Доклад на тему: Специфика и содержание этнокультурного компонента в духовно-нравственном развитии и воспитании обучающихся

    Специфика и содержание этнокультурного компонента в духовно-нравственном развитии  и воспитании обучающихся.                                                   1.Актуальность.   Воспитание не имеет  "срока годности". Взгляды на воспитание детей формировались и утверждались в течении тысячелетий. Воспитание возникло вместе с появлением людей на Земле. Оно меняет формы и способы, шагая  " в ногу" с развитием человеческого общества, представляя собой совокупность и взаимозависимость общи...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Научно- практическая конференция

" Реализация этнокультурных потребностей и языковых прав обучающихся в основной образовательной программе" в рамках Образовательного форума " Образование Приангарья-2014"

Специфика и содержание этнокультурного компонента в духовно-нравственном развитии и воспитании обучающихся.

1.Актуальность.

Воспитание не имеет "срока годности". Взгляды на воспитание детей формировались и утверждались в течении тысячелетий. Воспитание возникло вместе с появлением людей на Земле. Оно меняет формы и способы, шагая " в ногу" с развитием человеческого общества, представляя собой совокупность и взаимозависимость общих для всех народов взглядов, идей, а также навыков и приёмов в области воспитания.

У каждого народа есть своя история, свой социальный и природный опыт существования, а также своя психология, восприятие окружающего мира и традиции, которые каждый народ передавал своим потомкам из поколения в поколение. Этот процесс можно смело назвать "народная педагогика" или " этнопедагогика". Каждый народ в соответствии с условиями существования выработал формы и способы воздействия на подрастающее поколение, что составляет духовно-нравственное развитие, воспитание детей в этническом аспекте. Каждая этническая группа развиваясь веками в определённых географических, природно-климатических, социально-экономических условиях имеет не только своеобразную общность людей, но и только присущие ей быт, миропонимание, мышление. В.Г. Белинский подчёркивал, что "тайна национальности каждого народа заключается не в его одежде и кухне, а в его манере, так сказать, понимать вещи".Важное место в жизни народа занимают устойчивые обычаи, обряды, традиции культа предков, родителей, старших. Люди почтенного возраста олицетворяли собой мудрость , являлись хранителями жизненного опыта и норм поведения. Уважение к старшим- это укрепление преемственной связи поколений в духовно- нравственном воспитании детей.

Исследователи едины в том, что преемственная связь поколений с лучшими национальными традициями воспитания и обучения детей придаёт стабильность, целостность, жизненность всего народа. Это подтверждает вывод К.Д. Ушинского: " Воспитание созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет такую воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах обучения и воспитания, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа"

Традиции народа - это объективный компонент неотъемлемо связанный с жизнью людей . В современном мире они постепенно стираются, исчезают в сознании людей, утрачивая свою ценность .Исчезают традиции - исчезает целый народ. К большому сожалению ,это относится и к бурятскому народу.

Под этнокультурным компонентом мы понимаем все то, что способствует развитию творческих возможностей ребенка, дает более полное представление о богатстве национальной культуры, уклада жизни народа, его истории, языка, литературы, духовных целях и ценностях, что способствует развитию всесторонне развитой гармоничной личности, патриота своей Родины, человека высоко нравственного, толерантного к народам мировой цивилизации.



2. Аспекты , обуславливающие исчезновение этноса.

Одним из первых аспектов исчезновения этноса можно считать развитие экономических и промышленных структур , социально- экономической жизни людей и природной среды в середине прошлого столетия. Наступление промышленности привело к вытеснению, а затем к частичной утрате традиционных форм хозяйствования, уклада жизни, быта. В результате коренное население выбилось из привычного, сложенного веками уклада жизни, что привело к результату, который мы наблюдаем сегодня , который

представляет угрозу для существования этноса бурятского народа.

Второй аспект непосредственно связан с нравственным совершенствованием личности школьника. Если ребёнок от рождения не слышит родного материнского языка, не говорит на нем, и с приходом в образовательное учреждение попадает в среду , где не говорят на родном языке ,то в его лице безвозвратно утрачивается самобытность народа.

