У каждого человека есть свое предназначение

В важности профессии учителя никто не сомневается, а, каким должен быть учитель, чтобы оставить свой след в  сердцах своих учеников. А можно ли стать хорошим учителем? Да, можно, если ты любишь детей. И все? Да нет, этого мало! Что же еще? Прежде всего, любить свое дело, знать предмет. Но и этого мало. Педагогическому мастерству нужно учиться. Как учить детей? Как развивать у учащихся внутреннюю мотивацию к обучению предметов? Каким способам деятельности обучать детей? Ответы на эти вопросы я по...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

У каждого человека есть свое предназначение

В важности профессии учителя никто не сомневается, а, каким должен быть учитель, чтобы оставить свой след в сердцах своих учеников.

Получив профессию бухгалтера, устроилась работать в школу. Работая в школе, я стала задумываться, а можно ли стать хорошим учителем? Да, можно, если ты любишь детей. И все? Да нет, этого мало! Что же еще?

Прежде всего, любить свое дело, знать предмет. Но и этого мало. Педагогическому мастерству нужно учиться. И вот тогда я решила поступить в педагогическую академию.

Как учить детей? Как развивать у учащихся внутреннюю мотивацию к обучению предметов? Каким способам деятельности обучать детей? Ответы на эти вопросы я получаю сейчас во время обучения.

Учеба мне помогает в создании условий для профессионального развития, необходимых для определения критериев успешности и компетентности педагогической деятельности, того портрета учителя, к которому хотелось бы стремиться. Успешный учитель всегда сориентирован на самоанализ и самодиагностику.

Что такое компетентность в принципе?

Компетентность учителя характеризуется основными направлениями, по которым он может повысить свое профессиональное мастерство, это:

Педагогическая деятельность - углубление научных знаний, наработка методической базы, формирование профессионально значимых умений и навыков учителя.

Критерии педагогической компетентности учителя:

- уровень обученности учеников

- уровень сформированности общеучебных умений и навыков

- инновационная деятельность, которая позволяет осуществлять образовательный процесс на более высоком, современном уровне

- состояние исследовательской работы и работы по самообразованию. Учитель - это тот человек, который учится всю жизнь. Поэтому важным критерием успешности работы учителя становится его самообразование, целью которого является овладение теоретических сведений о различных методах и формах преподавания. Исследовательская работа дает возможность проследить эффективность применения тех или иных теоретических знаний.

- образования педагогов и повышение квалификации. Это одно важнейших условий для повышения своей педагогической компетенции, сохранения качества преподавания.

- способность к самоанализу, самодиагностики, так называемой рефлексии. Учитель, должен, всегда размышляют по поводу того, что он делает.

Личность учителя как человека, который учится всю жизнь, и только в этом случае он обретает право учить.

Психологические критерии компетентности учителя

- интерес, мотивация. Что интересует моих учеников? Можно спросить, а лучше создать такую атмосферу доверия и творчества, в которой интересы проявятся естественным образом.

- сознательное обучение. Нужно научиться воспитывать у ученика требуемое отношение к учебе.

- взаимоотношения в системе «Учитель - ученик». Правильное взаимодействие учителя с учеником является ведущей переменной процесса обучения, обуславливает формирование познавательных действий учащихся.

- учет индивидуальных особенностей ученика. Воспитание внимания зависит от личных качеств учителя. К числу наиболее важных качеств учителя относят внимательность и наблюдательность.

Психолого-педагогическое общение, которое включает в себя культуру педагогического общения, развитие способностей работать в коллективе, освоение корпоративных норм поведения.

Личностные критерии компетентности учителя

- эмоциональность. Интенсивность эмоций, их устойчивость, глубина чувств, адекватность эмоционального состояния учителя на деятельность учащихся, доброжелательность реакции учителя на возбуждение, уверенность в своих педагогических мыслях и действиях, удовлетворенность от результатов своего труда.

- выразительность речи. Это качество характеризует содержательность, яркость, образность и убедительность речи учителя.

- творческое начало личности. Учитель, как и писатель, должен строить свою внутреннюю и внешнюю биографию. Но делать это с творческим подходом, остроумно, оригинально, поэтому так часто ученикам, даже самым умным и дисциплинированным, на уроках скучно. И это приговор учителю!

- организаторские способности. Необходимы как обеспечения работы самого учителя, так для создания хорошего ученического коллектива.

- чувство юмора. Дети любят разных учителей, но более всего веселых - таких, кто за словом в карман не полезет и из всякого затруднения найдет выход. «Отсутствие у учителя чувства юмора воздвигает стену взаимного непонимания: учитель не понимает детей, дети не понимают учителя. Сознание того, что дети тебя не понимают, раздражает, и это раздражение - то состояние, из которого учитель часто не находит выхода», говорил Василий Сухомлинский.

- настойчивость, дисциплинированность. Под настойчивостью мы понимаем способность достигать поставленной цели и доводить принятые решения до конца, дисциплинированность же - это сознательное подчинение своего поведения общественным правилам.

За время работы в школе я убедилась, что каждый ребенок может учиться, если правильно организовать его труд. Обучение предполагает активную деятельность, как учителя, так и ученика, и чем старше ученик, тем меньше явной деятельности учителя, и больше - самого ученика.



© 2010-2022