Статья Интерактвные формы обучения на уроках русского языка и литературы как средство повышения мотивации учащихся в сельской школе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интерактивные формы обучения на уроках русского языка и литературы как средство повышения мотивации учащихся

в сельской школе

Т.А.Зверева

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

МОБУ «Руэмская средняя общеобразовательная школа»


В методической науке постоянно идут поиски более интенсивных методов обучения русскому языку и литературе. Появились новые тенденции, которые были признаны плодотворными и продуктивными. Одной из таких тенденций является усиление коммуникативной направленности учебного процесса, а также применение интерактивных форм обучения.

Развитие коммуникативной компетенции предусматривает развитие индивидуальности каждого школьника, межличностное познавательное общение всех субъектов. Именно это и вытекает из основной задачи интерактивного обучения: взаимодействие и воздействие друг на друга.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит её на более высокие формы сотрудничества. Урок с применением интерактивных форм обучения - это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру. Поэтому использование интерактивных форм обучения актуально в современной школе, когда учащихся становится всё труднее заинтересовать, увлечь, привлечь к деятельности.

Итак, интерактивное обучение (от англ. Interaction - взаимодействие, воздействие друг на друга) основано на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. Именно такой подход не «прессует» личность, а помогает ей развиться в творческом плане, повышает мотивацию.

Традиционный авторитарный стиль преподавания при интерактивных формах обучении меняется - учитель выступает в роли консультанта. А его задача - создать условия для самореализации личности, проявления инициативы учащихся, самостоятельного решения проблем, сбора новых данных. Среди форм организации учебной работы преобладает парная (статичные пары и пары сменного состава), групповая (статичные группы и мигрирующие группы), коллективное взаимодействие. Виды деятельности и формы работы на уроке по необходимости меняются, так как внимание детей удерживается до тех пор, пока существует интерес и мотивация. Заслуга интерактивных форм обучения, наверное, и в том, что данная практика преподавания сводит на нет следующие факторы риска: стрессовую педагогическую практику; несоответствие методик, форм и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.

Меняя формы и методы ведения урока, учитель делает ученика активным участником учебного процесса. Совместная работа учителя и ученика на уроке делает этот урок интерактивным.

Спектр нестандартных, интерактивных форм организации учебных занятий широк и разнообразен.

Уроки внеклассного чтения - важная часть учебной программы по литературе. Их цель - заинтересовать учащихся чтением, научить разбираться в мире литературы, помочь быть активным, думающим читателем.

Не секрет, что большинство детей не любят читать художественную литературу, не хотят готовиться к урокам внеклассного чтения. Самый прямой и эффективный путь - использование интерактивных форм обучения.

Групповая работа на уроках внеклассного чтения - это выход из сложившейся ситуации. Все выполняют задания в меру своих способностей, на уроках учатся у других, стремятся к совершенствованию.

Этапы подготовки к уроку внеклассного чтения.

1. Деление класса на группы (по 3-5 человек).

2. Группы для работы с текстом произведения:

- исследователи (рассказ о писателе, поэте; краткий пересказ произведения; план; определение темы; определение идеи);

- художники (иллюстрация к произведению; объяснение своего выбора; определение роли данного эпизода в произведении);

- всезнайки (составление кроссворда, лото; подготовка и проведение игры; составление тестов по произведению);

- актёры (выбор интересного эпизода; распределение ролей, обдумывание костюмов, оформление сцены; репетиция данного эпизода и выступление на уроке);

- критики (с 6 класса) (написание отзыва о произведении, рецензии на произведение; оформлении работы; выступление с ней на уроке; оценивание выступлений других групп).

3. Определение заданий для каждой группы учащихся, объяснение предстоящей работы.

Обязательное условие: ученики знают тему урока за 1-2 недели.

На таких уроках применяется нестандартное оценивание:

- каждой группе и учителю выдаётся набор отметок («2», «3», «4», «5»), класс знает критерии оценивания;

- после выступления одной группы остальные группы оценивают выступление (если есть время, можно прокомментировать отметку);

- высчитывается средний балл, отметка ставится всей группе (примечание: члены группы могут кому-то снизить отметку, если тот не готов к уроку).

Такое оценивание даёт возможность учиться анализировать свою работу, работу одноклассников, командой решать спорные вопросы, приходить к единому решению. Ученики проявляют ответственность и требовательность по отношению к себе и другим. Эти уроки проходят интересно, познавательно, несут большую воспитательную нагрузку.

Другая форма интерактивного обучения - дидактическая игра. Это методический приём, состоящий в сочетании учебной деятельности учащихся и условной игровой ситуации. Ученик формирует умения в процессе игры. Учебная деятельность при этом является основной.

Деловые игры я провожу на уроках литературы (Урок литературы в 8 классе по книге для чтения «Вокруг тебя мир»).

Интересна ролевая игра. В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появлении стихийных групповых игр. Поэтому ребятам нравится выступать в роли родителей, учителей, экспертов, свидетелей, обвинителей и т.д. Они с удовольствием входят в роль и готовят задания.

Старшеклассники с удовольствием вступают в спор: выпускники - родители - учителя: «Путь к успеху» (для учащихся 9-11 классов).

Ученикам нравится соревноваться, путешествовать, побеждать, добиваться успеха, доходить до финиша: итоговый урок русского языка в 5 классе: «В лабиринтах русского языка»; игра-конкурс «Олимпийские игры» (по мифам).

Таким образом, игровые формы обучения обладают огромными возможностями. Игра сама организует обучение. Но играть всерьёз непросто. Нередко обсуждение игры приносит больше пользы, чем сама игра, развивая творческие способности и мышление учащихся, кроме того, закладывая фундамент игровой культуры.

