Конспект экскурсии по литературе Учебно-тематической экскурсии Городищенский-археологический комплекс (8 класс)

Цели экскурсии: содействовать формированию представлений учащихся об объектах природного, исторического, археологического комплекса и изучить отрывок истории нашего региона периода средневековья, проследить движение народов на севере Русской равнины.Задачи экскурсии:1. В ходе экскурсии познакомить с возникновением древнерусских сопок и укрепленного городища на территории Сандовского района.2.Спообоствовать получению дополнительных знаний по истории, краеведению, средствами экскурсионно-образова...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Лукинская основная общеобразовательная школа




Тема: Учебно- тематическая экскурсия «Городищенский археологический комплекс».


Разработали:

Смирнова Инна Владиславовна,

Сидорова Татьяна Александровна,

МБОУ Лукинская ООШ

Сандовского р-на



с. Лукино

Оглавление



1. Технологическая карта учебно-тематической экскурсии «Городищенский археологический комплекс».

2.Сопроводительный (контрольный) текст учебно-тематической экскурсии «Городищенский археологический комплекс».

3. Карта - схема маршрута учебно-тематичекой экскурсии «Городищенский археологический комплекс».

4. Портфель экскурсовода учебно-тематичекой экскурсии «Городищенский археологический комплекс».

5. Библиографический список

6. Творческие работы учащихся.






























Объяснительная записка



В условиях модернизации российского образования национально-региональному компоненту отводится значительное место, поэтому появилась необходимость внедрения в образовательный процесс методов и форм обучения, способствующих прикладному изучению своей малой родины. Привлечение педагогического потенциала туристско-экскурсионной деятельности для решения данной проблемы, на наш взгляд, является наиболее эффективным и актуальным. Именно туристско-краеведческая деятельность способна выполнять образовательные и воспитательные функции одновременно. Кроме того, данная деятельность способствует формированию жизненно важных навыков и становлению социальной активности личности.

Для внедрения экскурсионного метода, как наиболее эффективного при изучении природных и исторических особенностей своей малой родины, имеется необходимая ресурсная база в Сандовском районе, в том числе в окрестностях села Лукино имеются недвижимые объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) и памятник природы «Городищенский археологический комплекс».

Проведенное учителем -краеведом Веселовым Виктором Николаевичем исследование природных и историко-культурных ресурсов окрестностей села Лукино, в частности «Городищенского археологического комплекса» и описанное в авторской книге «Очерки по истории Сандовского района Тверской области», показало, что на основе данных объектов возможно проектирование экскурсионных маршрутов разной тематической направленности: краеведческой, археологической, исторической и естественнонаучной тематики.

Второй год в школах изучается новый курс - история Тверского края. Но его методическое и практическое обеспечение, учебное пособие по курсу создают определенные трудности для учителя и учащихся. Особенно слабым звеном в этом плане является недостаточная освещенность средневековой истории ряда территорий, не входивших в период средневековой государственности в Суздальские и Тверские земли. Это территории «окраин» области, к ним относится и Сандовский район.

Материал экскурсии является восполняющим звеном. Это звено позволяет сконцентрировать внимание учащихся на историческом развитии своей местности, приблизить и упростить для восприятия дальнейший материал по курсам истории Отечества и Тверского края. Комплексность экскурсии помогает ученикам более глубоко и всесторонне вникнуть в процессы жизни людей нашего края.


  1. Технологическая карта


учебно-тематической экскурсии

«Городищенский археологический комплекс»

Цели экскурсии: содействовать формированию представлений учащихся об объектах природного, исторического, археологического комплекса и изучить отрывок истории нашего региона периода средневековья, проследить движение народов на севере Русской равнины.

Задачи экскурсии:

1. В ходе экскурсии познакомить с возникновением древнерусских сопок и укрепленного городища на территории Сандовского района.

2.Спообоствовать получению дополнительных знаний по истории, краеведению, средствами экскурсионно-образовательной деятельности.

