Урок - путешествие в осенний лес

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок - путешествие в осенний лес

Цель: Обобщить и систематизировать знания, умения и навыки, полученные учащимися в начальной школе.

Задачи:

образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по следующим темам: понятие о тексте;

проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне; правописание падежных окончаний имен существительных и прилагательных; личные окончания глаголов; правописание наречий и другие наиболее трудные орфограммы;

воспитательные: воспитывать общую культуру, интерес к окружающему нас миру, расширяя кругозор учащихся; прививать интерес к русскому языку через использование краеведческого материала;

развивающие: развивать умение классифицировать, формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение анализировать предложенный материал, объяснять свой выбор.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Форма урока: урок - прогулка

Техническое обеспечение урока:

Мультимедиа проектор, интерактивная доска, компьютер.

Планируемые результаты: уметь применять полученные знания на практике; проявлять учебно-познавательный интерес к учебному материалу; понимать причины успеха в учебной деятельнос-ти; определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; учится высказывать своё предпо-ложение (версию) на основе работы с материалом; делать выводы о результате совместной работы класса и учителя; слушать и понимать речь других.

Методы обучения: cловесный, наглядный, проблемный, частично- поисковый.

Формы обучения: фронтальная работа; коллективная; индивидуальная.

План урока:

1. Организационный момент

2. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.

3. Этап обобщения и систематизации изученного.

4. Подведение итогов

5. Оценка результатов урока.

6. Задание на дом.


1. Организационный момент

Создание эмоционального настроя в классе; проверка готовности учащихся к урок.

2. Актуализация знаний

Учитель: (лёгкая музыка)

Слайд 1. (осенний лес)

Сегодня я вас хочу пригласить совершить поход в осенний лес. Согласны? Он дружелюбно и приветливо примет нас в свои владения: приютит, защитит от палящих лучей солнца, раскроет множество загадок, угостит лесными дарами. А хозяйкой леса является Королева Орфограмма.

Тогда закройте глаза, представьте себе, что вы идете по осеннему лесу. Идёте не торопясь, любуясь хорошей погодой, дышите свежим воздухом, разглядываете разноцветные листья.

Слайд 2. (лес)

Откройте глаза, посмотрите вокруг, улыбнитесь.

Итак, мы пошли в поход за знаниями. А это гораздо сложнее! Но я считаю, что у нас всё получится.

Запись даты и темы в тетрадях.

3. Путешествие по лесу

-Итак, в добрый путь!

Слайд 3. (вопросы по теме)

На какие две группы мы можем разделить правописание гласных в корне слова?

- На какие группы можно разделить правописание согласных в корне?

- Какие звуки произносятся на месте выделенных согласных букв в словах: Травка, березка, дуб?

- Какие звуки произносятся на месте выделенных сочетаний букв? Солнце, устный, сердце.

Как называется такая орфограмма? Сформулируйте правило.

Игра «Волшебная яблоня» (слайд 4, яблоня).

Это, ребята, не обычная яблоня, а волшебная. На яблоне - яблоки - слова, в которых пропущена гласная буква. Необходимо срывая яблоко, подумать, написать это слово на доске, вставляя пропущенную гласную букву и подобрать проверочное слово. Учащиеся записывают в тетради. Сделайте вывод об орфограммах в этих словах.

Зап..х, з..мляника, м..слёнок, д..лёкий, к..рмить, с…сновый, д..лина, в…лнушки, отв…рили гр…бы,

Карточка 1.

Спишите, вставьте пропущенные буквы, запишите проверочные слова.

● Кто не с…жал дер…ва, тому не л…жать в т…ни.

● Лес да цв…ты - з…мное царство, воздух в лесу - лучшее л…карство.

● В..лков бояться - в лес не х..дить.

Карточка 2.

Спишите, вставьте пропущенные буквы, запишите проверочные слова.

Посв…тить фонарём, посв…тить стихотворение, уг…стил конфетой, пос...дел от старости, пос…дел на скамейке, изв…стил, препод…ватель, уд…виться, соед…нение.

Слайд 5. (рисунки лес)

Записать словарные слова с рисунков, данных на слайде.

Опушка, рябина, стрекоза, оранжевый, ромашка, гербарий, берёза, свиристель, медведь, коричневый.

Как следует писать непроверяемые гласные в корне слова?

Слайд 6.

Что вы знаете о правописании непроизносимых согласных?

Задание.

- Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании непроверяемой согласной в корне слова?

Запись под диктовку. Подчеркнуть непроизносимые согласные.

Со..нце, мес…ность, трос…никовые, ненас…ный, хрус…нуть, съес…ное, чу…ствовать,

захолус…ный, опас…ный, пас…бищем, сырое..ка.

Физминутка (2-3 раза)

(дети садятся на корточки)

Утром птички все проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Раз - росой они умылись,
Два - изящно покружились,
Три - присели, поглядели,
А четыре - улетели.

Слайд 7.

- Молодцы! Однако нужно выполнить еще одно задание на карточке по теме «Буквы и, у, а после шипящих»

Замените одним словом.

  1. Что для человека дороже всего? (жизнь)

  2. Какие животные носят еду на себе? (ежи)

  3. Зимний вид спорта и развлечение для детей. (лыжи)

  4. Устройство с раскрывающимся в воздухе зонтообразным куполом для прыжка с самолёта. (парашют)

  5. Чаща леса. (чащоба)

  6. Дикая роза с ярко-красными ягодами.(шиповник)

  7. Сосуд с ручкой и носиком. (чашка)

  8. У неё во рту пила, под водой она жила. (щука)

9. Травянистое дикорастущее растение с продолговатыми съедобными листьями кислого вкуса. (щавель)

10. Ценный, богатый. (щедрый)

11. Живое существо, обладающее способностью двигаться, чувствовать. (животное)

Слайд 8.

- Ребята, давайте вспомним, когда пишется разделительный Ъ, а когда разделительный Ь?

Запись слов, которые соответствуют данным схемам:

Учитель. Назовите слова с орфограммой «Разделительные ъ и ь», объясните их написание.

На доске:

Разбегайтесь, ручьи, растекайтесь, лужи, вылезайте, муравьи, после зимней стужи. У лукоморья дуб зеленый; златая цепь на дубе том: и днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом. Вечер, как сажа, льется в окно.

Слайд 9.

Найдите слова с ошибками. Запишите их правильно

У весны много весников. Гарланят грачи, звенит копель, видны лужицы. На проталине в лесу выглинул подснежник. Ещё бывают ненасные дни и лехкие замороски по ночам. Но весеняя пора неотступает. Припикает сонце. На деревьях набухают смолистые почьки. Стволы берёз наливаются слатким соком.

Илья и Борис смастерили и прикрипили к стволу старого дерева скворешник. С радосным лаем носится сабака Малька.

Включение игровых моментов в урок.
Например:
- кто быстрее найдет в тексте слова с безударными гласными;
- кто больше подберет однокоренных слов:
ночь( ночной, ночник, ночевать)

выглянул (взгляд, глядеть,

радостный (радость, радоваться, радующийся)
- кто точнее истолкует значение слова с безударной гласной;
- кто быстрее составит словосочетание или предложение со словом с безударной гласной.

Проговариваю с учащимися слова: горланят, вестник, скворечник.

Рефлексия. Подведение итогов.

Вот и подходит к концу наше с вами путешествие в осенний лес.

Давайте подведем итоги урока.

- Какие орфограммы мы сегодня повторили на уроке?

- За что бы ты себя сегодня могли похвалить?

- Оцените свою работу на уроке и поставьте оценку.

Домашнее задание.


© 2010-2022