Контрольная работа по русскому языку в соответствии с ФГОС, 5 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Диагностическая контрольная работа по русскому языку в 5 классе

по разделу «Синтаксис. Пунктуация»

подготовлена учителем русского языка и литературы

МОУ Павловской СОШ №1 Шишкиной Анной Александровной

Пояснительная записка

Диагностическая контрольная работа предусматривает проверку знаний учащихся по разделу «Синтаксис. Пунктуация».

Цели:

1. Выявить уровень усвоения учащимися знаний по разделу «Синтаксис. Пунктуация»:

Понятий: словосочетание, простое и сложное предложение, однородные члены предложения, прямая речь, типы предложений по цели высказывания, идея текста, средства выразительности речи.

2. Выявить уровень овладения умениями :

- отличать словосочетания от предложения;

- осуществлять синтаксический анализ и разбор предложения;

- составлять предложения по заданным моделям;

- различать простые и сложные предложения;

- определять основную идею текста;

- находить предложение, в котором заключена основная идея текста;

- строить высказывание на заданную тему;

-умение адекватно воспринимать самостоятельно прочитанную информацию, -умение проводить информационно-смысловой анализ текста и извлекать из него нужную информацию,

-умение классифицировать, анализировать языковые явления,

- умение действовать согласно инструкции.

Общая характеристика структуры диагностической работы.

Работа состоит из трех частей, которые последовательно выполняются учениками.

Часть I (А) включает задания тестового характера (7 вопросов), проверяющие знания учащихся по разделу.

Часть II (В) проверяет умение анализировать текст (умение определять стиль текста, тип речи, основную мысль), умение извлекать из текста нужную информацию, что готовит учащихся к выполнению задания с развернутым ответом (часть III).

Часть III (С) содержит задание открытого типа с ответом на проблемный вопрос, проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.



Распределение заданий по частям

п\п

Части

работ

Число

заданий

Максимальный первичный балл

Тип заданий

1

Часть I (А)

7

7

Тестовые задания с выбором ответа

2

Часть II (Б)

5

5

Работа с текстом

3

Часть III (С)

1

3

Задание с развернутым ответом на проблемный вопрос

Инструкция для учащихся

Эта инструкция поможет вам правильно организовать свое время и успешно выполнить работу.

Часть I (А) - тестирование

Внимательно прочитайте каждое из шести заданий и предлагаемые варианты ответа. К каждому заданию дается 4 варианта ответа, только один из них правильный. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты.

Часть II (В) - чтение предложенного текста и выполнение заданий.

Внимательно прочитайте текст, стараясь понять его содержание. Затем приступайте к выполнению заданий. Задания требуют краткого ответа ( в виде одного- двух слов или цифр).

Часть III (С)

Еще раз внимательно прочитайте текст, вдумайтесь в содержание проблемного вопроса. Ответьте на него.

Объем работы: от 20 до 40 слов.




Вариант 1

Часть I (А)

А 1. Какая пара слов является словосочетанием?

1. сосна стройна

2. передо мной

3. приставки и суффиксы

4. вышел из леса

А 2. Укажите грамматическую основу в предложении.

Осень рисует художник, а вспоминает лето.

1. осень рисует

2. рисует художник, вспоминает

3. вспоминает лето

4. рисует художник

А 3. Какое предложение по цели высказывания является вопросительным?

1. Дочка царская пропала

2. Ах ты, мерзкое стекло

3. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее

4. Ты прекрасна, спору нет

А 4. В каком предложении есть ошибка в расстановке знаков препинания.

1) Пришла весна, зазеленели молодые березки.

2) За окном проносились перелески, поля, редкие деревушки.

3) Ты уже прочитал эту книгу спросил Миша

4)Среди приехавших людей были и опытные врачи, и молодые специалисты.

А 5. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Зимним утром прилетают на березу тетерева ( ) и клюют бурые сережки.

1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2. Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3. Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.

4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

А 6. Укажите предложение, строение которого соответствует заданной модели ( знаки препинания не расставлены):

Контрольная работа по русскому языку в соответствии с ФГОС, 5 класс.

