10 класс зачет по литературе №3

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Зачет №3 1. Н.А.Некрасов. Очерк жизни и творчества. Поэт «мести и печали». Гражданственность лирики, обострённая правдивость и драматизм в изображении народа.

Дата

События

28.11(10.12)1821

Родился в местечке Немиров Подольской губернии. Родители - мелкопоместные дворяне. Детские годы провёл на Волге - село Грешнево Ярославской губернии.

1832 г.

Поступает в Ярославскую гимназию, первые пробы сил на литературном поприще.

1838 г.

Петербургский университет, филологический фак-т, вольнослушатель.

1840 г.

Отчислен из унив-та по причине плохой успеваемости. Выпускает 1-ый сборник стихотворений «Мечты и звуки». Работает в журнале «Репертуар и пантеон» в качестве театрального критика.

1843 г.

Встреча с В.Г.Белинским, увлечение идеями французских социалистов-утопистов.

1845-46 г.г.

Собирает и публикует два альманаха «Физиология Петербурга», «Петербургский сборник». Пробует свои силы в прозе - пишет роман «Жизнь и похождения Тихона Тростникова».

1847 г.

Главный редактор журнала «Современник». Пишет совместно с А.Панаевой романы «Три стороны света», «Мёртвое озеро».

1848-1865 г.г.

Интенсивно работает в журнале и сотрудничает с прогрессивными литературами Н.Успенским, Л.Толстым, Н.Добролюбовым. Печатает произведения: «Памяти Белинского», «Ванька», «Школьник», «Железная дорога», Мороз, Красный нос» и др.

1866 г.

Закрытие журнала «Современник» распоряжением правительства.

1868 г.

Работа в качестве редактора журнала «Отечественные записки», объединяющего прогрессивные литературные силы.

1869 г.

Попытки царского правительства закрыть журнал. Создание серии поэтических сатир «Недавнее время» и т.п.

1871 г.

Вновь обращается к декабристской теме. Пишет поэмы «Княгиня Трубецкая» и «Княгиня Волконская».

1875 г.

Тяжело заболел. Общенародная поддержка укрепляет силы поэта, и в мучительной болезни он создаёт «Последние песни».

27.12. 1877 (08.01.1878)

Смерть поэта в Петербурге.

Своеобразие лирики Некрасова: проповедь, исповедь, покаяние, искренность чувств, лиризм. Гражданственность и высокая гуманность, народная основа и мотивы народной песни. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Социальная трагедия народа в городе и в деревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний. Сатира Некрасова. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любовной лирики.

1.1 Город и деревня в лирике Некрасова. Образ Музы. Гражданская поэзия и лирика чувств. Художественные открытия Некрасова, простота и доступность стиха, его близость к строю народной речи. Решение «вечных тем» в поэзии Некрасова.

т/л народность творчества

Народность - обусловленность литературных произведений жизнью, идеями, чувствами и стремлениями народных масс, выражение в литературе их интересов и психологии. Представление о народности литературы во многом определяется тем, какое содержание вкладывается в понятие "народ".

Изображение города в лирике Некрасова.

Изображение города в лирике Некрасова Главный герой поэзии Некрасова - человек из народа: крестьянин, рекрут, горожанин. Именно городу посвящены многие стихотворения поэта, в которых он показывает нищету, беспросветную жизнь и страдания. Капиталистический город и судьбы людей живущих в нем отражаются в стихотворении Некрасова «Еду ли ночью....». В нем поэт изображает жизнь большого города, жить в котором еще труднее, чем в деревне. В стихотворении автор показывает семью, лишенную средств к существованию, которая отчаянно борется за выживание. Также Некрасов ярко отображает высокую жертвенность русской интеллигенции. Так, женщина продает себя, чтобы купить гробик для ребенка и ужин мужу. В другом стихотворении под названием «На улице» автор открывает перед читателем зарисовки и миниатюры, рассказывающие о жизни несчастных горожан. В зарисовке «Вор» автор показывает образ мужчину, который крадет калач. У него нет денег и именно по этой причине он вынужден идти на преступление. Вторая зарисовка под названием «Проводы» показывает весь ужас рекрутской системы: солдата провожают в армию, лишаясь единственного кормильца. В третьей миниатюре солдат несет гробик своего сына и проклинает себя за грубое отношение к своему сыну, вызванное вечной нехваткой денег. Трагедия заключается в том, что люди упрекают жизнь в городе. Тяжкая доля городских детей показывается также в стихотворении «Плач детей», в котором автор говорит о детях лишенных детства и вынужденных зарабатывать себе на пропитание. Работа трудна и невыносима для молодых и слабых детей. Но и дома их не ждет радость, так как и там жизнь ничем не отличается от окружающего жестокого мира. Тема города - неотъемлемая часть лирики Некрасова, показывающая тяжелую жизнь не только крестьян, но и горожан, вынужденных идти на самые отчаянные поступки ради выживания.

Образ Музы.

Муза Некрасова удивительно прислушива к народному миропониманию, к разным, подчас очень далёким от поэта характерам людей. Это качество некрасовского таланта проявилось не только в лирике, но и в поэмах из народной жизни, а в науке получило название поэтического «многоголосия».

Муза Некрасова - «муза мести и печали», «сестра народа». Её призвание - «глаголом жечь сердца людей». Она была «печальной спутницей печальных бедняков, рождённых для труда, страданья и оков».

Вчерашний день, часу в шестом,

Зашёл я на Сенную;

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую.

Ни звука из груди её,

Лишь бич свистал, играя…

И Музе я сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная!»

Художественные открытия Некрасова, простота и доступность стиха, его близость к строю народной речи.

Стихи поэта правдиво воспроизводили жизнь во всей её сложности и полноте, объясняли жизнь, учили произносить над ней честный приговор, становились учебником становления гражданина.

1.2 Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, её фольклорная основа, смысл названия. Сюжет поэмы и авторские отступления. Путешествие как приём организации повествования.

Сюжет и композиция поэмы.

Сюжет-путешествие: отправная точка - решение мужиков отправиться в странствие в поисках тех, «кому на Руси жить хорошо». 10 класс зачет по литературе №310 класс зачет по литературе №3

Сюжетное пространство поэмы сочетает в себе «говорящую» условность топонимов (Горелово, Неелово, Неурожайка, Босово и т.п.) и реалистическое жизнеподобие, обобщение и конкретику. Пространственная неопределённость зачина («В какой земле - угадывай») опровергается узнаваемостью в каждой детали крестьянского мира Руси.

Композиционно самостоятельные фрагменты поэмы - песни, в которых концентрируется лирическое начало некрасовской эпопеи.

До сих пор исследователи спорят, в каком порядке должны быть расположены части поэмы. Спор идёт о расположении всех частей, кроме первой, ведь Некрасов не успел закончить поэму и не выстроил её. Но то, что части можно располагать и так и этак, говорит о том, что панорамное изображение оказалось важнее сюжетной последовательности. В этом смысле поэма похожа на картинную галерею, ценность которой в самих картинах, а не в том, как они развешаны по стенам.

Эпопея изображает большой период исторического времени или значительное историческое событие в его масштабности и противоречивости. Эпопея изображает события, в которых решаются судьбы нации, народа, всей страны, отражает жизнь и быт всех слоёв общества, их мысли и чаяния.

Фольклорные элементы в поэме.

Элементы фольклора

Примеры из текста поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

«Пролог»

говорящие птицы, скатерть-самобранка, бабка Дурандиха, превращающаяся в ведьму, магическое число 7

«Крестьянка»

Пословицы - …

Загадки - …

Причитания (плач) - …

Фольклорные постоянные эпитеты

Удаль - молодецкая, земля - сыра, леса - дремучие, Русь - святая, дороженька - столбовая, …

Интонационный строй поэмы

Фольклорная песенно-сказочная мелодика и ритмика

Во внешнем облике персонажей отмечаются не индивидуальные, а обобщённые до символичности черты русского мужика-пахаря и былинного богатыря (Савелий-богатырь)

1.3. Многообразие народных типов в галерее героев поэмы. Сатирические образы помещиков.

