Рабочая программа элективного курса в 11 классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 11 классе «Орфография и пунктуация. Подготовка к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ»


Автор: Шамсемухаметова И. Г., учитель русского языка и литературы

МКОУСОШ дер. Средние Шуни Вятскополянского района Кировской

области

Пояснительная записка.

Программа данного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального агентства по образованию к уровню подготовки выпускников и содержанию Федерального компонента стандарта основного и среднего (полного) общего образования по русскому языку и литературе на базовом уровне и представляет собой углубление основного курса русского языка в 11 классе.

Русский язык является обязательным выпускным экзаменом в школе и вступительным во многие учебные заведения. Качественная подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку становится одной из важных задач учителя. Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации показывает, что наибольшего успеха добиваются учащиеся, с которыми была проведена систематическая работа по подготовке к сдаче единого государственного экзамена.

Цель данного курса - повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи; подготовка учащихся к выполнению заданий экзаменационной работы по орфографии и пунктуации; формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ; воспитание самостоятельности в работе; расширение кругозора и развитие речи учащихся.

Задачи:

- изучение нормативных и методических документов по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;

- развивать орфографическую и пунктуационную грамотность;

- формировать устойчивые навыки нормативной речи;

- совершенствовать речевую деятельность учащихся.

- обеспечение дополнительной подготовки к итоговой аттестации в формате ЕГЭ;

Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи.

Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутье учащихся, целенаправленное развитие лингвистической интуиции. В связи с этим основными направлениями в работе становятся, во-первых, усиленное внимание к семантической стороне анализируемого явления (слова, предложения), что обеспечивает безошибочное применение того или иного правила без искажения смысла высказывания. Во-вторых, опора на этимологический анализ при обучении орфографии, который держится на языковом чутье и удовлетворяет естественную, неистребимую потребность каждого человека разгадать тайну рождения слова, понять его истоки. Эта «этимологическая рефлексия» становится надежным помощником в процессе формирования системы правописных умений и навыков. И наконец, важнейшим направлением в обучении становится систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умения ориентироваться в орфографии и пунктуации, учитывая их системность, логику, существующую взаимосвязь между различными элементами (принципы написания, правила, группы и варианты орфограмм, пунктограмм и т. п.).

В ходе занятий учащиеся должны научиться:

- овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции одиннадцатиклассников;

- работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;

- четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;

- самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;

- работать с бланками экзаменационной работы.

На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности).

Программа рассчитана на 1 год обучения. Количество часов - 68, в неделю -2.

Учебно-тематический план

Содержание

Количество часов

1.

2.

3.

4.

Введение. Экзаменационная работа в форме ЕГЭ.

Орфография.

Пунктуация.

Обобщение и систематизация пройденного.

1

33

33

1

Содержание учебной программы

Введение (1 час)

Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку Структура экзаменационной работы, критерии ее оценивания. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.

Орфография (33 часа)

Орфография как система правил правописания. Русское правописание. Орфография как раздел русского правописания. Некоторые сведения из истории русской орфографии. Роль орфографии в письменном общении людей, её возможности для более точной передачи смысла речи. Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Различные способы передачи содержащейся в правиле информации: связный текст, план, тезисы, таблица, алгоритм и др. Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них: 1) правописание морфем «пиши морфему единообразно»); 2) слитные, дефисные и раздельные написания («пиши слова отдельно друг от друга, а части слов слитно, реже - через дефис»); 3) употребление прописных и строчных букв («пиши с прописной буквы имена собственные, с малой - нарицательные); 4) перенос слова («переноси слова по слогам»).

Правописание морфем

Правописание корней. Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова.

Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; е и э в заимствованных словах.

Правила, нарушающие «единообразие написания корня ( ы и и в корне после приставок); понятие о фонетическом принципе написания.

