РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по профессии 19.01.07 Повар, кондитер , утвержденнойприказом Министерстваобразования и науки РФ от «02» августа2013 г. № 898.Рабочаяпрограммаразработана в соответствии с разъяснениями по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начальног...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СТРОГАНОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ»


УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по МР

ГБПОУ «Строгановский колледж»

_________________ О.А. Гулина

___________________20_____г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОБД.02 Литература

Общеобразовательного цикла

основной профессиональной образовательной программы

по профессии 19.01.07 Повар, кондитер.









2014

Очер


ОДОБРЕНО

Методической комиссией

общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Председатель

_________ Чернышева Л.М.

____ ____________20___


Составитель: Швецова Валентина Викторовна, преподаватель 1 категории Большесосновский филиал «Строгановский колледж»

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по профессии 19.01.07 Повар, кондитер , утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от «02» августа 2013 г. № 898.

Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования, утвержденными И.М. Реморенко, директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 августа 2009 года.

Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы по профессии 19.01.07 Повар, кондитер, в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.

СОДЕРЖАНИЕ


1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 04

2. Структура и содержание учебной дисциплины 05

3. Условия реализации учебной дисциплины 17

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 18



  1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Литература».


Рабочая программа учебной дисциплины (далее программа УД) - является частью основной профессиональной образовательной программы ГБПОУ «Строгановский колледж» по профессии 19.01.07 Повар, кондитер, разработанной в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения.

Рабочая программа составляется для очной формы обучения.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Литература» относится к циклу «Общеобразовательная подготовка».

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Базовая часть

В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:

В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:

У.1. Воспроизводить содержание литературного произведения;

У.2. Анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

У.3. Соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

У.4. Определять род и жанр произведения;

У.5. Сопоставлять литературные произведения;

У.6. Выявлять авторскую позицию;

У.7. Выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

У.8. Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

У.9. Писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:

З.1. Образную природу словесного искусства;

З.2. Содержание изученных литературных произведений;

З.3. Основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;

З.4. Основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

З.5. Основные теоретико-литературные понятия;

Вариативная часть- 10 часов

1. Создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

2. Участвовать в диалоге или дискуссии;

3.Самостоятельно знакомиться с явлениями художественной культуры и давать оценку их эстетической значимости;

4.Определение своего круга чтения и оценки литературных произведений;

5.Определение своего круга чтения по русской литературе, понимание и оценка иноязычной литературы, формирование культуры межнациональных отношений.

В процессе освоения дисциплины у студентов должны формировать общие компетенции (ОК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальная учебная нагрузка студента - 307 часа, в том числе:

- обязательная аудиторная учебная нагрузка студента - 205 часов;

- самостоятельная работа студента - 102 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

307

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

205

в том числе:


лабораторные работы


практические занятия


вариативна часть

10

Самостоятельная работа студента (всего)

102

в том числе:


внеаудиторной самостоятельной работы

102

Итоговая аттестация в форме дифференцированный зачет


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Литература»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов

Объем часов

Уровень освоения

1

Введение. Общая характеристика и своеобразие русской литературы. Русская литература на рубеже 18-19 в.в.

Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика литературы как вида искусства. Взаимодействие русской и западноевропейской литературы в XIX веке. Самобытность русской литературы (с обобщением ранее изученного материала).

1

1

Раздел 1. Русская литература первой половины XIX века.


2

Тема 1.1. Обзор русской литературы первой половины XIX в.

Россия в первой половине XIX в. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX в. Национальное самоопределение русской литературы.

1

1

3

4




Тема 1.2. А.С. Пушкин. Жизненный и творческий путь. Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина.

Сведения из биографии. Стихотворения: «Погасло дневное светило», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» («И путник усталый на Бога …»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «К морю», «Редеет облаков летучая гряда», «Вольность», «Деревня», «Пророк», «Из Пиндемонти», «Поэту», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…», «Сожженное письмо», «Я Вас любил», «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Безумных лет угасшее веселье», «Зима. Что делать мне в деревне?», «Все в жертву памяти твоей...», «Желание славы», «Друзья мои, прекрасен наш союз!», «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы», «Осень», «Бесы», «Когда по улицам задумчив я брожу…».

2




























2

2

Философское начало в ранней лирике. Мотивы свободы, неволи, обманутой любви, неразрешимые противоречия героев южных поэм Пушкина. Эволюция романтического героя. Автор и герой.

2

Гражданские, политические и патриотические мотивы лирики Пушкина: вера в закон, отвержение ханжества, мистики, стремление к подвигу.

2

Соотнесение вольнолюбивых настроений с мироощущением самого поэта, с его призванием. Философское осмысление личной свободы.

2

Понимание Пушкиным России как могущественной, великой державы.

2

Философская лирика. Размышления поэта о вечных вопросах бытия, постижение тайны мироздания.


Тема поэта и поэзии. Новаторство Пушкина в соединении темы высшего предназначения поэзии и личного переживания.

2

Лирика любви и дружбы. Средоточие внимания поэта на внутреннем мире личности. Гармония человеческих чувств в лирике Пушкина.

2

5

Тема 1.3. Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник».

Проблема личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина.

1

2

Жизнеутверждающий пафос поэзии Пушкина. Критики об А.С. Пушкине. В. Г. Белинский о Пушкине.

2

6

Анализ стихотворения «Элегия»

1

2

7

8



Тема 1.4. М.Ю. Лермонтов. Характеристика творчества. Этапы творчества. Мотивы лирики.

Сведения из биографии.

Основные мотивы лирики. Стихотворения: «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Дума», «Как часто пестрою толпою…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…», «Сон» («В полдневный час, в долине Дагестана…»), «Родина», «Пророк», «Она не гордой красотой», «К портрету», «Силуэт», «Мой Демон», «Я не унижусь пред тобой..», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Памяти А. И. Одоевского», «Желание».

2

2

Поэтический мир М. Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества. Высокое предназначение личности и ее реальное бессилие, - сквозная тема лирики Лермонтова. Обреченность человека. Утверждение героического типа личности. Любовь к Родине, народу, природе. Интимная лирика. Поэт и общество.

Критики о М.Ю. Лермонтове. В.Г. Белинский о Лермонтове.

2

9

Анализ стихотворения «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»)

1

2

10

11

12

13

Тема 1.5. Н.В. Гоголь. Повесть "Невский проспект".

Сведения из биографии.

4

2

«Петербургские повести». Композиция. Сюжет. Герои. Идейный замысел. Мотивы личного и социального разочарования. Приемы комического в повести. Авторская позиция.

Значение творчества Н.В. Гоголя в русской литературе.

Критика о Гоголе (В. Белинский, А. Григорьев).

Теория литературы: Романтизм и реализм.

Повесть "Невский проспект". Образ города в повести. Соотношение мечты и действительности. Особенности стиля Н.В. Гоголя, своеобразие его творческой манеры.

2

14-15

Сочинение по творчеству писателей русской литературы

первой половины XIX в.

2

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Социально-политическая обстановка в России в начале ХIХ века. Влияние идей Великой французской революции на формирование общественного сознания и литературного движения.

Романтизм. Социальные и философские основы его возникновения.

Московское общество любомудров, его философско-эстетическая программа.

Основные эстетические принципы реализма. Этапы развития реализма в XIX в.

К.Н. Батюшков. Культ дружбы и любви в творчестве Батюшкова. Роль поэта в развитии русской поэзии.

В.А. Жуковский. Художественный мир романтических элегий и баллад.

