Рабочая программа по русской литературе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Миролюбовская школа»

Красногвардейского района

Республики Крым

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора Директор МБОУ «Миролюбовская школа» по УВР _________________________/Р.Р. Меметов/

__________ / В.В. Самойленко/ Приказ № _____ от _______ 20___г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

ЛИТЕРАТУРА

7 класса

уровень: базовый

2015/2016 учебный год


Составлена:

учителем русского языка и литературы

МБОУ «Миролюбовская школа»

Барановой В.А.

Рассмотрено и рекомендовано Рассмотрено

на заседании школьного МО учителей на заседании педагогического

филологического цикла _____________ совета школы

___________________/А.Я Минаева / Протокол №___ от______20__г.

Протокол №____ от _________20___ г.

Миролюбовка, 2015г.



Пояснительная записка.

Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, предназначена для изучения литературы в общеобразовательной школе. Базисный учебный план школы отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета "Литература" в 7 классе, рассчитан на 35 учебные недели, 2 урока в неделю.

Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.

  2. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями.

  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

  4. Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. № 1047 «Об утверждении порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  7. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников».

  8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

  9. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011 № 85.

  10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.01.2012 № 16 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях».

  11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 1312 «Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (в редакции приказа Министерства образования и науки Российской Федерации РФ от 03 июня 2011г. № 1994).

  12. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 11.06. 2015 г. № 555 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015/2016 учебный год».

  13. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А.М. Кондакова. - 2-изд. - М.: Просвещение, 2009.

  14. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2010.

  15. Примерные программы по учебным предметам. Литература.5-9 классы. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2011. - 176 с. (6-11 классы).

  16. Учебный план МБОУ «Миролюбовская школа» на 2015/2016 учебный год.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Согласно цели главными задачами изучения литературы в 7 классе являются:

  • подготовка духовно богатой и грамотной личности, способной понимать и эстетически воспринимать литературные произведения;

  • воспитание стойкой мотивации и сознательного стремления к изучению литературы;

  • формирование представления о специфике литературы как искусства слова;

  • развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы;

  • развитие умения осознанного чтения, комментирования, анализа и интерпретации художественного текста;

  • формирование общеучебных умений и навыков: коммуникативных, интеллектуальных, информационных, организационных.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе - особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы. Чтение произведений зарубежной литературы в 7 классе проводится в конце учебного года.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;

- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;

- индивидуальная и коллективная проектная деятельность.

Виды контроля:

  • промежуточный:

  • постановка учебной задачи и выводы,

  • правильность выполнения заданий,

  • устная и письменная речь,

  • полные ответы на вопросы,

  • составление схем и рассказов по ним,

  • планирование,

  • индивидуальные задания и сообщения

  • итоговый:

  • проектная деятельность,

  • творческие задания,

  • контрольные работы,

  • изложения,

  • сочинения всех видов,

  • анализ текста.

Важно помнить, что итоговый контроль нельзя проводить на последнем уроке (уроках): иначе нет возможности прокомментировать результаты, дать возможность обучающемуся исправить отрицательную отметку. Любой вид контроля анализируется, комментируется, организуется работа над ошибками.

С целью осуществления контроля (промежуточного, итогового) целесообразно проведение следующего количества контрольных работ (из общего количества письменных работ):


Виды письменных работ по уровням обучения

Количество письменных работ по классам

5 кл.

6 кл.

7 кл.

8 кл.

9 кл.

С русским языком обучения

2 ч/н

2 ч/н

2 ч/н

2 ч/н

3 ч/н

Классное сочинение

2

2

2

2

2

Домашнее сочинение

2

2

2

2

3

Контрольная работа

1

1

1

1

1

Общая характеристика учебного предмета, курса

Рабочая программа учебного курса «Литература» для 7 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального базисного учебного плана (далее - БУП), примерными программами по учебным предметам, авторской программой:


  • Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. - М. : Просвещение, 2011.

