Разработка урока по теме «Сложные предложения с разными видами связи»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учебно- методическая карта(план)урока № 68


П

Группа

ГМ-12



редмет: русский язык

Тема урока: «Сложные предложения с разными видами связи»

Тип урока: урок усвоения новых знаний с элементами контроля

Время: 80 минут

Цели

Учебная: * сформировать понятие об основных моделях усложнения структуры сложных

предложений;

* исследовать сложные синтаксические конструкции с разными видами связи

через их сравнительный анализ;

* отработать умения составлять схемы сложных предложений с разными видами

связи;

* закрепить знания учащихся о разных видах подчинительной связи в

сложноподчинённых предложениях;

*осуществить контроль знаний учащихся о сложных предложениях с разными

видами связи.

Воспитательная: * способствовать формированию нравственной культуры учащихся;

* воспитывать уважительное отношение к исторической памяти своего

народа;

* воспитывать осознанное стремление к самообразованию.

Развивающая: * научить осуществлять основные мыслительные операции;

* развивать готовность и способность к речевому взаимодействию и

взаимопониманию;

* развивать навыки аргументации при выполнении заданий;

* развивать потребность в речевом совершенствовании.

Межпредметные связи

История Казахстана. Русская литература. Валеология.


Наглядные пособия: схемы последовательного, параллельного и однородного подчинения

Раздаточные материалы: карточки для самостоятельной работы, материал для графического диктанта, карточки «Согласись или опровергни», карточки «Устный марафон», сигнальные карточки

Литература (основная): _Л.К.Жаналина «Русский язык» 11 класс, пособие «Все правила современного русского языка», А.В.Дудников « Русский язык»

Дополнительная:_С.Л.Корчикова «Практическое пособие по русскому языку( горный профиль), Л.П.Федоренко « Практикум по орфографии и пунктуации», учебно-методический журнал «Русский язык и литература в казахской школе».





Элементы, содержание урока

Изменения и добавления при повторном использовании

I.





II.





Оргмомент

1.Золотые правила урока: * правило одного говорящего;

* если я не понял, я могу

спросить хоть тысячу раз;

* я должен уйти с урока с

оценкой.

2.Нравственный ориентир

Учащимся предлагается подумать о том, почему с времён глубокой древности люди ищут ответ на вопрос: что важнее всего для человека?

Преподаватель знакомит учащихся со словами Плутарха о значении образования, с мнением халифа мусульманского мира Хазрета Али ибн Абу Талиба ( прозванного Вратами Учения в VII в.) о пользе знания.

Единомышленником этих великих людей был и Абай, который оставил важный совет молодёжи: « Нужно учиться, чтобы узнать то, что знают другие народы, чтобы стать равными среди них, чтобы стать защитой и опорой для своего народа».

Обобщая ответы учащихся, учитель убеждает их словами Абая:

«Лишь знаньем жив человек».

Для того, чтобы вы смогли пополнить свои знания новой темой, необходимо повторить уже изученный материал (мы с вами изучаем материал о сложных предложениях)

Повторение изученного материала

(проверка знаний учащихся)

1.Графический диктант(лист с заданием даётся каждому учащемуся) приложение №1

2. «Полётное» повторение ( воспроизведение опорных знаний)

«Согласись или опровергни»

Учащиеся получают карточку с утверждениями, с которыми им нужно согласиться или их опровергнуть. Каждое опровержение должно быть аргументировано.

- ССП и СПП отличаются только количеством слов;

- в ССП все предложения равноправны;

- в БСП ставится только запятая;

- в СПП придаточное предложение всегда стоит в конце;

- вид придаточного предложения можно определить с

помощью вопроса.

- в ССП всегда есть главное и придаточное

предложения;

- в главном предложении никогда не бывает

подчинительного союза или союзного слова;

- в структуре СПП может быть только одно

придаточное предложение;

Говорят учащиеся



Вопрос учащимся:

« Для чего нужно учиться?»


???

Учащимся объявляется о том, что в конце урока будет выявлен самый активный учащийся

6 минут

Проверяется на уроке

сразу


3 минуты






Элементы, содержание урока

Изменения и добавления при повторном использовании










- придаточные не могут отвечать на один и тот же вопрос.

3. Устный марафон (работа у доски)

Два учащихся получают карточку со сложными предложениями, вид которых они должны определить устно, аргументируя свой выбор. Кроме этого, они определяют вид придаточных предложений в 1 и 6 СПП, объясняя способ определения.

1.Нуркен Абдиров рос застенчивым, скромным пареньком, в котором угадывался талант настоящего лётчика.

