Урок русского языка 5 класс: «Падеж имен существительных»

Урок русского языка в 5 классе дан   в соответствии с требования ФГОС второго поколения. Программа М.Т. Баранова, Т.А Ладыженской. Планируемые результаты: Предметные (обьём освоения и уровень владения  компетенциями): знать названия падежей, их порядок следования, падежные вопросы; приемы правильного определения падежа существительного; смысловые вопросы; уметь определять падеж существительного; находить и исправлять ошибки в определении падежей существительных; верно употреблять предлоги с указ... Метапредметные ( компоненты культурно-компетентностного опыта\приобретенная компетентность) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни , способность использовать  язык как средство получения знаний по другим учебным предметам ; применение полученных знаний , умений и навыков анализа  языковых явлений на межпредметном уровне. Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей российского народа, определяющей роли  языка в развитии интеллектуальных , творческих способностей и моральных качеств , его значения в процессе получения школьного образования
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Алятская средняя общеобразовательная школа

Аларский район

Иркутская область


Урок русского языка в 5 классе.






Тема урока: Падеж имен существительных






Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

Майорова Надежда Владимировна




Аляты, 2014


Тема урока: Падеж имен существительных

Цель деятельности учителя

Продолжить изучать категорию падежа, способствовать обучению детей определять падеж имен существительных при помощи алгоритма

Тип урока

Урок общеметодической направленности

Планируемые образовательные результаты

Предметные (обьём освоения и уровень владения компетенциями): знать названия падежей, их порядок следования, падежные вопросы; приемы правильного определения падежа существительного; смысловые вопросы; уметь определять падеж существительного; находить и исправлять ошибки в определении падежей существительных; верно употреблять предлоги с указанными падежами ; ставить смысловые вопросы у указанным существительным ; соотносить их с синтаксической ролью существительного в предложении.

Метапредметные ( компоненты культурно-компетентностного опыта\приобретенная компетентность) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни , способность использовать язык как средство получения знаний по другим учебным предметам ; применение полученных знаний , умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей российского народа, определяющей роли языка в развитии интеллектуальных , творческих способностей и моральных качеств , его значения в процессе получения школьного образования

Образовательные ресурсы

htt://uroki.net

htt://zavuch.info

htt://intergu.ru

оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентации по теме урока, электронное интерактивное приложение: «Русский язык. Интерактивные дидактические материалы» (издательство «Планета»)

Основные понятия

Морфологические признаки, падеж имен существительных, алгоритм










Ход урока:

Учитель:

Придумано кем-то просто и мудро:

при встрече здороваться: Доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

Я надеюсь, что сегодня в нашем классе ваши улыбчивые лица будут светиться как маленькие-маленькие солнышки и никакие тучи вроде орфограмм и пунктограмм им будут не страшны» Договорились? Садитесь. Открываем тетради, записываем сегодняшнее число. Какой сегодня день? Девятнадцатое марта.

Внимание на экран: Давно живу я в мире этом, даю названия предметам. Чьи это слова? А почему имя существительное так говорит о себе. Итак, мы продолжаем наш разговор об имени существительном. А начнём мы урок с разминки. Тренажер. Кто проведёт разминку? Гамкова Света.

- Ребята какой темой объединены все 10 заданий?

- В каком разделе русского языка (как называется наука о языке?) изучается имя существительное?

- Значит, имя существительное - это часть речи? Докажите.

А если это часть речи, значит она обладает чем? Какими признаками? Морфологическими.

- На какие две группы делятся морфологические признаки? п/н

- Какую группу признаков мы уже проработали полностью? Постоянные. А это какие признаки? Род, склонение

- с каком непостоянным признаком существ мы знакомы? Число. Так что же осталось за бортом нашего озера знаний? Падеж

Значит , тема нашего урока: Падеж имен существительных

Мы отправляемся с вами сегодня, прихватив наши улыбчивые лица в путешествие вот на этом волшебном паровозике, который умеет ездить не только по железной дороге, но и по воде и по воздуху.

Ребята, скажите, новое ли для вас понятие: падеж? Нет, изучали в начальной школе.

А зачем тогда снова мы будем о них говорить? Что-то я не пойму.

А скажите, ребята, вы все определяете падеж у существительного без ошибок? А почему?

