- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа элективного курса в 11 классе
Рабочая программа элективного курса в 11 классе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шамсемухаметова И.Г. |
Дата | 04.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 11 классе «Орфография и пунктуация. Подготовка к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ»
Автор: Шамсемухаметова И. Г., учитель русского языка и литературы
МКОУСОШ дер. Средние Шуни Вятскополянского района Кировской
области
Пояснительная записка.
Программа данного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального агентства по образованию к уровню подготовки выпускников и содержанию Федерального компонента стандарта основного и среднего (полного) общего образования по русскому языку и литературе на базовом уровне и представляет собой углубление основного курса русского языка в 11 классе.
Русский язык является обязательным выпускным экзаменом в школе и вступительным во многие учебные заведения. Качественная подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку становится одной из важных задач учителя. Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации показывает, что наибольшего успеха добиваются учащиеся, с которыми была проведена систематическая работа по подготовке к сдаче единого государственного экзамена.
Цель данного курса - повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи; подготовка учащихся к выполнению заданий экзаменационной работы по орфографии и пунктуации; формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ; воспитание самостоятельности в работе; расширение кругозора и развитие речи учащихся.
Задачи:
- изучение нормативных и методических документов по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;
- развивать орфографическую и пунктуационную грамотность;
- формировать устойчивые навыки нормативной речи;
- совершенствовать речевую деятельность учащихся.
- обеспечение дополнительной подготовки к итоговой аттестации в формате ЕГЭ;
Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи.
Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутье учащихся, целенаправленное развитие лингвистической интуиции. В связи с этим основными направлениями в работе становятся, во-первых, усиленное внимание к семантической стороне анализируемого явления (слова, предложения), что обеспечивает безошибочное применение того или иного правила без искажения смысла высказывания. Во-вторых, опора на этимологический анализ при обучении орфографии, который держится на языковом чутье и удовлетворяет естественную, неистребимую потребность каждого человека разгадать тайну рождения слова, понять его истоки. Эта «этимологическая рефлексия» становится надежным помощником в процессе формирования системы правописных умений и навыков. И наконец, важнейшим направлением в обучении становится систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умения ориентироваться в орфографии и пунктуации, учитывая их системность, логику, существующую взаимосвязь между различными элементами (принципы написания, правила, группы и варианты орфограмм, пунктограмм и т. п.).
В ходе занятий учащиеся должны научиться:
- овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции одиннадцатиклассников;
- работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
- четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
- самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
- работать с бланками экзаменационной работы.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности).
Программа рассчитана на 1 год обучения. Количество часов - 68, в неделю -2.
Учебно-тематический план
№
Содержание
Количество часов
1.
2.
3.
4.
Введение. Экзаменационная работа в форме ЕГЭ.
Орфография.
Пунктуация.
Обобщение и систематизация пройденного.
1
33
33
1
Содержание учебной программы
Введение (1 час)
Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку Структура экзаменационной работы, критерии ее оценивания. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.
Орфография (33 часа)
Орфография как система правил правописания. Русское правописание. Орфография как раздел русского правописания. Некоторые сведения из истории русской орфографии. Роль орфографии в письменном общении людей, её возможности для более точной передачи смысла речи. Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Различные способы передачи содержащейся в правиле информации: связный текст, план, тезисы, таблица, алгоритм и др. Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них: 1) правописание морфем «пиши морфему единообразно»); 2) слитные, дефисные и раздельные написания («пиши слова отдельно друг от друга, а части слов слитно, реже - через дефис»); 3) употребление прописных и строчных букв («пиши с прописной буквы имена собственные, с малой - нарицательные); 4) перенос слова («переноси слова по слогам»).
Правописание морфем
Правописание корней. Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова.
Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; е и э в заимствованных словах.
Правила, нарушающие «единообразие написания корня ( ы и и в корне после приставок); понятие о фонетическом принципе написания.
Группы корней с чередованием гласных: 1) -кас-//-кос-, -лаг-//-лож-, -бир-//-бер-, -тир-//-тер-, -стил-//-стел- и др. (зависимость от глагольного суффикса -а-); 2) -раст-//-рос-, -скак-//-скоч- (зависимость от последующего согласного); 3) -гар-//-гор-, -твар-//-твор-, -клан-//-клон-, -зар-//-зор- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями оло//ла, оро//ра, ере//ре, ело//ле.
Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности (доска - дощатый, очки - очечник).
Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания: 1) приставки на з/с - фонетический принцип; 2) все остальные приставки (русские и иноязычные по происхождению) - морфологический принцип написания. Роль смыслового анализа слова при различении приставок при-/пре-.
Правописание суффиксов. Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи. Типичные суффиксы имён существительных, прилагательных , глаголов.
Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов.
Орфографические6правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы и и после ц; употребление разделительных Ь и Ъ.
Правописание согласных на стыке морфем (матросский, петроградский); написание сочетаний чн, щн, нч, нщ, рч, рщ, чк, чн внутри отдельной морфемы и на стыке морфем; употребление Ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем.
.
Пунктуация (33 часа)
Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания
Предложение и его основные признаки; интонация конца предложения. Граница предложения, отражение ее на письме. Употребление точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения. Выбор знака препинания с учетом особенностей предложения по цели Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основное назначение пунктуации - расчленять письменную речь для облегчения ее понимания. Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный.
Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация.
Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные, выделительные знаки препинания, знаки завершения.
Разделы русской пунктуации: 1) знаки препинания в конце предложения; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте.
Знаки высказывания и эмоциональной окрашенности.
Употребление многоточия при прерывании речи. Смысловая роль этого знака. Знаки препинания в начале предложения: многоточие, кавычки, тире в диалоге.
Знаки препинания внутри простого предложения
Система правил данного раздела пунктуации.
Знаки препинания между членами предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении; интонационные особенности этих предложений.
Знаки препинания между однородными членами предложения. Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами; интонация перечисления.
Однородные члены, не соединенные союзом. Однородные члены, соединенные неповторяющимися союзами. Однородные члены, соединенные повторяющимися союзами. Однородные члены, соединенные двойными союзами. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах.
Однородные и неоднородные определения, их различение на основе семантико-грамматической и интонационной характеристики предложения и его окружения (контекста).
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Интонационные особенности предложений с обособленными членами.
Обособленные определения распространенные и нераспространенные, согласованные и несогласованные. Причастный оборот как особая синтаксическая конструкция. Грамматико-пунктуационные отличия причастного и деепричастного оборотов.
Обособление приложений.
Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными именем существительным в косвенном падеже.
Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями.
Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных членов предложения.
Знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом. Сопоставительный анализ случаев выделения и невыделения в письменной речи оборота со значением сравнения.
Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами. Семантико-грамматические отличия вводных слов от созвучных членов предложения. Уместное употребление в письменной речи вводных слов разных смысловых групп.
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Речевые формулы обращений, используемые в письменной речи.
Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных слов (что, что ж, как же, что же).
Знаки препинания между частями сложного предложения
Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений.
Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которых ставятся тире, запятая и тире, точка с запятой.
Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения.
Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении.
Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трех и более частей, и выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции. Знаки препинания при сочетании союзов.
Сочетание знаков препинания.
Знаки препинания при передаче чужой речи
Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные способы оформления на письме цитат.
Знаки препинания в связном тексте
Связный текст как совокупность предложений, объединенных одной мыслью, общей стилистической направленностью и единым эмоциональным настроением. Поиски оптимального пунктуационного варианта с учетом контекста. Авторские знаки.
Абзац как пунктуационный знак, передающий структурно-смысловое членение текста.
Обобщение (1 час)
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
- историю появления и развитие письменности;
- разделы русской орфографии;
- морфологический принцип написания слов;
- опознавательные признаки морфем;
- правописание корней, приставок, суффиксов и окончаний;
- правописание сложных слов;
- различения частицы -не- и приставки -не-;
- разграничение на письме приставок и предлогов;
- смысловую роль знаков препинания;
- трудные пунктуационные случаи внутри простого предложения и между частями сложного предложения;
уметь :
●различать виды орфограмм и использовать на письме данные правила;
●находить орфограммы на основе звуко - буквенного, морфемного анализа слова;
●анализировать свои ошибки в диктантах, в творческих работах (классифицировать, группировать их).
●пользоваться словарями (толковыми, фразеологическими, этимологическими, словарями синонимов, антонимов, паронимов, устаревших слов, иностранных слов);
●находить и объяснять написания, которые определяются лексическим значением слова;
●различать морфемы в слове и их значение;
●объяснять в отдельных случаях этимологию слова и исторически обусловленное переосмысление структуры слова;
●пользоваться школьными словарями (морфемным, орфографическим, словообразовательным, этимологическим).
●характеризовать слово как часть речи (производить морфологический разбор);
●определять роль слов, принадлежащих к изменяемым частям речи;
●употреблять слова разных частей речи в соответствии с разными типами и стилями речи в качестве языковых средств;
●склонять или спрягать слова, принадлежащие к изменяемым частям речи;
●пользоваться словами разных частей речи для связи предложений и абзацев текста.
●производить комплексный анализ текста;
Календарно-тематическое планирование элективного курса «Орфография и пунктуация. Подготовка к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ»
№
Дата
Тема занятия
Элементы содержания
Основные требования к знаниям, умениям, навыкам
п.