Крестьянские типы.

Массовые сцены - показатель мастерства писателя. Некрасов вводит нас в самую гущу крестьянской жизни, и читатель даже не успевает увидеть, как он это делает. А между тем Некрасов использует целый ряд художественных приёмов. Панорама Руси создаётся через изображение деревень и пейзажей, людская толпа - с помощью целых цепочек глаголов, прилагательных, наречий:

Хмельно, горласто, празднично,

Пёстро, красно кругом!

…………………………………………

Шумит, поёт, ругается,

Качается, валяется,

Дерётся и целуется

У праздника народ!

Создаются обобщённые портреты:

Штаны на парнях плисовы,

Жилетки полосатые,

Рубахи всех цветов;

На бабах платья красные,

У девок косы с лентами,

Лебедками плывут.

Звучат безымянные диалоги, выхватываются отдельные фигуры. Но в этом массе есть лица, которые, по мысли Некрасова, должны быть выделены особо, и тогда появляются подробные рассказы об отдельных персонажах.




1.4. «Люди холопского звания» и «народные заступники». Гриша Добросклонов.

«Люди холопского звания»

«народные заступники».

Гриша Добросклонов.

Глава «Счастливые»

Яким Нагой

Ермила Гирин

!!! Создайте характеристику образа Гриши Добросклонова на основе данной статьи.

Гриша Добросклонов коренным образом отличается от других действующих лиц поэмы. Если жизнь крестьянки Матрены Тимофеевны, Якима Нагого, Савелия, Ермила Гирина и многих других показана в покорности судьбе и сложившимся обстоятельствам, то у Гриши наблюдается совсем иное отношение к жизни. В поэме показывается детство Гриши, рассказано о его отце и матери. Жизнь его была более чем тяжела, отец был ленив и беден:

Беднее захудалого

Последнего крестьянина

Жил Трифон.

Две каморочки:

Одна с дымящей печкою,

Другая в сажень - летняя,

И вся тут недолга;

Коровы нет, лошадки нет,

Была собака Зудушка,

Был кот - и те ушли.

Таков был отец Гриши, он меньше всего заботился о том, что едят его жена и дети.

Дьячок хвалился детками,

А чем они питаются -

И думать позабыл.

Он сам был вечно голоден,

Весь тратился на поиски,

Где выпить, где поесть.

Мать Гриши умерла рано, ее погубили постоянные печали и заботы о хлебе насущном. В поэме приведена песня, в которой рассказывается о судьбе этой бедной женщины. Песня не может оставить равнодушным ни одного читателя, ведь это свидетельство огромного неизбывного человеческого горя. Слова песни очень простые, в них рассказывается, как страдающий от голода ребенок просит у матери кусок хлеба с солью. Но соль слишком дорога, не под силу купить ее бедным людям. И мать, чтобы накормить сына, поливает кусок хлеба своими слезами. Эта песня с детства запомнилась Грише. Она заставляла его вспоминать о своей несчастной матери, скорбеть о ее судьбе.

И скоро в сердце мальчика

С любовью к бедной матери

Любовь ко всей вахлачине

Слилась - и лет пятнадцати

Григорий твердо знал уже,

Что будет жить для счастия

Убогого и темного Годного уголка.

Григорий не согласен покориться судьбе и вести столь же печальную и убогую жизнь, которая свойственна большинству людей вокруг него. Гриша выбирает для себя иной путь, становится народным заступником. Он не боится того, что жизнь его будет нелегкой.

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

С детства Гриша жил среди убогих, несчастных, презираемых и беспомощных людей. Он с молоком матери впитал все беды народные, поэтому не хочет и не может жить ради своих эгоистических интересов. Он очень умен, имеет сильный характер. И выводит его на новую дорогу, не позволяет оставаться равнодушным к народным бедствиям. Размышления Григория о судьбе народа свидетельствуют о живейшем сострадании, которое заставляет Гришу выбрать для себя столь нелегкий путь. В душе Гриши Добро-склонова постепенно зреет уверенность, что его родина не погибнет, несмотря на все страдания и горести, которые выпали на ее долю:

В минуты унынья, о родина-мать!

Я мыслью вперед улетаю.

Еще суждено тебе много страдать,

Но ты не погибнешь, я знаю.

Размышления Григория, которые «в песне излились», выдают в нем очень грамотного и образованного человека. Он хорошо осведомлен о политических проблемах России, и судьба простого народа неотделима от этих проблем и трудностей. Исторически сложилось, что Россия «была глубоко несчастной страной, подавленной, рабски бессудной». Позорная печать крепостного права превратила простой народ в бесправных существ, и все проблемы, вызванные этим, невозможно сбрасывать со счетов. Последствия татаро-монгольского ига также оказали существенное влияние на формирование национального характера. Русский человек сочетает в себе рабскую покорность судьбе, и это является основной причиной всех его бед.

Образ Григория Добросклонова тесно связан с революционно-демократическими идеями, которые стали появляться в обществе в середине XIX в. Некрасов создал своего героя, ориентируясь на судьбу Н. А. Добролюбова Григорий Добросклонов - это тип революционера-разночинца. Он родился в семье бедного дьячка, с детства ощутил на себе все бедствия, характерные для жизни простого народа. Григорий получил образование, к тому же сам, будучи умным и увлеченным человеком, не может остаться равнодушным к сложившейся в стране ситуации. Григорий прекрасно понимает, что для России теперь есть только один выход - радикальные изменения обшественного строя. Простой народ уже больше не может быть таким же бессловесным сообществом рабов, которое покорно терпит все выходки своих господ:

Довольно! Окончен с прошедшим расчет,

Окончен расчет с господином!

Сбирается с силами русский народ

И учится быть гражданином.

Образ Григория Добросклонова в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» вселяет надежду в нравственное и политическое возрождение Руси, в изменения сознания простого русского народа.

Финал поэмы показывает, что счастье народное возможно. И пусть пока еще далеко до того момента, когда простой человек сможет назвать себя счастливым. Но пройдет время - и все изменится. И далеко не последнюю роль в этом будут играть Григорий Добросклонов и его идеи.

1.5. Образ Савелия, «богатыря святорусского». Судьба Матрены Тимофеевны, смысл её «бабьей притчи».

Прочитайте текст о Савелии, выделите черты его характера.

Одного из главных героев поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», Савелия, читатель узнает тогда, когда тот уже является стариком, прожившим долгую и трудную жизнь. Поэт рисует колоритный портрет этого удивительного старика с большущей сивой гривою,

Чай, двадцать лет нестриженной,

С большущей бородой,

Дед на медведя смахивал,

Особенно, как из лесу,

Согнувшись, выходил.

Жизнь Савелия оказалась очень непростой, судьба не баловала его. В старости Савелий жил семье своего сына, свекра Матрены Тимофеевны. Примечательно, что дедушка Савелий недолюбливает свою семью. Очевидно, все домочадцы обладают далеко не самыми лучшими качествами, а честный и искренний старик это прекрасно чувствует. В своей родной семье Савелия называют клейменым, каторжным. А он сам, ничуть не обижаясь на это, говорит: «Клейменый, да не раб». Интересно понаблюдать, как Савелий не прочь подшутить над членами своей семьи,а крепко досадят ему, подшутит:

- Поглядите-тко

К нам сваты! Незамужняя

Золовушка к окну,

ан вместо сватов нищие!

Из оловянной пуговки

Дед вылепил двугривенный,

Подбросил на полу

Попался свекор-батюшка!

Не пьяный из питейного

Побитый приплелся!

