Обобщающий урок по теме: имя прилагательное

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Учитель начальных классов Суханова Ю. С.

Тема: Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи

Цель: обобщение и систематизация знания об имени прилагательном как о части речи.

Задачи урока:

Образовательные:

- закрепить знания об имени прилагательном как части речи;

- закрепить умение определять число, падеж и род имен прилагательных;

- совершенствовать умение писать родовые окончания имен

прилагательных.

2. Развивающие:

- развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной и

письменной речи;

- создавать речевые высказывания на заданную тему;

- развивать интерес к родному языку, обогащать словарный запас

учащихся.

3. Воспитывающие:

- воспитывать чувство прекрасного;

- воспитывать чувство необходимости охраны растительного мира

нашей Родины;

- воспитывать чувство товарищества и сопереживания.

Оборудование: таблица на доске, карточка с индивидуальным заданием, карточки с изображением, названием первоцветов, слова-помощники на партах, кружочки-значки для дифференцированного задания, карточка для взаимопроверки.

ХОД УРОКА

-Сегодня на урок к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними. Садитесь.

1. Организационный момент:

Прозвенел уже звонок,

Новый начался урок.

Прямо сядем, соберемся

И работой мы займемся!

-Ребята, сегодня на уроке я разделю задания на 2 группы: одной части ребят дам задания с красным кружочком, а другой - с зеленым. Кружочки лежат у вас на партах. Будьте внимательны и следите за своими заданиями.

2. Вводная беседа

-Ребята, посмотрите в окно. Опишите сегодняшний день. Какой он?

(Дети: Солнечный, хмурый, пасмурный, радостный, светлый, грустный, весенний, счастливый)

3. Сообщение темы урока:

- Какая часть речи помогла описать этот день?

(Дети: Имя прилагательное)

- Итак, кто догадался, о чем пойдет сегодня речь на нашем уроке? (Дети: Имя прилагательное)

-Хорошо! Вы правильно догадались!

-Ребята мы уже немало уроков посвятили имени прилагательному, сегодня мы закрепим наши знания, давайте вспомним, что мы уже знаем об этой части речи. Аня И. в это время выполнит небольшое задание у доски на оценку по карточке, также показав знания об имени прилагательном (Карточка. Задание: выписать из предложений имена прилагательные ,определить их род, число, падеж. 1)Любоваться красивой зарей. 2) Бежать по зеленому лугу.). А мы поработаем устно.

-Скажите, что обозначает имя прилагательное (Дети: признак предмета)

-На какие вопросы отвечает (Дети: какой?какая? какое? какие?)

-Как изменяется?(Дети: по родам,числам,падежам)

-Что еще вы знаете о прилагательном? (роль в речи, в предложении, с какой частью речи связано)

-Молодцы! Вы все знаете! Давайте проверим Аню.

4. Чистописание:

-Откройте тетради, положите их правильно. Подготовим руку к письму .

-Запишите число, классная работа. А теперь посмотрите на слова для чистописания:

Красный, парта, тонкое.

Красиво их запишите и найдите лишнее слово (Дети: Парта, так как это существительное, а 2 других слова- прилагательное)

-Определите род и число прилагательных. А Дима Б. выполнит это задание у доски на оценку.

-Проверим Диму.

5. Работа по теме урока:

1) Упражнения в употреблении имен прилагательных в речи:

- А какое время года уже наступило? Правильно, это весна - замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Недаром поэты называют весну утром года. Весна приходит к нам не одна, а со своими друзьями - цветами. Угадайте, что это за цветы?

По тонкой нитке ручейка

Сбежал с пригорка снег,

И на пригорке вдруг цветок

Раскрылся раньше всех. (первоцветы)

- А почему их так называют?

(Дети: Они появляются ранней весной, сразу после таяния снега)

-Молодцы,правильно!

- А сейчас я предлагаю вам посмотреть картинки с цветами, вы попробуйте вспомнить , как они называются.

- Давайте будем не только называть, но и записывать их названия.

Показываю картинки с вербой, мать-и-мачехой, подснежником, и показываю их правильное написание. (картинки вывешиваются на доску)

- Ребята с красными кружочками , допишите к ним подходящие по смыслу имена прилагательные (по 2 прилагательных). А ребята с зелеными кружочками могут воспользоваться словами-помощниками на партах (пушистая, жёлтая, солнечная, маленькая, нежный, голубой).

