает уверенность в правильности словоупотребления;

- бедность словаря подростков объясняется и тем, что учащиеся часто пассивны на уроках и что ведущая роль принадлежит учителю;

- в век компьютеризации не проявляется интерес к классической литературе и искусству. (СЛАЙД), самооценка

2.Учитель:

"Божьей красотой" называл русский язык Никифоров-Волгин, "волшебным и радостным чудом - Константин Паустовский. А сейчас на телеэкранах, заменивших литературу, только в одной рекламе можно за вечер услышать до 70 заимствованных слов! Послушайте речь дикторов радио и телевидения, речи политиков и вы услышите: маркетинги и мониторинги, истеблишмент и паблисити, аксессуары и инвестиции, дистрибьюторы и демпинги, дилеры и киллеры, инаугурация и дискредитация и т.д.

Всегда ли оправдано употребление заимствованных слов? Хорошее слово уникальный, но оно заменило огромное количество хороших, красивых и более выразительных русских слов.

3.-Задание группам: Подберите синонимы к слову уникальный. (от лат.unicum - единственный)

-Учитель: что такое синонимы?

-Работа у доски одновременно с групповой - составить и разобрать предложение со словом «уникальный»

( Редкий, чудесный, превосходный, замечательный, великолепный, удивительный, прекрасный, неповторимый, чудный, неподражаемый, существующий в единственном экземпляре, единственный, исключительный, непохожий на других)(СЛАЙД) - объяснение орфограмм.

Проверка, дополнение , оценивание друг друга

И это еще не предел. Но мы уже стали стесняться своих слов. Мы не хотим петь: "Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай! Мы поем: "Happy birthday to you…" самооценка

4.- Работа в парах: У вас на столах находится упражнение, связанное с употреблением заимствованных слов. Всегда ли употребление их оправдано?

Выполнение упражнения.(исправьте)

1. Вчера ночью у меня приватизировали куст красной смородины.

2. Можно было бы привести армаду примеров в подтверждение моей мысли.

3. Все аксессуары внутреннего интерьера выполнены бездефектно.

-Взаимопроверка, самопроверка(СЛАЙД)

Учитель: сделайте вывод по итогам данной работы (если есть возможность использовать русские слова, то надо отдавать предпочтение именно им).

самооценка

5.Учитель:А сейчас речь пойдет о бранной лексике.

… Мы отправимся в далёкий тысяча восемьсот двенадцатый год. После изгнания Наполеона французы-оборванцы клянчили у крестьян пропитание, обращаясь весьма культурно: «шер ами» - дорогой друг. И народ прозвал попрошаек шаромыжниками. Голодные французы питались и кониной, в том числе павшей. По-французски «лошадь» - шваль, отсюда, кстати, «шевалье» - всадник, рыцарь. Мы же стали называть швалью ничтожного человека или негодную вещь. (СЛАЙД)

…- Не все французы вернулись домой. Некоторых дворяне взяли к себе на службу. Гувернёрами, учителями или руководителями крепостных театров. И вот когда эти, скажем так, режиссёры набирали труппу из крестьян, они отсеивали непригодных к пению и танцам, говоря: «шен тра па», то есть к пению не годен. Так в русском языке появилось слово «шантрапа» - никчёмный человек.

….Все вы знаете, что ветрянкой или другими инфекционными болезнями можно заразиться. И если кого-то называют «заразой», то это вовсе не комплимент - любезный, приятный отзыв о внешности и манерах человека. Напротив, «зараза» - оскорбительное слово. А вот в первой половине восемнадцатого века кавалер, желая польстить даме, вполне мог назвать ее заразой. «Заразить» было синонимом «сразить», то бишь покорить красотой и манерами, очаровать. И «зараза» в сегодняшнем варианте - «красавица».

