Информационно-художественный альманах Вдохновение. Выпуск 2

Юности свойственно испытывать сильные, яркие чувства и искать  формы их выражения. Может быть, поэтому в нашем колледже немало студентов, пишущих стихи. В течение нескольких лет они делились своими мыслями и переживаниями, постигали основы стихосложения в литературно-творческом объединении «Проба пера»,  предоставившем каждому студенту возможность высказать всё, что волнует, радует или печалит  сердце. Итогом стал первый выпуск информационно-художественного альманаха «Вдохновение».За два года ра...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Областное государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Ангарский педагогический колледж»


ЛИТЕРАТУРНО-ТВОРЧЕСКОЕ

ОБЪЕДИНЕНИЕ

Информационно-художественный альманах Вдохновение. Выпуск 2Информационно-художественный альманах Вдохновение. Выпуск 2


Информационно-художественный альманах


«Вдохновение»



Выпуск 2 (сентябрь - декабрь 2010 года)


Содержание


От редактора 3

Урок мастерства 4

Ангарск литературный 16

Интервью с пристрастием 21

Страна Поэзия 23

Путешествие в Прозландию 27

Дискуссионная страничка 29






Редактор, технический редактор Е.Б. Тулаева

Технический редактор Н.В. Кадочникова




























От редактора

Информационно-художественный альманах Вдохновение. Выпуск 2

Литературно-творческое объединение «Проба пера» продолжает свою работу в нашем колледже и приветствует своих читателей. Мы надеемся, что очередной выпуск альманаха «Вдохновение» не только расширит ваши представления о процессе творчества, но и принесёт вам радость новых художественных открытий.

В планах нашего издания по-прежнему остаётся информирование вас об основных законах словесного искусства, интересные и полезные задания для тренингов, публикация художественных произведений студентов и преподавателей колледжа, обсуждение дискуссионных вопросов уже в традиционных рубриках: «Урок мастерства», «Страна Поэзия», «Дискуссионная страничка». Вместе с тем вводятся и новые рубрики: «Ангарск литературный», «Интервью с пристрастием», «Путешествие в Прозландию».

Материалы рубрики «Ангарск литературный» познакомят с творчеством ангарских поэтов и писателей, станут своеобразным мастер-классом для тех, кто делает первые шаги в постижении азов словесного искусства. Рубрика «Интервью с пристрастием» будет предлагать результаты интервьюирования студентов и преподавателей колледжа по актуальным вопросам литературного творчества. Страницы «Путешествия в Прозландию» представят прозаические опыты наших студентов.

Мы надеемся, что публикуемые материалы вызовут интерес у читателей альманаха.

Тулаева Елена Борисовна,

руководитель ЛТО «Проба пера»





Информационно-художественный альманах Вдохновение. Выпуск 2

Информационно-художественный альманах Вдохновение. Выпуск 2

Как научиться писать рассказы разных жанров? Особенно меня интересует жанр фэнтези.

Чтобы писать рассказы в жанре фэнтези, необходимо уяснить для себя особенности этого жанра, познакомиться с произведениями фэнтези.

Литература фэнтези ведёт свою историю от мифов Древней Греции и средневековых эпосов. Сильное влияние на её становление и развитие оказали средневековые романы. Полностью этот жанр сформировался в середине XX века.

Первые произведения современного фэнтези начали появляться в начале XX века. В их числе - «Дочь короля эльфов» Эдварда Дансени, «Конан» Роберта Э. Говарда, «Хроники Нарнии» К.С. Льюиса. Широкую популярность жанру принесла публикация «Властелина колец» Дж.Р.Р. Толкина, оказавшая огромное влияние на жанр. В наши дни фэнтези - это также жанр в кинематографе, живописи, компьютерных и настольных играх.

Дать определение жанру фэнтези очень сложно, поскольку он близок и к научной фантастике, и к мистике, и к историко-приключенческому жанру. Действие в произведениях фэнтези происходит в вымышленном мире, напоминающем реальное Средневековье (чаще всего его местоположение относительно нашей реальности никак не оговаривается: то ли это параллельный мир, то ли другая планета). В таком мире может быть реальным существование богов, колдовства, мифических образов, привидений и любых других фантастических существ, которые являются нормой описываемого мира, а действующие лица могут иметь как неземную, так и земную природу происхождения.

В отличие от научной фантастики, фэнтези не стремится объяснить мир, в котором происходит действие произведения, с точки зрения науки. Считается, что написать по-настоящему качественный научно-фантастический роман трудно не только потому, что для этого требуется литературный талант, но и потому, что необходимо иметь и чисто научные знания. Поэтому авторов, пишущих в жанре фэнтези, часто обвиняют в том, что они своими произведениями маскируют обычную леность, нежелание познать подлинные законы природы.

В отличие от мистики, фэнтези создаёт не потустороннюю, не таинственную, а другую реальность, непохожую на нашу. Задача и смысл появления этого жанра самые простые по сравнению с другими литературными жанрами: он призван не ответить на волнующие читателей философские вопросы, не передать смысл высоких чувств, не найти решение проблем прошлого, а заставить читателя поверить в реальность происходящих в книге событий, хотя они могут прямо противоречить сформировавшимся понятиям человечества об устройстве мироздания.

Значительная часть вымышленных миров и сюжетов в фэнтези построена на архетипах - стереотипных, сформированных предшествующей культурой образах и ходах. Зачастую именно использование стереотипов критики фэнтези ставят его авторам в вину. В большинстве вымышленных вселенных в том или ином виде фигурирует определённый набор мифических существ, условно называемых «расами». Большинство из них заимствованы из мифологии, некоторые были выдуманы писателями (например, Толкином).

«Стандартным набором» считаются:

Эльфы - гуманоидная древняя раса, похожая на людей; как правило, утончённые, ловкие, с острыми ушами, склонные к магии, защите природы, искусствам, долгожители.

Гномы - бородатые подземные карлики крепкого телосложения, умелые кузнецы и инженеры.

Орки или гоблины - обезьяноподобные воинственные варвары с зелёной или тёмной кожей. Орки придуманы Дж.Р.Р. Толкином и являются расой, выведенной из эльфов путём искажения.

