- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по литературе 10 класс
Рабочая программа по литературе 10 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Наумовец Э.А. |
Дата | 03.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа для 10 класс разработана на основе программы по литературе для 10-11 классов / авт.-сост. В, И. Чалмаев, С. А. Зинин//Литература. Программа. 5-11 классы. - М.: ООО «ТИД «Русское слово -РС», 2011. - 200 с.
Настоящая программа соответствует Обязательному минимуму содержания литературного образования для основной школы, утвержденному Министерством образования Российской Федерации
Место предмета в базисном учебном плане
Программа составлена в соответствии с объемом времени, которое отводится на изучение «Литературы» по базисному учебному плану.
В соответствии с учебным планом на изучение литературы в 10 классе отводится 3 часа в неделю, всего 105 часов.
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ В 10 КЛАССЕ:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
-развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
-
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
-
совершенствование умении анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:
-
сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
-
осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;
-
освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
-
овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;
-
воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
-
использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи;
Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь юному читателю в осознании окружающего мира.
Ученик, овладевая читательской деятельностью, осваивает определенные умения, знания, конкретные навыки. Логика этого процесса определяется структурой программы.
Срок реализации программы - 1 учебный год.
Формы и методы обучения:
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. Организация учебного процесса учащихся направлена на:
- создание оптимальных условий обучения;
-исключение психотравмирующих факторов;
- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;
- развитие положительной мотивации к освоению программы по литературе;
- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.
Предполагается проведение практических уроков, работа с литературоведческим источником, критическими статьями, подготовка докладов с использованием дополнительной литературы, работа с дополнительной литературой, выполнение творческих заданий. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются учебно-познавательные компетенции (умение самостоятельно учиться, способность к самоанализу и самооценке), информационные (умение ученика использовать информационные технологии для поиска, анализа необходимой информации), коммуникативные (способы взаимодействия с окружающими) и другие.
Технологии обучения:
Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей программе:
-
тестирование,
-
срезы знаний,
-
контрольные работы
-
проверка литературоведческих понятий
-
проверки знания содержания художественных текстов
-
проверка умения характеристики героя.
Осуществление целей рабочей образовательной программы обусловлено использованием в образовательном процессе следующих технологий:
-
информационной (классно - урочная система),
-
технология учебно-поисковой деятельности учащихся,
-
проблемное обучение,
-
личностно-ориентированное обучение.
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
№ п/п
№ урока
Планируемая дата
Форма
Тема
1
10
22.09
Контрольное сочинение
Контрольное сочинение по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова
2
14
2.10
Домашнее сочинение
Домашнее сочинение по творчеству Н.В.Гоголя
3
33
21.11
Контрольное сочинение
Контрольное сочинение по роману «Обломов» И.А. Гончарова
4
43
15.12
Домашнее сочинение
Домашнее сочинение по роману «Отцы и дети» И.С.Тургенева
5
44
18.12
Контрольное тестирование
Контрольное тестирование по творчеству писателей и поэтов первой и второй половины XIX века
6
64
13.02
Домашнее сочинение
Домашнее сочинение по творчеству Ф.И.Тютчева и А.А.Фета
7
86
16.04
Контрольное сочинение
Контрольное сочинение по роману «Война и мир» Л.Н.Толстого
8
97
14.05
Контрольное сочинение
Контрольное сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
9
105
30.05
Контрольное тестирование
Итоговое контрольное тестирование по произведениям второй половины XIX века
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
Из литературы первой половины XIX века
А.С. ПУШКИН
Стихотворения: «Воспоминания в Царском Селе», «Вольность», «Деревня», «Погасло дневное светило...»., «Разговор книгопродавца с поэтом», «...Вновь я посетил...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Свободы сеятель пустынный...», «Подражание Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» и др. по выбору, поэма «Медный всадник».
Образно-тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики. Обращение к вечным вопросам человеческого бытия в стихотворениях А.С. Пушкина (сущность поэтического творчества, свобода художника, тайны природы и др.). Эстетическое и морально-этическое значение пушкинской поэзии.
Историческая и «частная» темы в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести». Образ стихии и его роль в авторской концепции истории.
Опорные понятия: философская лирика, поэма как лиро-эпический жанр.
Внутрипредметные связи: одические мотивы «петровской» темы в творчестве М.Б. Ломоносова и А.С. Пушкина; традиции романтической лирики В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова в пушкинской поэзии.
Межпредметные связи: историческая основа сюжета поэмы «Медный всадник».
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Стихотворения: «Как часто, пестрою толпою окру жен...», «Валерик», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Я не унижусь пред тобою...», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...» и др. по выбору. Поэма «Демон».
Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М.Ю. Лермонтова, Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии. Глубина и проникновенность духовной и патриотической лирики поэта.
Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмоциональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона» с лирикой поэта.
Опорные понятия: духовная лирика, романтическая поэма.
Внутрипредметные связи: образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина; традиции русского романтизма в лермонтовской поэзии.
Межпредметные связи: живопись и рисунки М.Ю. Лермонтова; музыкальные интерпретации стихотворений Лермонтова (А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев, А. Рубинштейн и др.).
Н.В. ГОГОЛЬ
Повести: «Невский проспект», «Нос».
Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н.Б. Гоголя. Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе. Ирония и гротеск как приемы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире. Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских героев.
Опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория.
Внутрипредметные связи: тема Петербурга в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.
Межпредметные связи: иллюстрации художников к повестям Гоголя (Н. Альтман, В. Зелинский, Кукрыниксы и др.).
Литература второй половины XIX века
Введение
Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналистике 1850-1860-х годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к реалиям современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др. «Некрасовское» и «элитарное» направления в поэзии, условность их размежевания. Расцвет русского национального театра (драматургия А.Н. Островского и А.П. Чехова). Новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни (проза Н.Г. Чернышевского, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и др.). Вклад русской литературы второй половины XIX века в развитие отечественной и мировой культуры.