6.Учитель: Наряду с бранной лексикой в русском народе существует явление, именуемое сквернословием - от слова "скверно". В словаре В. Даля сказано: "Скверно - мерзость, гадость, пакость, всё гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно, нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, кал, смрад, вонь, непотребство, разврат, нравственное растление, всё богопротивное". Вот куда мы впали, отдавшись во власть смрадных, гнилых слов. (СЛАЙД)

Глубинное исследование одного наиболее распространенного и оскорбительного ругательства (не зря же в нашем языке сохранилась корневая близость слов «мат» и «мать», проявляющаяся в простонародном выражении «ругаться по матери», т.е. по «матерному») позволяет проследить его языческое происхождение. В исследовании Б.А. Успенского, направленном на поиск мифологических и ритуальных корней мата, устанавливаются ритуальные функции матерной брани, ее связь с культом земли, опосредованная через Мать-Землю с Богородицей и родной матерью, чем и объясняется запретность этих выражений. На Руси говорили: «У человека четыре матери - кровная мать, что на свет породила, Родина-мать, что хлебом кормила, матушка Церковь Божия да Пресвятая Богородица». Таково на Руси почитание образа женщины.

Вот и выходит, что сквернословец поносит не только мать своего собеседника, но и свою Родину и то, что для других свято.

Учитель (открытый микрофон):

Поэтому и возникает острая необходимость решать проблему сквернословия.

Представьте, что вы на большой трибуне. Возьмите микрофон, обратитесь к представителям власти, общественности, прохожим, своим друзьям и предложите пути решения данной проблемы

Задание группам: Что для этого нужно?

- Не писать слова ненормированной лексики.

- Не печатать, с печатным словом трудно бороться.

- Не даст ничего замена ругательств начальными буквами.

- Не говорите плохих слов сами.

- Не копируйте других. - проверка, дополнение

- Не говорите, как все, не старайтесь быть похожими на кого-то, сохраняйте самобытность и помните:

ТЕКСТЫ, САМООЦЕНКА

"Не то, что входит в уста, оскверняет их, но то, что выходит из уст".

(СЛАЙД)

СЛАЙД:Верующие люди утверждают, что, когда человек говорит плохие слова, от него отлетают ангелы-хранители, и тогда человек становится беззащитнее и уязвимее.

7. Учитель:

Запишите вывод: « Моя речь - это мое зеркало, мое достоинство!» объясните расстановку знаков препинания.

III. Рефлексия

1.Учитель:

- Какими чертами должна обладать правильная речь?

Ответы:

Правильность речи, т.е. соответствие принятым языковым нормам. Точность речи

Логичность речи

Доступность пониманию

Простота речи

Выразительность, образность

2.Учитель:

Замечательно о силе русского слова сказано В. Г. Распутиным в повести "Дочь Ивана, мать Ивана": "Содержится оно в тебе в необходимой полноте, всему-всему на свете зная подлинную цену; когда плачет оно, это слово, горькими слезами уводимых в полон русских женщин, когда торжественной медью гремит во дни побед и стольных праздников; когда безошибочно знает оно, в какие минуты говорить страстно, а в какие нежно. Когда есть в тебе это всемогущее родное слово рядом с сердцем и душой, напитанных родной кровью, - вот тогда ошибиться нельзя. Оно, это слово, сильнее гимна и флага, клятвы и обета. С древнейших времён оно само по себе нерушимая клятва и присяга. Есть оно - все остальное есть, а нет - и нечем будет закрепить самые искренние порывы".

3.Дифференцированное задание

-- напишите эссе: (из какого языка пришло слово?) на тему: Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе (Библия).

Ответ:

- если затрудняетесь, выполните упражнение № 24

самооценка

4.Методика «Шесть шляп»

Белая-нейтральный цвет

желтая - солнце -положит. качества

черная - отрицат. Качества

красная - эмоции

зеленая - творчество

синяя - вывод

Вопрос

Характеристика

1. Перечислите, что вы узнали на уроке

2.Назовите только положительное, что было на уроке

3. Назовите только отрицательное (трудности)

4.Какие чувства возникли у вас в процессе изучения темы

5.Вывод

6. Творчество (напр., нестандартные вопросы и решите их и т. д.)

Учитель:

Давайте вернемся к целям. Как вы считаете, они достигнуты? Как можно преодолеть возникшие трудности? На что следует обратить внимание?

Оценки за урок

Учитель: подсчитайте количество баллов.

12-15 баллов - Ваши знания и умения порадовали меня.

9 - 11 б.- Вы старались и показали неплохие результаты.

5 - 8 б. - Ваши знания требуют доработки.

0 - 4 б. - Ещё нужно многое изучить.

7.Учитель:

Оставь, мой друг, свои сомненья,

И честь родного языка

Неси достойно поколеньям

На все грядущие века!

(СЛАЙД)



© 2010-2022