Урок-путешествие В мир сказов Бажова

Урок-путешествие " В мир сказов Бажова". Обучающимся предлагается отправиться в путешествие по литературной карте Урале, затем знакомство с творчеством Бажова. Даётся понятие сказа, особенности этого жанра, предлагается игра " Узнай героя", кроссворд.                        МБОУ     Цвиллингская   сош                        Чесменского района Челябинской области                                    Калиниченко Наталья Ивановна-учитель литературы               Урок-путешествие « В мир  сказов  П.П....
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Цвиллингская сош

Чесменского района Челябинской области

Калиниченко Наталья Ивановна-учитель литературы

Урок-путешествие « В мир сказов П.П. Бажова»

(5 класс; 2 часа.)

Цели:

- расширить представления детей о личности и творчестве П.П. Бажова;

-помочь учащимся проникнуть в художественный мир П.П. Бажова;

-развитие письменной и устной речи.

Задачи:
-развивать представления о жанре сказа;
-учить применять знания о сказах при знакомстве с новым сюжетом;
- вызвать интерес к изучению сказов;
-развивать фантазию, воображение;
-формировать систему читательских умений,
-воспитывать уважение к человеку -труженику.

. Обучающие:

-познакомить детей с жизнью и творчеством П.П. Бажова;

-обучать умению характеризовать поступки героев;

Развивающие:

-развитие умения внимательно, вдумчиво воспринимать художественный текст,

-продолжать формировать навык анализа художественного произведения;

-развитие грамотной устной речи;

-совершенствовать технику чтения, формировать навык выразительного чтения;

Воспитательные:

-введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, воспитание нравственных качеств,

-воспитание интереса к предметам.

Оборудование :

-тексты сказов П.П. Бажова у каждого ученика;

- презентация;

-кроссворд;

-раздаточный материал, иллюстрации ребят и кроссворды, составленные учащимися.

-выставка книг «. Удивительный мир П.П. Бажова »;

- выставка изделий уральских мастеров.

- словарь В. И. Даля.

Методы обучения: исследовательский, игровой, объяснительно - иллюстративный ,метод эвристической беседы.

Использовались здоровьесберегающие образовательные технологии, обучение в сотрудничестве.


Здоровьесберегающие компоненты урока:
-смена видов деятельности;
-динамическая пауза;
-игровой компонент;
-рефлексия.
Формы организации познавательной деятельности:

- коллективная,

- индивидуальная,

- в парах.

Предварительный этап подготовки к уроку:

-домашнее чтение сказов П.П. Бажова,

- создание иллюстраций к сказам Бажова, составление кроссвордов учащимися,

-деление ребят на группы перед началом урока.,

- подготовка ученика-чтеца,

-оформление книжной вставки и выставки « Изделия уральских мастеров»


Ход урока.

Учитель.

Здравствуйте, дорогие ребята! Мы рады встрече с вами. Слайд №1

Ученик.

На дворе пурга в окно стучится,

В комнате уютно и темно.

Мне сегодня что-то вдруг не спится,

Ночь уж на дворе стоит давно.

Начинает мама тихо сказы о Хозяйке,

Что живёт в горе.

Вижу я Данилушку - и сразу

Ящерки мелькнули на заре.

Вижу я, как девочка Татьяна

На шкатулку новую глядит,

Как горы Хозяйка Северьяна

Заковала в древний малахит.

И от этих сказов стало снова

На душе так чисто и светло.

В дальний домик дедушки Бажова

На Урал меня перенесло.

Учитель.

Сегодняшний урок - это урок - путешествие во времени и пространстве. Мы с вами отправляемся в гости к известному уральскому писателю П.П.Бажову, который открыл наш край миру.

Слайд №

Павел Петрович Бажов родился в дружной тру­довой семье. Его отец был рабочим на одном из металлургических заводов Урала, а мать - искус­ной кружевницей.

Игры, забавы, рыбная ловля, походы за гри­бами и ягодами составляли мир его детства. Учеба в начальной школе, чтение книг постепенно откры­ли перед ним еще более широкий и интересный мир: он узнал, что есть на свете дальние страны, большие города, сокровища литературы.

- Если бы не Пушкин, я бы так и остался заводским пареньком с четырехклассным образо­ванием,- говорил позднее Павел Петрович.

В руки одиннадцатилетнего Бажова попал пер­вый том сочинений Пушкина. Учитель дал книгу из своей библиотеки и пошутил: «Когда выучишь первый том, приходи за вторым». Мозг был жаден, память крепка, и, очарованный пушкинскими сти­хами, мальчик, возвращая книгу, действительно мог прочесть ее на память.

Узнав о способном ученике, добрые люди по­могли ему поступить в городское училище и

дальше - в семинарию. Закончив семинарию, Павел Петрович стал учителем: преподавал арифметику, русский язык и литературу в на­чальной школе.

В 1917году он начинает писать и собственные произведения.

