Конспект урока русского языка в 5 классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языка в 5 классеКонспект урока русского языка в 5 классеКонспект урока русского языка в 5 классеКонспект урока русского языка в 5 классеКонспект урока русского языка в 5 классе

Технологическая карта урока

Предмет: Русский язык Класс: 5

Тема урока: Общее значение глаголов и их употребление в речи

Цель урока: научиться определять значение глагола и использовать их в устной и письменной речи.

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

Уметь различать части речи по наличию у слова определённых морфологических признаков; знать определение понятия глагол; указывать морфологические признаки глагола , синтаксическую роль в предложении.

Регулятивные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке ; оценивать правильность выполнения действий на уроке; умеет слушать в соответствии с целевой установкой; контролирует правильность и полноту ответов учащихся; осуществляет взаимоконтроль; использует речь для регуляции своих действий и действий одноклассников.

Познавательные:

Выдвигать версии, определять способы их решения; уметь ориентироваться в своей системе знаний; извлекать новую информацию; находить ответы на вопросы.

Коммуникативные:

обосновывать правильность и полноту высказываний, сравнивать правильность и полноту ответов учащихся; аргументировать способы решения проблем поискового характера

Мотивация к изучению нового учебного материала;желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе, осознание своей индивидуальности.

Задачи урока:

  • Создать благоприятную атмосферу заинтересованности.

  • Подвести обучающихся к изучению новой темы.

  • Способствовать формированию умения в постановке цели урока.

  • Развивать умение формулировать понятия.

  • Обогащать словарный запас учащихся.

  • Способствовать развитию мышления, памяти.

  • Развивать умения формулировать свою точку зрения.

  • Развивать навыки использования в речи фразеологизмов, для более выразительной передачи высказывания.

  • Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать.

  • Развивать творческие способности.

  • Развивать интерес к учебнику, умения извлекать нужную информацию.

  • Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Тип урока: Тип урока по основной дидактической цели - вводный (повторение пройденного и начало изучения нового материала по теме «Глагол»); тип урока по основному способу проведения - сочетание различных форм занятий.

Дидактическое обеспечение:

  1. Компьютер с колонками.

  2. Проектор.

  3. Фрагмент из видеофильма «Милютинской земли истоки»

  4. Кластер

  5. Группы глаголов по значению, магнитики.

  6. Стихотворение.

  7. Карточки с творческим заданием(фразеологизмы, пословицы, текст)

  8. Картинки к фразеологизмам.

Этапы урока

Формируемые УУД

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

Создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

УУД: личностные: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на

учёбу, создание ситуации успеха);

коммуникативные умение работать в

коллективе

Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас необычный урок. На нашем уроке присутствуют гости.

Повернитесь. Поприветствуйте гостей, улыбнитесь.

Садитесь. Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной работе.

Вы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работайте старательно,

Слушайте внимательно.

Приветствуют гостей и учителя.

Принцип психологической комфортности

II.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность

УУД:

личностные: мотивация к учебной

деятельности,

- регулятивные: самостоятельное формулирование темы урока планирование,

прогнозирование;

- познавательные: осуществляют для

решения учебной задачи операции анализа, синтеза;

- коммуникативные: слушают, отвечают, анализируют ответы товарищей





На доске записаны слова.

Белизна белый

желтизна желтый

синева синий

чернота чёрный

-Почему слова разделены на 2 столбика ?



Слова какой части речи отвечают на вопрос: что делать?, что сделать?

-Образуйте от данных слов глаголы, которые отвечают на вопрос: Что делает?

Учитель записывает слова в третий столбик. (белеет, желтеет, синеет, чернеет)

Итак, слова какой части речи записаны в 3 столбике?

-С какой частью речи познакомились на прошлом уроке?

-На прошлом уроке мы познакомились с глаголом и составили кластер.

Работа по кластеру

-Что такое глагол?...

(последовательность изучения глагола)

-С чего начнём изучать глагол?)

-Какова тема урока?

Тема: Общее значение глаголов и их употребление в речи.

Читают слова каждого столбика.

Указывают отличительные признаки существительного и прилагательного.

Глаголы

Называют глаголы.

Отвечают на вопросы.