Основная проблематика басен И.А. Крылова. Тема Отечественной войны 1812 г. в басенном творчестве И.А. Крылова.

Идейное содержание и проблематика комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Творчество поэтов-декабристов. Особенности гражданско-героического романтизма декабристов, ведущие темы и идеи их творчества (К.Ф. Рылеев, В.Ф. Раевский и др.).

А.С. Пушкин - создатель русского литературного языка; роль Пушкина в развитии отечественной поэзии, прозы и драматургии.

Вольнолюбивая лирика А.С. Пушкина, ее связь с идеями декабристов («Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня»).

Южные поэмы А.С. Пушкина, их идейно-художественные особенности, отражение в поэмах черт характера «современного человека».

Трагедия «Борис Годунов» А.С. Пушкина. Историческая концепция поэта и ее отражение в конфликте и сюжете произведения.

Декабристская тема в творчестве А.С. Пушкина («В Сибирь», «Арион», «Анчар»).

Тема духовной независимости поэта в стихотворных манифестах Пушкина («Поэт и толпа», «Поэт», «Поэту»).

Философская лирика поэта («Дар напрасный, дар случайный…», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»).

Роман «Евгений Онегин» А.С. Пушкина - первый русский реалистический роман, его социальная проблематика, система образов, особенности сюжета и композиции.

Патриотические стихотворения А.С. Пушкина («Клеветникам России», «Бородинская годовщина», «Перед гробницею святой»).

Сказки Пушкина, их проблематика и идейное содержание.

Значение творческого наследия А.С. Пушкина. Пушкин и наша современность.

Место и значение поэтов пушкинской «плеяды» в русской поэзии. Своеобразие поэзии Д.В. Давыдова, П.А. Вяземского, Е.А. Баратынского, А.А. Дельвига, Н.М. Языкова, Д.В. Веневитинова.

Тематика и своеобразие ранней лирики М.Ю. Лермонтова, ее жанры, особенности характера лирического героя.

Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю. Лермонтова («Смерть поэта», «Поэт», «Пророк»).

Развитие реалистических тенденций в лирике М.Ю. Лермонтова, взаимодействие лирического, драматического и эпического начал в лирике, ее жанровое многообразие.

Социально-философская сущность поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон», диалектика добра и зла, бунта и гармонии, любви и ненависти, падения и возрождения в поэме.

«Герой нашего времени» как социально-психологический и философский роман М.Ю. Лермонтова, его структура, система образов.

А.В. Кольцов. Органическое единство лирического и эпического начал в песнях Кольцова, особенности их композиции и изобразительных средств.

Особенность творческого дарования Н.В. Гоголя и его поэтического видения мира. А.С. Пушкин о специфике таланта Гоголя. Поэма «Мертвые души» Н.В. Гоголя, ее замысел, особенности жанра, сюжета и композиции. Роль образа Чичикова в развитии сюжета и раскрытии основного замысла произведения.

12


Раздел 2. Русская литература второй половины XIX века.


16

Тема 2.1. Культурно-историческое развитие России середины XIX века, отражение его в литературном процессе.

Россия II половины XIX века. Расцвет критического реализма в литературе, живописи, музыке, театре. Феномен русской литературы. Взаимодействие разных стилей и направлений. Жизнеутверждающий и критический реализм. Нравственные поиски героев.

1


1

17

Тема 2.2. А.Н. Островский.

Пьеса «Гроза».

Сведения из биографии.

1

1

Журнальная полемика. Литературная критика. Эстетическая полемика.

Социально-культурная новизна драматургии А.Н. Островского. История создания пьесы А.Н. Островского «Гроза».

2

18

19

Тема 2.3. «Закрытый» город Калинов: пространства самодурства и страха. Народные истоки характера Катерины.

Образ Катерины - воплощение лучших качеств женской натуры.

2

2

Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы.

2

20

21

Тема 2.4. Трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством». О названии пьесы «Гроза» в оценке русской критики. (Добролюбов, Писарев, Григорьев). А. Н. Островский - создатель русского театра XIX века.

Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основе Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме.

2


2

Позиция автора и его идеал. Роль персонажей второго ряда в пьесе. Символика грозы.

2

Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.П. Григорьев о драме «Гроза». Значение Островского в истории русского театра. Подготовка к домашнему сочинению по пьесе Островского «Гроза».

2

Театрально-сценическое открытие А. Н. Островского. Новизна поэтики Островского. Типы деловых людей в пьесах А. Н. Островского. Природа комического. Особенности языка. Авторское отношение к героям. Непреходящее значение созданных драматургом характеров. Теория литературы: понятие о драме.

2

22-23

Работа над 10 явлением 2 действия (Монолог Катерины. Сцена с ключом.) по пьесе А.Н. Островского «Гроза».

2

3

24

Тема 2.5. И.А. Гончаров.

Роман «Обломов»

Сведения из биографии. Общая характеристика романов «Обрыв», «Обыкновенная история».

2

2

«Обломов». Творческая история романа. Сон Ильи Ильича как художественно-философский центр романа. Обломов. Противоречивость характера.

2

25

26

Тема 2.6. Сравнительная характеристика Обломова и Штольца. Ольга Ильинская в судьбе героев. Что такое «обломовщина»? Статьи Добролюбова и Дружинина.

Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России.

2


2

Решение автором проблемы любви в романе. Любовь как лад человеческих отношений. (Ольга Ильинская - Агафья Пшеницына).

2

Постижение авторского идеала человека, живущего в переходную эпоху.

2

Роман «Обломов» в оценке критиков (Н. Добролюбова, Д. Писарева, И. Анненского и др.). Теория литературы: социально-психологический роман.

2

27

Сравнительная характеристика Обломова и Штольца

1

2

28

29

Тема 2.7 И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети».

Сведения из биографии.

«Отцы и дети». Временной и всечеловеческий смысл названия и основной конфликт романа. Особенности композиции романа. Базаров в системе образов.

2

2

30

Анализ содержания 4 главы романа. Приезд Базарова в Марьино.

2

2

31

32

33

Тема 2. 8. Идейный спор отцов и детей. Трагическое одиночество Базарова. Глубокий смысл названия романа. Споры вокруг романа. (Писарев и Антонович). Значение Тургенева в русской и мировой литературе.

Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина).

2


2

Нравственная проблематика романа и ее общечеловеческое значение.

2

Тема любви в романе. Образ Базарова. Особенности поэтики Тургенева. Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного замысла писателя.

2

Значение заключительных сцен романа. Своеобразие художественной манеры Тургенева-романиста. Авторская позиция в романе.

2

Полемика вокруг романа. (Д. Писарев, Н. Страхов, М. Антонович).

2

Теория литературы: Развитие понятия о родах и жанрах литературы (роман). Замысел писателя и объективное значение художественного произведения.

2

34

35

Сочинение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».

2

3

36

37

Тема 2.9. Ф. И. Тютчев Обзор творчества. Особенности поэтического мастерства.

Сведения из биографии.

2

2

Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева. Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Тема родины. Человек, природа и история в лирике Тютчева. Любовь как стихийное чувство и "поединок роковой". Художественное своеобразие поэзии Тютчева.

Учить стихотворение наизусть

38

39

Тема 2.10 А. А. Фет Обзор творчества. Особенности поэтического мастерства.

Сведения из биографии.

2


2

Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория "чистого искусства". "Вечные" темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). Философская проблематика лирики. Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета.

Учить стихотворение наизусть.

