Элективный курс Ф. М. Достоевский в жизни и творчестве

При изучении программных произведений на уроках литературы нет времени на просмотр и анализ иллюстраций, портретов писателя, прослушивание музыкальных произведений, просмотр экранизаций, нет времени на чтение мемуарной литературы.  Программа элективного курса «Ф. М. Достоевский в жизни и творчестве» восполняет эти недостатки.Цель курса – расширить рамки изучения творчестваФ. М. Достоевского, познакомить учащихся с темами, не рассматриваемыми в основном курсе литературы, показать влияние личности...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Прикладной курс по русской литературе «Ф. М. Достоевский в жизни и творчестве»

Урок 1 ___________________

Тема: Ф. М. Достоевский в кругу современников.

Цели: продолжить работу по изучению жизни и творчества Ф. М. Достоевского, углубить знания учащихся;

развивать кругозор учащихся;

воспитывать интерес и уважение к человеческой личности.

Наглядность: слайды «Жизненный путь Ф. М. Достоевского»

Ход урока:

I Оргмомент

II Вступительное слово

Задачи курса: осмыслить творчество Ф. Достоевского в контексте русской и мировой культуры; уделить особое внимание характеристике его личности.

Курс рассматривается как интегрированный, так как предполагает сопоставительный анализ произведений Ф. Достоевского, экранизаций его романов, иллюстраций к его произведениям, заочные экскурсии по местам, связанным с жизнью писателя.

III Лекция с просмотром слайдов

Семья.

Отец, Михаил Андреевич Достоевский служил лекарем в Бородинском пехотном полку, ординатором в Московском военном госпитале, лекарем в Мариинской больнице Московского воспитательного дома.

Мать, Мария Федоровна Достоевская происходила из богатой московской купеческой семьи Нечаевых. Она была доброй матерью и родила в браке четверых сыновей и четырёх дочерей.

М. Ф. Достоевская умерла от чахотки.

Брат, ДОСТОЕВСКИЙ Михаил Михайлович (1820-64), русский писатель, журналист. Издатель журналов «Время» и «Эпоха». Публицистика в духе почвенничества. Литературно-критические статьи. Повести в традициях натуральной школы. Переводы.

Братья Андрей, Николай.

Сестры Варвара, Вера, Любовь (прожила несколько дней), Александра.

Первая жена Достоевского Мария Дмитриевна Исаева (1824-1864). В ссылке в Семипалатинске у него начался роман с Марией Дмитриевной Исаевой. В 1857 году, вскоре после смерти её мужа, он женился на 33-летней вдове в Кузнецке.

ДОСТОЕВСКАЯ (Сниткина) Анна Григорьевна (1846-1918), русская мемуаристка. Жена Ф. М. Достоевского; публикатор его творческого наследия. Книга «Воспоминания» (опубликована в 1925) - ценный биографический и историко-литературный источник. В 1865 г. в безвыходном материальном положении Достоевский пишет главы «Преступления и наказания», посылая их прямо в журнальный набор, и они печатаются из номера в номер. В это же время под угрозой потери прав на свои издания на 9 лет в пользу издателя Ф. Т. Стелловского он обязан написать «Игрока», на что у него не хватает физических сил. По совету друзей Достоевский нанимает молодую стенографистку Анну Григорьевну Сниткину, которая помогает ему справиться с этой задачей.

Дети Софья (прожила около двух месяцев), Любовь, Фёдор, Алексей (1875-1878)

Домашнее задание:

подготовить сообщения о В. Белинском, Н. Некрасове,

М. Буташевиче-Петрашевском,

Д. Григоровиче, Ш. Уалиханове





























Прикладной курс по русской литературе «Ф. М. Достоевский в жизни и творчестве»

Урок 2 ___________________

Тема: Ф. М. Достоевский в кругу современников.

Цели: продолжить работу по изучению жизни и творчества Ф. М. Достоевского, углубить знания учащихся;

развивать навык самостоятельной работы со справочной литературой;

воспитывать активную жизненную позицию.

Наглядность: слайды «Жизненный путь Ф. М. Достоевского»

Ход урока:

I Оргмомент

II Мини-лекция «Начало литературного пути Достоевского» с показом слайдов.

По окончании училища, прослужив меньше года в Петербургской инженерной команде, летом 1844 Достоевский уволился в чине поручика, решив полностью отдаться литературному творчеству. Зимой 1844 Достоевский задумал роман «Бедные люди», работу над которым он начал, по его словам, «вдруг», неожиданно, но отдался ей безраздельно. Еще в рукописи Д. В. Григорович, с которым он в то время делил квартиру, доставил роман Н. А. Некрасову, и они вместе, не отрываясь, ночь напролет читали «Бедных людей». Под утро они пришли к Достоевскому, чтобы выразить ему восхищение. Со словами «Новый Гоголь явился!» Некрасов передал рукопись В. Г. Белинскому, который сказал П. В. Анненкову: «... роман открывает такие тайны жизни и характеров на Руси, которые до него и не снились никому». Реакция кружка Белинского на первое произведение Достоевского стала одним из самых известных и имевших продолжительный резонанс эпизодов в истории русской литературы: почти все участники, включая Достоевского, позднее возвращались к нему и в воспоминаниях, и в художественных произведениях, описывая его и в прямой, и в пародийной форме. Роман был напечатан в 1846 в «Петербургском сборнике» Некрасова, вызвав шумные споры. Рецензенты, хотя и отмечали отдельные просчеты писателя, почувствовали громадное дарование, а Белинский прямо предрекал Достоевскому великое будущее.

III Сообщения учащихся о Д. Григоровиче, В. Белинском, Н. Некрасове

ГРИГОРОВИЧ Дмитрий Васильевич (1822-1899/1900), русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1888). Антикрепостнические повести «Деревня» (1846) и «Антон-Горемыка» (1847). Романы 1850-х гг. («Рыбаки» и «Переселенцы») насыщены этнографическим материалом. Автор повести «Гуттаперчевый мальчик» (1883).

БЕЛИНСКИЙ Виссарион Григорьевич (1811-48), русский литературный критик. Сотрудничал в журналах «Телескоп» (1833-36), «Отечественные записки» (1839-46) и «Современник» (1847-48).

НЕКРАСОВ Николай Алексеевич [1821 -1878], русский поэт.

«Современник» журнал, 1836-46, Санкт-Петербург, 1 номер в 3 месяца. Основан А. С. Пушкиным. После смерти поэта издавался группой его друзей во главе с В. А. Жуковским. С 1838 перешел к П. А. Плетневу, который в 1846 передал свои права Н. А. Некрасову и И. И. Панаеву. С 1847 по 1866 г. ежемесячный журнал, издавали те же редакторы. До 1-й пол. 1848 идейный руководитель «Современника» - В. Г. Белинский. Сотрудничали А. И. Герцен, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов.

«ПЕТЕРБУРГСКИЙ СБОРНИК», один из наиболее значительных русских литературных сборников 19 в.; издан в 1846 в Петербурге Н. А. Некрасовым. Печатались А. И. Герцен, И. С. Тургенев, В. Ф. Одоевский, Некрасов, В. Г. Белинский и др., дебютировал Ф. М. Достоевский (повесть «Бедные люди»). «Петербургский сборник» сыграл большую роль в становлении натуральной школы.

IV Слово учителя «Достоевский. Годы лишений».

В 1846 Достоевский сблизился с кружком братьев Бекетовых, в котором обсуждались не только литературные, но и социальные проблемы. Весной 1847 Достоевский начал посещать «пятницы» М. В. Петрашевского, зимой 1848-49 - кружок поэта С. Ф. Дурова, состоявший также в основном из петрашевцев. На собраниях, носивших политический характер, затрагивались проблемы освобождения крестьян, реформы суда и цензуры, читались трактаты французских социалистов, статьи А. И. Герцена, запрещенное тогда письмо Белинского к Гоголю, вынашивались планы распространения литографированной литературы. В 1848 вошел в особое тайное общество, организованное наиболее радикальным петрашевцем Н. А. Спешневым (имевшим значительное влияние на Достоевского); общество ставило своей целью «произвести переворот в России». Достоевский, однако, испытывал некоторые сомнения: по воспоминаниям А. П. Милюкова, он «читал социальных писателей, но относился к ним критически». Под утро 23 апреля 1849 в числе других петрашевцев писатель был арестован и заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости.