2.В ту же секунду вздрогнула его машина: под крылом разорвался вражеский снаряд.

3.Мама Нуркена Абдирова Багжан Жайкенова вместе с внуками посетила станицу Боковскую, где покоится прах её сына.

4.Решено было мать героя избрать почётной казачкой этой станицы, а Михаил Шолохов пригласил её к себе в станицу Вёшенскую.

5.Я побывал на том месте, где пылающий «Ил-2» Нуркена врезался во вражескую танковую колонну на хуторе Коньки.

6. Если бы имел сто юностей, все сразу за победу бы отдал.

Пока учащиеся обдумывают задание, группа выполняет творческий диктант

4.Творческий диктант с сигнальными карточками

На экране поочерёдно появляются сложные предложения. Учащиеся определяют их вид, сигналя карточкой определённого цвета и вида(ССП,СПП, БСП). Учащиеся должны аргументировать свой выбор.

1. Расскажите о том, как вы выбирали профессию горного электромеханика.

2.Четыре тысячи деталей надо собрать вместе, чтобы получился автомобиль «Жигули».

3.Сначала нужно открыть доступ к месторождению, а потом мы начнём работы по его вскрытию.

4.Не оставляйте матерей одних: они от одиночества стареют.

5.Вспашешь в срок, посеешь в срок - будет урожай высок.

Для дополнительного балла преподаватель может задать вопрос учащимся о постановке знаков препинания в этих предложениях.

5. Проверка домашнего задания( упражнение 551)

Четверо вызванных учащихся на доске фиксируют составленные схемы к предложениям домашнего упражнения

- знание какой темы вам помогло выполнить домашнюю работу?

- как определить количество придаточных предложений в СПП?


Работа проверяется

группой

развитие навыков аргументации





ТСО

развитие навыков аргументации

в помощь учащимся

на доске магнитами прикрепляются листы со схемами

последовательного, параллельного и однородного подчинения






Элементы, содержание урока

Изменения и добавления при повторном использовании





III.





- какие виды подчинительной связи бывают в СПП, которое имеет несколько придаточных предложений

6. Осложнённое списывание( по вариантам)

Задание: расставить знаки препинания в СПП, определить вид придаточных и вид связи, составить схемы предложений.

1вариант

1.В краю где я родился и вырос есть много обычаев которыми народ дорожит.

2.Мы живые свидетели того как изменяется степь как превращается она в плодоносные поля.

3.Если аисты обоснуются в чьей-нибудь усадьбе всё село говорит что от этого человека не уйдёт счастье.

2 вариант

1.Пусть все видят какие чудеса может совершить человек если у него золотые руки.

2.Когда наша шлюпка направилась к берегу мы увидели что из деревни бросилось бежать множество женщин и детей.

3.Я увидел как звёзды теряли свою лучистость как туман покрыл поле пшеницы.

Работа проверяется на уроке

Беседа с целью введения в тему

На пр В течение многих уроков мы с вами изучали разные виды слож сложных предложений: вы узнали, что в русском языке есть ССП ССП, СПП и БСП. Вы научились определять виды

придаточных частей, научились строить схемы этих предложе-

ний. Вы узнали три вида подчинительной связи в СПП, имеющим несколько придаточных предложений, познакомились с правилами расстановки знаков препинания в сложных предложениях. Как вы считаете, достаточно ли вам полученных знаний о сложных предложениях?

Попр Я предлагаю вам ответить на этот вопрос после выполнения элемента исследования.

1.Элемент исследования( выводится на экран)

По морю шла эскадра кораблей, у которой нельзя было увидеть конца: он терялся в тумане.

- объясните постановку знаков препинания;

- определите, какое это предложение по составу;

- если оно сложное, то сколько частей в его структуре;

- определи вид сложного предложения;



Развитие навыков СДС

Работа выполняется в тетрадях по карточкам


Право на помощь, но

вначале - своя версия






развитие навыков аргументации





Элементы, содержание урока

Изменения и добавления при повторном использовании

IV.





V.

VI.



- определите связь между частями этого сложного предложения. Сегодня на уроке вы узнаете, что сложные предложения могут быть многочленными и иметь разные виды синтаксической связи.

Изучение новой темы

Запись темы в тетрадях

1. Составление кластера (работа с учебником : Жаналина,

стр. 284)

Учащиеся должны по материалу учебника составить кластер

« Сложные предложения с разными видами синтаксической связи»

2. Найди соответствие( выводится на экран)

Учащиеся записывают сложные предложения и определяют виды синтаксической связи в них, составляют схемы предложений( соответствие по кластеру)

1.Последние звёзды тихо погасли и небо совсем посветлело, когда группа разведчиков подошла к деревне(сочинение и подчинение).

