Программа элективного курса Практикум по русскому языку

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

г. Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа № 86»


«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

на заседании МО заместитель директор школы

протокол № директора по УВР ______Н.А.Горюнова

от« »__________2014г _____ Н.В.Кинчарова

« »__________2014 г Приказ № 92/2

Руководитель МО

_______/______________ от 30.08. 2014


Программа элективного курса

«Практикум по русскому языку»

для 9 «А» класса



Разработчик:

Бекова Сауле Савеновна

учитель русского языка и литературы

Рассмотрено на заседании педагогического совета

Протокол № 9 от 28.08.2014


г. Новосибирск, 2014 г.





Пояснительная записка


Элективный курс предпрофильной подготовки учащихся 9-ых классов посвящён одной из важных задач филологического образования в школе - формированию навыков грамотного письма.

В данном курсе приводятся в систему все знания, полученные учащимися при изучении орфографии (5-7 кл).

Часы на изучение русского языка к 9 классу резко сокращаются, и темы, связанные с орфографией присутствуют на уроках русского языка только в виде повторения, что приводит к тому, что учащиеся приходят к выпускным экзаменам недостаточно подготовленными в области орфографии.

Курс ориентирован на предпрофильную подготовку по русскому языку, на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьникам успешно осваивать программу старшей профильной школы и на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов. Он является предметно ориентированным и даёт учащимся возможность проверить свои способности в этой области.

Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по русскому языку и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.

Программа рассчитана на 17 часов для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ.

Цель курса:

  • обобщить полученные знания по орфографии за курс 5-8 классов,

  • закрепить навыки грамотного письма, активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи,

  • преодолеть психологические трудности по отношению к языку.

Требования к уровню освоения содержания курса

На занятиях элективного курса "Практикум по русскому языку" предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: практикумы, семинары, занятия с использованием обучающих компьютерных программ и др.

Литература для учащихся:

  1. Шанский Н.М. Русский язык на "отлично". Ростов н/Д, 1998.

  2. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. М, 2001.

  3. Успенскийй Л. В. Слово о словах. Ты и твое имя. М, "Детская литература". 1962.

  4. Львова С. И. Этимология на службе орфографии. М, 2002.

  5. Львова С.И. Там, где кончается слово... (О слитных, дефисных и раздельных написаниях). М., 1998.

  6. Граник Г. Г., Бондаренко, Концевая Л.А. Секреты орфографии. М., 1996.

  7. Пахнова Т.М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку. 9-11 классы. Москва, "Просвещение", 1997.

  8. Мурашко А.С. Краткий орфографический справочник. Архангельск. 1995.

Литература для учителя

  1. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы. М., "Просвещение", 1987.

  2. Скобликова Г.П. Обобщающая работа по орфографии. М., 2001.

  3. Волгина Н. С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. М, "Просвещение", 1993.

  4. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М., 1982.

  5. Богданова Г.А., Кириченко Г.И. Материалы для подготовки к экзаменам по русскому языку. 9 класс. Пособие для учащихся. М., "Мнемозина", 1997.

  6. Гусарова И.В. Тренинг грамотного письма. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №1, с. 50-54.

  7. Вишневская Л.Л., Старикова И.В. Схемы и таблицы по орфографии и пунктуации. // Русский язык и литература для школьников. 2003. №2, с. 27-32; 2003. №3, с. 37-40.

Тематический план курса (17 часов)

№ п/п

Название тем курса

Количество часов
всего

Кол-во часов по теме

Форма занятий

1

Опознавательные признаки орфограмм. Части речи в русском языке. Опознавательные признаки.

1

1

Лекция с составлением таблиц-памяток

2

Орфограммы в корнях

2

Семинары-практикумы. Тестирование по темам

2\2

Гласные, проверяемые и непроверяемые ударением. Чередующиеся гласные

1

2\3

Правописание согласных в корне слова. О,Ё после шипящих в корне

1

3

Правописание приставок

1

Лекция. Практическое применение правил

3\4

Изменяющиеся и неизменяющиеся на письме приставки. Написание приставок, зависящее от значения

1

4

Орфограммы в суффиксах

3

Лекции с составлением алгоритмов по темам

4\5

О, Ё после шипящих в суффиксах. Правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий. Буквы ч, щ в суффиксах существительных Различение на письме суффиксов прилагательных -к и -ск

1

4\6

Правописание гласных в суффиксах глаголов (-ова-(-ева)- -ива-(ыва)), существительных (-ек, - ик)

1

4\7

Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий

1

5

Орфограммы в окончаниях

2

Семинары - практикумы

5\8

О, Ё после шипящих в окончаниях слов

1

5\9

Падежные и родовые окончания Правописание личных окончаний глаголов

1

6

Правописание сложных слов

2

Лекция учителя. Тренировочные задания

6\10

Соединительная гласная в сложных словах

1

6\11

Слитное и дефисное написание сложных существительных, прилагательных

1

7

Правописание предлогов

1

Семинары-практикумы

7\12

Правописание производных и непроизводных предлогов. Слитное и раздельное написание предлогов

1

8

Правописание союзов

1

Компьютерное тестирование

8\13

Слитное и раздельное написание союзов

1

9

Правописание частиц

1

Семинары -практикумы

9\14

Слитное и дефисное написание частиц. Разграничение не и ни. Правописание не и ни с разными частями речи