1) Ветер засвистел в ушах и поднялась снежная пыль.

2) Вдруг вспыхнула молния и осветила низкие кустарники.

3) Вот появилось солнце и его лучи залили окрестность светом.

4) Он сделал все чтобы мы пришли вовремя.

А 7. В какой последовательности надо расположить предложения, чтобы получился текст?

А) Пора отправляться за грибами

Б) Летнее утро легко поднимает с постели

В) Над рекой еще расстилается туман.

Г) Скоро он пропадет в прозрачном воздухе.

1. АБВГ

2. БГАВ

3. АБГВ

4. БВГА

Часть II (В)

Прочитайте текст и выполните задание В1-В5.

(1) Наступила теплая и прекрасная ночь. (2) Таял снег, и в небе блистали редкие звезды.

(3) В деревне, один за другим гасли огоньки. (4). Эти звезды переговаривались друг с другом на непонятном языке и создавали красоту в природе.

(5)Но вот над самой деревней прозвучал с неба звонкий и трубный голос совы. (6) Деревья в лесу спокойно покачивались, словно они охраняли ночной покой. (7). Если ты присмотришься, ты увидишь на реке мерное покачивание волн.(8) Каждая травинка, каждая паутинка, каждая хрупкая веточка дорога мне. (9) Возникает желание сказать: «Как хорошо, что есть красота природы, которой хочется восхищаться!».

(В.Бианки)

В 1. Определить стиль текста.

В 2. Какие средства художественной выразительности использованы в предложении №4

В 3. Среди предложений 4,6,8 найдите сложное предложение, союзное и напишите номер этого предложения.

В 4. Среди предложений 6,7,8 найдите предложения с однородными членами и напишите номер этого предложения.

В 5. В каком предложении заключена основная идея?

Часть III (С)

Как ты понимаешь высказывание В. Бианки: «Как хорошо, что есть красота природы, которой хочется восхищаться!». Напиши сочинение.

Вариант 2

А 1. Какая пара слов является словосочетанием?

1. сосна стройна

2. передо мной

3. приставки и суффиксы

4. дети читают

А 2. Укажите грамматическую основу в предложении

Одноногий пират искал клад с золотом, а нашел лишь пустой сундук.

  1. одноногий пират

  2. пират икал

  3. клад с золотом

  4. пират искал, нашел

А 3. Какое предложение является вопросительным (знаки препинания не расставлены)?

1. Мама обернулась ко мне

2. Не видал ли где на свете ты царевны молодой

3. Нужно знать правило

4. По небу голубому проехал грохот грома

А 4. В каком предложении есть ошибка в расстановке знаков препинания.

1)Прилетели певчие птицы, и скоро наступит лето.

2) «Акула!», - крикнул кто-то.

3) Сверкнула молния раздался оглушительный удар грома.

4) Из поземки ветерок свил серебряный шнурок и на нем привел в тайгу белогривую пургу.

А 5. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Отец взял тигренка на руки ( ) и отнес его на террасу.

1)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2)Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3)Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.

4)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

А 6. Укажите предложение, строение которого соответствует заданной модели: [О: О, О, О]

1.В цветочном городе росли разные цветы маргаритки ромашки одуванчики.

2.Красивые слова украшают нашу речь.

3.Свежий ветер пахнет мятой солнцем и теплом.

4.Дверь тихонько отворилась и царевна очутилась в светлой горнице.

А7. В какой последовательности надо расположить предложения, чтобы получился текст?

А) Это была дочка лесника.

Б) Однажды охотник встретил на лесной дороге маленькую девчушку с золотистыми волосами.

В) Девочка проводила охотника до избушки.

Г) Она собирала в корзинку еловые шишки.

1.АБВГ

2.БВГД

3.ДГБА

4. БАГВ

Часть II (В)

Прочитайте текст и выполните задание В1-В5

(1) Зимой, летом, осенью, весною хорош русский лес! (2) Чистые лежат под деревьями сугробы.

(3) Над лесными тропинками словно кружевными арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. (4). Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей.

