Лагерная проза в произведениях современной литературы

20 век стал для русского народа веком тяжелых испытаний и неисчислимых человеческих жертв. Революция, Великий Перелом, Война – вехи крестного пути России, где судьбу человека невозможно отделить от истории народа.  Лагерная проза. Возникновение этой литературы – явление уникальное в мировом искусстве.  Авторы наиболее известной лагерной прозы – писатели, имеющие личный трагический опыт, они не по словам других написали свои книги, а сами прошли через унижения, издевательства, побои, голод, холод...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Лагерная проза в современной литературе



Тема: Человек и несвобода в творчестве Варлама Шаламова (на примере «Колымских рассказов» как «документа эпохи»)



Тип урока: комбинированный урок.


Формы урока: беседа с элементами ролевой игры и использованием индивидуальных опережающих заданий.

Методы: эвристический (частично - поисковый), метод творческого чтения, фронтальный опрос.

Цели урока:


Образовательная - дать представление о лагерной прозе в современной литературе; показать, каким изображает человека в условиях лагеря Варлам Шаламов (познакомить учащихся с биографией и особенностями творчества через анализ «Колымских рассказов»).

Развивающая - продолжить развитие умения анализировать художественный текст и понимать авторскую позицию; совершенствовать навыки умения давать нравственную оценку прочитанному; развивать интерес к истории Родины через изучение художественного произведения.

Воспитывающая - воспитывать уважение к литературе и ценностям отечественной культуры.

Оборудование и материалы:


  • Видеомагнитофон, кадры из х/ф режиссёра В. Фатьянова «Последний бой майора Пугачёва»;

  • Произведения лагерной прозы: А. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ», О. Волков «Погружение во тьму», А. Жигулин «Чёрные камни», Ю. Виноградов «Десятый круг ада», В.Шаламов «Колымские рассказы» идр.;

  • Портрет (ксерокопия) В. Шаламова;

  • Ксерокопии рассказов В. Шаламова «Ягоды», «Воскрешение лиственницы»;

  • Газета «Несколько жизней Варлама Шаламова»;

  • Серия иллюстраций «Жизнь и творчество Варлама Шаламова».

Этапы урока.


Эпиграф к уроку:


Колымский лагерь (как и всякий лагерь) - школа отрицательная с первого до последнего часа. Человеку, чтобы быть человеком, не надо вовсе и знать и даже просто видеть лагерную Колыму.

Варлам Шаламов.



  1. Организационный этап:

  • Приветствие.

  • Определение отсутствующих.


  1. Этап подготовки учащихся к осознанному усвоению нового материала:

- Вступительное слово учителя о лагерной прозе в современной литературе (название темы раздела программы, краткая характеристика).

  • Сообщение темы урока.

  • Постановка цели.


  1. Этап усвоения новых знаний:

3.1. Опережающие индивидуальные задания:

- Сообщение на тему «Биография Варлама Шаламова».

- История создания «Колымских рассказов».

  1. Инсценировка рассказа «На представку», беседа с учащимися.

3.3 Просмотр отрывка из х/ф режиссёра В. Фатьянова «Последний бой майора Пугачёва», анализ рассказа «Ягоды»

3.4. Анализ рассказа «Воскрешение лиственницы», философский смысл рассказа.


  1. Подведение итогов урока.

  2. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению

Ход урока:

I. Организационный этап.

  • Приветствие.

  • Определение отсутствующих.

  • Проверка готовности учащихся к уроку.

  • Организация внимания.

  1. Этап подготовки учащихся к осознанному усвоению нового материала:

  1. Вступительное слово учителя о лагерной прозе в русской литературе.

Сегодня мы начинаем изучение особенно трагичных страниц в истории русской литературы - это лагерная проза.

Запишите, пожалуйста, в тетрадь тему раздела.

Эпиграфом к нашему уроку я выбрала слова Варлама Шаламова:

Колымский лагерь (как и всякий лагерь) - школа отрицательная с первого до последнего часа. Человеку, чтобы быть человеком, не надо вовсе и знать и даже просто видеть лагерную Колыму.

Варлам Шаламов.

