Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс ФГОС

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно-тематическое планирование уроков литературы ФГОС в 5 классе

Учитель Ажищева Алла Владимировна

Класс - 5 а,б

Год - 2015-2016

Количество часов в неделю: 3

Годовое количество часов :105

Реквизиты программы: Примерная программа по литературе (Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 класс, - М.: «Просвещение», 2011); и программа В.Я.Коровиной «Литература» к предметной линии под редакцией В.Я. Коровиной, 5-9 классы (М. Просвещение 2014г.).

УМК учащихся: ФГОС В.Я.Коровина Литература.5 класс.- М. Просвещение, 2012 год; фонохрестоматия к учебнику «Литература.5 класс» .Электронное учебное пособие . / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев.

УМК учителя: Поурочные разработки по литературе. 5 класс. Автор Н.В.Егорова - М. Вако.2011 го. Нетрадиционные уроки литературы:5-11 классы.- М.ВАКО, 2011;


№ п/п

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Планируемые результаты

Учебные действия

Приме

чания

предметные

метапредметные

личностные



Введение (1ч)

1

1

Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества

1

Урок-игра

Знать: роль литературы в духовной жизни России, место книги в жизни человека.

Уметь: владеть навыками литературного чтения, использовать приобретённые знания для создания творческих работ.

Положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях

Задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.

овладение навыками литературных игр;


Принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одно-классниками или самостоятельно) необходимые дей-ствия, операции, действует по плану


Устное народное творчество (10ч)

2

1

Вн. чт. Мифы и мифология. Славянские мифы. Миф «Сотворение земли»

1

Урок внеклассного чтения

Знать: мифы разных народов, разнообразие тематики мифов, их связь с историей народа, религией, жизненным циклом человека, календарем, как он связан с историей народа.

Уметь: отличать миф от сказки, легенды и былины.

Осознает себя гражданином своего Отечества, проявляет интерес и уважение к другим народам; признает общепринятые морально-этические нормы

Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, класси-фикации, устанав-ливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы

Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетам конкретных учебно-познавательных задач.

Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые дей-ствия, опера-ции, действует по плану


3

1

Устное народное творчество. Понятие о фольклоре. (Малые жанры фольклора. Детский фольклор)

1

Комбинированный урок

Знать: малые фольклорные жанры, их отличительные особенности, причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора.

Уметь: воспринимать и анализировать поэтику детского фольклора.

Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. умение подбирать аргументы при обсуждении произведения, в том числе целесообразное использование цитирования;

Испытывает положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые дей-ствия, опера-ции, действует по плану

Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетам конкретных учебно-познавательных задач.


4

2

Сказка как вид народной прозы, выражение народной мудрости и нравственных представлений народа. Виды сказок (волшебные,бытовые, о животных).

1

Урок изучения нового материала


Знать: жанровые особенности сказки, схему построения волшебной сказки.

Уметь: отличать виды сказок, строить рассказ о герое, характеризовать героев сказки, пересказывать узловые сцены и эпизоды

Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач. умение подбирать аргументы при обсуждении произведения, в том числе целесообразное использование цитирования;


умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному, формирование собственного круга чтения

Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно- классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые дей-ствия, опера-ции, действует по плану



5

2

«Царевна - лягушка». Образ Василисы Премудрой.


1

Урок чтения и изучения произведения


6

2

«Царевна - лягушка». Образ Ивана-Цареви-ча Противопоставление мечты и действительности, добра и зла в сказках.


1

Урок-беседа


7

3

«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания


Урок чтения и изучения произведения

Знать: жанровые особенности сказки, схему построения волшебной сказки

Уметь: отличать виды сказок, строить рассказ о герое, характеризовать героев сказки

Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач. овладение техникой составления плана;

- овладение различными типами пересказа


умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;


Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач


8

3

Образ главного героя сказки. Герои сказки в оценке автора-народа. Положительный герой и его противники.

1

Урок-обсуждение произведения

9

3

РР Составление волшебной сказки. Персонажи-животные, чудесные предметы в сказках.

1

Урок развитя речи

Знать: основные нормы русского литературного языка

Уметь: создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.

Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков. Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.


Выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.



10

4

ВЧ Сказка о животных «Журавль и цапля».

Бытовая сказка «Солдатская шинель»

ПРОЕКТ Электронный альбом «Художники - иллюстраторы сказок»

1

Урок внеклассного чтения

Уметь: объяснить отличие сказки о животных (животные не помощники, а главные герои) и бытовой сказки (отражен быт, повседневная жизнь) от волшебной

понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.


формирование собственного круга чтения ; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества. умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;


строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.


11

4

Контрольная работа

1

Урок контроля

Знать: основные нормы русского литературного языка

Уметь: создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.

Выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;




Дает письменные ответы на проблемные вопросы с учетом конкретных учебно-познавательных задач, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы


Из древнерусской литературы (2ч)

12-

























13

4

























5

«Повесть временных лет» как литературный памятник.

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Поучительный характер произведе-ний древнерусской литературы.

ВЧ Русские летописи. Идеал человека в литературе Древней Руси.

ПРОЕКТ Электронный альбом «Сюжеты и герои русских летописей».