После 8 месяцев, проведенных в крепости, где Достоевский держался мужественно и даже написал рассказ «Маленький герой» (напечатан в 1857), он был признан виновным «в умысле на ниспровержение... государственного порядка» и первоначально приговорен к расстрелу, замененному уже на эшафоте, после «ужасных, безмерно страшных минут ожидания смерти», 4 годами каторги с лишением «всех прав состояния» и последующей сдачей в солдаты. Каторгу отбывал в Омской крепости, среди уголовных преступников.

С января 1854 Достоевский служил рядовым в Семипалатинске, в 1855 произведен в унтер-офицеры, в 1856 в прапорщики. В следующем году ему было возвращено дворянство и право печататься.

V Сообщения учащихся

ПЕТРАШЕВСКИЙ (Буташевич-Петрашевский) Михаил Васильевич (1821-66), российский революционер, социалист. Кандидат правоведения. Руководитель общества петрашевцев. Выступал за демократизацию политического строя России и освобождение крестьян с землей. В 1849 осужден на вечную каторгу. Отбывал в Забайкальских заводах. С 1856 на поселении в Иркутске. Редактор и автор «Карманного словаря иностранных слов» (выпуск 2-й, 1846).

УАЛИХАНОВ Шокан Шынгисович (1835-1865), казахский просветитель, путешественник, этнограф, фольклорист, исследователь истории и культуры народов Ср. Азии, Казахстана и Зап. Китая («Киргизы», 1858; «Очерки Джунгарии», 1861); поддерживал тесные связи с русской демократической интеллигенцией. Автор станковых рисунков и акварелей.

Домашнее задание:

составить вопросы по теме «Достоевский и его окружение»

Прикладной курс по русской литературе «Ф. М. Достоевский в жизни и творчестве»

Урок 3 ___________________

Тема: Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников.

Цели: продолжить работу по изучению жизни и творчества Ф. М. Достоевского, углубить знания учащихся;

развивать навык самостоятельной работы с мемуарной литературой;

воспитывать интерес и уважение к человеческой личности.

Наглядность: слайды «Жизненный путь Ф. М. Достоевского»

Ход урока:

I Оргмомент

II Викторина «Достоевский и его окружение».

(примерные вопросы)


  1. Как звали родителей Достоевского, кем они были по происхождению?

  2. Кто из русских писателей учился вместе с Ф. Достоевским в Инженерном училище?

  3. С кем из русских писателей-эмигрантов встречался Достоевский в Лондоне?

Герцен

  1. Кто из близких писателя умер через месяц после смерти Пушкина и эти два горя слились для 16-летнего юноши в одно?

  2. Какие собрания в конце 40-х годов посещал по пятницам Достоевский?

  3. С кем осуждённые петрашевцы встретились в Тобольске?

  4. Как назвал Д. Писарев статью, посвящённую роману «Преступление и наказание»? «Борьба за жизнь»



III Чтение фрагментов воспоминаний современников о Ф. Достоевском

АННЕНКОВ Павел Васильевич (1813-87), русский литературный критик, мемуарист. Представитель эстетической критики. Подготовил первое научное издание сочинений А. С. Пушкина (1855-57) и опубликовал материалы для биографии поэта (1855).

ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович (1828-89), русский писатель, публицист, литературный критик, один из идеологов революционного движения в России. В 1856-62 один из руководителей журнала «Современник»; в области литературной критики развивал традиции В. Г. Белинского. Идейный вдохновитель революционного движения 1860-х гг. В 1862 арестован по обвинению в политических связях с А. И. Герценом и составлении прокламаций «Барским крестьянам от доброжелателей поклон», заключен в Петропавловскую крепость. В 1864 приговорен к 7 годам каторги (обвинение юридически не доказано, улики сфабрикованы следствием), потом был в ссылке в Вост. Сибири. В 1883 переведен в Астрахань, затем в Саратов. Работы по философии, социологии, политэкономии, этике, эстетике. Стоял на позициях антропологизма. Считал, что социализм обусловлен всем развитием человечества; для России переход к социализму возможен через крестьянскую общину (один из родоначальников народничества). Социалистические идеалы Чернышевского нашли отражение в его романах «Что делать?» (1863) и «Пролог» (ок. 1867-69).

КОРОЛЕНКО Владимир Галактионович (1853-1921), русский писатель и публицист, почетный академик Петербургской АН (1900-1902), почетный академик Российской АН (1918). В 1879 арестован по подозрению в связях с революционными деятелями; в 1881-84 ссылка в Якутии. Рассказы и повести «Сон Макара» (1883), «Слепой музыкант» (1886), «Без языка» (1895), «Павловские очерки» (1890), «Река играет» (1891), автобиографическая повесть «История моего современника» (опубликована посмертно 1922) и др. проникнуты демократическими и гуманистическими идеями. Критика революционного террора после 1917 в письмах к А. В. Луначарскому (1922). Редактор журнала «Русское богатство» (1895-1918), почетный академик Российской АН (1918).

Домашнее задание:

Написать эссе

«Каким предстаёт Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников»



































Дополнительный материал к 3 уроку.

  1. П. В. АННЕНКОВ ИЗ "ЗАМЕЧАТЕЛЬНОГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ"

В одно из моих посещений Белинского, перед обедом, когда он отдыхал от утренних писательских работ, я со двора дома увидел его у окна гостиной с большой тетрадью в руках и со всеми признаками волнения на лице. Он тоже заметил меня и прокричал: "Идите скорее, сообщу новость..." "Вот от этой самой рукописи, - продолжал он, поздоровавшись со мною, - которую вы видите, не могу оторваться второй день. Это - роман начинающего таланта: каков этот господин с виду и каков объем его мысли - еще не знаю, а роман открывает такие тайны жизни и характеров на Руси, которые до него и не снились никому. Подумайте, это первая попытка у нас социального романа, и сделанная притом так, как делают обыкновенно художники, то есть не подозревая и сами, что у них выходит. Дело тут простое: нашлись добродушные чудаки, которые полагают, что любить весь мир есть необычайная приятность и обязанность для каждого человека. Они ничего и понять не могут, когда колесо жизни со всеми ее порядками, наехав на них, дробит им молча члены и кости. Вот и все, - а какая драма, какие типы! Да, я и забыл вам сказать, что художника зовут Достоевский, а образцы его мотивов представлю сейчас". И Белинский принялся с необычайным пафосом читать места, наиболее поразившие его, сообщая им еще большую окраску своей интонацией и нервной передачей. Так встретил он первое произведение нашего романиста.

И этим еще не кончилось. Белинский хотел сделать для молодого автора то, что он делал уже для многих других, как, например, для Кольцова и Некрасова, - то есть высвободить его талант от резонерских наклонностей и сообщить ему сильные, так сказать, нервы и мускулы, которые помогли бы овладевать предметами прямо, сразу, не надрываясь в попытках, но тут критик встретил уже решительный отпор. В доме же Белинского прочитан был новым писателем и второй его рассказ: "Двойник"; это - сенсационное изображение лица, существование которого проходит между двумя мирами - реальным и фантастическим, не оставляя ему возможности окончательно пристроиться ни к одному из них. Белинскому нравился и этот рассказ по силе и полноте разработки оригинально странной темы, но мне, присутствовавшему тоже на этом чтении, показалось, что критик имеет еще заднюю мысль, которую не считает нужным высказать тотчас же. Он беспрестанно обращал внимание Достоевского на необходимость набить руку, что называется, в литературном деле, приобрести способность легкой передачи своих мыслей, освободиться от затруднений изложения. Белинский, видимо, не мог освоиться с тогдашней, еще расплывчатой, манерой рассказчика, возвращавшегося поминутно на старые свои фразы, повторявшего и изменявшего их до бесконечности, и относил эту манеру к неопытности молодого писателя, еще не успевшего одолеть препятствий со стороны языка и формы. Но Белинский ошибся: он встретил не новичка, а совсем уже сформировавшегося автора, обладающего потому и закоренелыми привычками работы, несмотря на то, что он являлся, по-видимому, с первым своим произведением. Достоевский выслушивал наставления критика благосклонно и равнодушно. Внезапный успех, полученный его повестью, сразу оплодотворил в нем те семена и зародыши высокого уважения к самому себе и высокого понятия о себе, какие жили в его душе. Успех этот более чем освободил его от сомнений и колебаний, которыми сопровождаются обыкновенно первые шаги авторов: он еще принял его за вещий сон, пророчивший венцы и капитолии. Так, решаясь отдать роман свой в готовившийся тогда альманах, автор его совершенно спокойно и как условие, следующее ему по праву, потребовал, чтоб его роман был отличен от всех других статей книги особенным типографским знаком, например - каймой.