О чем свидетельствует такое отношение между стариком и его семейством. Прежде всего в глаза бросается, что Савелий отличается как от своего сына, так и от всех родственников. Сын его не обладает никакими исключительными качествами, не гнушается пьянства, почти напрочь лишен доброты и благородства. А Савелий, наоборот, добр, умен, незауряден. Он сторонится своих домочадцев, по-видимому, ему претят мелочность, зависть, злоба, характерные для его родственников. Старик Савелий единственный, кто в семье мужа был добр с Матреной. Старик не скрывает всех тягот, которые выпали на его долю:

Эх, доля святорусского

Богатыря сермяжного!

Всю жизнь его дерут.

Раздумается временем

О смерти муки адские

В ту светной жизни ждут.

Старик Савелий очень свободолюбив. В нем сочетаются такие качества, как сила физическая и душевная. Савелий настоящий русский богатырь, не признающий над собой никакого давления. В молодости Савелий обладал недюжинной силой, никто не мог с ним соперничать. К тому же жизнь раньше была иной, крестьяне не были обременены тяжелейшей обязанностью платить оброки и отрабатывать барщину. Как говорит сам Савелий:

Не правили мы барщины,

Оброков не платили мы,

А так, когда рассудится,

В три года раз пошлем.

В таких обстоятельствах и закалился характер молодого Савелия. Никто не давил на нею, никто не заставлял чувствовать себя рабом. К тому же сама природа была на стороне крестьян

Кругом леса дремучие,

Кругом болота топкие,

Ни конному проехать к нам,

Ни пешему пройти!

Сама природа защищала крестьян от вторжения барина, полиции и прочих нарушителей спокойствия. Поэтому крестьяне могли спокойно жить и работать, не чувствуя над собой чужой власти. При чтении этих строк вспоминаются сказочные мотивы, потому что в сказках и легендах люди были абсолютно свободными, сами распоряжались своей жизнью. Старик рассказывает о том, как справлялись крестьяне с медведями

Нас только и тревожили

Медведи... да с медведями

Справлялись мы легко.

С ножищем да с рогатиной

Я сам страшней сохатого,

По заповедным тропочкам

- Иду Мой лес!- кричу.

Савелий, словно настоящий сказочный богатырь, предъявляет свои права на окружающий его лес. Именно лес с его нехожеными тропами, могучими деревьями является настоящей стихией богатыря Савелия. В лесу богатырь ничего не боится, он настоящий хозяин безмолвного царства вокруг себя. Именно поэтому в старости он оставляет семью и уходит в лес. Единство богатыря Савелия и окружающей его природы представляется несомненным. Природа помогает Савелию стать сильнее. Даже в старости, когда годы и невзгоды согнули спину старика, все равно в нем чувствуется недюжинная сила. Савелий рассказывает, как в молодости его односельчанам удавалось обманывать барина, скрывать от него имеющиеся богатства. И пусть за это приходилось немало вытерпеть, зато никто не мог упрекнуть людей в трусости и безволии. Крестьяне смогли уверить помещиков в своей абсолютной бедности, поэтому им удавалось избегать полного разорения и порабощения.

Савелий очень гордый человек. Это ощущается во всем в его отношении к жизни, в его стойкости и мужестве, с которыми он отстаивает свое. Когда он рассказывает о своей молодости, то вспоминает, как сдавались барину только слабые духом люди. Конечно, он сам к таким людям не относился:

Отменно драл Шалашников,

А не ахти великие Доходы получал

Сдавались люди слабые,

А сильные за вотчину

Стояли хорошо.

Я тоже перетерпливал,

Помалчивал, подумывал

Как ни дери, собачий сын,

А всей души не вышибешь,

Оставишь что-нибудь!

Старик Савелий с горечью говорит о том, что теперь уже в людях практически не осталось самоуважения. Теперь преобладают трусость, животный страх за себя и свое благополучие и отсутствие желания бороться.

Вот были люди гордые!

А нынче дай затрещину

Исправнику, помещику

Тащат последний грош!

Молодые годы Савелия прошли в атмосфере свободы. Но крестьянская свобода не была долгой. Барин умер, а его наследник прислал немца, который сначала вел себя тихо и незаметно. Немец постепенно сдружился со всем местным населением, понемногу наблюдал за крестьянской жизнью. Постепенно он втерся в доверие к крестьянам и велел им осушить болото, затем вырубить лес. Одним словом, крестьяне опомнились только тогда, когда появилась великолепная дорога, по которой до их богом забытого места можно было легко добраться. Вольная жизнь кончилась, теперь крестьяне сполна ощутили все тяготы подневольного существования. Старик Савелий говорит о народном долготерпении, объясняя его мужеством и душевной силой людей. Только по-настоящему сильные и мужественные люди могут быть столь терпеливыми, чтобы вытерпеть над собой подобные издевательства, и столь великодушными, чтобы не прощать подобное отношение к себе.

А потому терпели мы,

Что мы богатыри.

В том богатырство русское.

Ты думаешь, Матренушка,

Мужик не богатырь?

Некрасов находит удивительные сравнения, говоря о народном долготерпении и мужестве. Он использует народный эпос, говоря о богатырях:

Цепями руки кручены,

Железом ноги кованы,

Спина... леса дремучие

Прошли по ней сломалися.

А грудьИлья-пророк

По ней гремит-катается

На колеснице огненной...

Все терпит богатырь!

Старик Савелий рассказываете том, как целых восемнадцать лет терпели крестьяне произвол немца-управляющего. Вся жизнь их теперь оказалась во власти этого жестокого человека. Людям приходилось работать не покладая рук. А управляющий всякий раз был недоволен результатами работы, требовал большего. Постоянные издевательства со стороны немца вызывают сильнейшее возмущение в душе крестьян. И однажды очередная порция издевательств заставила людей пойти на преступление. Они убивают немца-управляющего. При чтении этих строк приходит мысль о высшей справедливости. Крестьяне уже успели почувствовать себя абсолютно бесправными и безвольными. У них было отнято все, чем они дорожили. Но ведь над человеком нельзя издеваться совершенно безнаказанно. Рано или поздно придется расплачиваться за свои действия.

Но, разумеется, убийство управляющего не осталось безнаказанным

Что ж дальше? Дальше дрянь! Кабак... острог:

Буй-городе, Там я учился грамоте,

Пока решили нас.

Решенье вышло каторга

И плети предварительно...

Жизнь Савелия, богатыря святорусского, после каторги была очень нелегкой. Двадцать лет он провел в неволе, только уже ближе к старости оказался на свободе. Вся жизнь Савелия очень трагична, и в старости он оказывается невольным виновником гибели маленького внука. Этот случай еще раз доказывает, что, несмотря на всю свою силу, Савелий не может противостоять враждебным обстоятельствам. Он всего лишь игрушка в руках судьбы.

??? Ответьте на вопросы текста.

1. Кого из крестьян, героев поэмы, можно назвать правдоискателями, а кого - холопами?

Савелий-богатырь, Яков, Матрёна Тимофеевна, Егорка Шутов, Ермила Гирин, Ипат, староста Глеб.

2. Кто из героев поэмы мог сказать о себе «клеймёный, да не раб»?

А. Яким Нагой Б. Яков Верный В. Ермил Гирин Г. Савелий

16. Проблема счастья и смысла жизни в поэме.

Семь мужиков из шести деревень (некоторые ошибочно полагают, что Неелово и Неурожайка - это разные деревни, хотя это названия одной и той же) «сошлися - заспорили: Кому живётся весело, Вольготно на Руси?» Уже в первых строках заявлена главная проблема поэмы - проблема счастья. Проблема, которая неизбежно влечёт за собой другую: а что такое счастье?