Группы корней с чередованием гласных: 1) -кас-//-кос-, -лаг-//-лож-, -бир-//-бер-, -тир-//-тер-, -стил-//-стел- и др. (зависимость от глагольного суффикса -а-); 2) -раст-//-рос-, -скак-//-скоч- (зависимость от последующего согласного); 3) -гар-//-гор-, -твар-//-твор-, -клан-//-клон-, -зар-//-зор- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями оло//ла, оро//ра, ере//ре, ело//ле.

Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности (доска - дощатый, очки - очечник).

Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания: 1) приставки на з/с - фонетический принцип; 2) все остальные приставки (русские и иноязычные по происхождению) - морфологический принцип написания. Роль смыслового анализа слова при различении приставок при-/пре-.

Правописание суффиксов. Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи. Типичные суффиксы имён существительных, прилагательных , глаголов.

Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов.

Орфографические6правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы и и после ц; употребление разделительных Ь и Ъ.

Правописание согласных на стыке морфем (матросский, петроградский); написание сочетаний чн, щн, нч, нщ, рч, рщ, чк, чн внутри отдельной морфемы и на стыке морфем; употребление Ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем.

.

Пунктуация (33 часа)

Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания

Предложение и его основные признаки; интона­ция конца предложения. Граница предложения, от­ражение ее на письме. Употребление точки, вопро­сительного и восклицательного знаков в конце пред­ложения. Выбор знака препинания с учетом осо­бенностей предложения по цели Некоторые сведения из истории русской пункту­ации. Основное назначение пунктуации - рас­членять письменную речь для облегчения ее понима­ния. Принципы русской пунктуации: грамматиче­ский, смысловой, интонационный.

Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация.

Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные, выделительные знаки препинания, знаки завершения.

Разделы русской пунктуации: 1) знаки препина­ния в конце предложения; 2) знаки препинания вну­три простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки пре­пинания при передаче чужой речи; 5) знаки препина­ния в связном тексте.

Знаки высказывания и эмоциональной окрашенности.

Употребление многоточия при прерывании речи. Смысловая роль этого знака. Знаки препинания в на­чале предложения: многоточие, кавычки, тире в диа­логе.

Знаки препинания внутри простого предложения

Система правил данного раздела пункту­ации.

Знаки препинания между членами предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в не­полном предложении; интонационные особенности этих предложений.

Знаки препинания между однородными членами предложения. Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами; интонация перечисления.

Однородные члены, не соединенные союзом. Одно­родные члены, соединенные неповторяющимися сою­зами. Однородные члены, соединенные повторяющи­мися союзами. Однородные члены, соединенные двойными союзами. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однород­ных членах.

Однородные и неоднородные определения, их раз­личение на основе семантико-грамматической и ин­тонационной характеристики предложения и его окружения (контекста).

Знаки препинания в предложениях с обособлен­ными членами. Интонационные особенности предло­жений с обособленными членами.

Обособленные определения распространенные и нераспространенные, согласованные и несогласован­ные. Причастный оборот как особая синтаксическая конструкция. Грамматико-пунктуационные отличия причастного и деепричастного оборотов.

Обособление приложений.

Обособление обстоятельств, выраженных одиноч­ным деепричастием и деепричастным оборотом. Смысловые и интонационные особенности предло­жений с обособленными обстоятельствами, выра­женными именем существительным в косвенном па­деже.

Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями.

Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных членов предложения.

Знаки препинания в предложениях со сравни­тельным оборотом. Сопоставительный анализ случа­ев выделения и невыделения в письменной речи обо­рота со значением сравнения.

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Интонацион­ные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами. Семантико-грамматические от­личия вводных слов от созвучных членов предложе­ния. Уместное употребление в письменной речи ввод­ных слов разных смысловых групп.

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Речевые формулы об­ращений, используемые в письменной речи.

Пунктуационное выделение междометий, утвер­дительных, отрицательных, вопросительно-воскли­цательных слов (что, что ж, как же, что же).


Знаки препинания между частями сложного предложения

Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложе­ний.

Знаки препинания между частями сложносочи­ненного предложения. Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которых ставятся тире, запятая и тире, точка с запятой.

Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения.