Впоследствии из Достоевского вышел, как известно, изумительный искатель редких, поражающих феноменов человеческого мышления и сознания, который одинаково прославился верностию, ценностию, интересом своих психических открытий и количеством обманных образов и выводов, полученных путем того же самого тончайшего, хирургически острого, так сказать, психического анализа, какой помог ему создать и все наиболее яркие его типы. С Белинским он вскоре разошелся - жизнь развела их в разные стороны, хотя довольно долгое время взгляды и созерцание их были одинаковы.


  1. H. Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ МОИ СВИДАНИЯ С Ф. М. ДОСТОЕВСКИМ

Через несколько дней после пожара, истребившего Толкучий рынок, слуга подал мне карточку с именем Ф. М. Достоевского и сказал, что этот посетитель желает видеть меня. Я тотчас вышел в зал; там стоял человек среднего роста или поменьше среднего, лицо которого было несколько знакомо мне по портретам. Подошедши к нему, я попросил его сесть на диван и сел подле со словами, что мне очень приятно видеть автора "Бедных людей". Он, после нескольких секунд колебания, отвечал мне на приветствие непосредственным, без всякого приступа, объяснением цели своего визита в словах коротких, простых и прямых, приблизительно следующих: "Я к вам по важному делу с горячей просьбой. Вы близко знаете людей, которые сожгли Толкучий рынок, и имеете влияние на них. Прошу вас, удержите их от повторения того, что сделано ими". Я слышал, что Достоевский имеет нервы расстроенные до беспорядочности, близкой к умственному расстройству, но не полагал, что его болезнь достигла такого развития, при котором могли бы сочетаться понятия обо мне с представлениями о поджоге Толкучего рынка. Увидев, что умственное расстройство бедного больного имеет характер, при котором медики воспрещают всякий спор с несчастным, предписывают говорить все необходимое для его успокоения, я отвечал: "Хорошо, Федор Михайлович, я исполню ваше желание". Он схватил меня за руку, тискал ее, насколько доставало у него силы, произнося задыхающимся от радостного волнения голосом восторженные выражения личной его благодарности мне за то, что по уважению к нему избавляю Петербург от судьбы быть сожженным, на которую был обречен этот город. Заметив через несколько минут, что порыв чувства уже утомляет его нервы и делает их способными успокоиться, я спросил моего гостя о первом попавшемся мне на мысль постороннем его болезненному увлечению и с тем вместе интересном для него деле, как велят поступать в подобных случаях медики. Я спросил его, в каком положении находятся денежные обстоятельства издаваемого им журнала, покрываются ли расходы, возникает ли возможность начать уплату долгов, которыми журнал обременил брата его, Михаила Михайловича, можно ли ему и Михаилу Михайловичу надеяться, что журнал будет кормить их. Он стал отвечать на данную ему тему, забыв прежнюю; я дал ему говорить о делах его журнала сколько угодно. Он рассказывал очень долго, вероятно часа два. Я мало слушал, но делал вид, что слушаю. Устав говорить, он вспомнил, что сидит у меня много времени, вынул часы, сказал, что и сам запоздал к чтению корректур, и, вероятно, задержал меня, встал, простился. Я пошел проводить его до двери, отвечая, что меня он не задержал, что, правда, я всегда занят делом, но и всегда имею свободу отложить дело и на час и на два. С этими словами я раскланялся с ним, уходившим в дверь.

Через неделю или полторы зашел ко мне незнакомый человек скромного и почтенного вида. Отрекомендовавшись и, по моему приглашению, усевшись, он сказал, что думает издать книгу для чтения малообразованным, но любознательным людям, не имеющим много денег; это будет нечто вроде хрестоматии для взрослых; вынул два или три листа и попросил меня прочесть их. Это было оглавление его предполагаемой книги. Взглянув на три, четыре строки первой, потом четвертой или пятой страниц, я сказал ему, что читать бесполезно: по строкам, попавшимся мне на глаза, достаточно ясно, что подбор сделан человеком, хорошо понявшим, каков должен быть состав хрестоматии для взрослых, прекрасно знающим нашу беллетристику и популярную научную литературу, что никаких поправок или пополнений не нужно ему слышать от меня. Он сказал на это, что в таком случае есть у него другая просьба: он человек, чуждый литературному миру, не знакомый ни с одним литератором; он просит меня, если это не представляет мне особого труда, выпросить у авторов выбранных им для его книги отрывков дозволения воспользоваться ими. Цена книги была назначена очень дешевая, только покрывающая издержки издания при распродаже всех экземпляров. Потому я сказал моему гостю, что ручаюсь ему за согласие почти всех литераторов, отрывки из которых он берет, и при случае скажу тем, с кем видаюсь, что дал от их имени согласие, а с теми, о ком не знаю вперед, одобрят ли они согласие, данное за них, я безотлагательно поговорю и прошу его пожаловать ко мне за их ответом дня через два. Сказав это, я просмотрел имена авторов в оглавлении, нашел в них только одного такого, в согласии которого не мог быть уверен без разговора с ним; это был Ф. М. Достоевский. Я выписал из оглавления книги, какие отрывки его рассказов предполагается взять, и на следующее утро отправился к нему с этой запиской, рассказал ему, в чем дело, попросил его согласия. Он охотно дал. Просидев у него, сколько требовала учтивость, вероятно больше пяти минут и наверное меньше четверти часа, я простился. Разговор в эти минуты, по получении его согласия, был ничтожный; кажется, он хвалил своего брата Михаила Михайловича и своего сотрудника г. Страхова; наверное, он говорил что-то в этом роде; я слушал, не противоречил, не выражал одобрения. Дав хозяину кончить начатую тему разговора, я пожелал его журналу успеха, простился и ушел.

Это были два единственные случая, когда я виделся с Ф. М. Достоевским.

  1. В. Г. КОРОЛЕНКО ИЗ "ИСТОРИИ МОЕГО СОВРЕМЕННИКА"

ПОХОРОНЫ НЕКРАСОВА И РЕЧЬ ДОСТОЕВСКОГО НА ЕГО МОГИЛЕ

В конце 1877 года умер Некрасов. Он хворал давно, а зимой того года он уже прямо угасал. Но и в эти последние месяцы в "Отечественных записках" появлялись его стихотворения. Достоевский в своем "Дневнике писателя" говорит, что эти последние стихотворения не уступают произведениям лучшей поры некрасовского творчества. Легко представить себе, как они действовали на молодежь. Все знали, что дни поэта сочтены, и к Некрасову неслись выражения искреннего и глубокого сочувствия со всех сторон. <...>

Когда он умер (27 декабря 1877 г.), то, разумеется, его похороны не могли пройти без внушительной демонстрации. В этом случае чувства молодежи совпадали с чувствами всего образованного общества, и Петербург еще никогда не видел ничего подобного. Вынос начался в 9 часов утра, а с Новодевичьего кладбища огромная толпа разошлась только в сумерки. Полиция, конечно, была очень озабочена. Пушкин в "Поездке в Эрзерум" рассказывал, как на какой-то дороге, на границе Грузии и Армении, он встретил простую телегу, на которой лежал деревянный гроб. "Грибоеда везем", - пояснили ему возчики-грузины. Тело самого Пушкина, как известно, было выволочено из Петербурга подобным же образом, бесчестно и тайно. Эти времена давно прошли, и власти были уже не в силах удержать проявление общественных симпатий. Некрасова хоронили очень торжественно и на могиле говорили много речей. Помню стихи, прочитанные Панютиным, потом говорил Засодимский и еще несколько человек, но настоящим событием была речь Достоевского.

Мне с двумя-тремя товарищами удалось пробраться по верхушке каменной ограды почти к самой могиле. Я стоял на остроконечной жестяной крыше ограды, держась за ветки какого-то дерева, и слышал все. Достоевский говорил тихо, но очень выразительно и проникновенно. Его речь вызвала потом много шума в печати. Когда он поставил имя Некрасова вслед за Пушкиным и Лермонтовым, кое-кому из присутствующих это показалось умалением Некрасова.

- Он выше их!.. - крикнул кто-то, и два-три голоса поддержали его.

- Да, выше... Они только байронисты.