  • Примерная программа основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения. - Режим доступа: методкабинет.рф

  • Программы общеобразовательных учреждений. Литература. : 5-11 классы (Базовый уровень). 10-11 классы (Профильный уровень) / под ред. В. Я. Коровиной. - 9-е изд. - М. : Просвещение, 2007.

  • Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В. Я. Коровиной : 5 - 9 классы : пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М. : Просвещение, 2014.

  • Литература. 7 класс : Рабочая программа по учебнику под редакцией В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина / авт.-сост. О. В. Чермашенцева, Н. Я. Крутова, С. Б. Шадрина. - Волгоград : Учитель, 2014. - 241 с.

и ориентирована на работу с учебником и учебно-методическим комплексом (далее - УМК):

  1. Литература. 7 класс. Учебник для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе : В 2-х ч. / В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. - М. : Просвещение, 2014.

  2. Беляева Н. В. Литература : 5 - 9 классы : Проверочные работы : пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М. : Просвещение, 2010.

  3. Коровина В. Я. Читаем, думаем, спорим… : дидактические материалы по литературе : 7 класс : пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М. : Просвещение, 2014.

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений.

Одна из составляющих литературного образования - литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Одной из ведущих проблем в 7 классе является понимание особенностей труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшей проблемы литературы.

В решении задачи особую роль играют межпредметные и внутри предметные связи курса литературы, обращение к другим видам искусства, к традициям внутри определенной литературной школы, направления, выявление литературных и общекультурных ассоциаций и аллюзий.

Литература тесно связана, в первую очередь, с русским языком. Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена связью коммуникативной и эстетической функции слова. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей.

Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

В рабочей программе отведены часы на проведение уроков внеклассного чтения, которые позволяют расширить круг знакомства с произведениями того или иного автора, и на проведение уроков развития речи, которые вырабатывают умение понимать прочитанное, умение логично пересказывать, позволяют проводить письменные работы.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания.

  • Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

  • Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.

  • Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.

Используются такие формы обучения как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Формы организации работы учащихся: индивидуальная, коллективная, фронтальная; парная; групповая.

Структурные компоненты урока: установка, подготовка, представление, объяснение, тренировка, практика, усвоение.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане школы


Согласно Федеральному базисному учебному плану 2004 года (БУП) для образовательных учреждений Республики Крым предметы «Русский язык» и «Литература» являются обязательными базовыми общеобразовательными учебными предметами.

Базисным учебным планом определяется обязательное изучение русского языка и литературы на этапе основного общего образования.

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН (ГОДОВОЙ)

для образовательных учреждений РФ с русским языком обучения

Учебные предметы

Количество часов в год

Всего

V

VI

VII

VIII

IX



Литература

70

70

70

70

105

385


ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН (НЕДЕЛЬНЫЙ)

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Всего

V

VI

VII

VIII

IX



Литература

2

2

2

2

3

11

Данная программа относится к образовательной области «филология», изучается в течении 1 года, реализуется за счет вариативной части и рассчитана на 70 часов (год) по количеству учебных недель - 35.

Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

Учащиеся должны знать:

  • авторов и содержание изученных художественных произведений;

  • основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальное представление); мораль, аллегория, дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений).

Учащиеся должны уметь:

  • видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;

  • обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;

  • видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;

  • комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией творчеством;

  • различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;

  • определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;

  • сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;

  • выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;

  • осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;

  • видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;

  • находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбранный жанр;

  • сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;

  • выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;

  • сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;

  • редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.

Содержание тем учебного курса

ВВЕДЕНИЕ / 1 ЧАС

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд человека, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / 7 ЧАСОВ

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула - носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства - основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.)

Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.

Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ / 2 ЧАСА

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.

Теория литературы. Поучение (начальные представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА / 2 ЧАСА

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.

