- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока литературы на тему В этом удивительном и яростном мире (по рассказу Е. Носова Белый гусь)
Конспект урока литературы на тему В этом удивительном и яростном мире (по рассказу Е. Носова Белый гусь)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Максимчук О.С. |
Дата | 14.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Цель: привлечь внимание учащихся к проблеме гуманного отношения к беззащитным и ответственности родителей за жизнь детей;
-
продолжить совершенствование навыков исследовательской работы по тексту;
-
повторить типы речи и художественные средства языка;
-
развивать коммуникативную речь учащихся;
-
воспитание гуманного отношения к людям и к окружающему миру.
Структура урока:
I Постановка целей и мотивация. Позитивное якорение.
I I Чтение рассказа учителем.
-
Аналитическая работа по тексту.
-
Работа по развитию речи.
-
Домашнее задание.
VI Подведение итогов.
Ход урока.
I. Постановка целей и мотивация. Позитивное якорение.
Сегодня я проведу для вас урок литературы по сборнику "Вокруг тебя мир".
1. Учитель читает метафору (звучит музыка).
Жила-была гусеница. Целыми днями ползала она по веткам дерева. Но однажды она остановилась и начала вить кокон. Постепенно она обволакивала себя тонкими шелковыми нитями и скоро полностью скрылась из глаз. Внутри кокона было мягко, тепло и темно. Гусеница чувствовала, что с ней что-то происходит. Прошло некоторое время, и в коконе гусенице стало тесно. Она напрягла все свои силы, кокон лопнул, и её залил яркий солнечный свет. Вокруг был удивительный мир, полный красок, звуков и открытого пространства. Сначала гусенице стало страшно - что она теперь будет делать без кокона, который согревал и защищал её. Она взглянула вниз - под ней расстилался огромный луг, полный цветов. Волшебное чувство свободы наполнило её. Она раскрыла большие разноцветные крылья и полетела. Так гусеница превратилась в бабочку.
2. Вступительное слово учителя.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Е.Носова «Белый гусь» и попытаемся
почувствовать всю трагедию случившегося, представить ужасающее действие грозы, а
после неё - удивительный мир, полный сверкающих трав и солнца.
А также мы повторим типы речи и художественные средства языка.
А теперь откройте сборники на странице, 87 и послушайте рассказ.
П. Чтение рассказа учителем (звучит музыка)
Ш. Аналитическая работа по прочитанному тексту. 1.
- Что вы почувствовали, слушая рассказ?
- Какие картины вы представили себе, слушая рассказ?
-
Посмотрите, как художник изобразил эпизоды из рассказа «Белый гусь»
-
Какому моменту рассказа подходит каждая из иллюстраций?
-
Какие строчки вам хотелось бы перечитать еще раз?
-
Как удалось автору показать всю трагедию случившегося?
12 пушистых «одуванчиков», а не гусят. Как называется этот приём? (метафора)
-
Гусята даже не испытали страха, т.к. все время с ними находился отец. Все ли гуси себя так вели? (Зачитайте).
-
Что особенного было в этом гусе?
-
«Если бы птицам присваивали воинские чины, то этому гусю следовало бы дать «адмирала». Почему? (внешность соответствует, характер, ответственность, отвага) (выправка, китель, клюв, ведет гусиную армаду).
-
Какое положение занимал в стае Белый гусь?
-
Найдите в тексте описание гуся.
-
На какие детали обращается ваше внимание? ( Походка гуся, клюв)...
-
Как вам кажется, по этим строчкам можно судить о чувствах, с которыми автор описывает птицу?
-
А какие чувства вызывает описание гуся у вас?
-
Как называется прием, использованный при описании в следующих строчках: стр.87 *1
-
К какому типу речи можно отнести эту часть текста? (описание)
2.
-
Вы уже хорошо представляете себе Белого гуся. Что нового мы узнаем о нем после встречи рассказчика с Белым гусем ранней весной?