3. Воспитывать наблюдательность, любовь к родному краю и Отечеству, уважение к своим землякам, их труду и жизни.

Вид экскурсии.

По содержанию: тематическая.

По способу передвижения: пешеходная.

По месту проведения: сельская.

По составу и количеству участников: групповая.

Продолжительность экскурсии: 60 минут

Категория экскурсантов: учащиеся школы

Основные объекты показа:

1. Место впадения реки Ломинога в реку Саванка.

2. Мост через реку Ломинога.

3. Сопки.

4. Погребальный обряд славян.

5. Крепость.

6. Пепелище церкви и древнее кладбище.

7. Селище 2.

8. Деревня Городище.

9. Работы учащихся: сочинения, стихи.

Маршрут экскурсии:

МБОУ Лукинская ООШ - место впадения реки Ломинога в реку Саванка - Городищенский археологический комплекс

В ходе экскурсии вы узнаете, об истории возникновения объектов «Историко- археологического комплекса»: узнаете как появились сопки, познакомитесь с традициями похоронного обряда древних славян, с крепостью, древним кладбищем, почему и как возникло укрепленное поселение на территории Сандовского района. Экскурсия поможет вам больше узнать о истории нашего края.

Сандовский район расположен на северо-востоке Тверской области. Наши соседи с востока - Весьегонский район; с юга - Молоковский и Максатихинский районы; с запада - Лесной район; с севера - Пестовский район Новгородской области и Устюженский район Вологодской области.








Остановка 1.

Место впадения реки Ломинога в реку Саванку.

Мост через реку Ломинога. Здесь хорошо просматривается работа ледника в формирование рельефа - моренные холмы и гряды. Моренные гряды и низменности, повторяющие направление движения льдов, хорошо сохранились возле села Лукино и деревень Борисково, Городище. Через наши земли прошли все 4 оледенения, последний окончательно формирует рельеф и внутренние воды региона. Следы древних оледенений повсеместно встречаются в нашей местности в виде щебня, галечника, крупных обломков скальных пород. Вполне вероятно, что крупные обломки скал, принесенные ледником из Скандинавии и Карелии, носили в древности ритуальный характер, обожествлялись у язычников- дохристиан и были местами поклонений и жертвоприношений (капищами).

Со сменой природно-климатических условий меняются растительный и животный мир территории. Поэтому в нашей флоре встречаются тундровая, таежная растительность, растительность смешанных лесов. То же самое наблюдается и в животн6ом мире. В конце XIXвека в обнажении ручья возле деревни Малое Мякишево найдена бедренная кость мамонта.

Достаточное количество воды, животных, обширные лесные массивы создали благоприятные условия для проживания людей - охотников и собирателей.

Первожители селятся в нашем крае примерно 10-15тыс. лет назад. Люди жили и трудились здесь еще во времена нового каменного века (неолита) в VII - .V

тысячелетиях до нашей эры, возможно - в мезолите. Из исследованных первожителей края ученым отмечены и прибалты. Позднее с Урала сюда пришли древни угро-финские племена. В крае появляются и племена веси.

Во второй половине I тысячелетия нашей эры наш край заселяется словенами, и он вошел в состав Новгородской земли. Доказательства:

- круглые сопки при захоронениях

- цакающая и чакающая речь

Заселение шло двумя путями:

- Северный - Ладога, Сясь, Тихвинка, Чагодаща, Молога.

- Западный - Ильмень, Мста, Волчища, Молога.

На нашей территории сохранился ряд памятников словенской культуры - это круглые сопки и жальники, селище в Городищах , Ладожском, Тюхтове, Залужье, Решетихе.