«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

Теория литературы. Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА / 26 ЧАСОВ

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.

«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

Теория литературы. Повесть (развитие представлений).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».

Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») - готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.

Особенности изображения людей и природы в повести.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).

Литературный герой (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Теория литературы. Стихотворения в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».

Теория литературы. Гротеск (начальные представления).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

«Край ты мой, родимый край!»

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

В.А.Жуковский « Приход весны» А. К. Толстой «Край ты мой, родимый край» Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Родина». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА / 22 ЧАСА

Иван Алексеевич Бунин Краткий рассказ о писателе. «Родина». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.

«Цифры»,«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка - незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности. «В прекрасном и яростном мире»

На дорогах войны

Интервью с участником Великой Отечественной войны.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

«Тихая моя Родина»

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.

«Снега потемнеют синие.,.», «Июль - макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).

Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ / 6 ЧАСОВ

Роберт Бернс. Особенности творчества.

«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народнопоэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

Джеймс Олдридж. « Отцы и дети»

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Р.Д.Брэдбери. Слово о писателе.

Фантастический рассказ-предупреждение «Каникулы».

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ


  • Былины: Вольга и Микула Селянинович. (отрывок по выбору учащихся).

  • Пословицы и поговорки (на выбор).

  • М. В. Ломоносов. Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года (отрывок).

  • С. Пушкин. Медный всадник (отрывок). Песнь о вещем Олеге. (отрывок по выбору учащихся).

  • М. Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова (фрагмент по выбору). Молитва. «Когда волнуется желтеющая нива...». Ангел (по выбору учащихся).

  • Н. В. Гоголь. Тарас Бульба (речь о товариществе).

  • И. С. Тургенев. Русский язык.

  • Н. А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» (отрывок по выбору учащихся).

  • B. А. Жуковский. Приход весны. А. К. Толстой.«Край ты мой, родимый край...» или Благовест. И. А. Бунин. Родина (на выбор).

  • B. В. Маяковский. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче. Хорошее отношение к лошадям (на выбор).

  • C. А. Есенин. «Топи да болота...». Н. А. Заболоцкий.«Я воспитан природой суровой...». Н. М. Рубцов. «Тихая моя родина...» (на выбор).







Тематический план


разде

ла

и тем


Наименование разделов и тем


Учебные

часы


Конт

рольные работы


Практическая

часть


1.

Введение


1


-

-


2.

Устное народное творчество


7


-


1


3.

Древнерусская литература


2


-


-


4.

Литература XVIII века


2


-


-


5.

Литература XIX века


26


2


4


6.

Литература ХХ века


22


2


2


7.

Из зарубежной литературы



7



1


-


8.

Резервные уроки


3

-

-


Итого:


70


5


7

Календарно - тематическое планирование


п\п

Сроки выполнения

Название раздела, тема урока


Практичес кая

часть


Формы и темы контроля

Оборудование

П

Ф

1.

03.09

ВВЕДЕНИЕ

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

Выборочное чтение связное выска зывание

Устные ответы, практи

кум

2.

07.09

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях.

Анализ произведе

ния

Устные ответы, практи

кум

3.

10.09

Былины и их исполнители. Прославление мирного труда в былине «Вольга и Микула Селянинович».

Анализ про изведения Выразитель

ное чтение

Устные ответы, практи

кум

4.

14.09

Композиция, художественные особенности былины «Садко».

Анализ произведе

ния Выразитель

ное чтение

Выразит.

чтение наизусть отрывка Устные ответы

5.

17.09

Внеклассное чтение № 1. Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Работа с книгой

Презентация произ ведения

6.

21.09

«Калевала» - карело-финский мифологический эпос.

Анализ про изведения Выборочное чтение

Устные ответы, практи

кум

7.

28.09

Поэма «Песнь о Роланде» - вершина французского эпоса

Анализ про изведения Выборочное чтение

Устные ответы, практи

кум

8.