2

40

41

Восприятие и истолкование стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье…»

2

3

42

Тема 2.11. А. К. Толстой

Стихотворения

Сведения из биографии.

«Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Государь ты наш батюшка…» .

Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого. Влияние фольклорной и романтической традиции.

2

2

43

44

45

46

47

Тема 2.12. Н.А. Некрасов. Лирика Некрасова. Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

Сведения из биографии. Стихотворения: «Родина», «Памяти Добролюбова», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Вчерашний день, часу в шестом…», «В дороге», «Мы с тобой бестолковые люди», «Тройка», «Поэт и гражданин», «Плач детей», «О Муза, я у двери гроба..», « Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…».

2


2

Гражданский пафос лирики. Своеобразие лирического героя 40-х-50-х и 60-х-70-х годов. Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Народная поэзия как источник своеобразия поэзии Некрасова. Разнообразие интонаций. Поэтичность языка. Интимная лирика.

2

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы. Жанр. Композиция. Сюжет. Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция. Многообразие крестьянских типов. Проблема счастья. Сатирическое изображение «хозяев» жизни.


2

Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова в раскрытии идейного замысла поэмы. Особенности стиля. Сочетание фольклорных сюжетов с реалистическими образами. Своеобразие языка.

2

2

Образ женщины в поэме. Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция. Поэма Некрасова - энциклопедия крестьянской жизни середины XIX века.

Учить стихотворение наизусть

2

2



48

Составить характеристику Матрены Тимофеевны.

1

3

49

Тема 2.13. Пермь - край российский.

Цели: познакомить (обзорно) с творчеством Пермских писателей и поэтов.

Обзор творчества Пермских писателей и поэтов.

Учить наизусть одно из стихотворений.

2

1

50

51

Тема 2.13. Н.С. Лесков. Повесть «Очарованный странник».

Сведения из биографии.

Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Концепция народного характера. Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности повествовательной манеры Н.С. Лескова.

2

2

52

53

Тема 2.14 М.Е. Салтыков-Щедрин.

«История одного города» - сатирическое изобличение государственной бюрократической системы в России. Сказки. Художест-венные особенности сказок.

Сведения из биографии.

«История одного города» (обзор). (Главы: «Обращение к читателю», «Опись градоначальникам», «Органчик», «Поклонение мамоне и покаяние», «Подтверждение покаяния», «Заключение».) Тематика и проблематика произведения. Проблема совести и нравственного возрождения человека.

2

1

Своеобразие типизации Салтыкова-Щедрина. Объекты сатиры и сатирические приемы. Гипербола и гротеск как способы изображения действительности. Своеобразие писательской манеры. Роль Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы. Теория литературы: развитие понятия сатиры, понятия об условности в искусстве (гротеск, «эзопов язык»).

2

54

Тема 2.13. Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». История создания, тема, идея.

Сведения из биографии.

2


1

Роман «Преступление и наказание».

Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя. Приемы создания образа Петербурга.

1



55

Анализ эпизодов, иллюстрирующих жизнь Петербурга в романе: интерьеры, пейзажи, уличные сцены.

1

3

56

Тема 2.14. Сущность теории Раскольникова.

Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его "двойники".

2

2

57

Анализ эпизода «Сон об убийстве лошади» (глава 5, часть 1 романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

1

3

58

69

Тема 2.15. Христианская основа характера Сони Мармеладовой. Значение творчества Достоевского.

Образы "униженных и оскорбленных". Второстепенные персонажи.

2

2

Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения.

2

Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпилога. "Преступление и наказание" как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных "точек зрения". Проблема нравственного выбора.

2

60

61

Сочинение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

2

3

62

63

Тема 2.14. Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир». Духовные искания писателя. Мировоззрение писателя.

Сведения из биографии.

2


2

Роман-эпопея «Война и мир». История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности.

2

Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя.

2

64

65

Тема 2.15. Светское общество (семья Ростовых, Болконских, Безуховых, Курагиных).

"Мысль народная" и "мысль семейная" в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских.

2

2

Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения. Образы Тушина и Тимохина.

2

66

Анализ эпизода «Смотр войск под Браунау» (глава 2, часть2, том 1)

2

2

67

68

79

Тема 2.16. Война 1812 года. Толстой о причинах войны. Патриотизм народа. Бородинское сражение на страницах романа. Партизанское движение на страницах романа.

Изображение Отечественной войны 1812 г. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа .

2

2

Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. Русский солдат в изображении Толстого. Проблема национального характера. Проблема истинного и ложного героизма.


Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса.

2

70

71

72

73

Тема 2.17. Приемы изображения душевного мира героев ("диалектики души").

Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения душевного мира героев ("диалектики души"). Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе.

2

2

Москва и Петербург в романе. Изображение светского общества.

2

Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова.

2

2

Образ Платона Каратаева и авторская концепция "общей жизни".

2

74

Составить характеристику Андрея Болконского

1

2

75

Тема 2.18. Женские образы в романе.

Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. Роль эпилога.

2

2


76

Анализ эпизода «Наташа в гостях у дядюшки» (глава 7,

часть 4, том 2)

1

2

Обзор творчества позднего периода: «Анна Каренина», «Крейцерова соната», «Хаджи-Мурат».

Мировое значение творчества Л. Толстого. Л. Толстой и культура XX века.

2


77

78

Сочинение по роману Л.Н. Толстого «Война и мир».

2

3

79

80

Тема 2.16. А.П. Чехов.

Раннее творчество Чехова. Своеобразие тематики и стиля ранних рассказов.

Сведения из биографии.

2


2

«Студент», «Дома», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Дама с собачкой», «Дом с мезонином».

Художественное совершенство рассказов А. П. Чехова. Новаторство Чехова. Периодизация творчества Чехова. Работа в журналах. Чехов - репортер. Юмористические рассказы. Пародийность ранних рассказов. Новаторство Чехова в поисках жанровых форм. Новый тип рассказа. Герои рассказов Чехова.

2

2

81

Анализ рассказа по вопросам и заданиям.

(«Ионыч» А.П. Чехов)

2

3

82

83

84

Тема 2.16. Чехов - драматург. Особенности чеховской драматургии. «Вишневый сад» - тема, идея, композиция пьесы. Старое уходящее поколение, новый хозяин и молодое поколение на страницах пьесы «Вишневый сад». «Вся Россия - наш сад» - актуальность пьесы, ее проблемы в наше время.

Комедия «Вишневый сад». Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества.

2

1

Комедия «Вишневый сад». Драматургия Чехова. Театр Чехова - воплощение кризиса современного общества.

2

«Вишневый сад» - вершина драматургии Чехова. Своеобразие жанра. Жизненная беспомощность героев пьесы. Расширение границ исторического времени в пьесе. Символичность пьесы. Чехов и МХАТ. Роль А. П. Чехова в мировой драматургии театра.

2

Критика о Чехове (И. Анненский, В. Пьецух). Теория литературы: развитие понятия о драматургии (внутреннее и внешнее действие; подтекст; роль авторских ремарок; пауз, переклички реплик и т.д.). Своеобразие Чехова-драматурга.

2

85

86

Анализ эпизода из 2 действия «Решение судьбы вишневого сада».

2

3

87

88

Зачет

2

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Основные черты русской классической литературы XIX в: национальная самобытность, гуманизм, жизнеутверждающий пафос, демократизм и народность.

Познавательная, нравственно-воспитательная и эстетическая роль русской литературы XIX в., ее мировое значение и актуальное звучание для современности.

Геополитика России: защита национально-государственных интересов страны в творчестве Л. Н. Толстого, Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева.