Для заспоривших мужиков счастье - это жить «весело и вольготно». Вольготно - значит свободно, независимо. «Весело» в народной речи - синоним слова «беззаботно». Счастье в понимании мужиков близко к фольклорному счастью Ивана-дурака, к счастью Емели, который живёт «по щучьему велению». Вот и словарь народной речи В.Даля подтверждает: Счастье - благоденствие, благополучие, земное блаженство, желанная насущная жизнь, без горя, смут, тревоги; покой и довольство». Больше того, в народной традиции счастье противопоставляется уму: «Дураку везде счастье»; «Глупому счастье, умному Бог даёт». Исходя из такого понимания счастья, мужики сами определяют «программу» поисков: помещик, чиновник, поп, купец, вельможа, министр, царь. Некрасов успел показать встречу мужиков с попом и помещиком.

Первая встреча с предполагаемым носителем счастья происходит в главе 1 первой части «Поп». Сельский священник подтверждает мужицкое понимание счастья, но вносит в него один важный нюанс:

«В чём счастие, по-вашему?

Покой, богатство, честь,

Не так ли, други милые?»

Они сказали: так….

«Честь» в народной речи - это уважение со стороны окружающих. Не случайно Некрасов изображает сельского священника, который знает жизнь крестьян не понаслышке, перенося вместе с ними тяготы и беды, искренне им сочувствуя:

Деревни наши бедные,

А в них крестьяне хворые

Да женщины печальницы,

Кормилицы, поилицы,

Рабыни, богомолицы

И труженицы вечные

Господь, прибавь им сил!

С таких трудов копейками

Живиться тяжело!

Женское счастье.

Независимо от того, каков был замысел поэмы, центром её является часть «Крестьянка». В народной эпопее целая часть отведена одному персонажу! Отчаявшись найти счастливого среди мужчин, наши странники отправляются к Матрёне Тимофеевне Корчагиной:

Молва идёт всесветная,

Что ты вольготно, счастливо

Живёшь… Скажи по-божески,

В чём счастие твоё?

И вся глава представляет собой ответ-исповедь крестьянки, в которой мужики увидели счастливого человека: на взгляд окружающих, она живёт в относительном достатке («богатство»), уклад её жизни устоялся («покой»), она пользуется уважением - недаром её прозвали «губернаторшей» («честь»).