01.10

Пословицы и поговорки. Особенности смысла и языка пословиц

Анализ жан ров Зауч.на

изусть

Практи

кум

9.

05.10

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основы христианской морали в «Поучении» Владимира Мономаха.

Анализ про изведения Выборочное чтение

Устные ответы, выр.чте

ние наиз. посл.

10.

08.10

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.

Анализ про изведения Выборочное чтение

Устные ответы, практи

кум

11.

12.10

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

М.В. Ломоносов. Слово об учёном и поэте. Оды. Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов.

Анализ про изведения Выборочное выразитель

ное чтение

Устные ответы, практи

кум

Портрет М.В. Ломоносо ва

12.

15.10

Г.Р. Державин. «Река времён в своём стремленьи…», «На птичку», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе.

Анализ произведе

ния Выразитель

ное чтение

Устные ответы, чтение наиз. отрывка из оды

Портрет Г.Р. Державина

13.

19.10

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Интерес А. С. Пушкина к истории. «Полтава» (отрывок). Образы поэмы

Анализ произведе

ния Выразитель

ное чтение

Устные ответы, практи

кум

Портрет А.С. Пушкина

14.

22.10

Отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник»

Анализ про

изведения Выразитель

ное чтение

Устные ответы, практи

кум

15.

26.10

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник.

Анализ про изведения Выразитель

ное чтение

Выразит. чтение наиз. отрывка

16.

29.10

Изображение «маленького человека» в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».

Анализ про изведения Выборочное чтение

Выразит. чтение наиз. отрывка

17.

09.11

Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»

Анализ про изведения Сравнитель

ная харак теристика персонажей

Устные ответы, практи

кум

18.

12.11

Поэма М.Ю. Лермонтова об историческом прошлом Руси «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Анализ про изведения Выборочное чтение

Устные ответы, практи

кум

Портрет М.Ю. Лермонто ва

19.

16.11

М.Ю. Лермонтов. «Песня про... купца Калашникова». Анализ II и III частей

Анализ произведе

ния

Устные ответы

20.

19.11

Классное сочинение №1 по иллюстрации В. Васнецова к поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про... купца Калашникова»

Связное высказыва

ние

Классное сочинение

21.

23.11

М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива», «Молитва», «Ангел».

Анализ про изведений Выразит

Выразит. чтение наиз.отрывка

22.

26.11

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Знакомство с содержанием повести «Тарас Бульба», ее героями, бытом казаков, их взглядами на жизнь

Анализ про изведения Выборочное чтение

Выразит. чтение наиз.

стихотв. по выбору

Портрет Н.В. Гоголя

23.

30.11

Р.Р.№1 Обучение составлению сравнительной характеристики

Связное высказыва

ние

Практи

кум

24.

03.12

Подготовка к написанию домашнего сочинения №1 по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

Подборка цитат

Выразит. чтение наиз. речи о товари

ществе

25.

07.12

И.С. Тургенев. Слово о писателе.

Цикл рассказов «Записки охотника».

«Бирюк».

Анализ про изведения Выборочное чтение

Устные ответы, практи

кум

Портрет И.С. Тургенева

26.

10.12

И.С. Тургенев. Стихотво рения в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача».

Анализ про изведений Выразитель

ное чтение

Устные ответы, практи

кум

27.

14.12

Н.А. Некрасов. Н. А. Некрасов «Русские женщины»

Анализ про изведений Выразитель

ное чтение

Выразит. чтение наиз. стихотв.

28.

17.12

Н. А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда»

Анализ про изведений Выразитель

ное чтение

Устные ответы, практи

кум

Портрет Н.А. Некрасова

29.

21.12

А. К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин»

Анализ про изведения Выборочное чтение

Выразит. чтение наиз.отрывка

Портрет А. К. Толстого

30.

24.12

М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. Сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Анализ про изведения Выборочное чтение

Устные ответы, практи

кум

Портрет М.Е. Салтыков-Щедрина

31.