20 век стал для русского народа веком тяжелых испытаний и неисчислимых человеческих жертв. Революция, Великий Перелом, Война - вехи крестного пути России, где судьбу человека невозможно отделить от истории народа.

Лагерная проза…

Возникновение этой литературы - явление уникальное в мировом искусстве.

  • Почему появились эти страшные книги?

А. Солженицын, один из открывателей лагерной прозы так говорил: «Они рождены стремлением осмыслить происходившее в течение нескольких десятилетий, рассказать о миллионах невинно пострадавших, показать, что есть насилие как система, как форма государственного правления».

Авторы наиболее известной лагерной прозы - писатели, имеющие личный трагический опыт, они не по словам других написали свои книги, а сами прошли через унижения, издевательства, побои, голод, холод, адский труд.

А. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ»

Ю. Домбровский «Факультет ненужных вещей»;

А. Жигулин «Чёрные камни»;

О. Волков «Погружение во тьму»;

И. Солоневич «Россия в концлагере»;

В. Шаламов «Колымские рассказы».

Эти писатели в своих произведениях смогли передать весь ужас лагерных застенков, обратились к вечным проблемам человечества, и, прежде всего - соотношению добра и зла в душе человека.

  1. Постановка цели урока.

Тема нашего урока - «Человек и несвобода в творчестве В. Шаламова».

(записать тему в тетради)


Сегодня мы познакомимся с биографией и особенностями творчества В. Шаламова, проанализируем его «Колымские рассказы»; рассмотрим, каким показывает Шаламов человека в условиях лагеря.


  1. Объяснение новой темы.

Биография и творчество писателя неразрывны, особенно такого писателя, как В. Шаламов.

Слова из газеты:

Мне не трудно вернуться к ощущениям детских лет. Колыму же я никогда не забуду. И всё же - это жизни разные. В общем, пережитого хватило бы на несколько жизней.

а). Сообщение на тему «Биография В. Шаламова».

Реализация опережающего индивидуального задания (ИОЗ)

Сейчас Ваня вас познакомит с биографией В. Шаламова, а вы по ходу его сообщения составьте конспект по основным датам, которые указаны на доске:

НАПИСАТЬ НА ДОСКЕ:

18 июня 1907 г.

1926 - 1928..

19 февраля 1927 г.

1937 г.

1943 г.

1951 г.

1956 г.

17 января 1982 г.

Как правильно было отмечено в сообщении, трагедия судьбы и жизни В. Шаламова - это столкновение личности с тоталитарным государством.

б). История создания «Колымских рассказов».

Вступительное слово учителя

Сегодня на уроке мы приоткроем некоторые страницы творчества писателя, который 20 лет провёл в лагерях. Варлам Шаламов - это «Колымские рассказы» прежде всего. Именно они стали грозным документом той эпохи.

«Шаламов, как никто другой, сумел рассказать миру обо всех ужасах лагеря, дав исчерпывающий анализ не только лагерного бытия тех лет, но и широчайший обобщённый анализ времени», - писала Ирина Павловна Сиротинская (она является исследователем его архивов и творчества).

Реализация индивидуального опережающего задания

Сообщение учащегося

Сергей расскажет об истории создания «Колымских рассказов», а вы занесите в конспект сборники.

«Колымские рассказы» были написаны в период между 1954-1973 гг

Двадцать лет отдал он созданию колымской эпопеи. Трудно найти подходящие слова, чтобы оценить этот подвиг человека и писателя.

145 рассказов составляют сборников

«Колымские рассказы» 33 рассказа 1954-1962 гг

«Левый берег» 25 рассказов 1956-1965 гг

«Артист лопаты» 28 рассказов 1955-1964 гг

«Очерки преступного мира» 8 рассказов 1959 г

«Воскрешение лиственницы» 30 рассказов 1965-1967 гг

«Перчатка, или КР - 2» 21 рассказ 1962-1973

Вывод учителя:

Жанр рассказа в творчестве Варлама Шаламова не случаен. Он сам писал: «Роман умер. Людям, прошедшим революции, войны и лагеря, нет дела до романа. На смену роману должна прийти новая проза - документ».