Халфлинги (под различными названиями) - производные от хоббитов Толкина. Маленькие ловкие существа ростом до пояса человеку.

Тролли или огры - горные великаны, часто людоеды с низким интеллектом.

Некоторые писатели используют похожие на другие фэнтезийные расы существа под другими именами и с некоторыми отличиями. Например, тролоки Р. Джордана многими особенностями напоминают орков Р. Толкина. В славянской фэнтези действуют драконы, русалки и др.

В значительной части фэнтези-произведений основой сюжета является противостояние сил Добра и Зла, описываемых как стороны Света и Тьмы. Силы Тьмы при этом зачастую изображаются в соответствующей атрибутике, намекающей на их «тёмность»: чёрные плащи, черепа, маски, оккультная символика. Архетип сил света менее стоек, и, как правило, отсылает к стилистике христианской церкви. Даже в произведениях, где «тёмные силы» не отождествляются с отрицательными персонажами (например, в книгах Ника Перумова), этот стереотип сохраняется.

Основой сюжета многих произведений является квест в поисках некоего волшебного предмета, места, человека или знания. Этот архетип происходит из сюжетов античной и средневековой литературы - таких, как поход аргонавтов за Золотым Руном, поход Галахада за Святым Граалем и т.п. В первых же наиболее известных произведениях фэнтези - «Часе Дракона» Говарда и «Властелине Колец» Толкина - этот мотив ярко выражен. В дальнейшем значительная часть книг фэнтези имеет сюжет в виде описания путешествия героев к какой-либо цели, с преодолением трудностей и сменами маршрута.

Фэнтези имеет свои разновидности.

Героическое фэнтези описывает приключения отдельных героев, физически сильных и опытных воинов, решающих свои задачи при помощи силы и ловкости. Эти герои, как правило, не изображаются носителями добра и благородства - среди них могут быть пираты, воры, наёмники и просто бродяги. Проблемы героя обычно касаются лично героя и его друзей, либо отдельной местности, поэтому в героическом фэнтези распространена форма повести и короткого рассказа.

Если не считать мифов о Геракле и книг о Тарзане, то первым представителем этого поджанра является сага Роберта Говарда о Конане из Киммерии. Успех этой серии породил множество подражаний и прямых продолжений. Более самобытное развитие жанр получил в произведениях Майкла Муркока о Вечном Воителе.

В России жанр прижился на почве славянской культуры, породив особую разновидность - «славянское фэнтези» (Мария Семёнова, Юрий Никитин, Ольга Григорьева).

Эпическое фэнтези выдержано в масштабном духе. В произведениях, написанных в стиле эпического фэнтези, обычно описывается продолжительная борьба героев с врагом, стоящим на стороне зла и обладающим сверхъестественными силами. События таких произведений затрагивают весь описываемый фантастический мир, где происходят масштабные войны, а в задачу героев входит спасение мира или, как минимум, значительной его части. Для поджанра характерны многотомные эпопеи с описаниями битв и походов. Центральной нитью сюжета обычно является квест (миссия) главного героя и его друзей. Поскольку герои занимают в конфликте определённую сторону условного добра, борющегося со злом, часто герои чётко делятся на положительных и отрицательных. Первым произведением и классикой эпического фэнтези считается «Властелин Колец» Толкина. В более поздний период жанр эпического фэнтези значительно отошёл от борьбы добра и зла, породив близкую к историческому роману жёсткую и натуралистичную разновидность, иногда выделяемую в отдельный поджанр - «постмодернистское фэнтези» (Джордж Реймонд Ричард Мартин, Анджей Сапковский).

Тёмное фэнтези (или «мрачное» фэнтези) - поджанр, находящийся на стыке между готикой и фэнтези. Главное отличие от готики в том, что действие происходит в фантастическом мире, напоминающем Средневековье. Зло уже находится у власти, и его проявления воспринимаются обывателями как должное. Некромант гадает по внутренностям выпотрошенного младенца, колдунья принимает ванну из крови юных девственниц - и это ни у кого не вызывает ужаса: все маги и колдуньи так поступают. Классический пример литературного произведения в жанре тёмного фэнтези - цикл «Чёрный отряд» американского писателя Глена Кука.

Игровое фэнтези вдохновлено ролевыми играми, и действие его происходит во вселенной, созданной редакторами для настольных и компьютерных игр, иногда является новелизацией их сюжета. Произведения «игрового» фэнтези могут иметь любые признаки других поджанров, но главной особенностью поджанра является концентрация внимания на квесте группы героев, стилизованной под партию из ролевых игр. В таких произведениях действуют законы и правила, прописанные для сеттинга - например, в части применения волшебниками заклинаний. Среди самых заметных произведений этого рода - цикл Dragonlance Маргарет Уэйс и Трейси Хикмена, игровые вселенные Warhammer и Magic.

Историческое фэнтези тесно связан с альтернативной историей. Действие обычно происходит в прошлом, на фоне известных исторических мест, событий или эпох, но с добавлением таких элементов фэнтези, как магия или мифологические существа. Серия Гарри Тертлдава о Погибшем Легионе и книги Мэри Стюарт по мотивам Артурианского эпоса считаются наиболее известными образцами жанра.

Юмористическое фэнтези и пародии высмеивают штампы фэнтези. Также распространены пародии на произведения классиков жанра. Названия пародий узнаваемы, это переделанные названия основных произведений. Русскоязычные авторы зачастую берут себе при этом иностранный псевдоним. Яркий пример - «Звирьмариллион» С.О. Рокдевятого. Юмористичность происходящего, например у Терри Пратчетта, не мешает зачастую философским мыслям.

Если вы внимательно прочитали материал «Урока», то поняли: жанр фэнтези - синтетический жанр, поэтому путь к его освоению довольно трудный и долгий. Предлагаю начать с научно-фантастического или мистического рассказа, придумать который вам помогут опорные схемы.

