Конспект урока по русскому языку в 8 классе на тему Простое глагольное сказуемое

Тема: "Простое глагольное сказуемое" Целеполагание. Цели для учителя: 1.  Систематизировать знания учащихся о сказуемом. Углубить понятие, познакомив с видами сказуемого на основе составления плана и с ролью, функциями в речи. 2.  Учить находить простое глагольное сказуемое в тексте, определяя способ его выражения в тексте художественном или в предложениях  научного, художественного стилей; * совершенствовать монологическую речь учащихся, навык работы с лин­гвистическим текстом на основе составления плана. 3.  Прививать чувство кр...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Целеполагание.

Цели для учителя:

  1. Систематизировать знания учащихся о сказуемом.

Углубить понятие, познакомив с видами сказуемого на основе составления плана и с ролью, функциями в речи.

  1. Учить находить простое глагольное сказуемое в тексте, определяя способ его выражения в тексте художественном или в предложениях научного,

художественного стилей;

совершенствовать монологическую речь учащихся, навык работы с лин­гвистическим текстом на основе составления плана.

  1. Прививать чувство красоты, точности слова, бережного к нему отношения, используя тему природы.

Цели для учащихся:

  1. Знать понятие простого глагольного сказуемого и способы его выражения.

  2. Уметь находить простое глагольное сказуемое в тексте и определять способ его образования, роль в тексте.

  3. Уметь использовать данный вид сказуемого в конкретной речевой ситуации.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ.

  • Представьте такую ситуацию: в кроссворде вы встречаетесь с заданием:

« Назовите главный член предложения». Слово состоит из девяти букв.

  • Это сказуемое.

  • Сказуемое - тема урока. Обратите внимание! Что нового мы узнаем на уроке о сказуемом? (Параграф 12). (Чтение целей на доске).

  • Повторим сведения о сказуемом. Составьте связный рассказ «Что я знаю о сказуемом». Для этого, поработав в парах, составьте план ответа.

-Чтение планов, дополнения. (Готовый план записан на доске). -Отвечает один учащийся, все остальные оценивают ответ по параметрам: правильность неполнота

непоследователъностъ доказателъностъ полнота последовательность

неправильность

План ответа.

  1. Определение.

  2. Вопрос.

  3. Что выражает.

  4. Чем является.

  5. Вид сказуемого (дополняется в процессе урока).

  6. Роль в тексте (дополняется в процессе урока).

ПОДАЧА НОВОГО МАТЕРИАЛА.

  • Посмотрите на теоретический материал стр. 51.

  • Какие абзацы соответствуют тому, что мы сейчас повторили? ( 1 и 2)

  • Читайте остальной материал и отвечайте на вопрос: « Что нового узнали о сказуемом?»

  • Что добавим в план? ( Вид сказуемого).

  • Какой вид сказуемого?

  • В основе простого глагольного сказуемого какая часть речи будет присутствовать ?

  • Какой морфологический признак понадобится? (наклонение)

  • Почему последний абзац выделен шрифтом? (Здесь содержится важная информация).

  • Выделите опорные слова в этом абзаце.

  • Что нового узнали о сказуемом? (Обращение к плану).

  • О каком виде сказуемого?

  • Расскажите о простом глагольном сказуемом.

  • Какой параметр отсутствует в плане?

  • Приведите ещё примеры, чтобы сказуемое было выражено глаголом изъявительного, повелительного, условного наклонений.

  • Составьте и запишите предложения в тетради с осложнёнными синтаксическими конструкциями.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.

-Учимся находить простое глагольное сказуемое и определять способы его выражения.

  • Прочитайте записи на доске.

  • Какой темой они объединены?

  • В какой ситуации встречаются? ( 1 и 2 - в художественном стиле, 3 - в научном).

  • Докажите:

  1. вариант - что это художественный стиль;

  2. вариант- научный.

( Художественный - используются прилагательные, которые в тексте выполняют изобразительные функции).

  • Какое это изобразительное средство? (эпитеты).

(Научный - его задача информировать, встречаются термины, спец. слова.)

На доске:

  1. Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

  2. Осенней позднею порою люблю я Царскосельский сад.

  3. Предложение из упр. 103.

  • Ситуация: вы корректоры, пропустили бы вы этот текст в печать?

  • Почему?

  • Запись 3-го предложения, синтаксический разбор, схема.

  • В каждом предложении найдите сказуемое, определите способ выражения, роль в тексте.

( В научном - постоянное действие; в художественном - живость...)

  • Каким пунктом можно добавить план?

РАБОТА С ТЕКСТОМ. Красив осенним парк. Метёт багряная метель по его дорожкам, уходя вдаль аллеи, вытканной опавшими листьями. Притихли белоствольные берёзки. Каждый листочек дрожат, переливается, сверкает.

