- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект по русскому языку «Методическое обеспечение урока»
Конспект по русскому языку «Методическое обеспечение урока»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Максименко Т.А. |
Дата | 12.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Учитель русского языка и литературы: Максименко Т.А.
Тема: «И честь родного языка неси достойно…» (Л. Вознесенская)
ДОСКА: «С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя;
словесная речь человека-это видимая,
осязаемая связь,
союзное звено между телом и духом»
Владимир Даль
(СЛАЙД)
Цель урока:
Формирование норм речевого этикета.
Планируемые результаты:
предметные: сформировать умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;
метапредметные: создать условия для развития речи, внимания, памяти, умения обобщать, делать выводы; речемыслительных и творческих способностей учащихся через систему упражнений;
личностные: создать условия для формирования личной негативной позиции обучающихся к сквернословию через воздействие на их информационное пространство.
Оборудование:
Презентация к уроку, раздаточный материал, таблица для проведения рефлексии, оценочные листы.
Ход урока
-
Организационный момент.
Учитель: Представьте на минуту, что к вам на улице подошел журналист и хочет взять у вас интервью
В начале попытайтесь ответить на вопрос, что такое интервью.
(Интервью (англ. interview), жанр публицистики, представляющий собой беседу журналиста с одним или несколькими лицами по вопросам, имеющим актуальное общественное значение).
Учитель: значение того, о чем пойдет сегодня речь трудно переоценить
(МИКРРОФОН)
Итак:
1.Какие современные способы общения со своими сверстниками вы предпочитаете (беседа в компании, общение дома, на улице, с помощью чатов, SMS-сообщений, по электронной почте)?
2.Соблюдайте ли вы при написании СМС-сообщений нормы русской орфографии, пунктуации, культуры речи?
3. Употребляете вы в своей речи ненормативную лексику?
4. Нравиться ли вам , когда в диалоге с вами собеседник употребляет не нормативную лексику ?
5.Часто ли употребляете заимствованные слова?
5. Как вы относитесь к тому , чтобы бороться за чистоту Русского языка?
6. Являетесь вы гражданином РФ?
Вывод: В наше время наблюдается резкое падение общей речевой культуры, что вызывает беспокойство у всех, кто любит свою родину, а значит - и свой язык.
Несомненно, духовное богатство России будет жить до тех пор, пока жив могучий русский язык. Не любить и не беречь его - значит, не любить нашу Родину.
-
Беседа:
-Как вы понимаете смысл эпиграфа?
-О чем, по-вашему, пойдет речь на уроке?
(Запись темы и эпиграфа в тетрадь)
-
Вступительное слово педагога
Любое движение души, порыв чувств можно передать при помощи слова. Но наряду с прекрасными, добрыми словами русского языка, несущими свет, тепло, слышим и другие, пагубно влияющие на человека.
Очень хорошо это выразил М. Матусовский в своих стихах:
Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.
Мир устроен на этой основе,
И достаточно, в общем, серьёзно:
О любом опрометчивом слове
_______________________
Пожалеете рано иль поздно
Вы к словам проявляйте терпение,
Не берите в расчёт кривотолков.
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, но острых осколков.
3.Учитель: попробуйте сформулировать цель урока.
-Ответы учащихся:
*определить проблемы русского языка и пути их решения,
*получить знания о культуре речи,
*учиться правильно говорить и т. д. НА ДОСКЕ
Учитель: а что для этого нужно?
-Постановка цели учителем :словом, цель сегодня - формирование норм речевого этикета.
II.Изучение нового материала.
1. Работа «малых групп»
Задание для первой группы:
-определите, что разрушает культуру русской речи
(Идет обсуждение в группу и выступление представителей)
В результате дискуссии появляются следующие записи:
- засилие жаргона,
- скудность, однообразность лексики,
- в разговорной речи приветствуется сквернословие, матерщина,
- очень часто речь журналистов, дикторов, то есть тех, кого раньше принимали за образец, оставляет желать лучшего,
- иногда неоправданное употребление иностранных слов.
Вывод: Речь засоряется и огрубляется.
