- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Лексические средства выразительности речи на уроках русского языка
Лексические средства выразительности речи на уроках русского языка
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Леванова Е.А. |
Дата | 10.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Ф.И._____________________________________ класс ____________дата___________
Задание №1.
Работа по развитию речи.
Прочитайте текст.
Перед самым закатом у горизонта открывалось чистое небо и на березовую вершину садилось отдохнуть солнце, будто сказочная жар-птица. Запутавшись в ветвях, солнце рассыпалось пучками лучей. Скошенное поле вдруг озарялось низким, тревожным отсветом, вспыхивала и становилась отчетливо заметной каждая серебряная нитка паутины…
О чем текст?
Озаглавьте текст._______________________________________________
Определите основную тему текста_________________________________
Объяснить правописание выделенных слов.
__________________________________________________________________________
Найдите слова, употребленные в переносном значении (подчеркните их).
Задание №2.
Найдите омонимы и их разновидности.
Бобёр, в Лисе души не чая,___________________________________________________
К ней заглянул на чашку чая_________________________________________________
И вежливо спросил: "Не помешал?"____________________________________________
Лиса в ответ: "Ах, что вы, друг, напротив!"______________________________________
И села в кресло мягкое напротив,______________________________________________
И ложечкою чай он помешал._________________________________________________
Задание №3.
Работа в парах.
А) Соедините синонимы стрелками в связи со значением:
Мокрый зной
Мечтать удрать
холод грезить
убежать стужа
жара сырой
б) Соедините антонимы стрелками в связи со значением:
твердый низкий
сухой сладкий
горький толстый
тонкий мокрый
нежный широкий
узкий мягкий
высокий длинный
короткий просторный
острый тупой
тесный грубый
в) Соедините фразеологизмы стрелками в связи со значением:
водить за нос хорошо запомнить
зарубить на носу напакостить
бежать сломя голову опытный человек
подложить свинью обманывать
тертый калач быстро
Задание №4. Тест.
1. Словарный состав языка изучает наука:
А) фонетика
Б) синтаксис
В) лексикология
Г) пунктуация
2. Слово употреблено в переносном значении в обоих словосочетаниях:
А) каменное сердце, строить мост
Б) жар солнца, каменное здание
В) золотые слова, строить планы
Г) красное платье, деревянный стол.
3. В каком ряду слова являются многозначными:
А) звезда, искусственный, каменный;
Б) единственный, жалюзи, жокей;
В) каменистый, кафтан, композитор
Г) винегрет, медикамент, компьютер.
4. Укажите, как называются выделенные в словосочетании слова.
заставить вставать - заставить стульями
А) однозначными
Б) антонимами
В) синонимами
Г) омонимами
5. Укажите ошибочное утверждение.
А) Омонимы - это слова, близкие по значению.
Б) В толковом словаре указывается не только прямое, но и переносное значение слов.
В) Слова, имеющие противоположное лексическое значение, называются антонимами.
Г) Слова в словарях располагаются по алфавиту.
Самооценивание.
Оцените себя____________________________
Оцените работу своей группы______________