- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Тест Олимпиада по литературе
Тест Олимпиада по литературе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Тесты |
Автор | Рудая В.А. |
Дата | 13.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Олимпиада по литературе
10 класс
Составила: Рудая В.А.,учитель русского языка и литературы МБОУ Троицкая СОШ, Заларинского района Иркутской, области, высшая квалификационная категории.
Блок I.
-
Знание художественного текста.
-
По цитатам, характеризующим персонаж, назовите персонаж, произведение, автора.
-
а) «Маленькая кокетка со второго взгляда заметила впечатление, произведённое ею на меня; она потупила большие голубые глаза; я стал с нею разговаривать, она отвечала мне безо всякой робости, как девушка, видавшая свет».
б) «Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары».
в) «Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заострённым носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум».
«Тонкие губы…. Его тёмно - белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа».
г) «Он был такой тоненький, беленький, на нём мундир был такой новенький, что я тотчас догадался, что он на Кавказе у нас недавно… . Славный был малый… только немножко странен… .»
д) «Люди так себе, ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан… на взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару…. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами…»
-
Определите название произведения и автора по финальным строкам (5б)
а) «Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и всё летит… . Дай ответ, не даёт ответа».
б) «Неужели, думал я, моё единственное назначение на земле - разрушать чужие надежды? С тех пор как я живу и действую, судьба как - то всегда приводила меня к развязке чужих драм, как будто без меня никто не мог ни умереть, ни прийти в отчаяние!»
в) «Кто бы ни был ты, о мой читатель,
Друг, недруг, я хочу с тобой
Расставаться нынче как приятель.
Прости. Чего бы ты за мной
Здесь ни искал в строфах небрежных,
Воспоминаний ли мятежных,
Отдохновенья ль от трудов,
Живых картин, иль острых слов,
Иль грамматических ошибок
Дай бог, чтоб в этой книжке ты
Для развлеченья, для мечты,
Для сердца, для журнальных сшибок
Хотя крупицу мог найти.
За сим расстанемся, прости!»
г) «Сама история только в тоску повергает: учишь, читаешь, что вот- де настала година бедствий, несчастлив человек; вот собирается с силами, работает, гомозится, страшно терпит и трудится, всё готовит ясные дни. Вот настали они - тут бы хоть сама история отдохнула: нет опять появились тучи, опять здание рухнуло, опять работать, работать, гомозиться… . Не остановятся ясные дни, бегут - и всё течёт жизнь, всё течёт, всё ломка да ломка».
-
В каких произведениях русской драматургии встречаются эти имена - персонажи?
Назвать произведение и автора.
а) Простакова
б) Стародум
в) Фамусов
г) Софья
д) Тихон
е) Лариса
ё) Антон Сквозник-Дмухановский
ж) Лель
-
Перу какого автора принадлежат пейзажные описания?
а) «Светлая струя пробежала по моему лицу; ещё нигде не румянилась заря; бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звёзды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья; и жидкий ранний ветерок уже пошёл бродить и порхать над землёю, не успел я отойти двух вёрст, как уже полились кругом меня сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света…»
б) «На дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали; всё казалось ей угрозой и печальным предзнаменованием… . Они сошли в сад. Метель не утихала; ветер дул навстречу, как будто силясь остановить молодую преступницу».
в) То солнце с неба знойного
В лесную глушь дремучую
Забросит луч - и чудо там.
Роса горит алмазами,
Позолотится мох.
…………………..
г) Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит
Лёд неокрепший на речке студёной,
Словно как тающий сахар лежит.
Блок II.
-
Назовите русских критиков, названия их статей и произведения, которым они посвящены.
-
Каким русским писателям и критикам посвящены некрасовские строки
а) «Учитель! Перед именем твоим
Позволь смиренно преклонить колени».
б) «Всё он изведал: тюрьму петербургскую,
Справки, допросы, жандармов любезности,
Всё - и раздольную степь Оренбургскую,
И её крепость…»
в) «Такого сына не рождала ты
И в недра не брала свои обратно:
Сокровища душевной красоты
Совмещены в нём были благодатно».
г) «Кипел, горел - и быстро ты угас!
Ты нас любил, ты дружеству был верен-
И мы тебя почтили в добрый час!
Ты по судьбе печальной беспримерен;»
д) Мы вышли вместе… Наобум
Я шёл во мраке ночи,
А ты… уж светел был твой ум,
И зорки были очи.
……………………
Непримиримый враг цепей
И верный друг народа!
До дна святую чашу пей-
На дне её - свобода!
-
Какие русские литературные шедевры создавались вдали от России?
-
Кто из русских писателей 19 века совершил кругосветное путешествие? Назовите произведение.
Блок III.
-
Назовите русских писателей - лауреатов Нобелевской премии.
-
Назовите литературные направления и дайте определение или раскройте их смысл.
-
Замените русскими синонимами заимствованные слова
эпилог-
актуальный-
классический-
традиции-
-
Объясните значение слов
а) эпитет-
б) сравнение-
в) метафора-
г) гипербола-
д) аллегория-
е) олицетворение-
ё) троп-
-
Назовите стихотворные размеры. По возможности приведите примеры.
-
Чем отличается лирическое произведение от эпического?
-
Какой поэт, подарив свой портрет другому поэту, сделал такую надпись: «Ученику победителю от побеждённого учителя»?
-
Откуда эти слова: «Здравствуй племя, молодое, незнакомое!»?
-
К слову слева подберите из четырёх, которое совпадало бы с ним по смыслу
прогрессивный - ( интеллектуальный, передовой, ловкий, отсталый)
идеал - ( фантазия, будущее, мудрость, совершенство)
аргумент - ( довод, согласие, спор, фраза )
миф - ( древность, творчество, предание, наука )
аморальный - ( устойчивый, трудный, неприятный, безнравственный )
анализ - ( факты, разбор, критика, умение )
эталон - ( копия, форма, основа, образец )
сентиментальный - ( поэтический, чувствительный, радостный, странный )
эффективный - ( необходимый, действенный, решительный, особый )
мораль - ( этика, развитие, способность, право )
негативный - ( неудачный, ложный, отрицательный, неосторожный )
10. Напишите небольшое стихотворение на любую вами выбранную тему.