Размежевание общественно-политических сил в 1860-е гг., полемика на страницах периодической печати. Журналы «Современник» и «Русское слово» и их роль в общественном движении.

Публицистическая и литературно-критическая деятельность Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова и Д.И. Писарева.

Н.Г. Чернышевский. Общественно-политические и эстетические взгляды. Литературно-критическая деятельность Н.Г. Чернышевского.

Роман «Что делать?» Н.Г. Чернышевского, его социально-политический и философский характер, проблематика и идейное содержание. Теория «разумного эгоизма», ее привлекательность и неосуществимость.

Н.А. Некрасов - организатор и создатель нового «Современника».

Роман И.А. Гончарова «Обломов» как социально-психологический и философский роман.

«Записки охотника» И.С. Тургенева - история создания, проблематика и художественное своеобразие. В.Г. Белинский о «Записках».

Роман «Отцы и дети» И.С. Тургенева, его проблематика, идейное содержание и философский смысл. Основной конфликт романа и отражение в нем общественно-политической борьбы накануне и во время проведения реформ.

Образ Базарова как «переходный тип» «человека беспокойного и тоскующего» в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Полемика вокруг романа. Д.И. Писарев, М.А. Антонович и Н.Н. Страхов об «Отцах и детях».

И.С. Тургенев «Стихотворения в прозе», тематика, основные мотивы и жанровое своеобразие.

Драма «Гроза» А.Н. Островского. Проблема личности и среды, родовой памяти и индивидуальной активности человека по отношению к нравственным законам старины.

Новаторский характер драматургии А.Н. Островского. Актуальность и злободневность проблем, затронутых в его произведениях.

Душа и природа в поэзии Ф.И. Тютчева.

Особенности любовной лирики Ф.И. Тютчева, ее драматическая напряженность («О, как убийственно мы любим…», «Последняя любовь», «Накануне годовщины 4 августа 1864 года» и др.).

Непосредственность художественного восприятия мира в лирике А.А. Фета («На заре ты ее не буди…», «Вечер» «Как беден наш язык!..» и др.).

Жанровое многообразие творчества А.К. Толстого. Основные мотивы лирики поэта («Средь шумного бала…», «Не ветер, вея с высоты…» и др.).

Общественно-политическая и культурная жизнь России 1870-х - начала 1880-х гг. Формирование идеологии революционного народничества.

М.Е. Салтыков-Щедрин - сотрудник и редактор «Современника» и «Отечественных записок».

«Сказки» М.Е. Салтыкова-Щедрина, их основные темы, фантастическая направленность, эзопов язык.

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», постановка и решение в нем проблем нравственного выбора и ответственности человека за судьбы мира.

Раскольников и его теория преступления. Сущность «наказания» заблудшей личности и ее путь к духовному возрождению в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Н.С. Лесков и его сказания о правдоискателях и народных праведниках («Соборяне», «Очарованный странник», «Левша»).

«Война и мир» Л.Н. Толстого. Замысел, проблематика, композиция, система образов.

Духовные искания Л.Н. Толстого в романе «Анна Каренина».

Поиски положительного героя и идеалов А.П. Чехова в рассказах («Моя жизнь», «Дом с мезонином», «Попрыгунья»).

Новаторство чеховской драматургии.

Познавательная, нравственно-воспитательная и эстетическая роль русской литературы XIX в., ее мировое значение и актуальное звучание для современности.

20

Раздел 3. Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века.



89

Тема 3.1. О. Бальзак «Гобсек».


Сведения из биографии.

Изображение губительной силы и власти денег. Общечеловеческие проблемы в повести.

2

1



Раздел 4. Литература ХХ века.




1

Тема 4.1. Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа XIX и XX веков и его отражение в литературе.

Роль искусства в жизни общества. Полемика по вопросам литературы. Полемика по вопросам литературы. Д. Мережковский «О причинах упадка и дальнейших путях развития русской литературы»,В. Брюсов. «Свобода слова», А. Блок «Интеллигенция и революция».

1



2


Раздел 5. Русская литература на рубеже веков.


2

Тема 5.1. И. А. Бунин. Живописность, напевность, философская и психологическая насыщенность, тонкий лиризм стихотворений Бунина.

Рассказ «Антоновские яблоки». Поэтика «остывших» усадеб и лирических воспоминаний. «Господин из Сан-Франциско». Тема «закатной» цивилизации и образ «нового человека со старым сердцем». «Чистый понедельник». Тема России, ее духовных тайн и нерушимых ценностей.

Сведения из биографии.

2

2

Стихотворения: «Вечер», «Не устану повторять вас, звезды!…», «Мы встретились случайно на углу», «Я к ней пришел в полночный час…», «Ковыль», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…».

Философичность лирики Бунина. Тонкость восприятия психологии человека и мира природы; поэтизация исторического прошлого. Осуждение бездуховности существования. Изображение «мгновения» жизни. Реалистическое и символическое в прозе и поэзии. Слово, подробность, деталь в поэзии и прозе.

2

Поэтика И. А. Бунина.

2

Рассказы: «Деревня», «Антоновские яблоки», «Чаша жизни», «Легкое дыхание», «Грамматика любви», «Чистый понедельник», «Митина любовь», «Господин из Сан-Франциско», «Темные аллеи».

2

Критики о Бунине (В. Брюсов, Ю. Айхенвальд, З. Шаховская,

О. Михайлов).

2

3

Анализ эпизода из рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник»

2

3

4

Тема 5.2. А.И. Куприн. Тема любви в повести «Гранатовый браслет».

Сведения из биографии.

2

2



Рассказы: «Олеся», «Гранатовый браслет».

Поэтическое изображение природы, богатство духовного мира героев. Нравственные и социальные проблемы в рассказах Куприна. Осуждение пороков современного общества. Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения. Символическое и реалистическое в творчестве Куприна.

Критики о Куприне (Ю. Айхенвальд, М. Горький, О. Михайлов).

2

5

Анализ повести по вопросам и заданиям. («Гранатовый браслет» А.И. Куприн)

1

3

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 5.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Мотивы бессмертия души в творчестве И.А. Бунина.

А.И. Куприн. Утверждение высоких нравственных идеалов русского народа в повестях писателя.

6


Раздел 6. Поэзия начала ХХ века.



6

Тема 6.1. Обзор. Серебряный век.

Обзор Серебряного века русской поэзии. Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений: И. Ф. Анненский, М. И. Цветаева.

1

1

7

Тема 6.2. Символизм


В.Я.Брюсов. Стихотворения


К. Д Бальмонт

Стихотворения

А. Белый

Стихотворения.

Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея "творимой легенды". Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок).

2




1

Сведения из биографии.

Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны».

Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.

2

Сведения из биографии.

Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…».

Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей .

2

Сведения из биографии.

Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине».

Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.

2

8

Тема 6. 3. Акмеизм


С. Гумилев. Стихотворения.

Акмеизм. Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к "прекрасной ясности", создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.

2


1

Сведения из биографии.

Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай»

Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.

2

9

Тема 6.4. Футуризм



И. Северянин

Стихотворения.

В.В. Хлебников

Стихотворения

Футуризм

Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер "нового искусства". Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация "самовитого" слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.

Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак).

2



1

Сведения из биографии.

Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава» Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.

2

Сведения из биографии.

Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…»

Слово о художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт - философ.

2

Учить наизусть стихотворение одного из поэтов Серебряного века.

