Доклад Использование современных образовательных технологий на уроках литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки РТ

Отдел образования в Агрызском муниципальном районе













Доклад

Использование современных образовательных технологий

на уроках литературы













Даутова Р.Р.

учитель русского языка и литературы

I категории гимназии №1 г. Агрыз РТ









На протяжении последних десятилетий преобразования произошли в общественно- политической, экономической, социальной сферах. Изменились ценностные ориентации в обществе, в качестве самой большой ценности стала рассматриваться свободная, образованная, развитая личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира.

Постиндустриальное, информационное общество требует перехода от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь». А это может быть достигнуто лишь при личностно- ориентированном подходе к образованию и воспитанию подрастающего поколения, когда учитываются потребности, возможности и склонности школьника, и он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности учения. Чтобы привить навыки умения учиться у своих учащихся, на уроках иностранного языка можно использовать такие современные технологии обучения как обучение в сотрудничестве, метод проектов, информационные технологии, языковой портфель. Учебно - воспитательный процесс на уроках создается как усилиями учителя, так и усилиями учащихся, он реализуется в сотрудничестве. Успешное сотрудничество возможно только при осознанном смысле деятельности. Лишь при условии возникновения познавательных мотивов возможно действительное, а не формальное овладение материалом.

Любой школьный класс является неоднородным, поскольку обучающиеся в нем школьники различаются по многим параметрам: уровень обученности, способность к овладению языками, способность к общению в группе, интеллектуальные способности, опыт учения, мотивация к изучению иностранного языка. Школьники также могут различаться стилем учения, особенностями характера, интересами, степенью уверенности в своих возможностях, способностью к самодисциплине. Для самореализации «я» каждого ученика необходимо сделать каждого ученика «управленцем». В начале каждого урока организовывать самоопределение школьников к деятельности. Этому должно отводиться 5-6 минут в начале каждого урока, так как именно от этого зависит его эффективность. Учитель должен сообщать своим ученикам определенные рамки цели, темы, способов деятельности.

Основное требование для самоопределения - сделать эти рамки гибкими, у учащихся должен быть выбор, чтобы они могли предложить расширить эти рамки или сузить, чтобы они соответствовали потребностям ученика. В условиях сотрудничества у учащихся есть возможность выбрать свой способ решения задачи из ряда предложенных, а иногда и отказаться от выполнения задания, если этот отказ мотивирован (так, например, задание может показаться учащемуся непосильным или слишком легким, или, с его точки зрения, все уже сказано по этой проблеме). Учащийся сможет объективно оценивать результаты своей деятельности на уроке не по полученной отметке, а в терминах « чему научился» и тогда сам процесс обучения окажется для ученика не менее интересным, чем его результат.

Одним из видов педагогических технологий, дающим учителю ввести своих учеников в процесс познания, нацелить на поиск знаний, т.е. способность развития личности, является проект. Первое правило при организации работы над проектом - отбор материала, который предполагает решение проблемы, имеет практическую, теоретическую и познавательную значимость.

Метод проектов позволяет создать на уроке иностранного языка исследовательскую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный творческий познавательный процесс на основе методики сотрудничества.

Группы учащихся формируются с учетом психологической совместимости, при этом в каждой группе есть сильный, средний, слабый. Группа выбирает одно задание, но при его выполнении происходит распределение ролей. Каждый ученик получает самостоятельный участок работы в проекте. В процессе выполнения проекта учащиеся приходят к выводу, что от успеха каждого зависит успех всего проекта, поэтому каждый участник активно включается в поиск новой информации. В «добывание знаний».А это огромный стимул к активному усвоению знаний. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно работать в «команде».

При использовании метода проектов меняется и роль учителя. Она различна на разных этапах проектирования. Учитель выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника информации и, наконец, координатора. Его главная задача - передать способы работы , а не конкретных знаний, научить «учиться» а не преподавать.

В последние десятилетия в помощь учителю пришли информационные технологии, а это интенсификация самостоятельной деятельности, индивидуализация обучения, повышение познавательной активности и мотивации учения. Учителю важно лишь определить свое место и усвоить новые роли в образовательном процессе. Помочь ученику ориентироваться в условиях «информационного обвала», уметь оценить качество информации, быстро ее обработать и при необходимости применить, - одна из наиболее важных задач учителя.

Использование проектной методики дает возможность больше работать самостоятельно и на уроке, и во внеаудиторное время, развивать творческие способности учащихся, проверять их лидерские качества.

