Конспект урока по чтению в 9 классе VIII вида на тему А. С. Пушкин Барышня-крестьянка

Вашему вниманию предоставляется конспект урока по чтению и развитию речи на тему А.С. Пушкин "Барышня-крестьянка" подготовленного для учащихся 9 класса VIII вида, обучающихся по программе специального коррекционного образования. Описан материал, который необходим для урока, предоставлены картины Василия Поленова "Заросший пруд", Исаака Левитана "Берёзовая роща", а также иллюстрации по сюжету. В структуре урока соблюдены основные этапы урока:организационный момент, проверка домашнего задания, зна...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Составила учитель:

Петрова А.А.

Конспект урока по чтению и развитию речи

в 9 классе.

«

ГБОУ Верхне-Авзянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида

»

Тема: А. С. ПушкинКонспект урока по чтению в 9 классе VIII вида на тему А.С.Пушкин Барышня-крестьянка.

с. Верхний-Авзян

Тема: А.С. Пушкин «Барышня - крестьянка»

Цель:

Образовательная:

- продолжать знакомить с нравственными устоями прошлого;

Развивающая:

- учить передавать эмоциональную окраску разговорной речи, описания природы, событий;

Воспитательная:

- воспитывать на примере героев повести правилам нравственных норм поведения.

Материал: карточки - схемы, фонограмма со звуками леса. Картины

Василия Поленова «Заросший пруд», Исаака Левитана «Березовая роща», иллюстрации по сюжету.

ХОД УРОКА.


  1. Орг. момент. Доклад дежурного о готовности к уроку.


  1. Проверка домашнего задания. Обсуждение персонажей повести (сопоставительный анализ)

2.1 Над каким произведением мы работаем?

(сегодня мы будем работать над повестью « Барышня-крестьянка»)

- Кто написал повесть « Барышня-крестьянка»?

(повесть «Барышня-крестьянка написал Александр Сергеевич Пушкин)

- Где и когда происходит действие повести?

( действие происходит в 19 веке в одной из отдалённых губерний)

- Назовите главных героев повести

( Иван Берестов - дворянин, Алексей Берестов - сын Берестова,

Григорий Муромский - русский барин, Лиза - дочь Муромского, он

называл её Бетси, мисс Жаксон, Настя - служанка Лизы).

  1. Анализ текста.

  • Что автор сообщает о «хозяйственных упражнениях» Берестова?

  • Как проказничал в своей деревне Муромский?

  • О ком сказано «Поля свои обрабатывал он по английской методе, но на чужой манер хлеб русский не родится…»

  • Какие постройки, кроме господского дома, были в усадьбе?

  • Что было вокруг усадьбы?

  • Чем занимались крестьяне? Какими профессиями они должны были овладевать?

  • Как развлекались господа?

  • Как воспитывались дети господ?

  1. Анализ текста.

  • Что автор сообщает о «хозяйственных упражнениях» Берестова?

  • Как проказничал в своей деревне Муромский?

  • О ком сказано «Поля свои обрабатывал он по английской методе, но на чужой манер хлеб русский не родится…»

  • Какие постройки, кроме господского дома, были в усадьбе?

  • Что было вокруг усадьбы?

  • Чем занимались крестьяне? Какими профессиями они должны были овладевать?

  • Как развлекались господа?

  • Как воспитывались дети господ?

Анализ текста.

- Что автор сообщает о «хозяйственных упражнениях» Берестова?

- Как проказничал в своей деревне Муромский?

- О ком сказано «Поля свои обрабатывал он по английской методе, но на чужой манер хлеб русский не родится…»

2.2 На доске портреты Муромского и Берестова, Лизы, Алексея. карточки со словами, определяющие черты характера этих героев.

- Ребята, давайте назовем героев повести и дадим им краткую характеристику (даю ребятам на выбор по - одному конверту со словами - характеристиками. Дети должны сориентироваться и расположить их под портретом на доске).

2. 3 Чтение по ролям. (на доске иллюстрация того эпизода, который будут читать по ролям!

- Какой момент повести изображен на иллюстрации? (чтение по ролям)

- Почему Лиза боялась пойти на встречу с Алексеем открыто, не притворяясь крестьянкой?

3. Знакомство с новым материалом.

3.1 «Конкурсное чтение» - выбор автора. Самостоятельное чтение отрывка на стр.87 описания утра до слов «Лиза испугалась и закричала». Опираясь на «Словарь настроения» сказать, с какой интонацией нужно читать этот отрывок? Читает тот, кто более точно уловил интонацию чтения.

3.2 Выразительное чтение отрывка учеником

4. Работа над выразительностью чтения описания природы, «рисование места встречи».

- Случайно ли Пушкин для встречи выбрал раннее утро, когда Лиза пошла на встречу с Алексеем? (утро зарождение нового дня, что произойдет в течение дня - никому не известно, так и Лиза не знает, к чему приведет ее встреча с молодым барином).