(5)Спят неподвижные сосны, и тени их стройных стволов лежат на сугробах.

(6) Невидимой жизнью полнится зимний лес . (7).От дерева к дереву тянутся легкие следы белок, маленькие следы лесных мышей и птиц.(8). Только очень внимательный человек может наблюдать . (9) Нужно уметь ходить, тихо слушать и останавливаться. (10) Только тогда откроется вам вся чудесная красота спящего зимнего леса.

(И. Соколов-Микитов)

В 1. Определить стиль текста.

В 2. Какие средства художественной выразительности использованы в предложении №2.

В 3. Среди предложений 4, 5, 6 найдите сложное предложение, союзное и напишите номер этого предложения.

В 4. Среди предложений 1, 2, 3 найдите предложения с однородными членами и напишите номер этого предложения.

В 5. В каком предложении заключена основная идея текста ?

Часть III (С)

Как ты понимаешь высказывание И. Соколова-Микитова: «Нужно уметь ходить, тихо слушать и останавливаться. Только тогда откроется вам вся чудесная красота спящего зимнего леса». Напиши сочинение.

Вариант 3

А 1. Какая пара слов является словосочетанием?

1. они украшают

2. выглянуло из-за туч

3. перед домом

4. веселый и радостный

А 2. Укажите грамматическую основу в предложении.

Крылов любил бродить по городу, посещал народные сборища, торговые площадки.

  1. Любил бродить, посещал

  2. Бродить по городу

  3. Крылов любил бродить, посещал

  4. Крылов посещал

А 3. Какое предложение является побудительным?

1. Ты знаешь правила

2. Старайся вести себя хорошо

3. Дочка царская пропала

4. Хлещет все яростней дождь проливной

А 4. В каком предложении есть ошибка в расстановке знаков препинания.

1) «Ах, какие цветы!», - сказал я.

2) Я сел за стол с карандашом и бумагой, стал записывать.

3) Я люблю эти темные ночи, эти клены, пруды.

4) Еще с рассвета люди несли на базар еду овощи, хлеб, птицу, фрукты.

А 5. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Солнце спряталось за холодные вершины () и туман расходился в долинах.

1)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2)Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3)Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.

4)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

А 6. Укажите предложение, строение которого соответствует заданной схеме.

[О и О]

1. Болота уже начали замерзать.

2. Целый день трудится жаворонок чтобы люди работали веселей.

3. Гроза прошла и ветер алых роз в окно мне дышит ароматом.

4.Майский жук сослепу налетел на Незнайку и ударил его по затылку.

А 7. В какой последовательности надо расположить предложения, чтобы получился текст?

А) Роза точно плакала.

Б) Она распустилась в хорошее майское утро.

В) Но вокруг неё всё было так хорошо, так чисто и ясно в это прекрасное утро.

Г) Когда она раскрывала свои лепестки, утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок.

1.АБВГ

2.БВГД

3.ВГБА

4. БГАВ

Часть II ( В)

Прочитайте текст и выполните задание В1-В5

(1) Тропинка, точно проводник, бежит в синий сумрак леса. (2)Крутым поворотом опустилась она в ложбину, где сверкал родник.

(3) Что же происходит на дне родника? (4) Здесь все бурлит, клокочет, бьется, переливается, живет. (5) Резвые струйки вырываются из глубины земли, вскипают фонтанчиками, бьют ключом, раздвигают песчинки и камушки. (6) Когда вода выбивается на свободу, она не затихает в покое.

(7) Прекрасная водичка напористо переливается через травянистый бугорок, бежит и сверкает.

(8) Родник живет в действии, он всегда светел и чист . (9). Он родит воду - источник жизни и красоты на земле, родит вокруг себя радость.

(10). Даже малые родники надо беречь и охранять. (11) Ведь от них начинают свои истоки, черпают силу раздольные реки.

(Я. Суханов)

В 1. Определить стиль текста.

В 2. Какие средства художественной выразительности использованы в предложении №7

В 3. Среди предложений 5, 6, 7 найдите сложное предложение, союзное и напишите номер этого предложения.