Хронологическая таблица жизни И.С. Тургенева

|Даты |События в жизни |Творчество |

|28 |Рождение Ивана Сергеевича | |

|октября |Тургеневав в Орле. Отец, Сергей | |

|(9 |Николаевич Тургенев, принадлежал к | |

|ноября) |старинному дворянскому роду, мать, | |

|1818 |Варвара Петровна Лутовинова - | |

| |богатая помещица; в ее имении | |

| |Спасское-Лутовиново (Мценский уезд | |

| |Орловской губернии) прошли детские | |

| |годы будущего писателя, рано | |

| |научившегося тонко чувствовать | |

| |природу и ненавидеть крепостное | |

| |право | |

|1827 |Семья переезжает в Москву; Тургенев| |

| |обучается в пансионе при | |

| |Лазаревском институте 6 лет и у | |

| |хороших домашних учителей | |

|1833 |Поступление на словесное отделение | |

| |Московского университета, но учился| |

| |только год. За это время | |

| |познакомился с Грибоедовым, | |

| |Станкевичем, учился одновременно с | |

| |Герценом, Белинским, Лермонтовым, | |

| |Гончаровым. Одно из сильнейших | |

| |впечатлений ранней юности - | |

| |влюбленность в княжну Е. Л. | |

| |Шаховскую, переживавшую в эту пору | |

| |роман с отцом Тургенева, - | |

| |отразилось в повести «Первая | |

| |любовь» (1860). | |

|1834 |Переход на историко-филологический | |

| |факультет Санкт-Петербургского | |

| |университета. | |

|1836 | |Тургенев переводит с |

| | |английского Байрона, |

| | |Шекспира, показывает свои |

| | |стихотворные опыты в |

| | |романтическом духе |

| | |литератору пушкинского |

| | |круга, университетскому |

| | |профессору П. А. Плетневу; |

| | |тот приглашает студента на |

| | |литературный вечер (в дверях|

| | |Тургенев столкнулся с А. С. |

| | |Пушкиным) |

|1838 |В мае 1838 Тургенев отправляется в |В «Современнике» появляются |

| |Германию и продолжает изучать |тургеневские стихотворения |

| |философию в Берлинском университете|«Вечер» и «К Венере |

| |(желание пополнить образование |Медицийской» (к этому |

| |соединилось с неприятием |моменту Тургеневым написано |

| |российского уклада, основанного на |около сотни стихотворений, в|

| |крепостном праве). В Германии очень|основном не сохранившихся, и|

| |сблизился со Станкевичем, |драматическая поэма |

| |Грановским Катастрофа парохода |«Стено»). |

| |«Николай I», на котором плыл | |

| |Тургенев, будет описана им в очерке| |

| |«Пожар на море» (1883; на | |

| |французском языке). | |

|До |Тургенев живет в Берлине, слушает | |

|августа |лекции в университете, занимается | |

|1839 |классическими языками, пишет стихи,| |

| |общается с Т. Н. Грановским, Н. В. | |

| |Станкевичем. | |

|1840-184|После короткого пребывания в России|Бакунин стал прообразом |

|1 |в январе в Петербурге,где он сдаеет|Рудина. |

| |экзамены на звание магистра | |

| |философских наук, но получив звание| |

| |оставляет философию,Тургенев | |

| |отправляется в Италию, но с мая | |

| |1840 по май 1841 он вновь в | |

| |Берлине, где знакомится с М. А. | |

| |Бакуниным. Прибыв в Россию, он | |

| |посещает имение Бакуниных | |

| |Премухино, сходится с этой семьей: | |

| |вскоре начинается роман с Т. А. | |

| |Бакуниной, что не мешает связи со | |

| |швеей А. Е. Ивановой (в 1842 она | |

| |родит Тургеневу дочь Пелагею) | |

|январь18|Тургенев поступает на службу в |Появление поэмы на |

|43 |Министерство внутренних дел.1 |современном материале |

| |ноября 1843 Тургенев знакомится с |«Параша», получившей высокую|

| |певицей Полиной Виардо |оценку В. Г. Белинского. |

| |(Виардо-Гарсия), она была замужем, | |

| |мужа не бросила, она платила | |

| |Тургеневу нежной дружбой, но | |

| |большего дать не могла. Все | |

| |средства Тургенева были отданы этой| |

| |семье. Когда он смертельно заболел | |

| |раком, она неотлучно была при нем | |

|май 1845|Тургенев выходит в отставку. |Знакомство с критиком, |

| | |перешедшее в дружбу (в 1846 |

| | |Тургенев стал крестным его |

| | |сына), сближение с его |

| | |окружением (в частности, с |

| | |Н. А. Некрасовым) изменяют |

| | |его литературную ориентацию:|

| | |от романтизма он обращается |

| | |к иронико-нравоописательной |

| | |поэме («Помещик», «Андрей», |

| | |обе 1845) и прозе, близкой |

| | |принципам «натуральной |

| | |школы» и не чуждой влиянию |

| | |М. Ю. Лермонтова («Андрей |

| | |Колосов», 1844; «Три |

| | |портрета», 1846; «Бретер», |

| | |1847). |

|1847-185|С начала 1847 по июнь 1850 он живет|Повести «Петушков» (1848), |

|1 |за границей (в Германии, Франции; |«Дневник лишнего человека» |

| |Тургенев - свидетель французской |(1850), комедии «Холостяк» |

| |революции 1848): опекает больного |(1849), «Где тонко, там и |

| |Белинского во время его |рвется», «Провинциалка» (обе|

| |путешествия; тесно общается с П. В.|1851), психологическая драма|

| |Анненковым, А. И. Герценом, |«Месяц в деревне» (1855). |

| |знакомится с Ж. Санд, П. Мериме, А.|Главное дело этого периода -|

| |де Мюссе, Ф. Шопеном, Ш. Гуно. |«Записки охотника», цикл |

| |1849г - живет во Франции и покупает|лирических очерков и |

| |дом местечке Куртавиль, чтобы быть |рассказов, начавшийся с |

| |ближе к Виардо. |рассказа «Хорь и Калиныч» |

| | |(1847; подзаголовок «Из |

| | |записок охотника» был |

| | |придуман И. И. Панаевым для |

| | |публикации в разделе «Смесь»|

| | |журнала «Современник»); |

| | |отдельное двухтомное издание|

| | |цикла вышло в 1852 В |

| | |сборнике 1852 года вошло 22 |

| | |очерка, позднее еще 3 - |

| | |рассказы «Конец |

| | |Чертопханова» (1872), «Живые|

| | |мощи», «Стучит» (1874) |

|апрель |В мае 1853 выслан в Спасское, где |За отклик на смерть Н. В. |

|1852 |живет до декабря 1853 |Гоголя, запрещенный в |

| | |Петербурге и опубликованный |

| | |в Москве, Тургенев по |

| | |высочайшему повелению |

| | |посажен на съезжую (там был |

| | |написан рассказ «Муму»). |

| | |Работа над неоконченным |

| | |романом, повестью «Два |

| | |приятеля», знакомство с А. |

| | |А. Фетом, активная переписка|

| | |с С. Т. Аксаковым и |

| | |литераторами из круга |

| | |«Современника»; в хлопотах |

| | |об освобождении Тургенева |

| | |важную роль сыграл А. К. |

| | |Толстой. |

|До июля |Тургенев живет в России: зимой по |Публикуются повести |

|1856 |преимуществу в Петербурге, летом в |«Затишье» (1854), «Яков |

| |Спасском. Его ближайшая среда - |Пасынков» (1855), |

| |редакция «Современника»;где |«Переписка», «Фауст» (обе |

| |состоялись знакомства с И. А. |1856). Тургенев принимает |

| |Гончаровым, Л. Н. Толстым и А. Н. |участие в издании |

| |Островским Взаимное охлаждение с |«Стихотворений» Ф. И. |

| |далекой Виардо приводит к краткому,|Тютчева (1854) и снабжает |

| |но едва не закончившемуся женитьбой|его предисловием. |

| |роману с дальней родственницей О. | |

| |А. Тургеневой | |

|1856 |Отбыв за границу в июле, Тургенев |«Рудин», «Поездка в Полесье»|

| |попадает в мучительный водоворот |« |

| |двусмысленных отношений с Виардо и | |

| |воспитывавшейся в Париже дочерью. | |

| |После трудной парижской зимы | |

| |1856-57 он отправляется в Англию, | |

| |затем в Германию, где пишет «Асю», | |

| |одну из наиболее поэтичных | |

| |повестей, поддающуюся, впрочем, | |

| |истолкованию в общественном ключе | |

| |(статья Н. Г. Чернышевского | |

| |«Русский человек на rendez-vous», | |

| |1858), а осень и зиму проводит в | |

| |Италии. К лету 1858 он в Спасском; | |

| |в дальнейшем нередко год Тургенева | |

| |будет члениться на «европейский, | |

| |зимний» и «российский, летний» | |

| |сезоны. | |

|60-е |Летом 1861 произошла ссора с Л. Н. |Дворянское гнездо» 1859, |

|годы |Толстым, едва не обернувшаяся |«Накануне» 1860 «Отцы и |

| |дуэлью (примирение в 1878). В 1863 |дети», 1862; «Дым» 1867; |

| |происходит новое сближение |«Новь», 1877После «Накануне»|

| |Тургенева с Полиной Виардо; до 1871|и посвященной роману статьи |

| |они живут в Бадене, затем (по |Н. А. Добролюбова «Когда же |

| |окончании франко-прусской войны) в |придет настоящий день?» |

| |Париже. Тургенев близко сходится с |(1860) происходит разрыв |

| |Г. Флобером и через него с Э. и Ж. |Тургенева с |

| |Гонкурами, А. Доде, Э. Золя, Г. де |радикализировавшимся |

| |Мопассаном; он принимает на себя |«Современником» (в |

| |функцию посредника между русской и |частности, с Н. А. |

| |западными литературами. |Некрасовым; их взаимная |

| | |враждебность сохранялась до |

| | |конца). Конфликт с «молодым |

| | |поколением» усугубился |

| | |романом «Отцы и дети» |

| | |(памфлетная статья М. А. |

| | |Антоновича «Асмодей нашего |

| | |времени» в «Современнике», |

| | |1862; так называемым |

| | |«расколом в нигилистах» во |

| | |многом мотивирована |

| | |позитивная оценка романа в |

| | |статье Д. И. Писарева |

| | |«Базаров», 1862). ). В |

| | |повести «Призраки» (1864) |

| | |Тургенев сгущает |

| | |намечавшиеся в «Записках |

| | |охотника» и «Фаусте» |

| | |мистические мотивы; эта |

| | |линия получит развитие в |

| | |«Собаке» (1865), «Истории |

| | |лейтенанта Ергунова» (1868),|

| | |«Сне», «Рассказе отца |

| | |Алексея» (оба 1877), «Песни |

| | |торжествующей любви» (1881),|

| | |«После смерти (Клара Милич)»|

| | |(1883). Тема слабости |

| | |человека, оказывающегося |

| | |игрушкой неведомых сил и |

| | |обреченного небытию, в |

| | |большей или меньшей мере |

| | |окрашивает всю позднюю прозу|

| | |Тургенева; наиболее прямо |

| | |она выражена в лирическом |

| | |рассказе «Довольно!» (1865),|

| | |воспринятом современниками |

| | |как свидетельство (искреннее|

| | |или кокетливо-лицемерное) |

| | |ситуативно обусловленного |

| | |кризиса Тургенева (ср. |

| | |пародию Ф. М. Достоевского в|

| | |романе «Бесы», 1871). |

|70-е |В 1879-81 старый писатель |Растет его общеевропейская |

|годы |переживает бурное увлечение |слава: в 1878 на |

| |актрисой М. Г. Савиной, окрасившее |международном литературном |

| |его последние приезды на родину. |конгрессе в Париже писатель |

| | |избран вице-президентом; в |

| | |1879 он - почетный доктор |

| | |Оксфордского университета. |

| | |Тургенев поддерживает |

| | |контакты с русскими |

| | |революционерами (П. Л. |

| | |Лавровым, Г. А. Лопатиным) и|

| | |оказывает материальную |

| | |поддержку эмигрантам |

| |1880 - последний раз приезжает в |Наряду с рассказами о |

| |Россию на открытие памятника |прошлом («Степной король |

| |Пушкину в Москве,где он произносит |Лир», 1870; «Пунин и |

| |блистательную речь о Пушкине |Бабурин», 1874) и |

| | |упомянутыми выше |

| | |«таинственными» повестями в |

| | |последние годы жизни |

| | |Тургенев обращается к |

| | |мемуаристике («Литературные |

| | |и житейские воспоминания», |

| | |1869-80) и «Стихотворениям в|

| | |прозе» (1877-82), где |

| | |представлены едва ли не все |

| | |основные темы его творчества|

|22 |Буживаль, близ Парижа.Смерть Ивана | |

|августа |Сергеевича Тургенева Ей | |

|(3 |предшествовало более чем полтора | |

|сентября|года мучительной болезни (рак | |

|) 1883 |спинного мозга). Похоронен на | |

| |Волковом кладбище в | |

| |Санкт-Петербурге по завещанию рядом| |

| |с Белинским. | |

2. Роман И.С. Тургенева « Отцы и дети»

Конспект 1. Замысел романа

♦ Записки в Англии 1860 год: Базаров -«...не без цинизма, фраз и действительных способностей. Нигилист. Самоуверен, говорит отрывисто и немного, работящ (смесь Добролюбова, Павлова и Преображенского). Живет малым, доктором не хочет быть, ждет случая. Умеет говорить с народом, хотя в душе его презирает. Художественного элемента не имеет и не признает ...Знает довольно много - энергичен, может нравиться развязностью, в сущности, бесплоднейший субъект - ибо без всякого энтузиазма и веры... Независимая душа и гордец первой руки».

