Репортаж как информационный жанр публицистического стиля

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Кружок « Юный журналист

Тема занятия для членов кружка

«Репортаж как информационный жанр

публицистического стиля»

Слушатели - ученики 6-9 классов

Учитель Чумакова З.В.








Тема занятия: « Репортаж как информационный жанр

публицистического стиля»

Цель: ознакомить учащихся с особенностями построения репортажа как информационного жанра публицистического стиля; готовить к созданию собственного репортажа с соблюдением основных требований к нему; развивать логическое мышление, связную речь; воспитывать сознательное отношение к языку как основному средству общения.

Оборудование: раздаточный материал с разными репортажами в газетах, карточки «Информационные жанры», Памятки « Требования к репортажу»

Тип занятия: усвоение новых знаний, формирование и совершенствование речевых навыков и умений; речевой практикум.

Эпиграф Репортаж - это глаза и уши читателя.

Г.Я. Солганик

Ход занятия


  1. Организационный момент.

  2. Постановка целей и задач занятия.

Проблемно-объяснительная беседа

Мы живем в информационном мире. Информация может предназначаться конкретному человеку, она передается при устном или письменном общении. А может предназначаться всем, такую информацию мы привыкли получать из газет, журналов, из передач по радио, телевидению, из сети Интернет.

- Какие же информационные жанры наиболее характерны для газет, журналов, радио и телевидения? ( Ответы учеников: чаще всего это хроника, заметка, интервью, репортаж)

- Авторами информации могут быть не только журналисты, которые являются профессионалами. Но и люди, владеющие какими-либо знаниями в этой области.

- Вспомните, какие информационные жанры мы с вами изучили. Ознакомьтесь с таблицами, которые лежат перед вами на столе

Информационные жанры


Хроника.

Информация только о факте

Заметка

Сообщение о событии

Репортаж

Сообщение с места события и отношение автора к этому событию

Интервью

Диалог, отношение автора к событию

Учитель. Сегодня мы познакомимся с новым для вас информационным жанром- репортажем. Узнаем его особенности и принципы. Давайте запишем эпиграф к нашему занятию. К нему мы вернемся позже. А сейчас вспомните, пожалуйста, где вы встречались с этим словом? ( Ответы учащихся: телевизионные новостные программы, репортаж с футбольного матча, репортаж с форума и т.д.) Репортажи можно услышать по радио, или прочитать в газете.

Термин «репортаж» происходит от латинского - передавать, сообщать. Задача репортажа рассказать о событии глазами очевидца. Еще лучше, если автор сам участник события. Тогда он сможет сильнее воздействовать на своего читателя, полнее, ярче, рассказать ему об этом.

Чтобы журналист смог помочь читателю как бы « присутствовать» на месте события,(эффект присутствия), он должен рассказать об увиденном нестандартно, ярко, образно, то есть при написании репортажа важен интеллектуальный уровень автора, его эрудиция, грамотность. Обратите внимание на эпиграф « Репортаж - это глаза и уши читателя»

Каким же должен быть репортаж? Обратимся к памятке « Требования к репортажу»


П/№

Требования к репортажу

Вопросы.

1.

Репортаж пишется с места динамичного события

Получился ли репортаж?

2

События, отраженные в репортаже, должны иметь элемент новизны

3

Репортер должен лично присутствовать на событии, о котором пишет

Что понравилось?

4

Репортаж пронизан авторским «я», хотя само местоимение можно не употреблять

5

Репортажу свойственны сюжеты с показом героизма, мужества, смелости людей, наиболее ярких эпизодов и явлений, которые имеют познавательное значение

Какие недостатки можно отметить?

6

Интересные репортажи содержат диалоги


Учитель. Итак, репортаж - это рассказ о событии, очевидцем которого был сам автор. Это событие может быть международного или государственного значения, а может представлять интерес только на местном уровне. Репортер может рассказать даже о том, что случилось лично с ним, если он считает, что его рассказ будет представлять интерес для читателя или зрителя. В этом случае темой репортажа может быть рассказ о поездке в театр или об экскурсии по городу. Главное условие - репортер должен сам все увидеть и услышать, лично встретиться с непосредственными участниками событий, беседовать с ними . Главная цель репортера - просто, доступно, конкретно и в то же время интересно, выразительно донести до нас информацию о событии, не углубляясь в рассуждения.