Лучше всех чувствуют осень молодые клёны. Они, отливая золотом и бронзой, расстилают под собой мягкие ковры и украшают своими листьями близкие ели, словно примеряя им новогодний наряд.

  • Каким автор изображает осенний парк?

  • Какое чувство выражает? (восхищение, восторг)

  • Докажите это, опираясь на текст.

  • Тема текста?

  • Основная мысль?

  • Стиль? Докажите.

  • В чём особенность данного текста с точки зрения синтаксиса?

(Используются предложения с усложнённой синтаксической конструкцией)

  • Какую роль они играют? ( Придают образность, эмоциональность).

  • Выпишите те предложения, которые наиболее ярко передают красоту осени.

  • Найдите грамматическую основу и определите способ выражения сказуемого.

  • Объясните орфограммы в написании наиболее трудных слов.

  • Определите роль сказуемого.

СОСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ТЕКСТА.

  • Составьте предложения, рисующие картину осени, используя простые глагольные сказуемые.

  • Проверка: какие слова помогли передать ваше настроение7

  • Назовите слова, передающие действие осени.

  • Какой это член предложения?

  • Докажите.

ИТОГ.

  • Речевая ситуация: экзамен; вопрос билета: « Простое глагольное сказуемое»

  • По какому плану будете рассказывать? (Рассказ учащихся).

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ И ОЦЕНИВАНИЕ. Параграф 12, упражнение № 106.

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.

  1. Выявить у детей восприятие главы о Манилове.

  2. Учить определять роль использования художественных приёмов для создания образов помещиков.

  3. Развивать умение у учащихся строить связное высказывание, опираясь на текст.

  4. Воспитывать у детей внимательное отношение к слову на материале главы о Манилове.

ф

  1. Определить место Манилова в галерее образов помещиков.

  2. Проследить за приёмами характеристики образа Манилова.

  3. Определить мастерство Гоголя в раскрытии образа помещика.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ.

  • Каков творческий замысел поэмы?

  • Как реализует автор замысел?

(Через путешествие Чичикова по России. Композиция поэмы строго подчинена замыслу: 1 глава - зарисовка губернского общества;

2-6 главы - изображение помещиков:

7-10 главы - нарисовано губернское общество).

  • Какова роль жанра в раскрытии замысла поэмы?

(Выбор жанра поэмы играет немаловажную роль в раскрытии идеи: значительное место занимают лирические отступления и вставные эпизоды, в которых автор касается важнейших вопросов о судьбе России и народа.)

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. Слово учителя.

  • Крупным планом в поэме нарисованы образ помещиков, хозяев жизни, отвечающих за её экономическое и культурное состояние, за судьбу народа.

Защитники крепостничества и самодержавия доказывали, что дворяне являются людьми высокого умственного склада, исключительного благородства, носителями высокой культуры, чести и гражданского долга- словом, «опорой государства».

Гоголь изображает помещиков по-иному. Но это не значит, что писатель не видел тех культурных ценностей, которые были созданы дворянской интеллигенцией. Он изображал не лучшую часть дворянства, а тех, кто составлял основную массу этого класса.

  • На сегодняшнем уроке мы познакомимся с представителями данного класса. Этой главой открывается знаменитая портретная галерея гоголевских помещиков. ( Чтение темы и целей).

  • Каким, на ваш взгляд, может быть помещик, представленный во 2 главе?

  • Какое впечатление произвела на вас глава о Манилове? Какие мысли и чувства вызвала?

  • Проследим, какими художественными приёмами пользуется Гоголь для создания образа помещика?

  • С чего начинается наше знакомство с Маниловым? (С описания деревни)

  • Найдите и прочитайте.

  • Какое впечатление производит деревня?

  • Как добивается Гоголь этого? ( Использует метафоры «дом-одиночка», «открытый всем ветрам»; клумбы разбросаны, избы темнели вдоль и

поперёк, ни одного деревца).

  • Какая гамма красок присутствует в описании дома и усадьбы?

  • Почему?

  • Что этим хочет подчеркнуть автор?

  • Какая самая живописная деталь портрета?

  • Соответствует ли внешний облик усадьбы характеру героя?

  • Какую черту в характере героя Гоголь считает главной? Прочитайте.

( Главная черта - бесформенность, неопределённость. « У всякого человека есть свой задор... У Манилова ничего своего не было», никаких человеческих желаний, увлечений.).

  • Зачем тогда внешняя приятность обращения и манер?

  • Какие детали выделим при описании интерьера?

(« В доме его чего-нибудь вечно недоставало...», примеры из текста)

  • На чём ещё автор фиксирует внимание при описании интерьера?