Скабичевский со своей простоватой прямолинейностью объявил в "Биржевых ведомостях", что "молодежь тысячами голосов провозгласила первенство Некрасова". Достоевский отвечал на это в "Дневнике писателя". Но когда впоследствии я перечитывал по "Дневнику" эту полемику, я не встретил в ней того, что на меня и многих моих сверстников произвело впечатление гораздо более сильное, чем спор о первенстве, которого многие тогда и не заметили. Это было именно то место, когда Достоевский своим проникновенно-пророческим, как мне казалось, голосом назвал Некрасова последним великим поэтом из "господ". Придет время, и оно уже близко, когда новый поэт, равный Пушкину, Лермонтову, Некрасову, явится из самого народа...

- Правда, правда!.. - восторженно кричали мы Достоевскому, и при этом я чуть не свалился с ограды.

Да, это казалось нам таким радостным и таким близким... Вся нынешняя культура направлена ложно. Она достигает порой величайших степеней развития, но тип ее, теперь односторонний и узкий, только с пришествием народа станет неизмеримо полнее и потому выше.

Достоевский, разумеется, расходился в очень многом и очень важном со своими восторженными слушателями. Впоследствии он говорил о том, что народ признает своим только такого поэта, который почтит то же, что чтит народ, то есть, конечно, самодержавие и официальную церковь. Но это уже были комментарии. Мне долго потом вспоминались слова Достоевского именно как предсказание близости глубокого социального переворота, как своего рода пророчество о народе, грядущем на арену истории.





Прикладной курс по русской литературе «Ф. М. Достоевский в жизни и творчестве»

Урок 4 ___________________

Тема: Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников.

Цели: продолжить работу по изучению жизни и творчества Ф. М. Достоевского, углубить знания учащихся;

развивать навык составления синхронистической таблицы;

воспитывать чувство сопереживания.

Наглядность: слайды «Жизненный путь Ф. М. Достоевского»

Ход урока:

I Оргмомент

II Чтение и обсуждение домашних эссе

«Каким предстаёт Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников».


III Знакомство с фрагментами из воспоминаний о Ф. Достоевском

его жены Анны Григорьевны.


IV Составление синхронистической таблицы

Год

Событие в жизни Чехова

Важнейшие политические и культурные события. Научные открытия.

Литература. Театр.

Изобразительное искусство. Архитектура.

Музыка.

1821

Рождение писателя





Домашнее задание:

завершить работу над таблицей.









Дополнительный материал к 4 уроку


О последних днях Федора Михайловича Достоевского

(по рассказам его жены Анны Григорьевны):

Первую половину января Федор Михайлович чувствовал себя превосходно, бывал у знакомых и даже согласился участвовать в домашнем спектакле, который предполагали устроить у графини С.А. Толстой в начале следующего месяца. Шла речь о постановке двух-трех сцен из трилогии графа А.К. Толстого, и Федор Михайлович брал на себя роль схимника в «Смерти Иоанна Грозного».

Припадки эпилепсии уже три месяца не мучили его, и его бодрый, оживленный вид давал всем нам надежду, что зима пройдет благополучно. Со средины января Федор Михайлович сел за работу январского «Дневника», в котором ему хотелось высказать свои мысли и пожелания по поводу «Земского собора». <…> К 25 января статья была готова и сдана в типографию для набора, так что оставалось лишь прокорректировать окончательно, сдать цензору и печатать с тем, чтобы выдать номер «Дневника» в последний день месяца.

25 января было воскресенье, и у нас было много посетителей. Пришел профессор Ор. Ф. Миллер и просил моего мужа читать 29 января, в день кончины Пушкина, на литературном вечере в пользу студентов. Не зная, какова будет судьба его статьи о Земском соборе и не придется ли заменить ее другою, Федор Михайлович сначала отказывался от участия в вечере, но потом согласился. Был Федор Михайлович, как замечено было всеми нашими гостями, вполне здоров и весел, и ничто не предвещало того, что произошло через несколько часов.

Утром 26 января. Федор Михайлович встал, по обыкновению, в час дня, и когда я пришла в кабинет, то рассказал мне, что ночью с ним случилось маленькое происшествие: его вставка с пером упала на пол и закатилась под этажерку (а вставкой этой он очень дорожил, так как, кроме писания, она служила ему для набивки папирос). Чтобы достать вставку, Федор Михайлович отодвинул этажерку. Очевидно, вещь была тяжелая, и Федору Михайловичу пришлось сделать усилие, от которого внезапно порвалась легочная артерия и пошла горлом кровь; но так как крови вышло незначительное количество, то муж не придал этому обстоятельству никакого значения и даже меня не захотел беспокоить ночью. Я страшно встревожилась и, не говоря ничего Федору Михайловичу, послала нашего мальчика Петра к доктору Я. Б. фон Бретцелю, который постоянно лечил мужа, просить его немедленно приехать. К несчастию, тот уже успел уехать к больным и мог приехать только после пяти.

Федор Михайлович был совершенно спокоен, говорил и шутил с детьми и принялся читать «Новое время». Часа в три пришел к нам один господин, очень добрый и который был симпатичен мужу, но обладавший недостатком - всегда страшно спорить. Заговорили о статье в будущем «Дневнике»; собеседник начал что-то доказывать, Федор Михайлович, бывший несколько в тревоге по поводу ночного кровотечения, возражал ему, и между ними разгорелся горячий спор. Мои попытки сдержать спорящих были неудачны, хотя я два раза говорила гостю, что Федор Михайлович не совсем здоров, и ему вредно громко и много говорить. Наконец, около пяти часов, гость ушел и мы собирались идти обедать, как вдруг Федор Михайлович присел на свой диван, помолчал минуты три, и вдруг, к моему ужасу, я увидела, что подбородок мужа окрасился кровью и она тонкой струей течет по его бороде. Я закричала, и на мой зов прибежали дети и прислуга. Федор Михайлович, впрочем, не был испуган, напротив, стал уговаривать меня и заплакавших детей успокоиться; он повел детей к письменному столу и показал им только что присланный номер «Стрекозы», где была карикатура двух рыболовов, запутавшихся в сетях и упавших в воду. Он даже прочел детям это стихотворение, и так весело, что дети успокоились. Прошло спокойно около часу, и приехал доктор, за которым я вторично послала. Когда доктор стал осматривать и выстукивать грудь больного, с ним повторилось кровотечение и на этот раз столь сильное, что Федор Михайлович потерял сознание. Когда его привели в себя - первые слова его, обращенные ко мне, были:

- Аня, прошу тебя, пригласи немедленно священника, я хочу исповедаться и причаститься!

Хотя доктор стал уверять, что опасности особенной нет, но, чтоб успокоить больного, я исполнила его желание. Мы жили вблизи Владимирской церкви, и приглашенный священник, о. Мегорский, чрез полчаса был уже у нас. Федор Михайлович спокойно и добродушно встретил батюшку, долго исповедовался и причастился. Когда священник ушел, и я с детьми вошла в кабинет, чтобы поздравить Федора Михайловича с принятием святых тайн, то он благословил меня и детей, просил их жить в мире, любить друг друга, любить и беречь меня. Отослав детей, Федор Михайлович благодарил меня за счастье, которое я ему дала, и просил меня простить, если он в чем-нибудь огорчил меня. Я стояла ни жива ни мертва, не имея силы сказать что-нибудь в ответ. Вошел доктор, уложил больного на диван, запретил ему малейшее движение и разговор и тотчас попросил послать за двумя докторами, одним, его знакомым, А. А. Пфейфером и за профессором Д. И. Кошлаковым, с которым муж мой иногда советовался. Кошлаков, поняв из записки доктора фон Бретцеля, что положение больного тяжелое, тотчас приехал к нам. На этот раз больного не тревожили осматриванием и Кошлаков решил, что так как крови излилось сравнительно немного (в три раза - стакана два), то может образоваться «пробка», и дело пойдет на выздоровление. Доктор фон Бретцель всю ночь провел у постели Федора Михайловича, который, по-видимому, спал спокойно. Я тоже заснула лишь под утро.

