- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Материалы для подготовки к олимпиаде по литературе 10 к
Материалы для подготовки к олимпиаде по литературе 10 к
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Фоменко Н.В. |
Дата | 23.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тексты для определение стихотворного размера.
Хоть я на заре моих дней, Пусть сосны и ели
О южные горы отторгнут от вас, Всю зиму торчат,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз: В снега и метели
Как сладкую песню отчизны моей, Закутавшись спят.
Люблю я Кавказ.
Сыны снегов, сыны славян, Посмотри - какая мгла
Зачем вы мужеством упали? В глубине долин легла!
Посреди небесных тел Ты не пой, соловей,
Лик луны туманный: Под моим окном,
Как он кругл и как он бел! Улети в леса
Точно блин с сметаной… Моей родины!
Кто скачет, кто мчится под хладной мглой?
Ездок запоздалый, с ним сын молодой.
К отцу, весь издрогнув, малютка приник:
Обняв, его держит и греет старик.
Чисто вечернее небо, Как мошки зарею,
Ясны далекие звезды, Крылатые звуки толпятся;
Ясны, как счастье ребенка» С любимой мечтою
О! для чего мне нельзя и подумать: Не хочется сердцу расстаться.
Звезды, вы ясны, как счастье моё!
Уноси мое сердце в звенящую даль, По горам две хмурых тучи
Где как месяц за рощей печаль; Знойным вечером блуждали
В этих звуках на жаркие слезы твои И на грудь скалы горючей
Кротко светит улыбка любви. К ночи медленно сползали
Неохотно и несмело Шепнуть о том, пред чем язык немеет,
Солнце смотрит на поля. Усилить бой бестрепетных сердец -
Чу, за тучей прогремело, Вот чем певец лишь избранный владеет,
Принахмурилась земля. Вот в чем его и признак и венец!
Не плоть, а дух растлились в наши дни, Еще весны душистой нега
И человек отчаянно тоскует… К нам не успела низойти,
Он к свету рвется из ночной тени Еще овраги полы снега,
И, свет обретши, ропщет и бунтует. Еще зарёй гремит телега…
Ель рукавом мне тропинку завесила. Внимая ужасам войны,
Ветер. В лесу одному При каждой новой жертве боя
Шумно, и жутко, и грустно, и весело, Мне жаль не друга, не жены,
Я ничего не пойму. Мне жаль не самого героя…
Задания для подготовки к олимпиаде 10 класс.
-
Назовите литературные псевдонимы, которыми пользовались эти авторы: И.В.Можейко, А.М.Пешков, Е.П.Катаев, А.П.Климентов, А.А.Горенко.
-
Назовите поэтов 20 века, которые так отзывались о себе в своих стихах:
-
Я московский озорной гуляка.
По всему тверскому околотку
В переулке каждая собака
Знает мою легкую походку.
-
Во всем мне хочется дойти до самой сути.
-
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
-
Напишите небольшую литературоведческую статью «сказ».
-
назовите литературных героев, которых характеризуют следующие детали:
зеленый драдедамовый платок -
широкий боливар -
бекеша со смушками -
фрак брусничного цвета с искрой -
этакое богатое тело - хоть сейчас в анатомический театр -
В сверкающий иней одета,
Стоит, холодеет она. -
Настоящий восточный халат… без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный -
Старое, ветхое, студенческое пальто -
-
назовите средства художественной выразительности, использованные в следующих произведениях.
Как зыблется твой блеск на сумраке лесов!
Как бледно брег ты озлатило!
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман…
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?
В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит один во всей вселенной.
Что движет твое необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряженная грудь?
Иль тянет тебя из земные неволи…
Ответы к заданиям для подготовки.
1. И.В.Можейко - Кир Булычев, А.М.Пешков - М. Горький, Е.П.Катаев - Е.Петров, А.П.Климентов - А.Платонов, А.А.Горенко - А.Ахматова.