( Использует антитезу- щегольский подсвечник и «медный инвалид,

хромой, свернувшийся на сторону и весь в сале, но этого не замечал ни хозяин, ни хозяйка»),

  • Какой вывод можно сделать о хозяине?

  • Какая деталь обнаруживает духовный примитивизм и ничтожность Манилова, несмотря на его стремление быть обходительным и учтивым?

(Закладка в книге на одной странице уже два года.)

  • На какие размышления наталкивает эта деталь? ( Жизнь не меняется, нет процесса).

  • Расскажите о занятиях Манилова дома.

  • Какая любопытная деталь привлекла ваше внимание при чтении эпизода о размышлениях Манилова? ( Большую часть времени он мечталО.

  • Имеют ли мечты основание?

Вывод: Гоголь одним штрихом даёт понять, что размышления Манилова беспочвенны. Манилов создаёт фантастические проекты, одни нелепее других, не имея представления о реальной жизни.

  • Как ведётся хозяйство в усадьбе Манилова?

( Хозяйством герой не занимается, « хозяйство шло как-то само собой»),

  • Обратите внимание на речь героя. Какие части слова преобладают в словах, сказанных Маниловым? ( Приставки яре-, суффиксы - ейш-, -айш-)

  • Какое значение имеют данные морфемы?

  • Итак, мы познакомились с приёмами, которые помогли раскрыть характер Манилова, но Гоголь показывает помещика как владельца и как торговца крепостными крестьянами.

  • Какой эпизод ещё ярче подчёркивает бесхозяйственность Манилова, его равнодушие? ( Сцена купли- продажи крестьян, этот эпизод является

кульминационным, потому что здесь с наибольшей полнотой и выразительностью раскрываются важнейшие черты характера Манилова).

  • Чтение эпизода торга.

  • Какое впечатление произвёл на вас данный эпизод?

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.

  • Что можно сказать о характере Манилова?

  • Правильно ли мы дали характеристику герою в начале урока?

  • Какие стилевые приёмы использует Гоголь, чтобы усилить впечатление мертвенности, бездуховности Манилова? ( Сравнение с неодушевлёнными предметами- сахар, отнесение людей в животный ряд, что усиливает и выразительно подчёркивает бездуховность человека.)

  • Что можно сказать о положении крестьян у Манилова?

  • Как, на ваш взгляд, автор относится к своему герою? (Гоголь разоблачает и высмеивает мертвенность и никчёмность Манилова Вместе с тем ему бесконечно горько сознавать, что человек способен так страшно деградировать духовно и нравственно, что людей, подобных Манилову, увы, много.)

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

  • Оправдались ли ваши предположения относительно Манилова?

  • Может ли измениться герой?

  • Чем оправдывается применение художественных приёмов, а также деталей для создания образа помещиков?

ОЦЕНИВАНИЕ РАБОТЫ ДЕТЕЙ, ВЫСТАВЛЕНИЕ ОТМЕТОК.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: наткать небольшое рассуждение « Моё

отношение к Манилову».

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ. 1 .Систематизировать знания учащихся об орфографии на основе опорных понятий: орфограмма, орфографическое правило, группы орфограмм; углубить знания учащихся об орфографии.

  1. Вводя понятие тип и вид орфограммы, учить группировать орфограммы, определять условия выбора орфограмм, приводить собственные примеры на каждый вид орфограммы.

  2. Совершенствовать монологическую речь учащихся на лингвистическую те^му.

  3. Развивать аналитические способности на основе наблюдения, сопоставления, выводов; совершенствовать умение коллективно работать с текстом, развивать лингвистическое чутьё и культуру речи.

  4. Воспитывать уважение к слову.

    1. Знать понятия тип орфограммы и основные группы орфограмм в корне слова.

    2. Уметь определять тип орфограммы в корне слова на основе алгоритма - рассуждения; группировать орфограммы, выделяя условия их выбора.

    3. Устанавливать связь орфографии с другими разделами науки о языке.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

  • Повторим основные сведения об орфографии.

  • Прочитайте внимательно эту запись.

[аковы ташки/э падут / ти^мницы рухнут / и свабо'да вас примнет радасна у входа / и бра^а мэч вам атдадут]

  • Чьи строки здесь затранскрибированы?

  • Из какого стихотворения?

  • При чтении каких слов вы испытывали затруднение? Почему?

  • Запишите фонетическую транскрипцию в соответствии с правилами правописания. ( Один человек у доски).

  • А в каком разделе изучаются правила правописания? Представьте, что вы готовитесь к зачёту и вам необходимо будет

дать ответ на вопрос: что такое орфография; что изучает орфография; основные понятия орфографии.

  • Составьте план, по которому вы будете работать. ( Работа в парах).

Составление плана. План.

  1. Что такое орфография.