А.Н. ОСТРОВСКИЙ
Пьесы: «Свои люди - сочтемся!», «Гроза».
Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди - сочтемся!». Конфликт между «старшими» и «младшими», властными и подневольными как основа социально-психологической проблематики комедии. Большое, Подхалюзин и Тишка - три стадии накопления «первоначального капитала». Речь героев и ее характерологическая функция.
Изображение «затерянного мира» города Калинова в драме «Гроза». Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни. Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра. «Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).
Опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.
Внутрипредметные связи: традиции отечественной драматургии в творчестве А.Н. Островского (пьесы Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя).
Межпредметные связи: А.Н.Островский и русский театр; сценические интерпретации пьес А.Н. Островского.
Для самостоятельного чтения: пьесы «Бесприданница», «Волки и овцы».
И.А. ГОНЧАРОВ
Роман «Обломов».
Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Внутренняя противоречивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характерами (Андрей Штольц, Ольга Ильинская и др.). Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины». Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова». Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни. Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин).
Опорные понятия: образная типизация, символика детали.
Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой о романе «Обломов»; Онегин и Печорин как литературные предшественники Обломова.
Межпредметные связи: музыкальные темы в романе «Обломов»; к/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (реж, Н. Михалков).
Для самостоятельного чтения: роман «Обыкновенная история ».
И.С. ТУРГЕНЕВ
Цикл «Записки охотника» (2-3 рассказа по выбору), роман «Отцы и дети», стихотворения в прозе: «Порог», «Памяти Ю.П. Вревской», «Два богача» и др. по выбору.
Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского человека как центральная тема цикла.
Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования. Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. Базаров и Аркадий. Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых. Любовная линия в романе и ее место в общей проблематике произведения. Философские итоги романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича).
Стихотворения в прозе и их место в творчестве писателя. Художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность тургеневских миниатюр. Отражение русского национального самосознания в тематике и образах стихотворений.
Опорные понятия: социально-психологический роман; принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего мира героев.
Внутрипредметные связи: И.О. Тургенев и группа «Современника»; литературные реминисценции в романе «Отцы и дети».
Межпредметные связи: историческая основа романа «Отцы и дети» («говорящие» даты в романе); музыкальные темы в романе; песенная тематика рассказа «Певцы».
Для самостоятельного чтения: романы «Рудин», «Дворянское гнездо».
Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ
Роман «Что делать?» (обзор).
«Что делать?» Н.Г. Чернышевского как полемический отклик на роман И.О. Тургенева «Отцы и дети». «Новые люди» и теория «разумного эгоизма» как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России. Глава «Четвертый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произведения. Образное и сюжетное своеобразие «идеологического» романа Н.Г. Чернышевского.
Опорные понятия: ложная интрига; литературная утопия.
Внутрипредметные связи: Н.Г. Чернышевский и писатели демократического лагеря; традиционный сюжет «rendez-vous» и его трансформация в романе «Что делать?».
Межпредметные связи: диссертация Н.Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» и поэтика романа «Что делать?».
Н.А. НЕКРАСОВ
Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу 6 шестом...», «Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А.Н.Еракову)», «О Муза! я у двери гроба...», «Мы с тобой бестолковые люди...» и др. по выбору; поэма «Кому на Руси жить хорошо».
«Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова-лирика. Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Н.А. Некрасова разных лет. Лирический эпос как форма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта. Гражданские мотивы в некрасовской лирике.
Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо» коренных сдвигов в русской жизни. Мотив правдоискательства и сказочно-мифологические приемы построения сюжета поэмы. Представители помещичьей Руси в поэме (образы Оболта-Оболдуева, князя Утятина и др.). Стихия народной жизни и ее яркие представители (Яким Нагой, Ермил Гирин, дед Савелий и др.). Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме. Роль вставных сюжетов в некрасовском повествовании (легенды, притчи, рассказы и т.п.). Проблема счастья и ее решение в поэме Н.А. Некрасова. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.
Опорные понятия: народность художественного творчества; демократизация поэтического языка.
Внутрипредметные связи: образ пророка в лирике А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова; связь поэмы «Кому на Руси жить хорошо» с фольклорной традицией.
Межпредметные связи: некрасовские мотивы в живописи И. Крамского, В. Иванова, И. Репина, Н. Касаткина и др.; жанр песни в лирике Н.А. Некрасова.
Для самостоятельного чтения: поэмы «Саша», «Дедушка».
Ф.И. ТЮТЧЕВ
Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа...», «Silentium!», «Цицерон», «Умом Россию не понять...», «Я встретил вас...», «Природа - сфинкс, и тем она верней...», «Певучесть есть в морских волнах...», «Еще земли печален вид...», «Полдень», «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать...» и др. по выбору.
«Мыслящая поэзия» Ф.И. Тютчева, ее философская глубина и образная насыщенность. Развитие традиций русской романтической лирики в творчестве поэта. Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике. Тема трагического противостояния человеческого «я» и стихийных сил природы. Тема величия России, ее судьбоносной роли в мировой истории. Драматизм звучания любовной лирики поэта.
Опорные понятия: интеллектуальная лирика; лирический фрагмент.
Внутрипредметные связи: роль архаизмов в тютчевской лирике; пушкинские мотивы и образы в лирике Ф.И. Тютчева.
Межпредметные связи: пантеизм как основа тютчевской философии природы; песни и романсы русских композиторов на стихи Ф.И. Тютчева (С.И. Танеев, С.В. Рахманинов и др.).
А.А. ФЕТ
Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь...», «Заря прощаете я с землею...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта...», «Одним толчком согнать ладью живую...» и др. по выбору.
Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики А.А. Фета. «Культ мгновенья» в творчестве поэта, стремление художника к передаче сиюминутного настроения внутри и вовне человека. Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы. Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.А. Фета. Музыкально-мелодический принцип организации стиха и роль звукописи в лирике поэта. Служение гармонии и красоте окружающего мира как творческая задача Фета-художника.
Опорные понятия: мелодика стиха; лирический образ-переживание.
Внутрипредметные связи: традиции русской романтической поэзии в лирике А.А. Фета; А. Фет и поэты радикально-демократического лагеря (стихотворные пародии Д. Минаева).
Межпредметные связи: П.И. Чайковский о музыкальности лирики А. Фета.
Н.С. ЛЕСКОВ
Повесть «Очарованный странник».
Стремление Н. Лескова к созданию «монографий» народных типов. Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести. «Очарованность» героя, его богатырство, духовная восприимчивость и стремление к подвигам. Соединение святости и греховности, наивности и душевной глубины в русском национальном характере. Сказовый характер повествования, стилистическая и языковая яркость «Очарованного странника».
Опорные понятия: литературный сказ; жанр путешествия.
Внутрипредметные связи: былинные мотивы в образе Флягина; тема богатырства в повести Н. Лескова и поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
Межпредметные связи: язык и стиль лесковского сказа.
Для самостоятельного чтения: повести «Тупейный художник», «Запечатленныйангел», «Леди Макбет Мценского уезда».
М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН
Сказки: «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премудрый пискарь».
«Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке («Премудрый пискарь»). Приемы сатирического воссоздания действительности в щедринских сказках (фольклорная стилизация, гипербола, гротеск, эзопов язык и т.п.). Соотношение авторского идеала и действительности в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Опорные понятия: сатирическая литературная сказка; гротеск; авторская ирония.
Внутрипредметные связи: фольклорные мотивы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина; традиции Д.И. Фонвизина и Н.В. Гоголя в щедринской сатире.
Межпредметные связи: произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в иллюстрациях художников (Кукрыниксы, В. Ка-расев, М. Башилов и др.).
Для самостоятельного чтения: роман-хроника «История одного города», сказки «Орел-меценат», «Вяленаявобла», «Либерал».
А.К. ТОЛСТОЙ
Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Когда природа вся трепещет и сияет...», «Прозрачных облаков спокойное движенье...», «Государь ты наш, батюшка...», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» и др. по выбору учителя.
Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К. Толстого. Романтический колорит интимной лирики поэта, отражение в ней идеальных устремлений художника. Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики поэта. Жанрово-тематическое богатство творчества А.К. Толстого: многообразие лирических мотивов, обращение к историческому песенному фольклору и политической сатире.
Опорные понятия: лирика позднего романтизма; историческая песня.
Внутрипредметные связи: А.К. Толстой и братья Жемчуж-никовы; сатирические приемы в творчестве А.К. Толстого и М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Межпредметные связи: исторические сюжеты и фигуры в произведениях А.К. Толстого; романсы П.И. Чайковского на стихи А.К. Толстого.
Для самостоятельного чтения: роман «Князь Серебряный».
Л.Н. ТОЛСТОЙ
Роман «Война и мир».
Жанрово-тематическое своеобразие толстовского романа-эпопеи: масштабность изображения исторических событий, многогеройность, переплетение различных сюжетных линий и т.п. Художественно-философское осмысление сущности войны в романе. Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней». Критическое изображение высшего света в романе, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души » любимых героев автора. Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского и Пьера Безухова, сложность и противоречивость жизненного пути героев.
«Мысль семейная» и ее развитие в романе: семьи Болконских и Ростовых и семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины и т.п.). Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской.
«Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса. Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории. Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания. Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы.
Опорные понятия: роман-эпопея; «диалектика души»; историко-философская концепция.
Внутрипредметные связи: Л.Н. Толстой и И.О. Тургенев; стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» и его переосмысление в романе Л. Толстого; образ Наполеона и тема «бонапартизма» в произведениях русских классиков.
Межпредметные связи: исторические источники романа «Война и мир»; живописные портреты Л.Толстого (И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, И.Е. Репин, М.В. Нестеров), иллюстрации к роману «Война и мир» (М. Башилов, Л. Пастернак, П. Боклевский, В. Серов, Д. Шмаринов).
Для самостоятельного чтения: цикл «Севастопольские рассказы», повесть «Казаки», роман «Анна Каренина».
Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ
Роман «Преступление и наказание».
Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф.М. Достоевского. Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя (Лужин, Свидригайлов и др.). Принцип полифонии в решении философской проблематики романа. Раскольников и «вечная Сонечка». Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия. Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе.
Опорные понятия: идеологический роман и герой-идея; полифония (многоголосие); герои-«двойники».
Внутрипредметные связи: творческая полемика Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского; сквозные мотивы и образы русской классики в романе Ф.М. Достоевского (евангельские мотивы, образ Петербурга, тема «маленького человека», проблема индивидуализма и др.).
Межпредметные связи: особенности языка и стиля прозы Достоевского; роман «Преступление и наказание» в театре и кино (постановки Ю. Завадского, Ю. Любимова, К. Гинкаса, Л. Кулиджанова, А. Сокурова и др.).
Для самостоятельного чтения: романы «Идиот», «Братья Карамазовы».
А.П. ЧЕХОВ
Рассказы: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по выбору. Пьеса «Вишневый сад».
Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе А.П. Чехова. Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости. Лаконизм, выразительность художественной детали, глубина психологического анализа как отличительные черты чеховской прозы.
Новаторство Чехова-драматурга. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лирическое и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев-«недотеп » и символический образ сада в комедии. Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении.
Опорные понятия: «бессюжетное» действие; лирическая комедия; символическая деталь.
Внутрипредметные связи: А.П. Чехов и Л.Н. Толстой; тема «маленького человека» в русской классике и произведениях Чехова.
