Материалы для подготовки к олимпиаде по литературе 10 к

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тексты для определение стихотворного размера.


Хоть я на заре моих дней, Пусть сосны и ели

О южные горы отторгнут от вас, Всю зиму торчат,

Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз: В снега и метели

Как сладкую песню отчизны моей, Закутавшись спят.

Люблю я Кавказ.

Сыны снегов, сыны славян, Посмотри - какая мгла

Зачем вы мужеством упали? В глубине долин легла!

Посреди небесных тел Ты не пой, соловей,

Лик луны туманный: Под моим окном,

Как он кругл и как он бел! Улети в леса

Точно блин с сметаной… Моей родины!

Кто скачет, кто мчится под хладной мглой?

Ездок запоздалый, с ним сын молодой.

К отцу, весь издрогнув, малютка приник:

Обняв, его держит и греет старик.

Чисто вечернее небо, Как мошки зарею,

Ясны далекие звезды, Крылатые звуки толпятся;

Ясны, как счастье ребенка» С любимой мечтою

О! для чего мне нельзя и подумать: Не хочется сердцу расстаться.

Звезды, вы ясны, как счастье моё!

Уноси мое сердце в звенящую даль, По горам две хмурых тучи

Где как месяц за рощей печаль; Знойным вечером блуждали

В этих звуках на жаркие слезы твои И на грудь скалы горючей

Кротко светит улыбка любви. К ночи медленно сползали

Неохотно и несмело Шепнуть о том, пред чем язык немеет,

Солнце смотрит на поля. Усилить бой бестрепетных сердец -

Чу, за тучей прогремело, Вот чем певец лишь избранный владеет,

Принахмурилась земля. Вот в чем его и признак и венец!

Не плоть, а дух растлились в наши дни, Еще весны душистой нега

И человек отчаянно тоскует… К нам не успела низойти,

Он к свету рвется из ночной тени Еще овраги полы снега,

И, свет обретши, ропщет и бунтует. Еще зарёй гремит телега…

Ель рукавом мне тропинку завесила. Внимая ужасам войны,

Ветер. В лесу одному При каждой новой жертве боя

Шумно, и жутко, и грустно, и весело, Мне жаль не друга, не жены,

Я ничего не пойму. Мне жаль не самого героя…


Задания для подготовки к олимпиаде 10 класс.


  1. Назовите литературные псевдонимы, которыми пользовались эти авторы: И.В.Можейко, А.М.Пешков, Е.П.Катаев, А.П.Климентов, А.А.Горенко.


  1. Назовите поэтов 20 века, которые так отзывались о себе в своих стихах:


  1. Я московский озорной гуляка.

По всему тверскому околотку

В переулке каждая собака

Знает мою легкую походку.


  1. Во всем мне хочется дойти до самой сути.


  1. Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.


  1. Напишите небольшую литературоведческую статью «сказ».


  1. назовите литературных героев, которых характеризуют следующие детали:

зеленый драдедамовый платок -

широкий боливар -

бекеша со смушками -

фрак брусничного цвета с искрой -

этакое богатое тело - хоть сейчас в анатомический театр -

В сверкающий иней одета,

Стоит, холодеет она. -

Настоящий восточный халат… без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный -

Старое, ветхое, студенческое пальто -


  1. назовите средства художественной выразительности, использованные в следующих произведениях.

Как зыблется твой блеск на сумраке лесов!

Как бледно брег ты озлатило!

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман…

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря?

В пустыне чахлой и скупой,

На почве, зноем раскаленной,

Анчар, как грозный часовой,

Стоит один во всей вселенной.

Что движет твое необъятное лоно?

Чем дышит твоя напряженная грудь?

Иль тянет тебя из земные неволи…


Ответы к заданиям для подготовки.


1. И.В.Можейко - Кир Булычев, А.М.Пешков - М. Горький, Е.П.Катаев - Е.Петров, А.П.Климентов - А.Платонов, А.А.Горенко - А.Ахматова.