ф.
1
Введение. Структура экзаменационной работы в форме ОГЭ по русскому языку
Нормативные и методические документы пол подготовке и проведению государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ по русскому языку Структура экзаменационной работы, критерии ее оценивания. Кодификатор. Демонстрационная версия.
Знать структуру экзаменационной работы в форме ЕГЭ
2
Орфография как система правил правописания.
Орфография как система правил правописания. Русское правописание. Орфография как раздел русского правописания.
Знать об орфографии как о разделе языкознания
3
Из истории русской орфографии. Роль орфографии в письменном общении людей. Орфограмма.
Из истории русской орфографии. Роль орфографии в письменном общении людей, её возможности для более точной передачи смысла речи. Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Орфограмма.
Знать о роли орфографии для письменного общения людей
4
5
Разделы русской орфографии.
Основные принципы русской орфографии.
Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них: 1) правописание морфем «пиши морфему единообразно»); 2) слитные, дефисные и раздельные написания («пиши слова отдельно друг от друга, а части слов слитно, реже - через дефис»); 3) употребление прописных и строчных букв («пиши с прописной буквы имена собственные, с малой - нарицательные); 4) перенос слова («переноси слова по слогам»).
Знать о разделах и принципах орфографии
6
7
Безударные гласные в корнях слов: проверяемые и непроверяемые.
Правописание корней. Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова.
Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; е и э в заимствованных словах.
Знать о правописании проверяемых и непроверяемых безударных гласных; уметь подбирать проверочные слова
8
9
10
Чередующиеся гласные в корне слова.
Группы корней с чередованием гласных: 1) -кас-//-кос-, -лаг-//-лож-, -бир-//-бер-, -тир-//-тер-, -стил-//-стел- и др. (зависимость от глагольного суффикса -а-); 2) -раст-//-рос-, -скак-//-скоч- (зависимость от последующего согласного); 3) -гар-//-гор-, -твар-//-твор-, -клан-//-клон-, -зар-//-зор- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями оло//ла, оро//ра, ере//ре, ело//ле.
Знать о группах чередующихся гласных, уметь применять правила их правописания
11
12
Правописание гласных и согласных в приставках.
Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания: 1) приставки на з/с - фонетический принцип; 2) все остальные приставки (русские и иноязычные по происхождению) - морфологический принцип написания. Роль смыслового анализа слова при различении приставок при-/пре-.
Знать о правописании гласных и согласных в приставках; уметь применять правило на письме
13
Гласные Ы и И после приставок.
Знать о правописании гласных и согласных в приставках; уметь применять правило на письме
14
15
16
Правописание суффиксов и окончаний имён существительных, прилагательных и глаголов.
Правописание суффиксов. Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи. Типичные суффиксы имён существительных, прилагательных, глаголов.
Знать о правописании гласных в суффиксах и окончаниях имён существительных, прилагательных и глаголов; уметь применять правило на письме
17
18
Правописание личных окончаний глаголов.
Спряжения глагола. Правописание личных окончаний глаголов.
Знать о правописании личных окончаний глаголов; уметь применять правило на письме
19
20
Правописание суффиксов причастий
Гласные в суффиксах причастий -ущ-(-ющ-), -ащ- (-ящ-),-ем-, -им-. Гласные перед суффиксами -вш-, -ш-, -нн-.
Знать о правописании суффиксов причастий; уметь применять правило на письме
21
22
Правописание Н и НН
в разных частях речи.
Правописание Н и НН в полных и кратких формах причастий, а также в отымённых и отглагольных прилагательных,
Знать о правописании Н и НН в разных частях речи; уметь применять правило на письме
23
24
25
Правописание НЕ с разными частями речи.
Правописание НЕ с именами существительными, прилагательными, глаголами, причастиями, деепричастиями
Знать о правописании НЕ с разными частями речи; уметь применять правило на письме
26
27
28
Слитные, дефисные и раздельные написания
Слитные, дефисные и раздельные написания слов.
Знать о слитном, раздельном и дефисном написании слов; уметь применять правило на письме
29
Употребление гласных после шипящих и Ц
Правописание гласных после шипящих и Ц
Знать о правописании гласных после шипящих и Ц ; уметь применять правило на письме
30
31
Правописание звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных и сочетаний, Ь в словах.
Правописание звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных и сочетаний, Ь в словах.
Знать о правописании звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных и сочетаний, Ь в словах; уметь применять правила на письме
32
33
Употребление прописных и строчных букв.
Употребление прописных и строчных букв.
Знать об употреблении прописных и строчных букв; уметь применять правило на письме
34
Правила переноса слов.
Правила переноса слов.