В 4. Среди предложений 3,4,6 найдите предложения с однородными членами и напишите номер этого предложения.

В 5. В каком предложении заключена основная идея?

Часть III (С)

Как ты понимаешь высказывание И. Соколова-Микитова: «Даже малые родники надо беречь и охранять». Напиши сочинение.

Вариант 4

А 1. Какая пара слов является словосочетанием?

1. ветер утих

2. наша речь

3. молодой и красивый

4. возле дома

А 2. Укажите грамматическую основу предложения.

С вершины горы бежит, попрыгивает на камнях ручей и отзывается далеким звоном где- то в глубине леса.

  1. Бежит ручей

  2. Отзывается в глубине

  3. Ручей бежит, подпрыгивает, отзывается

  4. Ручей подпрыгивает, отзывается

А 3. Какое предложение является повествовательным?

1. Не ходи сегодня на кружок

2. Сколько у тебя сегодня уроков

3. Ты знаешь правило

4. Вот и наступили летние каникулы.

А 4. В каком предложении есть ошибка в расстановке знаков препинания.

1)Кот широко раскрыл глаза и осторожно шагнул к незнакомцу.

2) Мальчик испуганно прошептал Я боюсь

3) Ты не пой под моим окном, соловей.

4) Сегодня на улице идет снег, а завтра будет дождь.

А 5.Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Солнце уже спряталось ( ) и на цветущей ржи растянулись вечерние тени.

1)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2)Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3)Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.

4)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

А 6. Укажите предложение, которое соответствует заданной модели

(знаки препинания не расставлены).

[О и О]

1. Антоний Погорельский писал стихи статьи прозу

2. Герасим в точности исправлял все приказания но права свои знал

3.Из-за кустов выглянул мальчик и тотчас исчез

4.Поезд пролетел через мост и девочка загляделась на него

А 7. В какой последовательности надо расположить предложения, чтобы получился текст?

А) Все они были такие же жалкие, неуклюжие, как и она.

Б) Маленькая лисичка родилась в глубокой тесной норе.

В) Мать лиса кормила их молоком и согревала их своим молоком и своим теплом.

Г) У лисички было четверо братьев и сестер.

1. АБВГ

2. БГАВ

3. АБГВ

4. БВГА

Часть II ( В)

Прочитайте текст и выполните задание В1-В5

(1) Ах, какое чудесное время весна! (2) Стоит в лесу чистый и прозрачный воздух.

(3) Далеко слышатся голоса птиц, и отчетливо разносится торопливый стук дятла. (4) С приходом весны все в лесу оживилось. (5)Бегут по дорожкам проворные ручейки, распускаются листочки на деревьях, появляются первые цветы. (6) А над ярко-зелеными кочками бегает в кронах могучих елей белка.

(7) Отыщет она шишку, просунет зубки в щель, как стамесками, срежет ими чешуйку. (8) У белки милая усатая мордочка, большие черные глаза, уши кисточками и такой пушистый хвост, что позавидует лиса.

(9) А это пробирается к ручейку ежик, он недавно проснулся и подставляет свою колючую спину ласковому солнышку.

(10) Необходимо научиться наблюдать за изменениями в природе, важно увидеть все до мелочей.(11) Только красота природы помогает увидеть то, что надо охранять.

(Н. Сладков)

В 1. Определить стиль текста.

В 2. Какие средства художественной выразительности использованы в предложении №6.

В 3. Среди предложений 3, 4, 5 найдите сложное предложение, союзное и напишите номер этого предложения.

В 4. Среди предложений 2, 5, 6 найдите предложения с однородными членами и напишите номер этого предложения.

В 5. В каком предложении заключена основная идея?

Часть III (С)

Как ты понимаешь высказывание Н. Сладкова:

«Только красота природы помогает увидеть то, что надо охранять».

Напиши сочинение.



Критерии оценивания

При выполнении части А и В за каждый правильный ответ учащиеся получают 1 балл.