  2. Что такое орфограмма.

  3. Орфографическое правило.

  4. Основные группы орфограмм.

Когда мы встречаемся с орфограммой? ( Когда правила написания не соответствуют правилам произношения.)

Составление рассказа по плану.

  • Попробуйте по данному плану составить рассказ об орфографии.

  • Приведите примеры и запишите такие же написания (2-3 примера).

ПОДАЧА НОВОГО МАТЕРИАЛА.

1. Введение понятий орфограмма-буква, орфограмма-пробел,

слитное и дефисное написание, написание строчных и заглавных букв.

Возьмите на заметку! Существуют следующие типы орфограмм: о-б, о-пр, с-д-р написания, написание строчных и заглавных букв.

  • Итак, посмотрите на эти строки Оковы тяжкие падут, Темницы рухнут, р свобода Вас примет радостно у входа.

И братья меч вам отдадут.

  • С каким типом орфограмм связано написание слов? орфограмма- буква)

  • В каких частях слова можно встретить орфограмму?

  • Какая часть слова содержит лексическое значение? Является смысловым центром?

  • Тема нашего урока- орфограмма-буква в корна слова. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.

1. Из данных строчек стихотворения Пушкина выпишите слова с орфограммой корня и определите условия выбора этой орфограммы. (1 человек у доски).

  • С какими типами и видами орфограмм вы будете работать?

  • Вспомните алгоритм определения условий выбора орфограмм: тип орфограммы, часть слова, вид орфограммы, условия выбора.

  • Сгруппируйте слова по видам орфограмм и запишите их в таблицу.

ГЛАСГ

[ЫЕ

СОГЛАСНЫЕ

безуд. гласи, проверяем.

безуд. гласи, непровер.

черед, гласи.

о-ё п/ш

и-ы

п/ц

парные звон.и глухие

непроизносим, согласные


  • Продолжите собственными примерами или примерами слов из строчек Пушкина.

  • Какие графы остались незаполненными? Приведите по 1-2 примера на правописание слов с данной орфограммой.

  1. ЗСП . Вы встретились со словом «орфография». В какой раздел таблицы нужно внести это слово и почему?

  • Какой это вид орфограммы?

  • Могли бы мы правильно определить вид орфограммы, не зная этимологии?

  • Приведите примеры слов, где история слова помогает понять его правописание.

  1. Составьте с этими словами предложения по схеме

    1. вариант

    2. вариант

  • Что это за синтаксические конструкции? ( Запись и проверка).

  • Прочитайте это предложение со знаками препинания. Интонационно передайте эти знаки.

  • С каким типом орфограмм вы встретились при выполнении задания? С какими видами орфограмм?

  • Подумайте, с какими разделами науки о языке связана орфография? Докажите, приведите примеры.

  1. Работа с текстом.

  • Учимся находить орфограмму в корне определённого типа и вида. Переходим к чтению текста.

Станционный смотритель. Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бр..нивался7 Кто в м.муту гнева не требовал от них р..ковой книги, дабы вп..сать в оную св..ю бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправимость?

Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или, по крайней мере, муромским разбойникам. Какова должность сего диктатора, как называет его шутливо князь Вяземский. Не настоящая ли каторга? Покоя ни днём, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путе­шественник вымещает на смотрителя .Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут, а виноват смотритель.

  • Прочитайте текст про себя.

  • Из какого произведения этот отрывок? Автор?

  • В какую эпоху было написано это произведение? Докажите. На какой раздел будете опираться?

  • Определите тему данного отрывка, тип речи, стиль.

  • Подберите синонимы к выделенным словам, запишите их.

  • Какие синтаксические конструкции использует автор и почему?

  • Объясните написание слов в первом абзаце, пользуясь алгоритмом ( работа в парах), начиная так: это слово связано с написанием типа орфограмма-буква в корне слова, назвать вид орфограммы и условия выбора.

  • Что объединяет эту запись? В какой морфеме?

5. Выберите и запишите из строк стихотворения Пушкина слова с чередованием гласных. Запишите их в таблицу.

  • Чем отличаются слова с чередующимися гласными от слов с безударными гласными? ( Лексич. значение, вариант слова)

  • Приведите 2-3 своих примера. Заполните таблицу.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА УРОКА.

-Чьи произведения звучали сегодня на уроке? Ваше отношение к поэзии Пушкина.( Запись в двух-трёх предложениях)

  • Какой тип речи поможет вам в этом?

  • Какие слова помогли выразить отношение к поэзии?

  • С какой орфограммой связано правописание этих слов?

  • Что нового узнали об орфографии на уроке?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Вспомнить правописания, изученные на уроке; записать строки стихотворения Пушкина, обозначить изученные орфограммы.

© 2010-2022