-Задание красного кружочка у доски на оценку выполнит Дарина Руденко; задание под зеленым кружочком с места прокомментирует Наташа Савичева.

- Проверяем, что у вас получилось.

- Поставьте вопрос. Что обозначают имена прилагательные?

- Сегодня на уроке мы должны заполнить таблицу об имени прилагательном. Чтобы это сделать, мы должны вспомнить все, что мы о нем знаем. (таблица на доске).

Заполнение таблицы.

- Что обозначает имя прилагательное? (признак предмета)

- На какие вопросы отвечает? (какой? какая?какое? какие?)

- С какой частью речи связано имя прилагательное? (продолжаем

заполнять таблицу - связь с именем существительным)

- Ребята, а вы знаете, что многие первоцветы стали сегодня редкими и они занесены в Красную книгу. Ведь недаром говорится: «Поймали мы бабочку - она погибла, сорвали мы цветок - он увял, и тогда становится понятно - к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу!»

Физкультминутка

Весной бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась!

Раз - росой она умылась,

Два - изящно покружилась,

Три - качнулась и присела

И к цветочкам полетела.

2) Работа с учебником. Упражнение 58 с. 129.

а) наблюдение над ролью прилагательных в тексте:

- Ребята, сейчас вы будете работать с текстом-описанием. Прочитайте текст. Лена Воронина читает.

- Прочитаем текст без имен прилагательных. Читает учитель. Какой текст вам нравится

больше?

- Какую роль в речи играют имена прилагательные?

(Д: Они сделали наш текст красочным, выразительным и точным; таблица- делает речь богаче).

б) Изменение имен прилагательных по числам, падежам и родам:

- В первом предложении определите число, падеж и род имен прилагательных. Я предлагаю вам выполнить задание самостоятельно, а затем мы проверим друг друга.

- Теперь, ребята, возьмите в руки карандашики, поменяйтесь тетрадочками и, сверяясь с доской, проверьте друг друга. Исправляйте ошибки карандашом.Поменяйтесь.

-У кого нет ошибок? У кого одна ошибка? У кого две ошибки? У кого три ошибки? Я рада,что есть те,кто написал без ошибок,ау кого есть-значит надо немного еще будет поработать над определением числа,рода и падежа имен прилагательных.

- Как вы это сделали? (по существительному. от которого зависит прилагательное).

-Верно!

- Что мы можем определить у имени прилагательного? (таблица -

изменение по числам, падежам и родам)

3) Упражнения в написании родовых окончаний прилагательных:

- Давайте вспомним, в каком числе имена прилагательные изменяются по родам? ( В единственном числе)

- Как определяем окончания? (По вопросу)

- Посмотрите на доску, перед вами несколько словосочетаний. Вам надо списать эти словосочетания, дописав окончания прилагательных, окончания выделить, определить род прилагательных.

Ярк.. солнце, тёпл… луча, ранн… весна, ярк… дням.

Прокомментирует на оценку Ваня Николаев.

Давайте проверим

- У каких прилагательных вы не смогли определить род? (Множественного числа)

- Почему?(Им. прил. во мн. ч. по родам не изменяется)

-Молодцы, правильно!

6. Итог урока:

Рефлексия

- Давайте теперь еще раз посмотрим на нашу таблицу. Что же мы знаем об

имени прилагательном?

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Называет признак предмета

Какой?

Какая?

Какое?

Какие?

Относится к имени

существительному

Изменяется по числам, родам и падежам по существительному

Делают речь богаче

- Наш урок подходит к концу, опишите с помощью прилагательных, какой был сегодня у нас урок, какое у вас настроение?

- Кто считает, что сегодня работал очень хорошо? Поднимите руку! Кто считает,что мог активнее работать? Поднимите руку! Кто считает, что сегодня совсем мало старался? Поднимите руку!

7. Дом. задание:

Упражнение 57 с. 129; по желанию- придумать и написать текст-описание о весне или о природе. Комментирование домашнего задания.

- Наш урок окончен. Ребята, я желаю вам, используя в речи убедительные и яркие имена прилагательные, всегда уметь доказать любому человеку, что нельзя уничтожать природу. Молодцы, хорошо поработали!

© 2010-2022