Межпредметные связи: сценические интерпретации комедии «Вишневый сад» (постановки К.С. Станиславского, Ю.И. Пименова, В.Я. Левенталя, А. Эфроса, А. Трушкина и др.).
Для самостоятельного чтения: пьесы «Дядя Ваня», «Три сестры».
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен: знать/понимать:
-
образную природу словесного искусства;
-
содержание изученных литературных произведений;
-
основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х-ХХ вв.;
-
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
-
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
-
воспроизводить содержание литературного произведения;
-
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
-
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
-
определять род и жанр произведения;
-
сопоставлять литературные произведения;
-
выявлять авторскую позицию;
-
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
-
аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
-
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм
русского литературного языка; -
участия в диалоге или дискуссии;
-
самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
-
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков:
-
поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
-
сравнение, сопоставление, классификация;
-
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
-
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
-
осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
-
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
-
составление плана, тезисов, конспекта;
-
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
-
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
-
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
-
Программа по литературе для 10-11 классов / авт.-сост. В, И. Чалмаев, С. А. Зинин//Литература. Программа. 5-11 классы. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2011.
-
Сахаров, В. И. Литература. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / В. И. Сахаров, С. А. Зинин. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2013.
Литература XIX века. 10 класс : хрестоматия для общеобразовательных учреждений : в 2 ч. / авт.-сост. С. А. Зинин, В. И. Сахаров. - М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2011.
КОЛИЧЕСТВО УЧЕБНЫХ ЧАСОВ, НА КОТОРОЕ РАССЧИТАНА РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Данная рабочая программа рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю).
Из них:
Классных сочинений - 4
Домашних сочинений - 3
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен: знать/понимать:
-
образную природу словесного искусства;
-
содержание изученных литературных произведений;
-
основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х-ХХ вв.;
-
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
-
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
-
воспроизводить содержание литературного произведения;
-
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
-
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
-
определять род и жанр произведения;
-
сопоставлять литературные произведения;
-
выявлять авторскую позицию;
-
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
-
аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
-
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм
русского литературного языка; -
участия в диалоге или дискуссии;
-
самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
-
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков:
-
поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
-
сравнение, сопоставление, классификация;
-
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
-
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
-
осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
-
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
-
составление плана, тезисов, конспекта;
-
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
-
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
-
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Литература для учителя:
-
Глушкова, Н.В. Внутришкольный контроль состояния преподавания литературы. 5-11 классы: методическое пособие / Н.В. Глушкова, З.М. Мартыненкова. - М.: Изд-во «Глобус», 2010. - 176 с.
-
Иванова, Е.В. Анализ произведений русской литературы ХХ века: 11 класс / Е.В. Иванова. - М.: Издательство «Экзамен», 2011. - 253 с.
-
Каганович, С.Л. Обучение анализу поэтического текста: Методическое пособие для учителей-словесников. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2007. - 112 с.
-
Каплан, И.Е. Анализ лирики в старших классах: 10-11 классы / И.Е. Каплан. - М.: Издательство «Экзамен», 2008. - 253 с.
-
Королева, Н.С. Открытые уроки литературы. 5-9 классы / Н.С. Королева, Г.Н. Мошенская. - М.: ВАКО, 2010. - 2010. - 256 с.
-
Липина, Е.Ю. Литература. 9 класс / Е.Ю. Липина. - М.: Дрофа, 2011. - 70 с. - (ЕГЭ: шаг за шагом).
-
Липина, Е.Ю. Литература. 5-8 классы / Е.Ю. Липина. - М.: Дрофа, 2011. - 137 с. - (ЕГЭ: шаг за шагом).
-
Семыкина, Е.Н. Комплексный литературоведческий анализ (от теории к практике): учебное пособие / Е.Н. Семыкина, Л.П. Соломахина, Е.А. Ширина. - Белгород: Изд-во БелРИПКППС, 2011. - 294 с.
-
Скригайло, Т.О. Творческое развитие школьников: диалоги и монологи на основе художественного текста: книга для учителя / Т.О. Скригайло. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2011. - 200 с.
-
Тодоров, Л.В. Поэзия: образы и понятия: Пособие для учителя / Л.В. Тодоров. - М.: Русское слово, 2010. - 192 с.
-
Тодоров, Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении / Л.В. Тодоров. - М.: Просвещение, 2010. - 96 с.
-
Тодоров, Л.В. Современный кабинет литературы / Л.В. Тодоров, Е.И. Белоусова. - М.: Дрофа, 2008. - 224 с.
-
Тралкова, Н.Б.Литература: учеб. Пособие / Н.Б. Тралкова. - М.: Дрофа, 2011. - 157 с. - (Готовимся к ЕГЭ).
Литература для учащихся:
-
Белоусова, Е.И. Всероссийские олимпиады для школьников. Литература 9-11 класс. 2005 / Е.И. Белоусова, Л.В. Тодоров. - М.: Дрофа, 2007. - 224 с.
-
Беляева, Н.В. Олимпиады по литературе: искусство побеждать / Н.В. Беляева. - М.: Вербум-М, 2006. - 248 с.
-
Введение в литературоведение / под ред. Г.Н. Поспелова. - М., 1976, 1983, 1988.
-
Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины / Под ред. Л.В. Чернец - М., 1999.
-
Введение в литературоведение. Хрестоматия / Под ред. П.А. Николаева - М., 1988.
-
Есин, А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения / А.Б. Есин. - М.: Флинта, Наука, 2000 - 248 с.
-
Квятковский, А.П. Поэтический словарь / А.П. Квятковский. - М.: Сов. Энцикл., 1966. - 376 с.
-
Князева, Е.А. Введение в литературоведение / Е.А. Князева. - Пермь, 2002.