Остановка 2

Сопки

Мы очень слабо прослеживаем расселение аборигенов края, так как серьезных археологических исследований, тем более раскопок, в районе не проводилось. А вот видимые нашему глазу сопки раскапывались. В нашем комплексе их копал в 70-е годы XIXвека археолог -любитель, ладожский помещик Караулов. Копал безграмотно, поэтому практически ничего не нашел. На востоке района по реке Реня, а также в соседнем Весьегонском районе раскопки производили действительный член императорского археологического общества Д.Европеус и преподаватель Весьегонской гимназии А. Виноградов; возле деревни Пнево раскопки проводил преподаватель Киевской гимназии Лисицын. По этим раскопкам и находкам можно сделать вывод, что сопки являются смешанными вепско - славяно-скандинавскими захоронениями.

Учебно-исследовательской экспедицией учащихся Лукинской школы в 1988г, под руководством Веселова Виктора Николаевича, обнаружено 43 сопки почти полностью сохранившиеся, к ним прикреплены охранные знаки-таблички с надписью «Охраняется государством» и присвоен номер объекта. 4 сопки разрушены почти до основания, все они нанесены на карту. 2 сопки уничтожены при строительстве дороги Сандово - Ладожское. Если судить о сохранности и состоянии сопок, то удовлетворительным его можно считать только у тринадцати. Это те сопки у которых «крыша» - дерновое и древесное покрытие почти не повреждены. Остальные 30 захоронений имеют повреждения либо от исследователей-любителей и кладоискателей, либо использовались как карьеры при строительстве, либо повреждены кабанами и свиньями - часть сопок некоторое время находилась в пределах свиного пастбища.

Курганы различны по размерам: высота их колеблется от 1,5 до 9 метров, диаметр от 10 до 40 метров.

Профессор Тверского госуниверситета Ю.М.Смирнов дает оценку комплексу: «Памятника тех давних веков, так хорошо сохрашивнегося и столь величественного, пожалуй, нет больше нигде в нашей области». Еще в пятидесятых годах прошлого века колхоз имени Кирова (часть колхоза «Ленинский путь») получил охранную грамоту на сопки, в которой было предупреждение о санкциях за их порчу до 5 тысяч рублей штрафа. В 1991году подобный документ выдан комитетом по охране памятников истории и архитектуры департамента культуры Тверской области. Однако при существование этих документов за разрушение сопок никто не был наказан, и варварство продолжается.

При исследовании сопок выявлены следующие закономерности:

  • Сопки редко располагаются одиночно. Чаще всего это группы в 2-3, а иногда в 5 сопок. Интересно, что часто эти группы объединяют или большие, или средние, или малые сопки, что, возможно, свидетельствует о их фамильной (клановой) принадлежности.

  • Все сопки размещены на возвышенных местах, причем высоты различны: от 1,5 - 2 до 10 и более метров, что придает им еще более грандиозный вид.

  • Если взять за эпицентр крепость, то сопки располагаются в радиусе до 500 метров от нее, исключение составляют 2 сопки, помещенные в излучину реки Саванка в юго-восточном направлении, но они как бы подтверждают правило.

Жальниц (мелких сопок) обнаружено и нанесено на карту 5 штук. Вероятно, исследователи XIX века, говоря о 300 сопках, имели ввиду большое количество жальниц. Но сохранилось их мало, да и обнаружить трудно: на полях они запаханы, в лесу - заросли кустарником.

Разнообразны сопки по своему устройству и способу погребения: в одних раскопки показывают трупосожжение (кремация), в других труположение (инагуация). Всречатся сопки, где можно обнаружить и прах костей. Захоронения трупоположением более поздние, впускные. Различно положение погребенных: в грунтовой яме под насыпью, на поверхности материка, в каменных( реже деревянных) ячейках. Весьма различно число погребений в одной сопке - от одного - двух до нескольких десятков. Различна форма сопок: полусферические круглые сопки, круглые сопки с плоским верхом и длинные (вроде скирд сена) сопки. Причем их форма характерна для того или иного племенного союза славян.

Сопки нашей местности круглые полусферические, относятся к типу погребений новгородских славян- словен.

Итак, сопка - это родовое захоронение, отсюда стремление похоронить умершего рядом со своими родичами.

Погребальный обряд славян.

Валентин Иванов в своей книге «Русь изначальная» описывает похоронный обряд у россов в VI веке.