-
Как сейчас относится рассказчик к птице? (залюбовался)
-
На что сейчас обращается внимание? Зачитайте *2 (стр.88) (на оперенья, крылья).
- Почему автор сравнивает гуся с рафинадом, с сахаром? Может быть, правильнее было бы сравнить с куском белого мрамора? ( мрамор - черствый, холодный, сахар - тает, душа могла растаять).
-
Изменилось ли у вас отношение к Белому гусю? Объясните причину такого вашего отношения.
-
Подберите эпитеты, которые бы характеризовали гуся не по внешним признакам, а по внутренним.
- К какому типу речи можно отнести эту часть рассказа? (повествование с элементами описания)
3. Гроза.
-
Каждый из вас хорошо представляет себе, что такое гроза. Какие чувства возникли у вас при описании грозы в этом произведении?
-
Какие моменты представили себе наиболее ярко.
Самостоятельная работа (ситуация выбора).
(1-2 мин) (стр.91, задание №4)
Выберите по желанию одно из заданий (а,б,в) и попытайтесь ответить на поставленные вопросы.
Обсуждение.
-
Заканчивается рассказ утверждением: «Перед гусенком открылся удивительный мир, полный сверкающих трав и солнца».
-
Как вы понимаете, такой финал произведения? (от жизни родителей зависит жизнь потомства) (в экстремальной ситуации необходимо всеми сипами защищать самых уязвимых)
-
Замечательно сказал Л.Н.Толстой : " Бессмертие, разумеется, неполное осуществляется, несомненно, в потомстве".
Отец-Гусь погиб, но он спас жизнь своих детей, он остался жить в своих детях.
V. Домашнее задание.
1. Письменно ответить на вопрос: "Можно ли этот рассказ отнести к числу рассказов
о природе"? Объясните свою точку зрения.
2. На какие мысли навел вас рассказ Е.Носова «Белый гусь"? Какие вопросы вы бы хотели задать автору?
3. Написать стихотворение о прочитанном рассказе.
VI Подведение итогов урока.
1) Актуализация знаний.
- Какой эпиграф из предложенных вы бы взяли к уроку?
При красоте тела невольно веришь в красоту души.
И.Шевелёв
Как басня, так и жизнь ценится не за длину, но за содержание.
Сенека Л. (римский философ)
Нет ничего свежее и бескорыстнее любви родителей; всякая привязанность, всякая любовь, всякая страсть или слаба, или своекорыстна в сравнении с нею!...
В.Г. Белинский
Истинное мужество обнаруживается во время бедствия.
Вольтер (французский писатель, философ)
2.Комментирование оценок учащихся
Я благодарна вам, ребята, за блеск ваших глаз, за то, что у нас получился приятный
разговор. (Выставление оценок)
Помните, рассказ заканчивается такими словами: «Перед ним открылся удивительный мир, полный сверкающих трав и солнца". Я попыталась изобразить этот мир в виде той сияющей картины, которую увидел гусенок. На картину я прикрепила афоризмы, которые дадут вам возможность ещё раз вспомнить содержание рассказа «Белый гусь». Я дарю вам эти афоризмы в знак благодарности за сегодняшний урок.
Жизнь коротка, но человек вновь переживает ее в своих детях.
А.Франс
Бессмертие, разумеется, неполное, осуществляется, несомненно, в потомстве.
Л.Н.Толстой
Любовь к людям - это ведь и есть те крылья, на которых человек поднимается выше всего.
М.Горький
Сколько в человеке доброты, столько в нём и жизни.
Р. Эмерсон
Никакая внешняя прелесть не может быть полной, если она не оживлена внутренней красотой.
В. Гюго
Мера жизни не в её длительности, а в том, как вы её использовали.
М.Монтель
Жизнь долга, если она полна…Будем измерять её поступками, а не временем.
Сенека
Жить надо с расправленными крыльями.
С.Т.Коненков