Шаламов выдвигает принцип документальности, и всё выстраданное собственной кровью, преображённое и освещённое огнём таланта выходит на бумагу, как документ души.

Обратимся к эпиграфу урока:

«Колымский лагерь (как и всякий лагерь) - школа отрицательная с первого до последнего часа. Человеку, чтобы быть человеком, не надо вовсе и знать и даже просто видеть лагерную Колыму».


  • Что говорит Шаламов о лагерной жизни?


  • Так зачем же Варлам Шаламов пишет об ужасах Колымы?

Лучше всего помогут ответить нам на этот вопрос «Колымские рассказы».

в). Анализ «Колымских рассказов»

Первый рассказ, с которым мы познакомимся на уроке - «НА ПРЕДСТАВКУ» (сборник «Колымские рассказы»).

Сейчас будет инсценировка этого рассказа.

Ваша задача ответить на вопрос: каким показывает Варлам Шаламов человека в условиях лагеря. Очень хотелось бы услышать ваше мнение об увиденном.

Беседа с учащимися.


  • Какой вы увидели лагерную жизнь?

  • Что вас особенно потрясло?

  • Расскажите мне о ваших впечатлениях?

Колыма - это место, где отменяются все прежние человеческие законы, нормы, привычки. И самое страшное, что смерть - это обычное явление.

- Кому труднее всех было выжить в этих условиях?

Труднее всех было в этих условиях интеллигенции (в нашем случае - это Гаркунов). Его речь принципиально отличается от жаргона блатных, он пытается даже в такой ситуации разговаривать с ними на «ВЫ»


  • Почему эпизод заканчивается смертью для Гаркунова?

Очень трудно предсказать поведение человека в такой ситуации. Но на Колыме, как мне кажется, действуют свои законы выживания: ведь Наумову смог дать отпор человек, от лица которого и ведётся рассказ. Он ему прямо заявляет: «Не выйдет, Наум, ты меня знаешь.». А Гаркунов, видимо, производил впечатление человека доброго, которого можно сломать, поэтому и убивают его из-за шерстяного свитра.


  • Чьи слова поражают своей бесчеловечностью?

Особое впечатление на меня произвела фраза Наумова: «Не могли, что ли без этого? Такую вещь испортили…»Причём возмущение вызвано не убийством человека, а ущербом, который нанесли вещи, которую он выиграл в карты.

- Каким показывает человека в условиях лагеря Варлам Шаламов?

ЗАПИСЫВАЕМ ВЫВОД:

Реалии мира, в котором живут герои «Колымских рассказов» - это смерть. Там люди без прошлого, без биографии, без воспоминаний. Там человек думает только о себе, о том, чтобы выжить.

Яркий пример этому - рассказ «ЯГОДЫ» (сборник «Колымские рассказы»).

г). Рассказ «Ягоды».

Давайте посмотрим отрывок из фильма режиссёра В. Фатьянова «Последний бой майора Пугачёва»

Во время просмотра постарайтесь найти доказательства словам В. Шаламова: «Колымский лагерь - школа отрицательная с первого до последнего часа».

  • Итак, почему лагерь - это школа отрицательная?

бесчеловечность окружающих;

невозможно тяжёлый труд;

нельзя уберечь товарищей;

Те, кто читают Варлама Шаламова, отмечают, что «нигде в своих рассказах Шаламов никого не судит, не поучает, не осуждает».

Обратимся к тексту:

«Рыбаков, мой товарищ, набирал ягоды в консервную банку»

  • Выражено отношение рассказчика к Рыбакову?

(Да, конечно. Он его называет своим товарищем.)

И ещё одна фраза из текста:

После убийства Рыбакова: «Баночка откатилась далеко, я успел подобрать её и спрятать в карман. Может быть, мне дадут хлеба за эти ягоды - я ведь знал, для кого их собирал Рыбаков»

- Если бы это случилось в мирной жизни, как бы вы отнеслись к поступку рассказчика?

Другом такого человека не назовёшь.


  • А в данной ситуации вы можете осудить поступок рассказчика?

  • Почему?

Потому что на Колыме надо выжить. Убитому уже ничем не помочь, а самому надо карабкаться.