«… Все люди одного языка, как живущие на Рось - реке, так и самые дальние обитатели заприпятских болот, все славяне до самого холодного (Балтийского) моря на севере твердо знали, что забота о человеческом теле совершается для устройства души. При жизни душа и тело - одно. Как вода наполняет землю, как влагой полон живой лист дерева, как в кремне теплится огонь, извлекаемый ударом твердого железе, так душа живет в теле. Но и после разрушения тела сохраняется тайная связь останков с душой. Сжигается труп на погребальном костре - и очищенная огнем душа легко возносится на небесную твердь. Там мать и отец ждут детей, там друг находит друга, там конец всем разлукам и - свершение каждой мечты.

… Опыт научил, сколько надо брать дров для сжигания тела. Сколько тел - и в 2 раза больше дров…

… Погребальный костер был сложен из дубового дерева. Дуб - дерево мужчин, его пламя очищает душу воина. На верх строения уложили дорогу, по ней вносили тела. На грудь клали щит, в ноги - колчан со стрелами, лук. Справа - копье, слева - меч, как при жизни, так и в небе. В головах ставили берестяные и лубяные чаши, горшки с медом и молоком, не забыли хлеба и круп. На пальцы надевали бронзовые, медные, серебряные перстни, у кого какие были, с камешками или без. На головы - шапки, ноги обували в новые сапоги. Клали арканы для ловли коней и ременные лестницы, чтобы лазить на деревья. Накрывали плащами. Ничего бы не забыть, дабы друг не попрекнул друга в небреженье при грядущей встрече. /…………/

… Костер занимался кругом в самый полдень, в самый яркий свет неба, чтобы души не заблудились в пути. И завилось пламя, унося в небесную твердь растворенную и очищенную плоть - славянские души… /……./

… Остыло жаровище. Место подметали с краев - не ступая в середину костра из почтения к праху. Землю носили в щитах, в бадьях, в ивовых и лубяных коробах, в кожах, в плащах. Бросали со всех сторон в середину, мягкий холм нарастал, осыпались комья. Потом утаптывали ногами, били колодами на ручках, поливали водой, чтобы плотнее улеглась земля, а холм был выше.

Священны могилы. Великое зло перед усопшими потревожить погребальницу. Намогильный холм так надо насыпать, чтобы веками никому не пришлось в силу разрыть его или запахать».

Погребальная песнь.

Имеем мы обычаи свои,

Завет отцов и вечные преданья.

И вечный сон в дали родных лесов,

И шепот наших трав в лугах и на полянах,

И шелест наших злаков в бороздах,

Возделанных руками русских,

И гик коней, и топот стад,

И грай воздушных птиц - все наше здесь.

Могилы предков хранят границы,

Стоят на межпутьях, наблюдают

Порядок смены лет и череду

Сменяющихся поколений рода.

А толпы душ, носясь в вихрях

Между землей и высшей твердью,

Где обитать придется нам,

Когда настанет тайный срок

Блаженство вечности, -

Те души совершают нам подмогу

В день трудных испытаний.

Подобно богу света, который гаснет,

Умирая каждый вечер,

Подобно травам и листве древесной,

Светильники дыханья в человеке,

Зажегшись при рождении, потухнут…

Но человек - он не исчезнет,

Он умер - как закат.

Он успокоен.

В конце рассказа вспоминаются легенды наших мест о том, землю в сопки носили шапками, так и насыпали; о костях людей -великанов, якобы погребенных в сопках.

Христианская церковь запретила кремацию трупов и сооружениевысоких погребальных курганов. Умершего стали класть в гроб, а в склоне сопки вырывали могилу и туда помещали гроб. Так появились «впускные» захоронения.







Остановка 3

Крепость

Мы находимся на месте, где когда-то стояла древняя славянская крепость . Археологи императорского археологического общества Преображенский писал: «….близ села Лукино, стоящего на речке Савань, находится …. городище- крепость. По преданию был большой городок». Сейчас от крепости остался только земляной вал.