28.12

Внеклассное чтение №2. Сказка «Дикий помещик»

Работа с книгой

Презентация произ ведения

32.

11.01

Р.Р. № 2. Обучение написанию сочинения-рассуждения

Связное высказыва

ние

Сочине

ние

33.

14.01

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Авто биографи ческий характер повести «Детство», «Отрочество», «Юность» .

Анализ про изведения Выборочное чтение

Устные ответы, практи

кум

Портрет Л.Н. Толстого

34.

18.01

Л.Н. Толстой. Главный герой повести «Детство», его поступки и духовный мир.

Анализ про изведения Характерис

тика персо нажа

Устные ответы, практи

кум

35.

21.01

А.П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «Хамелеон».

Анализ про изведения Выборочное чтение

Устные ответы, практи

кум

Портрет А.П.Чехова

36.

25.01

А.П. Чехов. Два лица России в рассказе «Злоумышленник».

Анализ про изведения Выборочное чтение

Устные ответы, практи

кум

37.

28.01

Внеклассное чтение № 3.

А.П. Чехов. Рассказ «Тоска»

Работа с книгой

Презентация произ ведения

38.

01.02

В.А. Жуковский «Приход весны».

А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край…», «Благовест».

И.А. Бунин. «Родина».

Анализ про изведений Выразитель

ное чтение

Устные ответы, практи

кум

Портреты В.А. Жуковского, А.К. Толстого, И.А. Бунина

39.

04.02

ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

ХХ ВЕКА

И.А. Бунин. Слово о писателе. «Цифры». «Лапти».

Анализ про изведения Выборочное чтение

Выразит. чтение наиз. сти хотв. по выбору

Портрет И.А. Бунина

40.

08.02

М. Горький. Слово о писателе. Авто-биографический характер повести «Детство» (главы).

Анализ про изведения Выборочное чтение

Устные ответы, практи

кум

Портрет М. Горького

41.

11.02

М. Горький. «Детство». Изображение быта и характеров.

Анализ про изведения Выборочное чтение Характерис

тика героев

Устные ответы, практи

кум

42.

15.02

Классное сочинение № 2 по повести

М. Горького «Детство»

Связное высказыва

ние

Классное сочинение

43.

18.02

Легенда о Данко из рассказа «Старуха Изергиль»

Анализ про изведений Выразитель

ное чтение

Устные ответы, практи

кум

44.

20.02

Л. Н. Андреев «Кусака»

Анализ про изведения Выборочное чтение

Устные ответы, практи

кум

Портрет Л. Н. Андреева

45.

25.02

Внеклассное чтение. № 4.

Рассказ «Мать изменника» из «Сказок об Италии» М. Горького

Работа с книгой

Презентация произ ведения

Портрет М. Горького

46.

29.02

В.В. Маяковский. Слово о поэте. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче», стихотворение «Хорошее отношение к лошадям»

Анализ про изведений Выразитель

ное чтение

Устные ответы, практи

кум

Портрет В.В. Маяковско го

47.

03.03

А.П. Платонов. Слово о писателе. Рассказ «Юшка».

Анализ про изведений Выразитель

ное чтение

Выразит. чтение наиз. по выбору

Портрет А.П. Платонова

48.

10.03

А.П. Платонов. Рассказ «В прекрасном и яростном мире». Автобиографичность рассказа. Талант мастера и человека в рассказе

Анализ про изведений Устные ответы, практи

кум Выразитель

ное чтение

Устные ответы, практи

кум

49.

14.03

Подготовка к домашнему

сочинению № 2

«Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (по произведениям писателей ХХ в.)

Подбор цитат, составление плана

Домаш нее сочине ние

50.

17.03

Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. Своеобразие картин природы в лирике. «Июль», «Никого не будет в доме…».

Анализ про изведений Выразитель

ное чтение

Устные ответы, практи

кум

Портрет Б.Л. Пастернака

51.