-
Литературная энциклопедия терминов и понятий / гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. - М.: ИНП «Интелвак», 2001. - 1600 стлб.
-
Мещерякова, М. Литература в таблицах и схемах / М. Мещерякова. - М.: Айрис-Пресс, 2009. - 224 с.
-
Олимпиадные задания по литературе. 9-11 классы / авт.-сост. Н.Ф. РомашинаРРомашина. - Волгоград: Учитель, 2011. - 95 с.
-
Основы литературоведения: учеб. пособие для филологических факультетов пед. ун-в / под ред. В.П. Мещерякова. - М.: Московский лицей, 2000.
-
Семыкина, Е.Н. Комплексный литературоведческий анализ (от теории к практике): учебное пособие / Е.Н. Семыкина, Л.П. Соломахина, Е.А. Ширина. - Белгород: Изд-во БелРИПКППС, 2011. - 294 с.
-
Спивак, Р.С. Русская философская лирика. 1910-е годы. И. Бунин. А. Блок. В. Маяковский / Р.С. Спивак. - М.: Флинта, Наука, 2005.
-
Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. В 3-х кн. - М.: Наука, 1962-1965.
-
Тодоров, Л.В. Всероссийские олимпиады - 2 / Л.В. Тодоров. - М: Просвещение, 2010. - 224 с.
-
Тодоров, Л.В. Всероссийские олимпиады - 3 / Л.В. Тодоров, А.В. Фёдоров. - М.: Просвещение, 2011. - 223 с.
-
Тодоров, Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении / Л.В. Тодоров. - М.: Просвещение, 2010. - 96 с.
Интернет-ресурсы
wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия».
krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет».
rubricon.ru Энциклопеция «Рубрикон».
slovari.ru Электронные словари.
gramota.ru Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык».
feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».
myfhology.ru Мифологическая энциклопедия.
lit.1september.ru/articlef.php?ID=200600414
prosv.ru/ebooks/Todorov_Literat_Olimpiadi/5.html
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Дата
Тема урока
Тип урока
Примечание
план
факт
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
1
1.09
Из литературы первой половины XIX ВЕКА
Знакомство с новым материалом
Роды литературы (эпос, лирика, драма)
Эпические жанры и их особенности
2
4.09
А.С.Пушкин.
Стихотворения: «Воспоминания в Царском Селе», «Вольность», «Деревня», «Погасло дневное светило...», «Разговор книгопродавца с поэтом», «...Вновь я посетил...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Свободы сеятель пустынный...», «Подражание Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» и др. по выбору, поэма «Медный всадник».
Образно-тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики .Обращение к вечным вопросам бытия в стихотворениях А.С.Пушкина( сущность поэтического творчества, свобода художника, тайны природы)
Знакомство с новым материалом
Драматические жанры, их особенности.
3
5.09
Эстетическое и морально-этическое значение пушкинской поэзии.
Т.л.: философская лирика
Обобщение и систематизация знаний
Лирические жанры, их особенности
4
8.09
Историческая и «частная» тема в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник» .Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести».
Т.л.: поэма как лиро-эпический жанр
Знакомство с новым материалом
Задания по творчеству А.С.Пушкина. Задания к стихотворениям А.С.Пушкина
Сб-к ЕГЭ-2013
5
11.09
Образ стихии и его роль в авторской концепции истории.
комбинированный
Тропы и фигуры.
Стихосложение.
Задание с развернутым ответом ограниченного объема (5-10 предложений). Сб-к ЕГЭ-2013
6
12.09
М.Ю.Лермонтов. Стихотворения: «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Яне унижусь пред тобою...», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...» и др. по выбору. Поэма «Демон».
Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М.Ю.Лермонтова
Знакомство с новым материалом
.
«Слово о полку Игореве» - содержание, анализ эпизода.
Сб-к ЕГЭ-2013
7
15.09
Мотивы одиночества, неразделённой любви, невостребованности высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии. Глубина и проникновенность духовной и патриотической лирики поэта.
Обобщение и систематизация знаний
«Слово о полку Игореве» - тестовые задания.
Сб-к ЕГЭ-2013
8
18.09
Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю.Лермонтова «Демон». Романтический колорит поэмы, её образно-эмоциональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона» с лирикой поэта
Знакомство с новым материалом
«Слово о полку Игореве» - задание с развернутым ответом ограниченного объема (5-10 предложени
9
19.09
Р.Р.Подготовка к контрольному сочинению по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова
Знакомство с новым материалом
ЗФТ
Повторить содержание комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».
10
22.09
Р.Р.Написание контрольного сочинения по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова
11
25.09
Н.В.Гоголь.
Повести: «Невский проспект», «Нос». Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В.Гоголя
Проверка и коррекция знаний
Комедия Д.И.Фонвизина «Недоросль» - тестовые задания.
12
26.09
Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе
комбинированный
13
29.09
Ирония и гротеск как приёмы авторского осмысления и абсурдности существования человека в пошлом мире. Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских героев
Т.Л.: ирония, гротеск, фантасмагория
Знакомство с новым материалом
Задания по творчеству Н.В.Гоголя.
задание с развернутым ответом ограниченного объема (5-10 предложений).
Сб-к ЕГЭ-2013
14
2.10
Р.Р.Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Н.В.Гоголя
ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
15
3.10
Введение. Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор противостояния в обществе. Разногласия между либеральным и революционно - демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналистике 1850 - 1860 -х годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, её обращённость к реалиям современной жизни .
Знакомство с новым материалом
Задание
к фрагменту 1 пьесы Н.В.Гоголя «Ревизор».
Сб-к ЕГЭ-2013
16.
6.10
Развитие реалистических традиций в прозе И.С.Тургенева, И.А.Гончарова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова. «Некрасовское» и «элитарное» направления в поэзии, условность и размежевания. Расцвет русского национального театра. Новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни (проза Чернышевского, Достоевского, Лескова). Вклад русской литературы второй половины 19 века в развитие отечественной и мировой культуры.