10

Тема 6.5. Крестьянская поэзия. Н.А Клюев

Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии ХIX века в творчестве Н.А. Клюева, С.А. Есенина.

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья», «Из подвалов, из темных углов».

2

2

11


Тема 6.6. М. Горький. Ранние рассказы

Сведения из биографии.

2

2

Рассказ «Старуха Изергиль»

Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа.

2

12

Данко и Ларра в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» (Сопоставительный анализ)

2

2

13

14

Тема 6.10. М. Горький.

Пьеса «На дне».

Сотрудничество писателя с Художественным театром. "На дне" как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки.

2

2

Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.

2

15

16

Сочинение по творчеству М. Горького. Урок-практикум. Анализ эпизода из пьесы А.М. Горького «На дне» «Рассказ Луки про «праведную землю».

2

3

17

18


Тема 6.11. А. А. Блока

Стихотворения.

Сведения из биографии.

2



2

Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы "страшного мира". Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле "На поле Куликовом" и стихотворении "Скифы". Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.

2


Учить наизусть стихотворение

29

Анализ поэмы «Двенадцать».

1

2

20

21

Восприятие и истолкование стихотворения А. А. Блок «Незнакомка».

2

3

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по

14


разделу 6.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Поэзия серебряного века как эстетический феномен. Возникновение и становление течений русского модернизма: символизма, акмеизма и футуризма. Имажинизм и «крестьянская поэзия».

Концепция общества и человека в драматических произведениях М. Горького.

Автобиографические повести М. Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты».

Тема исторических судеб России в творчестве А.А. Блока.

Раздел 7. Литература 20-х годов (обзор).



22

23

Тема 7.1. Литературный процесс 20-х годов. Литературные группировки и журналы. Разнообразие идейно-художественных позиций советских писателей в освещении темы революции и гражданской войны.

Противоречивость развития культуры в 20-е годы. Литературные группировки и журналы (РАПП, Перевал, Конструктивизм; «На посту», «Красная новь», «Новый мир» и др.). Политика партии в области литературы в 20-е годы.

2

2

Тема России и революции в творчестве поэтов разных поколений и мировоззрений (А. Блок, А. Белый, М. Волошин, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам, В. Ходасевич, В. Луговской, Н. Тихонов, Э. Багрицкий, М. Светлов и др.).

2

Крестьянская поэзия 20-х годов. Беспокойство за судьбу родной земли человека, живущего на ней, в творчестве С. Есенина, Н. Клюева, С. Клычкова, П. Васильева.

2

Эксперименты со словом в поисках поэтического языка новой эпохи (В. Хлебников, А. Крученых, поэты-обериуты).

2

Разнообразие идейно-художественных позиций советских писателей в освещении темы революции и гражданской войны («Железный поток» А. Серафимовича, «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова, «Тихий Дон» М. Шолохова, «Конармия» И. Бабеля, «Голый год» Б. Пильняка, «Россия, кровью умытая» А. Веселого и др.). Гражданская война в литературе русского Зарубежья (Р. Гуль, П. Краснов, А Деникин).

2

Поиски нового героя эпохи («Чапаев» Д. Фурманова, «Разгром» А. Фадеева, «Повесть непогашенной луны» Б. Пильняка, «Аэлита» А. Толстого).

2

Интеллигенция и революция в литературе 20-х годов («Города и годы» К. Федина, «Хождение по мукам» А. Толстого, «В тупике» В. Вересаева, поэма «1905 год» Б. Пастернака).

2

Объекты сатирического изображения в прозе 20-х годов (творчество М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова, М. Булгакова, А. Аверченко и др.).

2

Становление жанра романа-антиутопии в 20-е годы - становление нарастающей тревоги за будущее («Мы» Е. Замятина, «Чевенгур» А. Платонова).

2

Альтернативная публицистика 20-х годов («Грядущие перспективы» М. Булгакова, «Несвоевременные мысли» М. Горького, «Письма Луначарскому» В. Короленко, «Окаянные дни» И. Бунина и др.).

2

24

25

26

27

Тема 7.2. В.В. Маяковский. Проблематика, художественное своеобразие.

Сведения из биографии.

2

2

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно…», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Юбилейное», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Прозаседавшиеся», поэма «Во весь голос», «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Лиличка!», «Люблю», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Про это». Пьесы «Клоп», «Баня».

Поэтическая новизна ранней лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и противоречия. Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике поэта. Проблемы духовной жизни. Характер и личность автора в стихах о любви. Сатира Маяковского. Обличение мещанства и «новообращенных».

2

2

Теория литературы: традиции и новаторство в литературе. Новая система стихосложения. Тоническое стихосложение.

2

Учить стихотворение наизусть.


28

Анализ стихотворения «Послушайте!»

2

3

29

30

Тема 7.3. С.А. Есенин. Художественное своеобразие творчества Есенина: глубокий лиризм, необычайная образность, зрительность впечатлений, цветопись, принцип пейзажной живописи, народно-песенная основа стихов.

Сведения из биографии.

Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!», «Русь», «Письмо матери», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Спит

2

2

ковыль. Равнина дорогая…», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная, жидкая лунность…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Сорокоуст», «Русь Советская», «Шаганэ, ты моя, Шаганэ…».

2

Теория литературы: развитие понятия о поэтических средствах художественной выразительности.

Учить стихотворение наизусть.

31

32

Анализ стиха «Мы теперь уходим понемногу…».

2

3

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 7.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Маяковский и футуризм. Образ лирического героя, сила личности и трогательная незащищенность. Жажда «немысленной любви»,сплав личного и социального в лирике. Основные темы и мотивы лирики. Послеоктябрьское творчество Маяковского: традиции и новаторство. «Облако в штанах». Исповедь и проповедь в образном строе поэмы. Новаторский характер поэзии Маяковского. Поэма «Во весь голос».

Лиричность и исповедальность поэзии Есенина. «Гой ты, Русь моя родная!…», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь советская» (для образовательного изучения). «Русь», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Несказанное, синее, нежное…», «До свиданья, друг мой, до свидания…». Поэма «Анна Снегина» - поэма о судьбе человека и Родины. Лирическое и эпическое в поэме.

16



Всего: 205ч.

137 ч. аудиторные занятия

68ч. сам. раб

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Литература» 2 курс


Раздел 8. Литература 30-х - начала 40-х годов (обзор).



1

Тема 8.1. Обзор литературы 30-х - начала 40-х годов

Становление новой культуры. Поворот к патриотизму. Единство и многообразие русской литературы. Первый съезд советских писателей и его значение. Отражение индустриализации и коллективизации, поэтизация социалистического идеала. Историческая тема. Сатирическое обличение нового быта.

1


2

3

Тема 8.2. Основные темы творчества М. Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности.

Сведения из биографии. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое - птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», « Генералам 12 года», «Плач матери по новобранцу…».

2

2

Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие стиля поэтессы. Теория литературы: развитие понятия о средствах поэтической выразительности.

2

Учить стихотворение наизусть.

4

Анализ стихотворения «Тоска по родине!»

1

3

5

6

Тема 8.3. Трагизм поэтического мышления О. Мандельштама.

Сведения из биографии. «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», «Петербургские строфы», «Концерт на вокзале», «Рим».

2

2

Противостояние поэта «веку-волкодаву». Поиски духовных опор в искусстве и природе. Петербургские мотивы в поэзии. Теория поэтического слова О. Мандельштама. Теория литературы: развитие понятия о средствах поэтической выразительности.

7

8

Тема 8.4.

А. Платонов. Повесть «Котлован».

