Лексические средства выразительности речи на уроках русского языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ф.И._____________________________________ класс ____________дата___________

Задание №1.

Работа по развитию речи.

Прочитайте текст.

Перед самым закатом у горизонта открывалось чистое небо и на березовую вершину садилось отдохнуть солнце, будто сказочная жар-птица. Запутавшись в ветвях, солнце рассыпалось пучками лучей. Скошенное поле вдруг озарялось низким, тревожным отсветом, вспыхивала и становилась отчетливо заметной каждая серебряная нитка паутины…

О чем текст?

Озаглавьте текст._______________________________________________

Определите основную тему текста_________________________________

Объяснить правописание выделенных слов.

__________________________________________________________________________

Найдите слова, употребленные в переносном значении (подчеркните их).

Задание №2.

Найдите омонимы и их разновидности.

Бобёр, в Лисе души не чая,___________________________________________________
К ней заглянул на чашку чая_________________________________________________
И вежливо спросил: "Не помешал?"____________________________________________
Лиса в ответ: "Ах, что вы, друг, напротив!"______________________________________
И села в кресло мягкое напротив,______________________________________________
И ложечкою чай он помешал._________________________________________________

Задание №3.

Работа в парах.

А) Соедините синонимы стрелками в связи со значением:

Мокрый зной

Мечтать удрать

холод грезить

убежать стужа

жара сырой

б) Соедините антонимы стрелками в связи со значением:

твердый низкий

сухой сладкий

горький толстый

тонкий мокрый

нежный широкий

узкий мягкий

высокий длинный

короткий просторный

острый тупой

тесный грубый

в) Соедините фразеологизмы стрелками в связи со значением:

водить за нос хорошо запомнить

зарубить на носу напакостить

бежать сломя голову опытный человек

подложить свинью обманывать

тертый калач быстро

Задание №4. Тест.

1. Словарный состав языка изучает наука:

А) фонетика
Б) синтаксис
В) лексикология
Г) пунктуация

2. Слово употреблено в переносном значении в обоих словосочетаниях:

А) каменное сердце, строить мост
Б) жар солнца, каменное здание
В) золотые слова, строить планы

Г) красное платье, деревянный стол.

3. В каком ряду слова являются многозначными:

А) звезда, искусственный, каменный;
Б) единственный, жалюзи, жокей;
В) каменистый, кафтан, композитор

Г) винегрет, медикамент, компьютер.

4. Укажите, как называются выделенные в словосочетании слова.

заставить вставать - заставить стульями

А) однозначными

Б) антонимами

В) синонимами

Г) омонимами

5. Укажите ошибочное утверждение.

А) Омонимы - это слова, близкие по значению.

Б) В толковом словаре указывается не только прямое, но и переносное значение слов.

В) Слова, имеющие противоположное лексическое значение, называются антонимами.

Г) Слова в словарях располагаются по алфавиту.

Самооценивание.

Оцените себя____________________________

Оцените работу своей группы______________





© 2010-2022