Урок обобщения по русскому языку в 5 классе по теме Правописание безударных личных окончаний глагола (с применением образовательной технологии Интеллект)

Данный урок позволяет обобщить знания , полученные обучающимися при изучении темы "Правописание безударных личных окончаний глагола". Конспект содержит работу с текстом, множество разнообразных и занимательных материалов, что поможет поддерживать интерес учащихся на протяжении всего урока, а также включает в себя задания по образовательной технологии "Интеллект", направленные на развитие тезауруса (понятийного аппарата) и воображения. Несомненно, привлечёт внимание и творческое домашнее задание.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5 класс «А», 3 четверть.

Учитель: Петухова Е.И.

(ЧОУ СОШ "Ломоносовская школа")


Урок обобщения по теме

«Правописание безударных личных

окончаний глагола»

(с применением

образовательной технологии «ИнтеллекТ»)


Цель урока:


- образовательная:

1. повторить окончания глаголов I и II спряжений;

  1. закрепить знание, умение способа определения верного написания окончаний глагола;

  2. совершенствовать умение видеть глаголы с безударным личным окончанием в тексте.


- развивающая:

1. работать над развитием понятийного аппарата (тезауруса);

2. работать над развитием внимания, памяти и мышления;

3. развивать навыки говорения, письма и слушания;

4. развивать навыки самоконтроля.


- воспитательная:

1. воспитывать ответственное отношение к труду;

2. воспитывать волю и настойчивость для достижения конечных

результатов.


План-конспект урока:

  1. Организационный момент. Вступительное слово учителя о теме и целях урока;

  2. Развивающее задание по ОТИ на проверку тезауруса.

  • Вспомните способ выбора безударного личного окончания глагола. Восстанавливая поочерёдно каждый шаг алгоритма, вставьте недостающие слова в утверждения. Мы с вами работаем над развитием понятийного аппарата (тезауруса).


Тезаурус, память и мышление.


Правописание безударных личных

окончаний глагола.


Уровень С.

Задание: вспомните способ выбора безударного личного окончания глагола. Восстанавливая поочерёдно каждый шаг алгоритма, вставьте недостающие слова в утверждения.

Время выполнения задания - 5 минут.



N

Утверждения

+/-

1

Если в глаголе безударное личное окончание, то для удобства можно _________________ ________________________ и _____________________ .


2

Поставить глагол в форму ______________________ лица ___________________________ числа.


3

Если окончание ударное или чётко слышится, то сразу определяем спряжение:

  • окончание _____________ I спряжение

  • окончание _____________ II спряжение


4

Если окончание безударное и сомнительное, надо поставить глагол в ____________________________ .


5

Если глагол оканчивается на _____ , то он II спряжения.


6

Ко II спряжению относятся также 11 глаголов-исключений: 4 глагола на ­­­_______ и 7 глаголов на _________ :

___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________


7

В окончаниях глаголов II спряжения пишется гласная _____ , а в 3 лице множественного числа _____ .


8

Если глагол оканчивается не на _____ , то он I спряжения.


9

К I спряжению относятся также 2 глагола-исключения на _______ .

___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________


10

В окончаниях глаголов I спряжения пишется гласная _____ , а в 3 лице множественного числа _____ .




Если Вы верно составили 10 утверждений, то получаете оценку "5";

если Вы верно составили 8-9 утверждений, то получаете оценку "4";

если Вы верно составили 5-7 утверждений, то получаете оценку "3".










Тезаурус, память и мышление.


Правописание безударных личных

окончаний глагола.


Уровень В.

Задание: вспомните способ выбора безударного личного окончания глагола. Восстанавливая поочерёдно каждый шаг алгоритма, вставьте недостающие слова в утверждения.

Время выполнения задания - 5 минут.



N

Утверждения

+/-

1

Если в глаголе безударное личное окончание, то для удобства можно отбросить ________________________ и _____________________ .


2

Поставить глагол в форму ______________________ лица ___________________________ числа.


3

Если окончание ударное или чётко слышится, то сразу определяем спряжение:

  • окончание _____________ I спряжение

  • окончание _____________ II спряжение


4

Если окончание безударное и сомнительное, надо поставить глагол в ____________________________ .


5

Если глагол оканчивается на _____ , то он II спряжения.


6

Ко II спряжению относятся также 11 глаголов-исключений: 4 глагола на ­­­ -ать и 7 глаголов на _________ :

слышать, видеть, ___________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________


7

В окончаниях глаголов II спряжения пишется гласная _____ , а в 3 лице множественного числа _____ .


8

Если глагол оканчивается не на _____ , то он I спряжения.


9

К I спряжению относятся также 2 глагола-исключения на _______ .

___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________


10

В окончаниях глаголов I спряжения пишется гласная _____ , а в 3 лице множественного числа -ут (-ют).




Если Вы верно составили 10 утверждений, то получаете оценку "5";

если Вы верно составили 8-9 утверждений, то получаете оценку "4";

если Вы верно составили 5-7 утверждений, то получаете оценку "3".







  • Давайте проверим себя. Расскажите алгоритм выбора безударных личных окончаний глагола.


3. работа с текстом.

- Выразительно прочитайте текст. Вспомните автора и название

произведения.

И прожива…т до сих пор Герасим бобылём в своей од…нокой избе, здоров и

могуч…, и работа…т за четырёх по-прежнему. Но соседи заметили\. Что после своего

возвращения из Москвы он совсем (не)вод…тся с женщинами и (не)смотр…т на них. И

ни одной собаки у себя (не)держ…т.

  • Кто автор? Что за произведение?


  • Определим тип речи. (Это описание жизни Герасима после возвращения в деревню. Всё сказанное присутствует в нём одновременно).