Сведения из биографии.

2

2

Непростые «простые» герои Платонова. Дело жизни и служение ему. Самобытность языка писателя.

2

9

10

Тема 8.5. И.Э. Бабель.

Сведения из биографии.

Рассказы: «Мой первый гусь», «Соль». Проблематика и особенности поэтики прозы Бабеля. Изображение событий гражданской войны в книге рассказов «Конармия». Сочетание трагического и комического, прекрасного и безобразного в рассказах Бабеля.

Теория литературы: развитие понятия о рассказе.

2

2

11

12

13

14

Тема 8.6. М.А. Булгаков.

Сведения из биографии.

Роман «Белая гвардия»

История создания романа. Своеобразие жанра и композиции. Развитие традиций русской классической литературы в романе. Роль эпиграфа. Система образов-персонажей. Образы Города и дома. Эпическая широта, сатирическое начало и лирические раздумья повествователя в романе. Библейские мотивы и образы. Проблема нравственного выбора в романе. Смысл финала романа.

4

2

15

16

Анализ эпизодов «Интерьер дома Турбиных» (часть 1, главы 1,2); «Вещий сон» (часть 1, глава 5).

2

3

17

18

Роман «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Многоплановость романа. Система образов. Ершалаимские главы. Москва 30-х годов. Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни. Воланд и его окружение. Фантастическое и реалистическое в романе. Любовь и судьба Мастера.

2


19

20

21

22

23

24

Тема 8.7. М.А. Шолохов. «Тихий Дон». Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны. "Вечные" темы в романе.

Сведения из биографии.

6


2

Мир и человек в рассказах М. Шолохова. Глубина реалистических обобщений. Трагический пафос «Донских рассказов». Поэтика раннего творчества М. Шолохова.

2

Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение).

История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе.

2

Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни.

2

"Вечные" темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова.

2

25

26

Сопоставительная характеристика женских образов в романе (Наталья Мелехова и Аксинья Астахова)

2

2

27

28

Анализ эпизода «Возращение Григория Мелехова» из романа

М. А. Шолохова "Тихий Дон".

2

3

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 8.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Роман-эпопея М. Шолохова «Тихий Дон». Неповторимость изображения русского характера в романе.

М.А. Шолохов - создатель эпической картины народной жизни в «Донских рассказах».

Военная тема в творчестве М. Шолохова.

Своеобразие композиции романа «Белая гвардия» М.А. Булгакова.

Трагедия изображения Гражданской войны в драматургии М.А. Булгакова («Дни Турбиных», «Бег» и др.). Фельетоны 20-х годов, «Записки юного врача», «Морфий», «Записки на манжетах», «Театральный роман».

5


Раздел 9. Литература русского Зарубежья.



29

30


Тема 9.1. Русское литературное зарубежье 40-90-х годов (обзор). Тема России в творчестве В.Набокова.

И. Бунин, В. Набоков, Вл. Максимов, А. Зиновьев, В. Некрасов, И. Бродский, Г. Владимов и др. Тематика и проблематика творчества. Традиции и новаторство. Духовная ценность и обаяние творчества писателей русского зарубежья старшего поколения.

2


2

И. А. Бродский Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…»)

Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского. Необычная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии. Неприятие абсурдного мира и тема одиночества человека в "заселенном пространстве".

2

57

Тема 9.2. В.В. Набоков.

Роман «Машенька».

Сведения из биографии. Роман «Машенька».

Тема России в творчестве Набокова. Проблематика и система образов в романе. Описания эмигрантской среды и воспоминания героя о прошлом, юности. Образ Машеньки. Смысл финала романа.

Теория литературы: развитие понятия о стиле писателя.

2

2

58

Тема 9.3. Н.А. Заболоцкий.

Стихотворения.

Сведения из биографии.

Стихотворения: «Завещание», «Читая стихи», «О красоте человеческих лиц».

Утверждение непреходящих нравственных ценностей, неразрывной связи поколений, философская углубленность, художественная неповторимость стихотворений поэта. Своеобразие художественного воплощения темы природы в лирике Заболоцкого.

2

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 9.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

«Облако, озеро, башня» В. Набокова. Рассказ как «игра» с читателям. Образ главного героя. Мир и его абсурдные законы. Своеобразие языка.

Роман «Другие берега» В.В. Набокова как роман-воспоминание о России.

Вечные вопросы о сущности красоты и единства природы и человека в лирике Н.А. Заболоцкого.

3


Раздел 10. Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет.



59

60

Тема 10.1. Деятели литературы и искусства на защите Отечества. Публицистика военных лет. Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе. Произведения первых послевоенных лет.

Живопись А. Дейнеки и А. Пластова. Музыка Д. Шостаковича и песни военных лет (С. Соловьев-Седой, В. Лебедев-Кумач, И. Дунаевский и др.). Кинематограф героической эпохи.

Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков: О. Берггольц, К. Симонов, А. Твардовский, А. Сурков, М. Исаковский, М. Алигер, Ю. Друнина, М. Джалиль и др.

4

2

М. Шолохов, И. Эренбург, А. Толстой.

2

Рассказы Л. Соболева, В. Кожевникова, К. Паустовского,

М. Шолохова и др.

2


Повести и романы Б. Горбатова, А. Бека, А. Фадеева. Пьесы: «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука и др.

Проблемы человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного подвига, противоборства созидающих и разрушающих сил в произведениях Э. Казакевича, В. Некрасова, А. Бека,

В. Ажаева и др.

2

61

62

Тема 10.2. Психологическая глубина и яркость лирики

А. Ахматовой.

Жизненный и творческий путь.

2


2


Ранняя лирика Ахматовой: глубина, яркость переживаний поэта, его радость, скорбь, тревога. Тематика и тональность лирики периода первой мировой войны: судьба страны и народа.

Стихотворения: «Смятение», «Молюсь оконному лучу..», «Пахнут липы сладко…», «Сероглазый король», «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати», «Сжала руки под темной вуалью…», «Не с теми я, кто бросил земли..», «Родная земля», «Мне голос был», «Клятва», «Мужество», «Победителям», «Муза», «Поэма без героя». Поэма «Реквием». Статьи о Пушкине.

Личная и общественная темы в стихах революционных и первых послереволюционных лет. Темы любви к родной земле, к Родине, к России. Пушкинские темы в творчестве Ахматовой. Тема любви к Родине и гражданского мужества в лирике военных лет. Тема поэтического мастерства в творчестве поэтессы.

2


Учить стихотворение наизусть.

63

64

Сопоставительный анализ стихотворений А. Ахматовой и М. Цветаевой

2

3

65

66

Анализ стихотворения А. Ахматовой «Песня последней встречи»

2

3

67

Тема 10.3. А. Ахматова.

Поэма «Реквием».

Поэма «Реквием». История создания и публикации. Тема исторической памяти. Исторический масштаб и трагизм поэмы. Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы. Своеобразие лирики Ахматовой.

Теория литературы: проблема традиций и новаторства в поэзии. Поэтическое мастерство.

2


Анализ содержания поэмы «Реквием» по вопросам и заданиям.



68

69



70

71

Тема 10.4. Б. Пастернака. Стихи. Единство человеческой души и стихии мира в лирике.



Тема 10.5. А. Т. Твардовский

Стихотворения.

Сведения из биографии.



2



2



2

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать...», «Про эти стихи», «Определение поэзии», «Гамлет», «Быть знаменитым некрасиво», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», «Зимняя ночь». Поэмы «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт».