2

Комбинированный урок

Знать: особенности повествования, сюжет отрывка из «Повести…», атмосферу эпохи; летописный свод.

Уметь: читать текст; определять тему, идею; выделять главное в прослушанном сообщении, работать с учебником и иллюстрациями.

Устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы; осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях

Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков; положительно относится к учению, познавательной деятельности, приобретению новых знаний, умений, совершенствует имеющиеся.

Вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку зрения и обосновывает её.


ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (1ч)

14

5

М.В. Ломоносов. Стихотворение «Случились вместе два астронома в пиру…»

1

Урок чтения изучения нового материала

Знать: сведения о жизни и творчестве М.В. Ломоносова (кратко); содержание стихотворения «Случились вместе два астронома в пиру...»

Уметь: овладение элементарными навыками анализа содержания литературного произведения давать развернутые ответы на вопросы по прочитанному произведению

Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях., умеет формулировать доказательные выводы.

Проявляет желание осваивать новые ви-ды деятельности, участвует в творческом, со-зидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества., умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному

Принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одно-классниками или самостоятельно) необходимые дей-ствия, операции, действует по плану.



Из русской литературы 19 века

15

5

Жанр басни, история его развития.

И.А. Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Волк на псарне»- отражение исторических событий. Выражение народной мудрости в баснях Крылова.


1

Урок чтения изучения нового материала

Знать: содержание басен И.А. Крылова; одну басню наизусть.

Уметь: выразительно читать басни наизусть; давать развернутые ответы на вопросы по прочитанным произведениям

Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях., умеет формулировать доказательные выводы.

Смыслообразование- устанавливает связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, осуществляет нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

Принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одно-классниками или самостоятельно) необходимые дей-ствия, операции, действует по плану Выразительное чтение наизусть, словарная работа


16

6

Басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Обличение человеческих пороков в баснях. Образы животных в басне. Мораль в басне, формы её воплощения. Своеобразие языка басен Крылова.


1

Комбинированный

Знать: содержание басен И.А. Крылова; одну басню наизусть.

Уметь: выразительно читать басни наизусть; давать развернутые ответы на вопросы по прочитанным произведениям

умение подбирать аргументы при обсуждении произведения, в том числе целесообразное использование цитирования;

- умение формулировать доказательные выводы.


Смыслообразование- устанавливает связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, осуществляет нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, читает наизусть басню

Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. Выразительное чтение наизусть, словарная работа


17

6

Вн. чт. Жанр басни в мировой литературе.

Аллегория как средство раскрытия определённых качеств человека. Поучительный характер басен.


1

Урок внеклассного чтения

Знать: содержание басен И.А. Крылова; одну басню наизусть.

Уметь: выразительно читать басни наизусть; давать развернутые ответы на вопросы по прочитанным произведениям

умение подбирать аргументы при обсуждении произведения, в том числе целесообразное использование цитирования;

- умение формулировать доказательные выводы.


Осваивает новые виды деятельности, Смыслообразование - устанавливает связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, осуществляет нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания,

Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях, словарная работа


18

6

РР Басни Крылова. Анализ и исполнение

ПРОЕКТа Электронный альбом «Герои басен И. А. Крылова в иллюстрациях

1

Урок-конкурс

овладение различными типами пересказа;

- умение подбирать аргументы при обсуждении произведения, в том числе целесообразное использование цитирования;

- умение формулировать доказательные выводы.

- умение составлять проект

Положительно относится к учению, познавательной деятельности, приобретению новых знаний, умений, совершенствует имеющиеся

Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, Выразительное чтение наизусть, описание иллюстраций


19-20

7

7

В.А. Жуковский - сказочник. Сказка «Спящая царевна

2

Урок чтения изучения нового материала, урок-беседа

Знать: сведения о жизни и творчестве В.А. Жуковского (кратко); сюжет и содержание сказки «Спящая царевна».

Уметь: пересказы-вать сказку; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте черты литературной и народной сказки

Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.


Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества, учится давать характеристику героям

Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, Выразительное чтение , описание иллюстраций, дает характеристику героям.



























Составление плана баллады


21

7

«Спящая царевна» как литературная сказка.

1

Урок-беседа

Знать: сюжетное своеобразие сказки гуманистический пафос произведения.

Уметь: самостоятельно раскрывать нравственное содержание произведения, находить лирические и эпические черты



22

8

В.А. Жуковский. Начало литературного творчества. Жанр баллады в творчестве Жуковского. «Кубок»

1

Урок чтения изучения нового материала,

Знать: творческую историю, сюжет и содержание баллады

Уметь: выразительно читать и пересказывать балладу; находить в тексте признаки жанра баллады; составлять план произведения



23

8

А.С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок


1

Урок чтения изучения нового материала

Знать: сведения о биографии А.С. Пушкина; теоретико-литературные понятия поэма, пролог, сравнение, эпитет, метафора.

Уметь: находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач

Положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, Выразительное чтение , описание иллюстрации к прологу


24

8

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

1

Комбинированный урок

Знать: сюжет и содержание «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».

Уметь: выразительно читать и пересказывать сказку; характеризовать героев и их поступки

овладение различными типами пересказа;

- умение подбирать аргументы при обсуждении произведения, в том числе целесообразное использование цитирования;

- умение формулировать доказательные выводы.