Проектный метод- это теоретико - экспериментальное направление в методике обучения языкам, однако по мере его изучения и использования на практике наиболее ярко выделились и обозначились такие основополагающие принципы, как принцип проблемности, творчества, самостоятельности, коллективной деятельности и принцип использования аутентичных учебных материалов. Этот метод ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которая выполняется в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению.

Метод проектов всегда предполагает решение какой- то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой стороны, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т. е. Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая- конкретный результат, готовый к внедрению.

Основные требования к использованию метода проектов:

  • наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания , исследовательского поиска для ее решения;

  • практическая , теоретическая значимость предполагаемых результатов;

  • самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;

  • структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов;

  • использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов. Анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки всех проектов, поскольку таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большей степени зависит как от типа проекта (его содержания), так и от темы проекта, условий проведения. Если это исследовательский проект, то он с неизбежностью включает этапность проведения, при чем успех всего проекта во многом зависит от правильно

организованной работы на отдельных этапах. Поэтому необходимо отслеживать такую деятельность учащихся поэтапно, оценивая ее шаг за шагом. Приступая к разработке проекта, необходимо обозначить вопросы, ответы на которые предстоит выяснить в ходе работы. По ходы работы могут появиться другие направления, но неизменным остается одно - четкое определение целей и задач проекта.

Выделяют следующие типы проектов:

Исследовательские проекты.

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей обоснования актуальности предмета исследования для всех участников. Обозначения источников информации. продуманных методов, результатов. Они полностью подчинены логике небольшого исследования и имеют структуру , приближенную к подлинно научному исследованию. Все это должно полностью соответствовать уровню языковой подготовки школьников определенного этапа обучения.

Творческий проект.

Они предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой группой логики совместной деятельности, интересам участников проекта.

Ролево - игровые проекты.

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые ситуациями, придуманными участниками. Степень творчества здесь очень высока, но доминирующим видом деятельности все- таки является ролево - игровая.

Информационные проекты.

Это тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком либо объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью, модулем.

Практико - ориентированные проекты.

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие результаты совместной деятельности и участие каждого в оформлении конечного продукта.

Проектное обучение способствует более осмысленному и самостоятельному овладению знаниями, имеет цель развития навыков творческой учебно- познавательной деятельности. На занятиях по языку проблемное обучение получило развитие в качестве средства активизации творческих возможностей учащихся, как на стадии введения учебного материала, так и на стадии его закрепления в процессе речевой практики. Таким образом, принцип проблемности в проектной методике определяется наличием в творческом плане проблемы, требующей исследовательского поиска для ее решения. Основой проблемного обучения является творческое мышление, которое включает в себя продуктивный процесс, состоящий из постановки проблемной задачи, возникновения проблемной ситуации, поисковой познавательной активности и др. Использование метода проектов позволяет развить у учащихся творческое мышление и самостоятельность в овладении знаниями.

Метод проектов способствует формированию у учащихся адекватной самооценки, позитивного имиджа в социальной среде, усиления «я сам», «я сделаю» «я умею». Выполнение проектов начинается со сбора накопления и переработки информации. А для этого необходимо использовать различные источники информации: журналы и газеты, радио и телевидение, Интернет. Проектная технология, которой увлекались в 20-е годы, сегодня вновь возрождается как новая технология в рамках личностно- ориентированного обучения, именуемая как технология четвертого поколения.

Также неотъемлемой частью процесса изучения языка считается самоконтроль. Каждый должен самостоятельно оценивать себя, самостоятельно принимать решения. Учащийся, пассивно ждущий оценивания со стороны учителя, не задумывается о своем учении. При формировании самоконтроля нужно руководствоваться принципом посильности и доступности. Если в начальной школе дается установка на контроль лексики, затем - грамматика, в среднем и старшем звене задача усложняется включением двух аспектов- грамматики, лексики , и, наконец, контроль не только языкового материала, но и на содержание продукта речевой деятельности. Тестирование используется в целях самоконтроля по завершению учебных блоков или разделов.

Одним из путей осуществления систематизированного контроля является применение языкового портфеля. В ряду инновационных технологий он выделяется тем, что характеризуется как альтернативная форма контроля. Цель этих портфолио - помочь учащимся сосредоточиться на собственных достижениях. Планировать дальнейшую работу и стать более активным участником учебного процесса. Выше перечисленные технологии не могут решить всех проблем в обучении языку, но это эффективное средство от однообразия, скуки, оно способствует развитию учащегося, осознания себя как члена группы, расширению языковых знаний. Формированию важных и значимых для личности знаний.

Развитая, свободная, умеющая учиться и принимать самостоятельные решения личность- это те качества, которые обеспечивают мобильность человека в обществе, что может стать гарантом успеха и социальной защищенности.


© 2010-2022