Обратите внимание, у Пушкина нет ни одного случайного слова или фразы.

4.1 Чтение отрывка учителем с комментариями. (Фонограмма со звуками леса.)

Итак, «Заря сияла на востоке…», облака, как царедворцы, в ожидании солнца…. И Лиза в синем сарафане с медными пуговками … Легкие веселые ножки в пестрых лаптях не идут, а несут ее по воздуху. «…Боясь какой-нибудь знакомой встречи, она, казалось, не шла, а летела…» Эта фраза сама по себе какая-то «летучая». И мы бежим вместе с Лизой навстречу неизвестности, навстречу судьбе…

Лиза замедляет шаги, приближаясь к роще… Сердце бьется…. И у нас тоже! Мы вместе с автором следим за героиней, прислушиваемся, боимся хрустнуть сухой веткой, чтобы не спугнуть… Чего? Ее младенческой веселости, ее «сладкой мечтательности». Волшебник Пушкин, просто волшебник! Мы с замиранием сердца следим за синим сарафаном … Напряжение нарастает… Вот! Залаяла собака! Что-то будет…

4.2 Работа по картинам художников В. Поленова, И. Левитана.

- Опираясь на картины художников, давайте проследим путь Лизы к месту их встречи, «нарисуем» свою картину этого пути. (включается фонограмма с звуками леса, используются картины Поленова «Заросший пруд», И. Левитана «Березовая роща».) Дети прослеживают путь Лизы до места встречи.

Физминутка.

5. Работа со словарем настроения.

- Как вы думаете, для кого эта встреча будет неожиданной?

- С какой интонацией нужно будет читать слова Алексея? Лизы? Автора?

5.1 Словарная работа. (над словами и выражениями из диалога на усмотрение учителя).

6. Чтение по ролям.

6.1 стр. 87 со слов «…Она шла…» до «Ну вот те святая пятница, приду» на стр.90.

6.2 - Что же произошло с Алексеем? Влюбился? Почему?

Чем же привлекла его Лиза - Акулина?

Влюбился, потому что крестьянка?

Барышни уездные, хоть и милые, но … все похожи? Может быть.

- А крестьянки разве не похожи друг на друга? Нет, дело в том, что это - «барышня-крестьянка»! Вот почему она ни на кого не похожа. В ней - все загадка, все неожиданность. Лиза сама этого всего не ожидала, сама замирает от страха и восторга и не только потому, что боится разоблачения, а потому, что ... выбежала этим ранним весенним утром навстречу судьбе…

Но вот незадача - с этой «поселянкой» нельзя, как с другими, и снисходительно-ласковый тон Берестова к концу эпизода меняется. Он совсем сбит с толку, ему уже не до смеха, он заворожен.

7. Работа по тексту.

-Найдите отрывок, где описываются размышления Лизы после свидания с Алексеем.

- А, что думал после встречи Алексей Берестов?

- Сравните оба размышления.

- Найдите последний абзац, прочитайте его. Ответьте на вопрос - в чем было препятствие браку Лизы и Алексея?

8. Домашнее задание. Инсценировка «Первая встреча Берестова и Акулины».

Ответить на вопрос 5 задания к главе.

9.Подведение итогов работы на уроке, оценивание ответов детей.

10. Рефлексия: Поднимите смайлик, который более точно выражает ваше настроение, с которым вы уходите с урока.


Приложение.

Конспект урока по чтению в 9 классе VIII вида на тему А.С.Пушкин Барышня-крестьянка.

В. Поленов «Заросший пруд»

Конспект урока по чтению в 9 классе VIII вида на тему А.С.Пушкин Барышня-крестьянка.

И. Левитан «Березовая роща»

Конспект урока по чтению в 9 классе VIII вида на тему А.С.Пушкин Барышня-крестьянка.

Конспект урока по чтению в 9 классе VIII вида на тему А.С.Пушкин Барышня-крестьянка.

Конспект урока по чтению в 9 классе VIII вида на тему А.С.Пушкин Барышня-крестьянка.

Конспект урока по чтению в 9 классе VIII вида на тему А.С.Пушкин Барышня-крестьянка.

Конспект урока по чтению в 9 классе VIII вида на тему А.С.Пушкин Барышня-крестьянка.

Иван Петрович Берестов

Иван Григорьевич Муромский

Алексей

Лиза

Красавица - смуглянка

Образована

Шалунья - проказница

Чтит нравственные нормы поведения


Стройный

Высокий

Образован

Веселый

Озорной

Крепкий хозяин

Уважаемый всеми барин

Не любит все иностранное

Расточительный

Чудоковатый

Любит все английское

«Словарь настроения» (каждому ученику)

Читать:

С заинтересованностью

С ласковой снисходительностью

С удивлением

С нарочитой простотой

С хитринкой

С отчаяньем

С беспокойством

С восхищением



© 2010-2022