Информационно-художественный альманах Вдохновение. Выпуск 2


Рис. 1. Опорная схема для сочинения научно-фантастического рассказа о путешествии на необитаемый остров

Информационно-художественный альманах Вдохновение. Выпуск 2

Рис. 2. Опорная схема для сочинения рассказа о путешествии в фантастический мир




Информационно-художественный альманах Вдохновение. Выпуск 2

Рис. 3. Опорная схема для сочинения мистического рассказа

Информационно-художественный альманах Вдохновение. Выпуск 2

Желаю творческих успехов!

В прошлом номере альманаха мы рассказывали о том, что такое рифма. Вопросы по основам стихосложения продолжают поступать. И сегодня мы расскажем о строфе и её разновидностях.

Существуют различные толкования понятия «строфа». Наиболее полным, на наш взгляд, является следующее определение: строфа - сочетание стихов, представляющее собой смысловое, синтаксическое и ритмико-интонационное целое и имеющее определенную систему рифмовки.

Виды строф

Одностишия часты в малых жанрах: эпиграммах, эпитафиях, посвящениях, мадригалах, альбомных записях.

О, закрой свои бледные ноги! (В. Брюсов)

Мне в одностишиях всего важнее рифма. (Леонид Буланов)

О, не пиши так много одностиший!

Бессмертье радует лишь первые сто лет…

Томатный сок - кровь павших помидоров.

О, как не вовремя порой приходит время! (Ольга Арефьева)

В подвале гордо реял буревестник. (Никита Богословский)

Как измельчал, однако, взяткодатель… (Михаил Бару)

Не денег жаль, а то, что нет их! (Дмитрий Урбанович)

Из числа строф, воспринятых русским стихосложением, в первую очередь следует отметить так называемый александрийский стих - заимствованное у французов двустишие, которое в русской поэзии XVIII в. стало обязательной формой классической трагедии и героической поэмы. Другие типы двустиший употреблялись чаще всего в жанре романса, а также в эпиграммах, надписях и т.п. Двустишие связывается чаще всего смежной рифмой:

Дано мне тело - что мне делать с ним,
Таким единым и таким моим?

За радость тихую дышать и жить
Кого, скажите, мне благодарить?
О. Мандельштам

Трёхстишие (терцет) относится к ассиметричным строфическим построениям. Самая простая форма:

Осенью из гнезда

Уводит на юг звезда

Певчих птиц поезда.

И. Бродский

Трёхстишия простейшего вида (с одной рифмой, проходящей через все три стиха) в русском стихосложении встречаются редко. Намного более популярной оказалась терцина, что обусловлено многочисленными переводами из «Божественной комедии» Данте. В терцинах первый стих рифмуется с третьим, а второй - с нечётными следующего:

Земную жизнь дойдя до половины,

Я очутился в сумрачном лесу,

Утратив правый путь во тьме долины.

Каков он был, о, как произнесу,

Тот дивный лес, дремучий и грозящий,

Чей давний ужас в памяти несу!

Данте

Четверостишие в русском стихосложении - самая распространенная из всех строф. В текстах большинства русских поэтов такая строфа численно едва ли не преобладает над всеми другими.

Вдоль деревни, от избы и до избы,

Зашагали торопливые столбы;

Загудели, заиграли провода, -

Мы такого не видали никогда.

М. Исаковский

Пятистишие (квинтет) как самостоятельная строфа в русском стихосложении встречается редко:

Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз;
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ
.
М.Ю. Лермонтов

К пятистишиям относятся лимерики:

Жил-был старичок у причала,
Которого жизнь удручала.
Ему дали салату
И сыграли сонату,
И немного ему полегчало.
Э. Лир

Шестистишие имеет несколько популярных схем, представляющих различные комбинации трех рифм. Среди них - простейший вид шестистишия с парной рифмовкой («Три пальмы» Лермонтова):

В песчаных степях аравийской земли

Три гордые пальмы высоко росли.

Родник между ними из почвы бесплодной,

Журча, пробивался волною холодной,

Хранимый, под сенью зелёных листов,

От знойных лучей и летучих песков.

Семистишие, так же как и большинство других строф, состоящих из нечётного числа стихов, в русском стихосложении употребляется редко. Образцом является стихотворение Лермонтова «Бородино»:

- Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спалённая пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, ещё какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

Среди строф «больших объёмов» особенным разнообразием и популярностью пользуются восьмистишия. Восьмистишие в русском стихосложении встречается часто. Обыкновенно оно представляет собой ту или иную комбинацию двух четверостиший. Среди них выделяют октаву, сицилиану, триолет.

Октава:

Четырехстопный ямб мне надоел:

Им пишет всякий. Мальчикам в забаву

Пора б его оставить. Я хотел

Давным-давно приняться за октаву.

А в самом деле: я бы совладел

С тройным созвучием. Пущусь на славу!

Ведь рифмы запросто со мной живут;

Две придут сами, третью приведут.

А. Пушкин

Сицилиана:

Хорошо в лугу широким кругом

В хороводе пламенном пройти,

Пить вино, смеяться с милым другом

И венки узорные плести,

Раздарить цветы чужим подругам,

Страстью, грустью, счастьем изойти,-

Но достойней за тяжёлым плугом

В свежих росах поутру идти!

А. Блок

Триолет:

Ты промелькнула, как виденье,

О, юность, быстрая моя,

Одно сплошное заблужденье!

Ты промелькнула, как виденье,
И мне осталось сожаленье,
И поздней мудрости змея.
Ты промелькнула, как виденье,-
О, юность быстрая моя!
К. Бальмонт

Одной из вариаций девятистишия является так называемая «спенсерова строфа», введённая английским поэтом Спенсером. Она состоит из восьми стихов пятистопного и одного шестистопного ямба с тремя рифмами. Значительного распространения, так же как и другие формы девятистиший, спенсерова строфа не имела.

Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Черноглазую девицу,
Черногривого коня.
Дайте раз по синю полю
Проскакать на том коне;
Дайте раз на жизнь и волю,
Как на чуждую мне долю,
Посмотреть поближе мне…

М. Лермонтов

Из числа строф, состоящих из десяти стихов, заслуживает упоминания популярное в XVIII в. десятистишие классической оды. Оно писалось четырёхстопным ямбом с рифмовкой по схеме (примеры встречаются в одах Ломоносова).