2. Есенин, Пастернак, Цветаева
3. сказ - вид литературно-художественного повествования, подражающий фольклорным произведениям стилем, специфической интонацией и стилизацией речи для воспроизведения речи сказителя устных народных жанров или живой простонародной речи вообще. Характерная черта сказа - наличие рассказчика, не совпадающего с автором, стилистика речи которого не совпадает с современной литературной нормой.
4. зеленый драдедамовый платок - Соня Мармеладова
широкий боливар - Онегин
бекеша со смушками - Иван Иванович
фрак брусничного цвета с искрой - Чичиков
этакое богатое тело - хоть сейчас в анатомический театр - анна Сергеевна Одинцова
В сверкающий иней одета,
Стоит, холодеет она. - Дарья из поэмы Некрасова «Мороз, Красный нос»
Настоящий восточный халат… без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный - Обломов
Старое, ветхое, студенческое пальто - Раскольников
Выполните целостный анализ предложенного произведения. Вы можете опираться на данные после него вопросы, а можете выбрать собственный путь анализа. Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершённый текст.
О.Ф. Берггольц.
Есть время природы особого света,
неяркого солнца, нежнейшего зноя.
Оно называется бабье лето
и в прелести спорит с самою весною.
Уже на лицо осторожно садится
летучая, легкая паутина...
Как звонко поют запоздалые птицы!
Как пышно и грозно пылают куртины!
Давно отгремели могучие ливни,
всё отдано тихой и темною нивой...
Всё чаще от взгляда бываю счастливой,
всё реже и горше бываю ревнивой.
О мудрость щедрейшего бабьего лета,
с отрадой тебя принимаю... И всё же,
любовь моя, где ты, аукнемся, где ты?
А рощи безмолвны, а звезды всё строже...
Вот видишь - проходит пора звездопада,
и, кажется, время навек разлучаться...
...А я лишь теперь понимаю, как надо
любить, и жалеть, и прощать, и прощаться.
1956, 1960.
Опорные вопросы:
-
Какие средства выразительности раскрывают образ лирической героини?
-
Как переплетены образ природы и внутреннее состояние героини стихотворения?
-
В чем философское звучание стихотворения?
Критерии оценивания:
-
Понимание произведения как «сложно построенного смысла» (Ю.М. Лотман), последовательное и адекватное раскрытие этого смысла в динамике, в «лабиринте сцеплений», через конкретные наблюдения, сделанные по тексту.
Максимально 30 баллов. Шкала оценок: 0 - 10 - 20 - 30
2. Композиционная стройность работы и её стилистическая однородность. Точность формулировок, уместность цитат и отсылок к тексту произведения.
Максимально 15 баллов. Шкала оценок: 0 - 5 - 10 - 15
3. Владение теоретико-литературным понятийным аппаратом и умение использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы.
Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0 - 3 - 7 - 10
4. Историко-литературная эрудиция, отсутствие фактических ошибок, уместность использования фонового материала из области культуры и литературы.
Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0 - 3 - 7 - 10
5. Общая языковая и речевая грамотность (отсутствие языковых, речевых, грамматических ошибок). Примечание 1: сплошная проверка работы по привычным школьным критериям грамотности с полным подсчетом ошибок не предусматривается. Примечание 2: при наличии в работе речевых, грамматических, а также орфографических и пунктуационных ошибок, затрудняющих чтение и понимание текста, обращающих на себя внимание и отвлекающих от чтения (в среднем более трёх ошибок на страницу текста), работа по этому критерию получает ноль баллов.
Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0 - 1 - 3 - 5
Итого: максимальный балл - 70 баллов
N.B. Вопросы, предложенные школьникам, не обязательны для прямого ответа; их назначение лишь в том, чтобы направить внимание на существенные особенности проблематики и поэтики текста. Если ученик выбрал собственный путь анализа - он имел на это право, и оценивать надо работу в целом, а не наличие в ней ответов на опорные вопросы.
Перед вами стихотворения, посвященные поэтам ХIХ-ХХ веков. Прочитайте их и выполните следующие задания:
1) Определите, кто изображен в каждом стихотворении. Объясните, почему вы так решили. Какие детали помогли вам в этом?
2) Представьте, что вам нужно публиковать эти стихотворения в книге или Интернете со сносками или комментариями-гиперссылками. Что и как именно вы прокомментируете?