Эстетические поиски и эксперименты в ранней лирике. Философичность лирики. Тема пути - ведущая в поэзии Пастернака. Особенности поэтического восприятия.

Простота и легкость поздней лирики. Своеобразие художественной формы стихотворений.

Анализ стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!

Сведения из биографии.

Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете», «Памяти матери», «Я знаю: никакой моей вины…», «К обидам горьким собственной персоны...», «В тот день, когда кончилась война…», «Ты, дура смерть, грозишься людям». Поэма «По праву памяти».

Тема войны и памяти в лирике А. Твардовского. Утверждение нравственных ценностей

Поэма «По праву памяти» - искупление и предостережение, поэтическое и гражданское осмысление трагического прошлого. Лирический герой поэмы, его жизненная позиция. Художественное своеобразие творчества А. Твардовского.

Теория литературы: традиции русской классической литературы и новаторство в поэзии.


Восприятие и истолкование стихотворения

«Я убит подо Ржевом»


70

71

Семинар по темам: Тема войны и памяти в лирике

А. Твардовского. Лирический герой поэмы «По праву памяти», его жизненная позиция.

2

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 10.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

«Заплаканная осень, как вдова…», «Мне ни к чему одические рати…», «Приморский сонет», «Мужество», «Родная земля», «Северные элегии». Тема памяти и судьбы в творчестве. Образ лирической героини. Поэзия Ахматовой и традиции русской классической лирики.

Ранняя лирика Б. Пастернака. Роман «Доктор Живаго».

А. Твардовский «Василий Теркин». Книга про бойца - воплощение русского национального характера. И. Бунин о «Василии Теркине».

Поэма А. Твардовского «Дом у дороги»: проблематика, образы героев.

Лирика поэтов фронтового поколения М. Дудина, С. Орлова, Б. Слуцкого и др.

Эпическое осмысление Отечественной войны в романе

В. Гроссмана «Жизнь и судьба».

Философско-притчевое повествование о войне в повестях В. Быкова «Сотников», «Обелиск», «Знак беды».

7


Раздел 11. Литература 50-80-х годов (обзор).



72

Тема 11.1. Новые тенденции в литературе. Тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях писателей и поэтов.

Смерть И.В.Сталина. XX съезд партии. Изменения в общественной и культурной жизни страны. Новые тенденции в литературе. Тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях писателей и поэтов.

2

2

Отражение конфликтов истории в судьбах героев: П.Нилин «Жестокость», В.Дудинцев «Не хлебом единым...» и др.

Новое осмысление проблемы человека на войне: Ю.Бондарев «Горячий снег», В.Богомолов «Момент истины», В.Кондратьев «Сашка» и др. Исследование природы подвига и предательства, философский анализ поведения человека в экстремальной ситуации в произведениях В.Быкова «Сотников», Б.Окуджавы «Будь здоров, школяр» и др.

Роль произведений о Великой Отечественной войне в воспитании патриотических чувств молодого поколения.

73

Тема 11.2. Поэзия 60-х годов.

Поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии Б.Ахмадуллиной, Е.Винокурова, Р.Рождественского, А.Вознесенского, Е.Евтушенко, Б.Окуджавы и др. Развитие традиций русской классики в поэзии Н.Федорова, Н.Рубцова, С.Наровчатова, Д.Самойлова, Л.Мартынова, Е.Винокурова, Н.Старшинова, Ю.Друниной, Б.Слуцкого, С.Орлова, И.Бродского, Р.Гамзатова и др.

2


2


Размышление о прошлом, настоящем и будущем Родины, утверждение нравственных ценностей в поэзии А.Твардовского.

«Городская проза». Тематика, нравственная проблематика, художественные особенности произведений В. Аксенова, Д. Гранина, Ю. Трифонова, В. Дудинцева и др.

2

2

«Деревенская проза». Изображение жизни советской деревни. Глубина, цельность духовного мира человека, связанного жизнью своей с землей, в произведениях Ф. Абрамова, М. Алексеева, С. Белова, С. Залыгина, В. Крупина, П. Проскурина, Б. Можаева, В. Шукшина, и др.

2

Драматургия. Нравственная проблематика пьес А. Володина «Пять вечеров», А. Арбузова «Иркутская история», «Жестокие игры», В. Розова «В добрый час», «Гнездо глухаря», А. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын», «Утиная охота» и др.

2

Динамика нравственных ценностей во времени, предвидение опасности утраты исторической памяти: «Прощание с Матерой» В. Распутина, «Буранный полустанок» Ч. Айтматова, «Сон в начале тумана» Ю. Рытхэу и др.

2

Попытка оценить современную жизнь с позиций предшествующих поколений: «Знак беды» В. Быкова, «Старик» Ю. Трифонова, «Берег» Ю. Бондарева и др.

2

Историческая тема в советской литературе. Разрешение вопроса о роли личности в истории, о взаимоотношениях человека и власти в произведениях Б. Окуджавы, Н. Эйдельмана,

В. Пикуля, А. Жигулина, Д. Балашова, О. Михайлова и др.

2

Автобиографическая литература. К. Паустовский, И. Эренбург. Возрастание роли публицистики. Публицистическая направленность художественных произведений 80-х годов. Обращение к трагическим страницам истории, размышления об общечеловеческих ценностях.

2

Журналы этого времени, их позиция. («Новый мир», «Октябрь», «Знамя» и др.).

2

Развитие жанра фантастики в произведениях А. Беляева, И. Ефремова, К. Булычева и др. Авторская песня. Ее место в историко-культурном процессе (содержательность, искренность, внимание к личности). Значение творчества А. Галича, В. Высоцкого, Ю. Визбора, Б. Окуджавы и др. в развитии жанра авторской песни.

2

Многонациональность советской литературы.

2

74

Тема 11.3. Отражение «лагерных университетов» в повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

Сведения из биографии.

2

2

Новый подход к изображению прошлого. Проблема ответственности поколений. Размышления писателя о возможных путях развития человечества в повести. Мастерство А. Солженицына - психолога: глубина характеров, историко-философское обобщение в творчестве писателя.

Анализ повести «Один день Ивана Денисовича» по вопросам и заданиям.

75

Тема 11.4. В.Шаламов.

«Колымские рассказы».

Сведения из биографии. «Колымские рассказы». Художественное своеобразие прозы: отсутствие деклараций, простота, ясность.

1

2

76

Тема 11.5. Художественные особенности прозы

В. Шукшина.

Сведения из биографии. Рассказы: «Чудик», «Выбираю деревню на жительство», «Срезал», «Микроскоп», «Ораторский прием». Изображение жизни русской деревни: глубина и цельность духовного мира русского человека.

2

2

77

Тема 11.7. Расул Гамзатов. Стихотворения

Сведения из биографии.

1

2

Стихотворения: «Журавли», «В горах джигиты ссорились, бывало...» (возможен выбор других стихотворений).

Проникновенное звучание темы родины в лирике Гамзатова. Прием параллелизма, усиливающий смысловое значение восьмистиший. Соотношение национального и общечеловеческого в творчестве Гамзатова.

78

Тема 11.8. А. Вампилов

«Прошлым летом в Чулимске»

Сведения из биографии.

1

2

Художественное своеобразие и разнообразие проблем в пьесе «Прошлым летом в Чулимске»

Утверждение добра, любви и милосердия. Гоголевские традиции в драматургии Вампилова.

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 11.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Многообразие народных характеров творчестве В. Шукшина.

Ранние рассказы А.Солженицына: «Матренин двор».