Весь день 27 января прошел спокойно: кровотечение не повторялось, Федор Михайлович, по-видимому, успокоился, повеселел, велел позвать детей и даже шепотом с ними поговорил. Между тем весть о тяжелой болезни Федора Михайловича разнеслась по городу, и с двух часов до позднего вечера раздавались звонки, которые пришлось привязать: приходили узнавать о здоровье знакомые и незнакомые, приносили сочувственные письма, присылались телеграммы. К больному запрещено было кого-либо допускать, и я только на две-три минуты выходила к знакомым, чтоб сообщить о положении здоровья. Федор Михайлович был чрезвычайно доволен общим вниманием и сочувствием, шепотом меня расспрашивал и даже продиктовал несколько слов в ответ на одно доброе письмо. Приехал профессор Кошлаков, нашел, что положение значительно улучшилось, и обнадежил больного, что через неделю он будет в состоянии встать с постели, а через две - совсем поправится. Он велел больному как можно больше спать; поэтому весь наш дом довольно рано улегся на покой. Так как прошлую ночь я провела в креслах и плохо спала, то на эту ночь мне постлали постель на тюфяке, на полу рядом с диваном, где лежал Федор Михайлович, чтоб ему легче было меня позвать. Утомленная бессонною ночью и беспокойным днем, я быстро заснула, ночью несколько раз поднималась и при свете ночника видела, что мой дорогой больной спокойно спит. Проснулась я около семи утра и увидела, что муж смотрит в мою сторону.

- Ну, как ты себя чувствуешь, дорогой мой? - спросила я, наклонившись к нему.

- Знаешь, Аня,- сказал Федор Михайлович полушепотом,- я уже часа три как не сплю и все думаю, и только теперь сознал ясно, что я сегодня умру.

- Голубчик мой, зачем ты это думаешь? - говорила я в страшном беспокойстве,- ведь тебе теперь лучше, кровь больше не идет, очевидно, образовалась «пробка», как говорил Кошлаков. Ради бога, не мучай себя сомнениями, ты будешь еще жить, уверяю тебя!

- Нет, я знаю, я должен сегодня умереть. Зажги свечу, Аня, и дай мне Евангелие!

Это Евангелие было подарено Федору Михайловичу в Тобольске (когда он ехал на каторгу) женами декабристов (П.Е. Анненковой, ее дочерью Ольгой Ивановной, Н.Д. Муравьевой-Апостол Фон-Визиной). Они упросили смотрителя острога позволить им видеться с приехавшими политическими преступниками, пробыли с ними час и «благословили их в новый путь, перекрестили и каждого оделили Евангелием - единственная книга, позволенная в остроге». Федор Михайлович не расставался с этою святою книгою во все четыре года пребывания в каторжных работах. Впоследствии она всегда лежала у мужа на виду на его письменном столе, и он часто, задумав или сомневаясь в чем-либо, открывал наудачу это Евангелие и прочитывал то, что стояло на первой странице (левой от читавшего). И теперь Федор Михайлович пожелал проверить свои сомнения по Евангелию. Он сам открыл святую книгу и просил прочесть.

Открылось Евангелие от Матфея. Гл. III, ст. II: «Иоанн же удерживал его и говорил: мне надобно креститься от тебя, и ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: не удерживай, ибо так надлежит нам исполнить великую правду».

- Ты слышишь - «не удерживай» -значит, я умру,- сказал муж и закрыл книгу.

Я не могла удержаться от слез. Федор Михайлович стал меня утешать, говорил мне милые ласковые слова, благодарил за счастливую жизнь, которую он прожил со мной. Поручал мне детей, говорил, что верит мне и надеется, что я буду их всегда любить и беречь. Затем сказал мне слова, которые редкий из мужей мог бы сказать своей жене после четырнадцати лет брачной жизни:

- Помни, Аня, я тебя всегда горячо любил и не изменял тебе никогда, даже мысленно!

Я была до глубины души растрогана его задушевными словами, но и страшно встревожена, опасаясь, как бы волнение не принесло ему вреда. Я умоляла его не думать о смерти, не огорчать всех нас своими сомнениями, просила отдохнуть, уснуть. Муж послушался меня, перестал говорить, но по умиротворенному лицу было ясно видно, что мысль о смерти не покидает его и что переход в иной мир ему не страшен.

Около девяти утра Федор Михайлович спокойно уснул, не выпуская моей руки из своей. Я сидела, не шевелясь, боясь каким-нибудь движением нарушить его сон. Но в одиннадцать часов муж внезапно проснулся, привстал с подушки, и кровотечение возобновилось. Я была в полном отчаянии, хотя изо всех сил старалась иметь бодрый вид и уверяла мужа, что крови вышло немного и что, наверно, как и третьего дня, опять образуется «пробка». На мои успокоительные слова Федор Михайлович только печально покачал головой, как бы вполне убежденный в том, что предсказание о смерти сегодня же сбудется.

Среди дня опять стали приходить родные, знакомые и незнакомые, опять приносили письма и телеграммы. Приехал пасынок Федора Михайловича, которого я накануне письмом уведомила о болезни мужа. Павел Александрович непременно хотел войти к больному, но доктор его не пустил; тогда он стал в щелку двери подглядывать в комнату. Федор Михайлович заметил его подглядывания, взволновался и сказал: «Аня, не пускай его ко мне, он меня расстроит!»

Между тем П. А. Исаев очень волновался и говорил всем приходившим узнавать о положении Федора Михайловича, знакомым и незнакомым, что у «отца» не составлено духовного завещания и что надо привезти на дом нотариуса, чтобы Федор Михайлович мог лично распорядиться тем, что ему принадлежит. Приехавший навестить больного профессор Кошлаков, узнав от пасынка о намерении его привезти нотариуса, воспротивился этому и объявил, что необходимо изо всех сил беречь силы больного, что подобная деловая сцена, где потребуются от него распоряжения и объяснения, может только укрепить мысли о скорой смерти, что всякое волнение может погубить больного.

В сущности, в духовном завещании не было надобности: литературные права на произведения Федора Михайловича были им подарены мне еще в 1873 году. Кроме пяти тысяч рублей, оставшихся в редакции «Русского вестника», у Федора Михайловича ничего не было, а наследниками этих небольших денег являлись мы, то есть дети и я. Я весь день ни на минуту не отходила от мужа; он держал мою руку в своей и шепотом говорил: «Бедная... дорогая... с чем я тебя оставляю... бедная, как тебе тяжело будет жить!..»

Я успокаивала его, утешала надеждой на выздоровление, но ясно, что в нем самом этой надежды не было, и его мучила мысль, что он оставляет семью почти без средств. Ведь те четыре-пять тысяч, которые хранились в редакции «Русского вестника», были единственными нашими ресурсами.

Несколько раз он шептал: «Зови детей». Я звала, муж протягивал им губы, они целовали его и, по приказанию доктора, тотчас уходили, а Федор Михайлович провожал их печальным взором. Часа за два до кончины, когда пришли на его зов дети, Федор Михайлович велел отдать Евангелие своему сыну Феде.

<…> Около семи часов у нас собралось много народу в гостиной и в столовой и ждали Кошлакова, который около этого часа посещал нас. Вдруг безо всякой видимой причины Федор Михайлович вздрогнул, слегка поднялся на диване, и полоска крови вновь окрасила его лицо. Мы стали давать Федору Михайловичу кусочки льда, но кровотечение не прекращалось. Около этого времени опять приехал Майков с своею женою, и добрая Анна Ивановна решила съездить за доктором Н. П. Черепниным. Федор Михайлович был без сознания, дети и я стояли на коленях у его изголовья и плакали, изо всех сил удерживаясь от громких рыданий, так как доктор предупредил, что последнее чувство, оставляющее человека, это слух, и всякое нарушение тишины может замедлить агонию и продлить страдания умирающего. Я держала руку мужа в своей руке и чувствовала, что пульс его бьется все слабее и слабее. В восемь часов тридцать восемь минут вечера Федор Михайлович отошел в вечность. Приехавший доктор П. П. Черепнин мог только уловить последние биения его сердца.<…>

К часу ночи все необходимые приготовления были окончены, и дорогой наш усопший уже возлежал на погребальном возвышении посредине своего кабинета. Пред изголовьем стояла этажерка с образом и горящей лампадой. Лицо усопшего было спокойно, и казалось, что он не умер, а спит и улыбается во сне какой-то узнанной им теперь «великой правде».

Прикладной курс по русской литературе «Ф. М. Достоевский в жизни и творчестве»

Урок 5 ___________________

Тема: Места, связанные с пребыванием Ф. М. Достоевского.

Цели: продолжить работу по изучению жизни и творчества Ф. М. Достоевского, углубить знания учащихся;

развивать кругозор учащихся;

воспитывать интерес к истории литературы.

Наглядность: слайды «Места, связанные с пребыванием Ф. М. Достоевского.»