ЗАПИСЫВАЕМ СЛЕДУЮЩИЙ ВЫВОД В ТЕТРАДЬ:

В лагерной жизни всё оценивается с других позиций, поэтому Шаламов никого не судит, не поучает, не осуждает.

Художественной особенностью «Колымских рассказов» является и необычайная символика. Так, в данном рассказе

Ягоды - вроде бы символ жизни, безвозмездных даров природы, не разбиравших, кто к ним прикасается: хозяева жизни, блатные, друзья или враги народа… Но на Колыме и эти дары природы несут смерть.


  • А в этом рассказе, каким вы увидели человека в изображении В. Шаламова?

Думающего только осебе, о том, чтобы выжить.

Сам Шаламов говорил: «Дружбы в холоде и в голоде не бывает». Наверное, поэтому в его рассказах каждый за себя.

Беседа с учащимися


  • В рассказах, о которых мы сейчас говорили, можно выделить сюжет?

Да. В них есть действие, передаётся содержание, есть действующие лица, их можно пересказать.

Но есть в «Колымских рассказах» и несюжетные рассказы - один из них - «ВОСКРЕШЕНИЕ ЛИСТВЕННИЦЫ» (сборник «Воскрешение лиственницы»).

Год написания -1966. Это время, когда Шаламов вернулся на большую Землю. Жена и дочь не приняли его, несмотря на то, что он был реабилитирован. Он был одиноким, подозрителен, носил кусок хлеба в кармане. Лагерные привычки остались надолго. Его сделала таким Колыма. Это одиночество длилось до конца дней.

Дома вы познакомились с этим рассказом, а мне бы хотелось обратить ваше внимание на выделенные отрывки..


  • Что вы знаете о ветке, описанной в рассказе?

  • прислана с Колымы

  • её жизнь могла длиться 200, 300, 600 лет

  • она умерла

  • но в Москве ожила в хлорированной воде.

- Чем судьба этой ветки напоминает судьбу самого Варлама Шаламова и таких, как он?

Важно было после освобождения найти силы для воскрешения.

Обобщение учителя

Люди, освободившиеся из концлагерей, были похожи на мертвецов в физическом и нравственном смысле. Мы уже говорили, что реалии мира, в котором живут герои «Колымских рассказов» - это смерть.


  • Что же могло воскресить их к жизни?

Найдите слова в тексте!

«Помочь другим запомнить, снять со своей души этот тяжёлый груз: видеть такое, найти мужество не рассказать, но запомнить….хоть в своём, личном смысле взять на себя какую-то обязанность, выполнить какой-то личный долг. Помочь товарищам - тем, кто остался в живых после концлагерей Дальнего Севера».


  • Получили ли мы ответ на вопрос урока?

4. Подведение итогов урока.


  • Что нового вы сегодня узнали на уроке, изучив творчество Варлама Шаламова?

После сегодняшнего урока я убедился, насколько необыкновенным человеком был В. Шаламов: умным, интересным, пережившим и голод, и холод, и унижения. А самое главное, он не сломался, не потерял своё «Я».

Шаламов прошёл такие условия, при которых человек не может оставаться мягким и доверчивым. Изучив его творчество, я понял, как трагична судьба человека, живущего в тоталитарном государстве.


  • Почему нам, живущим в 21 веке, надо знать лагерную прозу?

Лагерная проза - часть нашей культуры, нашей литературы. Писатели, которые не побоялись рассказать нам об этом, верили, что со временем их повести и рассказы перестанут быть тайными и станут достоянием литературы.

5. Домашнее задание.

Я очень надеюсь, что вы прочитаете и другие рассказы Варлама Шаламова.

А домашним заданием для вас будет сочинение - рассуждение, темой которого я выбрала слова Варлама Шаламова.

Сочинение - рассуждение «Я мечтал стать Шекспиром, но лагерь всё сломал» (В. Шаламов).

В память об этом уроке у вас останутся рассказы В. Шаламова, и также я хочу раздать стихи, особенно поразившие меня в «Колымских тетрадях». Мнение о них вы мне скажете на следующем уроке.

© 2010-2022