Знакомство с новым материалом
Г.Р.Державин. Стихотворение «Памятник».
17
9.10
А.Н.Островский. Пьесы: «Свои люди - сочтемся!», «Гроза».
Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди - сочтёмся».
Конфликт между «старшими» и «младшими», властными и подневольными как основа социально-психологической проблематики комедии. Большов, Подхалюзин и Тишка - три стадии накопления «первоначального капитала». Речь героев и её характерологическая функция.
Т.Л.: речевой жест
семейно-бытовая коллизия
Знакомство с новым материалом
Г.Р.Державин. Тестовые задания. Сб-к ЕГЭ-2013
18
10.10
Изображение «затерянного мира» города Калинова в драме «Гроза».
комбинированный
Г.Р.Державин. Задание с развернутым ответом ограниченного объема (5-10 предложений). Сб-к ЕГЭ-2013
19
13.10
Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни. Трагедия совести и её разрешение в пьесе.
комбинированный
Основные факты жизни и творчества В.А.Жуковского. Тестовые задания.
Сб-к ЕГЭ-2013
20
16.10
Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». Многозначность названия пьесы , символика деталей и специфика жанра.
комбинированный
Задания по произведению В.А.Жуковского «Лесной царь».
Сб-к ЕГЭ-2013
21
17.10
«Гроза» в русской критике (Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев, А.А.Григорьев).
Знакомство с новым материалом
В.А.Жуковский «Лесной царь». Задание с развернутым ответом ограниченного объема (5-10 предложений). Сб-к ЕГЭ-2013
22
20.10
Вн. чт. А.Н.Островский.
Пьесы: «Бесприданница»,
Знакомство с новым материалом
А.С.Грибоедов. Основные факты жизни и творчества.
23
23.10
Вн. чт. А.Н.Островский Пьесы:«Овцы и волки»
24
24.10
И.А.Гончаров Роман «Обломов»
Знакомство с новым материалом
А.С.Грибоедов
«Горе от ума», фрагмент 1.
Задание с развернутым ответом ограниченного объема (5-10 предложений). Сб-к ЕГЭ-2013
25
27.10
Быт и бытие Ильи Ильича Обломова.
Т.Л.: образная типизация
комбинированный
ЗФТ
А.С.Грибоедов
«Горе от ума», фрагмент 2.
Задание с развернутым ответом ограниченного объема (5-10 предложений). Сб-к ЕГЭ-2013
26
30.10
Внутренняя противоречивость натуры героя, её соотнесённость с другими характерами (Андрей Штольц)
комбинированный
Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с развёрнутым ответом), с. 16, № 1,2
27
31.10
Внутренняя противоречивость натуры героя, её соотнесённость с другими характерами (Ольга Ильинская)
комбинированный
Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с развёрнутым ответом), с. 16, № 3,4
28
3.11
Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя.
комбинированный
Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с развёрнутым ответом), с. 16, № 5,6
29
13.11
Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины».
комбинированный
Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с развёрнутым ответом), с. 16, № 7,8
30
14.11
Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова». Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа.
Т.Л.: символика детали
комбинированный
Анализ эпизода
31
17.11
Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни. Роман «Обломов» в русской критике (Н.А.Добролюбов, Д.И,Писарев, А.В,Дружинин)
комбинированный
Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с развёрнутым ответом), с. 16, № 9,10
32
20.11
Р.Р.Подготовка к контрольному сочинению по творчеству
И.А. Гончарова
Проверка и коррекция знаний
Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с развёрнутым ответом), с. 16, № 11,12
33
21.11
Р.Р.Написание контрольного сочинения по творчеству И.А. Гончарова
34
24.11
И.С.Тургенев. Цикл «Записки охотника» (2-3 рассказа по выбору), роман «Отцы и дети», стихотворения в прозе: «Порог», «Памяти Ю.Я. Вревской», «Два богача» и др. по выбору.
Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника»
Знакомство с новым материалом
Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с развёрнутым ответом), с.27, № 1,2
35
26.11
Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского человека как центральная тема цикла.
Знакомство с новым материалом
Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с развёрнутым ответом), с.27, № 3,4
36
28.11
Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования. Т.Л.: социально-психологический роман
Знакомство с новым материалом
Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с развёрнутым ответом), с.27, № 5,6
37
1.12
Нигилизм Базарова, его нравственно-философские истоки.
комбинированный
Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с развёрнутым ответом), с.27, № 7,8
38
4.12
Базаров и Аркадий
комбинированный
Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с развёрнутым ответом), с.27, № 9,10
39
5.12
Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых
комбинированный
Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с развёрнутым ответом), с.27, № 11,12
40
8.12
Любовная линия в романе и её место в общей проблематике произведения
комбинированный
Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с развёрнутым ответом), с.27, № 13
41
11.12
Философские истоки романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое ( статьи Д.И,Писарева, Н.Н.Страхова, М.ААнтоновича)
Знакомство с новым материалом
Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с кратким ответом), с.23, № 1 - 13
42
12.12
Стихотворения в прозе и их место в творчестве писателя. Художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность тургеневских миниатюр
Знакомство с новым материалом
Жанр стихотворения в прозе, анализ по выбору
43
15.12
Отражение русского национального самосознания в тематике и образах стихотворений.
Подготовка к домашнему сочинению по творчеству И.С.Тургенева
комбинированный
Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с развёрнутым ответом), с.23, № 14 - 25
44
18.12
Контрольное тестирование по творчеству писателей и поэтов первой и второй половины XIX века
Проверка и коррекция знаний
Составление и решение тестов по творчеству поэтов и писателей (по выбору)
45
19.12
Н.Г.Чернышевский. Роман «Что делать?» (обзор).