Ход урока:

I Оргмомент

II Лекция с просмотром слайдов

«Места, связанные с пребыванием Ф. М. Достоевского».

Музей-квартира Ф. М. Достоевского в Москве - первый в мире музей великого русского писателя.
Он был открыт 11 ноября 1928 года в день рождения Ф. М. Достоевского и до 1970-х гг. был единственным музеем, посвящённым великому русскому писателю.
История увековечивания его памяти начата трудами вдовы писателя Анны Григорьевны Достоевской, когда ещё ощущалась живая связь с Ф.М. Достоевским. Помимо изданий сочинений Достоевского, она собрала свыше тысячи предметов, связанных с мужем.
Дирекция Императорского Исторического музея в Москве предложила ей поместить коллекцию в одну из башен здания Исторического музея. Так было положено основание «Музея памяти Фёдора Михайловича Достоевского» при Историческом музее. Однако, не расположенная в мемориальном пространстве и не рассчитанная на обозрение широкой публики, эта коллекция не могла стать музеем в строгом смысле слова. Им стала мемориальная квартира в одном из боковых флигелей бывшей Мариинской больницы для бедных, в которой прошли детские и отроческие годы писателя.
Ансамбль Мариинской больницы был воздвигнут архитекторами И. Жилярди и А. Михайловым по чертежам Д. Кварнеги, строившего такую же больницу на Литейном проспекте в Петербурге.

Московская квартира Достоевских в её пространстве (стены, печи) полностью сохранилась и ни разу не перестраивалась, поэтому музей Достоевского в Москве отличает очень высокая степень подлинности.
В 1979-1982 гг. в музее были проведены масштабные реставрационные работы. На основе воспоминаний А. М. Достоевского, планов и чертежей XIX века была восстановлена планировка помещений. Впервые мемориальная квартира обрела подлинный исторический антураж.
Назначение музея - передать атмосферу, в которой формировалась гениальная личность писателя.


Государственный Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского (Санкт-Петербург).

Идею создания музея вынашивала вдова писателя Анна Григорьевна Достоевская. В 1917 году она покинула Санкт-Петербург и год спустя умерла в полном одиночестве вдали от детей и внуков. Все предметы, находившиеся в доме, где жил Достоевский, были сданы ею при отъезде из Петербурга на один из складов на хранение и впоследствии пропали, а материалы архива, за некоторыми исключениями, попали в государственные архивы.

В этом доме Ф. М. Достоевский поселился с семьёй в октябре 1878 г. и прожил до дня своей смерти - 28 января (9 февраля) 1881 года. Музей был открыт к 150-летию со дня рождения писателя в 1971. Большой вклад в создание музея внес внук писателя Андрей Фёдорович Достоевский (1908-1968), собравший ценную коллекцию, посвященную памяти его знаменитого деда, - впоследствии она стала основой музея. Семейные реликвии передала и внучатая племянница Достоевского Мария Владимировна Савостьянова.

Музей занимает два этажа. На втором этаже находятся квартира писателя и основная экспозиция. Квартира писателя - угловая, как практически все его 20 петербургских квартир. Интерьеры комнат воссозданы по воспоминаниям современников и архивным материалам. Представлены подлинные вещи из семьи писателя и книги, подаренные музею его потомками.

Дом-музей Ф. М. Достоевского находится в городе Старая Русса Новгородской области.

В 1872 году семья Достоевских по совету друзей решила отправиться на лето в Старую Руссу. Они поселились в доме священника Румянцева, а уже в 1873 году Достоевские сняли двухэтажный деревянный дом. В мае 1876 года Достоевский выкупил дом с садом у его наследников. Дом стал первой недвижимой собственностью писателя. До этого времени семья Достоевских проживала только на съёмных квартирах.

Дом стал настоящим семейным гнездом, а сама Старая Русса местом, где писатель получал желанное уединение и тишину вдали от столичной суеты. Здесь был написаны «Братья Карамазовы», «Бесы» и другие произведения.

Дом Достоевских уцелел, пережив революцию и Гражданскую войну. В 1931 году на нём была установлена памятная доска.

Старая Русса была практически полностью уничтожена во время Великой Отечественной войны. Дом Достоевских - один из немногих, чудом уцелевших. Однако послевоенное состояние его было крайне плачевным. Тем не менее дом был сохранён и к 1961 году отреставрирован.

4 мая 1981 года дом Достоевских во всём своём объёме стал домом-музеем писателя и открылся для посещения. На втором этаже дома в шести комнатах, в которых проживала семья, по воспоминаниям жены, дочери писателя, а также людей их посещавших, была полностью восстановлена обстановка, окружавшая Достоевских, представлены подлинные вещи писателя и членов его семьи, фотографии, документы, прижизненные издания его произведений, мебель того времени.

Первым среди российских литераторов посетил Баден-Баден Василий Жуковский. Это было в 1827 году.

Русских шварцвальдский курорт привлекал не только своим мягким климатом и лечебными водами. Многие из них не смогли устоять против игровой лихорадки, начавшейся с открытием казино.

О пребывании в Баден-Бадене Федора Михайловича Достоевского напоминает бюст писателя, установленный у стены дома на Гернсбахерштрассе. Поселившись здесь в 1867 году вместе со своей молодой супругой Анной Сниткиной, автор "Игрока" проиграл в казино не только все припасенные на обратную дорогу в Россию деньги, но и свой костюм, обручальные кольца и даже "предпоследнее" платье жены.

Домашнее задание:

Групповые задания к читательской конференции по книгам

Павла Косенко «Сердце остаётся одно»

Дины Бреговой «Сибирское лихолетье Федора Достоевского»






Прикладной курс по русской литературе «Ф. М. Достоевский в жизни и творчестве»

Уроки 6-7 ___________________

Тема: Места, связанные с пребыванием Ф. М. Достоевского.

Читательская конференция по книгам

Павла Косенко «Сердце остаётся одно» и

Дины Бреговой «Сибирское лихолетье Федора Достоевского»

Цели: продолжить работу по изучению жизни и творчества Ф. М. Достоевского, углубить знания учащихся;

развивать навык самостоятельной работы с мемуарной литературой, устную речь учащихся;

воспитывать патриотизм.

Наглядность: слайдфильм «Сибирское лихолетье Федора Достоевского»

Ход урока:

I Оргмомент

II Слово учителя

После 8 месяцев, проведенных в крепости, Достоевский был признан виновным и первоначально приговорен к расстрелу, замененному уже на эшафоте 4 годами каторги с лишением «всех прав состояния» и последующей сдачей в солдаты. Каторгу отбывал в Омской крепости, среди уголовных преступников.

С января 1854 Достоевский служил рядовым в Семипалатинске, в 1855 произведен в унтер-офицеры, в 1856 в прапорщики. В следующем году ему было возвращено дворянство и право печататься. Тогда же он женился на М. Д. Исаевой, принимавшей еще до брака горячее участие в его судьбе. В Сибири Достоевский написал повести «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели» (обе напечатаны в 1859).

III Путешествие по карте «Путь на каторгу»

(выступление группы учащихся)



IV Вопросы для обсуждения книг Павла Косенко «Сердце остаётся одно» и

Дины Бреговой «Сибирское лихолетье Федора Достоевского».

  1. Какой период жизни писателя описывается в обеих книгах?

  2. Какая из книг является документально-биографической, а какая художественно-биографической? Какие преимущества есть у каждой?

  3. Каким предстает провинциальный Семипалатинск в обеих книгах?

  4. Какие основные эпизоды пребывания Достоевского в Семипалатинске выделяют авторы книг?

  5. Сравнив рассказы авторов о дружбе Достоевского и Уалиханова, сделайте вывод, какое значение в жизни каждого из них имела эта дружба? В какой книге эти отношения описаны наиболее полно и интересно?

  6. Какой показана авторами первая жена писателя М. Д. Исаева?

  7. Какая из книг вам кажется более интересной? Почему?

  8. Изменилось ли после чтения ваше представление о Ф. Достоевском?

V Заочная экскурсия с просмотром слайдов

«Литературно-мемориальный дом-музей Ф. Достоевского в Семипалатинске»

Основой музея стал деревянный полутораэтажный дом, в котором Ф.М. Достоевский снимал квартиру в 1857-1859 гг.

В октябре 1965 года решением Семипалатинского горисполкома часть дома на втором этаже была освобождена от жильцов для городской библиотеки №15. Заведующая библиотекой Зинаида Георгиевна Фурцева стала собирателем и хранителем материалов о писателе. Её усилиями и стараниями была заложена основа музея, создан первоначальный фонд.