А можно ли научиться определять падеж существительных без ошибок? К этому вопросу мы вернёмся в конце урока.

А может быть есть какая-то учебная тайна?

Какой-то особый способ, используя который, можно правильно, без ошибок определять падежи имен существ?

Так какая же учебная задача стоит перед нами на сегодняшнем уроке?

Научиться определять падеж существительных по составленному алгоритму

Что такое алгоритм?

Правильно, чтобы не ошибиться в определении падежа, нужно знать алгоритм его определения, а еще лучше самим его создать. Вот это и есть наша задача.

Читаю стихотворение Как изменяется слово весна?

Итак, нам необходимо составить алгоритм определения падежа у имени существительного. С чего начнём?

Без хорошего повторения……. (нет хорошего учения)

Что нам необходимо повторить в первую очередь? Чем отличаются падежи? Вопросами

Итак, я приглашаю вас на остров падежей, мы же с вами путешествуем

Задание: заполнить таблицу, используя материал на слайдах


Падежи

Вопросы

Предлоги

И.п.

Кто?Что?

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.


- Итак, вопросы мы повторили, предлоги вспомнили, можем приступать к составлению алгоритма. А кто будет главным помощников в составлении алгоритма, где мы будем находить нужную информацию? Конечно, наш друг - учебник. Стр 64. Читаем материал и составляем план действий по определению падежа сущ. Работаем в парах, совещаемся, можно делать записи.

Самостоятельно 1 минута.

Итак, какими действиями необходимо совершить, чтобы правильно определить падеж сущ? 1 минута

Давайте попробуем испытать наш алгоритм на примере существительных из

стих-я Именительный падеж - 3 минуты

Физминутка!

А сейчас мы поможем нашим друзьям-падежам найти свои места, выполнив, задания, которые лежат у вас на столах - карточка №1

Читаем задание. Какая учебная задача стоит перед нами. Чему мы будем учиться, выполняя задания? Сам работа 3 минуты

Взаимопроверка по образцу (слайд)

Что ж, названия и вопросы падежей мы повторили, алгоритм составили, научились им пользоваться, давайте ещё раз навестим падежи, им стало без нас скучно и они приготовили для нас вопросы и задания 4 минуты

Молодцы, ребята! Справились с заданиями падежей. Интересные были задания? Вам понравились? Мы сегодня выполнили много заданий, а теперь пришла пора записать какое задание? Домашнее.

Ребята, мы с вами на уроках русского языка какую науку изучаем, я забыла? Лингвистику. Науку изучают ученые, они занимаются исследованиями и делают научные открытия. Раз мы с вами изучаем науку, значит мы тоже немного ученые? И поэтому вам дома сегодня предстоит сделать открытие, заполнив исследовательский лист - вы построите совё лингвистическое созвездие - созвездие падежей, - объяснение и обязательно придумайте ему название Красовского, Преловского …., также будете работать по учебнику №529 и по желанию в рабочих тетрадях

Итак, ребята ,мы сегодня с вами за урок выполнили много заданий. А для чего мы их выполняли? Что мы поставили перед собой в начале урока? Что мы решали? Какую? Мы учились определять падеж имен существительных по алгоритму. Научились? Кто расскажет алгоритм?

Учебная задача нами решена?

А на какой вопрос мы с вами должны сейчас ответить?

Так можно или нельзя? При каком условии?

Ленительный падеж

Спросили Лежебокина:
- А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают на зубок.
Их за два года выучить Лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно:- В том не моя вина.
Пусть им сперва ученые Изменят имена. Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу: Трудиться,А тем более
Творить Я не хочу.
Такой падеж, как Дательный,Я с детства не терплю:
Давать,Делиться чем-нибудь
С друзьям Не люблю. Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок Приходится выдумывать
Какой-нибудь предлог.А на падеж Винительный
И вовсе я сердит:Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.- Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.А сам ты смог бы новые
Придумать имена?- Давно придумал:
Взятельный, Грязнительный,
Лежательный, Грубительный,
Ленительны И, наконец,
Простительный! Г. Граубин

Рефлексия:

  • За что Лежебокин не любит падежи?

  • А для чего нужны падежи? (чтобы грамотно писать, отличать подлежащее от дополнения и правильно согласовывать слова в словосочетаниях)


© 2010-2022