Положительно относится к учению, позна-вательной дея-тельности; же-лает приобре-тать новые зна-ния, умения, совершенствовать имеющиеся

Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.


25

9

Основные образы сказки. Нравственные проблемы и поучительный характер литературных сказок.

1

Урок-беседа

Вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, к сказке А.С. Пушкина


26

9

РР Сопоставление сказки «Спящая царевна» В.А. Жуковского «Со сказкой о мертвой царевне…» А.С. Пушкина

1

Урок развития речи

Знать: сюжеты и содержание сказок В.А. Жуковского и А.С. Пушкина.

Уметь: при сравнении произведений и об-суждении их исполнения аргумен-тированно и последо-вательно доказать свою точку зрения


Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе


27

9

РР Стихи и проза. Рифма и ритм

1

Урок развития речи. Урок-практикум

Знать: теоретико-литературные понятия рифма (перекрестная, парная, опоясывающая), ритм, стопа.

Уметь: создавать собственные стихотворения по заданным рифмам (буриме)

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом процессе; осознает себя как индивиду-альность и одновременно как член общества

Понимает информацию, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач

Вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения


28

10

Контрольная работа

ПРОЕКТ Электронный альбом «События и герои сказок А. С. Пушкина в книжной графике».


1

Урок контроля

Знать: сюжет и содержание сказок А.С. Пушкина.

Уметь: сопоставлять литературные произведения с иллюстрациями к ним; использовать теоретико-литературные понятия в речи

Выполняет учебно-познавательные; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы

Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков

Письменный ответ на вопрос, Строит небольшие высказывания, формулирет доказательные выводы


29

10

Русская литературная сказка. А. Погорельский. Сказка «Черная курица, или Подземные жители».

1

Урок чтения и изучения нового материала, урок-беседа

Знать: сведения о жизни и творчестве А. Погорельского (кратко); сюжет и содержание сказки

Уметь: строить развернутые высказывания; прослеживать изменения в характере героя; выяснять значение незнакомых слов

Выполняет учебно-познавательные; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы

Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков

Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые опе-рации, дейст-вует по плану


30

10

ВЧ В.М. Гаршин. Сказка «Attalea princeps

1

Урок внеклас

сного чтения

Знать: сведения о жизни и творчестве В.М. Гаршина (кратко); сюжет и содержание сказки Уметь: характеризовать героев и их поступки

овладение различными типами пересказа;

- умение подбирать аргументы при обсуждении произведения, в том числе целесообразное использование цитирования;


Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.

выборочный пересказ, характеристика героев


31

11

ВЧ П. П. Ершов «Конёк-Горбунок». Сказочные сюжеты, добрые и злые персонажи, волшебные предметы в литературной сказке.

1

Урок внеклас

сного чтения

Знать: сюжет и содержание сказки Уметь: характеризовать героев и их поступки


овладение различными типами пересказа;

- умение подбирать аргументы при обсуждении произведения, в том числе целесообразное использование цитирования;


Осознает себя гражданином своего Отечес-тва, проявляет интерес и уважение к другим наро-дам; признает общепринятые морально-этические нормы

выразительное чтение, выборочный пересказ, характеристика героев


32

11

М.Ю. Лермонтов. «Бородино».Тема Родины.Историческая основа стихотворе-ния. Изображение исторического события. Образ рядового участника сражения.


1

Урок чтения и изучения нового материала

Знать: сведения о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова (кратко); содержание стихотворения «Бородино»

Уметь: воспринимать и анализировать текст, давать характеристику герою


овладение различными типами пересказа;

- умение подбирать аргументы при обсуждении произведения, в том числе целесообразное использование цитирования;


Осознает себя гражданином своего Отечес-тва, проявляет интерес и уважение к другим наро-дам; признает общепринятые морально-этические нормы

Строит небольшие высказывания, с учетом конкретных учебно-познавательных задач, выразительное чтение


33

11

Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорныхинтона-ций с высоким патриотическим пафосом стихотворения.


1

Урок-практикум

Знать: стихотворение наизусть.

Уметь: пересказывать и выразительно читать стихотворение наизусть; находить изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение

- умение подбирать аргументы при обсуждении произведения, в том числе целесообразное использование цитирования

Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления

Осознает себя гражданином своего Отечес-тва, проявляет интерес и уважение к другим наро-дам; признает общепринятые морально-этические нормы

пересказывает и выразительно читает стихотворение наизусть; находит изобразительно-выразительные средства и определяет их роль; оценивает актерское чтение


34

12

Н.В. Гоголь. Общее знакомство со сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки». Повесть «Заколдованное место».


1

Урок чтения и изучения нового материала

Знать: сведения о детских и юношеских годах Н.В. Гоголя, его увлечениях; историю создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Положительно относится к учению, позна-вательной дея-тельности; же-лает приобре-тать новые знания, уме-ния, совершен-ствовать имеющиеся.

Уметь: выразительно читать фрагменты повести; давать развернутые ответы на вопросы по прочитанному

понимает информацию, овладение различными типами пересказа;

- умение подбирать аргументы при обсуждении произведения, в том числе целесообразное использование цитирования;


Положительно относится к учению, позна-вательной дея-тельности; же-лает приобре-тать новые знания, уме-ния, совершен-ствовать имеющиеся.

Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует необходимые операции, действует по плану, выразительно читает фрагменты повести; дает развернутые ответы на вопросы по прочитанному


35

12

ВЧ Повести из сборника Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».

ПРОЕКТ Электронная презентация «Фантастические картины «Вечеров на хуторе близ Диканьки» в иллюстрациях».

1

Урок внеклассного чтения

Знать: сюжет и содержание повести «Заколдованное место».

Уметь: пересказывать повесть; выразительно читать текст по ролям; характеризовать героев и их поступки

Выполняет учебно-познавательные действия; устанавливает причинно-следственные связи

Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке

Выборочный пересказ, выразительное чтение, задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, обосновывает свою точку зрения.


36

12

ВЧ Н.А. Некрасов. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа


Урок внеклассного чтения

Знать: сведения о детских и юношеских годах Н.А. Некрасова; историю создания стихотворения «На Волге».

Уметь: выразительно читать произведение; прослеживать изменение настроения в стихотворении

Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее в материалах учебника

Проявляет положительное отношение познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения

Строит монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных задач. Выразительное чтение, элементы лингвистического анализа


37

13

Н.А. Некрасов. «Мороз, Красный нос» (отрывок из поэмы). Изображение судьбы русской женщины.


1

Урок чтения и изучения нового материлаа

Знать: содержание отрывка «Есть женщины в русских селеньях…»

Уметь: выразительно читать отрывок из поэмы; сопоставлять произведения литературы и живописи

Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.


Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.

Строит монологические высказывания,выразительно читает отрывок из поэмы; сопоставляет произведения литературы и живописи


38

13

«Крестьянские дети» Изображение жизни простого народа. Образы крестьян-ских детей и средства их создания. Речевая характеристика. Особенности ритмической организации. Роль диалогов в стихотворении. Авторское отношение к героям.

.

1

Урок чтения и изучения нового материлаа

Знать: содержание отрывка из поэмы «Крестьянские дети».

Уметь: выразительно читать отрывок; со-поставлять произве-дения литературы и живописи; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Строит монологические высказывания,выразительно читает отрывок из поэмы; сопоставляет отрывка из поэмы с иллюстрацией И.И. Пчелко


39

13

И.С. Тургенев. Рассказ «Муму».

Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостной России. Образ Герасима.


1

Урок чтения и изучения нового материлаа

Знать: сведения о семье, детстве и начале литературной деятельности И.С. Тургенева; историю создания, сюжет и содержание рассказа «Муму».

Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему

Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.


Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые опе-рации, дейст-вует по плану


40

14

Герасим и его окружение. Духовные и нравственные качества героя. Символическое значение образа главного героя.

1

Урок-беседа

Знать: сюжет и содержание рассказа.

Уметь: характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства, прослежи-вать изменения в характере героя; выяснять значение незнакомых слов

Формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно.


Формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности

Самостоятельно формулирует тему и цели урока; Пересказ эпизодов по плану


41

14

Герасим и Муму. Счастливый год. Особенности повествования, авторская позиция.


1

Урок-беседа

Знать: сюжет и героев рассказа.

Уметь: строить развернутые выска-зывания; пересказы-вать по плану; прослеживать изме-нения в характере героя; объяснять зна-чение слов; описывать иллюстрации


Самостоятельно формулирует тему и цели урока; Выборочный пересказ эпизодов по плану, прослеживает изменения в характере героя; объясняет зна-чение слов; описывает иллюстрации



42

14

Превосходство Герасима над челядью. Смысл финала повести.

Протест против крепостничества

1

Урок-беседа

Знать: теоретико-литературные понятия эпитет, сравнение, метафора, гипербола.

Уметь: прослеживать изменения в характере героя; при обсуждении вопросов аргументированно доказывать свою точку зрения

Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делает обобщения, выводы.

Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет спо-собность к са-мооценке сво-их действий, поступков.

Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, выборочный пересказ


43

15

РР Сочинение-отзыв о прочитанной повести И.С. Тургенева «Муму

1

Урок развития речи

Знать: сюжет и содержание рассказа; теоретико-литературные понятия портрет, интерьер, пейзаж, литературный герой.

Уметь: составлять план сочинения; подбирать материалы к сочинению (герои, события, эпизоды)

умение подбирать аргументы при обсуждении произведения, в том числе целесообразное использование цитирования;

- умение формулировать доказательные выводы

Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков

Составление плана сочинения, подбор материала, написание сочинения на черновике


44

15

Контрольная работа

ПРОЕКТ Электронный альбом «Словесные портреты и пейзажи в повести «Муму» глазами книжных графиков»

1

Урок развития речи

Знать: сюжет и содержание рассказа; теоретико-литературные понятия портрет, интерьер, пейзаж, литературный герой.

Уметь: составлять план пректа; подбирать материалы к электронному альбому (герои, события, эпизоды)

умение подбирать аргументы при обсуждении произведения, в том числе целесообразное использование цитирования;

- умение формулировать доказательные выводы

Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков

Составление плана пректа, написание на черновике комментариев к слайдам пролекта, письменные ответы на вопросы


45

15

«Чудные картины» А.А. Фета. Природные образы и средства их создания.