Она наладила контакты с известными учеными-достоевсковедами, литераторами, музыкантами, художниками, актерами и добилась того, чтобы в 1967 году дом был полностью освобожден от жильцов. Летом 1968 года домик Достоевского посетил внук писателя А.Ф.Достоевский, приехавший из Ленинграда на 250-летний юбилей города Семипалатинска. С 1969 года библиотека-музей работала уже как филиал Историко-краеведческого музея.

В 1971 году, когда мировая общественность отмечала 150-летие со дня рождения Ф.Достоевского, музей стал самостоятельным, литературно-мемориальным. В 1972 году по инициативе первых областных руководителей архитекторами института «Семсельпроект» началась разработка двухэтажной пристройки к историческому домику. Строительные работы были завершены в 1976 году. Здание построено в виде памятника-книги: ломаная линия стен - страницы, торец здания - корешок. В оформлении нового здания принимали участие выпускники Ленинградского художественно-промышленного училища имени В. Мухиной: В. Одноколкин, Г. Козлитин, В. Гукасов, С. Широков. В 1977 г . рядом с музеем была установлена парная бронзовая скульптура «Ф.М.Достоевский и Ч.Ч.Валиханов» - работа скульптора Д. Элбакидзе.

За 37 лет своего существования музей накопил богатый фонд, который насчитывает более 19 000 единиц хранения.

Комплектование велось в соответствии с основными темами исследования музея: «Жизнь и творчество Достоевского», «Достоевский и наша современность», «Чокан Валиханов. Жизнь и творчество».

В фонде музея хранится уникальный документ - автограф Ф.М. Достоевского, а также редкие прижизненные издания произведений писателя и его современников, большая коллекция книг с автографами, мемуарная литература, дореволюционное литературоведение и т. д.

Музейная библиотека насчитывает около 14000 единиц хранения, ее комплектование началось задолго до открытия музея. Собранные здесь книги, журналы, редкие энциклопедические издания служат хорошим подспорьем для ученых-исследователей, студентов, учащихся.

Осенью 2003г. музеем совместно с Государственным университетом имени Шакарима была проведена международная научно-практическая конференция «Достоевский и мировая культура», собравшая на семипалатинской земле ученых-достоевсковедов, известных исследователей из городов России и Казахстана. Из далекого Санкт-Петербурга привез наилучшие пожелания успехов в дальнейшей работе праправнук писателя - Алексей Достоевский. По итогам работы конференции был издан сборник «Достоевский и мировая культура: художественное наследие и духовность».

Ежегодно музей принимает свыше 30 000 человек, в среднем за год проводится 1 200 экскурсий. Систематически переиздается цветной буклет «Музей Ф.М.Достоевского» на казахском и русском языках, издаются карманные календари с видами литературной экспозиции и мемориальной квартиры, идёт работа по подготовке путеводителя по музею.

При музее работает литературно-поэтический клуб «Иртышские огоньки». Семипалатинские мастера лиры совместно с другими творческими людьми города ежегодно весной и осенью проводят музыкально-поэтические вечера.

Домашнее задание:

индивидуальные задания по текстам Нового Завета

Прикладной курс по русской литературе «Ф. М. Достоевский в жизни и творчестве»

Урок 8 ___________________

Тема: Евангельские мотивы в творчестве Ф. М. Достоевского.

Цели: продолжить работу по изучению жизни и творчества Ф. М. Достоевского, углубить знания учащихся;

развивать кругозор учащихся, навык художественного пересказа;

воспитывать толерантность, нравственные принципы .

Наглядность: слайдфильм «Русская иконопись»

Ход урока:

I Оргмомент

II Вступительное слово учителя об Евангелии

Жизнь, слова и дела Иисуса Христа описаны в тех библейских книгах, которые называются Евангелие. В переводе с греческого евангелие означает «добрая весть».

Евангелие и другие книги учеников Христа составляют «Священное Писание Нового Завета». 27 книг Нового Завета написаны первыми учениками Иисуса Христа - апостолами (буквальное значение слова апостол - посланник).

Все библейские книги у христиан считаются священными; в них видят послание Бога к людям. Это значит, что и Бог и человек вместе создали библейский текст. От человека - вопросы к Богу, особенности речи и построения той или иной книги Библии. От Бога - вдохновение, мысли, содержание Писания. Порою - даже прямое обращение Бога к людям, то есть откровение.

Откровением называют такие моменты, когда что-то очень важное и ранее недоступное вдруг становится для нас очевидным. Иногда людям вдруг открывается красота природы. Иногда люди открываются друг другу. Поэты, писатели и художники создавали свои лучшие произведения в состоянии вдохновения, то есть в состоянии, когда им открывалось что-то прекрасное. Христиане же говорят об откровении Бога людям:

Бог может открываться людям через совесть.

Бог может открываться через других людей, которые вовремя что-то подсказали или отчего-то предостерегли.

Бог может открываться через красоту мира: ведь если так прекрасен наш мир, то, значит, прекрасен и его Творец.

Бог может открываться через обстоятельства жизни. Скажем, человек очень хотел приобрести что-то, но каждый раз желаемая цель ускользала. В таких случаях говорят «значит, не судьба» или - «нет на то воли Божией».

III Пересказ евангельских глав с показом слайдов.

  1. Рождество Христово.

  2. Поклонение волхвов.

  3. Избиение младенцев.

  4. Крещенье Господне.

  5. Притчи Христа:

  • Притча о сеятеле

  • Притча о жестоком заимодавце

  • Притча о милосердном самарянине

  • Притча о блудном сыне

  • Притча о богатом и Лазаре

  • Притча о мытаре и фарисее

  • Притча о злых виноградарях

  • Притча о десяти девах

  • Притча о талантах.

  1. Воскрешение Лазаря.

  2. Тайная вечеря.

IV Обсуждение ситуации выбора:

Почему герои евангельских притч поступают именно так?



Домашнее задание:

индивидуальные задания - сообщения

«Герои Ф. М. Достоевского - носители евангельской морали…

Сонечка Мармеладова,

князь Мышкин,

Алёша Карамазов».




































Прикладной курс по русской литературе «Ф. М. Достоевский в жизни и творчестве»

Урок 9 ___________________

Тема: Евангельские мотивы в творчестве Ф. М. Достоевского.

Цели: продолжить работу по изучению жизни и творчества Ф. М. Достоевского, углубить знания учащихся;

развивать навык устного выступления;

воспитывать нравственные принципы.

Наглядность: иллюстрации к романам Ф. Достоевского.

Ход урока:

I Оргмомент

II Лекция

«Достоевский и Евангелие»

Евангелие было главной книгой Достоевского.

"Я происходил из семейства русского и благочестивого, - писал Достоевский в 1873 году. - С тех пор как себя помню, я помню любовь ко мне родителей. Мы в семействе нашем знали Евангелие чуть не с первого детства. Мне было всего лишь десять лет, когда я уже знал почти все главные эпизоды русской истории из Карамзина, которого вслух по вечерам нам читал отец». Была в семье "святыня", "драгоценная память" - книга, по которой Федор и другие дети учились читать, - это "Сто четыре священные истории Ветхого и Нового Завета".

В 1880 г., определяя программу детского чтения, Достоевский писал: "Скажу лишь вообще: берите и давайте лишь то, что производит прекрасные впечатления и родит высокие мысли". Заключая свои советы, писатель указывал: "Над всем, конечно, Евангелие, Новый Завет в переводе». За этими советами стоит духовный опыт самого писателя, который метко назван одним из знатоков Достоевского "гениальным читателем".

22 декабря 1849 года, когда был объявлен приговор и были сделаны приготовления к казни осужденных, Достоевский был уверен, что через несколько минут умрет и "будет с Христом". Нежданное помилование он пережил как воскрешение из мертвых. Позже это не раз припомнилось в романах и в разговорах с современниками.

Во время почти двухнедельного пребывания в Тобольском тюремном замке недавние петрашевцы почувствовали "живейшую симпатию" и участие "ссыльных старого времени" и их жен. И здесь Достоевскому был первый знак судьбы: жены декабристов вручили ему символический дар - Новый Завет в русском переводе издания 1823 года. Этот дар стал событием в жизни Достоевского, залогом его будущего "перерождения убеждений", основанием его "новой жизни".