3) Если бы вы писали свои стихотворения о тех же поэтах, какими деталями вы бы дополнили их образ и почему? Дайте примеры 2-3 таких деталей.
4) Знаете ли вы другие примеры стихотворений, в которых поэты пишут о поэтах? Назовите их (максимум 5-6).
а) Георгий Иванов
(отрывок)
Мелодия становится цветком,
Он распускается и осыпается,
Он делается ветром и песком,
Летящим на огонь весенним мотыльком,
Ветвями ивы в воду опускается...
Проходит тысяча мгновенных лет,
И перевоплощается мелодия
В тяжёлый взгляд, в сиянье эполет,
В рейтузы, в ментик, в "Ваше благородие"
В корнета гвардии - о, почему бы нет?..
Туман... Тамань... Пустыня внемлет Богу.
- Как далеко до завтрашнего дня!..
б) Белла Ахмадулина
Каков?- Таков: как в Африке, курчав
и рус, как здесь, где вы и я, где север.
Когда влюблен - опасен, зол в речах.
Когда весна - хмур, нездоров, рассеян.
Ужасен, если оскорблен. Ревнив.
Рожден в Москве. Истоки крови - родом
из чуждых пекл, где закипает Нил.
Пульс - бешеный. Куда там нильским водам!
Гневить не следует: настигнет и убьет.
Когда разгневан - страшно смугл и бледен.
Когда железом ранен в жизнь, в живот -
не стонет, не страшится, кротко бредит.
В глазах - та странность, что белок белей,
чем нужно для зрачка, который светел.
Негр ремесла, а рыщет вдоль аллей,
как вольный франт. Вот так ее и встретил
в пустой аллее. Какова она?
Божественна! Он смотрит (злой, опасный).
Собаньская (Ржевуской рождена,
но рано вышла замуж, муж - Собаньский,
бесхитростен, ничем не знаменит,
тих, неказист и надобен для виду.
Его собой затмить и заманить
со временем случится графу Витту.
Об этом после). Двадцать третий год.
Одесса. Разом - ссылка и свобода.
Раб, обезумев, так бывает горд,
как он. Ему - двадцать четыре года.
Звать - Каролиной. О, из чаровниц!
В ней все темно и сильно, как в природе.
Но вот письма французский черновик
в моем, почти дословном, переводе.
в) АННА АХМАТОВА
Воронеж
О. М.
И город весь стоит оледенелый.
Как под стеклом деревья, стены, снег.
По хрусталям я прохожу несмело.
Узорных санок так неверен бег.
А над Петром воронежским - вороны,
Да тополя, и свод светло-зеленый,
Размытый, мутный, в солнечной пыли,
И Куликовской битвой веют склоны
Могучей, победительной земли.
И тополя, как сдвинутые чаши,
Над нами сразу зазвенят сильней,
Как будто пьют за ликованье наше
На брачном пире тысячи гостей.
А в комнате опального поэта
Дежурят страх и муза в свой черед.
И ночь идет,
Которая не ведает рассвета.
4 марта 1936
Критерии оценки творческого задания
1. Верное «узнавание» поэта - героя стихотворения - 1 балл
При наличии 3 стихотворений в задании и, соответственно, 3 поэтов максимальный балл - 3.
2. Точное и аргументированное объяснение своего выбора - 2 балла.
При наличии 3 стихотворений в задании - максимальный балл - 6.
3. Фактическая точность, уместность отбора реалий для комментария, соблюдение жанрово-стилистических норм в оформлении комментариев и ссылок - 3 балла.
При наличии 3 стихотворений в задании - максимальный балл - 9.
4. Точность, уместность, обоснованность деталей, дополняющих образ поэта - героя стихотворения - 2 балла.
При наличии 3 стихотворений в задании - максимальный балл - 6.
5. Дополнение списка стихотворений, посвящённых поэтам, - 3 балла (из расчёта 0,5 баллов за каждое правильно названное стихотворение).
6. Грамотное, выразительное речевое оформление ответов - 3 балла.
Итого: максимальный балл - 30 баллов