Семантико-интонационный анализ как основа вы­бора знака препинания в бессоюзном сложном пред­ложении.

Грамматико-интонационный анализ предложе­ний, состоящих из трех и более частей, и выбор зна­ков препинания внутри сложной синтаксической конструкции. Знаки препинания при сочетании сою­зов.

Сочетание знаков препинания.


Знаки препинания при передаче чужой речи

Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные способы оформления на письме цитат.


Знаки препинания в связном тексте

Связный текст как совокупность предложений, объединенных одной мыслью, общей стилистической направленностью и единым эмоциональным настроением. Поиски оптимального пунктуационного варианта с учетом контекста. Ав­торские знаки.

Абзац как пунктуационный знак, передающий структурно-смысловое членение текста.

Обобщение (1 час)

Требования к уровню подготовки учащихся


Учащиеся должны знать:

- историю появления и развитие письменности;

- разделы русской орфографии;

- морфологический принцип написания слов;

- опознавательные признаки морфем;

- правописание корней, приставок, суффиксов и окончаний;

- правописание сложных слов;

- различения частицы -не- и приставки -не-;

- разграничение на письме приставок и предлогов;

- смысловую роль знаков препинания;

- трудные пунктуационные случаи внутри простого предложения и между частями сложного предложения;

уметь :

●различать виды орфограмм и использовать на письме данные правила;

●находить орфограммы на основе звуко - буквенного, морфемного анализа слова;

●анализировать свои ошибки в диктантах, в творческих работах (классифицировать, группировать их).

●пользоваться словарями (толковыми, фразеологическими, этимологическими, словарями синонимов, антонимов, паронимов, устаревших слов, иностранных слов);

●находить и объяснять написания, которые определяются лексическим значением слова;

●различать морфемы в слове и их значение;

●объяснять в отдельных случаях этимологию слова и исторически обусловленное переосмысление структуры слова;

●пользоваться школьными словарями (морфемным, орфографическим, словообразовательным, этимологическим).

●характеризовать слово как часть речи (производить морфологический разбор);

●определять роль слов, принадлежащих к изменяемым частям речи;

●употреблять слова разных частей речи в соответствии с разными типами и стилями речи в качестве языковых средств;

●склонять или спрягать слова, принадлежащие к изменяемым частям речи;

●пользоваться словами разных частей речи для связи предложений и абзацев текста.

●производить комплексный анализ текста;

Календарно-тематическое планирование элективного курса «Орфография и пунктуация. Подготовка к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ»


Дата

Тема занятия

Элементы содержания

Основные требования к знаниям, умениям, навыкам

п.

ф.

1

Введение. Структура экзаменационной работы в форме ОГЭ по русскому языку

Нормативные и методические документы пол подготовке и проведению государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ по русскому языку Структура экзаменационной работы, критерии ее оценивания. Кодификатор. Демонстрационная версия.

Знать структуру экзаменационной работы в форме ЕГЭ

2

Орфография как система правил правописания.

Орфография как система правил правописания. Русское правописание. Орфография как раздел русского правописания.

Знать об орфографии как о разделе языкознания

3

Из истории русской орфографии. Роль орфографии в письменном общении людей. Орфограмма.

Из истории русской орфографии. Роль орфографии в письменном общении людей, её возможности для более точной передачи смысла речи. Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Орфограмма.

Знать о роли орфографии для письменного общения людей

4

5

Разделы русской орфографии.

Основные принципы русской орфографии.

Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них: 1) правописание морфем «пиши морфему единообразно»); 2) слитные, дефисные и раздельные написания («пиши слова отдельно друг от друга, а части слов слитно, реже - через дефис»); 3) употребление прописных и строчных букв («пиши с прописной буквы имена собственные, с малой - нарицательные); 4) перенос слова («переноси слова по слогам»).

Знать о разделах и принципах орфографии

6

7


Безударные гласные в корнях слов: проверяемые и непроверяемые.

Правописание корней. Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова.

Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; е и э в заимствованных словах.