1

Урок изучения нового материала

Знать: сведения о жизни и творчестве А.А. Фета (кратко); одно стихотворение наизусть.

Уметь: выразительно читать стихотворения; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Выделяют главное в сообщении учащихся и учителя; самостоятельно находят и создают способы решения проблем творческого характера.

Осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость; формируют представления о благотворном влиянии природы на душу человека

Принимает и сохраняет учебную задачу; планирует свои действия; оценивает правильность выполнения действия


46

16

Контрольное тестирование за первое полугодие

1

Урок контроля знаний

Знать: сюжеты и проблематику произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя и Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева.

Уметь: анализировать прозаические и поэтические тексты

Выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения

Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.

Выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения,


47

16

Л.Н. Толстой.

Рассказ «Кавказский пленник». Историческая основа и сюжет рассказа. Основные эпизоды.




1

Урок изучения нового материала

Знать: сведения о жизни и творчестве Л.Н. Толстого (кратко); историю создания, содержание рассказа «Кавказский пленник».

Уметь: пересказывать текст; строить развернутые высказывания; характеризовать героев и их поступки

Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.


Положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые опе-рации, действует по плану


48

16

Жилин и Костылин как два разных характера.

Обучение сравнительной характеристике героев.

1

Урок изучения нового материала

Знать: содержание прочитанного произведения

Уметь: воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям.


49

17

Тема дружбы в рассказе. Поэтичный образ Дины. Нравственная проблематика произведения, его гуманистическое звучание.

1

Урок-практикум

Знать: сюжет и содержание рассказа.

Уметь: давать сравнительную характеристику героев; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения

Ставит и формулирует проблемы

Проявляет гуманистические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость; выявляет первоначальные впечатления о прочитанном.


Осознанно и произвольно строит сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Формулирует и удерживает учебную задачу


50

17

Судьбы Жилина и Ко стылина.

Под страхом смерти

Поучительный характер рассказа. Смысл названия.


1

Урок-практикум

Знать: сюжет и содержание рассказа.

Уметь: делать аналитический пере-сказ произведения; сопоставлять произведения литературы и живописи; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения


51

17

РР Обучение сочинению по рассказу «Кавказский пленник».

ПРОЕКТ Электронная презентация «Жилин и Костылин: два характера - две разных судьбы»


1


Знать: основные нормы русского литературного языка Уметь: создавать письменные высказывания

Самостоятельно поэтапно выполняет задания; строит рассуждения; анализирует объекты


Осуществляет самоконтроль и самопроверку

Строит рассуждения; принимает и сохраняет учебную задачу; планирует действия согласно поставленной задаче


52

18

А.П. Чехов. «Хирургия». Юмористический рассказ.


1

Урок изучения нового материала

Знать: сведения о детстве и юношеских увлечениях А.П. Чехова; историю создания, содержание рассказа «Хирургия».

Уметь: выразительно читать и пересказывать рассказ; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль


Воспринимает и анализирует сообщения и важнейшие их компоненты - тексты; собирает информацию

Осознаёт значимость чтения; проявляет эмоциональную отзывчивость на прочитанное

собственное мнение и позицию, предлагает помощь и сотрудничество


53

18

О смешном в литературном произведении. Особенности чеховского юмора

1

Урок-беседа

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою

Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.


Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознаёт себя как индивидуальность и одновременно как член общества

Задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения


54

18

Вн. чт. Д. В. Григорович «Гуттаперчевый мальчик».

1

Урок внеклассного чтения

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: выразительно читать и инсценировать рассказы; характеризовать героев и их поступки

Самостоятельно выделяет и формулирует познавательную цель; использует знаково-символические средства

Проявляет активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, Пересказ, чтение по ролям, инсценирование рассказа, характеристика героев,


Русские поэты ХIХ века о родине, родной природе и о себе (2ч)

55-



















56

19



















19

РР Русские поэты ХIХ века о родине, родной природе и о себе Параллелизм как средство создания художественной картины жизни природы и человека.

ПРОЕКТ «Электронный альбом «Стихи о Родине и родной природе в иллюстрациях» Образ родины в русской поэзии.

2

Урок-концерт

Знать: содержание стихотворений поэтов ХIХ века о родине, о родной природе и о себе

Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть; оценивать актерское чтение

Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делает обобщения, выводы.


Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.

Строит монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных задач.


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (19 часов)

57

19

И.А. Бунин. Рассказ «Косцы»

1

Урок чтения и изучения нового материала

Знать: сведения о детстве И.А. Бунина; сюжет и содержание рассказов

Уметь: находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Осознанно и произвольно строит сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера

Развивает на-выки сотрудни-чества в раз-ных ситуациях, находит выхо-ды из спорных ситуаций

Формулирует собственное мнение и позицию; умеет задавать вопросы.



58

20

ВЧ И. А. Бунин «Подснежник» Историческая основа произведения. Тема прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя рассказа. Приёмы антитезы и повтора в композиции рассказа. Смысл названия.


1

Урок внеклассного чтения


59

20

В.Г.Короленко. Повесть «В дурном обществе». Вася и его отец. Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых.