Поэзия 60-х г.г. ХХ века.

Н. Рубцов. Развитие есенинских традиций в книгах «Звезда полей», «Душа хранит», «Сосен шум», «Зеленые цветы» и др.

Нобелевская лекция И. Бродского - его поэтическое кредо.

Книги стихов И. Бродского «Часть речи», «Конец прекрасной эпохи», «Урания» и др.

Социально-психологические драмы А. Арбузова «Иркутская история», «Сказки старого Арбата», «Жестокие игры».

Театр А. Вампилова: «Старший сын», «Утиная охота», «Провинциальные анекдоты», «Прошлым летом в Чулимске».

Литературная критика середины 80-90 гг. ХХ в.

8


Раздел 12. Русская литература последних лет (обзор).



79

Тема 12.1. Русская литература последних лет (обзор).

Обзор произведений, опубликованных в последние годы в журналах и отдельными изданиями. Споры о путях развития культуры. Позиция современных журналов.

1

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 12:

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Художественное освоение повседневного быта современного человека в «жестокой» прозе Т. Толстой, Л. Петрушевской, Л. Улицкой и др.

Изображение человека труда в поэтических произведениях Я. Смелякова, Б. Ручьева, Л. Татьяничевой и др.

3



Раздел 13. Зарубежная литература (обзор).



80

Тема 13.1. Художественный мир зарубежной литературы XX века.

И.-В.Гете. «Фауст». Э. Хемингуэй. «Старик и море».

Э.- М. Ремарк. «Три товарища» Г. Маркес. «Сто лет одиночества».

П. Коэльо. «Алхимик».

2

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 13:

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Западноевропейская и американская литература XX века: основные тенденции развития и «культовые» имена.

Б.Шоу «Пигмалион».

Э.Хемингуэй. «По ком звонит колокол».

Э.М.Ремарк. «Три товарища». Ф.Кафка. «Превращение».

4


Раздел 14. Произведения для бесед по современной литературе.




81

Тема 14.1. Современный литературный процесс.

А. Арбузов «Годы странствий». В. Розов «В поисках радости».

В. Ерофеев «Москва - Петушки»

2

2

Авторская песня

Судьба стихи и песни В.Высоцкого, Б.Окуджавы.

2


Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 14:

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Условно-метафорические романы В. Пелевина «Жизнь насекомых» и «Чапаев и пустота».

Развитие жанра детектива в конце ХХ в.

4


Эссе по произведениям писателей современной литературы.



82

83

Дифференцированный зачет

2

2


Всего: 102ч.

68 ч. аудиторные занятия

34ч. сам. раб

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.Материально-техническое обеспечение

Учебная дисциплина изучается в кабинете русского языка и литературы.

Оборудование учебного кабинета:

- рабочие места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий ««Литература 10-11»»;

- наглядные и электронные пособия;

- методические разработки уроков и мероприятий.

Технические средства обучения:

Персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением.

Доска интерактивная

Проектор стационарный

Мультимедийная активная акустическая стереосистема

Монитор

Лазерный принтер.



3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основная литература:

Г.А. Обернихина. Литература. Учебник для учреждений СПО в 2 частях.- Издательский центр «Академия», 2012.

Агеносов В.В. Русская литература 20 века.- М.: Дрофа, 2000, 2012.

Лебедев Ю.В. Русская литература 19 века. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях. - М.: Просвещение, 2012.

Сухих И.Н. Литература. Учебник для 10-11 кл. (СПО). - М.: Издательский центр «Академия», 2012.


Дополнительная литература:

1. История русской литературы XIX в., 1800-1830 гг. / Под ред. В.Н. Аношкиной и С.М. Петрова. - М., 2000.

2. История русской литературы ХI-XIX вв. / Под ред. В.И. Коровина, Н.И. Якушина. - М., 2001.

3. История русской литературы ХIХ в. / Под ред. В.Н. Аношкина, Л.Д. Громова. - М., 2001.

4. Кожинов В. Пророк в своем Отечестве. - М., 2002.

5. Литературные манифесты от символизма до наших дней. - М., 2000.

6. Михайлов А. Жизнь В. Маяковского. - М., 2003.

7. Михайлов О. Жизнь Бунина. - М., 2002.

8. Мусатов В.В. История русской литературы первой половины ХХ в. - М., 2001.

9. Набоков В. Лекции по русской литературе. - М., 2001.

10. Русская литература ХХ в. / Под ред. А.Г. Андреевой. - М., 2002.

11. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Под ред. Ионина Г.Н. - М., 2001.

12. Смирнова Л.Н. Русская литература конца ХIХ - начала ХХ в. - М., 2001.

13. Соколов А.Г. История русской литературы XIX-XX века. - М., 2000.

14. Тимина С.И. Русская проза конца ХХ в. - М., 2001.

Интернет - ресурсы:

Интернет - ресурсы:

Электронный ресурс «Электронная версия газеты « Литература». Форма доступа: 1september.ru/

Электронный ресурс «Литература». Форма доступа: alleng.ru

Электронный ресурс «Литература». Форма доступа: gramma.ru

Электронный ресурс «Литературоведческие словари». Форма доступа:

slovari.ru

ru.wikipedia.org

globalteka.ru

dic.academic.ru


4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентов индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

У.1. воспроизводить содержание литературного произведения;


- пересказ художественного текста;

- анализ отдельных глав литературного текста;

- домашняя подготовка к семинарам по творчеству писателя и изучаемого произведения (фронтальный опрос, беседа с студентами, карточками с заданиями);

У.2. анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

- работа со словарями, справочниками, энциклопедиями (сбор и анализ интерпретаций одного из литературоведческих терминов с результирующим выбором и изложением актуального значения);

- литературные викторины по изучаемому художественному произведению;

- сочинение, эссе, рецензия на изучаемый литературный текст;

У.3. соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

- творческие работы студентов по поставленной проблеме (сочинение, эссе, ответ на поставленный вопрос, анализ отдельных глав художественного текста, конспект критической статьи);

- контрольные работы;

- тестовые задания;

У.4. определять род и жанр произведения;

- практические работы (анализ художественного текста);

- работа по карточкам;

У.5. сопоставлять литературные произведения;

- творческие работы (сочинение);

- рубежный контроль по разделам в форме контрольных работ

У.6. выявлять авторскую позицию;

- исследовательские работы студентов;

- контрольные работы;

Доклады, рефераты студентов;

У.7. выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

- чтение наизусть лирического произведения, отрывка художественного текста;

У.8.аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

- устный опрос студентов;

- творческие работы студентов (исследовательские работы, эссе, сочинение, ответ на поставленный вопрос);

У.9.писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

- письменные творческие работы студентов;

З.1.образную природу словесного искусства;

- тестовые и контрольные работы (владеть литературоведческими понятиями);

- работа с литературоведческими словарями;

З.2.содержание изученных литературных произведений;

- составление конспектов критических статей по художественному произведению, карточек с библиографическим данными писателей и поэтов русской и зарубежной литературы;

З.3.основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;

- фронтальный опрос студентов;

- беседа со студентами по прочитанному тексту;

- исследовательские и творческие работы студентов;

З.4.основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

- устный опрос студентов;

- творческие работы студентов (исследовательские работы, эссе, сочинение, ответ на поставленный вопрос);

З.5.основные теоретико-литературные понятия;

- тестовые и контрольные работы (владеть литературоведческими понятиями);

- работа с литературоведческими словарями;








© 2010-2022