♦ И. С. Тургенев в письме к Случевскому 14 апреля 1862 г.: «Я хотел сделать из него лицо трагическое - тут было не до нежностей».

2. Сюжет и композиция

В центре повествования - фигура Базарова. Все сюжетные линии тянутся к нему: в романе нет ни одного сколько-нибудь значительного эпизода, в котором бы не участвовал Базаров. Через взаимоотношения с героями автор раскрывает характер Базарова,

Базаров

и

Аркадий Кирсанов

Павел Петрович Кирсанов

Анна Сергеевна Одинцова

Родители Базарова

Ситников и Кукшина

Если расположить все события, происходящие в романе, в один ряд, то получится следующая закономерность:

Первый круг

Приезд в Марьино

(М)

Вносит диссонанс в привычный уклад жизни в имении Кирсановых. Базаров отстаивает свою теорию «нигилизма»: «...мы действуем в силу того, что признаем полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отрицаем».

Первая встреча с Одинцовой (О)

Анна Сергеевна Одинцова встречает на жизненном пути Базарова, уверенного в том, что нет и быть не может любви. «Посмотрим, к какому разряду млекопитающих относится сия особа», «...этакое богатое тело, хоть сейчас в анатомический театр», - так отзывается Базаров об одной из самых красивых женщин.

Приезд в имение родителей (Р)

«...Я не понимаю, почему человек доживает до такого странного состояния, когда ему вдруг оказывается "нечего сказать" отцу и матери...» (М. Горький)

«Водоразделом» между первым и вторым кругом послужила вторая встреча с Одинцовой (Базаров гостит у нее в имении). Герой испытывает растерянность от тех чувств, которые проснулись в его душе, а ведь он не верит в их возможность. Но чем дольше находится Евгений в гостях у Одинцовой, чем чаще происходят их встречи, тем сильнее оказываются чувства Базарова к Анне Сергеевне. Получается, что человек, уверенный в правоте и непоколебимости своих убеждений, «ломается» при первой же встрече с жизнью. Базаров выходит из «испытания любовью» обогатившим свою душу. Пусть открытие в себе способности любить стало для Базарова болезненным и непростым, он становится после этого более понятным и человечным.

Второй круг

Приезд в Марьино (М)

Евгений отрицал принципы, а сам не сумел переступить через них и принял вызов Павла Петровича на дуэль. Его пренебрежение аристократией оказалось лишь словами, а на деле он не смог подняться над предрассудками и убеждениями аристократов.

Базаров заезжает к Одинцовой (О)

Любовь героя отвергнута Анна Сергеевной, она напугана силой чувств, на которые он оказался способен: «...Вы меня не поняли...» - говорит Одинцова.

Базаров у родителей (Р)

Евгений демонстрирует свое холодное отношение к родителям, тяготится их заботой и любовью, но скрыть привязанность и нежность к своим старикам перед смертью он не может.

Если первый круг помогает понять нам положения теории нигилизма, то второй круг становится кругом «развенчания» каждого из отрицаний Базарова. И, конечно же, самый сильный удар теории нигилизма и самому Базарову наносит любовь и сама жизнь.

3. Теория Базарова

Базаров - нигилист, он сам так себя называет. Его взгляды и теория отрицания вызывают разные чувства. Базаров подвергает отрицанию все:

искусство

«Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта» «Рафаэль гроша ломаного не стоит»

природу как предмет для восхищения

«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»

любовь

«белиберда»

и даже...

Павел Петрович пытается уточнить, насколько далеко господин нигилист зашел в своих отрицаниях. И Базаров приводит в ужас своим ответом обоих старших Кирсановых:

- Мы отрицаем

- Все?

- Все.

- Как? Не только искусство, поэзию... но и ...страшно вымолвить...

- Все, - с невыразимым спокойствием повторил Базаров. Читатель лишь может догадываться, что стоит за этим категоричным «все», это и религия, и вера, и даже смерть.

4. Основные конфликты в романе

Отцы и дети

Теория и жизнь

Наиболее острое столкновение происходит между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым.

Главный конфликт в романе - это конфликт героя с самим собой.

Базаров пытается построить свою жизнь на основе теории нигилизма, он уверен, что жизнь можно подчинить придуманной, «головной» теории. Можно прожить без чувств, переживаний, любви, то есть всего того, что Базаров пренебрежительно называет «белибердой».

«Автор проводит своего героя по книге, последовательно устраивая ему экзамены во всех сферах жизни - дружбе, вражде, любви, семейных узах. И Базаров последовательно проваливается всюду». («Формула жука» П. Вайль, А. Генис)

Из письма И. С. Тургенева к А. А. Фету: «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу! Вот тебе и тенденция».














3. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир»

1. История создания романа

• Создавался автором на протяжении семи лет: 1863-1869 гг.

• Все автографы романа (или копии с них) дошли до наших дней почти полностью. Они составляют более пяти тысяч листов, заполненных в большинстве своем с обеих сторон.

• «Я затеял месяца 4 тому назад роман, героем которого должен быть возвращающийся декабрист... Декабрист мой должен быть энтузиаст, мистик, христианин, возвращающийся в 56 году в Россию с женой, сыном и дочерью и примеряющий свой строгий и несколько идеальный взгляд к новой России». (Л. Толстой)

• Замысел романа менялся несколько раз, о чем говорят названия ранних редакций: «Три поры», «Все хорошо, что хорошо кончается», «1805 год».

• Первоначально в основу сюжета должна была быть положена история жизни главного героя (декабриста), который в 1856 г. вместе с семьей возвращается из ссылки.

• Чтобы объяснить причину пребывания героя в Сибири автор вынужден обратиться к истории 1825 г.

• Молодость героя приходится на 1812 г., откуда и намеревается Толстой по новому замыслу начать свой роман.

• Чтобы рассказывать о победах русской армии в войне 1812 г., Толстой считает необходимым рассказать и о трагических страницах истории, которые относятся к 1805 г.

Таким образом, замысел романа менялся Толстым несколько раз и приобрел окончательный вариант: «Итак, от 1856 года возвратившись к 1805 году, я с этого времени намерен провести уже не одного, а многих моих героинь и героев через исторические события 1805,1807,1812,1825 и 1856 года». (Л. Толстой)

2. Особенности жанра

«Это не роман, еще менее историческая хроника. "Война и мир" есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось». (Л. Толстой)

Признаки эпического начала повествования:

• Насыщенность крупными, катастрофическими событиями.

• Испытания героев исключительными обстоятельствами.

• Раскрытие необыкновенных способностей человека, его душевных сил.

• Использование приема антитезы, резкого контраста.

• Отсутствие границ между прозаическим и поэтическим в описании всемирно-исторических событий.

3. Смысл названия

Война

Мир

Военные столкновения враждующих армий.

Жизнь народа, не находящегося в состоянии войны.

Вражда, непонимание, эгоистический расчет.

Это крестьянский сход.

Разъединение.

«Омут жизни», «вздор и путаница» будничных интересов.

Конфликты и столкновения между людьми, все, что вносит разлад.

Весь народ, без различия сословий, одушевленный единым чувством боли за поруганное Отечество.

Дуэль и поединок между героями.

Это ближайшее окружение человека, которое он всегда носит с собой.

Конфликт человека с самим собой.

Весь свет. Вселенная.

Насилие и кровопролитие, зло.

Братство людей, независимо от национальности и классовых различий.

Все, что разрушает гармонию.

Здоровье, труд, отдых, интересы, увлечения, дружба.

Это смерть.

Это жизнь.

