Конспект урока по теме: «НЕ с существительными» (2-й урок)

"Описание материала: Цель: закрепить и проверить знания обучающихся об условиях слитного и раздельного написания НЕ с существительными. Задачи: повторить правила написания НЕ с существительными; продолжить работу по овладению орфографическими умениями и навыками; развивать умение применять знания на практике; проверить знания, полученные на уроках русского языка по теме «НЕ с существительными»; воспитывать любовь и интерес к русскому языку. Оборудование: индивидуальные карточки с заданиями. Учен...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

НЕ с существительными (2-й урок)

Открытый урок по русскому языку

6 класс

Учитель: Ярыгина Зоя Александровна

Цель: закрепить и проверить знания обучающихся об условиях слитного и раздельного написания НЕ с существительными.

Задачи: 1) повторить правила написания НЕ с существительными; 2) продолжить работу по овладению орфографическими умениями и навыками; 3) развивать умение применять знания на практике; 4) проверить знания, полученные на уроках русского языка по теме «НЕ с существительными»; 5) воспитывать любовь и интерес к русскому языку.

Оборудование: индивидуальные карточки с заданиями.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя. Сообщение темы и целей урока.

Ребята, мы продолжаем с вами работать по теме «НЕ с существительными». На предыдущем уроке мы познакомились с правилом написания НЕ с существительными и научились различать НЕ в качестве приставки, частицы, части корня. Сегодня мы продолжим работу по овладению орфографическими умениями и навыками, а в конце урока проверим знания, полученные на уроках русского языка по теме «НЕ с существительными», выполнив небольшую самостоятельную работу.

III. Проверка домашнего задания.

Проверка упр. 242: один учащийся читает предложения, объясняет постановку недостающих знаков препинания и правописание НЕ с существительными; второй учащийся выполняет на доске морфологический разбор существительного «забота» и выписывает слова с пропущенными буквами, объясняя свой выбор. Третий учащийся (задание по желанию) выполняет синтаксический разбор пословицы, в которой содержится НЕ с существительными (остальные приводит устно).

Ребята, задайте дополнительные вопросы по любой из изученных тем, связанных с именем существительным, учащимся, работавшим у доски, чтобы мы им поставили оценки.

IV. Работа по теме урока.

1. Выборочно-распределительный диктант (по упр. 238).

У доски работают двое учащихся. Один из них выписывает словосочетания с существительными, в которых НЕ - приставка, второй - словосочетания с существительными, где НЕ - часть корня (после завершения задания они делают выводы, какие правила им пришлось применить в своей работе). Остальные учащиеся распределяют данные словосочетания в тетрадях по двум столбикам (синонимы приводятся в скобках).

Остановиться в (не)решительности, (не)брежность в одежде, упрёк в (не)серьёзности, ошибки из-за (не)внимательности, (не)аккуратность ученицы, (не)приветливость в обращении, рассказывать (не)былицы, (не)примиримость к врагу, оказаться (не)веждой, оставаться (не)учем, чувствовать (не)приязнь, выразить (не)расположение, большие (не)взгоды, (не)точность в ответе, (не)преклонность характера.

2. Взаимопроверка.

Запись под диктовку с графическим объяснением написания НЕ:

Невезение преследовало меня. Не везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях. Невезение преследовало меня, но труд и воля помогли добиться успехов в учении. Люди пишут не пером, а умом. Невежа - враг самому себе.

Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют работу друг у друга.

3. Контроль знаний.

Каждому учащемуся раздаются распечатанные карточки, в которых они выполняют задание.

Раскройте скобки, графически объясните написание НЕ с существительными (где необходимо, поставьте недостающие знаки препинания; в скобках запишите синонимы):

Ученье - красота а (не)ученье - слепота. Видно (не)ряху по грязной рубахе. Пусть никакие (не)взгоды (не)омрачают вашей жизни! Буду ждать вашего письма с (не)терпением. Друг познаётся в (не)счастье. И туман и (не)погоды осень поздняя несёт. Опять (не)дуг его свалил. (Не)видимкою луна освещает снег летучий. Это (не)озеро а река.

(Не)аккуратность, (не)брежность, далеко (не)умница, (не)вежество, отнюдь (не)совершенство, (не)поседа, (не)забудки, (не)ожиданность, говорить (не)правду.

V. Итог урока, выставление оценок.

Ребята, чему мы учились сегодня на уроке?

Какие знания закрепляли?

Что вам показалось особенно трудным?

(Учитель высказывает своё мнение об уроке: кем доволен, кому нужно работать активнее, выставляет оценки за урок).

VI. Домашнее задание.

1) повторить изученные правила;

2) упр. 243 (выписать предложения в 2 группы: с НЕ - приставкой и НЕ - отрицательной частицей, графически объяснив свой выбор; расставить недостающие знаки препинания).

2

© 2010-2022