Конспект урока литературы на тему В этом удивительном и яростном мире (по рассказу Е. Носова Белый гусь)

Цель: привлечь внимание учащихся к проблеме гуманного отношения к беззащитным и ответственности родителей за жизнь детей;- продолжить совершенствование навыков исследовательской работы по тексту;- повторить типы речи и художественные средства языка;- развивать коммуникативную речь учащихся;- воспитание гуманного отношения к людям и к окружающему миру.- Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Е.Носова «Белый гусь» и попытаемсяпочувствовать всю трагедию случившегося, представить ужаса...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Цель: привлечь внимание учащихся к проблеме гуманного отношения к беззащитным и ответственности родителей за жизнь детей;

  • продолжить совершенствование навыков исследовательской работы по тексту;

  • повторить типы речи и художественные средства языка;


  • развивать коммуникативную речь учащихся;

  • воспитание гуманного отношения к людям и к окружающему миру.

Структура урока:

I Постановка целей и мотивация. Позитивное якорение.

I I Чтение рассказа учителем.

  1. Аналитическая работа по тексту.

  2. Работа по развитию речи.

  3. Домашнее задание.

VI Подведение итогов.

Ход урока.

I. Постановка целей и мотивация. Позитивное якорение.

Сегодня я проведу для вас урок литературы по сборнику "Вокруг тебя мир".

1. Учитель читает метафору (звучит музыка).

Жила-была гусеница. Целыми днями ползала она по веткам дерева. Но однажды она остановилась и начала вить кокон. Постепенно она обволакивала себя тонкими шелковыми нитями и скоро полностью скрылась из глаз. Внутри кокона было мягко, тепло и темно. Гусеница чувствовала, что с ней что-то происходит. Прошло некоторое время, и в коконе гусенице стало тесно. Она напрягла все свои силы, кокон лопнул, и её залил яркий солнечный свет. Вокруг был удивительный мир, полный красок, звуков и открытого пространства. Сначала гусенице стало страшно - что она теперь будет делать без кокона, который согревал и защищал её. Она взглянула вниз - под ней расстилался огромный луг, полный цветов. Волшебное чувство свободы наполнило её. Она раскрыла большие разноцветные крылья и полетела. Так гусеница превратилась в бабочку.

2. Вступительное слово учителя.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Е.Носова «Белый гусь» и попытаемся
почувствовать всю трагедию случившегося, представить ужасающее действие грозы, а
после неё - удивительный мир, полный сверкающих трав и солнца.

А также мы повторим типы речи и художественные средства языка.

А теперь откройте сборники на странице, 87 и послушайте рассказ.

П. Чтение рассказа учителем (звучит музыка)

Ш. Аналитическая работа по прочитанному тексту. 1.

- Что вы почувствовали, слушая рассказ?

- Какие картины вы представили себе, слушая рассказ?

  • Посмотрите, как художник изобразил эпизоды из рассказа «Белый гусь»

  • Какому моменту рассказа подходит каждая из иллюстраций?

  • Какие строчки вам хотелось бы перечитать еще раз?

  • Как удалось автору показать всю трагедию случившегося?

12 пушистых «одуванчиков», а не гусят. Как называется этот приём? (метафора)

  • Гусята даже не испытали страха, т.к. все время с ними находился отец. Все ли гуси себя так вели? (Зачитайте).

  • Что особенного было в этом гусе?

  • «Если бы птицам присваивали воинские чины, то этому гусю следовало бы дать «адмирала». Почему? (внешность соответствует, характер, ответственность, отвага) (выправка, китель, клюв, ведет гусиную армаду).

  • Какое положение занимал в стае Белый гусь?

  • Найдите в тексте описание гуся.

  • На какие детали обращается ваше внимание? ( Походка гуся, клюв)...

  • Как вам кажется, по этим строчкам можно судить о чувствах, с которыми автор описывает птицу?

  • А какие чувства вызывает описание гуся у вас?

  • Как называется прием, использованный при описании в следующих строчках: стр.87 *1

  • К какому типу речи можно отнести эту часть текста? (описание)

2.