Третий аспект, который непосредственно ведёт к исчезновению этноса, касается острой потери языка. Нет языка- нет культуры, во всех её отношениях. Прежде всего человек забывает родную речь, т.е обрывает корни, которые связывали его со своим народом. Всё это разрушает связь поколений.

Писатель ,философ В.Санги говорил:" Если язык выходит из сферы бытового, производственного, общественного употребления, никакие учебники, даже самые совершенные школьные программы не смогут возродить язык". И по заключению К.Д.Ушинского, родное слово формирует душу, характер, приобщает человека к нации. Вместе с родным языком ребёнок приобретает

" много философского ума, истинно поэтического чувства, изящного вкуса... бездну необыкновенной чуткости к тончайшим переливам в явлениях природы, много наблюдательности, логики, высоких духовных порывов" .Весь этот потенциал родного языка хранится в народном творчестве. Наша задача: сохранить язык, сохранить и передать своим детям то не малое ,что имеем на сегодняшний день.

3. Специфика этнокультурного компонента.

Этнокультурный компонент в педагогике- это совокупность и взаимосвязь представлений, взглядов, суждений, убеждений, идей, навыков и приёмов в области воспитания, отраженных в большей степени в народном творчестве. Народное творчество - это явление которое включает в себя различные виды трудовой деятельности, ремёсла, традиции, обычаи, праздники, обряды, фольклор, игры, танцы, народные костюмы, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Особое место в народном творчестве занимает фольклор, т.к. как устное народное творчество неразрывно связано с языком. Нет родного языка- не только растворяется нация, исчезает культура, духовные ценности, но исчезает из обихода фольклор.

Бурятский фольклор бытует в виде героических эпосов - улигеров ,сказаний, так и сказок, песен загадок, пословиц, поговорок ,скороговорок. В них отражаются нравы и обычаи, интересы и потребности, желание и воля народа, стремление родителей воспитать своих детей здоровыми, умными, трудолюбивыми, нравственно чистыми. Способ у наших предков был простой. Долгими вечерами дети слушали сказки, пели песни, загадывали и отгадывали загадки ,что является средством развития находчивости, наблюдательности, остроумия у детей, а также единственное средство сохранения родного языка.

Этнокультурный компонент в духовно-нравственном развитии и воспитании обучающихся необходимо максимально приблизить к традиционным воспитательным процессам с привлечением членов семьи ребёнка, класса, школы, общественности.

Выделим этнопедагогические традиции воспитания детей у бурят:

- бережное отношение к детям, сочетающее в себе любовь, уважение, доверия к ним с требовательностью к исполнению ими своих обязанностей;

- привитие с младенческих лет уважительного отношения к родителям, старшим по возрасту, создающее культ предков, родителей, родных; установление связи поколений;

- привязанность к родным местам ,рождающая бережное мудрое отношение к природе, животному и растительному миру;

-посильное участие детей в различных видах домашнего труда, привитие трудолюбия, понимания значения труда в жизни человека;

- социальное созревание детей, умение ценить плоды труда, как своего собственного, так и других людей.

Таким образом, выделим моменты этнокультурной организации нравственного формирования обучающихся:

- уважительное, доброе и ответственное отношение к старшим;

-умение изучать и ценить родословную, считаться с мнением родителей и взрослых;

- воспитание гуманного отношения ко всему окружающему;

- восстановление утраченных нравственных традиций, обычаев, обрядов и других ценностей;

- умение оценивать, воспитывать, корректировать, развивать, контролировать себя;

- прилежание в труде;

- умение учиться.

4. Содержание этнокультурного компонента

1. Историко-теоретический раздел

Основные понятия: этнос, традиция, культура. Этнос как явление. Основные свойства и признаки. Этническое самосознание. Этнос и язык. Этимология, сущность и понятие термина "традиция". Этнические традиции культуры бурят: ландшафтная специфика, производящее хозяйство и т.д.. обычаи, обряды и т.д. Этнические стереотипы поведения. Язык и поведение. Этимология понятия "культура". Типология культуры. Этнознаковые функции культуры. Понятие "традиционная народная культура". Традиционное народное творчество как форма памяти, ориентированная на сохранение связи с прошлым во имя будущего, накопление сведений о закономерном и объективном, о порядке, а не его нарушении. Календарь, обряд, ритуал как символы бесписьменного типа культуры. Фольклор и народная музыкальная культура бурятского народа: история формирования, система жанров, жанровая стилистика. Этническая история в легендах, мифах, сказаниях. Межэтнические контакты и их проявление в фольклоре. Традиционная народная культура в зеркале диалектного словаря.