По кластеру вспоминают и называют всё , что знают о глаголе.(Включая морфологические признаки)

Формулируют тему урока.

III.Целеполагание

личностные: мотивация к учебной

деятельности,

- регулятивные: самостоятельное фор мулирование цели и задач, планирование,

прогнозирование;

-познавательные (осознают познавательную

задачу)

коммуникативные: слушают ответы друг друга, отвечают, формулируют собственные

мысли, высказывают свою точку зрения.

-Чему должны научиться на уроке?...

Цель: научиться определять значение глагола и использовать их в устной и письменной речи.

Откройте тетради, запишите число,

классная работа,

тему урока.

Учитель следит за осанкой!!!

В пример -положительных.

Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока.

В тетради записывают число, классная работа и тему урока.

IV. Открытие « нового» знания.

Учиться и представлять информацию, уметь пользоваться учебником.

УУД:

- личностные: осознание необходимости продолжать урок;

- регулятивные: самостоятельное решение поставленной задачи;

познавательные: выполняют учебно -познава тельные действия, осуществляют для

решения учебной задачи операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно

- следственные связи

- коммуникативные: умение работать с учебником и извлекать нужную информацию.

-Что обозначает глагол?

Глагол -это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие.

С помощью глагола мы узнаём, как всё в этом мире движется, говорит, меняет краски, как звучит.

А что говорят об этом лингвисты, мы узнаем из рубрики

«ОБРАТИ ВНИМАНИЕ!»

Откройте учебник на стр.124

По словам русского поэта Александра Блока «Книга- великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться» …

Прочитайте рубрику и ответьте на вопрос:

-Какая информация для вас оказалась новой

Учитель поочерёдно открывает карточки,

Итак, трудовые процессы, движение, ….проявление цвета одним словом это-действие.





-Прежде, чем приступим к выполнению следующего задания, отгадайте загадку.

День прибывает,

Солнце припекает,

Подснежник расцветает,

Когда это бывает? (ВЕСНОЙ)

-Назовите глаголы, которые помогли вам определить время года?

Правильно, глаголы прибывает, припекает, расцветает, указывают на действия, которые происходят весной.

-А какие первые весенние цветы вы знаете?

-Многие любят собирать букеты весенних цветов. Вот и мы с вами, работая на уроке, соберём букеты. Но так как тюльпаны занесены в красную книгу, пусть они украшают нашу природу. А букет составим из заготовок.

Во время урока, выполнив задание на «ХОРОШО» и «ОТЛИЧНО», прикрепите тюльпан в вазочку. В конце урока посмотрим, у кого получились красивые букеты.

Отвечают на вопросы



Работают с учебником, извлекают нужную и важную информацию.



дети приводят примеры:

Трудовые процессы...

Движение…

Состояние человека…

Состояние природы…

Процессы речи и мысли…

Проявление цвета.

Делают вывод.

Отгадывают загадку, называют признаки весны, глаголы , которые указывают на сезонные изменения.



Называют первые весенние цветы.



V.Первичное закрепление

Развивать умения применять новые знания.

УУД: - личностные: желание проверить свои знания, самостоятельно находят нужную информацию;

- регулятивные: самостоятельное решение поставленной задачи; производит необходимые действия по плану;

- познавательные: использует полученную информацию в действии;

- коммуникативные: учится искать свою позицию

1.Задание первое : упр.892 (1) -устно

ОЦЕНИТЕ свою работу. 2.Что такое фразеологизмы? (Устойчивые выражения.)

Игра «Будь внимателен». (Коллективно) Работа по карточкам. №1 Замените фразеологизм одним глаголом. (устно)

Зарубить на носу - запомнить

Пропустить мимо ушей - прослушать

Вставлять палки в колёса - мешать

Делать из мухи слона.. - преувеличивать

Обвести вокруг пальца - обмануть

Держать язык за зубами - молчать

Бить баклуши- бездельничать

-Определите, каким фразеологизмам соответствуют картинки.(2 картинки)

Слова какой части речи используются в фразеологизмах?

-Глаголы используются в прямом значении или в переносном?

Фразеологизмы придают речи образность и выразительность. Происходит это потому, что они обладают переносным значением.

