- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по теме «Вводные слова»
Конспект урока по теме «Вводные слова»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Гапонова Т.В. |
Дата | 01.04.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Работа по технологической карте
№ УЭ
Учебный материал с указанием задания
Советы учителя
УЭ-0
1 мин.
Общая цель: повторить сведения о словах, не являющихся членами предложения (…); узнать, что такое ...; научиться находить в предложениях …; научиться определять значения … и выделять их интонационно и на письме.
(Общая цель: повторить сведения о словах, не являющихся членами предложения (обращение); узнать, что такое вводные слова; научиться находить в предложениях вводные слова; научиться определять значения вводных слов и выделять их интонационно и на письме.)
Прочитайте тему подумайте, над чем будем работать на уроке.
УЭ-1
3 мин.
Входной контроль.
Цель: проверить уровень знаний о словах, не являющихся членами предложения, повторить определения обращений; повторить полученные ранее знания об обращениях.
-
Дайте ответы на тестовые вопросы:
1.Если обращение стоит в начале предложения и произносится с особым чувством, то:
А. надо поставить запятую
Б. надо сделать паузу
В. надо поставить восклицательный знак
2.Если обращение состоит из двух слов и более, то оно:
А. сложное
Б. распространенное
В. составное
3.Обращения-олицетворения чаще всего употребляются:
А. в поэзии
Б. в разговорной речи
В. в научном стиле
2. Определите, подлежащим или обращением являются выделенные слова (знаки препинания не расставлены):
а) подлежащим; б) обращением.
-
С чего начинается Родина!
-
Я вернусь к тебе Россия.
-
Пусть для вас сияет солнце.
-
Жизнь моя ничуть не стала тише.
-
Шумите сады нам на радость.
-
Давай машинист потихонечку трогай,
-
Поклон-привет тебе он шлет моя любимая.
-
Мой друг гостей моих с любовью встречает.
-
Что же вы ребята приуныли?
-
Сладко спи моя красавица.
Взаимопроверка.
В случае ошибок - обратиться к блок-схеме.
1. В
2. Б
3. А
Самопроверка по ключу.
-
а
-
б
-
а
-
а
-
б
-
б
-
б
-
а
-
б
-
б
Критерии оценки:
13 заданий - «5»,
9-12 - «4»,
7-8 - «3»,
Менее 7 заданий - «2».
Оценки поставьте в оценочный лист.
УЭ-2
3 мин.
Изучение нового материала. Самостоятельная работа.
Цель: изучить определение вводных слов и словосочетаний, значения вводных слов, правила постановки знаков препинания.
Задание: прочитайте учебный материал и ответьте на вопросы:
-
Какие слова (сочетания слов) называются вводными?
-
Являются ли вводные слова членами предложения?
-
Какие значения имеют вводные слова?
-
Как выделяются вводные слова и предложения при чтении?
-
Как выделяются вводные слова и предложения на письме?
Изучите блок-схему «Вводные слова и предложения», материал учебника стр. 124-128.
В случае затруднения обратиться к учителю.
Взаимопроверка: ответ на вопросы, оценивание.
УЭ -3
3 мин.
Выполнение тренировочных заданий
Цель: отработать узнавание вводных слов и определение их значения.
Задания: 1) прочитать; 2) найти слово, которым передаётся отношение говорящего к сообщаемому, указывается источник сообщения, порядок и способ оформления мыслей; 3) записать вводное слово в таблицу.
Образец: Итак, в наше время невозможна идеальная поэзия.
Степень уверенности
Различные чувства
Источник сообщения
Порядок мыслей
Способ оформления мыслей
итак
-
Скоро, однако, лес впереди поредел, проглянула свободная даль.
-
Петр, помня, видимо, совет Лопатина сделался вдруг ласков да угодлив.
-
К удивлению моему, он собрался быстро и без разговоров.
-
Возможно, я отношусь к языку с преувеличенной строгостью и благоговением.
-
Призыв твой, стало быть, пал на почву, всегда взрыхленную.
-
Ночью, вероятно, было прохладно, и окна отпотели.
-
Во-первых, в эту минуту я впервые почувствовал, что, может быть, мне так и не удастся взойти на эту вершину.
-
Те, кто привык к утренней гимнастике, не расстаются с ней до конца жизни и, поверьте, не жалеют об этом.
-
Вечер был прохладный и, к счастью нашему, светлый.
-
По сообщению синоптиков, лето обещает быть жарким.
Ключ.
Запись в тетради
Самопроверка.
В случае затруднения обратиться к учителю.
Степень уверенности
Различные чувства
Источник сообщения
Порядок мыслей
Способ оформле-ния мыслей
видимо,
возможно,
вероятно,
может быть
к счастью,
к удивле-нию моему
по сообщению синоптиков
итак,
во-первых
однако,
стало быть,
поверьте
УЭ-4
5 мин.
Промежуточный контроль.
Цель: проверить умение применять теоретические знания на практике, повторить обособление обстоятельств.
Задание: списать, найти вводные слова в предложениях, определить их значение, расставить знаки препинания.