2. Фольклорно-этнографический раздел

Основные понятия: традиционная бытовая культура, Народные знания, фольклор, народное искусство. Традиционная бытовая культура как совокупность всех явлений жизненного уклада традиционного общества: трудовая деятельность, бытовая практика, отношения в семье и обществе, соционормативная культура. Универсальный характер человеческой деятельности. Специфика содержания категории "знание" в традиционной культуре. Отсутствие разделения на рациональные "правильные" знания (отношение к природе, производящему хозяйству технологии и т.д.) и иррациональные (религиозные представления). Модель мира в традиционной народной культуре. Целостность представлений о мире. Нерасторжимость семантических, мировоззренческих, функциональных связей вне деления на прагматические и идеологическое. Фольклор - устное народное поэтическое творчество как художественное выражение различных традиционных знаний и представлений. Ограниченность филологического подхода, "выключившего" фольклор из целостного явления традиционной народной культуры. Искусственность разделения фольклора на словесный и музыкальный. Стремление к преодолению сложившегося стереотипа в современных исследованиях. Пограничные дисциплины (этнолингвистика, этнопсихология, этномузыкознание и др.), субдисциплины (историческая этнография и др.) междисциплинарные исследования. Новые подходы к "устности" фольклорной традиции. Расширение "фольклорного пространства" за счет изменений в структуре жизненного уклада современного общества.. Годовой календарный цикл как структура жизненного уклада. Юрта-модель мира .Семья в традиционном обществе. Состав семьи (типы, формы, демографические события жизненные циклы; дети в семье). Этнокультурные традиции семейного воспитания. Семейные обряды. Свадьба. Народные состязания и борьба. Народное искусство. Этнографический и искусствоведческий подходы в изучении, восприятии и передаче информации этнокультурного наследия новому поколению.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что этнокультурный компонент в духовно-нравственном развитии и воспитании обучающихся необходим в современной системе обучения и воспитания детей при эффективном осуществлении учебно-воспитательного процесса, а именно:

- учитель, как мудрый воспитатель, постоянно работает над собой и ставит ясную задачу для формирования молодого поколения с учётом потребностей обучающихся и общества на основе общечеловеческих ценностей;

- как учитель, так и обучающиеся используют полученные знания по родному языку в быту и в обществе;

- развитие гражданских, гуманистических, нравственно-эстетических качеств человека в процессе раскрытия содержания воспитательных и учебных занятий в образовательном учреждении и вне его;

- проявление обучающимися интереса к народным традициям, обычаям, обрядам, ремёслам, песенному и поэтическому творчеству, спортивным и национальным играм, эпосу, легендам, сказкам и т.д.;

- знание национально - традиционных видов трудовой деятельности;

- изучение истории и культуры своего родного края, следуя истине: " Человек без прошлого, что дерево без корней";

- знание родословной по линии отца и матери;

- знакомство учащихся с непреходящим духовным наследием прошлых времён;

- учителя и родители работают в тондеме для самореализации, самообразования, самовоспитания и самооценки обучающихся;

- уважение и восхищение перед мудростью своих предков;

- воспитание нового поколения, которые будут знать, почитать и передавать знания о родном языке.





Библиография

Алагуева В.П. Серебряная книга о бурятах. - Улан-Удэ: Изд-во ОАО " Республиканская типография",2010. 64 с.

Басаева К.Д. Семья и брак у бурят.- Улан-Удэ: Бурят.кн.изд-во, 1991. 192 с.

Народная педагогика и современная национальная школа / Д.М .Бурхинов, Д.А. Данилов, С.Д. Намсараев/ под общ. ред. д-ра педагогических наук, профессора Д.А. Данилова. - Улан-Удэ: изд-во " Бэлиг", 1993.136 с.

Белинский В.Г. Собрание сочинений в 3 т. М. :,1948. - Т.3,

Ушинский К.Д. Родное слово: в 6 т. М.: Педагогика, 1988. - Т.1

© 2010-2022