Внеклассное мероприятие по русскому языку Счастливый случай (6 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тип урока: урок - игра

Класс: 6

Тема: «Счастливый случай»

Цели и задачи:

  1. повторить разделы русского языка «Лексика» и «Фонетика», изученные в 5-м классе;

  2. развивать интеллектуальное умение дифференцировать согласные и гласные, мягкие и твёрдые, звонкие и глухие звуки.

  3. совершенствовать речевое умение правильно использовать синонимы и антонимы в речи;

  4. формировать у учащихся аккуратность и внимательность при выполнении упражнений;

5) развивать интерес к русскому языку как к предмету, изучаемому

в школе.

Литература

  1. Арсирий Г. Занимательная грамматика. - М., 1996.

  2. Жердева Л.А. Русский язык в средней школе: Дидактические материалы: 6 класс. - Новосибирск, 1998.

  3. Русский язык в таблицах. 5-9 классы / Сост.: М.В.Василенко, М.А.Денисова, Е.В.Лагутина. - М., 2001.

План

  1. тур «Начало»

  2. тур «Заморочки из бочки»

  3. тур «Гонка за лидером»

( В перерывах между турами - игра со зрителями)

Оборудование: плакат с названием игры, карточки с заданиями, бочонок, сигнальные карточки.

1 тур «Начало»

Великий, могучий, правдивый, свободный, Народной живительной силы родник! Тебе посвящаем мы вечер сегодня, Наш гордый, наш русский, родной наш язык!

Ведущий в этом туре представляет команды, объявляет их названия. Вопросы задаются по очереди каждой команде (3, 4, 5, 6 задания для обеих команд).

1. Как, не изменяя ни одного звука, совершенно изменить значения

слов:

Выходить, пахнуть, трусить, сведение? ( поменять ударение ).

2.Есть ли твёрдые согласные звуки в скороговорке Летели лебеди с лебедятами ?

3. Прочитайте слова. Сделайте их фонетическую запись и произнесите звуки в обратном порядке. Запишите слова, которые получились, наоборот. Пример: лён [л'он] ноль.

Код (ток), кот (ток), лоб (пол), шёл (ложь), яр ( рай), шей (ешь), люк (куль), араб (пара), лей (ель), дог (код), лёд (толь), лог (кол).

4.Запишите возможно большее количество слов, которые читаются одинаково слева направо и справа налево.

Как, шалаш, казак, Анна, Алла, ротор, тот, тут.

5. По порядковому номеру определите номер буквы в алфавите и
определите, какие слова здесь зашифрованы:

  1. 9, 1, 4, 1, 5, 12, 1 (загадка)

  2. 9,3,21, 12, 10 (звуки) 3)2,21, 12,3,29 (буквы)

4) 22, 16, 15, 6, 20, 10, 12, 1 (фонетика)

6. Перед вами два фантастических животных: мамалыга и жаваруга.
Обратите внимание, как изобразил их художник. А теперь попробуйте
поиграть в такую игру: каждая команда должна изобразить 2-х
фантастических животных. Один зверь - урщух, другой - лимень.

Сравните рисунки. Какое животное рисуют чаще как страшное и злое, какое - ласковое и спокойное? Что в названиях животных подсказало их нрав? (твёрдые и мягкие согласные звуки).

2 тур «Заморочки из бочки»

Ведущий предлагает командам по очереди вытаскивать «заморочки»(карточки с заданиями) из бочонка.

1. С к в полях меня найдёте,
С г романсы запоёте,

Сев косички заплетёте, (колос - голос - волос)

2. В океанах он живёт,
И мала ему река
Буквы ставь наоборот -

Будет дёргаться щека, (кит - тик)

3. Конечно, метаграмма эта
Весьма проста и несложна.
Я с у - далёкая планета,

А с и - в Азии страна. (Уран - Иран)

4. На дне реки и в прохладной тьме
Скрываюсь я века

Но вот ты н добавил мне -

И я уже река, (ил - Нил)

5. С л я остров в океане,

С р растаю вмиг в стакане. (Сахалин - сахарин)

6. Хоть и мала я, но взгляни:
Весь мир в себе я отражаю:
Но и на ц перемени -

Я по болоту зашагаю,

(капля - цапля)

7. С глухим согласным мы его читаем,

Со звонким - в нём мы обитаем, (том - дом)

8. Я в пруду живу, жирею,
Переставьте буквы - вмиг,
Превращусь я и в аллеи,

И в лужайки, и в цветник, (карп - парк)

9. Воздух в шины я вдуваю,
Жизнь несу я колесу.
Если ж слоги мы смешаем,

Буду деревом в лесу, (насос - сосна)

10. По мне движется к сердцу кровь,
Меня ищут на сгибах руки.
Если ж, буквы смешав,

Мы расставим их вновь,

То получим названье реки (вена - Нева)

11. С глухим в начале - кругл, как мячик,

Со звонким - как огонь горячий, (шар - жар)


3 тур «Гонка за лидером»

Ведущий произносит слова. Кто первым может дать ответ, поднимает сигнальную карточку.

1. Назовите антонимы к следующим словам.

Высокий (низкий), длинный (узкий), толстый (тонкий), прямой (кривой), острый (тупой), мокрый (сухой), громкий (тихий), сладкий (кислый), скупой (щедрый), нежный (грубый), больной (здоровый), передовой (отстающий), смеяться (плакать), хвалить (ругать), здороваться (прощаться), поломать (построить), труд (безделье), зло (добро), вопрос (ответ), красота (уродство), зной (прохлада).

2. Замените сочетания слов прилагательными-синонимами с
приставкой без-(бес-).

Смелый человек (бесстрашный), тихая погода (безветренная), ясное небо (безоблачное), правильный ответ (безошибочный), тревожный сон (беспокойный), напрасный труд (бесцельный), огромное количество (безмерное), тихие шаги (бесшумные), жестокий человек (безжалостный), нечестный поступок (бесчестный).

Игра со зрителями

Игра со зрителями проводится во время перерывов между заданиями

1. Отгадайте: а) какое слово в зависимости от значения может
относиться к руке, винограду, скатерти, живописи? б) какой глагол в
различных значениях может переносить действие на мяч, тесто, стальные
листы, валенки.

(а) кисть, б) катать)

  1. Какой город летает? (Орёл)

  2. Какая европейская столица стоит на скошенной траве? (Париж)

  3. Без какой музыкальной ноты нельзя приготовить обед? (соль)

  4. Какое государство можно носить на голове? (Панама)

  5. Выразите одним приставочным глаголом следующие понятия:


  1. лишить возможности причинять вред (обезвредить);

  2. покрыть сплошными царапинами ( исцарапать);

  3. ещё раз сильно нажать (поднажать);

  4. на некоторое время задуматься (призадуматься);

5) найти способ что-либо сделать; примениться к чему-либо
(приспособиться);

6) не имеющий определённой формы (бесформенный);

7) находящийся, происходящий за пределами школы
(внешкольный).

7. Разгадайте метаграмму:
С ч летаю над волною,

С л не дам волкам покою,

С м рубашка-безрукавка,

С з скачу в лесу по травке,

С г меня крепи к детали

Из железа или стали, (чайка - лайка - майка - зайка - гайка)

  1. Нота - мой первый слог, Поставь с ней рядом предлог И, разгадав загадку до конца, Получишь выражение лица, (мина)

  2. С твёрдым [л] я на стене,

Книга, например, на мне,

Но как только [л] смягчите,

Сразу в танец превратите, (полка - полька)


© 2010-2022