Крепость по предположению академика В.Л.Янина, - городок Шипино, являлась восточным форпостом Новгородских земель. При строительстве она была «привязана» к моренной гряде на берегу ледникового озера.

В исследованиях археолога императорского археологического общества Виноградова за 1847 год упоминается озеро Савань возле деревни Городище. Судя по сегодняшнему ландшафту территории, это ледниковое озеро могло находиться между двумя моренными грядами - Поповой Нивой и безымянной. Сегодня это узкое длинное болото, размерами примерно 1 км в длину и 150-200 метров в ширину, по которому протекает ручей.

Высота склона моренной гряды с севера и юго-востока крепости и сегодня составляет от 5,5 до 7,5м. с запада и юго-запада, где морена имеет пологий склон, был насыпан земляной вал высотой 3,5-5 метров и шириной 4-6метров.

Площадь крепости примерно 5500 квадратных метров, и по размерам относится к средним крепостям. Исследователи крепости археологи Виноградов и Преображенский (середина XIXв) говорят, что в ней были железодельные мастерские. Однако исследования группы П.Д.Малягина (1990г) показывают, что культурный слой крепости невелик,и, скорее всего, это была крепость-убежище.

Различны предположения о гибели крепости. В частности, Преображенский полагает, что она была разорена Литвой во время набега 1245 года. Эту же мысль проводит В.В. Шутов в статье «Сквозь глубину веков». При этом все они ссылаются на Новгородскую летопись «Воеваша Литва около Торжку и Бежицы».

Другая версия заключается в том,что падение (разрушение) крепости связано с войнами Новгорода с Москвой за владение Белозерьем и землями Бежецкой пятины и Бежецкого Верха.Но когда это произошло на самом деле - никто не знает.


Остановка4

«Пепелище церкви и древнее кладбище»

Предания и небольшие исследования XIX века указывают на существование в далеком прошлом возле деревни Городище двух церквей. Так что вполне возможно, что близость Божьих храмов положила конец курганным захоронениям уже в XI веке.

Одна, оскверненная (кем и каким образом - легенда не говорит, хотя косвенно упоминаются литовцы), утонула, ушла под землю. Скорей всего, эта церковь была на «бору» - поле к юго-востоку от деревни Городище. Там было одно из древнейших кладбищ. Оно с давних времен распахано, но сих пор на поле, влево от дороги Городище - Аннинское, находят Кресты и другие предметы похоронного назначения.. А где была церковь - определить трудно, как и то, куда она подевалась. В то же время жительница деревни Аннинское Петрова Н.А. говорит, что ее дед видел эту церковь (купола за лесом). Это могло быть примерно еще в 1860х - 1870х гг. В документах она не просматривается. Скорей всего дед помнил кладбищенскую церковь Митрофания в селе Лукино, которая была воздвигнута на время перестройки основной Троицкой церкви (завершено строительство в 1870году).

Церковь на «Поповой Ниве» вероятно закрылась около 1530 года, когда Троицкая церковь в Лукино была «внове построена». Вполне возможно, что фундамент от нее снимался в 1860х годах на строительство новой Троицкой церкви в камне. Поэтому до наших дней и сохранился четко выраженный квадрат (четверик) 12*12 метров, характерный для древнерусского храмового зодчества. А «камни», многие из которых вросли в землю, - это следы древнего кладбища при церкви.

Остановка 5

Селище 2

Рядом с крепостью обнаружены два селища: на месте одного из них находится современная деревня Городище; второе - метрах в 250-300 восточнее крепости. На поле хорошо просматривается темное пятно площадью около полугектара. Во время экспедиции учащимися Лукинской школы были обнаружены предметы керамики, что говорит о том, что здесь когда-то жили люди.


Остановка 6

Деревня Городище.

