Конспект урока по теме Правописание н, нн в прилагательных и причастиях

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по теме «Правописание н,нн в прилагательных и причастиях.



Тема: Трудные случаи написания н, нн в прилагательных,

наречиях и причастиях.


Правописание н и нн в прилагательных, причастиях и наречиях усваивается учащимися с большим трудом, поскольку требует от них осознанных знаний по морфологии, составу слова и словообразованию и умений лингвистического анализа.

Для предупреждения многочисленных и устойчивых ошибок в правописании

н и нн необходимо больше внимания уделить организации самостоятельной работы учащихся с учебником, составлению обобщающих таблиц, группировке и дифференциации правил орфографии. Исходя из этого, ставятся цели: 1) обобщить и систематизировать сведения о правописании н и нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий; 2) использовать словообразовательный разбор как прием развития познавательной активности учащихся и осознанного усвоения правила правописания; 3) формировать логические операции: умение сопоставлять и сравнивать с выделением отличительных признаков, устанавливать взаимосвязи между фактами, приходить к выводам.

На вводном этапе занятия учитель создает проблемную ситуацию и предлагает орфографическую задачу: прежде чем вставить н и нн, учащиеся должны объяснить правописание слов с пропуском букв.

Лебеди..ый крик - исти..ый (факт);

тисне..ый золотом узор - тисне..ый узор;

мороже..ые фрукты - замороже..ый мотор;

станция «Гости..ый двор»; иностра..ый посла..ик.


Задание создает ситуацию интеллектуального затруднения, выйти из которой поможет дальнейшая работа с учебником. Успехи и неудачи в выполнении задания обнаружат уровень подготовки учащихся по теме и покажут, какие сведения требуют длительного внимания и тренировки.

Изучение этого орфографически сложного материала строится поэтапно.

П е р в ы й э т а п. Учащимся предлагается обобщить сведения по правописанию н и нн в приллагательных, образованных от существительных. Они самостоятельно читают учебник, с. 78 и составляют в тетрадях обобщающую таблицу.

нн

н

онн

1) сущ. + енн

искусственный, пенсионный, но: ветреный

ан

1) сущ. + ян

ин

гусиный

серебряный

песчаный

(кроме: оловянный, стеклянный, деревянный)

2) сущ. н + н

длина + н = длинный

2) ветреный

3) сущ. на -мя + енн

время - временный

Для закрепления выполняется следующее задание - подобрать синонимы к словам:

багряный (закат) -

гуманное (отношение) -

истинный (гуманизм) -

В т о р о й э т а п - различение прилагательных и прилагательных и усвоение правописания н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных.

Это работа выполняется под руководством учителя. Составляется таблица.

н

нн

Отглагольные прилагательные

без приставок, кроме -не и без зависимых слов:

кошеный (луг) (косить - несовершенный вид)

некошеный

раненый (боец)




Причастия

с приставкой или зависимым словом:


скошенный (скосить - совершенный вид)


раненный в плечо

(зависимое слово)


Для закрепления выполнения задания по группам:

I гр. Вставьте пропущенные буквы, сверяя свои работы с обобщающей таблицей.

Суше..ые грибы, хорошо просуше..ая костром одежда, копче..ая колбаса, закопче..ые стены и потолок комнаты, тисне..ый золотом узор и т. д.

II гр. Употребите в словосочетаниях слова жареный - жаренный;

груженый - груженный; вязаный - вязанный; крашеный - крашенный и т. д.

III гр. От слов каленый, мороженый, кипяченый, плетеный, кошеный, сеяный образуйте слова с приставками и устно включите образованные слова в словосочетания.

Т р е т и й э т а п. Для различения правописания краткой формы страдательного причастия с н и краткой формы однокоренного прилагательного с нн можно рекомендовать наглядную запись на доске и в тетрадях учащихся.


О т л и ч а й т е

краткую форму страдательного причастия (с н)

Рассуждения были обоснованы конкретными фактами.

от краткой формы однокоренного прилагательного (с нн)

Выводы вполне обоснованны, убедительны.

(к а к о в ы? - аргументированы, правомерны)


Аналогичная работа ведется с наречиями: бешеный → бешено (вертеться); искусный→ искусно (делать); путаный→ путано (говорить); торжественный→ торжественно (встречать); искусственный→ искусственно (смеяться); обдуманный ← обдуманно (действовать).

Разграничение наречия с нн и краткого страдательного причастия с н проводится путем синтаксического разбора предложения:

Море взволновано ветром

(краткое причастие - сказуемое)

Он говорил взволнованно (как?)

(наречие - обстоятельство)


Далее - работа с текстом.

(Текст дан без пропусков орфограмм и пунктограмм.)

С того времени, как человек стал человеком, как он засмотрелся на красоту вечерней зари, он стал всматриваться в самого себя.

Красота - это глубоко человеческое. Это радость нашей жизни, устроенной очень непросто.

Человек стал человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, багряный закат перед ветреным днем, журавлиную стаю в синеющем в вышине небе, в мириадах капель утренней росы, серые нити дождя в пасмурный осенний день… Увидел - и, изумленный, уверенно пошел по земле, создавая новую красоту.

Остановись и ты в изумлении перед красотой. И в твоем сердце определенно расцветет благородство. Перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шепот убранного в золото леса, журчание весеннего ручейка, переливы серебряных колокольчиков, торжественную тишину ночи.

Эта чудесная музыка рождена жизнью. И человек слушает ее уже сотни и тысячи лет.

Умей и ты слушать эту музыку. Дорожи красотой, береги ее. (По В. Сухомлиноскому.) (122 сл.)

Анализ текста проводится по плану:

- определить тему, идею и стиль текста;

- найти эпитеты и определить их роль в тексте.

Групповая работа.

Ребята по группам находят в тексте прилагательные, причастия и наречия и объясняют правописание н, нн.

Индивидуальные задания:

  1. объяснить подчеркнутые орфограммы;

  2. найти причастия и зависимые от них слова; объяснить знаки препинания в предложениях с причастными оборотами;

  3. объяснить знаки препинания в предложениях с однородными членами.

П о с л е д н и й э т а п - написание диктанта. После диктанта учащиеся сверяют свою письменную работу с текстом и выявляют ошибки.

Выставляются оценки.

Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на тему «Умей видеть красоту…»

При проведении самоанализа урока обобщения обращается внимание на следующие аспекты: цели (задачи) урока, содержание и организация урока, технология работы учителя, результативность проведенного урока.

Осмыслению процесса организации урока способствуют следующие общие рекомендации:

1. Организовывая урок, важно определить его место в теме.

2. Соотнести поставленные задачи, цели урока для учителя и учащихся с достигнутыми результатами на уроке и определить причины успеха, неудачи.

3. Определить уровень сформированности на уроке знаний и умений.

4. Ответить на вопрос, что дал данный урок для развития ума, памяти, внимания, умения слушать, высказывать свои мысли, отстаивать свою точку зрения.

5. Продумать, насколько оптимально был выстроен урок, соответствовал ли он уровню учебной подготовки.

6. Необходимо оценить степень активности учащихся класса на уроке.

7. Каким был темп урока, как была организована смена видов деятельности? Что было дано в виде «готовых знаний», до чего «додумались» сами учащиеся?


© 2010-2022