О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовёт от стран чужих,
О ваши дни благословенны!
Дерзайте, ныне ободрены,
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать
М.В. Ломоносов

Одическая строфа - десятистишие с рифмовкой АBАB CC DEED. Одической строфой пишутся торжественные оды.

Подай, Фелица! Наставленье:
Как пышно и правдиво жить,
Как укрощать страстей волненье
И счастливым на свете быть?
Меня твой голос возбуждает,
Меня твой сын препровождает;
Но им последовать я слаб.
Мятясь житейской суетою,
Сегодня властвую собою,
А завтра прихотям я раб.

Г. Державин

Строфы, превышающие десять стихов, в русском стихосложении встречаются редко. Особое значение в русской поэзии получила строфа из 14 стихов, применённая Пушкиным в стихотворном романе «Евгений Онегин» и получившая название «онегинской строфы» (первоначально была создана Пушкиным в наброске поэмы «Таврида»).

Онегинская строфа - гениальное изобретение Пушкина, которое было предназначено для уникального жанрового образования - романа в стихах. Это три вида рифмовки в заданном порядке: перекрёстная, смежная, кольцевая, смежная и заключительное двустишие с парной рифмовкой:

Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Его пример другим наука;
Но, боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же чёрт возьмёт тебя!

Непосредственным продолжателем пушкинской идеи выступил Лермонтов, написавший онегинской строфой поэму «Тамбовская казначейша», начинающуюся непосредственным объяснением по этому поводу:

Пускай слыву я старовером,
Мне всё равно - я даже рад:
Пишу Онегина размером;
Пою, друзья, на старый лад.
Прошу послушать эту сказку!
Её нежданную развязку
Одобрите, быть может, вы
Склоненьем лёгким головы.
Обычай древний наблюдая,
Мы благодетельным вином
Стихи негладкие запьём,
И пробегут они, хромая,
За мирною своей семьёй
К реке забвенья на покой.

В дальнейшем к онегинской строфе обращались такие авторы, как Вячеслав Иванов, Максимилиан Волошин.

Сонет - твёрдая жанрово-строфическая форма, предусматривающая 14 стихов. Образцом цепных строф является венок сонетов - цикл из 15 четырнадцатистиший, сплетённых между собой таким образом, чтобы последняя строка каждого предыдущего повторялась в первой строке каждого последующего до тех пор, пока заключительная строка не встретится с начальной строкой. Популярен в поэзии Возрождения, барокко, романтизма. Цикл из 15 связанных сонетов называется «венком сонетов».

Итальянский сонет строится по схеме «4+4+3+3».

Когда, как солнца луч, внезапно озаряет
Любовь её лица спокойные черты,
Вся красота других, бледнея, исчезает
В сиянье радостном небесной красоты.

Смиряясь, моя душа тогда благословляет
И первый день скорбей, и первые мечты,
И каждый час любви, что тихо подымает
Мой дух, мою любовь до светлой высоты.

Свет мысли неземной лишь от нее исходит,
Она того, кто вдаль последует за ней ,
Ко благу высшему на небеса возводит,

По правому пути, где нет людских страстий
И, полон смелостью, любовью вдохновленный,
Стремлюсь и я за ней в надежде дерзновенной!

Ф. Петрарка

Английский сонет строится по схеме - «4+4+4+2».

Сравню ли я тебя с весенним днём?
Спокойней ты, нежнее и милее.
Но ветром майский цвет на смерть влеком
И лето наше мига не длиннее.
Небесный глаз то блещет без стыда,
То скромно укрывается за тучей;
Прекрасное уходит навсегда,
Как рассудил ему природы случай.

Но твой не завершится ясный день,
Ему не страшны никакие сроки;
Ты в смертную не удалишься тень,
В бессмертные мои отлитый строки.

Пока дышать и видеть нам дано,
Живёт мой стих - и ты с ним заодно
.
В. Шекспир

Рондо - стихотворение в 15 строк с рифмовкой AABBA, ABBС, AABBAС (C - нерифмующийся рефрен, повторяющий первые слова 1-й строки). Популярно в поэзии барокко и рококо.

В начале лета, юностью одета,
Земля не ждёт весеннего привета,
Но бережёт погожих, тёплых дней,
Но расточительная, всё пышней
Она цветёт, лобзанием согрета.

И ей не страшно, что далёко где-то
Конец таится радостных лучей,
И что недаром плакал соловей
В начале лета.

Не так осенней нежности примета:
Как набожный скупец, улыбки света
Она сбирает жадно, перед ней
Не долог путь до комнатных огней,
И не найти вернейшего обета
В начале лета.

М.А. Кузмин

АСТРОФИЗМ - стихотворение, в котором нет симметричного деления на строфы, что расширяет интонационно синтаксическое звучание стихотворения и даёт поэту больше композиционной свободы. Астрофизм применяется в баснях, детских стихах, повествовательных поэтических произведениях.

Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и паучок,
И медведица!

Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!

Информационно-художественный альманах Вдохновение. Выпуск 2К. Чуковский

Сочиняйте свои стихотворения с разными видами строф и рифм и публикуйте в нашем альманахе!

Информационно-художественный альманах Вдохновение. Выпуск 2

Информационно-художественный альманах Вдохновение. Выпуск 2Информационно-художественный альманах Вдохновение. Выпуск 2В этом выпуске альманаха хочу представить вам творчество ангарской поэтессы Надежды Николаевны Кудашкиной. Моё знакомство с этим удивительно тёплым, умным, интеллигентным, талантливым человеком произошло именно в нашем колледже на тематическом вечере «Что есть поэзия…». В память об этой встрече остался сборник стихов «Предзимье» с авторскими пожеланиями студентам-филологам, поразившим Надежду Николаевну своим внимательным, заинтересованным отношением к поэтическому слову.

Поэтесса родилась в 1934 году в городе Сталинске (ныне - Новокузнецк) Кемеровской области. Окончила педучилище и пединститут. Стихи писала с детства. В 1997 году стала членом Союза писателей Российской Федерации. Занятия литературой совмещала с работой в школе.