Маленькая деревня Городище спряталась среди холмов и курганов, заросших ольхой, рябиной и черемухой, а больше - соснами. И если вы свернете к югу с дороги Сандово - Тюхтово, то деревеньку сразу не увидите, хоть и стоит она в полукилометре от этой дороги на всхолмленность местности указывают и названия здешних мест - Подгорье, Загорье, Увал. И только внимательный взгляд определит, что большинство холмов не природное чудо, а творение рук человека.

Мы поднимаемся на очередной взгорок, и нашим глазам открывается деревенька. Она и вправду красива в окружении сосен и рдеющих ягод калины и рябины. А дорога «упирается» в интересующий нас дом, где жила ветеран труда, человек трудной и счастливой судьбы Лебедева Александра Федоровна. Баба Шура была энергична, сохраняла интерес к жизни, никогда и никому не отказывала во встрече и беседе. А помнила она многое.

Из воспоминаний Лебедевой А.Ф.

Родилась я 6 мая 1924 года последним ребенком в очень большой и дружной крестьянской семье Федора Ивановича и Александры Ивановны Сухановых. Да большие семьи тогда не в диво были - по деревне сколько ребятишек бегали. А впереди меня еще восемь братьев было, из девок - я одна. Дружная была семья. Работящая. А во мне так братья души не чаяли.

Да, много детей «произвели» на свет Федор Иванович и Александра Ивановна. И рождались все крепкие парни.

1902 год - Иван

1908 год - Сергей

1910 год - Михаил

1912 год - Александр

1913 год- Василий

1914 год - Федор

1918 год - Петр

1922 год - Дмитрий

1924 год - Александра

Так и рождались дети с «каникулами» на первую мировую и гражданскую войну.

- Ты, Федор, можешь свою деревню построить, - подсмеивались мужики.

- А что, - отвечал Федор Иванович, - и построю. Так и назовем «Федькина деревня».

Конечно, отдельную деревню никто строить не собирался, но все сыновья мастерски владели топором и плотницким ремеслом. Как и их отец. Поэтому, когда женились Александр, Иван и Михаил, дома им срубили в Городищах. Не нанимали никого, все работы от начала до конца вели своими силами. Сергей работал в городе Рыбинск Ярославской области на «номерном» оборонном заводе. Брат Василий перебрался в город Бологое Калининской области, где и работал по плотницкой специальности. Федор перед войной переехал в город Пестово Новгородской области, работал в милиции. Младшие братья Петр и Дмитрий были холостыми. Они да Александра и оставались в конце тридцатых годов с родителями.

Из воспоминаний А.Ф. Лебедевой.

Наш колхоз маленький был - всего одна деревня, да и другие колхозы такими были. Техники в колхозе не было, работали, как и встарь вручную, поэтому работы хватало всем. Младший брат Митя мастеровой был. По заданию колхоза за одну зиму 14 повозок для перевозки сена и соломы сделал. Митя на войне пропал без вести, а его изделия и после войны еще служили колхозу. Не знаю, как бы жили дальше, наверно все же лучше, да всех ведь война поковеркала.

С началом Великой Отечественной войны жизнь действительно дала крен во всех домах и семьях деревеньки. Провожали мужчин на фронт. Сухановы прощались с Александром, Дмитрием, Михаилом, Сергеем, Петром; Василий призывался из Бологое; Федор - позже других - из Пестова. Только Сергей, работающий на оборонном заводе, получил «броню» - освобождение от призыва. Он, один из старших, в дальнейшем пережил всех младших братьев.

А потом пошли похоронки.

Пять братье, один за другим , погибли на войне. И тогда не выдержало сердце старого солдата, сломавшего две войны. В том же 1943 году умер глава дома Федор Иванович, а ведь нестарый еще был мужчина - всего 55 лет. В 1944 году пришла последняя похоронка - пропал без вести лейтенант Суханов Федор Федорович. Так из семи братьев, ушедших на фронт, положили свою жизнь за Отечество шесть. Вернулся с фронта только Иван. Весь израненный он почти сразу переехал в Ленинград. Да остался в живых Сергей, «кочевавший» со своим заводом из Рыбинска в Уфу и назад в Рыбинск. Матери, погибших солдат, Александре Ивановне государство назначило пенсию в 14 рублей.