«Что делать?» Чернышевского как полемический отклик на роман И.С.Тургенева «Отцы и дети».
Знакомство с новым материалом
Прозаические жанры (роман) и их особенности
46
22.12
«Новые люди» и теория «разумного эгоизма» как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России.
комбинированный
Прозаические жанры (роман) и их особенности
47
25.12
Глава «Четвёртый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произведения. Образное и сюжетное своеобразие «идеологического романа» Н.Г.Чернышевского
комбинированный
Анализ эпизода
48
26.12
Н.А.Некрасов. Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом,.,», «Блажен незлобивый поэт..,», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А.Н.Еракову)», «О Муза! я у двери гроба...», «Мы с тобой бестолковые люди...» и др. по выбору; поэма «Кому на Руси жить хорошо».
Знакомство с новым материалом
Поэтические жанры, лирика, «вечные темы»
49
29.12
«Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова-лирика. Судьба простых людей и общенациональная идея в лирике Некрасова разных лет
Знакомство с новым материалом
Поэтические жанры, лирика, «вечные темы»
50
12.01
Лирический эпос как форма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта. Гражданские мотивы в некрасовской лирике
комбинированный
Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с кратким ответом), с.17, № 1 - 4
51
15.01
Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо» коренных сдвигов в русской жизни. Мотив правдоискательства и сказочно-мифологические приёмы построения сюжета поэмы.
комбинированный
Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с кратким ответом), с.17, № 5 - 8
52
16.01
Представители помещичьей Руси в поэме ( образы Оболта-Оболдуева, князя Утятина)
комбинированный
Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с кратким ответом), с.17, № 16 - 21
53
19.01
Стихия народной жизни и её яркие представители (Яким Нагой, Ермил Гирин дед Савелий)
комбинированный
Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с кратким ответом), с.17, № 23 - 26
54
22.01
Тема женской доли и образ Матрёны Тимофеевны Корчагиной в поэме.
комбинированный
Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с развёрнутым ответом), с.23, № 1 - 3
55
23.01
Роль вставных сюжетов в некрасовском повествовании (легенды, притчи, рассказы)
комбинированный
Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с развёрнутым ответом), с.23, № 4 - 6
56
26.01
Проблема счастья и её решение в поэме Н.А.Некрасова. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание
комбинированный
Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с развёрнутым ответом), с.23, № 7 - 9
57
29.01
Ф.И.Тютчев . Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа...», «Silen-tium!», «Цицерон», «Умом Россию не понять...», «Я встретил вас...», «Природа - сфинкс, и тем она верней...», «Певучесть есть в морских волнах...», «Еще земли печален вид...», «Полдень», «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать...» и др. по выбору.
«Мыслящая поэзия» Тютчева, её философская глубина и образная насыщенность. Развитие традиций русской романтической лирике в творчестве поэта
Знакомство с новым материалом
Поэтические жанры, лирика
58
30.01
Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике. Тема трагического противостояния человеческого»я» и стихийных сил природы.
Т.Л.: интеллектуальная лирика
комбинированный
ИВС, лексические средства (Сб-к ЕГЭ-2013), с.134
59
2.02
Тема величия России , её судьбоносной роли в мировой истории
комбинированный
ИВС, лексические средства (Сб-к ЕГЭ-2013), с.134
60
5.02
Драматизм звучания любовной лирики поэта
Т.Л.: лирический фрагмент
комбинированный
ИВС, лексические средства (Сб-к ЕГЭ-2013), с.134
61
6.02
А.А.Фет. Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье,..», «Еще майская ночь...», «Заря прощается с землею...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали. ..», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта...», «Одним толчком согнать ладью живую...» и др. по выбору.Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики А.А.Фета. «Культ мгновения» в творчестве поэта, стремление художника к передаче сиюминутного настроения внутри и вовне человека.
Знакомство с новым материалом
ИВС, синтаксические средства (Сб-к ЕГЭ-2013), с.138
62
9.02
Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы
комбинированный
ИВС, синтаксические средства (Сб-к ЕГЭ-2013), с.138
63
12.02
Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.А.Фета
Т.Л.: лирический образ-переживание
комбинированный
ИВС, синтаксические средства (Сб-к ЕГЭ-2013), с.138
64
13.02
Музыкально- мелодический принцип организации стиха и роль звукописи в лирике поэта. Служение гармонии и красоте окружающего мира как творческая задача Фета-художника
Т.Л.: мелодика стиха .
Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Ф.И.Тютчева и А.А.Фета
Знакомство с новым материалом
65
16.02
Н.С.Лесков. Повесть «Очарованный странник» Стремление Лескова к созданию «монографий» народных типов. Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести. «Очарованность» героя, его богатырство, духовная восприимчивость и стремление к подвигам. Т.Л.: былинные мотивы
Знакомство с новым материалом
Прозаические жанры (роман) и их особенности
66
19.02
Соединение святости и греховности, наивности и душевной глубины в русском национальном характере. Сказовый характер повествования, стилистическая и языковая яркость «Очарованного странника»
комбинированный
Характеристика литературного героя
67
20.02
М.Е.Салтыков-Щедрин. Сказки: «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премудрый пискарь». «Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках Салтыкова-Щедрина
Т.Л.: сатирическая литературная сказка
Знакомство с новым материалом
Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с кратким ответом), с.17, № 9 - 13
68
23.02
Развенчивание обывательской психологии, рабского начала в человеке («Премудрый пискарь») Приёмы сатирического воссоздания действительности в щедринских сказках (фольклорная стилизация, гипербола, гротеск, эзопов язык). Соотношение авторского идеала и действительности в сатире М.Е.Салтыкова-Щедрина
Т.Л.: авторская ирония
комбинированный
Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с кратким ответом), с.17, № 36 - 40
69
26.02
А.К.Толстой. Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Когда природа вся трепещет и сияет.,.», «Прозрачных облаков спокойное движенье...», «Государь ты наш, батюшка...», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» и др. по выбору учителя.
Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К.Толстого
Знакомство с новым материалом
Прозаические жанры (роман) и их особенности
70
27.02
Романтический колорит интимной лирики поэта, отражение в неё идеальных устремлений художника
комбинированный
Анализ эпизода
71
2.03
Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики поэта
комбинированный
Характеристика литературного героя
72
5.03
Жанрово-тематическое богатство творчества А.К.Толстого: многообразие лирических мотивов, обращение к историческому песенному фольклору и политической сатире
комбинированный
Поэтические жанры, лирика
73
6.03
Л.Н.Толстой. Роман «Война и мир» Жанрово-тематическое своеобразие толстовского романа-эпопеи: масштабность изображения исторических событий, многогеройность, переплетение сюжетных линий
Т.Л.: роман-эпопея
Знакомство с новым материалом
Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с кратким ответом), с.34, № 1 - 10
74
9.03
Художественно-философское осмысление сущности войны в романе. Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней»
Т.Л.: историко-философская концепция
комбинированный
Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с кратким ответом), с.34, № 11 - 20
75
12.03
Критическое изображение высшего света в романе, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» любимых героев автора
комбинированный
Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с кратким ответом), с.34, № 21 - 30
76
13.03
Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского . Сложность и противоречивость жизненного пути героя
Т.Л.: диалектика души
комбинированный
Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с кратким ответом), с.34, № 31 - 40
77
16.03
Этапы духовного самосовершенствования Пьера Безухова. Сложность и противоречивость жизненного пути героя
комбинированный
Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с кратким ответом), с.34, № 41 - 46
78
19.03
«Мысль семейная» и её развитие в романе: семья Болконских
комбинированный
Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с развёрнутым ответом), с.41, № 1 - 3
79
20.03
«Мысль семейная» и её развитие в романе: семья Ростовых
комбинированный
Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с развёрнутым ответом), с.41, № 4 - 6
80
2.04
«Мысль семейная» и её развитие в романе: семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины)
комбинированный
Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с развёрнутым ответом), с.41, № 7 - 9
81
3.04
Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской
комбинированный
Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с развёрнутым ответом), с.41, № 10 - 12
82
6.04
«Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса. Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории
комбинированный
Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с развёрнутым ответом), с.41, № 13 - 15
83
9.04
Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания
комбинированный
Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с развёрнутым ответом), с.41, № 16 - 18
84
10.04
Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы
Обобщение и систематизация знаний
Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с развёрнутым ответом), с.41, № 19 - 21
85
13.04
Р.Р. Подготовка к контрольному сочинению по творчеству Л.Н.Толстого
Проверка и коррекция знаний
86
16.04
Р.Р. Написание контрольного сочинения по творчеству Л.Н.Толстого
87
17.04
Ф.М.Достоевский.
Роман «Преступление и наказание». Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф.М.Достоевского
Т.Л.: идеологический роман
Знакомство с новым материалом
Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с кратким ответом), с.28, № 1 - 10
88
20.04
Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе
комбинированный
Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с кратким ответом), с.28, № 11 - 20
89
23.04
Мир «униженных и оскорблённых» и бунт личности против жестоких законов социума
комбинированный
Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с кратким ответом), с.28, № 21 - 31
90
24.04
Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе.
Т.Л.: герой-идея
комбинированный
Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с развёрнутым ответом), с.32, № 1 - 3
91
27.04
Теория Раскольникова и идейные «двойники героя (Лужин, Свидригайлов). Принцип полифонии и решение философских проблематики романа
Т.Л.: герои- «двойники»; полифония (многоголосие)
комбинированный
Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с развёрнутым ответом), с.32, № 4 - 6
92
30.04
Раскольников и «вечная» Сонечка
комбинированный
Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с развёрнутым ответом), с.32, № 7 - 9
93
4.05
Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия
комбинированный
Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с развёрнутым ответом), с.32, № 10 - 12
94
7.05
Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова.
комбинированный
Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с развёрнутым ответом), с.32, № 13 - 15
95
8.05
Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе
комбинированный
Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с развёрнутым ответом), с.32, № 16 - 18
96
11.05
Р.Р.Подготовка к контрольному сочинению по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
Проверка и коррекция знаний
Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с развёрнутым ответом), с.32, № 19 - 21
97
14.05
Р.Р.Написание контрольного сочинения по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание
Проверка и коррекция знаний
98
15.05
А.П.Чехов. Рассказы: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по выбору. Пьеса «Вишневый сад». Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе А.П.Чехова
Знакомство с новым материалом
Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с кратким ответом), с.43, № 1,2,4,5
99
18.05
Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и проблема самосознания человека в мире жестокости и пошлости. Лаконизм, выразительность художественной детали, глубина психологического анализа как отличительные черты чеховской прозы
Т.л.: «бессюжетное действие»
комбинированный
Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с кратким ответом), с.43, № 8 - 10
100
21.05
Новаторство Чехова-драматурга.
комбинированный
Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с кратким ответом), с.43, № 3,7,12
101
22.05
Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишнёвый сад». Лирическое и драматическое начала в пьесе
Т.Л.: лирическая комедия
Обобщение и систематизация знаний
Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с развёрнутым ответом), с.45, № 1 - 4
102
25.05
Фигуры героев-«недотёп» и символический образ сада в комедии
Т.л.: символическая деталь
комбинированный
Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с развёрнутым ответом), с.45, № 5 - 7
103
28.05
Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишнёвом саде». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении
комбинированный
ТЕСТ по пьесе А.П.Чехова
104
29.05
Вн.чт. Пьесы «Дядя Ваня», «Три сестры»
Знакомство с новым материалом
Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с развёрнутым ответом), с.45, № 8 - 10
105
30.05
Итоговое контрольное тестирование по произведениям второй половины XIX века
Проверка и коррекция знаний
27