Молодцы! С этим задание вы справились. Умеете выбирать наиболее точные глаголы в соответствии с их значением.

ОЦЕНИТЕ свою работу.

3. Языковедами глагол выделяется, как самая сложная и ёмкая самостоятельная часть речи. По подсчётам глагол занимает второе место(после существительного) по частоте употребления в речи.

Что ещё говорят лингвисты, мы узнаем из рубрики «Обрати внимание!»

Чтение рубрики «Обрати внимание!» Стр.125

Учитель дополняет:

Мастера русской речи умело использовали в своих произведениях прямое и переносное значение глаголов.

-А умеете ли вы пользоваться многообразием глагольной лексики, мы узнаем, выполнив следующее задание.

4.Работа с текстом по карточкам. №2

Сначала читают текст без глаголов.

-Понятен ли текст.?

-Почему?

Как нужно отредактировать текст? (Вставить глаголы)

Запишите текст, вставив подходящие по смыслу глаголы.

(Работа в тетради)

Проверка. (Читают несколько уч-ся)

-Изменился ли текст?

Вывод:

-Какую роль выполняют глаголы в речи?

-Известный русский лингвист Александр Матвеевич Пешковский утверждал, что «глаголы-это слова, оживляющие всё, к чему они приложены».

И это действительно так. С помощью имён существительных можно назвать всё, что нас окружает. Имена прилагательные помогают нам уточнить то, что называют существительные, и только глаголы могут «оживить» окружающий нас мир.

ОЦЕНИТЕ свою работу.

6. Что такое фразеологизмы мы знаем. С текстом работали. Самое время вспомнить пословицы.

РЕЗЕРВ.

Карточки №3 Вспомните пословицы и продолжите.

(Работа по карточкам)

1.Учиться-всегда … (пригодится) (Сразу орфограмму)

2.Труд кормит, а лень…

3. Что посеешь, то…

4.Семь раз отмерь, один раз…

5.Без труда не … (вытащишь) и рыбку из пруда.

Проверка.

-Какие изученные орфограммы вы применяли для записи глаголов?

ОЦЕНИТЕ свою работу

Глагол-это серьёзная часть речи,

Она заставит действовать нас всех:

Читать, писать, спрягать - и обеспечит

Нам свами в жизни только лишь успех.

7. Просмотр фрагмента видеофильма «Милютинской земли исток»"

После просмотра запишите как можно больше глаголов, соответствующих сюжету.

Проверяем…

ОЦЕНИТЕ свою работу

Устно выполняют упражнение.

Самооценка

Работают по карточкам.

Подбирают более точные глаголы к указанным фразеологизмам.

Учатся использовать глаголы в устной речи.

Отвечают на вопросы.

Самооценка.

Работают с учебником.



Читают текст, указывают отсутствие глаголов, определяют задание и редактируют текст.

Текст в исправленном виде записывают в тетрадь.

Делают вывод.

Самооценка





Работа по карточкам.



Самооценка.



Просмотр фрагмента.

Записывают глаголы в тетрадь.

Проверка.

Самооценка.

5.ФИЗкультминутка

Вышли из-за парт выстроились в ряд.

Делают зарядку.

VI.Рефлексия

Осознать учебную деятельность, дать самооценку

УУД:

- личностные: критическая оценка своих знаний;

- личностные: приобретение мотивации к учебному процессу,

- познавательные: установление взаимосвязи между объёмом приобретённых знаний и желания приобрести ещё,

- коммуникативные: умение слушать друг друга, оценивать критично ответы друг друга,

умение посмотреть на ситуацию с иной

позиции

Внимательно прочитайте начало фраз , выберите подходящую для вас фразу, подумайте и закончите её одним предложением.

Сегодня я узнал…

Я научился…

Мне захотелось…

Было интересно…

Посмотрим, как вы оценили свою работу на уроке.

Поднимите букеты.

Покажите их присутствующим.

Молодцы!!!

На уроке хорошо работали…

Отвечают полными предложениями.



Вручают составленные букеты гостям.

VII.Информация о домашнем задании(комментирование)

Комментирует домашнее задание

Записывают домашнее задание в дневник



© 2010-2022