Еще в юные годы Павел Петрович прислуши­вался к рассказам и легендам, которые слагали уральские рабочие, камнерезы-малахитчики, золо­тоискатели. Впоследствии он начал их записывать и обрабатывать. Так возникли сказы Бажова. Наибольшую известность получили сказы, собран­ные в книге под названием «Малахитовая шка­тулка». Среди них вы найдете и «Медной горы хозяйку», и «Живинку в деле», и «Серебряное копытце», «Синюшкин колодец».

Павел Петрович был очень мудрым и дальновидным человеком. Он создал особый, неповторимый уникальный образ Урала и его жителей. Мир жизни наших земляков описан Бажовым интересно, необычно и в то же время точно. Своё вдохновение Бажов П.П.черпал из красоты уральской природы.

Слайды№3,4,5,6.

Издавна Урал славился сказами Бажова да каменьями разными ценными - драгоценными, в науке их минералами зовут. И Бажов в своих произведениях о них не раз сказывал. Вот и сегодня к нам в гости пожаловала сама Хозяйка горы Медной. (На слайде №6)

(стук в дверь)

Хозяйка Медной горы-

Здравствуйте, я рада побывать у вас в гостях.

На Уральских горах высоких

Наш Южный Урал стоит

Он красивый, .он любимый.

Он любого заворожит.

И с серебряным мы копытцем

В детстве камушки находили.

Сказы добрые от Бажова

В дом из книжек к нам приходили.

.

В сказы добрые и знакомые

Дверь волшебную я открою вам.

Всех, кто хочет узнать побольше ,

Приглашаю пойти со мною.

Мы с вами отправляемся в царство П.П. Бажова. Сейчас вам необходимо по описанию узнать героя и ответить, из какого он произведения.

слайд №7-10

Хозяйка Медной горы.

Молодцы ,ребята, вы хорошо знаете произведения Бажова.

Подтверждением этому служат и ваши творения в нашей картинной галерее

Посмотрите , насколько необычны и интересны ваши иллюстрации.

Большое спасибо вам за работу.

Учитель.

А нас с вами ждём непростое испытание: ответить на вопросы кроссворда по произведениям Бажова .

Итак, приступаем к работе

( Сетка кроссворда начерчена на переносной доске)

(Ключевое слово - Павел Бажов)

Учитель .

Ребята ,а теперь вопрос на внимательность .Скажите в каком жанре создавал произведения П.П.Бажов?

Ответы ребят.

Учитель .

Молодцы! Верно, а кто скажет, что такое сказ?

(после ответов ребят -слайд)

Учитель.

Ребята, вы верно заметили, что в сказе есть черты реальности и вымысел как в сказке.

Учитель.

Сейчас вам необходимо в своих группах записать в двух колонках вымышленных героев и реальных на основе прочитанных сказов ,можете воспользоваться книгами Бажова.

Назовите, сколько у вас вымышленных и реальных героев записано . Группа, которая назвала наибольшее число, называет героев поимённо. Ответы ребят.

Учитель.

Герои сказов заговорили, и оказалось, что язык их по-своему красив, выразителен и необычен. Назовите ,какие незнакомые слова и выражения в сказах Бажова вы встретили.

Ответы ребят.

Учитель.

Обратите внимание на слайд.

Перед вами листы с заданием .Вам необходимо подобрать слова - ключики. В помощь вам словарь В.И. Даля.

Работаем в группе ( 5 минут) .

Ответы ребят

Учитель.

Вчера мои слуги-ящерки принесли удивительное послание из далёкой заморской страны -Франции. Давайте почитаем его вместе.

Ребята, вам необходимо дома написать ответ своему сверстнику Жану и решить кроссворд своего товарища. Мои слуги-ящерки принесут ваши творения к Хозяйке Медной горы .

Хозяйка Медной горы.

Я рада была побывать у вас в гостях. Я убедилась, что вам нравятся сказы Бажова и вы хорошо их знаете. Обещаю не раз ещё к вам в гости хаживать.

(Уход Хозяйки)

Учитель.

Сказывали, будто Хозяйка Медной горы двоиться стала: сразу двух девиц в малахитовых платьях люди видали .Так что если ещё где увидите, хозяйку - то нашу ничего дурного не подумайте- настоящая она.

Ученик : ( на фоне слайда)

Ты пройдись по зелёной траве

Улыбнись облакам в вышине

Запах клевера сердцем вдохни

Нет прекрасней Уральской земли!

Мир природы родимой земли

Всей душою цени и люби

Будем слушать мы трель соловья

Это наша родная земля!

Учитель. Подведение итогов. Награждение.

Домашнее задание (написать ответ французскому сверстнику Жану о творчестве П.П.Бажова.)

Используемые источники.

1.Бажов П.П. Уральские сказы .- М.: Стрекоза,2008.

2.Бажовская энциклопедия./Редакторы и сост. В.В.Блажес,М.А. Литовская,-Екатеринбург,Сократ,2007.

3.Колесниченко С.В.Самоцветы.Удивительные минералы Южного Урала.- Челябинск,Аркаим,2010.

3. Литература.5 кл. Учеб.-хрестоматия для ОУ. В 2-х ч./ Авт.-сост.В.Я.Короввина. - М.: Просвещение,2008.

4.Саранцев А.С. Бажов П.П. Жизнь и творчество.- Челябинск,1957.

.

© 2010-2022