2. Есенин, Пастернак, Цветаева

3. сказ - вид литературно-художественного повествования, подражающий фольклорным произведениям стилем, специфической интонацией и стилизацией речи для воспроизведения речи сказителя устных народных жанров или живой простонародной речи вообще. Характерная черта сказа - наличие рассказчика, не совпадающего с автором, стилистика речи которого не совпадает с современной литературной нормой.

4. зеленый драдедамовый платок - Соня Мармеладова

широкий боливар - Онегин

бекеша со смушками - Иван Иванович

фрак брусничного цвета с искрой - Чичиков

этакое богатое тело - хоть сейчас в анатомический театр - анна Сергеевна Одинцова

В сверкающий иней одета,

Стоит, холодеет она. - Дарья из поэмы Некрасова «Мороз, Красный нос»

Настоящий восточный халат… без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный - Обломов

Старое, ветхое, студенческое пальто - Раскольников








Выполните целостный анализ предложенного произведения. Вы можете опираться на данные после него вопросы, а можете выбрать собственный путь анализа. Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершённый текст.

О.Ф. Берггольц.

Есть время природы особого света,

неяркого солнца, нежнейшего зноя.

Оно называется бабье лето

и в прелести спорит с самою весною.

Уже на лицо осторожно садится

летучая, легкая паутина...

Как звонко поют запоздалые птицы!

Как пышно и грозно пылают куртины!

Давно отгремели могучие ливни,

всё отдано тихой и темною нивой...

Всё чаще от взгляда бываю счастливой,

всё реже и горше бываю ревнивой.

О мудрость щедрейшего бабьего лета,

с отрадой тебя принимаю... И всё же,

любовь моя, где ты, аукнемся, где ты?

А рощи безмолвны, а звезды всё строже...

Вот видишь - проходит пора звездопада,

и, кажется, время навек разлучаться...

...А я лишь теперь понимаю, как надо

любить, и жалеть, и прощать, и прощаться.

1956, 1960.

Опорные вопросы:

  1. Какие средства выразительности раскрывают образ лирической героини?

  2. Как переплетены образ природы и внутреннее состояние героини стихотворения?

  3. В чем философское звучание стихотворения?

Критерии оценивания:

  1. Понимание произведения как «сложно построенного смысла» (Ю.М. Лотман), последовательное и адекватное раскрытие этого смысла в динамике, в «лабиринте сцеплений», через конкретные наблюдения, сделанные по тексту.

Максимально 30 баллов. Шкала оценок: 0 - 10 - 20 - 30

2. Композиционная стройность работы и её стилистическая однородность. Точность формулировок, уместность цитат и отсылок к тексту произведения.

Максимально 15 баллов. Шкала оценок: 0 - 5 - 10 - 15

3. Владение теоретико-литературным понятийным аппаратом и умение использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы.

Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0 - 3 - 7 - 10

4. Историко-литературная эрудиция, отсутствие фактических ошибок, уместность использования фонового материала из области культуры и литературы.

Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0 - 3 - 7 - 10

5. Общая языковая и речевая грамотность (отсутствие языковых, речевых, грамматических ошибок). Примечание 1: сплошная проверка работы по привычным школьным критериям грамотности с полным подсчетом ошибок не предусматривается. Примечание 2: при наличии в работе речевых, грамматических, а также орфографических и пунктуационных ошибок, затрудняющих чтение и понимание текста, обращающих на себя внимание и отвлекающих от чтения (в среднем более трёх ошибок на страницу текста), работа по этому критерию получает ноль баллов.

Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0 - 1 - 3 - 5

Итого: максимальный балл - 70 баллов

N.B. Вопросы, предложенные школьникам, не обязательны для прямого ответа; их назначение лишь в том, чтобы направить внимание на существенные особенности проблематики и поэтики текста. Если ученик выбрал собственный путь анализа - он имел на это право, и оценивать надо работу в целом, а не наличие в ней ответов на опорные вопросы.

Перед вами стихотворения, посвященные поэтам ХIХ-ХХ веков. Прочитайте их и выполните следующие задания:

1) Определите, кто изображен в каждом стихотворении. Объясните, почему вы так решили. Какие детали помогли вам в этом?

2) Представьте, что вам нужно публиковать эти стихотворения в книге или Интернете со сносками или комментариями-гиперссылками. Что и как именно вы прокомментируете?