В настоящее время метод проекта всё чаще и чаще рассматривают как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения. Проект способствует активизации познавательной деятельности, служит развитию креативности и одновременно способствует формированию определённых личностных качеств. В случае разработки и защиты групповых проектов развивается умение работать в коллективе, ощущать себя членом команды, брать ответственность за выбор решения на себя, разделять ответственность с другими, анализировать результаты деятельности.

Метод проекта всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную («Познавая мир…»), групповую (опорные схемы по русскому языку, «Поэзия в жизни человека XXI века»)), которую они выполняют в отведённое для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев). Чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, а также возможностью его решения при привлечении знаний учащихся из разных областей изучаемых в школе наук.

Работа над созданием проекта позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного, идущего в ногу с современными технологиями, развивает умение истинно оценивать себя - научиться давать позитивную оценку и находить положительные стороны, научиться критиковать отрицательные моменты. Всё это развивает коммуникативность и умение сотрудничать, умение искать пути решения поставленной задачи, развивает исследовательские умения.

Каждому человеку хочется сделать своё открытие. А ребёнку - тем более. Без знаний, без опыта это невозможно. Учитель может помочь в овладении навыками исследования. В этом поможет учебно-исследовательская работа, как одна из интерактивных форм обучения.

Учебно-исследовательская деятельность - это самостоятельная работа учащихся под руководством учителя с определением её этапов, представлением списка использованной литературы.

В 5-8 классах предлагаются маленькие работы, которые должны быть посильны для учащихся, рассматривающие один аспект проблемы («Пушкинские сказки», 5 класс; «Поэмы А.С.Пушкина», 7 класс; «Фотография, на которой меня нет», 8 класс).

Ученик не должен делать научных открытий. Понятие «новизны» не входит в ученическую исследовательскую деятельность. Из предложенных точек зрения ученик выбирает близкую ему. Учитель помогает подобрать литературу, консультирует, составляет план работы. Данная форма работы предполагает ситуацию успеха, уверенность ученика, понимание своей значимости. Следовательно, повышение мотивации учащихся. Учебно-исследовательская работа - это первый этап в овладении исследовательской работой в старших классах.

Движение научной мысли и развитие технического прогресса в современном мире происходит стремительно и интенсивно. И время требует иного подхода к методике преподавания не только дисциплин, связанных непосредственно с информационными технологиями, но также предметов гуманитарного цикла.

Уроки с компьютерной поддержкой можно отнести к интерактивным формам обучения. Компьютерные тесты, предназначенные для контроля за уровнем усвоения знаний учащихся, использующиеся на этапе закрепления и повторения пройденного. Электронное тестирование позволяет проверить умение ответственно, сосредоточенно и внимательно работать, применяя приёмы самоконтроля.

Реализовать внедрение интерактивных форм обучения помогают нетрадиционные уроки. Среди большого числа нетрадиционных уроков можно выделить:1. Бинарные уроки: «Склонение числительных при решении математических заданий», 6 класс ; «Космос в физике и лирике» (посвящается 50-летию первого полёта человека в космос), 8 класс.

2. Урок - мастерская - это такая форма обучения детей, которая создаёт условия для восхождения каждого ученика к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия. Главное - открытие нового и самостоятельность пути.

3. Урок - размышление - это урок, позволяющий ученикам личностно саморазвиваться, осознавать самих себя и своё место в мире, понимать других людей (А. де. Сент-Экзюпери «Маленький принц». «Как я понимаю сказку»). За несколько лет проведения такого урока в разных классах 93-95% учащихся получали «4» и «5» и лишь 5-7% - «3».

4. Уроки - обобщения - один из важнейших этапов овладения знаниями по определённой теме с использованием групповой работы.

Огромную роль в любой форме обучения играет оценочный механизм. В школе учащийся не может избежать оценочных реакций со стороны учителя и одноклассников. Иногда это пугает детей, заставляет их сдерживаться, молчать на уроках, в итоге страх, затем пассивность побеждает. Интерактивные формы обучения позволяют уйти от традиционной системы оценок и заменить её системой накопления баллов или определением среднего балла за несколько заданий.

Задачи, стоящие перед учителем-словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. По большому счёту, наша главная цель - это душа ребёнка, проблемы нравственности, развитие творческой личности, а также проблема подготовки ученика как языковой личности. Задачи эти предполагают, конечно, в первую очередь работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Самый эффективный путь - ввести новую форму, наиболее подходящую для данной ситуации.

Необходимо вовлекать учащихся в учебный процесс, используя для этого методы личностно-ориентированного обучения. Этому способствуют следующие интерактивные формы на уроках литературы:

1. Мини-презентация «Я хочу рассказать о…» (6 класс).

2. Мини-исследование «Я представляю вам… » (7 класс).

Данная интерактивная форма обучения может применяться в сильных и средних классах. На внедрение её требуется время. Результативность оправдывает затраченное время: каждый пробует себя в роли выступающего и слушателя; каждый учится сам, может выступать в роли учителя; каждый понимает свою самостоятельность и ответственность.

Анализируя применение интерактивных форм урока, можно сделать вывод, что система их проведения обогащает не только ученика, но и учителя, расширяет его методический инструментарий, стимулирует поиск, инициативу, делает учителя как личность интереснее. Учащиеся, в свою очередь, на таких уроках испытывают радость познания, их кругозор становится шире, самостоятельность в суждениях глубже, а личность ученика ярче.

Интерактивное творчество учителя и ученика безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных учебных целей.

Руководствуясь высказыванием Конфуция «Скажи мне - и я забуду; покажи мне - может быть, я запомню; вовлеки меня - и я пойму», ещё раз убеждаемся, что интерактивные формы обучения- это оптимальный опыт активного сотрудничества учителя и ученика, который способствует повышению мотивации учащихся.


© 2010-2022