1

Урок чтения и изучения нового материала

Знать: сведения о жизни и творчестве В.Г.Короленко; содержание повести

Уметь: ориентироваться в тексте; анализировать текст

Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, самостоятельно находит ее

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе

Вступает в учебный диалог, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.


60

20

Новые знакомые Васи.Утверждение непреходящих жизненных ценнос-тей ( семья, дружба).

1

Комбинированный урок

Знать: жанровые признаки повести; сюжет повести; способы создания образов

Уметь: выразительно пересказывать и анализировать фрагменты повести


Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации


Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.

Строит небольшие высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах, пересказ, составление плана повести


61

21

Тыбурций Драб - «замечательная личность»

1

Урок-беседа

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, давать характеристику герою.

Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе

Вступает в учебный диалог, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.


62

21

РР Подготовка к сочинению по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе

1

Урок развития речи

Знать: этапы и приемы над сочинением.

Уметь: составлять план и подбирать материалы по теме сочинения; прослеживать изменения в характере героя

Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делает обобщения, выводы.


Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков

Строит небольшие высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах, анализ текста, составление плана сочинения, подбор материалов


63

21

ВЧ А. И. Куприн «Тапёр», «Белый пудель»

1

Урок внеклассного чтения

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, давать характеристику герою.

Задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.


64

22

С.А. Есенин. Стихотворения «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»

1

Урок-практикум

Знать: сведения о детстве и юности С.А. Есенина (кратко).

Уметь: использовать теоретико-литературные понятия в речи

Осознанно и произвольно строит сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Даёт объективную оценку своей деятельности по выполнению задания

Организовывает и осуществляет сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками


65

22

Понятие о сказе. Особенности сказовой манеры повествования. П.П. Бажов. «Медной горы Хозяйка». Сила характера Данилы-мастера

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа


Знать: сведения о жизни и творчестве П.П. Бажова; сюжет сказа «Медной горы Хозяйка.

Уметь: характеризовать героев и их поступки; соотносить реальное и фантастическое в повествовании


Извлекать фактуальную информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

Интерес к изучению языка; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Уметь определять и формулировать цель на уроке; строить устные и письменные высказывания;

участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.


66

22

Образ хозяйки Медной горы. Образ повествовате-ля.


1

Урок-беседа



67

23

Контрольная работа

1

Урок контроля

Знать: содержание и героев произведений, прочитанных раннее.

Уметь: анализировать прозаические и поэтические тексты, писать развернутые ответы на вопросы

Выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения

Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.

Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления


68

23

Вн. чт. П.П. Бажов «Малахитовая шкатулка». Фольклорные традиции и образы талантливых людей из народа в сказах русских писателей.


1

Урок внеклассного чтения

Знать: сюжеты сказов П.П. Бажова.

Уметь: выразительно пересказывать фрагменты сказов; видеть связь произведений П.П. Бажова с фольклором

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Осуществляют самоконтроль и самопроверку

Организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками


69

23

К.Г. Паустовский. Сказка «Теплый хлеб» Нравственные проблемы и поучительный характер литературных сказок

1

Урок изучения нового материала,

Знать: сведения о жизни и творчестве К.Г. Паустовского (кратко); сюжет и содержание сказки Уметь: выразительно пересказывать фрагменты сказки; соотносить реальное и фантастическое в повествовании

Использует знаково-символические средства

Формирует нравственно-эстетические представления

Понимает чувства других людей и сопереживает им.

Формулирует собственное мнение и позицию; задаёт вопросы, сотрудничает, работая в па Принимает и сохраняет учебную цель и задачу ре.


70

24

К.Г. Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы»

1

Урок изучения нового материала

Знать: сюжет и содержание рассказа Уметь: выразительно пересказывать фрагменты рассказа; находить в тексте изобразительно-выразительные средства

Контролирует и оценивает процесс и результат деятельности

Осознаёт значимость чтения; проявляет эмоциональную отзывчивость на прочитанное

Формулирует собственное мнение и позицию, выборочный пересказ


71

24

ВЧ Сказки К. Г. Паустовского

1

Урок внеклассного чтения

Знать: сюжет и содержание сказок.

Уметь: выразительно пересказывать фрагменты; находить в тексте изобразительно-выразительные средства


72

24

С.Я. Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев»

1

Урок изучения нового материала

Знать: сведения о жизни и творчестве С.Я. Маршака; сюжет сказки; признаки драмы как рода литературы.

Уметь: видеть связь пьесы-сказки с фольклором

Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, самостоятельно находит ее

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе

Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, самостоятельно находит ее


73

25

Положительные и отрицательные герои в пьесе-сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»

1

Комбинированный урок

Знать: сюжет и содержание пьесы-сказки.

Уметь: выразительно читать пьесу по ролям; соотносить реальное и фантастическое в произведении; аргументированно доказывать свою точку зрения

Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач

Положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения

слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения Выразительное чтение по ролям пьесы-сказки


74

25

Контрольная работа

ПРОЕКТ Постановка спектакля по фрагменту сказки

1

Урок-спектакль

Выразительное чтение по ролям пьесы-сказки,


75

25

А.П. Платонов. Рассказ «Никита. Реальное и фантастическое в рассказе.