21.03

А.Т. Твардовский. Слово о поэте.

Лирические стихотворения поэта. Анализ

Анализ про изведений Выразитель

ное чтение

Устные ответы, практи

кум

Портрет А.Т. Твардовско го

52.

24.03

Р.Р. № 3 Обучение анализу стихотворения на примере произведений А. Т. Твардовского

Анализ сти хотворения Выразитель

ное чтение

Практи

кум

53.

04.04

Интервью с поэтом - участником Великой Отечественной войны.

Анализ сти хотворения Выразитель

ное чтение

Вырази

тельное чтение

54.

07.04

Ф. Абрамов. Слово о писателе. Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе «О чём плачут лошади».

Анализ про изведения Выборочное чтение

Устные ответы, практи

кум

Портрет Ф. Абрамова

55.

11.04

Е.И. Носов. Слово о писателе. Нравственные проблемы в рассказе «Кукла», «Живое пламя».

Анализ про изведения Выборочное чтение

Устные ответы, практи

кум

Портрет Е.И. Носова

56.

14.04

Д. С. Лихачев «Земля родная»

Анализ про изведения Выборочное чтение

Устные ответы, практи

кум

Портрет Д. С. Лихачева

57.

18.04

М.М. Зощенко. Слово о писателе. Смешное и грустное в рассказе «Беда».

Анализ про изведения

Выразитель

ное чтение

Устные ответы, практи

кум

Портрет М.М. Зощенко

58.

21.04

Стихи поэтов ХХ века о Родине.

В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Рубцов, Н. Заболоцкий.

Выразитель

ное чтение

Сравнитель

ная харак теристика произведе

ний

Устные ответы, практи

кум

Портреты В. Брюсова, Ф.Сологуба, С. Есенина, Н. Рубцова, Н. Заболоц кого

59.

25.04

Стихотворения о природе.

С. Есенин, Н. Рубцов, Н. Заболоцкий

Анализ про изведения

Выразитель

ное чтение

Вырази

тельное чтение

60.

28.04

Р. Гамзатов «Земля как будто стала шире...», «Опять за спиною родная земля...»

Анализ про изведения

Выразитель

ное чтение

Выразит. чтение наиз. сти хотв. по выбору

61.

05.05

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Р. Бернс. Слово о поэте. «Честная бедность» и другие стихотворения.

Анализ про изведения

Выразитель

ное чтение

Устные ответы, практи

кум

Портрет Р. Бернса

62.

12.05

Дж. Г. Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы.

Анализ про изведения Выборочное чтение

Устные ответы, практи

кум

Портрет Дж. Г. Байрона

63.

16.05

Японские хокку (хайку). Особенности жанра.

Анализ про изведения Выборочное чтение

Вырази

тельное чтение

64.

19.05

О. Генри. Слово о писателе. Преданность и жертвенность во имя любви. «Дары волхвов».

Анализ про изведения

Выразитель

ное чтение

Вырази

тельное чтение

Портрет О. Генри

65.

23.05

Р. Д. Брэдбери. Слово о писателе. Фантастический рассказ-предупреждение «Каникулы».

Анализ про изведения Выборочное чтение

Устные ответы, практи

кум

Портрет Р. Д. Брэдбери

66.

26.05

Итоговый контроль

Выполн. заданий итогового контроля

Итоговый контроль

67.

30.05

Итоги года и задание на лето

68-70.

Резервные уроки



Критерии оценивания по литературе

КРИТЕРИИ УСТНОГО ОТВЕТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Отметка

Степень выполнения учащимся общих требований к ответу

«5»

Оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения, умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой; свободное владение монологической литературной речью.

«4»

Оценивается ответ, который показывает прочные знания и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью. Однако допускается одна - две неточности в ответе.

«3»

Оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знание основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыком разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствии уровня чтения нормам, установленным для данного текста.