Из воспоминаний А.Ф. Лебедевой.

Тяжело было, больно и горько. За что? Да больно-то плакать и горевать времени не было. Работали в колхозе от темна до темна. Наверно и молодость брала свое. Выходила к молодежи. Да и как не выйдешь, если в 100 метрах , прямо перед окнами на «Маленькой стороне» вечерами от ранней весны до глубокой осени гуртовалась молодежь. Маленькая сторона - небольшая лужайка влево от дороги к большаку. С запада она закрыта тремя сопками- красавцами, с востока - одиночными крупными сопками, с севера - холмом. Все возвышенности поросли плотным сосняком. Вот там исстари молодежь и собиралась в теплое время. На поляне устраивали качели, ставили «гигант» - подобие карусели.

Красота природы, развлечения привлекали на маленькую сторонку много молодежи из соседних деревень. Да что тогда за молодежь была: девок - пруд пруди, а прани - 14-16 лет. Вот тогда и частушку сочинили:

Дорогие девушки,

Не будьте гордоватые -

Любите тридцать первый год,

Хотя и мелкий он народ.

Тридцать первый - это год рождения многих «Женихов».

Так в работе, в общении с прекрасной природой и людьми постепенно оттаивала душой Александра. Жила с матерью. Старались хоть чем-то помочь детям старших, погибших и живых, братьев. А было их девять человек.

В 1946 году Александра выходит замуж за демобилизованного красноармейца Круглова Григория Феофановича.

Но в 28 лет он умер в городе Калинине. О смерти мужа Александре сообщили через неделю работники милиции. На похороны ее конечно никто не ждал. Как и на каком кладбище похоронен муж, она не знает, но думает что «просто зарыт». Так на одном из кладбищ Калинина появилась еще одна могила солдата. Но без солдатской звездочки. А в деревне Городище осталась 25-летняя вдова Круглова Александра Федоровна с двухлетней дочкой и 63-летней матерью старухой на руках.

Из воспоминаний А.Ф. Лебедевой.

Вроде и не такая уж старая была маменька - 63 года, да столько детей родила и подняла. Да и работать, чтобы содержать такую семью, пришла немало. Без сна и без отдыха. Так что о содержании семьи все больше мне приходилось думать. Кем же я только не работала? Да разве у нас одних так было? Через дорогу «мыкала горе» сноха Анна Федоровна Суханова с дочкой Машей. А ведь тоже не ломалась: и веселая, и гостеприимная была. Теперь уже умерла, а ее место в моей жизни заняла Мария. Живем как одна семья.

Нелегко пришлось Александре в конце 40-х - 50-е годы. За любую работу бралась. Свинаркой работала, вместе с этим и свинофермой заведовала. А после свинофермы шла «на рядовые работы» - сено косила, посевы пропалывала, лен теребила, колотила и расстилала. Пожалуй, обо всем и не написать.

Укреплялись колхозы. После двух укрупнений деревня Городище вошла в колхоз-гигант «Ленинский путь», где объединили 23 деревни. Вроде и техники стало больше, труд-легче, а народ из деревень стал уезжать, и в первую очередь из таких маленьких, как Городище. Скот собрали в центрах, а в маленьких деревнях и работы не стало - нужно идти куда-то за 2-3 и более километров. Последние годы перед пенсией Александра Федоровна работала счетоводом в конторе колхоза. Учли навыки учета, которые она получила, когда заведовала фермой.

Любовь Александры Федоровны к своей малой родине общеизвестна. Эта энергичная и болеющая душой за родные места женщина, она привила свою любовь дочери и внукам. Внук Владимир еще 8-летним мальцом «участвовал» в экспедиции старшеклассников Лукинской школы по описанию археологического комплекса, сопок, развалин крепости. А сопки действительно разрушают. За последние 25-30 лет исчезли 5 курганов А жаль. Это были замечательные объекты для научных исследований.