1

Урок изучения нового материала

Знать: сведения о детстве и начале литературной деятельности А.П. Платонова; сюжет и содержание рассказа Уметь: соотносить реальное и фантастическое в произведении; выделять эпизоды рассказа

Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.


Положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствует имеющиеся

Задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; высказывает и обосновывает свою точку зрения, строит небольшие монологические высказывания, Выразительное чтение, составление плана рассказа


76

26

Тема человеческого труда в рассказе «Никита».

1

Урок-беседа

Знать: сюжет и содержание рассказа.

Уметь: выразительно читать фрагменты; оценивать актерское чтение


Поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение

Самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих поступков, действий

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрен Целеполаганиепланирование саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить ия,


77

26

В.П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро» Изображение становления характера главного героя. Самооблада-ние маленького охотника. Мальчик в борьбе за спасение.


1

Урок изучения нового материала, беседа

Знать: сведения об В.П. Астафьеве; литературное понятие автобиографическое произведение

Уметь: пересказывать эпизоды рассказа; характеризовать героя и его поступки

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе, осознаёт себя как индивидуальность и как член общества


78

26

Человек и природа в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

1

Урок-беседа

Знать: сюжет и содержание рассказа.

Уметь: прослеживать изменения в поведении и характере героя; определять роль природы в произведении, способы ее изображения; описывать иллюстрации


- овладение различными типами пересказа;

- умение подбирать аргументы при обсуждении произведения, в том числе целесообразное использование цитирования;

- умение формулировать доказательные выводы.


умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;


слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения


80

27

Контрольная работа


1

Урок контроля

Знать: содержание и героев произведений, прочитанных раннее.

Уметь: анализировать прозаические и поэтические тексты, писать развернутые ответы на вопросы

Выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения

Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.

Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления, Письменный ответ на один из проблемных вопросов


81

27

РР Подготовка к сочинению по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

1

Урок развития речи

Знать: содержание рассказа; теоретико-литературные понятия пейзаж, литературный герой.

Уметь: составлять план и подбирать материалы по теме сочинения

Выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков

Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.

Составление плана сочинения, подбор материалов, написание сочинения на черновике


82

27

ВЧ П. Мериме «Маттео Фальконе

1

Комбинированный урок

Знать: содержание прочитанного произведения

Уметь: воспринимать и анализировать текст, давать характеристику герою, определять жанр и идею произведения

Задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, обосновывает свою точку зрения.

Выборочный пересказ, выразительное чтение


Поэты о Великой отечественной войне 1941-1945 гг( 2ч)





83

28

К. М. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете». Дети и война

1

Урок изучения нового материала

Знать: сведения о жизни и творчестве А.Т. Твардовского и К.М. Симонова (кратко); содержание стихотворений о Великой Отечественной войне.

Уметь: выразительно читать стихотворения; сопоставлять друг с другом; сопоставлять произведения литературы и живописи

Задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, обосновывает свою точку зрения.


84

28

А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста» Идейно-эмоциональное содержание произведений, посвящённых военной теме. Образы русских солдат. Образы детей в произведениях о ВОВ

1

Урок изучения нового материала

Знать: сведения о жизни и творчестве А.Т. Твардовского и К.М. Симонова (кратко); содержание стихотворений о Великой Отечественной войне.

Уметь: выразительно читать стихотворения; сопоставлять друг с другом; сопоставлять произведения литературы и живописи

Выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы

Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков

Задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения


Писатели и поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе (2ч)


85-86

28

29

РР Писатели и поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе. Человек и природа.

ПРОЕКТ «Электронный альбом «Русские поэты XX в. о Родине и родной природе» в иллюстрациях

2

Уроки развития речи

Знать: содержание стихотворений поэтов ХХ века, одно стихотворение наизусть.

Уметь: выразительно читать стихотворение; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делает обобщения, выводы.


Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.

Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.


Писатели улыбаются (2ч)

87

29

Писатели улыбаются. Саша Черный «Кавказский пленник», «Игорь- Робинзон».

1

Урок изучения нового материала, беседа

Знать: сведения о жизни и творчестве С. Черного и Ю. Кима (кратко); содержание рассказов С. Черного

Уметь: сопоставлять литературные произведения друг с другом; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства

Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делает обобщения, выводы.


Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков

Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.


88

29

ВЧ Н. А. Тэффи «Валя

1

Урок внеклассного чтения

Знать: основные нормы русского литературного языка

Уметь: находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делает обобщения, выводы.


Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.

Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах с учетом конкретных задач.


ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

89

30

Роберт Льюис Стивенсон «Вересковый мед». Жанровые признаки баллады.

1

Урок изучения нового материала

Знать: сведения о жизни и творчестве Р.Л. Стивенсона; ); сюжет и содержание баллады «Вересковый мед»; понятие «баллада».

Понимать: позицию автора и его

отношение к героям

Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе, осознаёт себя как индивидуальность и как член общества

Вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдает правила речевого поведения. Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует необходимые операции, действует по плану


90-



























91

30



























30

Даниель Дефо «Робинзон Крузо»

Жанровое своеобразие романа. Образ Робинзона Крузо. Изображение мужества человека и его умения противостоять жизненным невзгодам.