Знать о правописании проверяемых и непроверяемых безударных гласных; уметь подбирать проверочные слова

8

9

10


Чередующиеся гласные в корне слова.

Группы корней с чередованием гласных: 1) -кас-//-кос-, -лаг-//-лож-, -бир-//-бер-, -тир-//-тер-, -стил-//-стел- и др. (зависимость от глагольного суффикса -а-); 2) -раст-//-рос-, -скак-//-скоч- (зависимость от последующего согласного); 3) -гар-//-гор-, -твар-//-твор-, -клан-//-клон-, -зар-//-зор- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями оло//ла, оро//ра, ере//ре, ело//ле.

Знать о группах чередующихся гласных, уметь применять правила их правописания

11

12




Правописание гласных и согласных в приставках.

Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания: 1) приставки на з/с - фонетический принцип; 2) все остальные приставки (русские и иноязычные по происхождению) - морфологический принцип написания. Роль смыслового анализа слова при различении приставок при-/пре-.

Знать о правописании гласных и согласных в приставках; уметь применять правило на письме

13

Гласные Ы и И после приставок.

Знать о правописании гласных и согласных в приставках; уметь применять правило на письме

14

15

16


Правописание суффиксов и окончаний имён существительных, прилагательных и глаголов.

Правописание суффиксов. Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи. Типичные суффиксы имён существительных, прилагательных, глаголов.

Знать о правописании гласных в суффиксах и окончаниях имён существительных, прилагательных и глаголов; уметь применять правило на письме

17

18

Правописание личных окончаний глаголов.

Спряжения глагола. Правописание личных окончаний глаголов.

Знать о правописании личных окончаний глаголов; уметь применять правило на письме

19

20

Правописание суффиксов причастий

Гласные в суффиксах причастий -ущ-(-ющ-), -ащ- (-ящ-),-ем-, -им-. Гласные перед суффиксами -вш-, -ш-, -нн-.

Знать о правописании суффиксов причастий; уметь применять правило на письме

21

22

Правописание Н и НН

в разных частях речи.

Правописание Н и НН в полных и кратких формах причастий, а также в отымённых и отглагольных прилагательных,

Знать о правописании Н и НН в разных частях речи; уметь применять правило на письме

23

24

25

Правописание НЕ с разными частями речи.

Правописание НЕ с именами существительными, прилагательными, глаголами, причастиями, деепричастиями

Знать о правописании НЕ с разными частями речи; уметь применять правило на письме

26

27

28

Слитные, дефисные и раздельные написания

Слитные, дефисные и раздельные написания слов.

Знать о слитном, раздельном и дефисном написании слов; уметь применять правило на письме

29

Употребление гласных после шипящих и Ц

Правописание гласных после шипящих и Ц

Знать о правописании гласных после шипящих и Ц ; уметь применять правило на письме

30

31

Правописание звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных и сочетаний, Ь в словах.

Правописание звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных и сочетаний, Ь в словах.

Знать о правописании звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных и сочетаний, Ь в словах; уметь применять правила на письме

32

33

Употребление прописных и строчных букв.

Употребление прописных и строчных букв.

Знать об употреблении прописных и строчных букв; уметь применять правило на письме

34

Правила переноса слов.

Правила переноса слов.

Знать правила переноса слов; уметь применять их на письме

35

Роль пунктуации в письменном общении. Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный.

Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания. Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный.

Уметь определять функции знаков препинания в письменной речи, определять принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный.

36

Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные знаки препинания, выделительные, знаки завершения

Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация. Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные, выделительные знаки препинания, знаки завершения.

Знать классификацию знаков препинания: разделительных, выделительных знаков препинания, знаков завершения; уметь расставлять знаки препинания в зависимости от их функции

37

38


Знаки препинания внутри простого предложения. Однородные члены предложения.

Знаки препинания между однородными членами предложения. Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами; интонация перечисления.

Знать грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами; расставлять знаки препинания между однородными членами предложения

39


Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях.

Однородные и неоднородные определения, знаки препинания при них.