Приложение 1

Рассказ-сочинение Голубковой Виктории

СОПКИ - ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬ с. Лукино

В селе Лукино протекают две реки: одна Ломинога, а другая - Саванка. Они слились возле с.Лукино. В нашей местности нет ровного места. Это прошел ледник. Но 10-13 тысяч лет назад последний ледник отступил.

Древние люди оставили захоронения. Они сжигали трупы на вечном огне. И потом сожженный прах клали в горшочки и засыпали сверху песком, а после сверху еще хоронили родных. Эти захоронения называются сопками. В сопке может быть 8 захоронений и больше. Это скорей всего семейное захоронение.

Сопки оставались не на ровном месте и не на возвышенности, а на склоне. Люди думали, что в сопках есть золото, но кладоискатели просчитались - там ничего нет. Всего в нашей местности 50 сопок, их них только 8 не попорчены. Сопки повреждаются кабанами, из сопок берут песок, и так их повреждают.

В VI веке к нам пришли славяне, раньше пришли угоро-финны, а потом Новгородские словены. В нашей местности и есть крепость. Крепость площадью 5500 кв.м.. В низине от крепости было озеро. Пруд, который сейчас есть, это и есть остаток озера. В этой крепости было много места. Говорили, что в ней прятались, когда была война. В неё приходили люди из соседних деревень и приводили домашних животных. В округе было две церкви, и говорят, что одна церковь ушла под землю. По легенде говорят, что сопки наношены шапками.

В деревне Городище всего было 24 домика. 127 человек занимались земледелием. В начале XX века в деревне был кирпичный завод Гарнова и братьев Морошкиных.

В деревне Загорье жила помещица Екатерина. Она была бездетная и усыновила мальчика Ерошу. Их дом перевезли в Сандово.

Есть легенда. Что в деревне пришел старик. Он прошел много деревень и искал Городище с сопками. Когда он пришел в Городище, то стал разрывать сопку, но люди его прогнали и он ушел со слезами.

В годы Великой Отечественной войны т после нее в деревне жили плохо, есть было нечего. Все люди уехали в город.



Приложение 2

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Учащаяся 7 класса Федорова Татьяна

Была я здесь не раз,

Но не видала я всего того,

Что увидела сейчас.

Какой красивый наш рельеф!

Образовались моренные пальчики

Благодаря трем ледникам,

Которые прошли за сотни тысяч лет.

Здесь и возвышенность,

И есть низина.

То в горку поднимаешься,

То катишься с нее.

В сопках круглых и овальных

Хоронили людей славных.

Но вскоре на Русь христиантсво пришло

И изменения в захоронение ввело.

Люди стали все стальные,

А способы захоронения вставные.

Тем самым внуки стальные,

Были с предками своими славными.

Если в доме мужчина оставался,

Разрубал он родственника труп,

Уносил к скале,

Чтоб птицы растаскали

И освободили невинную душу.

Люди были мастера,

Строили красивые дома.

Площадь дома 12 на 12

Воздвигали братцы

Крепость тоже там была,

Но давно разрушена она,

Рядом с этой крепостью

Озеро было,

Но заросло оно,

Теперь здесь глубокая канава,

Да крапива.

Берега его обложена камнями.

Вывозили с селищ люди сами,

Но не специально вывозили,

Которые мешали, те все и грузили.

Маленькие два селища

Имеются у нас.

В тесноте, да не в обиде,

Люди жили, не тужили.

Я закончила свой стих.

Скользит подыскивая слово,

Чтоб не сказать -ни «нет» ни «да»,

А там внизу, течет сурово

Истории

Тяжелая

Вода.

(К. Симонов)

Ноя одно сказать хочу,

Поберегите в сердце это,

Что в памяти остался след

Археологического уголка планеты.

Чтоб рассказать своим друзьям,

Чтоб те хранили тоже в сердце.

Чтоб оставался путь

К исследованному комплексу планеты!


© 2010-2022