Задание для второй группы:
- на ваш взгляд, каковы причины этого? (обсуждение в группе)
- отсутствие запретов или хотя бы критики со стороны многих взрослых при употреблении ненормативной лексики вызывает уверенность в правильности словоупотребления;
- бедность словаря подростков объясняется и тем, что учащиеся часто пассивны на уроках и что ведущая роль принадлежит учителю;
- в век компьютеризации не проявляется интерес к классической литературе и искусству. (СЛАЙД), самооценка
2.Учитель:
"Божьей красотой" называл русский язык Никифоров-Волгин, "волшебным и радостным чудом - Константин Паустовский. А сейчас на телеэкранах, заменивших литературу, только в одной рекламе можно за вечер услышать до 70 заимствованных слов! Послушайте речь дикторов радио и телевидения, речи политиков и вы услышите: маркетинги и мониторинги, истеблишмент и паблисити, аксессуары и инвестиции, дистрибьюторы и демпинги, дилеры и киллеры, инаугурация и дискредитация и т.д.
Всегда ли оправдано употребление заимствованных слов? Хорошее слово уникальный, но оно заменило огромное количество хороших, красивых и более выразительных русских слов.
3.-Задание группам: Подберите синонимы к слову уникальный. (от лат.unicum - единственный)
-Учитель: что такое синонимы?
-Работа у доски одновременно с групповой - составить и разобрать предложение со словом «уникальный»
( Редкий, чудесный, превосходный, замечательный, великолепный, удивительный, прекрасный, неповторимый, чудный, неподражаемый, существующий в единственном экземпляре, единственный, исключительный, непохожий на других)(СЛАЙД) - объяснение орфограмм.
Проверка, дополнение , оценивание друг друга
И это еще не предел. Но мы уже стали стесняться своих слов. Мы не хотим петь: "Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай! Мы поем: "Happy birthday to you…" самооценка
4.- Работа в парах: У вас на столах находится упражнение, связанное с употреблением заимствованных слов. Всегда ли употребление их оправдано?
Выполнение упражнения.(исправьте)
1. Вчера ночью у меня приватизировали куст красной смородины.
2. Можно было бы привести армаду примеров в подтверждение моей мысли.
3. Все аксессуары внутреннего интерьера выполнены бездефектно.
-Взаимопроверка, самопроверка(СЛАЙД)
Учитель: сделайте вывод по итогам данной работы (если есть возможность использовать русские слова, то надо отдавать предпочтение именно им).
самооценка
5.Учитель:А сейчас речь пойдет о бранной лексике.
… Мы отправимся в далёкий тысяча восемьсот двенадцатый год. После изгнания Наполеона французы-оборванцы клянчили у крестьян пропитание, обращаясь весьма культурно: «шер ами» - дорогой друг. И народ прозвал попрошаек шаромыжниками. Голодные французы питались и кониной, в том числе павшей. По-французски «лошадь» - шваль, отсюда, кстати, «шевалье» - всадник, рыцарь. Мы же стали называть швалью ничтожного человека или негодную вещь. (СЛАЙД)
…- Не все французы вернулись домой. Некоторых дворяне взяли к себе на службу. Гувернёрами, учителями или руководителями крепостных театров. И вот когда эти, скажем так, режиссёры набирали труппу из крестьян, они отсеивали непригодных к пению и танцам, говоря: «шен тра па», то есть к пению не годен. Так в русском языке появилось слово «шантрапа» - никчёмный человек.
….Все вы знаете, что ветрянкой или другими инфекционными болезнями можно заразиться. И если кого-то называют «заразой», то это вовсе не комплимент - любезный, приятный отзыв о внешности и манерах человека. Напротив, «зараза» - оскорбительное слово. А вот в первой половине восемнадцатого века кавалер, желая польстить даме, вполне мог назвать ее заразой. «Заразить» было синонимом «сразить», то бишь покорить красотой и манерами, очаровать. И «зараза» в сегодняшнем варианте - «красавица».