Стихи Надежда Николаевны вы можете найти в авторских и коллективных сборниках: «Предзимье», «Я - мишень», «Отчаянный подснежник», «Одинские звёзды», «Роман - журнал 21 век», «Антология Иркутской поэзии», «Подсказала строку Ангара», «Ангарск литературный. Антология», «Горсть серебра» и др.


Большую часть своей неуёмной энергии Надежда Николаевна отдала организованному ею городскому литературному объединению «Юланга» - Юные Литераторы Ангарска. Ребята приносят в «Юлангу» свои первые стихотворные опыты, обсуждают их, представляют на поэтических конкурсах с участием профессиональных литераторов. Своим учителем называет Надежду Николаевну и преподаватель нашего колледжа Елена Геннадьевна Остапенко. Она вспоминает:

«Осенью 1992 года я, девятиклассница, шла в «квартальский» Дом старшеклассников учиться писать стихи по-настоящему. Я очень волновалась. Какое впечатление произведу? Не покажутся ли мои стихи слишком простыми, слишком детскими? Не сочтут ли их неглубокими и неумелыми? «Проигрывала» про себя варианты: как представиться, что рассказать о себе, какие стихи прочитать. Это казалось мне очень важным, ведь занятия должна была вести настоящая писательница Надежда Кудашкина.

Когда наша встреча произошла, передо мной предстала женщина, на первый взгляд, до такой степени обычная, что я даже растерялась. Забыла все заготовленные эффектные и остроумные фразы, достала свой блокнот и протянула ей: «Вот…Я принесла…» И встретилась с ней глазами. Взгляд её контрастировал с обликом. Он был уникальным, полным мудрости, понимания и добра. И я поняла, что этому человеку ничего не нужно доказывать, он поймет в любом случае. Так я встретила большого Учителя, из тех, кого японцы называют «учителями жизни».

Бывают поэты-крикуны и гуляки, ершистые буяны, чьи ломаные строчки наполнены протестом против всего и вся. Бывают поэты-философы, чья точеная мысль пронзает тайны бытия. Бывают поэты-вестники любви, чьи слова, как соловьиные трели, будят весну и сердечное томление. А бывают поэты - учителя, задача которых - помочь рождению мысли, помочь рождению чувства, помочь взглянуть на мир так, как он этого заслуживает - с восхищением и благоговением.

На мой взгляд, Надежда Николаевна Кудашкина как раз из таких. Объяснить, что такое время, добро и зло, любовь и патриотизм. Объяснить просто, но не упрощая, учить, не поучая, открывать истину вместе с читателем-учеником - в этом её неповторимость и своеобразие. И в том, что Надежда Николаевна имеет право учить, как поступать, «если чёрные дни в подворотне стоят», объяснять, что мы только гости на земле, показывать красоту радуги и отчаянную смелость подснежника, читатель не сомневается. Всё передуманное и перечувствованное отражается в её поэтических строчках багажом неслучайной мудрости и необычайной душевной силы.

Образы, отражённые в стихах большого поэта и учителя Надежды Кудашкиной, во многом напоминают её саму. Сумасбродная сирень, которая «цветы, тяжелые от рос, влюблённым дарит и поэтам», самоотверженная волна, которая «торопится разбиться, на берег выплеснуть любовь» - это о ней, её внимании к людям, её непреходящей душевной щедрости. Точно так же, как, ориентируясь на звук камертона, настраивают музыкальные инструменты, многочисленные ученики и почитатели Надежды Кудашкиной «настраивают» своё отношение к миру, ориентируясь на её стихи».

Мне очень нравятся стихи Надежды Николаевны. Надеюсь, они понравятся и вам. Приносите в редакцию отзывы о них или оставьте на сайте колледжа свои комментарии.

Информационно-художественный альманах Вдохновение. Выпуск 2Всё в сером цвете видится пока,
Всё - незаметно, скромно и неброско:
На небе хмурят брови облака,
И дремлет придорожная березка.
Но незаметно алый тёплый цвет
Окрашивает небо на востоке -
На смену тьме крадётся белый свет,
Засвечивая все ночные склоки.
В засеве смога дышат города.
Прижатая в границе горизонта,
Растаяла последняя звезда,
А я с тревогой ожидаю солнце.
Оно восходит, изгоняя тень,
Уверенно и так привычно светит…

Так на моих глазах родился день.
И где-то вместе с ним родились дети

А Время мелет...

А Время мелет, мелет, мелет,
Стирая судьбы в порошок,
И годы, как холстины стелет:
Кому - с аршин, кому- с вершок.
Оно нас проверяет властно
И на износ и на излом,
Оно и судит беспристрастно:
В его руках добро и зло.
То адом наградит, то раем.
Оно - магический кристалл -
Одних кумиров низвергает,
Других - ведет на пьедестал.
Мы хорохоримся, бунтуем,
Стремимся из его тюрьмы,
Забыв про истину простую -
Оно решает, а не мы!

Услужливая память, не спеши,
В твоих стараньях слишком мало толку,
Былое-прошлое не вороши
И в стоге сена не ищи иголку.
Среди нагромождения грехов,
Намерений благих и несвершений
Отыщешь вряд ли ты моих врагов,
Виновных в совершённых прегрешеньях.
Ты лучше отыщи друзей моих,
Которые исчезли с небосвода,
И разузнай, прошу тебя, у них
Причину столь внезапного ухода.
И нет ли в том, узнай, моей вины.
А если есть, то ждать ли мне прощенья?
Ты передай, что дни без них черны.
Я умоляю их о возвращении.

Думала, прошло и отболело,
Что в костре - лишь серая зола,
И следы твои позёмкой белой
Вьюга-злыдня прочно замела.
Не ждала, что встретиться придётся,
Что при встрече, как в былые дни,
Сердце вдруг беспомощно забьётся
Пойманным зайчишкою в груди.
Нам бы друг на друга наглядеться,
Нам бы век вот так - глаза в глаза,
Нам допеть бы начатую песню,
Все, что не досказано, сказать.
Но, огонь не выпустив наружу,
Окна не решились мы открыть:
Пусть дотла сгорим, но знаем: нужно
Всех, живущих рядом, не спалить.