«2»

Оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной техникой чтения, бедность выразительность средств языка.

«1»

Оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения.

Критерии оценивания знаний учащихся с помощью тестов

Отметка «5» (отлично) ставится, если верные ответы составляют 90%-100% от общего количества вопросов.

Отметка «4» (хорошо) может быть поставлена, если верные ответы составляют 80% от общего количества вопросов.

Отметка «3» (удовлетворительно) ставится, если работа содержит 50%-70% правильных ответов.

Отметка «2» (неудовлетворительно) ставится, если работа содержит менее 30%-50%правильных ответов.

Отметка «1» (очень плохо) ставится, если работа содержит менее 30%правильных ответов.

Основные критерии оценки за сочинение

Отмет

ка

Содержание и речь

Грамотность


«5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.

Допускаются:

1 орфографическая,

или 1 пунктуационная,

или 1 грамматическая ошибки

«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются:

2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки,

или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки,

или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок,

а также 2 грамматические ошибки

«3»

1.В работе допущены существенные отклонения.

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и

4 пунктуационные ошибки,

или 3 орф. и 5 пунк.,или

7 пунк. при отсутствии

орфографических (в 5 кл.-

5 орф. и 4 пунк., а также

4 грамматических ошибки

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов.

Допускаются:

7 орф. и 7 пунк. ошибок, или

6 орф. и 8 пунк., или

5 орф. и 9 пунк., или

9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,

а также 7 грамматических

ошибок







Наименование учебно-методического обеспечения и

списка рекомендуемой литературы


Программы

  1. Примерная программа основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения. - Режим доступа: методкабинет.рф



Учебники

  1. Литература. 7 класс. Учебник для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе : В 2-х ч. / В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. - М. : Просвещение, 2014.

  2. Коровина В. Я. Читаем, думаем, спорим… : дидактические материалы по литературе : 7 класс : пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М. : Просвещение, 2014.

Учебно-методические пособия

  1. Тесты по литературе. 7 класс : к учебнику В. Я. Коровиной «Литература. 7 класс» / Е.Л.Ерохина. - М. : Екзамен, 2011.

  2. Халабаджах И. М. Литература. 7-й класс : планы-конспекты уроков. - Ростов н/Д : Феникс, 2013. - 146 с.

Интернет-ресурсы


  • fipi.ru - федеральный институ педагогических измерений.

  • mapryal.org - международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ).

  • ruslit.ioso.ru - кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО.

  • philology.ru - филологический портал.

  • slovari.ru - Электронные словари.

  • uroki.net - поурочное планирование, конспекты уроков, тесты, презентации к урокам, сценарии литературно-музыкальных вечеров.

  • rusword.org - мир слова русского.

  • alleng.ru - литература школьникам

  • metlit.nm.ru - методика преподавания литературы.

  • rvb.ru - русская виртуальная библиотека.

  • slova.org.ru - Слова: поэзия Серебряного века.

  • litera.ru - Стихия: классическая русская / советская поэзия.

  • feb-web.ru - фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».

  • magazines.russ.ru - «Журнальный зал» - электронная библиотека современных литературных журналов России.

  • riash.ru - журнал «Русский язык в школе», «Литература в школе» с приложением «Уроки Литературы»,

  • schoolpress.ru - журнал «Русская словесность».

  • schoolpress.ru - журнал «Русский язык и литература для школьников»

  • lamp.semiotics.ru - учебный культурологический журнал «Зеленая лампа».

  • newlit.ru - Новая литература. Литературно-художественный журнал.

  • limb.dat.ru - Лимб. Журнал современной литературы.

  • nashol.com/knigi-po-russkomu-yaziku - книги по русскому


ЛИСТ ФИКСИРОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ

В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

Дата внесения изменений, дополнений

Содержание

Согласование с курирующим предмет заместителем директора (подпись, расшифровка подписи, дата)

Подпись лица, внесшего запись





















© 2010-2022