2.Мы выяснили: ещё в Древней Греции облепиха считалась ценным растением, у которого листья и молодые веточки использовались для лечения лошадей(бессоюзие и подчинение).

3.Кавказ очаровал Пушкина, а он очаровал им нас в своих стихах - хочется постоянно перечитывать его поэзию(сочинение и бессоюзие).

4.Когда на другой день утром я подходил к родному дому, меня поразило одно обстоятельство: все окна в нём были растворены, и дверь тоже была раскрыта(подчинение, бессоюзие и сочинение).

Закрепление

1. Тренировочный блок

Упр.553( Жаналина) комментированное письмо

Диагностическое задание ( элемент контроля)

1.Индивидуальная работа по карточкам (3 учащихся)

2.Творческая мастерская( 2 учащихся)

(составить текст на выбранную тему: не менее 7 предложений)

* Моя мечта

* Что бы ты рассказал о Родине иностранцу?

*Легко ли быть молодым?

* Самый памятный день в твоей жизни

3. Интеллектуальное сражение(6 учащихся)

( участвуют 2 группы, каждая представлена тремя учащимися»



Кластер или конспект?






развитие навыков аргументации





Элементы, содержание урока

Изменения и добавления при повторном использовании




VII.

VIII.



Капитан команды вытягивает карту с заданием, на обдумывание которого даётся 4 минуты. Затем предложения обеих команд записываются на доске(время записи не засчитывается).

Каждый этап работы выполняет один участник от каждой команды, передавая эстафету другому.

Последний участник каждой команды должен найти схему своей подчинительной связи и закрепить её на доске.

Преподаватель проверяет выполненные работы на доске и объявляет время каждой команды и количество допущенных ошибок. Объявляется победитель.

Далее объявляется самый активный учащийся.

Преподаватель напутствует учащихся словами: « Образование не имеет точки насыщения»

Домашнее задание ( Жаналина:упр. 558 + правила темы)

Итог урока(комментирование оценок)




Инструкция к выполнению домашнего задания



Творческая мастерская( 2 учащихся)

(составить текст на выбранную тему: не менее 7 предложений)

* Моя мечта

* Что бы ты рассказал о Родине иностранцу?

*Легко ли быть молодым?

* Самый памятный день в твоей жизни

Творческая мастерская( 2 учащихся)

(составить текст на выбранную тему: не менее 7 предложений)

* Моя мечта

* Что бы ты рассказал о Родине иностранцу?

*Легко ли быть молодым?

* Самый памятный день в твоей жизни










Осложнённое списывание( по вариантам)

Задание: расставить знаки препинания в СПП, определить вид придаточных и вид связи, составить схемы предложений.

1вариант

1.В краю где я родился и вырос есть много обычаев которыми народ дорожит.

2.Мы живые свидетели того как изменяется степь как превращается она в плодоносные поля.

3.Если аисты обоснуются в чьей-нибудь усадьбе всё село говорит что от этого человека не уйдёт счастье.

Осложнённое списывание( по вариантам)

Задание: расставить знаки препинания в СПП, определить вид придаточных и вид связи, составить схемы предложений.

2 вариант

1.Пусть все видят какие чудеса может совершить человек если у него золотые руки.

2.Когда наша шлюпка направилась к берегу мы увидели что из деревни бросилось бежать множество женщин и детей.

3.Я увидел как звёзды теряли свою лучистость как туман покрыл поле пшеницы.

Осложнённое списывание( по вариантам)

Задание: расставить знаки препинания в СПП, определить вид придаточных и вид связи, составить схемы предложений.

1вариант

1.В краю где я родился и вырос есть много обычаев которыми народ дорожит.

2.Мы живые свидетели того как изменяется степь как превращается она в плодоносные поля.

3.Если аисты обоснуются в чьей-нибудь усадьбе всё село говорит что от этого человека не уйдёт счастье.

Осложнённое списывание( по вариантам)

Задание: расставить знаки препинания в СПП, определить вид придаточных и вид связи, составить схемы предложений.

2 вариант

1.Пусть все видят какие чудеса может совершить человек если у него золотые руки.

2.Когда наша шлюпка направилась к берегу мы увидели что из деревни бросилось бежать множество женщин и детей.

3.Я увидел как звёзды теряли свою лучистость как туман покрыл поле пшеницы.