-
Погода была ветреная, ветер однако не совсем был
попутный. -
Вы отгадаете конечно кто этот гость нежданный был?
-
Кроме них разумеется был и Петр.
-
Однако ж пора было вернуться к деревне.
-
Одни только звезды как будто обрадовались первому морозу.
-
Ему тогда было по всей вероятности лет пятнадцать.
-
По утренним холодам чувствуется приближение осени.
-
Мы прибавили шагу и через полчаса действительно подошли к водопаду.
Самопроверка по слайду
УЭ-5
8 мин.
Цель: научиться находить вводные слова; отработать постановку знаков препинания.
Уровень А. Перепишите предложения, вставляя подходящие по смыслу вводные слова. Расставьте необходимые знаки препинания.
1. Частые и сильные дожди мешали успешному ходу путешествия.
2. Лицо Ноздрева уже сколько-нибудь знакомо читателю.
3. Виды на урожай очень хорошие.
4. Хорь был человек положительный, практический, административная голова, рационалист, Калиныч принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных.
5. Когда делаешь утреннюю зарядку, необходимо
предварительно хорошо проветрить комнату,
по окончании зарядки обтереться до пояса холодной водой.
6. Приятели не походили друг на друга.
7. Я Антон Антонович продам вам того кобелька, которого торговали.
8. Утром Иван Иванович лежал под навесом.
9. На дне оврага грудами лежал песок.
Уровень Б. Задание: Перепишите предложения, вставляя подходящие по смыслу вводные слова. Расставьте необходимые знаки препинания.
1. Почему же однако вымыслу нельзя быть красивым?
2. По народному поверью аист стережёт счастье.
3. По-моему расчёт был точен.
4. Навстречу плыла шхуна быть может в Тамань.
5. Сегодня видимо возвращается мой брат.
6. Ольга думаю не ожидала приезда гостей.
7. По-видимому летом мы с друзьями отправляемся на море.
Слова для справок: во-первых, однако, по народному поверью, по-моему, может быть, видимо, думаю, по-видимому, разумеется.
Взаимопроверка по слайду.
Оценка:
0 ошибок - «5»;
1-2 ошибки - «4»;
3-4 ошибки - «3»;
5 и более ошибок - «2».
Поставьте оценку в оценочные листы.
УЭ-6
16 мин.
Цель: формировать навык употребления вводных слов; развивать внимание, наблюдательность.
Уровень А.
Напишите небольшое сочинение-рассуждение, ответив на вопрос: Когда в отымённых прилагательных пишется Н, а когда НН? Используйте схему рассуждения и вводные слова.
Уровень Б.
Напишите письмо другу о своих планах на весенние каникулы, используя вводные слова. Следите за пунктуацией.
Сдать на проверку учителю.
УЭ - 7
3 мин.
Рефлексия:
Завершающий контроль:
1.Что нового вы узнали на уроке?
2.Проверьте свои знания:
-
Вводные слова в предложении:
А. не являются членами предложения;
Б. являются второстепенными членами предложения;
В. отвечают на вопросы косвенных падежей.
-
Чтобы выразить своё отношение к сообщаемому, говорящий использует:
А. обращение;
Б. вводные слова;
В. олицетворение.
-
Правильное употребление вводных слов делают нашу речь:
А. эмоциональной;
Б. членораздельной;
В. правильной.
-
В каком предложении есть вводное слово:
А. Значит экзамен сдаём завтра?
Б. Простить - значит забыть.
-
В каких предложениях неверно расставлены знаки препинания?
А. Работа над повестью идёт медленно и кажется, верно.
Б. Весь день собирался дождь, и, наконец, к вечеру тучи рассеялись.
В. Тарантас прыгал, визжал и казалось, рыдал.
Г. В сущности, я так мало написал в своей жизни.
Проверь себя по ключу:
-
А
-
Б
-
А
-
А
-
А, Б, В
Оценка:
7 правильных ответов -«5»;
6 - «4»;
4-5 - «3»;
меньше 4-х - «2».
Поставьте оценку в оценочный лист.
УЭ - 8
2 мин.
Задание на дом.
Выберите домашнее задание в зависимости от того, насколько успешно работали на уроке:
а) прочитаю по учебнику параграф 29, выполню упражнение 210;
б) повторю материал по схемам, выполню упражнение 210;
в) повторю параграф 29, выполню творческое задание.
Написать сочинение-рассуждение «Какие значения могут иметь вводные слова в речи?», используя вводные слова и выражения.
Запишите домашнее задание в дневник.
Приложение 1.
Оценочный лист
ученика 8 « » класса_________________________________
УЭ-1
УЭ-2
УЭ-3
УЭ-4
УЭ-5
УЭ-6
УЭ-7
Итоговая оценка
Приложение 2.
1. Занесите вводное слово в таблицу в соответствии со значением вводного слова.
Образец: Итак, в наше время невозможна идеальная поэзия.
Степень
уверенности,
достоверности
сообщения
Различные чувства
Источник информации
Порядок мыслей
Способ оформления
мыслей
итак
6