  • Определим стиль текста. (Это художественный стиль речи. Здесь есть тропы: эпитет: одинокая изба гипербола: работает за четырёх )


  • Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Объясните свой выбор (комментированная работа).


  • Произведём синтаксический разбор предпоследнего предложения.

Но соседи заметили, что после своего возвращения из Москвы он совсем не

водится с женщинами и не смотрит на них.


  • Произведём морфологический разбор глагола работает.

Работает - глагол (что делает?), н.ф. (что делать?) работать, несов.вида, невозвр., неперех., I спр.; в изъяв. накл., наст. вр., 3 л., ед. ч. , Герасим (что делает?) работает.

4. физминутка.

  • Мы тоже хорошо поработали. Давайте отдохнём и поиграем.

  • Прочитайте нашу тему урока. Я выписала из неё согласные.

Что делают согласные?

(с мячом)


П - пол…т

Х - ход…т

Р - ро…т

Л - лов…т

В - вид…т

Ч - чин…т

С - слыш…т

К - кол…т

Н - напева…т

Г - гон…т

Б - бел…т

Щ - щекоч…т

З - зна…т

Т - терп…т

Д - держ…т



  • Определите спряжение глаголов. Назовите окончание.

5. Работа со стихотворением. Лингвистический анализ текста.


  • Ребята, а почему Герасим не смотрит на женщин и не держит собаки?


  • Вспомним поведение барыни после его исчезновения:

«Барыня разгневалась, расплакалась, велела отыскать его во что бы то ни стало,

уверяла, что она никогда не приказывала уничтожать собаку…»


  • Да, ребята, слово имеет большой вес, ценность и значимость. Прочитаем стихотворение В. Солоухина, посвящённое слову:

Слово о словах.

Когда ты хоч…шь

Молвить слово,

Мой друг, подумай - не спеши.

Оно быва…т то сурово,

То рождено теплом души,

Оно то жаворонком вьётся,

То медью траурной поёт.

Покуда слово сам не взвес…шь,

Не выпускай его в полёт.

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить.

Им можно лёд зимой расплавить

И камень в крошку раздробить.

Оно одар…т иль ограб…т,

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слуша…т тебя.


  • О чём это стихотворение?


  • Каким может быть слово? О чём заставляет задуматься это стихотворение нас, читателей?


  • Запишите предложенную часть стихотворения.


  • Объясните правописание безударных личных окончаний глагола.


  • Определите стиль текста (художественный).


  • Назовите тропы, средства художественной изобразительности. (слово сурово - эпитет слово рождено - олицетворение тепло души - метафора жаворонком вьётся - метафора медью траурной поёт - метафора слово одарит - метафора слово ограбит - метафора слово взвесишь - олицетворение отправлять в полёт - олицетворение)


  • Слово действенно. В. Солоухин показывает читателю, как слово может воздействовать на окружающий мир.


  1. Образовательная технология «ИнтеллекТ» (развитие устойчивости внимания, упражнение №9, стр. 28).


  • Итак, что нужно сделать, чтобы выбрать безударное личное окончание глагола? (поставить глагол в инфинитив, определить спряжение)


  • Сегодня мы будем развивать устойчивость внимания. Будем выбирать окончания глагола в большом объёме слов за ограниченное время. У вас всего 3 минуты.


  • Прочитайте задание. Приступайте к выполнению.


  1. Занимательная грамматика.


  • Из ряда синонимов подберите слово, которое наиболее точно выражает смысл пословицы. Поставьте глагол в нужной форме, объясните окончание.

Герой вою…т, а трус ….. (грустить, горевать, печалиться)

У себя в глазу бревна не вид…шь, а у другого соринку …..

(замечать, подмечать, улавливать)


  1. Итог урока.


  • Что повторили сегодня на уроке?

  • Как выбрать безударное личное окончание глагола?


  1. Домашнее задание (творческое).


  • Давайте пофантазируем. Если бы события рассказа И.С.Тургенева «Муму» развивались по-другому, как бы он мог закончиться? Придумайте и запишите свой финал рассказа, используя опорные (или свои) глаголы и графически объясняя безударные личные окончания.

Люб…т, вспомина…т, держ…т, хвал…т, друж…т,

воспитыва…т, рассказыва…т, обща…тся, уч…т, раду…тся,

стро…т, провод…т, служ…т, приезжа…т, труд…тся,

помога…т, не помн…т, не завис…т, обожа…т.

Приложение.


Индивидуальное задание

по теме «Правописание безударных

личных окончаний глагола».


Задание.

Вставьте безударные личные окончания глагола и объясните их.



Смотр…м телевизор, стел…шь скатерть, гон…т тучи, та…т на солнце,


корм…м птиц, укрыва…шься плащом, наблюда…те за погодой, клее…м конверты,


ве…т свежестью.



Занимательная грамматика.



  • Из ряда синонимов подберите слово, которое наиболее точно выражает смысл пословицы. Поставьте глагол в нужной форме, объясните окончание.

Слово не воробей, вылет…т - не ….. (схватить, поймать, догнать)

Скаж…шь - не ворот…шь, отруб…шь - не ….. (приклеить, придвинуть, приставить)

Напиш…шь пером, не ….. (вырубить, высечь, выдолбить) топором.



Занимательное задание.


Распредели глаголы по группам с помощью стрелочек.



Паша паш…т,


Сева се…т,


Маша маш…т,


Вера ве…т,


Поля пол…т,


Валя вал…т,


Коля кол…т,


Варя вар…т,


Глаша глад…т,


Лада лад…т,


Катя кат…т,


Ну и хватит!


© 2010-2022