4. Жизненный путь и искания героев

«Война и мир» - произведение с огромным количеством персонажей, их насчитывается более 500.

Героев романа нельзя по традиции разделить условно на «отрицательных»

и «положительных». Автор предлагает другой подход:

герои неизменяемые, застывшие и изменяющиеся

неизменяемые

изменяющиеся

Анна Шерер

Андрей Болконский

Анатоль Курагин

Пьер Безухов

Элен Курагина

Наташа Ростова

князь Василий

княжна Марья

маленькая княгиня

♦ Такое деление определяется убеждением Л. Толстого о том, что «одно из самых величайших заблуждений при суждениях о человеке в том, что мы называем, определяем человека умным, глупым, добрым, злым, сильным, слабым, а человек есть все: все возможности, есть текучее вещество».

♦ В. Днепров в своей книге «Искусство человековедения» пишет: «Чем отличается зло хороших людей от зла людей плохих? Этот, казалось бы, просто вопрос играет важную роль в искусстве Толстого. Притом ответ на него дают не только произведения художника, но и сама жизнь... Зло плохого и хорошего человека отличаются характером реакции на него. Во-первых, хороший человек открыто его признает, ставит его пред собой во всей его унизительности и постыдности. Он не станет защищаться от зла ложью или выступать его лицемерным адвокатом перед самим собой. Во-вторых, он будет действовать наперекор этому злу, сознаваясь в своих поражениях и неустанно возобновляя борьбу. Толстой знает, что борьба эта трудна, что каждый раз возникает ситуация, когда зло может вползти в душу неузнанным. Но в сознании должно быть достаточно светло, чтобы распознать его и отвергнуть его делом».

♦ Такой прием изображения героев в форме психологического анализа Н. Г. Чернышевский назвал «диалектикой души».

Князь Андрей Болконский

Мечты и идеалы

Ищет свой Тулон; хочет всенародной славы и признания; его кумир - Наполеон.

Ради достижения своей цели

готов принести в жертву

«...Отец, жена, сестра - самые дорогие мне люди... я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми». «Смерть, раны, потеря семьи, ничего мне не страшно».

Лучшие минуты жизни

Что меняется в герое

Небо под Аустерлицем

Начинает понимать ничтожность «мелкого тщеславия» Наполеона в сравнении с тем «высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял».

Князь осознал великую истину - жизнь есть абсолютная ценность. Ощутил свою связь с бесконечностью: «Ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего-то непонятного, но важнейшего».

Открытие

богатства мирной жизни

Вернувшись из французского плена, Болконский узнает о смерти жены. В его памяти навсегда останется «мертвое укоризненное лицо» маленькой княгини. С этого момента князь Андрей будет мучиться мыслями о пренебрежении, с которым относился к жене, поймет и осознает ценность семейного счастья, радости обыденной жизни среди родных людей: отец, сестра, сын Николенька.

Князь раскаивается в своих честолюбивых мечтаниях, в его душе поднимаются естественные потребности любви и добра.

Встреча с Пьером в Богучарове

«Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась, хотя во внешности та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь». Пьер «заражает» князя Андрея своей верой в людей, в жизнь не только земную, а и вечную, в Бога.

Князь Андрей принимает некоторые из убеждений Пьера, которые оказывают на Болконского благотворное влияние. Теперь уже князь может себе признаться: «Как бы счастлив и спокоен я был, ежели бы мог сказать теперь: "Господи, помилуй меня"».

Встреча

с Наташей Ростовой в Отрадном

Возвращается к «живой жизни», начинает ощущать радость общения с большим миром, людьми. В этом состоянии князь Андрей спешит войти в близкие ему сферы государственной деятельности, сходится со Сперанским.

Эмоциональность Наташи, ее искренность и восторг дают толчок к душевному возрождению князя.

Любовь к Наташе Ростов

Меняет свое отношение к Сперанскому, которого уже начал почитать за кумира, замечает в себе пренебрежение к делу, которым так раньше интересовался: «Разве это может сделать меня счастливее и лучше?».

Князь становится счастливее и лучше от того чувства, которое пробуждает в его душе Наташа Ростова

Участие в войне 1812 года

В армии князь становится заботливым и внимательным командиром. Он отказывается от предложения служить в штабе армии, его не волнуют мечты о личной славе. Солдаты называют его «наш князь».

Во время Бородинского сражения Болконский исполняет свой долг, им движет не желание личной славы, а чувство чести офицера, ненависть к врагу, разорившему его родную землю, его Лысые Горы.

Прощение Анатоля Курагина

Увидев, как ампутируют ногу Анатолю Курагину, князь испытал искреннее сочувствие к боли и страданиям этого человека: «Распустился ... цветок любви весной, свободной, независимой от этой жизни...»

Возрождение любви к Наташе Ростовой

После тяжелого ранения переживает страстное желание жить. Именно в эти минуты возвращается к нему любовь к Наташе Ростовой. Но это уже другое чувство: «...он в первый раз представил себе ее душу. В первый раз понял всю жестокость разрыва с ней».

Смерть Андрея Болконского

«Чем больше он в те часы страдальческого уединения и полубреда, которые он провел после своей раны, вдумывался в новое, открытое начало вечной любви, тем более он, сам не чувствуя того, отрекался от земной жизни. Все, всех любить, всегда жертвовать собой для любви значило - никого не любить, значило - не жить этою земною жизнью».

Судьба Андрея Болконского - это путь человека, совершающего ошибки и способного искупить свою вину, стремящегося к нравственному совершенству. Приобщение к чувству вечной любви возродило в князе Андрее силу духа, и он совершил самое трудное, по Толстому, дело - умер спокойно и достойно.

Граф Пьер Безухов

Совершаемые ошибки

Состояние героя

Дружба с Анатолем Курагиным и Долоховым

Добродушный, доверчивый, наивный и горячий, Пьер позволяет втянуть себя в приключения, которые не столь безобидны, как могут показаться на первый взгляд.

Женитьба на Элен

Оказывается бессилен противостоять коварству и лживости князя Василия, который женит его на своей дочери по расчету. Осознав совершенную ошибку, во всем случившемся Пьер винит только себя.

Дуэль с Долоховым

Переломное событие в жизни Пьера. Заставила Пьера задуматься и понять, что он живет по чужим правилам, вынужден обманывать самого себя. После дуэли Пьер стремится повернуть свою жизнь в иное нравственное русло.

Масонство

Не сразу Пьер понял, что в масонстве присутствует то же лицемерие, карьеризм, увлечение внешними атрибутами обрядов, что и в светских салонах.

Пьер перечеркивает свое прошлое, но он еще не знает, каким будет его будущее. Период отрицания прошлого, тоски и недоумения перед противоречиями жизни.

«Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что надо ненавидеть? Для чего жить и что такое я...» - вот вопросы, перед которыми вновь оказывается герой.

Поиски идеала, стремление разобраться в себе и определить цель жизни

Что происходит с Пьером, как он меняется

Масонство

Дает возможность обрести на некоторое время согласие с миром и собой, а навсегда - знание важности вечных вопросов бытия. В масонстве Пьера привлекает идея необходимости нравственного «очищения» мира и человека, потребность человека в личном совершенствовании. К Пьеру приходит вера в Бога как в существо «вечное и бесконечное во всех своих свойствах, всемогущее и непостижимое».

Участие в Бородинском сражении

Пробуждает в герое желание участвовать в жизни, быть полезным обществу и стране. В герое рождается чувство родственной связи с каждым, кто носит в себе «скрытую теплоту патриотизма». Ощущение счастья от единства с людьми в общей беде, в ожидании времени изгнания врага. Пьер решает для себя в этот момент, что самое главное сейчас «солдатом быть, просто солдатом! Войти в общую жизнь всем существом».

Идея убить Наполеона

Это смелое, хотя и немного нелепое решение стать убийцей Наполеона приходит к Пьеру под влиянием тех новых чувств, которые он испытал на Бородинском поле.