Бессонница, звон-перезвонница...
Созвездия к западу клонятся,
Земля еле-еле вращается,
И долгая ночь не кончается.
И что-то случилось со временем -
Столетьями стали мгновения.
Глаза звёздной пылью засыпало,
Никак не закрою, хоть выколи.
Подумалось мне, что, наверное,
Земля заболталась с Венерою,
Гуляя космической улицей,
Марсом отважным любуется...
Я все передумала заново -
Себя-то зачем мне обманывать?
Ведь знаю: у ночи-бездонницы
Земная причина бессонницы.

Люблю смотреть, как в панике предливневой

Трепещут и волнуются леса,

Как чертит дождь тетрадь в косую линию,

А молнии в ней учатся писать.

Люблю тепло последнее, осеннее,

В метелях заблудившийся февраль,

Люблю садов весеннее кипение

И ласкового лета пастораль.

Мне пишет март автографы сосульками,

АИнформационно-художественный альманах Вдохновение. Выпуск 2 точки расставляет в них капель.

Свистит, поёт, и плещется, и булькает

На льдинах уплывающий апрель.

Сердитый гром аукнет перекатами,

Замрёт вдали, а дождь замоет след,

И только сосны лапами мохнатыми

Шальному ветру долго машут вслед.

А ночью выпал снег забвенья:
Луга забыли про цветы,
Забыли реки про теченье,
Тропинка про твои следы.
Звезда звезде светить забыла,
Впотьмах летит судьба к судьбе.
Любовь забыла, как любила...

А я все помню о тебе.

Материал подготовила Тулаева Е.Б.

Информационно-художественный альманах Вдохновение. Выпуск 2

Информационно-художественный альманах Вдохновение. Выпуск 2

Интервью с Остапенко Еленой Геннадьевной, членом Ангарского литературного объединения, преподавателем истории и философии, провела Алла Каменских, студентка 221 группы.

А.К.: Елена Геннадьевна, мы уже знаем, что стихи вы начали писать в детстве. А вы помните ваше первое стихотворение?

Е.Г.: Конечно, помню. Я училась в 3 классе, шла в музыкальную школу и сочинила стишок. Могу прочитать его начало:

Осень. Дождь. На небе тучки

Разбегаются по штучке

За большим-большим котом.

И пушистеньким притом…

А.К.: Теперь вы уже зрелый поэт, мастер, и, наверное, вам не раз задавали вопрос о том, трудно ли писать стихи. Вы мучаетесь над ними, обдумываете?

Е.Г.: Стихи приходят сами по себе, никогда над ними не думаю. Пишу чаще всего, когда мне грустно.

А.К.: Вы преподаватель истории и философии. Ваша работа помогает или, наоборот, мешает вам писать стихи? И что даёт вам участие в литературном объединении писателей Ангарска?

Е.Г.: В литобъединении прежде всего меня привлекает общение с профессионалами и интересными людьми. Работа на рождение стихотворений не влияет, вдохновения не даёт, а вот профессия - историк - создаёт определённый настрой восприятия мира, людей, общества и во многом определяет тематику стихотворений. Вот одно из них, называется «Старая крепость (про Рим и не только)».

...Разлитый по небу кровавый закат
Как гнев императора страшен...
Сурово и грозно на землю глядят
глаза покосившихся башен.

Забытая крепость - последний оплот
империи, грозной когда-то...
За поступь когорт, крыльев гордый разлёт,
теперь ждёт забвеньем расплата.

И дремлет в тиши поседевший легат,
не знавший с врагом соглашений,
ведь в крепости с ним в карауле стоят
лишь тени прошедших свершений...

Но крепость забытая верность хранит,
и чтит императора славу,
и в землю врастая корнями стоит...
Для места пустого заставой...

Ведь город, что звался столицей миров,
империи главный изменник.
Он праздности выбрал окружья оков,
и роскоши рабский ошейник.

Сметён он стихией, и будет забыт;
лишь ветошью ветер играет...
А крепости старой усталый гранит
у края земли умирает...

А.К.: Мне очень понравилось! Скажите, а ваши родные понимают, принимают ваше творчество?

Е.Г.: Им тоже нравится, порой просят написать поздравления в стихах, ни один праздник не обходится без моих стихотворных тостов.

А.К.: А можете прямо сейчас поздравить наших читателей с Новым годом?

Е.Г.:

Шампанским брызнул день предновогодний этот,

На улице метель танцует тихий вальс…

Год Новый настаёт, и с ёлочным букетом

Я с праздником спешу, спешу поздравить вас!

А.К.: Спасибо! И вас с наступающим праздником! Пусть Новый год будет для вас счастливым и щедрым! Но у меня есть ещё один вопрос: на страницах нашего альманаха развернулась дискуссия о том, нужно ли молодым людям выражать свои мысли, чувства в стихах, если они не умеют хорошо это делать. Каково ваше мнение на этот счёт?

Е.Г.: Почему нет? Молодость - это порывы, чувства такие, каких потом, повзрослев, не испытываешь. И это помогает личностному росту.

А.К.: Благодарю вас, Елена Геннадьевна, за то, что нашли время для интервью. В заключение хочется узнать: где можно познакомиться с вашим творчеством?

Е.Г.: Можно найти альманах «Ангара», изданный Иркутским отделением Союза писателей России, сборник «Грани», а также сборник «Ангарск литературный», вышедший к 60-летию Ангарска.

Информационно-художественный альманах Вдохновение. Выпуск 2Информационно-художественный альманах Вдохновение. Выпуск 2

Предлагаем вашему вниманию стихотворения студентов и преподавателей нашего колледжа



Александра Биль, студентка 141 группы

В нашем альманахе мы уже представляли стихотворное творчество Александры. Она остаётся верной основной теме своих произведений. Бóльшая их часть - по-прежнему о любви, но появились и новые темы, связанные с осмыслением своего места в мире, осознанием собственного «я». Стихи эти очень личные, порой даже интимные, в них раскрывается и тонкая, нежная, ранимая душа, и гордый, независимый, мятущийся характер.


Сказала забуду - значит забуду!

Сказала уйду - значит уйду!

Пускай душа рвётся на части!

Все равно не обрести с тобой счастья!