3) Если бы вы писали свои стихотворения о тех же поэтах, какими деталями вы бы дополнили их образ и почему? Дайте примеры 2-3 таких деталей.

4) Знаете ли вы другие примеры стихотворений, в которых поэты пишут о поэтах? Назовите их (максимум 5-6).

а) Георгий Иванов

(отрывок)

Мелодия становится цветком,

Он распускается и осыпается,

Он делается ветром и песком,

Летящим на огонь весенним мотыльком,

Ветвями ивы в воду опускается...

Проходит тысяча мгновенных лет,

И перевоплощается мелодия

В тяжёлый взгляд, в сиянье эполет,

В рейтузы, в ментик, в "Ваше благородие"

В корнета гвардии - о, почему бы нет?..

Туман... Тамань... Пустыня внемлет Богу.

- Как далеко до завтрашнего дня!..

б) Белла Ахмадулина

Каков?- Таков: как в Африке, курчав

и рус, как здесь, где вы и я, где север.

Когда влюблен - опасен, зол в речах.

Когда весна - хмур, нездоров, рассеян.

Ужасен, если оскорблен. Ревнив.

Рожден в Москве. Истоки крови - родом

из чуждых пекл, где закипает Нил.

Пульс - бешеный. Куда там нильским водам!

Гневить не следует: настигнет и убьет.

Когда разгневан - страшно смугл и бледен.

Когда железом ранен в жизнь, в живот -

не стонет, не страшится, кротко бредит.

В глазах - та странность, что белок белей,

чем нужно для зрачка, который светел.

Негр ремесла, а рыщет вдоль аллей,

как вольный франт. Вот так ее и встретил

в пустой аллее. Какова она?

Божественна! Он смотрит (злой, опасный).

Собаньская (Ржевуской рождена,

но рано вышла замуж, муж - Собаньский,

бесхитростен, ничем не знаменит,

тих, неказист и надобен для виду.

Его собой затмить и заманить

со временем случится графу Витту.

Об этом после). Двадцать третий год.

Одесса. Разом - ссылка и свобода.

Раб, обезумев, так бывает горд,

как он. Ему - двадцать четыре года.

Звать - Каролиной. О, из чаровниц!

В ней все темно и сильно, как в природе.

Но вот письма французский черновик

в моем, почти дословном, переводе.

в) АННА АХМАТОВА

Воронеж
О. М.
И город весь стоит оледенелый.
Как под стеклом деревья, стены, снег.
По хрусталям я прохожу несмело.
Узорных санок так неверен бег.
А над Петром воронежским - вороны,
Да тополя, и свод светло-зеленый,
Размытый, мутный, в солнечной пыли,
И Куликовской битвой веют склоны
Могучей, победительной земли.
И тополя, как сдвинутые чаши,
Над нами сразу зазвенят сильней,
Как будто пьют за ликованье наше
На брачном пире тысячи гостей.

А в комнате опального поэта
Дежурят страх и муза в свой черед.
И ночь идет,
Которая не ведает рассвета.
4 марта 1936

Критерии оценки творческого задания


1. Верное «узнавание» поэта - героя стихотворения - 1 балл

При наличии 3 стихотворений в задании и, соответственно, 3 поэтов максимальный балл - 3.

2. Точное и аргументированное объяснение своего выбора - 2 балла.

При наличии 3 стихотворений в задании - максимальный балл - 6.

3. Фактическая точность, уместность отбора реалий для комментария, соблюдение жанрово-стилистических норм в оформлении комментариев и ссылок - 3 балла.

При наличии 3 стихотворений в задании - максимальный балл - 9.

4. Точность, уместность, обоснованность деталей, дополняющих образ поэта - героя стихотворения - 2 балла.

При наличии 3 стихотворений в задании - максимальный балл - 6.

5. Дополнение списка стихотворений, посвящённых поэтам, - 3 балла (из расчёта 0,5 баллов за каждое правильно названное стихотворение).

6. Грамотное, выразительное речевое оформление ответов - 3 балла.

Итого: максимальный балл - 30 баллов




© 2010-2022