Сделаем вывод о характерных особенностях репортажа:


  1. Изложение от автора ( репортера), а не от постороннего лица

  2. Ярко выраженное отношение автора к происходящему

  3. Передача всего хода события, а не одного его момента

Запишем это в тетради. Виды репортажа: телерепортаж, радиорепортаж, фоторепортаж, газетный (текстовый) репортаж.

Практическая работа с газетными текстами.

В 2014 году в городе Сочи проходила зимняя Олимпиада. Журналисты всего мира освещали это событие. Яркие репортажи появились сразу во всех СМИ.

Работа в группах.

Я предлагаю вам для анализа фрагменты из репортажа, напечатанного в газете « Известия», и репортажа из спортивной газеты. Прочтите и выскажите свое мнение. 1 группа - газета «Известия», вторая группа - « Спорт».

! группа. Репортер Жукова дает информацию о выносе олимпийского флага на главном стадионе Сочи. Репортаж очень интересный, чувствуется эффект присутствия автора. Знамя выносили известные люди страны. Каждому из них она дала краткую характеристику. Репортаж построен краткими динамичными предложениями. .Большая часть предложений носит описательный характер, В них много прилагательных-эпитетов, помогающих понять великолепие происходящего события. Прямо мы не видим авторского «я», но через лексику, стиль повествования чувствуем восхищение автора, ее гордость.

В начале текста автор указывает на дату - сегодня, указывает место действия и значение события; последовательность рассказа соответствует последовательности событий.

2 группа. Алла Михеева, репортер газеты «Спорт», многословно делает экскурсы в прошлое. Это затягивает динамику действия. Фрагмент репортажа состоит в основном из сложноподчиненных предложений. Создается впечатление, что вынос олимпийского флага для нее -заурядное событие.

Композиция репортажа.

Учитель. Как и в любом тексте, в сочинении- репортаже выделяются три части ( вступление, главная часть, заключение). Надо помнить, что вступление и заключение меньше по объему, чем изложение основной части. Вступление в репортаже может быть посвящено:

  • Описанию места, с которого ведется репортаж;

  • Описанию события ( праздника)

  • Обозначению темы

В главной части - описание события, действие с необходимыми подробностями, содержащими элементы новизны, показ хода события. В заключении делаются выводы о том, как автор оценил и понял увиденное.

Учитель. Ребята, а какие черты характера должен иметь репортер?

( ответы учеников)

- Быть отважным, горячо любить свое дело, целеустремленным.

- Репортеры часто сталкиваются с различными трудностями, поэтому они должны быть смелыми, выносливыми, мужественными.

- Репортер должен владеть правильной литературной речью.

- Журналист должен знать тот вопрос, который он освещает.

А сейчас отдохнем. Тренинг « Давай с тобой поговорим…»

Ведущий или один из участников игры выходит в центр классной комнаты. Задача других участников игры разговорить его, получить как можно больше информации по интересующему вопросу и услышать в ходе разговора то, что никто из других собеседников не заметил. По итогам разговора игроки пишут материалы, жанр которых не регламентируются ведущим. Побеждает тот, чей материал полнее отразит личность интервьюируемого.

Подведение итогов занятия.

  • Что вы узнали о репортаже?

  • В чем сила его воздействия?

  • Какие виды репортажа вы можете назвать?

  • Какие события обычно отражают в репортаже?

  • Какова цель репортажа?

  • Что такое эффект присутствия? Какими средствами он создается?

Учитель. Репортаж пишут с места события, в него включают точные сведения и детали интересного и важного события; в нем с документальной точностью передано все происходящее и выражено авторское отношение к этому событию.

Конец занятия. Ну, вот и все на сегодня., дорогие ребята. Мы только приступили к изучению такого жанра как репортаж. На следующем занятии мы продолжим работу над этой темой.

Домашнее задание. 10 марта вы присутствовали в литературной гостиной, посвященной Дню памяти А.С.Пушкина. Попробуйте написать репортаж об этом событии.


.

5


© 2010-2022