Знать правила переноса слов; уметь применять их на письме
35
Роль пунктуации в письменном общении. Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный.
Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания. Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный.
Уметь определять функции знаков препинания в письменной речи, определять принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный.
36
Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные знаки препинания, выделительные, знаки завершения
Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация. Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные, выделительные знаки препинания, знаки завершения.
Знать классификацию знаков препинания: разделительных, выделительных знаков препинания, знаков завершения; уметь расставлять знаки препинания в зависимости от их функции
37
38
Знаки препинания внутри простого предложения. Однородные члены предложения.
Знаки препинания между однородными членами предложения. Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами; интонация перечисления.
Знать грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами; расставлять знаки препинания между однородными членами предложения
39
Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях.
Однородные и неоднородные определения, знаки препинания при них.
Знать понятия однородных и неоднородных определений; уметь различать однородные и неоднородные определения, расставлять знаки препинания при них
40
Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях.
Однородные и неоднородные приложения, знаки препинания при них.
Знать понятия однородных и неоднородных приложений; уметь различать однородные и неоднородные приложения, расставлять знаки препинания при них
41
42
43
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами предложения.
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Интонационные особенности предложений с обособленными членами. Обособленные определения, обстоятельства, приложения, дополнения.
Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами; уметь расставлять знаки препинания при них
44
Знаки препинания при уточняющих, поясняющих и присоединительных членах предложения.
Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных членов предложения.
Знать особенности уточняющих, поясняющих и присоединительных членов предложения; уметь выделять голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных членов предложения.
45
Знаки препинания при сравнительных оборотах.
Знаки препинания в предложениях с сравнительным оборотом. Сопоставительный анализ случаев выделения и невыделения в письменной речи оборота со значением сравнения.
Знать об особенностях постановки знаков препинания в предложениях с сравнительным оборотом; уметь расставлять знаки препинания в предложениях с сравнительным оборотом
46
47
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Знаки препинания в предложениях с обращениями.
Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращением.
Знать интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями; уметь выделять на письме обращения
48
49
50
Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях, предложениях.
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами.
Знать интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными конструкциями; уметь выделять их на письме
51
52
Знаки препинания при вставных конструкциях.
Интонационные и пунктуационные особенности предложений со вставными конструкциями.
Знать интонационные и пунктуационные особенности предложений со вставными конструкциями; уметь выделять их на письме
53
54
Тире между подлежащим и сказуемым.
Случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым или его отсутствия между ними.
Знать правила постановки тире между подлежащим и сказуемым; уметь применять их на письме
55
Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений.
Знаки препинания между частями сложного предложения. Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений.
Знать виды сложных предложений; уметь расставлять знаки препинания между частями сложного предложения
56
57
Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения .
Сложносочинённое предложение, его группы, знаки препинания в нём.
Знать правила постановки знаков препинания между частями сложносочинённого предложения.; уметь расставлять знаки препинания между частями сложносочинённого предложения
58
59
Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения
Сложноподчинённое предложение, его группы, знаки препинания в нём.
Знать правила постановки знаков препинания между частями сложноподчинённого предложения.; уметь расставлять знаки препинания между частями сложноподчинённого предложения
60
61
62
Знаки препинания между частями бессоюзного предложения
Бессоюзное сложное предложение, его группы, знаки препинания в нём
Знать правила постановки знаков препинания между частями бессоюзного сложного предложения.; уметь расставлять знаки препинания между частями бессоюзного сложного предложения
63
64
Знаки препинания в сложной синтаксической конструкции. Знаки препинания при сочетании союзов.
Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трёх и более частей, и выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции.
Знать правила постановки знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции; уметь применять правило на письме
65
66
Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Прямая и косвенная речь.
Знать правила постановки знаков препинания при прямой речи; уметь различать прямую и косвенную речь, расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью
67
Знаки препинания при диалоге и цитатах.
Оформление на письме прямой речи, диалога и цитат.
Знать об особенностях оформления на письме диалога и цитат, уметь правильно оформлять их на письме
68
Повторение изученного за год.
Ресурсное обеспечение
1. С.И. Львова. «Русское правописание: орфография, пунктуация». Программа элективного (факультативного) курса для 10-11 классов. 2009г.
2. Базжина Т. В., Крючкова Т. Ю. Русская пунктуация: Пособие-справочник для старшеклассников, абитуриентов и студентов. - М., 2000.
3. Единый государственный экзамен: Контрольные измерительные материалы / . - М., 2015г.
4. Львова С. И. Словообразование - занимательно о серьёзном: Практические задания для учащихся 8-11 классов. - М., 2006.
5. Панов М. В. Занимательная орфография. - М., 1984.
6. Розенталь Д. Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы. - М., 2000.