*****

В свои семнадцать лет узнала я не много,

пережила смерть родного человека,

потеряла любовь, была одинока.

Но я поняла: жизнь бежит вперёд,

Не замечая судеб людских круговорот …


*****

Страна

Ты знаешь, есть в мире страна,

Где все понимают друг друга,

Где у каждого есть свой дом и семья.

А вокруг прекрасное синее небо и

Пушистые облака,

И солнце жёлтое всё освещает…

Но лишь откроешь глаза -

Уйдёшь из этой страны навсегда.


*****




Взлететь - и раствориться,

Чтобы никто на свете

Не вспомнил про меня!

Хочу я облететь планету

Вокруг по всей орбите,

Увидеть всё, что есть.

Потом взлететь повыше

И быть поближе к звёздам

И возле них сгореть…

Хочу, чтоб землю озарил

Мой яркий-яркий свет,

Чтоб каждый улыбнулся

И загадал желание,

Увидев этот свет.

Вимание! Дебют!


Казаринова Галина, студентка 111 группы

Галина впервые представляет своё творчество на страницах альманаха. Но дебют её яркий и, несомненно, запоминающийся: стихотворение «Я горжусь, что я живу в Сибири…» было признано лучшим на конкурсе творческих работ «Моя малая родина», проводившегося среди учащихся школ Усольского района в 2006 году. Надеемся, что в следующем номере «Вдохновения» вы сможете прочитать и другие стихотворения этого автора.

Я горжусь, что я живу в Сибири,

Мне мила Усольская Земля.

Знаю, не найдёте лучше в мире,

Чем святая родина моя.

Люди здесь богаты не деньгами,

Души их и помыслы чисты.

Земляки прославились делами

Далеко, до самой до Москвы.

И богаче не найти Земли нам,

Потому что вместе мы едины.

Пусть гремит та слава на века:

Нет в делах сильней сибиряка.

Ты, Земля Усольская, родная,

Расцветай сильнее с каждым днём.

Обойдём страну от края и до края,

Лучше родины мы точно не найдём.

Остапенко Елена Геннадьевна, преподаватель

Брат мой, Одиночество

Кто-то тянется к звонку
И у двери топчется...
Что ж, сегодня вечерком
Будем мы вдвоём.
Брось стесняться, заходи,
Брат мой, Одиночество,
Посидим, попьём чайку,
Песенку споём.
Лето в подоле несёт
Спелое пророчество...
Тихо льётся мне в окно
Лунное рагу...
Что ж, братишка, запевай,
Петь до боли хочется!
Три аккорда подыграть
Я теперь смогу.
Песнь, корявая чуток
Душу поцарапает...
За окном несутся в ночь
Тучи автострел...
Обними меня, браток,
Пусть из глаз покапает,
Объяснить мне, видно, ты
Что-то не сумел.
Тушь, конечно, потечёт,
Ты вздохнёшь участливо,
И привычно я уткнусь
В крепкое плечо...
Ты шепнёшь мне, уходя:
"Будь, сестричка, счастлива."
Я же только попрошу:
"Приходи ещё..."


Тулаева Елена Борисовна, преподаватель


Я искала тебя повсюду,

Пленный рыцарь планеты Земля!

И, наверно, обязана чуду,

Что нашла наконец тебя.

И решила я стать снежинкой,

Чтобы воле чужой вопреки

Маленькой, хрупкой льдинкой -

Но коснуться твоей руки.

С достоинством королевы

Примеряла новый наряд.

На венчание юной девы

Был похож этот странный обряд.

В зеркалах отражение нежное,

Все тревоги уже позади…

Ну и что в том, что платье снежное

И из снега колье на груди?

Ну и пусть на ощупь холодная -

Ты почувствуешь сердца жар.

Я счастливая и свободная,

Мне любви дан огромный дар.

Во тьме непроглядной ночи,

В крыльях-стрелах сибирских вьюг

Я стремилась к тебе - очень,

Чтоб коснуться любимых рук.

Не задумалась белая странница

(У снежинки мудрости нет):

На ладонях твоих останется

От меня только влажный след.

Камнем легли на плечи

Руки твои любимые.

Тускло горели свечи,

Отражаясь в твоих глазах.

Чувства последней встречи,

Словами не объяснимые,

Застыли, изувеченные,

В свечных восковых слезах.

Я в прошлое закрыла двери.

Устав от боли, жизни суеты,

Не стану я оплакивать потери

И восстанавливать сожжённые мосты.

И никого ни в чём не упрекая,

Не буду я о прошлом говорить.

Я изменилась, я совсем другая,

Теперь я начинаю снова жить.

Информационно-художественный альманах Вдохновение. Выпуск 2


Новую страницу альманаха «Вдохновение» открывает своими новыми произведениями Александра Биль. Саша предлагает вниманию читателей несколько небольших произведений, близких по своим жанровым особенностям к новелле (рассказ с необыденным и строгим сюжетом, с ясной композицией) и объединённых общим названием «Рассуждения».



Информационно-художественный альманах Вдохновение. Выпуск 2Человек получает то, что заслуживает. И эта история о наказании за предательство…

Одна девушка представляла, как она смотрит на звёзды с любимым, которого пока ещё не встретила и видела только во сне.

Девушка подходила к окну каждую ночь: иногда тучи плыли по небу, и из-за них выглядывала луна; или небо было усыпано яркими, загадочными звёздами.

И вот наступил тот день, когда в кафе она увидела его. Он был такой необычный - высокий парень с тёмными волосами и зелёными глазами. Их взгляды встретились, он подошёл к девушке и оставил ей свой телефон. Вечером она ему позвонила. Они разговорились и поняли, что это не последний разговор.

Шло время, и девушка поверила: сбудется её мечта вместе рассматривать звёзды, вместе с ним - родным и близким человеком. Ей казалось, что они никогда не расстанутся, ведь ЛЮБОВЬ ВЗАИМНА!!!

И вот однажды они поднялись на крышу многоэтажки. Перед ними весь мир был как на ладони. Горели фонари на безлюдных улицах, а небо сплошь было усыпано звёздами. И рядом был ЛЮБИМЫЙ! Всё было прекрасно: ОН и ОНА вдвоём, они самые СЧАСТЛИВЫЕ! И так будет всегда! Всегда!!!