  • Вы уже хорошо представляете себе Белого гуся. Что нового мы узнаем о нем после встречи рассказчика с Белым гусем ранней весной?

  • Как сейчас относится рассказчик к птице? (залюбовался)

  • На что сейчас обращается внимание? Зачитайте *2 (стр.88) (на оперенья, крылья).

- Почему автор сравнивает гуся с рафинадом, с сахаром? Может быть, правильнее было бы сравнить с куском белого мрамора? ( мрамор - черствый, холодный, сахар - тает, душа могла растаять).

  • Изменилось ли у вас отношение к Белому гусю? Объясните причину такого вашего отношения.

  • Подберите эпитеты, которые бы характеризовали гуся не по внешним признакам, а по внутренним.

- К какому типу речи можно отнести эту часть рассказа? (повествование с элементами описания)

3. Гроза.

  • Каждый из вас хорошо представляет себе, что такое гроза. Какие чувства возникли у вас при описании грозы в этом произведении?

  • Какие моменты представили себе наиболее ярко.

Самостоятельная работа (ситуация выбора).

(1-2 мин) (стр.91, задание №4)

Выберите по желанию одно из заданий (а,б,в) и попытайтесь ответить на поставленные вопросы.

Обсуждение.

  • Заканчивается рассказ утверждением: «Перед гусенком открылся удивительный мир, полный сверкающих трав и солнца».

  • Как вы понимаете, такой финал произведения? (от жизни родителей зависит жизнь потомства) (в экстремальной ситуации необходимо всеми сипами защищать самых уязвимых)

  • Замечательно сказал Л.Н.Толстой : " Бессмертие, разумеется, неполное осуществляется, несомненно, в потомстве".

Отец-Гусь погиб, но он спас жизнь своих детей, он остался жить в своих детях.

V. Домашнее задание.

1. Письменно ответить на вопрос: "Можно ли этот рассказ отнести к числу рассказов

о природе"? Объясните свою точку зрения.

2. На какие мысли навел вас рассказ Е.Носова «Белый гусь"? Какие вопросы вы бы хотели задать автору?

3. Написать стихотворение о прочитанном рассказе.

VI Подведение итогов урока.

1) Актуализация знаний.

- Какой эпиграф из предложенных вы бы взяли к уроку?

При красоте тела невольно веришь в красоту души.

И.Шевелёв

Как басня, так и жизнь ценится не за длину, но за содержание.

Сенека Л. (римский философ)

Нет ничего свежее и бескорыстнее любви родителей; всякая привязанность, всякая любовь, всякая страсть или слаба, или своекорыстна в сравнении с нею!...

В.Г. Белинский

Истинное мужество обнаруживается во время бедствия.

Вольтер (французский писатель, философ)

2.Комментирование оценок учащихся

Я благодарна вам, ребята, за блеск ваших глаз, за то, что у нас получился приятный

разговор. (Выставление оценок)

Помните, рассказ заканчивается такими словами: «Перед ним открылся удивительный мир, полный сверкающих трав и солнца". Я попыталась изобразить этот мир в виде той сияющей картины, которую увидел гусенок. На картину я прикрепила афоризмы, которые дадут вам возможность ещё раз вспомнить содержание рассказа «Белый гусь». Я дарю вам эти афоризмы в знак благодарности за сегодняшний урок.

Жизнь коротка, но человек вновь переживает ее в своих детях.

А.Франс

Бессмертие, разумеется, неполное, осуществляется, несомненно, в потомстве.

Л.Н.Толстой

Любовь к людям - это ведь и есть те крылья, на которых человек поднимается выше всего.

М.Горький

Сколько в человеке доброты, столько в нём и жизни.

Р. Эмерсон

Никакая внешняя прелесть не может быть полной, если она не оживлена внутренней красотой.

В. Гюго

Мера жизни не в её длительности, а в том, как вы её использовали.

М.Монтель

Жизнь долга, если она полна…Будем измерять её поступками, а не временем.

Сенека

Жить надо с расправленными крыльями.

С.Т.Коненков


© 2010-2022