Критерии оценивании ответов на задание С1


Критерий

Градация критерия

Баллы

К1

Соответствие созданного текста коммуникативной задаче данного текста

Текст соответствует коммуникативной задаче

1

Текст не соответствует коммуникативной задаче

0



К2

Логичное построение текста

Логические ошибки отсутствуют

1

Наличие 1 логической ошибки

0



К3

Орфографическая и пунктуационная грамотность

Грубые орфографические и пунктуационные ошибки отсутствуют

1

Наличие 1 грубой орфографической или 1 грубой пунктуационной ошибки

0

Максимальный балл:

3

Таким образом, за всю работу учащийся может набрать 15 баллов.

«5»- 14-15 баллов

«4»- 11-12 баллов

«3»- 6- 7 баллов





















Ответы

Вариант 1 .

Часть А

А 1. 4

А 2. 2

А 3.3

А 4.3

А 5.1

А 6.2

А 7.4

Часть В

В1. Художественный

В2. Эпитет

В3. 5

В4. 1

В5. 1

Вариант 2

Часть А

А1. 4

А2.4

А3.2

А4.2

А5.1

А6.1

А7.4

Часть В

В1. Художественный

В2. Эпитет

В3. 5

В4.1

В5.1

Вариант 3

Часть А

А1.2

А2.1

А3.2

А4.1

А5.3

А6.

А7.4

Часть В

В1. Художественный

В2. Олицетворение

В3.6

В4. 4

В5. 1

Вариант 4


Часть А

А1. 2

А2.3

А3.4

А4.2

А5.3

А6.3

А7. 2

Часть В

В1. Художественный

В2.Олицетворение

В3. 3

В4.2

В5. 11

Поэлементный анализ

Элементы выполнения

Кол-во

учащихся

Успешно справились

Допустили

ошибки

Не приступи-ли к выполне-нию работы

% успешности

А1

Словосочетание как синтаксическая единица.

Знают: строение словосочетания, отличие от предложения

Умеют: находить словосочетания, определять главное и зависимое слово, различать словосочетание и предложение.

20

15

5

0

75

А2

Грамматическая основа предложения.

Знают: что составляет грамматическую основу предложения.

Умеют: находить грамматическую основу предложения.

20

19

1

0

95

А3

Виды предложений по цели высказывания.

Знают:

особенности простых предложений по цели высказывания.

Умеют:

распознавать предложения по цели высказывания.

20

20

0

0

100

А4

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Знают: определение понятий «прямая речь», «слова автора».

Умеют: расставлять знаки препинания при прямой речи

20

16

4

0

80

А5

Знаки препинания в простых и сложных предложениях.

Знают: структурные различия между простыми и сложными предложениями.

Умеют: различать простые и сложные предложения, правильно ставить знаки препинания в них.

20

14

6

0

70

А6

Предложения с однородными членами.

Знают:

правила постановки знаков препинания в предложения с однородными членами.

Умеют:

О0босновывать постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами, находить предложения по заданным моделям.

20

18

2

0

90

А7

Текст

Знают: основные признаки текста.

Умеют: составлять текст из указанных предложений.

20

17

7

0

85

В1

Стили речи

Знают: особенности стилей речи

Умеют: определять признаки стилей речи

20

18

2

0

90

В2

Средства художественной изобразительности.

Знают: определения средств художественной выразительности.

Умеют: находить средства художественной выразительности

20

15

5

0

75

В3

Сложное предложение. Синтаксический анализ сложного предложения.

Знают: особенности построения сложного предложения.

Умеют: находить сложные предложения, отличать их от простых предложений,

определять средство связи в сложных предложениях, выполнять синтаксический анализ.

20

16

4

0

80

В4

Однородные члены предложения.

Знают:

опознавательные признаки однородных членов.

Умеют : находить

предложения с однородными членами, отличать их от других синтаксических конструкций.

20

18

2

0

90

В5

Основная идея текста.

Знают: что такое основная идея текста.

Умеют: определять основную идею текста.

20

16

4

0

80

Часть

С

Знать: признаки текста, особенности построения, средства связи предложений в тексте.

Умеют:

создавать письменные монологические высказывания на заданную тему , соблюдать в практике письма основные логические , грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.

18

14

4

2

70







© 2010-2022