Ожидание исполнилось - на каторге произошло "перерождение убеждений". Суть того, что случилось, Достоевский выразил емкой формулой: "идеи меняются, сердце остается одно". "Перерождение убеждений" стало обретением духовной "почвы", народной правды, осознанием Истины и полным приятием Христа и Евангельского Слова.

Евангелие Достоевского вобрало в себя следы многолетнего чтения и раздумий писателя над страницами вечной книги, впитало каторжный пот и грязь, хранит самые ранние каторжные пометы - отметы ногтем. Оно осеняет жизнь и творчество гения. Евангелие было для Достоевского воистину "Благой Вестью", давним и вечно новым откровением о человеке, мире и правде Христа. Из этой книги Достоевский черпал духовные силы в Мертвом Доме, по ней он выучил читать и писать по-русски дагестанского татарина Алея, который признался ему на прощание, что он сделал его из каторжника человеком.

Он никогда не расставался с ней и брал с собой в дорогу. Во время творческих ночных бдений она лежала на виду на письменном столе. Когда ложился спать, всегда клал так, чтобы Евангелие было под рукой. По этой книге он поверял свои сомнения, загадывал свою судьбу и судьбы своих героев.

У Достоевского была почти религиозная концепция творчества. Как священник на исповеди, писатель был исповедником своих героев. Их грехи становились его грехами, увеличивая тяжесть его креста. Свою вину герои и их автор разрешают самим актом творчества: исповедью, покаянием и искуплением своих и чужих грехов.

III Выступления учащихся

«Герои Ф. М. Достоевского - носители евангельской морали…

Сонечка Мармеладова,

князь Мышкин,

Алёша Карамазов».


IV Обсуждение сообщений. Выбор наиболее интересного.

Домашнее задание:

сообщения о художниках, иллюстрировавших

произведения Ф. Достоевского.








Прикладной курс по русской литературе «Ф. М. Достоевский в жизни и творчестве»

Урок 10 ___________________

Тема: Произведения Ф. Достоевского глазами художников-иллюстраторов.

Цели: продолжить работу по изучению жизни и творчества Ф. М. Достоевского, углубить знания учащихся;

развивать навык самостоятельной работы со справочной литературой;

воспитывать художественный вкус.

Наглядность: иллюстрации к романам Ф. Достоевского.

Ход урока:

I Оргмомент

II Словарная работа

ГРАФИКА (греч. graphike, от grapho - пишу), вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография, монотипия и др.), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительностью. Графика делится на станковую (рисунок, не имеющий прикладного назначения), книжную и газетно-журнальную (иллюстрация), прикладную (промышленная графика, почтовые марки, экслибрисы) и плакат.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ (от лат. illustratio - освещение), пояснение словесной информации наглядными примерами, изображениями, а также область изобразительного искусства, составная часть искусства книги.

РИСУНОК, изображение, начертание на плоскости, основной вид графики. Выполняется (карандашом, пером, кистью, углем и т. д.) с помощью контурных линий, штрихов, в одном или нескольких цветах, преимущественно на бумаге.

ГРАВЮРА (франц. gravure), вид графики, в котором изображение является печатным оттиском рельефного рисунка, нанесенного на доску гравером. В Европе возникла на рубеже 14-15 вв. Различают гравюру выпуклую, когда краска покрывает поверхность выпуклого рисунка [гравюра на дереве (ксилография) или на линолеуме (линогравюра)], и углубленную, когда краска заполняет углубления (гравюра на металле). Наряду со станковыми гравюрами (эстампами) распространена книжная гравюра (иллюстрации).

РЕПРОДУКЦИЯ (от ре... и лат. produco - произвожу), воспроизведение полиграфическими или другими средствами произведений изобразительного искусства (картина, рисунок, фотоснимок и т. п.).

ЛУБОК (народная картинка), вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества.

ЛИТОГРАФИЯ (от лито... и «графия»), способ плоской печати, при котором печатной формой служит поверхность камня (известняка). Изобретена в 1798 А. Зенефельдером. Изображение на литографский камень наносят жирной литографской тушью или литографическим карандашом.



III Сообщения учащихся о художниках, иллюстрировавших

произведения Ф. Достоевского.

БОКЛЕВСКИЙ Петр Михайлович (1816-97), русский график. Альбомы остросатирических литографий и рисунков к произведениям Н. В. Гоголя (одни из самых лучших иллюстраций), А. Н. Островского, П. И. Мельникова-Печерского, Ф. М. Достоевского.

ДОБУЖИНСКИЙ Мстислав Валерианович [1875-1957], русский график и театральный художник. Книжная графика Добужинского (иллюстрации к «Свинопасу» Андерсена, издание 1922; «Белым ночам» Ф. М. Достоевского, 1923; «Трем толстякам» Олеши, издание 1928) оказала значительное влияние на развитие этого вида искусства в России.

КАРДОВСКИЙ Дмитрий Николаевич (1866-1943), российский художник, график и живописец, заслуженный деятель искусств России (1929). Мастер рисунка, иллюстраций.

ШМАРИНОВ Дементий Алексеевич (1907-1999), российский график, народный художник СССР (1967), действительный член Российской академии художеств (1992; действительный член Академии художеств СССР с 1953). Для иллюстраций характерны драматизм ситуаций, тщательная разработка психологии героев.

IV Обсуждение иллюстраций Д. Шмаринова к роману «Преступление и наказание»

Элективный курс Ф. М. Достоевский в жизни и творчестве Элективный курс Ф. М. Достоевский в жизни и творчестве Элективный курс Ф. М. Достоевский в жизни и творчестве

Домашнее задание:

нарисовать иллюстрацию к одному из произведений Ф. Достоевского










Прикладной курс по русской литературе «Ф. М. Достоевский в жизни и творчестве»

Урок 11 ___________________

Тема: Произведения Ф. Достоевского глазами художников-иллюстраторов.

Цели: продолжить работу по изучению жизни и творчества Ф. М. Достоевского, познакомить учащихся с творчеством художника Ильи Глазунова

развивать творческие способности учащихся;

воспитывать художественный вкус.

Наглядность: иллюстрации к романам Ф. Достоевского, выставка иллюстраций учщихся.


I Оргмомент


II Экскурсия по выставке.

Представление свое иллюстрации.

Устный отзыв о выставке.


III Мини-лекция

«Ф. Достоевский и его творчество на картинах Ильи Глазунова»

ГЛАЗУНОВ Илья Сергеевич (1930), российский живописец и график, народный художник СССР (1980); портретист, основатель и ректор Российской Академии живописи, ваяния и зодчества (с 1989).

Во время Великой Отечественной войны в блокадном Ленинграде умерли отец и мать будущего художника. Полуживого 11-летнего мальчика по ледовой дороге (по Ладоге) вывезли в далекую новгородскую деревню. Илья, вернувшись в Ленинград после прорыва блокады, окончил среднюю Художественную школу, затем Ленинградский художественный институт. Годы учения стали не только годами освоения классического наследия русской и европейской культуры, но и поисками своего пути в искусстве.

Многие работы художника, в том числе и первые, посвящены войне (серии «Ленинградская блокада. 1941-1944», 1956; «Дороги войны», 1951; «Годы войны», 1963).

Занимался как живописью, так и графикой «Портрет Ф. М. Достоевского». 1961).

В 1957, еще будучи студентом, выставил около сотни своих картин в Москве, в Центральном доме работников искусств. Широко известен художник стал и за рубежом: персональные выставки прошли в Польше (1960), Италии (1963), Дании (1966), Франции (1968) и многих других странах.

Как иллюстратор Глазунов работал над произведениями П. И. Мельникова-Печерского, Н. С. Лескова, А. А. Блока, А. И. Куприна, А. К. Толстого и др.

Особенно близок художнику мир Ф. М. Достоевского («Идиот», «Белые ночи», «Неточка Незванова», «Братья Карамазовы», «Записки из подполья»).

IV Обсуждение иллюстраций И. Глазунова к произведениям Ф. Достоевского

Элективный курс Ф. М. Достоевский в жизни и творчестве Элективный курс Ф. М. Достоевский в жизни и творчестве Элективный курс Ф. М. Достоевский в жизни и творчествеЭлективный курс Ф. М. Достоевский в жизни и творчестве Элективный курс Ф. М. Достоевский в жизни и творчестве Элективный курс Ф. М. Достоевский в жизни и творчестве



Домашнее задание:

письменный развёрнутый ответ на вопрос

«Работы какого художника к произведениям Ф. Достоевского вам понравились больше?

Почему?»




© 2010-2022