1

10

Правописание числительных

1

Семинары -практикумы

10\15

Мягкий знак на конце и в середине числительных

1

11\16

Принципы и правила переносов

1

1

Тренировочные задания

12

Итоговая работа

1

12\17

Тест

1



Пояснительная записка


Курс "Практикум по русскому языку" предназначен в качестве элективного курса для 10 класса. Он опирается на те знания и навыки учащихся, которые были получены при изучении базового курса русского языка. дополнительно к программным знаниям предлагается данный курс. На современном этапе развития науки о языке и речи становится недопустимым разрыв в изучении строя языка и в работе над связной речью. Учащиеся должны получить основы знаний, как о строе языка, так и о речевой структуре различных функциональных стилей, научится пользоваться речевыми стилями. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой.

Функционально-стилистический аспект в изучении грамматики (в данном случае - синтаксис) даст урокам русского языка ярко выраженную практическую направленность.

Основные цели курса

1. Подготовить учащихся к ЕГЭ по русскому языку, где навыки работы по стилистике - основа для написания учащихся письменных работ разных жанров.
2. Вовлечь учащихся разнообразную мыслительную и речевую деятельность, широкое отражение и оценку событий и фактов окружающих учащихся действительности в разнообразных видах высказываний.
З. Расширить обучающие возможности уроков русского языка: овладевать не только нормами литературно правильной речи, но и умением строить речь в соответствии с разнообразными задачами и условиями общения.

Программа рассчитана на 36 часов для учащихся 10-х классов общеобразовательных школ

Требования к уровню освоения содержания курса

На занятиях элективного курса "Практикум по русскому языку" предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: практикумы, семинары, занятия с использованием обучающих компьютерных программ и др.

Литература.

1. Г.Т Егораева Русский язык. . Москва, 1979
2. Дерягин В.Я. Беседы о русской стилистике. Москва, 1978
3. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. Москва, 1959
4. Грамматико-стилистические упражнения при изучении синтаксиса,
Пособие для учителя. Москва, 1976
5. Цоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка. Москва, 1965
6. Ладыженская М.А. Система обучения сочинениям
7. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. Москва, 1974








Содержание программы.

Тема занятия

Кол-во часов

Вид работы

1

0 целях и содержании работы по стилистике

1

лекция

2

0 путях и методах функционально - - стилистической работы

1

стилистические этюды

3

Пути работы над функциональными группами на уроках
синтаксиса (на примере научного стиля

1

стилистические этюды

4

Стилистический анализ

1

стилистические этюды

5

Редактирование (усовершенствование написанного

1

Урок-практикум, лингвистический анализ текста

6

Конструирование стилистически дифференцированных
предложений

1

Урок-практикум

7

Методика изучения синтаксиса и пунктуации в стилистическом аспекте. Понятия о стилистике и стилях речи. Научный стиль

1

Лекция,

8

Разговорный и художественный стили

1

лекция

9

Публицистический стиль

1

лекция

10

Официально - деловой стиль

1

Лекция, практикум

11

Словосочетание и предложение. Словосочетание

1

Практикум

12

Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные

1

Практикум

13

Двусоставные предложения. Главные члены предложения

1

Лекция, практикум

14

Тире между подлежащим и сказуемым

1

Лекция, практикум

15

Второстепенные члены предложения

1

Лекция, практикум

16

Односоставные предложения. Определенно - личные предложения

1

Лекция, практикум

17

Неопределенно - личные и обобщенно - личные предложения

1

Лекция с составлением таблиц,памяток

18

Безличные предложения

1

Практикум

19

Назывные предложения

1

Тестирование

20

Предложения полные и неполные

1

Лекция

21

Предложения с однородными членами. Однородные и неоднородные предложения

1

Практикум

22

Союзы при однородных членах

1

Лекция., практикум

23

Предложения с обращениями и вводными словами

1

Лекция с составлением таблиц,памяток

24

Предложения с обращениями и вводными словами

1

Практикум

25

Предложения с обособленными членами. Обособленные определения 1

1

Тестирование

26

Обособленные обстоятельства

1

Лекция

27

Обособленные приложения

1

Лекция, практикум

28

Уточняющие обособленные члены предложения

1

Лекция. практикум

29

Сложные предложения

1

лекция

30

Сложносочиненные предложения

1

практикум

31

Сложноподчиненные предложения

2

Лекция с составлением таблиц,памяток

32

Бессоюзные сложные предложения

1

тестирование

33

Обобщение изученного материала о тестах, видах переработки и стилях речи

2

практикум









Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

г. Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа № 86»


«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

на заседании МО заместитель директор школы

протокол № директора по УВР ______Н.А.Горюнова

от« »__________2014г _____ Н.В.Кинчарова

« »__________2014 г Приказ № 83/2

Руководитель МО

_______/______________ от 28 .08.2014


Программа элективного курса

«Практикум по русскому языку»

для 10 «А» класса


Разработчик:

Бекова Сауле Савеновна

учитель русского языка и литературы

Рассмотрено на заседании педагогического совета

Протокол № 9 от 28 .08.2014


г. Новосибирск, 2014 г.

© 2010-2022