Но в один из вечеров парень не пришёл и не позвонил, и девушка решила поискать его на крыше: вдруг он там? Она увидела его с другой, они вместе смотрели на мир с высоты. Он обнимал другую девушку, а она прижалась к нему, и у другой девушки был такой же восторженный взгляд, как когда-то у неё! Внутри всё оборвалось, и мир РУХНУЛ!!! По щекам лились горькие слёзы. Он ПРЕДАЛ её!

Стало тяжело дышать, казалось, ещё чуть-чуть - и сердце разорвётся на части. Лучше умереть и не думать ни о чём, не страдать…

Она в оцепенении стояла на краю крыши и смотрела вниз, всё же не решаясь прыгнуть, а он вдруг обернулся и увидел её. Внутри у него всё задрожало, и он крикнул:

- Не смей! Жизнь дана для того, чтобы переживать невзгоды и разочарования и радоваться каждому дню!

Эти слова заставили её очнуться, а он осторожно подошёл к ней, схватил её за руку и притянул к себе - тот, которому она отдала весь жар своей любви. Она провела рукой по его лицу, всхлипнула… - и отвесила ему пощёчину.

- Почему? Что было не так? Чем она лучше меня? А как же любовь? Как? Объясни!

- Пойми… я потерял голову… прости… если сможешь…

Она развернулась и ушла. Внутри была невыносимая боль, по щекам текли слёзы…

Девушка медленно шла по улицам города. В тот же вечер она познакомилась с другим парнем, который пригласил её к себе домой, предложил выпить и остаться на ночь. Она не была против, ей было всё равно. Утром они расстались…

Время шло, но девушка долго не могла забыть улыбку, глаза, нежные руки, поцелуи того, кого полюбила всем сердцем. Его же мучили угрызения совести лишь полгода, а потом он перестал вспоминать о ней. И всё же они встретились однажды в парке; она была с мужем и ребёнком в коляске, а он с бутылкой пива и сигаретой. Теперь он просто прожигал жизнь, отвечая за то, что предал девушку, любившую его.

НАШИ ПОСТУПКИ - БУМЕРАНГ, ИМЕЙТЕ В ВИДУ!

Информационно-художественный альманах Вдохновение. Выпуск 2

Обычный вечер, привычный скандал из-за того, что мальчишка курит. Как объяснить десятилетнему парнишке, для которого авторитетнее друзья, чем мама с сестрой, что курить вредно для его организма? Мальчишке в таком возрасте хочется быть крутым, независимым. А отец давно «забил» на своего сына. Казалось, этим скандалам и бесполезным разговорам не будет конца.

Но однажды мальчик не пришел домой: он погиб нелепой смертью…

Все были в шоке. Отец опомнился и стал корить себя за то, что упустил сына… Мать держала боль внутри себя и не могла выплакаться… Сестре казалось: пройдёт немного времени - и брат войдёт в дверь…

Почему мы не ценим наших близких? Почему мы сначала создаём семью, а потом рушим её?

Информационно-художественный альманах Вдохновение. Выпуск 2

Нас больше не стало. Ты выбрал друзей, а я - свободу…

Первое время тебя так не хватало, что я набралась смелости и написала тебе письмо. Но твоя фраза «что тебе ещё от меня надо?» всё мне объяснила: мы расстались навсегда.

Когда я была маленькой, думала, что любовь есть то чувство, когда ты паришь, и если встретишь необычного человека, который тебя поймёт, то это навсегда. Но шло время, взгляды менялись, жизнь дарила то ли искушения, то ли барьеры, заставлявшие задуматься: что же делать дальше?

«Любовь прекрасна, её не надо путать с привязанностью и желанием любить», - когда-то эти слова говорил мне отец, но я их не услышала. После разлуки с тобой я начала курить, пить и вести себя развязно. Порой из-за любви мы теряем голову, от отчаяния совершаем необдуманные поступки. Но я сумела вырваться из порочного круга, я стала девушкой, которая знает себе цену, знает, как себя вести в этом жестоком мире.

Информационно-художественный альманах Вдохновение. Выпуск 2

В прошлом номере альманаха мы предложили для обсуждения высказывания Тимофея Бондаренко и получили первые отклики.


  • Авторы стихов склонны верить в исключительность своих чувств и переживаний. В мире ничто не ново. И множество людей в этом мире переживали то же самое и не менее остро и глубоко. А может, и в десять раз сильнее. И не писали стихи. Поэтому само по себе сообщение окружающим о подобных вещах не может никого поразить. Ну бывает, ну и что?

Зачем писать стихи? Зачем кому-то рассказывать о том, как ты любила, страдала, переживала? Зачем? Ведь это никого не удивит! Зачем писали великие классики? Разве они хотели кого-то удивить? Хотели кого-то поразить своими переживаниями? Разве я для этого пишу стихи?

Стихи - это отражение душевного состояния человека. Я пишу стихи, потому что хочу писать, потому что мне важно выразить свои чувства на бумаге. Да, я не одна переживала какие-то чувства, но я одна смогла написать об этом так, как не сможет никто другой.

Если люди не будут выражать свои чувства, переживания (кто в стихах, кто в картинах, в скульптурах), то никогда не будет шедевров искусства. Да и самого искусства не будет!

Анастасия Крылова, студентка 441 группы

Интересно, что и другое высказывание Т. Бондаренко приходит в противоречие с мнением Насти. Его автор утверждает: «Стихи - это то, что находится на бумаге, а никак не то, что находилось в голове и душе у того, кто их писал. И уж совсем не то, что он реально испытал и пережил. Нередки самооправдания: да, стихи неумелые, но зато какие чувства они выражают! Автор не замечает, что он невольно лжёт. Не "выражают", а "пытаются выразить"! В этом-то все дело!»

АИнформационно-художественный альманах Вдохновение. Выпуск 2 что думаете вы по этому поводу? Дискуссия продолжается, и вы можете стать её участниками в следующем выпуске альманаха «Вдохновение». Информационно-художественный альманах Вдохновение. Выпуск 2


© 2010-2022