Осложнённое списывание( по вариантам)

Задание: расставить знаки препинания в СПП, определить вид придаточных и вид связи, составить схемы предложений.

1вариант

1.В краю где я родился и вырос есть много обычаев которыми народ дорожит.

2.Мы живые свидетели того как изменяется степь как превращается она в плодоносные поля.

3.Если аисты обоснуются в чьей-нибудь усадьбе всё село говорит что от этого человека не уйдёт счастье.

Осложнённое списывание( по вариантам)

Задание: расставить знаки препинания в СПП, определить вид придаточных и вид связи, составить схемы предложений.

2 вариант

1.Пусть все видят какие чудеса может совершить человек если у него золотые руки.

2.Когда наша шлюпка направилась к берегу мы увидели что из деревни бросилось бежать множество женщин и детей.

3.Я увидел как звёзды теряли свою лучистость как туман покрыл поле пшеницы.

Осложнённое списывание( по вариантам)

Задание: расставить знаки препинания в СПП, определить вид придаточных и вид связи, составить схемы предложений.

1вариант

1.В краю где я родился и вырос есть много обычаев которыми народ дорожит.

2.Мы живые свидетели того как изменяется степь как превращается она в плодоносные поля.

3.Если аисты обоснуются в чьей-нибудь усадьбе всё село говорит что от этого человека не уйдёт счастье.

Осложнённое списывание( по вариантам)

Задание: расставить знаки препинания в СПП, определить вид придаточных и вид связи, составить схемы предложений.

2 вариант

1.Пусть все видят какие чудеса может совершить человек если у него золотые руки.

2.Когда наша шлюпка направилась к берегу мы увидели что из деревни бросилось бежать множество женщин и детей.

3.Я увидел как звёзды теряли свою лучистость как туман покрыл поле пшеницы.

Осложнённое списывание( по вариантам)

Задание: расставить знаки препинания в СПП, определить вид придаточных и вид связи, составить схемы предложений.

1вариант

1.В краю где я родился и вырос есть много обычаев которыми народ дорожит.

2.Мы живые свидетели того как изменяется степь как превращается она в плодоносные поля.

3.Если аисты обоснуются в чьей-нибудь усадьбе всё село говорит что от этого человека не уйдёт счастье.

Осложнённое списывание( по вариантам)

Задание: расставить знаки препинания в СПП, определить вид придаточных и вид связи, составить схемы предложений.

2 вариант

1.Пусть все видят какие чудеса может совершить человек если у него золотые руки.

2.Когда наша шлюпка направилась к берегу мы увидели что из деревни бросилось бежать множество женщин и детей.

3.Я увидел как звёзды теряли свою лучистость как туман покрыл поле пшеницы.

Осложнённое списывание( по вариантам)

Задание: расставить знаки препинания в СПП, определить вид придаточных и вид связи, составить схемы предложений.

1вариант

1.В краю где я родился и вырос есть много обычаев которыми народ дорожит.

2.Мы живые свидетели того как изменяется степь как превращается она в плодоносные поля.

3.Если аисты обоснуются в чьей-нибудь усадьбе всё село говорит что от этого человека не уйдёт счастье.

Осложнённое списывание( по вариантам)

Задание: расставить знаки препинания в СПП, определить вид придаточных и вид связи, составить схемы предложений.

2 вариант

1.Пусть все видят какие чудеса может совершить человек если у него золотые руки.

2.Когда наша шлюпка направилась к берегу мы увидели что из деревни бросилось бежать множество женщин и детей.

3.Я увидел как звёзды теряли свою лучистость как туман покрыл поле пшеницы.

Осложнённое списывание( по вариантам)

Задание: расставить знаки препинания в СПП, определить вид придаточных и вид связи, составить схемы предложений.

1вариант

1.В краю где я родился и вырос есть много обычаев которыми народ дорожит.

2.Мы живые свидетели того как изменяется степь как превращается она в плодоносные поля.

3.Если аисты обоснуются в чьей-нибудь усадьбе всё село говорит что от этого человека не уйдёт счастье.

Осложнённое списывание( по вариантам)

Задание: расставить знаки препинания в СПП, определить вид придаточных и вид связи, составить схемы предложений.

2 вариант

1.Пусть все видят какие чудеса может совершить человек если у него золотые руки.

2.Когда наша шлюпка направилась к берегу мы увидели что из деревни бросилось бежать множество женщин и детей.

3.Я увидел как звёзды теряли свою лучистость как туман покрыл поле пшеницы.


© 2010-2022