Преобразование мира как жизненная потребность человека. Образ путешественника в литературе.


2

Урок изучения нового материала, беседа

Знать: сведения о жизни и творчестве Д. Дефо (кратко); сюжет и содержание романа «Робинзон Крузо».

Уметь: выразительно пересказывать текст; характеризовать героя и его поступки; прослеживать изменения в поведении и характере героя; сопоставлять литературные произведения друг с другом (Д. Дефо «Робинзон Крузо», В.П. Астафьев «Васюткино озеро», С. Черный «Игорь-Робинзон»; оценивать актерское чтение


Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе, осознаёт себя как индивидуальность и как член общества

Вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдает правила речевого поведения. Выборочное чтение, анализ эпизодов романа, характеристика героя, вопросы и задания


92

31

Х.-К. Андерсен «Снежная королева». Кай и Герда

1

Урок изучения нового материала

Знать: содержание прочитанного произведения

Уметь: воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, давать характеристику герою

Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе, осознаёт себя как индивидуальность и как член общества

Вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдает правила речевого поведения

Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных задач.

Выборочное чтение, анализ эпизодов романа, характеристика героя, ответы на вопросы и задания


93

31

Истории вторая и третья. Внутренняя красота героини

1

Урок-беседа

Знать: содержание прочитанного произведения

Уметь: воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, давать характеристику герою

Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делает обобщения, выводы.


Осознаёт себя гражданином своего Отечества, проявляет интерес и уважение к другим народам, признаёт общепринятые моральные нормы


94

31

Истории четвёртая и пятая

1

Урок-беседа

Знать: содержание прочитанного произведения

Уметь: воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, давать характеристику герою


95

32

Истории шестая и седьмая. Победа добра, любви и дружбы над злом

1

Урок-беседа

Знать: содержание прочитанного произведения

Уметь: анализировать текст, формулировать идею, давать характеристику герою

Осознаёт познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, самостоятельно находит её в материалах учебников

Устанавливает связи между целью учебной деятельности и её мотивом; нравственно-этически оценивает усваиваемое содержание


96

32

РР Сказки Х.- К. Андерсена (сочинение)

1

Урок развития речи

Знать: основные нормы русского литературного языка

Уметь: создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка

Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делает обобщения, выводы.


Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.

Контролирует процесс и результаты деятельности, вносит необходимые коррективы


97

32

Дж. Лондон «Сказание о Кише»

1

Урок внеклассного чтения

Знать: сведения о жизни и творчестве Ж. Санд (кратко); сюжет и содержание сказки «О чем говорят цветы».

Уметь: выразительно пересказывать текст; инсценировать эпизоды сказки; оценивать актерское чтение; характеризовать героя и его поступки


Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делает обобщения, выводы.


Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.

Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, выразительное чтение, характеристика героя


98

33

Вн.чт. Жорж Санд «О чем говорят цветы»

1

Урок внеклассного чтения

Знать: сведения о жизни и творчестве Ж. Санд (кратко); сюжет и содержание сказки «О чем говорят цветы».

Уметь: выразительно пересказывать текст; инсценировать эпизоды сказки; оценивать актерское чтение; характеризовать героя и его поступки


Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делает обобщения, выводы.


Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков

Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Выразительное чтение, инсценирование эпизодов сказки, характеристика героев


99

33

Марк Твен «Приключения Тома Сойера». Серьёзное и смешное в окружающем мире и в детском восприятии.


1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Знать: сведения о жизни и творчестве М. Твена (кратко); сюжет и содержание романа «Приключения Тома Сойера».

Уметь: выразительно пересказывать текст; инсценировать эпизоды романа; характеризовать героя и его поступки

Выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе, осознаёт себя как индивидуальность и как член общества

Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует необходимые операции, действует по плану.

Выразительное чтение, инсценирование эпизодов , характеристика героев, ответы на вопросы


100

33

КР Контрольное тестирование за второе полугодие

ПРОЕКТ

Электронная презентация «Памятники литературным героям»

1

Урок контроля знаний

Знать: основные нормы русского литературного языка

Уметь: осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.

Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.

Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления


101-102

34

34

35

Итоговый урок (творческий отчёт)

ПРОЕКТ Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса»

2

Уроки повторения и обобщения изученного

Знать: содержание и героев прочитанных произведений.

Уметь: пересказывать прочитанные произведения и их отдельные эпизоды; анализировать поэтические и прозаические тексты; характеризовать героев; аргументировать свою точку зрения

Осознаёт познавательную задачу; Читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит её в материалах учебников, рабочих тетрадей

Положительно относится к учению, познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствует имеющиеся,

- знание наизусть художественных текстов в рамках программы (15-20 текстов);

- формирование читательского мастерства:

умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;

овладение навыками литературных игр;

формирование собственного круга чтения.




Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые опе-рации, дейст-вует по плану, отвечает на итоговые вопросы ), выразительный пересказ, описание иллюстраций














Планируемые результаты изучения учебного предмета

Обучающийся 5 класса научится:


Устное народное творчество

• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;

• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

• пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;

• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.

Обучающийся 5 класса получит возможность научиться:

• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;

• сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX-XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература

Обучающийся 5 класса научится:

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Обучающийся 5 класса получит возможность научиться:

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).



© 2010-2022