6.Учитель: Наряду с бранной лексикой в русском народе существует явление, именуемое сквернословием - от слова "скверно". В словаре В. Даля сказано: "Скверно - мерзость, гадость, пакость, всё гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно, нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, кал, смрад, вонь, непотребство, разврат, нравственное растление, всё богопротивное". Вот куда мы впали, отдавшись во власть смрадных, гнилых слов. (СЛАЙД)
Глубинное исследование одного наиболее распространенного и оскорбительного ругательства (не зря же в нашем языке сохранилась корневая близость слов «мат» и «мать», проявляющаяся в простонародном выражении «ругаться по матери», т.е. по «матерному») позволяет проследить его языческое происхождение. В исследовании Б.А. Успенского, направленном на поиск мифологических и ритуальных корней мата, устанавливаются ритуальные функции матерной брани, ее связь с культом земли, опосредованная через Мать-Землю с Богородицей и родной матерью, чем и объясняется запретность этих выражений. На Руси говорили: «У человека четыре матери - кровная мать, что на свет породила, Родина-мать, что хлебом кормила, матушка Церковь Божия да Пресвятая Богородица». Таково на Руси почитание образа женщины.
Вот и выходит, что сквернословец поносит не только мать своего собеседника, но и свою Родину и то, что для других свято.
Учитель (открытый микрофон):
Поэтому и возникает острая необходимость решать проблему сквернословия.
Представьте, что вы на большой трибуне. Возьмите микрофон, обратитесь к представителям власти, общественности, прохожим, своим друзьям и предложите пути решения данной проблемы
Задание группам: Что для этого нужно?
- Не писать слова ненормированной лексики.
- Не печатать, с печатным словом трудно бороться.
- Не даст ничего замена ругательств начальными буквами.
- Не говорите плохих слов сами.
- Не копируйте других. - проверка, дополнение
- Не говорите, как все, не старайтесь быть похожими на кого-то, сохраняйте самобытность и помните:
ТЕКСТЫ, САМООЦЕНКА
"Не то, что входит в уста, оскверняет их, но то, что выходит из уст".
(СЛАЙД)
СЛАЙД:Верующие люди утверждают, что, когда человек говорит плохие слова, от него отлетают ангелы-хранители, и тогда человек становится беззащитнее и уязвимее.
7. Учитель:
Запишите вывод: « Моя речь - это мое зеркало, мое достоинство!» объясните расстановку знаков препинания.
III. Рефлексия
1.Учитель:
- Какими чертами должна обладать правильная речь?
Ответы:
Правильность речи, т.е. соответствие принятым языковым нормам. Точность речи
Логичность речи
Доступность пониманию
Простота речи
Выразительность, образность
2.Учитель:
Замечательно о силе русского слова сказано В. Г. Распутиным в повести "Дочь Ивана, мать Ивана": "Содержится оно в тебе в необходимой полноте, всему-всему на свете зная подлинную цену; когда плачет оно, это слово, горькими слезами уводимых в полон русских женщин, когда торжественной медью гремит во дни побед и стольных праздников; когда безошибочно знает оно, в какие минуты говорить страстно, а в какие нежно. Когда есть в тебе это всемогущее родное слово рядом с сердцем и душой, напитанных родной кровью, - вот тогда ошибиться нельзя. Оно, это слово, сильнее гимна и флага, клятвы и обета. С древнейших времён оно само по себе нерушимая клятва и присяга. Есть оно - все остальное есть, а нет - и нечем будет закрепить самые искренние порывы".
3.Дифференцированное задание
-- напишите эссе: (из какого языка пришло слово?) на тему: Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе (Библия).
Ответ:
- если затрудняетесь, выполните упражнение № 24
самооценка
4.Методика «Шесть шляп»
Белая-нейтральный цвет
желтая - солнце -положит. качества
черная - отрицат. Качества
красная - эмоции
зеленая - творчество
синяя - вывод
Вопрос
Характеристика
1. Перечислите, что вы узнали на уроке
2.Назовите только положительное, что было на уроке
3. Назовите только отрицательное (трудности)
4.Какие чувства возникли у вас в процессе изучения темы
5.Вывод
6. Творчество (напр., нестандартные вопросы и решите их и т. д.)
Учитель:
Давайте вернемся к целям. Как вы считаете, они достигнуты? Как можно преодолеть возникшие трудности? На что следует обратить внимание?
Оценки за урок
Учитель: подсчитайте количество баллов.
12-15 баллов - Ваши знания и умения порадовали меня.
9 - 11 б.- Вы старались и показали неплохие результаты.
5 - 8 б. - Ваши знания требуют доработки.
0 - 4 б. - Ещё нужно многое изучить.
7.Учитель:
Оставь, мой друг, свои сомненья,
И честь родного языка
Неси достойно поколеньям
На все грядущие века!
(СЛАЙД)