Наташа Ростова

Особенности характера героини

Как проявляются

Полнота жизни, поэтичность натуры, обостренная чуткость, внимательность

Искренность, естественность в обращении с родными; восторг при виде красоты окружающего мира, умение бессознательно передать ощущение красоты другим; чувство эмпатии, которое проявляется в умении понять состояние других людей и прийти им на помощь (пример с Соней, матушкой, братом, Денисовым и т. п.).

Народные, национальные черты в характере Наташи

Танец Наташи во время охоты, особая манера петь, решение Наташи отдать подводы раненым во время отступления из Москвы.

Ошибки, цена испытаний

Испытание разлукой с князем Андреем Наташа не выдерживает. Ей необходимо любить и она верит в чистоту и искренность чувств Анатоля Курагина. Когда обман раскроется, Наташа будет долго болеть - ценой этой ошибки могла стать даже жизнь героини.

Наташа - воплощение любви

Любовь преображает Наташу. Ее взрослая любовь к князю Андрею меняет не только ее внешность, но и вносит изменения в характер. Все существо героини не может находиться в состоянии покоя, невлюбленности. Сила любви Наташи способна преображать души других людей. Такому воздействию подвергается князь Андрей, которого Наташа возвращает к жизни, помогает понять свое истинное назначение. Любовь Наташи к Пьеру дает герою возможность разобраться в себе и понять смысл жизни. Своим детям Наташа подарит радость познания материнской любви.

На примере своей героини Толстой раскрывают одну из своих заветных идей: любовь действительная ведет к истине, чувственная страсть, принятая за любовь, ведет к неправде.

5. Мысль "семейная" в романе

• Тема семьи, ее значение в становлении характера человека в романе «Война и мир» является одной из самых важных. Автор пытается объяснить многие особенности и закономерности в жизни своих героев принадлежностью их к той или иной семье. Только в семье человек получает все то, что в последующем определяет его характер, привычки, мировоззрение и мироощущение.

• В романе Толстой рассказывает о разных семьях - это и хранящая аристократические традиции семья князей Болконских; и представители московского дворянства Ростовы; лишенная взаимного уважения, душевности и связей семья Курагиных; семья Бергов, которая начинает свое существование с закладки «материального фундамента». А в эпилоге романа Толстой представляет на суд читателей две новые семьи - Пьер и Наташа, Николай и Марья, - по мнению автора, именно такой должна быть семья, основанная на искренних и глубоких чувствах.

Берги (Берг и Вера)

Идеалы, «фундамент» семьи

Мания приобретательства в любой ситуации берет верх, заглушая проявление нормальных чувств - эпизод с покупкой мебели во время эвакуации из Москвы большинства жителей.

Берг

В самом Берге есть много общего с грибоедовским Молчалиным (умеренность, исполнительность и аккуратность). Берг не только мещанин сам по себе, но и частица вселенского мещанства.

Образцы,

которым следуют Берги

Берги всеми силами стараются походить на принятые в обществе образцы: вечер, который устраивают Берги - точная копия множества других вечеров со свечами и чаем. Вера (хотя и принадлежит по рождению к Ростовым) еще в девичестве, несмотря на свою приятную внешность и развитость, хорошие манеры и «правильность» суждений, отталкивает от себя людей своим равнодушием к окружающим и крайним эгоизмом.

Такая семья не может стать основой общества, потому что «фундамент», положенный в ее основу - материальные приобретения, которые скорее опустошают душу, способствуют разрушению человеческих отношений, а не объединению.

Курагины - князь Василий, Ипполит, Анатоль, Элен

Стиль отношений между членами семьи

Члены семьи связаны только внешними отношениями, все Курагины разобщены.

Как складываются отношения у Курагиных вне их семьи

В самостоятельной жизни дети князя Василия обречены на одиночество: у Элен и Пьера нет семьи, несмотря на официальный брак; Анатоль, будучи женатым на польке, вступает в новые связи, ищет богатую жену.

Какими члены семьи «выходят» в жизнь

Курагины органично вписываются в общество завсегдатаев салона Анны Павловны Шерер с его фальшью, искусственностью, лжепатриотизмом, интригами.

Князь Василий

Подлинное лицо князя Василия проявляется в эпизоде дележа наследства Кирилы Безухова, от которого он ни при каких обстоятельствах не намерен отказаться. Он фактически продает свою дочь, выдавая её за Пьера.

Анатоль Курагин

Животное безнравственное начало, заложенное в Анатоле Курагине, особенно ярко проявляется, когда отец привозит его в дом Болконских, чтобы сосватать за него княжну Марью {эпизод с мадмуазель Бурьен). А отношение его к Наташе Ростовой настолько низко и безнравственно, что не нуждается ни в каких комментариях.

Элен Курагина

Элен достойно завершает семейную галерею - это женщина-хищница, готовая ради денег и положения в обществе выйти замуж по расчету, а затем жестоко относиться к своему мужу.

Отсутствие связей, душевной близости делает эту семью формальной: в ней живут люди, родные только по крови, а духовного родства, близости человеческой в этом доме нет, и поэтому такая семья не может воспитать нравственного отношения к жизни.

Ростовы

Стиль отношений в семье

На примере семьи Ростовых Толстой описывает свой идеал семейного бытия, добрых отношений между всеми членами семьи. Ростовы живут «жизнью сердца», не требуя друг от друга особого ума, легко и непринужденно относясь к жизненным неурядицам. Им свойственно истинно русское стремление к широте и размаху.

Основная черта всех Ростовых

Всем членам семьи Ростовых свойственна живость и непосредственность.

Единодушие в семье - залог счастья всех ее членов

Переломным моментом в жизни семьи становится отъезд из Москвы, решение отдать подводы, предназначенные для вывоза имущества, для перевозки раненых, что фактически явилось разорением Ростовых. Старик Ростов умирает с чувством вины за разорение детей, но с чувством выполненного патриотического долга.

Дети в семье Ростовых наследуют от родителей лучшие качества - искренность, открытость, бескорыстие, стремление любить весь мир и все человечество.

Болконские

Гпава семьи

Старый князь Болконский устанавливает в Лысых Горах осмысленную жизнь. Он весь в прошлом - он истинный аристократ и все традиции аристократии им бережно сохраняются.

Сходство между отцом и сыном

Ироничное отношение к религии и сентиментальности, они живут «умом», в доме царит интеллектуальная атмосфера. Настоящая жизнь тоже находится в поле внимания старого князя - его осведомленность о современных событиях удивляет даже его сына.

Отношение к отцу

Несмотря на целый ряд чудачеств князя, его дети, князь Андрей и княжна Марья, любят и уважают своего отца, прощая ему некоторую бестактность и резкость. Может быть, в этом и состоит феномен семьи Болконских - безусловное уважение и приятие всех старших членов семьи, безотчетная, искренняя, в чем-то даже жертвенная любовь членов семьи друг к другу {княжна Марья для себя решила, что не будет думать о личном счастье, чтобы не оставить отца одного).

Княжна Марья

Безоговорочно подчиняется отцу, боясь его гнева, но в то же время любит его безусловна, уважает его и признает в нем авторитет.

Стиль отношений в этой семье способствует воспитанию таких чувств, как уважение, преданность, человеческое достоинство, патриотизм.

Николай Ростов и Марья Болконская

Для Николая и Марьи характерна общность в восприятии людей.

Это союз, в котором муж и жена духовно взаимообогащаются.

Николай делает счастливой Марью, а она вносит в семью доброту и нежность.

Наташа Ростова и Пьер Безухов

Цель их любви - супружество, семья и дети.

Интуитивное понимание близкого человека.

Каждый находит в любви и семье именно то, к чему стремился всю свою жизнь - смысл своей жизни: Наташа - в материнстве, а Пьер - в осознании себя опорой для более слабого человека.


© 2010-2022