Знать понятия однородных и неоднородных определений; уметь различать однородные и неоднородные определения, расставлять знаки препинания при них

40

Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях.

Однородные и неоднородные приложения, знаки препинания при них.

Знать понятия однородных и неоднородных приложений; уметь различать однородные и неоднородные приложения, расставлять знаки препинания при них

41

42

43

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами предложения.

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Интонационные особенности предложений с обособленными членами. Обособленные определения, обстоятельства, приложения, дополнения.

Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами; уметь расставлять знаки препинания при них

44


Знаки препинания при уточняющих, поясняющих и присоединительных членах предложения.

Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных членов предложения.

Знать особенности уточняющих, поясняющих и присоединительных членов предложения; уметь выделять голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных членов предложения.

45

Знаки препинания при сравнительных оборотах.

Знаки препинания в предложениях с сравнительным оборотом. Сопоставительный анализ случаев выделения и невыделения в письменной речи оборота со значением сравнения.

Знать об особенностях постановки знаков препинания в предложениях с сравнительным оборотом; уметь расставлять знаки препинания в предложениях с сравнительным оборотом

46

47

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Знаки препинания в предложениях с обращениями.

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращением.

Знать интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями; уметь выделять на письме обращения

48

49

50

Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях, предложениях.

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами.

Знать интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными конструкциями; уметь выделять их на письме

51

52

Знаки препинания при вставных конструкциях.

Интонационные и пунктуационные особенности предложений со вставными конструкциями.

Знать интонационные и пунктуационные особенности предложений со вставными конструкциями; уметь выделять их на письме

53

54

Тире между подлежащим и сказуемым.

Случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым или его отсутствия между ними.

Знать правила постановки тире между подлежащим и сказуемым; уметь применять их на письме

55

Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений.

Знаки препинания между частями сложного предложения. Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений.

Знать виды сложных предложений; уметь расставлять знаки препинания между частями сложного предложения

56

57

Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения .

Сложносочинённое предложение, его группы, знаки препинания в нём.

Знать правила постановки знаков препинания между частями сложносочинённого предложения.; уметь расставлять знаки препинания между частями сложносочинённого предложения

58

59

Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения

Сложноподчинённое предложение, его группы, знаки препинания в нём.

Знать правила постановки знаков препинания между частями сложноподчинённого предложения.; уметь расставлять знаки препинания между частями сложноподчинённого предложения

60

61

62

Знаки препинания между частями бессоюзного предложения

Бессоюзное сложное предложение, его группы, знаки препинания в нём

Знать правила постановки знаков препинания между частями бессоюзного сложного предложения.; уметь расставлять знаки препинания между частями бессоюзного сложного предложения

63

64

Знаки препинания в сложной синтаксической конструкции. Знаки препинания при сочетании союзов.

Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трёх и более частей, и выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции.

Знать правила постановки знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции; уметь применять правило на письме

65

66

Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Прямая и косвенная речь.

Знать правила постановки знаков препинания при прямой речи; уметь различать прямую и косвенную речь, расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью

67

Знаки препинания при диалоге и цитатах.

Оформление на письме прямой речи, диалога и цитат.

Знать об особенностях оформления на письме диалога и цитат, уметь правильно оформлять их на письме

68

Повторение изученного за год.

Ресурсное обеспечение

1. С.И. Львова. «Русское правописание: орфография, пунктуация». Программа элективного (факультативного) курса для 10-11 классов. 2009г.

2. Базжина Т. В., Крючкова Т. Ю. Русская пунктуация: Пособие-справочник для старшеклассников, абитуриентов и студентов. - М., 2000.

3. Единый государственный экзамен: Контрольные измерительные материалы / . - М., 2015г.

4. Львова С. И. Словообразование - занимательно о серьёзном: Практические задания для учащихся 8-11 классов. - М., 2006.

5. Панов М. В. Занимательная орфография. - М., 1984.

6. Розенталь Д. Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы. - М., 2000.


© 2010-2022